Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
806
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTING / OBLIGATIONS / DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юданова М.Я., Шарапова И.С.

Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность за счет средств государства. Основной статьей расходов учреждения являются расходы на закупку материалов, инвентаря, потребление благ и связанные с оказанием сторонними организациями различного рода услуг. В связи с этим остро стоит вопрос эффективности организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. В настоящей статье рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и разработана его обобщающая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING SETTLEMENTS WITH SUPPLIERS AND CONTRACTORS IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Budget institutions carry out their activities at the expense of the state. The costs associated with the costs of procurement materials, inventory, consumption and related services of various kinds. In this regard, there is the question of the effectiveness of the organization of settlements with suppliers and contractors. This article discusses the features of accounting in budgetary institutions and its generalized model is available.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 657.631

Юданова М.Я. студент магистратуры кафедры учета, анализа и аудита Научный руководитель: Шарапова И.С.,

доцент

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им.

В.И.Вернадского» Институт экономики и управления Россия, Республика Крым, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность за счет средств государства. Основной статьей расходов учреждения являются расходы на закупку материалов, инвентаря, потребление благ и связанные с оказанием сторонними организациями различного рода услуг. В связи с этим остро стоит вопрос эффективности организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В настоящей статье рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и разработана его обобщающая модель.

Ключевые слова: учет, обязательства, задолженность.

Yudanova M. Ya. master student department of accounting department,

analysis and audit Scientific adviser: Sharapova I.S., PhD in Economics

Associate Professor

Federal state Autonomous institute of higher education «Crimean

Federal University. V. I. Vernadsky» Institute of economics and management Republic of Russia Crimea, Simferopol

FEATURES OF ACCOUNTING SETTLEMENTS WITH SUPPLIERS AND CONTRACTORS IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Abstract: Budget institutions carry out their activities at the expense of the state. The costs associated with the costs of procurement materials, inventory, consumption and related services of various kinds. In this regard, there is the

question of the effectiveness of the organization of settlements with suppliers and contractors.

This article discusses the features of accounting in budgetary institutions and its generalized model is available.

Key words: accounting, obligations, debt.

В процессе исполнения учреждением утвержденного бюджета между ним и контрагентами, возникают определенного рода взаимоотношения договорного характера. В частности это касается ситуаций осуществления закупки товаров, материалов и услуг, которые приводят к необходимости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении.

Указанные выше расчеты относят к группе межхозяйственных расчетов и связей, основной целью которых выступает приобретение материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг от поставщиков. Юридической основой осуществления расчетов являются договоры, контракты, соглашения, заключенные согласно положениям ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1].

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в большинстве случаев осуществляется согласно модели, рассмотренной на рисунке 1.

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Сущность бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками состоит в регистрации хозяйственных операций по приобретению и оплате товаров, материалов, работ, услуг и т.д.

Цель: сформировать достоверную информацию о состоянии расчетов поставщиками и подрядчиками для пользователей бюджетной отчетности. Задачи:

- обеспечение правильности отражения исполнения обязательств сторонами;

Объекты учета:

Принятые обязательства, дебиторская и кредиторская задолженность. Законодательная база:

БК РФ, ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011, ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013, Приказ Минфина РФ №162н от 06.12.2010 «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Счета учета:

302 «Расчеты по принятым обязательствам»

Документооборот:

- договоры, контракты, соглашения, гарантии и т.д.

- первичные документы (счета, накладные, акты выполненных работ, банковские документы);

- регистры аналитического учета;

- регистры синтетического учета;

- бюджетная отчетность.

Рисунок 1 - Модель бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении. Составлено автором

Основная цель бюджетного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками состоит в формировании достоверной информации относительно осуществляемых учреждением расчетов по принятым обязательствам перед контрагентами. Помимо основной цели можно выделить ряд подцелей учета:

1) достоверное отражение дебиторской и кредиторской задолженности по осуществляемым межхозяйственным расчетам;

2) соблюдение сроков расчетов, отраженных в заключенных договорах, контрактах, соглашениях по выполненным работам, оказанным услугам, приобретенным материальным ценностям;

3) организация аналитического учета кредиторской задолженности по предприятиям, организациям, физическим лицам;

4) достоверный учет и своевременное списание задолженностей с истекшим сроком исковой давности [1].

Основная задача учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении заключается в правильной организации учета по указанному участку. Основой организации учета в целом и его участков в бюджетном учреждении являются такие нормативные акты как Бюджетный Кодекс Российской Федерации, План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, а также Инструкция по бюджетному учету, которые устанавливают требования и правила организации бюджетного учета [2].

