UDK 33
Юлдашев М.М. доцент
кафедра «Бухгалтерский учет» Ташкентский государственный транспортный университет
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация: В данной статье рассмотрена организация учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятий железнодорожного транспорта на основе новых нормативных актов, его особенности, в частности расчет распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в себестоимости грузов, пассажиров, багаж и почта.
Ключевые слова: прямые затраты, косвенные затраты, методы распределения затрат, структура общепроизводственных затрат, структура общехозяйственных затрат.
Yuldashev M.M. associate professor
FEATURES OF ACCOUNTING AND DISTRIBUTION OF GENERAL PRODUCTION AND GENERAL ECONOMIC COSTS IN RAILWAY
TRANSPORT
Abstract: This article discusses the organization of accounting for general production and general economic expenses of railway transport enterprises on the basis of new regulations, its features, in particular, the calculation of the distribution of general production and general economic expenses in the cost of goods, passengers, luggage and mail.
Keywords: direct costs, indirect costs, cost allocation methods, structure of general production costs, structure of general economic costs.
Одним из основных факторов, влияющих на приток иностранных инвестиций в экономику страны и развитие железнодорожного транспорта, является совершенствование систем учета и отчетности в стране, их организация в соответствии с международными требованиями. Все это делает целесообразным использование передовых методов и приемов косвенного распределения затрат с целью совершенствования хозрасчета на предприятиях железнодорожного транспорта, корректного определения себестоимости продукции.
В целях обеспечения единых принципов формирования информации о себестоимости производства и реализации товаров государством установлен общий порядок определения затрат, включаемых в себестоимость продукции, группировки доходов и расходов независимо от форм собственности. С этой целью действует «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов», утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54. В зависимости от способа добавления к себестоимости продукции затраты на производство делятся на две группы: прямые затраты, косвенные затраты.
Прямые затраты - это те затраты, которые непосредственно относятся на себестоимость продукции. Например: материалы, используемые в целях производства, заработная плата рабочих и т. д. Косвенные, т. е. косвенные затраты связаны с производством нескольких различных продуктов (потребление воды, электроэнергии, пара и т. д.), поэтому они распределяются пропорционально точным базам распределения между этими видами продуктов.Косвенные расходы на железнодорожном транспорте - общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
На большинстве участков железнодорожного транспорта часть затрат производственных и хозяйственных подразделений носит косвенный характер. Общие производственные затраты - это затраты предприятий, отделов и других структурных подразделений предприятия, связанные с производственными процессами на железнодорожном транспорте. Их состав одинаков для всех основных видов деятельности и затрат происхождения (локомотивных и вагонных депо, дорожных расстояний, автовокзалов и т. д.).
Общие производственные затраты можно разделить на две группы. К первой относятся затраты, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией основных средств. К таким основным средствам относятся: рабочие и энергетические машины, природоохранное оборудование, автомобили отечественного производства, лабораторное оборудование, производственные здания и сооружения и многое другое.
Во вторую группу общепроизводственных затрат входят расходы на содержание производственного персонала: выплаты за нерабочее время, командировочные расходы рабочих, не относящиеся к аппарату управления, скидки на стоимость спецодежды и т.д.
Расходы на общепроизводственное производство и общехозяйственные расходы на железнодорожном транспорте суммируются на счете сбора 2310 - «Вспомогательные производственные расходы». При наличии в структурном подразделении нескольких видов деятельности, например, «Услуги локомотивной тяги» и «Ремонт
подвижного состава» или «Грузоперевозки», затраты являются прямыми затратами и должны распределяться между видами деятельности. Распределение затрат производится пропорционально заранее распределенным затратам в месяц по каждому элементу затрат и учитывается в счетах основных производственных затрат по видам деятельности.
Общие производственные затраты распределяются по счету в форме, представленной в таблице №1. Для вычета общепроизводственных затрат на железнодорожном транспорте производятся следующие бухгалтерские проводки:
- Дебет 2010 г. - счета "Основное производство" (по статьям и элементам затрат по основным видам деятельности) - 139 380 м.с.;
- дебет 2311 - "Вспомогательное производство" (по элементам затрат по прочим видам деятельности) - 37 368 м.с.;
- дебет 2610 - счета "Брак в производстве" (по элементам расходов по прочим видам деятельности) - 9492 м.с.;
- кредит 2310-«Вспомогательные производственные затраты» - 189 840 м.с.
Распределяя общие производственные затраты, они определяют свою долю в продукте, работе, обслуживающей другие виды деятельности.
Таблица №1
Учет распределения общих производственных затрат за январь (в тыс.
