Научная статья на тему 'Прокурор как субъект административного процесса'

Прокурор как субъект административного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2065
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРАТУРА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиж А.А.

В центре исследования статьи находится деятельность прокурора как субъекта административного процесса. Рассмотрена сущность понятий «прокурор» и «административный процесс». Также исследованы основные формы участия прокурора в административном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиж А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурор как субъект административного процесса»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

11.Лонь С. Л. Правоохранительные органы: учебное пособие. - 4-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С.Л. Лонь. -Томск: Изд-во НТЛ, 2014. - 468 с.

12.Печников Н. П. Правоохранительные органы Российской Федерации. учеб. пособие / Н.П. Печников. - 5-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. - 420 с.

© Чиж А. А., 2017

УДК 342

Чиж А. А.

Магистрант Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия

ПРОКУРОР КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В центре исследования статьи находится деятельность прокурора как субъекта административного процесса. Рассмотрена сущность понятий «прокурор» и «административный процесс». Также исследованы основные формы участия прокурора в административном судопроизводстве.

Ключевые слова

Прокурор, прокуратура, административный процесс, судопроизводство.

В системе субъектов административного процесса особое место занимает прокурор.

Функции прокурора, как должностного лица, в разных странах различаются и определяются условиями, сложившимися исторически.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1, «прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Согласно законодательству полномочия прокурора заключаются в осуществлении надзора за соблюдением законов. Прокурорские полномочия делятся на 3 группы:

- предупреждение нарушений;

- выявление нарушений;

- устранение нарушений.

Прокурору не должно чиниться никаких препятствий для осуществления надзорных полномочий, которые являются его профессиональным долгом. Он наделен правом беспрепятственного проникновения на территорию поднадзорных ему органов в нужное время вне зависимости от пропускного режима. Для этого ему достаточно предъявить свое служебное удостоверение.

Общепризнанно, что гарантия законности - существенная сфера практического действия правовой системы государства. Актуальность данной задачи в первую очередь можно объяснить важностью последующего развития процесса формирования в России правового государства.

Одним из существенных факторов в данном плане считается улучшение работы органов прокуратуры, как важнейшего инструмента поддержания режима законности, охраны и защиты прав и свобод граждан.

Административный процесс - это деятельность, которую осуществляют специально уполномоченные на то органы и лица. Эта деятельность связана с возбуждением, рассмотрением и решением административных дел различного характера.

Административный процесс подразумевает собой сферу, в пределах которой гражданин зачастую,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

практически каждый день, встречается с необходимостью вступать во взаимоотношения с различными государственными структурами, причем такого рода взаимоотношения носят правовой характер, т.е. базируются на требованиях закона. Более того, в основе названных взаимоотношений лежит, зачастую, возможность осуществления конституционных прав и свобод граждан.

Законодательство Российской Федерации признает прокурора представителем государственно-властных структур.

Прокурор, как и в гражданском процессе, в административном судопроизводстве может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, например для инициирования дела в соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) по признанию нормативного правового акта недействующим.

Тем не менее, возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина предусмотрена только в случаях, характеризующимся исключительно личными особенностями гражданина. Так, согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обращается в суд с административным исковым заявлением в интересах гражданина, когда последний по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В отличии от Гражданского процессуального кодекса РФ, который предусматривает исключения из указанного ограничения, в КАС РФ таковых не установлено.

Еще одной формой участия прокурора, закрепленная в ч. 7 ст. 39 КАС РФ, является вступление в процесс для дачи заключения по административному делу. Однако, в отличии от ст. 45 ГПК РФ, в которой приведен закрытый перечень дел, в рассмотрении которых принимает участие прокурор, КАС РФ содержит бланкетную норму, отсылающую к иным статьям Кодекса.

Давний спор, касательно права дачи прокурором заключения по делу, возбужденного на основании поданного им искового заявления, был разрешен, путем закрепления в ч. 7 ст. 39 КАС положения, что прокурор по такого рода делам заключение не дает.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (кроме права на заключение мирового соглашения сторон и обязанности по уплате судебных затрат), в том числе обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя, в случае своего отказа от поданного им в интересах гражданина административного искового заявления. Так как прокурор не является субъектом материального правоотношения, то есть стороной по делу, у него отсутствует право на заключение мирового соглашения.

Поскольку прокурор, в силу ст. 62 КАС РФ, направившего в суд административное исковое заявление, обременен обязанностью доказывания, он при подготовке административных исков обязан обеспечивать их качество (целесообразность предъявления, аргументированность), тем самым представляя в суд надлежащую доказательственную базу.

Неявка прокурора, который был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, не считается препятствием к разбирательству дела. Вместе с тем по факту неявки в судебное заседание прокурора суд может вынести частное определение в порядке, который предусмотрен ст. 200 КАС РФ.

Организуя работу по обеспечению участия прокуроров в административном судопроизводстве, необходимо учитывать, что суд не наделен полномочиями привлекать прокурора к участию в деле по собственной инициативе. Соответственно, определение суда о привлечении к участию в деле прокурора по делам иной, не обязательной для участия прокурора категории дел не является для прокурора обязательным.

