Научная статья на тему 'Особенности учебной деятельности студентов вузов физической культуры в условиях реализации болонских соглашений'

Особенности учебной деятельности студентов вузов физической культуры в условиях реализации болонских соглашений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ / ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НАЗВАНИЯ 16-ТИ ЗАДАНИЙ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Юрий Юрьевич

В статье отображены результаты эмпирического исследования особенностей набора учебных баллов при использовании балльно-рейтингового обучения студентами, занимающимися спортом в сравнении со студентами, не причастными к спорту. Представлены результаты исследования различий обучения студентов-спортсменов и не спортсменов по трем направлениям: различия в оценке значимости различных заданий балльно-рейтинговой системы; различия в реальном выполнении заданий; и различия в несоответствиях между оценкой заданий и активностью их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational activity of students of higher education institutions of physical culture under the conditions of implementation of the Bologna agreements

The article presented the results of the empirical study of the specificity of the set of training marks under the application of the scale-number-rating system by students, involved in sports activities comparing with the students who are not doing the sport. The results of investigation of the differences in the education of the student-athletes and non-athletes under three directions have been presented: differences in the estimation of the significance of different tasks of the scale-number-rating system; differences in the real fulfillment of assignments; and differences in the nonconformities between the estimation of the tasks and the activity of their fulfillment.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной деятельности студентов вузов физической культуры в условиях реализации болонских соглашений»

sonably uniformed and monotonous, because in every sport one needs to develop certain skills, which will contribute to the result’ achievement. Knowledge of the individual characteristics of athletes from the point of view of their endurance and exposure to mental stress is of great importance in the individualization process of preparing for the start of important competitions.

Effective stress resistance is provided by the rational use of the available resources of the individual and is assessed in terms of effectiveness of spent energy and resources, achievement of the goal of combating stress and renovation of functional status, personal development in a way of raising capacity and self-esteem.

REFERENCES

1. Isaev, A.P. and Ehrlich, V.V. (2004), Multifunctional mobility and variability of athletes of Olympic reserve. Mechanisms for effective adaptation to stress in the sport of high and highest achievements, Publishing House of the South Ural State University, Chelyabinsk.

2. Kiselev, V.A. (2006), Improving athletic training of highly skilled boxers, Physical Culture, Moscow.

3. Scherbatykh, Yu.V. (2006), Psychological stress, Piter, St. Petersburg.

4. Yakovlev N.N. (1951), What happens in the athlete body during exercises, Physical Culture and Sports, Moscow.

Contact information: dr.roes20 @ yahoo.com

Статья поступила в редакцию 05.08.2013.

УДК 796 (G76)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКИХ

СОГЛАШЕНИЙ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отображены результаты эмпирического исследования особенностей набора учебных баллов при использовании балльно-рейтингового обучения студентами, занимающимися спортом в сравнении со студентами, не причастными к спорту. Представлены результаты исследования различий обучения студентов-спортсменов и не спортсменов по трем направлениям: различия в оценке значимости различных заданий балльно-рейтинговой системы; различия в реальном выполнении заданий; и различия в несоответствиях между оценкой заданий и активностью их выполнения.

Ключевые слова: задания балльно-рейтингового обучения, значимость заданий, активность выполнения заданий, используются названия 16-ти заданий балльно-рейтинговой системы.

DOI: 1G.593G/issn.1994-4683.2G13.1G.1G4.p52-57

FEATURES OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE UNDER THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE BOLOGNA AGREEMENTS

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presented the results of the empirical study of the specificity of the set of training marks under the application of the scale-number-rating system by students, involved in sports activities

comparing with the students who are not doing the sport. The results of investigation of the differences in the education of the student-athletes and non-athletes under three directions have been presented: differences in the estimation of the significance of different tasks of the scale-number-rating system; differences in the real fulfillment of assignments; and differences in the nonconformities between the estimation of the tasks and the activity of their fulfillment.

