Научная статья на тему 'Особенности участия народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности в предупреждении преступлений'

Особенности участия народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности в предупреждении преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предупреждение и профилактика преступлений / социально ориентированные некоммерческие организации / антикриминальная практика / народные дружины / казачьи общества / общественные объединения правоохранительной направленности / crime prevention / socially oriented non-profi t organizations / anti-criminal practice / people’s squads / Cossack societies / public associations of law enforcement orientation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович

Рассмотрены возможности народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности в предупреждении преступлений. Дана оценка практике участия различных форм объединений граждан в охране общественного порядка и предупреждении преступлений. Предложены меры совершенствования антикриминального потенциала народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности, повышения эффективности их деятельности по предупреждению преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the participation of people’s squads, Cossack societies and public associations of law enforcement orientation in the prevention of crimes

The article is devoted to the capabilities of people’s squads, Cossack societies and public associations of law enforcement orientation in the prevention of crimes. The practice of participation of various forms of citizens’ associations in the protection of public order and the prevention of crimes is assessed. The measures aimed at improving the anti-criminal potential of the people’s squads, Cossack societies and public associations of law enforcement orientation, as well as increasing the eff ectiveness of their activities to prevent crimes, are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности участия народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности в предупреждении преступлений»

Хомутов Максим Владимирович

Особенности участия народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности в предупреждении преступлений

Рассмотрены возможности народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности в предупреждении преступлений. Дана оценка практике участия различных форм объединений граждан в охране общественного порядка и предупреждении преступлений. Предложены меры совершенствования антикриминального потенциала народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности, повышения эффективности их деятельности по предупреждению преступлений.

Ключевые слова: предупреждение и профилактика преступлений, социально ориентированные некоммерческие организации, антикриминальная практика, народные дружины, казачьи общества, общественные объединения правоохранительной направленности.

Features of the participation of people's squads, Cossack societies and public associations of law enforcement orientation in the prevention of crimes

The article is devoted to the capabilities of people's squads, Cossack societies and public associations of law enforcement orientation in the prevention of crimes. The practice of participation of various forms of citizens' associations in the protection of public order and the prevention of crimes is assessed. The measures aimed at improving the anti-criminal potential of the people's squads, Cossack societies and public associations of law enforcement orientation, as well as increasing the effectiveness of their activities to prevent crimes, are proposed.

Keywords: crime prevention, socially oriented non-profit organizations, anti-criminal practice, people's squads, Cossack societies, public associations of law enforcement orientation.

Особое положение среди институтов гражданского общества занимают некоммерческие организации, которые осуществляют свою деятельность в социальной сфере. В рамках правового поля России некоммерческие организации, участвующие в решении социальных проблем и развитии гражданского общества, именуются социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СО НКО).

Государство поддерживает тенденцию увеличения доли некоммерческих организаций в различных сферах общественной жизни. В свою очередь, СО НКО способны оказать органам государственной власти и местного самоуправления значительную помощь в решении не только общесоциальных, но и правоохранительных проблем в области предупреждения преступлений и иных негативных социальных явлений (от профилактики наркотизма и алко-

голизма до участия в охране общественного порядка и поиска лиц, пропавших без вести).

Конструктивное сотрудничество органов власти с общественными формированиями в вопросах противодействия преступности рассматривается руководством страны в качестве одной из важнейших задач. Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал: «Надо в полной мере использовать помощь общественности... Для укрепления общественного порядка нужно активно взаимодействовать с общественными добровольческими объединениями.», «Важный и объемный участок. работы - это профилактика правонарушений. Важно наращивать активность на этом направлении, подключать к работе. и общественные, и религиозные организации» [1, 2].

СО НКО, ведущие деятельность в области предупреждения преступлений, следует разделять на два основных типа:

16

непосредственно участвующие в предупреждении преступлений на специально-криминологическом уровне путем устранения условий, способствующих совершению преступлений, охраны общественного порядка, профилактического воздействия на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, выявления криминальных проявлений в сети Интернет;

опосредованно участвующие в предупреждении преступлений на общесоциальном уровне путем минимизации действия причин преступности и профилактики негативных социальных явлений, связанных с преступностью, оказания помощи лицам, находящимся в социально опасном положении.

