ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
1 2 Балаклеец В. В. , Шадрина О. Н.
1Балаклеец Виктория Викторовна /Balakleets Victoria Victorovna - студент, Институт непрерывного педагогического образования;
2Шадрина Ольга Николаевна /Shadrina Olga Nikolaevna - научный руководитель, старший преподаватель, кафедра педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в статье на основе анализа психолого-педагогической литературы, научно-теоретических основ исследования сущности и механизмов творчества и положений федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения описана актуальность проблемы формирования креативного воображения и творческих способностей младших школьников. На основе анализа результатов, полученных в ходе эмпирического исследования, выявлена недостаточно глубокая сформированность фантазийных элементов воображения. Ключевые слова: творческое воображение, формирование, развитие.
В современном образовании достаточно остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Важную роль в подготовке к творческой деятельности играет начальная школа, поскольку именно в эти годы формируются потребности, лежащие в основе творческого труда, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность [2]. Именно поэтому возрастают требования образовательной системы к творческому развитию детей. Так, например, Федеральный государственный стандарт начального общего образования, выделяя в качестве цели формирование у младших школьников потребности в самореализации в творческой деятельности, одной из важнейших задач начальной школы рассматривает обеспечение роста творческого потенциала обучающихся [1].
Научно-теоретические основы исследования сущности и механизмов творчества, развития творческой деятельности, творческого воображения заложены в исследованиях отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов. Известно, что одним из первых зарубежных исследователей, охарактеризовавших воображение довольно полно, был Гилфорд Джой Пол. Его последователями в изучении креативности стали П. Торренс, Дж. Гетцельс, Ф. Джексон. В отечественной психолого-педагогической литературе развитие творческого воображения рассматривается в тесной взаимосвязи с теорией становления творческой деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Д. В. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.). Причем исследователями был установлен факт влияния работы по развитию творческого воображения детей на улучшение качества их обучения. Было выявлено, что благодаря творческому воображению восприятие учебного материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. У него обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей, повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.
ФГОС НОО в качестве одного из ключевых результатов работы педагогов рассматривает формирование личности, которая способна творческим путем решать несложные организационные, конструкторские, технологические, организационные задачи. Современные учебники для начальной школы содержат в спектре учебных заданий упражнения, направленные на развитие креативности в целом и творческого
воображения в частности. С учетом потребностей педагогической практики достаточно много предлагается методических пособий по развитию творческого воображения детей (Т. А. Завьялова, Ю. В. Львовский, И. Е. Стародубцева, О. А. Шиян и др.).
Между тем, как можно убедиться из результатов даже поверхностного теоретического анализа выделенной проблемы, существующего организационно -методического обеспечения данного процесса, потребностей и затруднений реальной педагогической практики, обнаруживается противоречие между признанием необходимости развития творческого воображения младших школьников и недостаточностью исследований фактического уровня сформированности творческого воображения первоклассников в момент адаптационного периода.
Исходя из вышеизложенного, мы провели эмпирическое исследование, целью которого было выявление особенностей развития творческого воображения детей от шести до восьми лет на момент поступления в первый класс.
В исследовании принимали участие 32 обучающихся первых классов МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана. В соответствии с целью эмпирического исследования был подобран модифицированный вариант методики Е. П. Торренса «Незаконченные фигуры». Результаты оценивались в баллах по показателям шкал «оригинальность», «беглость» и «разработанность», «гибкость». Суммирование баллов позволяет определить уровень развития творческого воображения ученика: 30-39 - ниже нормы, 40-60 - норма, 61- 70 - выше нормы.
Результаты анализа теста Е. П. Торренса представлены на гистограмме (рисунок 1).
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
- % опрошенных учеников, обладающих данным уровнем развития творческого воображения
выше нормы норма ниже нормы
Рис. 1. Особенности развития творческого воображения первоклассников
Обработка полученных данных, как можно увидеть из рисунка 1, показала, что более половины первоклассников отличаются низким уровнем развития творческого воображения. Треть учащиеся обладают уровнем развития воображения выше нормы, они более других способны к конструированию, моделированию, более других склонны к эффективному взаимодействию с окружающими, инициативны, несколько лучше успевают в учебной деятельности. Обращает на себя внимание факт, что всего у 13% детей, поступающих в первый класс, отмечается норма в развитии творческого воображения. Такие первоклассники склонны к инициативе, достаточно хорошо взаимодействуют в формирующемся коллективе, но чаще отдают предпочтение действиям по алгоритму.
Итак, на основе анализа комплексных показателей по данному тесту, можно утверждать, что творческое воображение у детей, поступающих в первый класс, развито довольно слабо, младшие школьники обладают недостаточной глубиной сформированности фантазийных элементов воображения, что в целом не соответствует возрастным характеристикам данного познавательного процесса.
Именно поэтому одной из актуальных проблем учителя начальных классов на современном этапе должно стать создание условий для формирования креативного воображения и творческих способностей младших школьников.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011. 43 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
ОБ ИНТЕРЕСЕ СТУДЕНТОВ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР, К СФЕРАМ СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА Балаклеец В. В.1, Карамчаков А. Н.2
'Балаклеец Виктория Викторовна /Balakleets Victoria Victorovna - студент, Институт непрерывного педагогического образования;
2Карамчаков Андрей Николаевич / Karamchakov Andrei Nicolaevich - кандидат педагогических
наук, доцент,
кафедра педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в статье анализируются особенности отношения студентов, как представителей хакасского и русского этносов к сферам жизни современного общества. Анализируются особенности, мнения о следующих сферах жизни в обществе: экономика, экология, политика, медицина, рост преступности, безопасность и доступность транспорта, культура, информационные технологии, террористическая опасность, образование. Ввиду специфичности направленности педагогического образования в исследовании принимали участие в основном студенты женского пола. В опросе приняли участие студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия. В дальнейшем мы будем обозначать как смешанная группа (Р) и этническая группа (Х). Ключевые слова: сфера, студент, этнос.
В жизни любого человека, живущего в 21 веке, встают вопросы, которые вызывают его обеспокоенность. Это могут быть как глобальные проблемы экологии, так и те проблемы, которые на первый взгляд являются незначительными, к примеру, повышение курса валют, что, в конечном счете, отражается на покупательской способности населения.
Ввиду неустоявшегося социального положения молодежи данные вопросы стоят довольно остро, в частности, для студентов. Еще Ю. А. Самариным были отмечены противоречия студенческой жизни такие как: социально -психологическое (между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестокими рамками времени и возможностей для удовлетворения потребностей), между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки определенного профиля (может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами обучения), между потоком информации и отсутствием достаточного количества времени на мысленную переработку (это