Keywords: tasks of scale-number-rating education, significance of tasks, activity of fulfillment of assignments; names of 16 tasks of the scale-number-rating system are used.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, студенты вузов физической культуры совмещают учебную и спортивную деятельность. Их занятия спортом не могут не накладывать отпечаток на особенности и качество обучения. Реализация болонских соглашений, в частности, внедрение балльно-рейтингового обучения внесло определенную поддержку студентам «работающим на два фронта». Такая форма обучения помогает студентам-спортсменам, дает возможность набирать учебные баллы, выполняя, в соответствии с технологической картой, определенные задания. И в то же время некоторые из тренеров «уводят» своих учеников от активного обучения примерно такими словами: «Будет сессия - будешь учиться, а сейчас не накручивай себя - у нас скоро главный старт сезона». Потом оказывается, что таких («главных») стартов много.

Внедрение балльно-рейтингового обучения требует соответствующей адаптации к нему как преподавателей, так и студентов. В практической деятельности можно наблюдать не полное использование студентами возможностей новой формы обучения. Для помощи студентам, совмещающим обучение с занятиями спортом в их адаптации к балльно-рейтинговому обучению, требуется специальные научные разработки по выявлению наиболее приемлемых учебных заданий при реализации болонских соглашений.

При составлении технологических карт, преподаватели методом проб и ошибок осуществляют определенный отбор таких заданий. Однако такой отбор имеет определенные недостатки.

Во-первых, преподаватель невольно окажется склонным отбирать такие задания, выполнение которых удобнее ему, и, в определенной мере, пренебрегать их учебной ценностью.

Во-вторых, в таком планировании учебной работы не учитываются желания тех, кому дается возможность их выполнять - самих студентов.

В этих условиях необходимо научно определить учебную ценность наиболее популярных заданий, оценку их значимости студентами, а также активность студентов в выполнении каждого из заданий. Кроме того, необходимо определить специфику отношения и активности выполнения заданий у студентов физкультурных вузов, у студентов, занимающихся спортом.

Предполагалось, что студенты вузов физической культуры выше оценивают и чаще выбирают для выполнения иные задания по сравнению со студентами, не занимающиеся спортом. Данная работа посвящена эмпирической проверке этой гипотезы.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборка испытуемых: 96 студентов-спортсменов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, разных спортивных специализаций и 36 студентов этого же вуза, не занимающихся спотом, специализирующихся в адаптивной физической культуре (АФК). Выборка репрезентативна по возрасту и полу.

Для выявления ценности для студентов учебных заданий балльно-рейтингового обучения в их самостоятельной работе и активность выполнения этих заданий использовался опросник шкального типа, где испытуемые оценивали каждое из заданий по степени их значимости и активности в их выполнении (зачеркивая соответствующую цифру).

Данная методика прошла процедуру стандартизации - валидизации и проверку

надежности. Оценивалась ценность (по мнению студентов) и активность в отношении выполнения тех 32-х заданий, которые, по результатам поискового исследования когда-либо выполнял хотя бы один из студентов. «Сырые» значения обеих методик преобразовались в стандартные баллы (в стэны), с 10-балльной разрядностью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Студенты АФК высоко оценили следующие 9 заданий (более 7-ми баллов): выступление с докладом, подготовка научных рефератов, изображение структуры текста в таблице, изображение структуры текста в схеме, просмотр видеозаписей по дисциплине, посещение сайтов по дисциплине, написание эссе по изучаемой дисциплине, подготовка ответов на учебные вопросы, подготовка к экзаменам, участие в научных конференциях.

Было выявлено, что студенты-спортсмены в большинстве случаев высоко оценили следующие 9 заданий балльно-рейтинговой системы (отметили более 7-ми баллов; не совпадающие задания отмечены жирным шрифтом): поиск ответов на учебные вопросы, анализ практических ситуаций, конспектирование лекций, выполнение курсовых и дипломных работ, получение консультаций по дисциплине. Кроме того, они достаточно высоко оценили выполнение тех же заданий, что студенты АФК: подготовка к экзаменам, посещение сайтов по дисциплине, просмотр видеозаписей по дисциплине, поиск ответов на контрольные вопросы.