Отнесение СО НКО к указанным типам определяет особенности, которые необходимо учитывать при оценке их предупредительной практики, в рамках правового регулирования их деятельности и организации взаимодействия с органами власти.

Рассмотрим содержание предупредительной деятельности народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности, которые являются СО НКО или соответствуют основным критериям СО НКО, но ведут свою деятельность без образования юридического лица.

Народные дружины осуществляют деятельность в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», а также нормами регионального законодательства [3]. Согласно ст. 2 указанного закона народная дружина представляет собой основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Народные дружины создаются по инициативе граждан, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального подразделения органов внутренних дел. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

Общий порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Народные дружины могут осуществлять свою

деятельность как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица. Как юридическое лицо народная дружина будет соответствовать всем формальным критериям СО НКО и сможет претендовать на меры поддержки таких организаций, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В этом случае их деятельность станет более самостоятельной, расширится диапазон основных направлений их профилактической работы. Как отметили опрошенные нами эксперты, значительная часть народных дружин создана в большей степени по инициативе органов власти и в меньшей степени по инициативе граждан, а основной формой их деятельности является ограниченное участие в охране общественного порядка. В силу отмеченных обстоятельств эксперты недостаточно высоко оценили и эффективность их антикриминальной деятельности.

Между тем Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» к основным направлениям деятельности народных дружин, помимо участия в охране общественного порядка, относит:

участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Например, народная дружина «Московская застава» г. Санкт-Петербурга взяла шефство над социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Прометей» [4], воспитанники которого неоднократно задерживались полицией за совершение мелких правонарушений. Дружинники организуют футбольные турниры, игры в пейнтбол, а также проводят занятия по правовому просвещению, в ходе которых разъясняют негативные последствия делинквентного поведения.

Названные направления антикриминальной деятельности народных дружин могли бы получить значительно большее развитие, если бы свою деятельность народные дружины осуществляли в качестве СО НКО. Здесь отчетливо проявляется практическая потребность унификации законодательства об участии общественных формирований в предупреждении преступлений на базе наиболее перспективной правовой конструкции - СО НКО.

Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. № 599 утвержден Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений право-

17

охранительной направленности. Такой учет обусловлен особенностями антикриминальной деятельности народных дружин, связанной с участием в охране общественного порядка.

В этом направлении антикриминальной практики накоплен значительный положительный опыт в разных регионах России. Так, ростовскими общественниками совместно с сотрудниками полиции реализуется проект «Молодежный патруль». Силами добровольцев (волонтеров) совместно с сотрудниками полиции области проводится работа по организации деятельности муниципальных молодежных дружин на добровольной (волонтерской) основе. Участники муниципальных молодежных дружин осуществляют социальную опеку над подростками, совершившими противоправные деяния, занимаются организацией их досуга, привлечением к проведению молодежных рейдов, а по необходимости привлекаются уполномоченными лицами к охране правопорядка. Всего на территории Ростовской области в 55 муниципальных образованиях действует более 60 муниципальных молодежных патрулей, в деятельность которых вовлечено более 3700 молодых людей. В течение года ими организуется свыше 2 тыс. рейдов.

По данным официальной статистики, в Российской Федерации в 2022 г. насчитывалось 9945 народных дружин, внесенных в региональные реестры, а количество народных дружинников составило свыше 166 тыс. человек. Результаты их предупредительной деятельности также находят отражение в официальной статистической информации. Так, за последние пять лет с участием народных дружинников за совершение преступлений задержано свыше 26 тыс. лиц, пресечено свыше 2 млн административных правонарушений.

Казачьи общества задействованы в предупреждении преступлений на специально-криминологическом уровне посредством участия в охране общественного порядка.

