Научная статья на тему 'Индивидуализация учебного процесса студентов-спортсменов с использованием балльно-рейтинговой системы'

Индивидуализация учебного процесса студентов-спортсменов с использованием балльно-рейтинговой системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / PREPARATION OF EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING / STUDENTS-ATHLETES / SCORE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич

В статье обсуждается проблема повышения качества профессионального физкультурного образования студентов-спортсменов. Обучение по индивидуальному графику и вынужденные пропуски студентами-спортсменами значительной части занятий требует поиска организационно-педагогических условий, способствующих освоению ими образовательной программы. На основе результатов исследования предлагается вариант индивидуализации учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of educational process of students-athletes with application of score-rating system

The article discusses the problem of improvement the quality of professional sports education for students-athletes. Training under the individual schedule and compelled missing by students-athletes the considerable part of lessons requires search of the organizational-pedagogical conditions promoting their mastering of an educational program. The variant of individualization of educational process with application of score-rating system has been offered on basis of the results of research.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация учебного процесса студентов-спортсменов с использованием балльно-рейтинговой системы»

метод. симпозиума (Пятигорск, 19-20 мая 2005 г.). - Пятигорск, 2005. - С. 48-49.

3. Верещагин, Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного : метод. руководство / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : Русский язык, 1983. - 290 с.

4. Ветрова, О.Г. Лингвистические проблемы межкультурной англоязычной коммуникации в крэш-курсе культурного погружения (crash-course of overseas cultural immersion) // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лем-пертовские чтения - VII) : материалы Междунар. науч.-метод. симпозиума (Пятигорск, 19-20 мая 2005 г.). - Пятигорск, 2005. - С. 54-55.

5. Горбунова, Н.В. Формы и методы обучения иностранному языку в саморазвитии культуры профессионально-делового общения // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - Вып. IV. - С. 106109.

6. Дадаян, Э.Г. Коммуникативный барьер и некоторые причины его происхождения // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лем-пертовские чтения - VII) : материалы Междунар. науч.-метод. симпозиума (Пятигорск, 19-20 мая 2005 г.). - Пятигорск, 2005. - С. 41-43.

7. Загрязкина, Т.Ю. Учебные пособия и диалог культур // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - Вып. IV. - С. 5-6.

8. Макаев, Х.Ф. Профилирование иноязычной подготовки студентов как фактор повышения мотивации к профессиональному и карьерному росту : монография / Х.Ф. Макаев ; Уфимский гос. нефтяной техн. ун-т. - Уфа : [б.и.], 2007. - 112 с.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

10. Фролова, О.А. Культурологический подход в обучении профессиональноориентированному иностранному языку // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - Вып. IV. - С. 178-181.

Контактная информация: makaev-63@mail.ru

УДК 378

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-

СПОРТСМЕНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ

СИСТЕМЫ

Евгений Анатольевич Митин, заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обсуждается проблема повышения качества профессионального физкультурного образования студентов-спортсменов. Обучение по индивидуальному графику и вынужденные пропуски студентами-спортсменами значительной части занятий требует поиска организационнопедагогических условий, способствующих освоению ими образовательной программы. На основе результатов исследования предлагается вариант индивидуализации учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы.

Ключевые слова: подготовка специалистов по физической культуре, студенты-

спортсмены, балльно-рейтинговая система.

INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS-ATHLETES WITH APPLICATION OF SCORE-RATING SYSTEM

Eugeny Anatoljevich Mitin, deserved worker ofphysical Cultures of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg

Annotation

The article discusses the problem of improvement the quality of professional sports education for students-athletes. Training under the individual schedule and compelled missing by students-athletes the considerable part of lessons requires search of the organizational-pedagogical conditions promoting their mastering of an educational program. The variant of individualization of educational process with application of score-rating system has been offered on basis of the results of research.

Keywords: preparation of experts in physical training, students-athletes, score-rating system.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика подготовки будущих специалистов по физической культуре заключается в том, что более или менее значительная часть студентов мотивирована на продолжение спортивной деятельности, на достижение высоких спортивных результатов, а ориентация на педагогическую деятельность в лучшем случае находится в «зачаточном» состоянии [2]. Это вызвано тем фактом, что студенты-спортсмены зачастую выпадают из общего ритма образовательного процесса, поскольку обучаются по индивидуальному графику и вынуждены пропускать значительную часть занятий [4]. Отсюда возникает важная научная проблема, которая должна базироваться на разработке таких педагогических условий профессионального развития этой категории студентов, каковые бы обеспечивали в конечном итоге конкурентоспособность в своей будущей профессии.