Статистическая достоверность различий оценки значимости заданий балльнорейтингового обучения у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Оценки значимости выполнения учебных заданий студентами-спортсменами и сту-

дентами АФК при балльно-рейтинговом обучении (п=96 и 36, соответственно)

Задания для самостоятельной работы по балльно-рейтинговой системе Спортсмены Студ. АФК t р

М Б М Б

Конспектирование лекций 7,37 0,72 6,95 0,70 0,42 -

Получение консультаций 7,21 0,95 6,89 0,68 0,27 -

Выступление с докладом 6,58 0,99 8,99 0,73 -2,01 0,05

Подготовка научных рефератов 5,90 1,11 7,05 0,80 -0,84 -

Анализ практических ситуаций 7,83 1,39 6,98 1,12 0,48 -

Чтение литературы по вопросу 5,16 1,00 7,23 0,85 -1,20 -

Изображение текста таблицей 3,79 1,13 7,00 1,05 -2,28 0,05

Изображение текста схемой 4,00 1,13 7,15 1,11 -1,99 0,05

Просмотр видеозаписей 8,14 1,06 9,12 0,52 -0,80 -

Посещение сайтов по дисциплине 8,19 1,44 8,93 0,78 -0,48 -

Написание эссе по дисциплине 4,94 1,21 7,83 0,83 -1,97 0,05

Поиск ответов на учебные вопросы 8,14 0,84 8,29 0,82 -0,28 -

Поиск ответов на контрольные вопросы 7,54 1,01 6,88 0,81 0,81 -

Подготовка к экзаменам 9,07 0,95 9,26 0,90 -0,14 -

Выполнение курсовых работ 7,31 0,96 6,92 0,80 0,32 -

Участие в научных конференциях 5,62 1,03 7,79 0,87 -1,61 -

Обобщенные значения: 6,39 1,01 7,32 0,88 -1,05 -

Стандартное отклонение (по графам): 1,86 0,26 0,78 0,21 3,28 0,01

Примечание: в таблицу включены лишь те задания, которые высоко (более 7-ми баллов) оценены хотя бы одной из групп испытуемых.

Таблица демонстрирует, что желание выполнять задания балльно-рейтинговой системы у студентов-спортсменов ниже почти на 1 балл (0,93), чем у студентов АФК, и число таких заданий меньше (5 против 11).

Студенты, занимающиеся спортом, как правило, выше оценивают значимость выполнения других заданий, нежели их сокурсники, не причастные к спорту. Качественный

анализ этих оценок позволяет заключить, что первые выше оценивают задания с репродуктивной формой их выполнения (не считая подготовки курсовой работы, являющейся обязательной), значимость же творческой работы они оценивают несколько ниже. Статистически достоверные различия получены именно в отношении работ творческого характера, работ, требующих экстериоризации.

Студентами-спортсменами статистически достоверно ниже оценена значимость выполнения следующих заданий (по убывающей): отображение текстов в форме таблиц, в форме схем, а также написание эссе по вопросам изучаемой дисциплины. Следует отметить, что стандартное отклонение оценки значимости всех (!) заданий балльнорейтингового обучения у студентов, занимающихся спортом выше, чем у их сокурсников не причастных к спорту. Это значит, что среди спортсменов больше различий в предпочтениях заданий, чем у студентов АФК, где наблюдается большая однородность мнений.

Таблица демонстрирует еще одну интересную особенность: стандартное отклонение оценок значимости всех заданий у студентов-спортсменов значительно выше, чем у студентов АФК - 1,86 против 0,78 (речь идет о стандартном отклонении по первой и третьей графе). Более того, обнаружено, что эти различия статистически достоверны. Это говорит о том, что студенты, занимающиеся спортом, свои предпочтения или отвержения заданий балльно-рейтингового обучения демонстрируют более ярко, чем студенты АФК.

Обратимся к анализу данных о реальном выполнении этих же заданий, к анализу активности студентов в их выполнении (табл. 2).