На сегодняшний день казачьи общества участвуют в предупредительной деятельности на основании ряда федеральных законов: от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», законодательства о профилактике правонарушений. В настоящий момент необходима

выработка единого правового подхода к определению статуса казачьих обществ в сфере профилактики правонарушений. Представляется, что наиболее рациональным решением была бы унификация правовых норм на основе правовой конструкции, закрепленной в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

По официальным данным, в 2022 г. в стране насчитывалось более 1800 казачьих обществ, задействованных в профилактике правонарушений, а число их членов составляло более 137 тыс. человек. С участием членов казачьих обществ за последние пять лет за совершение преступлений задержано более 6800 лиц, пресечено более 139 тыс. административных правонарушений.

Наибольшее развитие участие казачьих обществ в предупреждении преступлений получило в Краснодарском крае в силу давних исторических традиций и поддержки данного направления антикриминальной практики органами региональной и местной власти. Например, в Екатеринодарском районном казачьем обществе (РКО), созданном в г. Краснодаре в 2012 г., совместно с сотрудниками полиции круглосуточное дежурство по охране общественного порядка на постоянной основе несут несколько сотен казаков-дружинников [5]. В течение года казаками совместно с сотрудниками полиции выявляются сотни преступлений, составляются тысячи протоколов об административных правонарушениях, задерживаются десятки лиц, находящихся в розыске.

В сфере противодействия наркомании УМВД России по г. Краснодару совместно с Екатери-нодарским РКО организована работа мобильной группы по противодействию распространению наркотиков, в которую входит 16 человек. Так, по данным ГУ МВД России по Краснодарскому краю, за первое полугодие 2023 г. казаками совместно с сотрудниками полиции в г. Краснодаре было проведено 37 рейдов, изъято из незаконного оборота 14 кг марихуаны, за распространение и хранение наркотиков задержано 32 человека, по подозрению в незаконном употреблении наркотических и психотропных веществ - 44 человека, прекращена деятельность 4 наркопритонов.

Екатеринодарским РКО также налажено взаимодействие с УМВД по г. Краснодару в сфере противодействия незаконной миграции. Так, за год сотрудниками полиции совместно с казаками проводится несколько десятков рейдовых профилактических мероприятий в местах возможной концентрации трудовых мигрантов.

18

Для организации работы казачьей дружины по участию в охране общественного порядка на территории муниципального образования г. Краснодар Екатеринодарским РКО были заключены договоры с администрацией муниципального образования г. Краснодар, Управлением МВД России по г. Краснодару, Краснодарским линейным управлением МВД на транспорте. Кроме того, Екатеринодарское РКО является участником государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков» [6].

Общественные объединения правоохранительной направленности (ООПН). Их членами могут являться граждане, достигшие возраста восемнадцати лет. ООПН создаются по месту жительства граждан, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица. Такие СО НКО очень схожи по целям с народными дружинами. К направлениям их антикриминальной деятельности относятся содействие полиции в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. Для осуществления своей деятельности они также должны быть внесены в реестры, которые ведутся территориальными подразделениями органов внутренних дел. Основным отличием ООПН от народной дружины является отсутствие обязательного членства в таком объединении. Опрошенные нами эксперты оценили эффективность деятельности ООПН как низкую, указали на зачастую искусственное создание подобного рода объединений.

Юридически ООПН не являются СО НКО. Придание таким объединениям статуса юридического лица, а затем и СО НКО стало бы существенным толчком к развитию их антикриминальной деятельности, открыло бы дополнительные возможности их поддержки, создало необходимые условия для конкуренции в этой области социальной сферы и повышения качества работы такого рода объединений граждан.

Число общественных объединений правоохранительной направленности, действующих в Российской Федерации, на 2022 г. составило свыше 600 организаций.

На сегодняшний день основным видом предупредительной деятельности указанных организаций является участие в охране общественного порядка. Ежегодно из числа представителей таких организаций к охране общественного порядка привлекается около 2 млн человек. За последние пять лет при их

участии за совершение преступлений задержано 9500 лиц, пресечено свыше 81 тыс. административных правонарушений.