Одной из особенностей ведения бюджетного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является счет их учета. Согласно плану счетов синтетическим счетом бюджетного учета принятых обязательств является пассивный счет 0030200000 «Расчеты по принятым обязательствам». К данному синтетическому счету открываются такие субсчета:

- 003022000 «Расчеты по работам, услугам», на котором отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками, оказывающими учреждению услуги различного характера (услуги связи, коммунальные услуги, транспортные услуги и др.);

- 003023000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов», на котором отражаются расчеты с поставщиками основных средств, нематериальных активов и материалов;

- 00309000 «Расчеты по прочим расходам», на котором отражаются расчеты по санкционным выплатам в соответствии с положениями заключенных договоров и контрактов.

Суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг отражаются по кредиту указанных субсчетов в корреспонденции с соответствующими активными счетами, такими как 010500000 «Материальные запасы», 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 040120000 «Расходы текущего финансового года», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» [3].

Следует отметить, что для учета уплаченных поставщикам и подрядчикам авансов учреждением открывается отдельный счет, а не субсчет, что отличает учет в бюджетном учреждении от бухгалтерского учета коммерческой организации. В плане счетов бюджетного учета для учета авансов предусмотрен активный счет 0020600000 «Расчеты по выданным авансам», к которому предусмотрено открытие таких субсчетов:

- 0020620000 «Расчеты по авансам по работам и услугам»;

- 0020630000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов».

Зачет выполненных контрагентами обязательств по полученным

материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам, в счет перечисленных ранее авансов отражается по кредиту указанных субсчетов в корреспонденции с соответствующими субсчетами счета 003020000 «Расчеты по принятым обязательствам» [3].

Отражение операций учреждения на рассмотренных счетах осуществляется строго на основании первичных документов, таких как:

- счета, которые выдаются поставщиком (подрядчиком) и являются основанием для осуществления платежа за материальные ценности или услуги, отраженные в нем;

- накладные (ТОРГ-12 и Товарно-транспортные), подтверждающие факт осуществления поставки материальных ценностей и их комплектации;

- акты выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающие факт оказания учреждению услуг;

- счета-фактуры, которые служат основанием для принятия учреждением сумм НДС о приобретенным ценностям и услугам к вычету;

- банковские документы (платежные поручения, требования, аккредитивы), которые служат подтверждением исполнения обязательств со стороны учреждения [2].

Регистрами аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении выступают многографные карточки, карточки учета средств и расчетов и раздельные оборотные ведомости соответствующих счетов. Стоит отметить, что карточка учета средств и расчетов может применяться для аналитического учета как операций по обязательствам, так и операций по движению денежных средств.

Регистром синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении является журнал операций № 4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В нем ведется запись операций по кредиту счета 302, в разрезе видов поставок [4].

Бюджетная отчетность выступает заключительным этапом учетного процесса. Обобщенная информация о расчетах учреждения с поставщиками и подрядчиками находит свое отражение в следующих формах бюджетной отчетности:

1) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (в разделе «Обязательства» по строке 490 отражаются остатки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками на конец отчетного периода);

2) отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (отражает информацию о способах и размерах погашения обязательств перед поставщиками);

3) отчет о движении финансовых ресурсов (содержит аналитическую информацию по выбытиям по текущим и инвестиционным операциям, детализированную по аналитическим кодам бюджетной классификации);

4) отчет об обязательствах учреждения (содержит показатели объема принимаемых и принятых обязательств (в том числе согласно заключенным контрактам (договорам)), а также исполненных денежных обязательств);

3) пояснительная записка (содержит сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения, о принятых и неисполненных обязательствах, об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения, позволяющие рассчитать показатели доли неисполненных обязательств и процента их исполнения в судебном порядке);

4) сведения по дебиторской и кредиторской задолженности [5]. Таким образом, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в

бюджетном учреждении отличается многоэтапностью и многозадачностью. От эффективности его организации зависит достоверность отражения операций, непосредственно связанных с расходованием бюджетных средств, что накладывает на уполномоченное лицо дополнительную ответственность за соблюдение норм законодательства в сфере закупок и их учета.

Использованные источники:

1. Воробьева И. П. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие [Электронный ресурс] / И.П. Воробьева, А.Л. Спесивцева, Г.А. Барышева. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. 252 с. Режим доступа: https://portal.tpu.ru/SHARED/v/YQRVIP/Ucheba/Tab5/%D0%91 %D 1 %83%D 1 %85%D 1 %83%D1%87%D0%B5%D 1 %82%20%D0%B2%20%D0% B1 %D 1 %8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D 1 %82%D0%B5%20%D0%92% D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D0%B1 %D 1 %8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0. pdf (дата обращения: 28.05.2020).

2. Жаворонкова, А. А. Особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками [Электронный ресурс] / А. А. Жаворонкова // Вопросы экономики и управления. 2019. № 5 (21). С. 25-27. Режим доступа: https://moluch.ru/th75/archive/138/4445/ (дата обращения: 28.05.2020).

3. Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107678/ (дата обращения: 02.06.2020).

4. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59589/ (дата обращения: 02.06.2020).

5. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/12181732/ (дата обращения: 02.06.2020)

6. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70951956/ (дата обращения: 02.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.