сум)
В том числе
База распределения, статьи и элемнты затрат
Всего основные виды деятельности прочие виды деятельности
2010 2310 2610
Прямая заработная плата по видом деятельности-сумма в сумах в процентах «Затраты по оплате труда производственного персонала за нерораработанное время», в том числе элементы затрат: затраты на оплату труда отчисления на социальный налог 2 800 000 100 % 120 000 14 400 2 100 000 75% 90 000 10 800 5 600 000 20% 24000 2880 140 000 5% 6000 720
Итого по статье 134 400 100 800 26 880 6 720
«Капитальный ремонт основных
средств производственного
назначения»,
в том числе элементы затрат:
затраты ы на оплату труда 24 500 18 375 4 900 1 225
отчисления на социальные налоги
материальные затраты прочие 2 940 2 205 588 147
затраты 19200 14 400 3 840 960
4800 3600 960 240
Итого по статье 51 440 38580 10 288 2 572
Итого по счёту 2510 189 840 139 380 37 168 9492
В таблице использован метод распределения общехозяйственных расходов пропорционально статьям затрат.
Согласно таблице №1 общехозяйственные расходы на железнодорожном транспорте учитываются на счете 2310 -«Вспомогательное производство».
Используются различные методы распределения косвенных затрат:
- пропорционально элементам затрат на производство;
- пропорционально количеству произведенной продукции;
При отсутствии других видов деятельности общие производственные затраты не распределяются по подразделениям только с одним основным видом деятельности.
Общие расходы на железнодорожный транспорт значительно возрастают. Общие эксплуатационные расходы можно разделить на две группы по их экономическому содержанию и назначению:
A. Расходы на содержание основного производства;
B. Непроизводственные затраты.
К группе «А» относятся расходы, связанные с обслуживанием технологических процессов производства продукции, работ, услуг. К этим расходам относятся содержание, ремонт и амортизация зданий, сооружений и других основных средств общего назначения (материальные склады, базы топлива, служебные легковые автомобили, инвентарь и т. д.), подготовка кадров, страхование кадров и имущества, защита сторожевой охраны и др.
В группе Б включены расходы, понесенные на этапе производства по причинам, не связанным с технологическим процессом и, следовательно, являющиеся результатом различных нарушений процесса. К ним относятся простои по причине отечественного производства, преодоление последствий аварий и катастроф, перегрузка вагонов из-за технических отказов, внеплановые затраты на ремонт локомотивов, потери материальных ценностей, в том числе чрезмерная естественная убыль
топлива при хранении. Эти затраты считаются неэффективными затратами, а специфической особенностью неэффективных затрат является невозможность их планирования. Поэтому затраты, возникающие при неэффективных, незапланированных действиях, приводят к нарушению нормативного процесса производства.
В соответствии с НСБУ 21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и инструкция по его применению», зарегистрированной в МинЮсте 23.10.2002 № 1181, производственные затраты на предприятиях с значительными затратами на управление производством в течение месяца составили 2510 - Дебетуется счет «Общепроизводственные расходы».
В конце месяца эти затраты распределяются между видами продукции, а также между остатками незавершенного производства и продукции (работ, услуг) произведённой во вспомогательном производстве. Следовательно, на счете 2510 нет сальдо.
По окончании отчетного месяца счет «Общепроизводственные расходы» распределяется следующими бухгалтерскими проводками:
Дебет 2010 - Счет "Основное производство".
Дебет 2310 - Счет "Вспомогательное производство".
Дебет 2610 - "Брак в производстве " и прочие счета расходов.
Кредит-2510 - Счет "Общепроизводственные расходы".
На сегодняшний день предприятия отрасли железнодорожного транспорта имеют затраты общего характера, но они не группируются и не учитываются отдельно. На железнодорожном транспорте 2510 - Счет "Общепроизводственные расходы" не используется. Согласно приведенным выше данным, на счете 2310 «Вспомогательное производство» учитываются как вспомогательные производственные затраты, общепроизводственные, так и общепроизводственные расходы.
Изучение теоретических источников и текущее исследование расчета эксплуатационных затрат позволило разработать следующие выводы и рекомендации по его совершенствованию:
- Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятий железнодорожного транспорта на счете 2510 -«Общепроизводственные расходы» позволяет правильно определить себестоимость товаров (работ, услуг), произведенных железнодорожным транспортом, и повысить достоверность финансовых результатов.
- В учетной политике железнодорожного транспорта целесообразно определить способы распределения вспомогательной продукции и общепроизводственных затрат.
Использованные источники:
1. Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте» №7661 от 15.04.1999г.
2. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете». - Т.: 13.04.2016.
3. Международные стандарты бухгалтерского учета 2020.
4. Международные стандарты финансовой отчетности 2020.
5. Приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 54 от 05.02.1999 г. «О структуре затрат на производство и реализацию товаров и услуг и порядке формирования финансовых результатов».
6. Ф. Г. Гулямова Пособие для самостоятельно изучающих бухгалтерского учета. -Т.: Издательство НОРМА, Ч. 1-2. 2018.
7. Б.А. Хасанов, А.А. Хашимов Управленческий учет. Учебник. -Т.: «Чолпон», 2013.
8. Красов А.П. Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте. Учебник-М.: «Транспортная книга», 2008.
9. А. Каримов, Ф. Исломов, А. Авлокулов. Бухгалтерский учет. Учебник. -Т.: Шарк 2010 г.
10. Ш.Т. Эргашева «Бухгалтерский учет». Учебное пособие. -Т.: «Экономика и финансы» 2010.
11. Э.А. Федоров Управленческий учет на предприятиях железнодорожного транспорта. Учебное пособие. Москва 2008.