Таблица 2

Оценки активности выполнения учебных заданий студентами-спортсменами и сту-

дентами АФК при балльно-рейтинговом обучении (п=96 и 36, соответственно)

Задания для самостоятельной работы по балльно-рейтинговой системе Спортсмены Студ. АФК t р

М Б М Б

Конспектирование лекций 9,34 0,73 9,45 0,53 -0,12 -

Получение консультаций 6,05 1,29 3,22 0,48 2,06 0,05

Выступление с докладом 6,51 1,03 8,79 0,51 -1,98 0,05

Подготовка научных рефератов 7,17 0,98 9,22 0,38 -1,76 -

Анализ практических ситуаций 5,27 1,02 7,37 0,35 -1,95 0,05

Чтение литературы по вопросу 4,17 0,97 7,34 0,95 -2,33 0,02

Изображение текста таблицей 0, 45 0,11 3,05 0,87 -2,96 0,01

Изображение текста схемой 0,59 0,21 3,21 0,84 -3,03 0,01

Просмотр видеозаписей 6,08 1,44 6,19 1,12 -0,06 -

Посещение сайтов по дисциплине 7,84 1,14 5,17 0,46 2,17 0,05

Написание эссе по дисциплине 4,30 1,21 7,53 0,50 -2,47 0,02

Поиск ответов на учебные вопросы 5,29 0,77 5,63 0,54 -0,36 -

Поиск ответов на контрольные вопросы 5,18 1,01 2,12 0,32 2,89 0,01

Подготовка к экзаменам 6,98 1,21 9,48 0,15 -2,05 0,05

Выполнение курсовых работ 9,29 1,22 9,39 0,36 -0,08 -

Участие в научных конференциях 2,95 1,11 5,25 0,63 -1,80 -

Обобщенные значения: 5,80 0,97 6,46 0,56 -0,59 -

Стандартное отклонение (по графам): 2,30 0,37 2,48 0,26 1,47 -

Примечание: в таблицу включены лишь те задания, которые высоко (более 7-ми баллов) оценены хотя бы одной из групп испытуемых.

Таблица демонстрирует, что в целом студенты, не занимающиеся спортом, полнее используют возможности балльно-рейтинговой системы обучения, чем их сокурстники-спортсмены. Реальная активность в выполнении заданий балльно-рейтингового обучения имеет значительно больше различий у спортсменов и студентов АФК, чем оценка их значимости (по числу достоверных различий). Однако средние значения этого не подтверждают, что объясняется легко: число некоторых выполняемых из заданий выше у сту-дентов-спортсменов.

Студенты, занимающиеся спортом, как правило, выполняют другие задания, нежели их сокурсники, не занимающиеся спортом. К числу заданий, которые чаще выполняют студенты-спортсмены относятся: поиск ответов на контрольные вопросы, которые задают преподаватели (при р < 0,01), посещение сайтов по изучаемой дисциплине и получение консультаций от преподавателей (оба при р < 0,05).

При ограниченных возможностях посещения занятий, использование сайтов при поиске ответов на контрольные вопросы - вполне приемлемый вариант получения информации. Что касается консультаций, то и это вполне объяснимо: преподаватели сами предлагают такую форму сотрудничества со студентами, обучающимися в условиях их частых тренировок и, особенно - со студентами, обучающимися по индивидуальному графику. Студенты, занимающиеся спортом реже, чем студенты АФК, используют выполнение следующих заданий балльно-рейтингового обучения (по убывающей):

- изображение текста в форме схем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отображение информации в форме таблиц (оба при р<0,01);

- написание эссе по дисциплине;

- чтение литературы по вопросам дисциплины (оба при р < 0,02);

- подготовка к экзаменам;

- выступление с докладами;

- анализ практических ситуаций (все три при р<0,05).

Выполнение перечисленных заданий студентам-спортсменам в определенной мере затруднительно. Казалось бы, подготовка к экзамену не может быть не достаточно активной даже у студентов, занимающихся спортом. Это так. Но личный опыт присутствия на учебно-тренировочных сборах показал, что спортсмены по своему психофизиологическому состоянию не могут полноценно готовиться к экзамену. Они засыпают над книгой. Этого требует организм для быстрейшего восстановления работоспособности.

Подобная картина наблюдается и в отношении выполнения других заданий. Кроме того, студентам-спортсменам трудно выполнять задания творческого характера. Вероятно, причиной этого, является отсутствие опыта выполнения подобных творческих заданий, таких как написание текстов в необычной форме, написание рефератов, выступление с докладами. Стандартное отклонение активности 14-ти заданий балльнорейтингового обучения (из 16-ти) у студентов, занимающихся спортом выше, чем у их сокурсников, не занимающихся спортом. Активность студентов-спортсменов более разнообразна по сравнению со студентами АФК.

