УДК 342.9
Толмачева В.М.
магистрант
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (г. Хабаровск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в статье детально рассматриваются основные особенности участия прокурора в административном процессе в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Анализируются специфика процессуального положения прокурора, его полномочия по подаче административных исков, в интересах граждан, неопределенного круга лиц и публичных интересов, а также порядок дачи заключений по административным делам. В статье также предлагаются направления для совершенствования законодательства с целью повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан и организаций в административном судопроизводстве с учетом анализа актуальной судебной практики.
Ключевые слова: прокурор, административное судопроизводство, административный истец, частное определение, государство, гражданин.
Участие прокурора в административном процессе, регламентированном в первую очередь Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (ст. 39 КАС РФ) [1] и ведомственным приказом Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» [2] и данное участие имеет несколько значимых аспектов.
В первую очередь это защита законности, прокурор обеспечивает соблюдение законности, как на стадиях административного процесса, так и в действиях административных органов, что способствует предотвращению
злоупотреблений и нарушений прав и законных интересов граждан, участвуя в административных делах, прокурор выступает защитником прав не только граждан, но и государства, отдельных субъектов и муниципальных образований, что важно для обеспечения справедливости и правосудия.
Как верно указывают Е.Э. Блинова и Н.А. Фролова, совершенствование участия прокурора в судебном рассмотрении административных дел возможно, прежде всего, через развитие его процессуального статуса в рамках норм, содержащихся в КАС РФ. Прокурор имеет возможность выявлять факты нарушения прав и свобод в процессе административного разбирательства, реагировать на данные факты и инициировать в последующем действия по их устранению, что, в свою очередь, повышает качество выносимых судом решений, таким образом повышается и качество правосудия в целом и, как следствие рост доверия граждан к системе отечественного правосудия. При этом, принимая личное участие в административных делах и анализируя судебную практику, прокурор может инициировать привентивные меры, что поможет улучшить правоприменительную практику и адаптировать её к изменяющимся условиям общества [6, с. 30].
Таким образом, участие прокурора в административном процессе играет ключевую роль в обеспечении законности и защите прав граждан и государственных интересов.
Участие прокурора в административном процессе имеет несколько ключевых особенностей.
Так, согласно ст. 39 КАС РФ [1], прокурор наделен правом обращения в суд с административным исковым заявлением (должно быть составлено в соответствии с требованиями, установленными ст. 125 КАС РФ) [1], защищая тем самым права и законные интересы: граждан (должно быть обоснование невозможности обращения гражданина в суд самостоятельно и к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие указанные обстоятельства), неопределенного круга лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Оставляя административное исковое заявление прокурора без движения, судья первой инстанции сослался на положения ст. 125 КАС РФ, указав на отсутствие информации о том, какое именно бездействие административных ответчиков он считает незаконным. Однако суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами судьи, поскольку обстоятельства, упомянутые в определении об оставлении иска без движения, не указывают на наличие препятствий для возбуждения дела. Выявленные в определении недостатки носят формальный характер и не являются основанием для отказа в принятии иска к производству. Более того, они могут быть уточнены в процессе разбирательства. В этой связи оставление административного искового заявления без движения по таким основанием является противоречащим принципам законности и справедливости, что ограничивает право на доступ к правосудию [3].
Прокурор участвует в административном судопроизводстве, выступая в качестве стороны или давая заключение по делу, в случаях, предусмотренных КАС РФ. Исключение составляет ситуация, когда дело возбуждено по иску самого прокурора - в этом случае он не дает заключение.
Если административное дело возбуждено по инициативе прокурора, его участие в судебном разбирательстве обязательно. При этом прокурор выступает с объяснениями первым, а участники процесса могут задавать прокурору вопросы, прокурор выступает первым в судебных прениях.
Прокурор, участвуя в судебном процессе, дает свое заключение по делу после изучения всех представленных доказательств.
Заключение прокурора обязательно для следующих категорий дел:
- об оспаривании нормативных правовых актов (п. 4 ст. 213 КАС РФ),
- о защите избирательных прав (п. 3 ст. 243 КАС РФ),
- о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение (ст. 268 КАС РФ), а также по другим делам, предусмотренным законодательством [1].
Важно отметить, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела, однако если участие прокурора императивно, непривлечение его у участию в деле влечет отмену судебного решения, принятого по итогам рассмотрения такого административного иска, о чем и свидетельствует сложившаяся устойчивая судебная практика, так при оспаривании нормативно правового акта, суд первой инстанции, рассматривая дело по правилам главы 22 КАС РФ, не обеспечил участие прокурора и не уведомил его о времени и месте заседания. В результате дело было рассмотрено без участия прокурора, что является нарушением процессуальных норм и повлекло отмену решения и направление дела на новое рассмотрение [4].
Примечателен и пример из судебной практики, в рамках которого гражданин обратился в суд с административным иском к прокурору о признании ее бездействия незаконным и взыскании судебных расходов. В обоснование своих требований истец указал, что прокурор, участвуя в рассмотрении его дела о нарушении избирательных прав, не отреагировала на процессуальные нарушения, допущенные судьей и секретарем судебного заседания. По мнению истца, прокурор должна была принять меры для восстановления нарушенных прав и поддержать отвод судье.
Судья первой инстанции верно отказал в принятии иска, указав, что оспариваемые действия прокурора относятся к ее процессуальным обязанностям, определенным КАС РФ. В данном случае прокурор не обладает какими-либо властными полномочиями по отношению к административному истцу, поэтому ее действия не могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства [5].
Важно также отметить, что на практике, обнаружив в ходе судебного разбирательства нарушения законности, прокурор имеет право ходатайствовать в своем заключении о вынесении частного определения и его направлении в соответствующие организации или должностным лицам, однако данное право все еще не закреплено в ст. 200 КАС РФ, полагаем необходимым устранить
данное упущение, дополнив данную норму положением, позволяющим прокурору, участвующему в административном деле инициировать вопрос рассмотрения возможности вынесения частного определения.
Таким образом, выявленные особенности участия прокурора в административном процессе подчеркивают его важную роль и особый правовой статус в обеспечении законности и правопорядка в административном процессе, а также защиты прав и интересов граждан и государства, однако в настоящее время КАС РФ не является совершенным кодексом с точки зрения полного и корректного закрепления статуса, полномочий и функций прокурора в административном судопроизводстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Российская газета. 2015. № 49;
2. Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
3. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.04.2024 по делу № 33а-6367/202 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
4. Апелляционное определение Омского областного суда от 27.07.2022 № 33а-4469/2022 по делу № 2а-218/2022 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
5. Апелляционное определение Московского городского суда от 27.02.2024 по делу № 33а-2876/2024 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
6. Блинова, Е.Э. Фролова, Н.А. Роль прокурора в административном судопроизводстве РФ // Вестник науки и образования. - 2020. - № 25-3. - С. 2933
Tolmacheva V.M.
All-Russian State University of Justice (Khabarovsk, Russia)
FEATURES OF PROSECUTOR'S PARTICIPATION IN ADMINISTRATIVE PROCESS
Abstract: the article examines in detail the main features of the prosecutor's participation in the administrative process within the framework of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation (CAS RF). The specifics of the prosecutor's procedural position, his powers to file administrative lawsuits in the interests of citizens, an indefinite circle of persons and public interests, as well as the procedure for giving opinions on administrative cases are analyzed. The article also suggests directions for improving legislation in order to increase the effectiveness of protecting the rights and legitimate interests of citizens and organizations in administrative proceedings, taking into account the analysis of current judicial practice.
Keywords: prosecutor, administrative proceedings, administrative plaintiff, private definition, state, citizen.