Социальная значимость данной проблемы нами рассматривается исходя из соотношения задач, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности в контексте выполнения рекомендаций Болонского процесса. В тоже время, учитывая сложность адаптации студентов к новым реалиям организации учебного процесса, необходимо заметить, что здесь главным действующим лицом, которое определяет качество конечного результата, является преподаватель. Для того чтобы профессионально соответствовать современной действительности, педагог также должен не просто адаптироваться к новым ситуациям, но и быть способным изменить их, развиваясь при этом и сам.

Здесь важным для преподавателя является «ревизия» своих научнотехнологических знаний, исходя их современной социокультурной ситуации, которая определяет многообразие и противоречивость требований, предъявляемых обществом к специалисту. В связи с чем, возникает необходимость организации такого учебного процесса, в котором можно было бы овладеть комплексом интегрированных знаний, обеспечивающих развитие разных типов компетенций.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ранее нами была показана организация индивидуально-ориентированного обучения в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц, способствующая улучшению качества освоения учебного материала [3].

На примере учебного курса «Волейбол» по дисциплине «Спортивные игры» в данном исследовании рассматривается содержание технологической карты для спортсменов, обучающихся по индивидуальному графику. Технологическая карта разработана, исходя из рекомендаций А. А. Виландеберк, Н.Л. Шубиной [1].

На основе общей технологической карты освоения курса, преподавателем разрабатываются для каждого студента развернутые индивидуальные технологические карты с определением балльной оценки за конкретный вид учебной деятельности.

Таким образом, каждому студенту устанавливается индивидуальный маршрут по-

вышения качества личностного профессионального развития, который может корректироваться студентом под руководством преподавателя для самоактуализации в будущей профессиональной деятельности.

Технологическая карта предусматривает наличие основного и специального модуля. Основной модуль предназначен для студентов, осваивающих содержание курса на общих основаниях. Специальный модуль предназначен для студентов отсутствующих на занятиях по уважительной причине и студентов-спортсменов обучающихся по индивидуальному графику.

Специальный модуль. Для получения допуска к итоговому контролю студенты-спортсмены должны выполнить пять обязательных заданий. Компенсация баллов за посещение занятий и участие в решении учебных задач на практических занятиях, осуществляется за счет выполнения альтернативных заданий в форме рефератов по основным темам курса. Кроме этого, для повышения своего рейтинга, студенты-спортсмены могут самостоятельно выполнять дополнительные задания, которые оцениваются максимально в 10 баллов. К итоговому контролю допускаются студенты-спортсмены, набравшие не менее 50 баллов с учетом результатов рубежного контроля. При оценке качества выполнения заданий минимальный балл соответствует - 1. Максимальный балл представлен в таблице 1 по каждому заданию.

Таблица1

Задания специального модуля учебного курса «Волейбол»_______________

№ Виды учебной деятельности Баллы

основ- ные бонус- ные

1. Учебная работа студентов 50 12

Обязательные задания1

Разработка плана-конспекта урока по волейболу. 5 1

Учебная практика в проведении урока по волейболу. 5 2

Экспресс-анализ урока по волейболу, проведенного сокурсником. 5 2

Освоение техники игры в волейбол 5

Выполнение технико-тактических действий в двусторонней игре. 5

Альтернативные задания (выполняются на усмотрение студентов)2

Реферат «Особенности организации и проведения соревнований по волейболу» (страна по выбору студентов)» 4 1

Реферат «Последовательность обучения технико-тактическим действиям в волейболе» 4 1

Реферат «Методические особенности использования волейбола во внеклассной работе по физическому воспитанию в школе» 4 1

Реферат «История происхождения волейбола и его место в системе физической культуры и спорта» 3 1

Реферат «Классификация и терминология волейбола» 3 1

Подбор и описание подвижных игр, используемых при обучении технико-тактическим действиям в волейболе 3 1

Аннотированный каталог учебных и методических пособий по волейболу 4 1

2. Дополнительная самостоятельная работа студентов по выбору (повышение рейтинга) 10

3. Рубежный контроль 10

4. Итоговый контроль (тестирование) 40

ИТОГО: 100

Обозначения: 1) Условия выполнения представлены в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов; 2) Бонусные баллы добавляются за мультимедийную презентацию по материалам реферата

Повышение рейтинга студента. Для повышения своего рейтинга студенты самостоятельно выполняют дополнительную работу по выбору. Студент может повысить

свой рейтинг за счет выполнения следующих видов работ, представленных в таблице 2.