Возникает вопрос: есть различия у студентов-спортсменов и не спортсменов по значениям разницы между оценкой значимости отдельных заданий и их реальным выполнении? У студентов-спортсменов, как и у студентов, не спортсменов по большинству заданий оценка их значимости выше реальной активности. Исключение составляют 2 обязательных задания: конспектирование лекций и выполнение курсовых работ (табл. 3).

Таблица 3

Различия разницы между оценкой значимости заданий и активностью из выполне-

ния у студентов-спортсменов и студентов АФК (п=96 и 36, соответственно)

Задания для самостоятельной работы по балльно-рейтинговой системе Спортсмены Не спортсмены

d зн. - d ак. d зн. - d ак.

Подготовка научных рефератов 2,27 -2,17

Анализ практических ситуаций 2,56 -1,39

Посещение сайтов по дисциплине 0,35 3,76

Поиск ответов на контрольные вопросы 2,36 4,76

Подготовка к экзаменам 2,09 -0,22

Примечание: значения различий между значимостью заданий и активности их выполнения (ф записаны в таблицу со знаком минус («-»), если активность превышает значимость; в таблице не приводятся 4 если они не велики, а так же, если значения (1 мало различаются у обеих групп испытуемых.

Разберем данные в отношении каждого задания в отдельности.

Подготовка научных рефератов у студентов-спортсменов значительно ниже отмеченной ими же значимости. У студентов не спортсменов картина диаметрально противоположная: они проявляют бо'льшую активность, чем оценивают значимость данного задания.

В отношении анализа практических ситуаций картина идентичная предыдущей, то есть, у спортсменов активность ниже его оценки, а у не спортсменов - выше.

Посещение Интернет-сайтов по вопросам учебных дисциплин. Разница оценок этого задания и активностью его выполнения у студентов, занимающихся спортом, практически отсутствует, тогда как у студентов АФК она большая: студенты высоко оценивают посещение сайтов, но относительно мало пользуются этим источником информации.

Поиск ответов на контрольные вопросы. Представители обеих групп испытуемых при высокой оценке значимости этого задания его относительно мало используют. Однако у не спортсменов эта разница более, чем в два раза выше, чем у студентов-спортсменов.

Подготовка к экзаменам. Студенты, занимающиеся спортом, эту форму обучения используют в недостаточной мере, по сравнению с оценкой значимости подготовки к экзамену. А вот у студентов не спортсменов наблюдается относительный баланс оценки значимости и активности.

Можно отметить, что полученные и изложенные здесь эмпирические данные не только и не столько характеризует особенности личности студентов, сколько организацию обучения студентов, продолжающих активно заниматься спортом, продолжающих свою спортивную карьеру.

ВЫВОДЫ

1. Желание выполнять задания балльно-рейтинговой системы у студентов-спортсменов значительно ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом. Студенты, занимающиеся спортом, выше оценивают значимость выполнения заданий с репродуктивной формой их выполнения. Студентами-спортсменами ниже оценено отображение текстов в форме таблиц и схем, а также написание эссе по вопросам изучаемой дисциплины. При этом они проявляют больше различий в предпочтениях заданий, чем студенты АФК.

2. Студенты-спортсмены в недостаточной мере используют возможности балльно-рейтинговой системы обучения и выполняют другие задания, нежели их сокурсники, не занимающиеся спортом. Первые чаще используют поиск ответов на контрольные вопросы, посещение сайтов и получение консультаций от преподавателей, а не спортсмены

- обрисовку текста в форме схем и таблиц, написание эссе, чтение специальной литературы, подготовку к экзаменам, выступление с докладами, анализ практических ситуаций.

3. У студентов-спортсменов, как и у студентов не спортсменов по большинству заданий оценка их значимости выше реальной активности. Подготовка рефератов и анализ практических ситуаций у спортсменов значительно ниже отмеченной ими же значимости, а у не спортсменов картина диаметрально противоположная. Студенты-спортсмены при высокой оценке значимости поиска ответов на контрольные вопросы и подготовки к экзаменам, мало использует эти средства набора учебных баллов.

Контактная информация: zhukleena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.