Вместе с тем в последние годы следует отметить существенное снижение правоохранительной активности народных дружинников, казаков, представителей общественных объединений правоохранительной направленности. Если в 2016 г. при их участии за совершение преступлений было задержано свыше 13,5 тыс. лиц, то в 2022 г. лишь 4394. Такая же отрицательная динамика характерна и для пресеченных административных правонарушений. Если при участии общественности в 2017 г. пресекалось свыше 500 тыс. административных правонарушений, то в 2022 г. их число составило немногим более 270 тыс.

Такое положение дел показывает необходимость развития механизмов участия граждан в правоохранительной деятельности, поиска новых, более эффективных форм, в том числе путем наделения народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности статусом СО НКО.

Есть несколько важных причин для развития механизмов участия граждан в охране общественного порядка. Во-первых, это способствует укреплению доверия к правоохранительным органам и объединению общества в решении вопросов безопасности. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, могут предоставлять информацию о потенциальных преступлениях или нарушениях общественного порядка, что помогает правоохранительным органам более эффективно выполнять свои обязанности.

Во-вторых, участие граждан способствует более широкому освещению проблем общественной безопасности и позволяет выявлять тенденции и проблемы на местах, что, в свою очередь, помогает разрабатывать более эффективные меры по предотвращению преступлений и нарушений общественного порядка.

Привлечение граждан в общественные организации, участвующие в охране общественного порядка, является важной задачей для обеспечения общественной безопасности и предупреждения преступлений. По нашему мнению, для достижения этой цели могут быть использованы:

1) информационная кампания, которая может быть реализована через средства массовой информации, социальные сети, путем распространения брошюр, листовок и посредством других информационных ресурсов с целью привлечения внимания граждан к деятельности общественных организаций, участвующих в охране общественного порядка;

19

2) организация образовательных мероприятий - проведение семинаров, тренингов, круглых столов, на которых акцентируется внимание на значимости участия граждан в поддержании общественного порядка и безопасности;

3) партнерство с образовательными организациями - сотрудничество с учебными заведениями для проведения образовательных мероприятий и интеграции программ по безопасности в учебный процесс;

4) развитие добровольческих программ - создание и продвижение программ добровольческой деятельности в рамках общественных организаций, позволяющих гражданам принимать активное участие в охране общественного порядка;

5) онлайн-активность - создание веб-сайтов, форумов, чатов или социальных медиа-групп для общения и обмена опытом между участниками общественных организаций на территории всей России;

6) проведение общественных мероприятий -организация конференций, спортивных соревнований и т.п., на которых можно представить деятельность общественных организаций и привлечь новых участников;

7) создание системы социальных гарантий для участников общественных формирований антикриминальной направленности.

При разработке такой системы должны быть учтены несколько ключевых аспектов:

медицинское страхование - обеспечение участникам общественных объединений правоохранительной направленности доступа к медицинскому страхованию или медицинской помощи в случае необходимости;

психологическая поддержка - гарантирование доступа к психологической помощи и консультированию участникам, работающим в сфере поддержания общественного порядка, чтобы помочь им справляться со стрессом и травматическими ситуациями;

материальная поддержка - предоставление компенсаций или пособий участникам в случае риска для их здоровья или жизни при выполнении своих обязанностей:

обучение и развитие - создание программ обучения, тренингов и развития для участников, чтобы повысить их профессиональные навыки и знания в области общественной безопасности;

юридическая защита (на сегодняшний день ст. 25 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» обеспечивает юридической защитой только народных дружинников и внештатных сотрудников полиции; за невыполнение их законных требова-

ний о прекращении противоправных действий ст. 19.35 КоАП РФ предусмотрен административный штраф в размере от 500 до 2500 рублей);

социальное признание - проведение церемоний награждения, вручение премий, поощрение участников общественных объединений правоохранительной направленности за достижения в поддержании общественной безопасности позволят повысить популярность данной деятельности.

Важно создать единую систему поддержки, которая будет способствовать мотивации участников общественных объединений и признавать их вклад в общественную безопасность и дело борьбы с преступностью.