Таблица 2

__________________Виды работ для повышения рейтинга студента______________________

Содержание работы Оценка

Составление списка библиографии (не менее 10 источников в соответствии с требованиями ГОСТа) по совершенствованию тренировочного процесса в волейболе (за последние десять лет). 0,5 балла за 1 источник

Реферат научных статей по проблеме отбора в системе подготовки юных волейболистов (не менее 2-х). Объем реферата 2-3 страницы. 1-3 баллов

Обзор интернет-сайтов по теме, согласованной с преподавателем по следующей схеме: а) адрес; б) название; в) характеристика представленного материала (статья, информация о конференции, итоги различных чемпионатов по волейболу и т.п.); в) основные разделы с кратким описанием содержания; г) возможности использования для учебной и исследовательской работы. 1 балл за 1 сайт (до 5 сайтов)

Участие в сборе экспериментального материала в рамках научноисследовательской работы кафедры спортивных игр. 1-5 баллов

Выступление на научно-практической конференции по проблеме совершенствования учебно-тренировочного процесса в волейболе 5-10 баллов (в зависимости от статуса конференции)

Обучение студентов с использованием технологической карты по дисциплине «Спортивные игры» прошло успешно. В качестве фрагмента такого обучения на бакалавриате приводятся данные по освоению учебного курса «Волейбол». Средняя оценка составила 79,3 баллов.

В логике решаемых задач, для получения фоновых показателей по данной системе (балльно-рейтинговой) согласно разработанной технологической карте нами оценивалась успешность освоения студентами-спортсменами учебного курса «Волейбол», обучающимися по специальности 033100 «Физическая культура». Средняя оценка - 63,2 балла. Их результаты были значительно хуже результатов студентов бакалавриата.

В исследовании, которое проводилось в 2007-2008 учебном году, была поставлена цель - оценить эффективность использования специального модуля технологической карты в учебном процессе студентов, обучающихся по специальности 033100 «Физическая культура».

В эксперименте приняли участие студенты-спортсмены 3 курса в количестве 11 человек (из них 2 - борьба; 3 - легкая атлетика; 6 - лыжный спорт), осваивающие дисциплину «Спортивные игры», включающую следующие учебные курсы: подвижные игры, настольный теннис, гандбол, футбол, баскетбол, волейбол, организационные основы проведения соревнований по спортивным играм.

Опыт работы со студентами-спортсменами, обучающимися на факультете физической культуры, показывает, что от момента получения учебного задания от преподавателя до допуска к зачету проходит обычно от 2 до 4 месяцев в зависимости от степени включенности студентов-спортсменов в соревновательную деятельность. Подготовка к зачету требует многократного обращения студентов к преподавателю для уточнения условий выполнения заданий. И, несмотря на это, уровень знаний, умений и навыков остается невысоким.

В результате проведения эксперимента студентам было предложено ознакомиться с технологической картой учебного курса и определить перечень альтернативных заданий, которые они будут выполнять для допуска к зачету. Для успешного освоения курса студентам предлагалось ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий.

Вследствие проведенной работы были получены следующие результаты.

1. Значительно сократилось время от момента обращения студента-спортсмена к

преподавателю с целью оценки его деятельности до момента допуска к зачету. В среднем оно составило 3 недели.

2. Отношение студентов к новой форме освоения учебного курса выявлялось в процессе опроса. Большинство из них (81,9%) отметили, что предложенная форма им нравится, так как она помогает им учиться на факультете. Два студента не смогли определиться с ответом.

3. Значительно повысился уровень освоения студентами курса «Волейбол». Средний балл составил 76,7. Четыре студента получили баллы (65-68), соответствующие оценке «удовлетворительно». Пять студентов получили баллы (72-84), соответствующие оценке «хорошо» и две студентки получили баллы (92-94), соответствующие оценке «отлично». Это соответствует уровню освоения учебного курса студентами бакалавриата, обучавшихся по балльно-рейтинговой системе и значительно превышает результаты обучения студентов специалитета, обучавшихся по традиционной форме (рис.).

85

80

75

70

65

60

и

1 1

бакалавриат (фоновая группа)

специалитет (фоновая группа)

специалитет

(экспериментальная

группа)

Рис. Уровень освоения учебного курса «Волейбол» студентами фоновых и экспериментальной группы (балл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании полученных данных можно заключить, что качество обучения студентов-спортсменов может быть повышено при использовании в их аттестации специального модуля.

По нашему мнению, предложенный вариант технологической карты (на примере волейбола) создает психологически комфортные условия в процессе освоения учебной программы по спортивным играм студентам-спортсменам, обучающимся по индивидуальному графику.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Виландеберк, А. А. Новый учебный процесс: коротко о главном : методическое пособие для преподавателей / А.А. Виландеберк, Н.Л. Шубина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 54 с.

2. Каримов, Р. Р. Формирование готовности будущих специалистов физической культуры к педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Каримов Р.Р. - Челябинск, 2004. - 184 с.

3. Митин, Е. А. Способность к саморазвитию как базовый компонент самоактуализации студентов и преподавателей в учебно-профессиональной деятельности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сб. науч.-метод. тр. - СПб. : Белл, 2009. - С. 59-67.

4. Ценаев, Л.Б. Профессиональное воспитание студентов-спортсменов в процессе физкультурного образования в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ценаев Л.Б. - Челябинск, 2007. - 26 с.

Контактная информация: mitin_evgenii@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.