Процессуальное положение прокурора в административном процессе предполагает наличие широкого круга полномочий, реализация которых должна быть направлена на обеспечение прав участников процесса и вынесение судом законного и обоснованного решения.

Прокурор вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении к участию в деле административного соответчика или соответчиков; о замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим; о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц; о производстве осмотра и об

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

исследовании письменных или вещественных доказательств по месту их хранения или месту нахождения; о привлечении к участию в осмотре и об исследовании доказательств экспертов, специалистов, свидетелей; о даче судебного поручения суду другого района о производстве определенных процессуальных действий; о вызове свидетелей; о назначении экспертизы, в том числе повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной; об отложении разбирательства дела; о повторном допросе свидетелей; о привлечении специалиста.

В своем заключении, прокурор обязан проанализировать исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, раскрыть характер правоотношений сторон, высказать свое мнение, строящееся на нормах действующего законодательства, о том, как должно быть разрешено дело.

При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности прокурор вправе в своем заключении поставить вопрос о вынесении частного определения и направлении его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам (ст. 200 КАС).

Прокурор, участвующий в деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и в 3-х дневный срок, в случае, если его позиция по делу неправильно или неполно изложена в протоколе, принести замечания на протокол.

В случае если суд, примет иное решение по административному делу, не согласившись с заключением прокурора в процессе, то при наличии законных оснований прокурор, участвующий в деле, имеет право принести апелляционное представление.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке прокурором, участвующим в деле, в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены КАС РФ.

Апелляционное представление подается через суд первой инстанции, и должно соответствовать требованиям ст. 299 КАС РФ. Представление прокурора и прилагаемые к нему документы, также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.

В случае принесения апелляционного представления, не соответствующего требованиям, предусмотренным ст. 299 КАС, судья выносит определение, которым оставляет представление без движения и назначает прокурору разумный срок для исправления недостатков (ч. 1 ст. 300 КАС). В случае, если прокурор в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении суда, апелляционное представление считается поданным в день первоначального поступления (ч. 2 ст. 300 КАС). На определение судьи об оставлении апелляционного представления без движения может быть принесено представление прокурора (ч. 3 ст. 300 КАС).

Перечень оснований, по которым апелляционное представление возвращается прокурору, приведен в ст. 310 КАС.

Возврат апелляционного представления осуществляется на основании определения суда первой инстанции, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Прокурор, принесший апелляционное представление, исходя из принципа диспозитивности, вправе, до вынесения судом апелляционного определения, отозвать свое представление. В этом случае суд апелляционной инстанции выносит определение о прекращении апелляционного производства. При этом прекращение производства по апелляционному представлению не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб и представлений.

Согласно ст. 37 Закона о прокуратуре отзыв представления относится к исключительному праву прокурора, принесшего представление. При таком положении обращение участвовавшего в деле прокурора с отзывом апелляционного представления должно быть им направлено в суд апелляционной инстанции.

Системный анализ ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 306 и ч. 7 ст. 39 КАС позволяет заключить о том, что, даже если прокурор не принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, в которых участие прокурора обязательно, он имеет право вступить в процесс и предоставить заключение по делу в судебном заседании апелляционной инстанции.

По итогам рассмотрения апелляционного представления суд апелляционной инстанции принимает судебный акт в форме апелляционного определения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

В соответствии со ст. 318 КАС вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, которые принимают участие в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, при условии, что отмеченными лицами были исчерпаны другие способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

По результатам изучения кассационного представления прокурора судья, в соответствии с ч. 3 ст. 323 КАС, выносит определение: 1) об отказе в передаче представления прокурора для рассмотрения суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, либо 2) о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В соответствии со ст. 327 КАС дела рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании, в котором принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, прокурор, иные лица, подавшие кассационную жалобу, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. В силу ч. 6 ст. 327 КАС первым дает объяснение лицо, подавшее кассационную жалобу или представление прокурора.

Исчерпывающий перечень полномочий суда кассационной инстанции по результатам рассмотрения представления прокурора приведен законодателем в ст. 329 КАС.

Следовательно, прокурорский надзор был и остается важнейшей гарантией охраны прав, свобод и интересов граждан, поддержания режима законности в государстве, одним из главных элементов правового государства, способствующего вынесению судами законных и обоснованных решений. Список использованной литературы:

1. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016).

3. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 937 с.

4. Басков И. А. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / И. А. Басков. - М., 2007. - 512 с.

5. Волкова В. В. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 175 с.

6. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. - 4-е изд., нерераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 519 с.

7. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 651 с.

8. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. - М.: Городец-издат, 2001. - 400 с.

© Чиж А.А., 2017

УДК 343

Шайхутдинова Л. Н.,

студентка Института Права БашГУ, г. Уфа Научный руководитель: Корнелюк О.В., к.ю.н., доц. кафедры уголовного права и процесса

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются существующие проблемы рассмотрения уголовного дела с участием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.