Эти методы могут помочь общественным организациям, участвующим в антикриминальной деятельности, привлечь больше граждан и усилить их вклад в обеспечение общественной безопасности.

Заметим также, что участие народных дружин, казачьих обществ и общественных объединений правоохранительной направленности в профилактике правонарушений сегодня во многом ограничивается их привлечением к охране общественного порядка [7, 8]. Между тем их предупредительный потенциал намного шире. Такие общественные формирования могут проводить просветительскую работу среди населения, повышая уровень осведомленности граждан о методах предотвращения преступлений и обеспечении личной безопасности. Они также могут выступать в роли посредников между обществом и правоохранительными органами, передавая информацию о возможных преступных действиях или помогая в разрешении конфликтов.

Кроме того, общественные объединения правоохранительной направленности являются важной частью системы общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, что способствует повышению эффективности работы правоохранительных структур.

Указанные организации способны осуществлять эффективную профилактическую работу в области контроля и надзора за лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений, состоящими на различных видах правоохранительных учетов, противодействия наркообороту, обеспечения безопасности придомовых территорий и школьного пространства; информировать органы внутренних дел и иные правоохранительные органы о правонарушениях, в том числе в сети Интернет; осуществлять правовое воспитание и просвещение населения в других направлениях [9].

20

1. Выступление В. В. Путина на форуме «Го -сударство и гражданское общество» 15 янв. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin. ru/events/president/news/47480 (дата обращения: 02.11.2023).

2. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 26 февр. 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/62860 (дата обращения: 02.11.2023).

3. Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ // Кубанские новости. 2007. 5 июля.

4. Дружинники взяли шефство над центром «Прометей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/ news/136039/ (дата обращения: 04.11.2023).

5. За порядком на улицах Краснодара следят 300 казаков-дружинников [Электронный ресурс]. URL: https://krd.ru/novosti/glavnye-novosWnews_1106201_1226.html (дата обращения: 04.11.2023).

6. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков»: постановление губернатора Краснодарского края от 5 окт. 2015 г. № 941 (с изм. на 26.02.2021). Доступ из справ. правовой системы «Кодекс».

7. Грибанов Е.В. Правовое воспитание и просвещение населения как технология предупреждения преступлений // Общество и право. 2020. № 4(74). С. 12-18.

8. Грибанов Е.В. Универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений // Общество и право. 2021. № 3(77). С. 26-31.

9. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Уголовная политика и культура противодействия преступности в России: состояние и перспективы //Общество и право. 2017. № 3(61). С. 10-16.

1. V.V. Putin's speech at the forum "State and Civil Society" on Jan. 15, 2015 [Web resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47480 (date of access: 02.11.2023).

2. V.V. Putin's speech at an expanded meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia on Febr. 26, 2020 [Web resource]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/62860 (date of access: 02.11.2023).

3. On the participation of citizens in the protection of public order in the Krasnodar Territory: law of the Krasnodar Territory d.d. June 28, 2007 No. 1267-KZ // Kuban News. 2007. July 5.

4. The vigilantes took patronage of the Prometheus center [Web resource]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/ news/136039/ (date of access: 04.11.2023).

5.300 Cossack vigilantes are watching the order on the streets of Krasnodar [Web resource]. URL: https:// krd.ru/novosti/glavnye-novosti/news_1106201 1226. html (date of access: 04.11.2023).

6. On the approval of the state program of the Krasnodar Territory "Countering drug trafficking": resolution of the Governor of the Krasnodar Territory d.d. Oct. 5, 2015 No. 941 (as amended on 26.02.2021). Access from the reference legal system "Kodex".

7. Gribanov E.V. Legal education and public education as a crime prevention technology // Society and law. 2020. No. 4(74). P. 12-18.

8. Gribanov E.V. Universal (standard) crime prevention technology // Society and law. 2021. No. 3(77). P. 26-31.

9. Simonenko A.V., Gribanov E.V. The criminal policy and culture of counteraction of criminality in Russia: condition and prospects // Society and law. 2017. No. 3(61). P. 10-16.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Хомутов Максим Владимирович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

M.V. Khomutov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.