Научная статья на тему 'К вопросу о национальных особенностях семейного уклада хакасов'

К вопросу о национальных особенностях семейного уклада хакасов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАСЫ / СЕМЬЯ / ДЕТИ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балаклеец Виктория Викторовна, Карамчаков Андрей Николаевич

В статье анализируются национальные особенности семейного уклада хакасов в древности, описывается специфичность отношения к беременности женщины и самобытность этапов воспитания детей в национальных семьях. Также проанализированы полученные в эмпирическом исследовании данные анкетирования на предмет вопроса относительно количества детей в семьях студентов, а также на предмет возраста родителей анкетированных студентов. В исследовании приняли участие 60 человек, студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности (32 человека) и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия (28 человек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о национальных особенностях семейного уклада хакасов»

Литература

1. Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т. В. Ищенко. Томск, 1975. 243 с.

2. Вальковская И. А., Шостакович О. А. Современная российская семья: психологический и педагогический аспекты: учебное пособие. Изд-во Иркутского государственного университета, 2004.

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СЕМЕЙНОГО УКЛАДА ХАКАСОВ Балаклеец В. В.1, Карамчаков А. Н.2

1Балаклеец Виктория Викторовна /Balakleets Victoria Victorovna - студент, Институт непрерывного педагогического образования;

2Карамчаков Андрей Николаевич / Karamchakov Andrei Nicolaevich - кандидат педагогических

наук, доцент,

кафедра педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в статье анализируются национальные особенности семейного уклада хакасов в древности, описывается специфичность отношения к беременности женщины и самобытность этапов воспитания детей в национальных семьях. Также проанализированы полученные в эмпирическом исследовании данные анкетирования на предмет вопроса относительно количества детей в семьях студентов, а также на предмет возраста родителей анкетированных студентов. В исследовании приняли участие 60 человек, студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности (32 человека) и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия (28 человек). Ключевые слова: хакасы, семья, дети, воспитание.

Хакасы - это коренное население юга Сибири, относятся к алтайской языковой семье, по лингвистической классификации хакасский язык сегодня относят к семье тюрских языков. Исследователи отметили: «Современные хакасы представлены южно-сибирским (качинцы) и урало-алтайским (шорцы, сагайцы, бельтыры, кызыльцы) антропологическими типами смешанной монголоидно-европейской расы» [2]. Национальный язык, воспитание в духе обычаев хакасов, мораль и правила, все это впитывалось ребенком с молоком матери, а многодетные семьи всегда почитались, как говорили представители коренного населения Хакасии, «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной», «Паланынартыхнимечогыл» (Дороже ребенка ничего нет) Так, в Изушерском улусе за 1850 г. было зарегистрировано 227 семей. В процентном отношении семьи из 10 и более человек - всего 9%, семьи из 3 - 7 человек преобладают - 91% [1].

К беременности женщины старались не вызывать интерес, ввиду боязни сглаза, а для женщины, ожидающей ребенка существовал ряд запретов, которые с позиции современной науки и логической точки зрения, очевидно, выполняли охранительную функцию.

В воспитании детей можно проследить несколько этапов. Из них весьма важным периодом в жизни ребенка являлся игровой этап (от 4 до 6-7 лет). Основным видом деятельности ребенка в это являлись игры, которые выполняют познавательную функцию. Игрушками могли быть домашние животные из астрагалов и кости. Дети

также, как и взрослые пасли и перегоняли свои стада с места на место, еще у хакасских детей были игрушки из дерева, толстой корье, сукна, были и куклы, но у кукол отсутствовало лицо, тем не менее, такой вид игрушки опять же исполнял обучающее назначение, ведь самые первые стежки будущие женщины обучались делать, когда изготавливали одежду для своих кукол. Последующий этап - это обучение подрастающего поколения трудовым навыкам. Особенно принималось во внимание физическое и психическое здоровье ребенка, усвоение им этических и нравственных норм поведения, понимание правил природы, фенологические познания и т. д. Рассказ и уточнение законов жизни того времени протекало в семейном кругу, а также огромную ценность в этом процессе обретало влияние общины. В обучении трудовым навыкам бытовало половое разделение, матери или старшие сестры обучали девочек, а отцы и старшие братья — мальчиков.

И, последний этап - это возраст «постац» (с 13-14 лет), который являлся этапом обучения социальным функциям. «Часагастыхураалаххаэг, олганнытузындаугрет» («Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут». В подрастающем поколении воспитывались почитание к старшим и родителям, Улугларгаорын пир, шч1глергеполыс пир» (Старшим место уступай, младшим помощь подавай).

Нравственный кодекс хакасов отличался лаконичностью: «Родного - накормить, раздетого - одеть», «До смертного одра не делай зла и не береги добра», «Ты не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве вырасти», «Не заставляй слезы лить сосунка и сетовать в печали старика», «По болоту не ходи, дружбу с подлым не води», «Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай», «Ум крепко, а язык коротко держи». Ребенка воспитывали требовательно, тем не менее, рукоприкладство было под запретом. За опекунами велось наблюдение с целью того, чтобы воспитание велось в соответствии с правилами.

Таким образом, обычаи, обряды и правила связанные с уходом и воспитанием ребенка, занимали значимое место в жизни хакасов. Соблюдение правил обеспечивало порядок в отношениях ребенок-взрослые, воспитывало бережное и уважительное отношения в семьях, хранило род.

Сегодня культура коренного народа отчасти оказалась вытесненной современным бытом, ведь население хакасов по данным переписи 2010 года составляет всего 12,1% от общего процента населения России, культура 21 века губительно влияет на национальную культуру коренного населения.

Тем не менее, мы решили провести анкетирование национальных групп, на предмет вопроса относительно количества детей в их семьях и сравнить результаты с результатами групп с преимущественным процентным отношением представителей русской национальности.

В исследовании приняли участие 60 человек, студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности (32 человека) и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия (28 человек). В дальнейшем мы будем обозначать как смешанная группа (Р) и этническая группа (Х).

Анкета содержала в себе несколько вопросов, направленных на выяснение особенностей жизни и семьи тестируемого, и два из этих вопросов касались возраста родителей тестируемых и количества детей в семье. Информация, полученная в ходе опроса, представлена ниже.

Рис. 1 Количество детей Рис. 2. Возраст родителей

Гистограмма 1 показывает, что и сегодня среди хакасских семей преобладают многодетные семьи, процент таковых (от 3 до 10) оказался равен 70, а оставшиеся 30% - семьи, в которых от одного до двух детей. А среди семей представителей русской национальности только 19% являются многодетными.

Гистограмма 2 показывает, что возраст родителей 54% у представителей коренного населения Хакасии колеблется в рамках 35-45 лет, и у 46% респондентов возраст родителей ограничивается рамками 45-70 лет, когда среди представителей русской национальности только 9% являются детьми родителей, чей возраст ограничивается рамками 45-70 лет, а 91% являются детьми родителей первой возрастной группы.

Таким образом, можно отметить, что хакасские семьи стремятся иметь больше детей, сохранить народные традиции по воспитанию подрастающего поколения.

Литература

1. Токарев С. А. Пережитки родовых отношений у хакасов в XIX в. // Сибирский этнографический сборник. Вып. 1. / Труды института этнографии. Т. ХУЛ, 1952.

2. Никольская Л. А. Географическое изучение Хакасской автономной области за 50 лет Советской власти / Л. А.Никольская//Вопросы социально-экономического развития Хакасии. Абакан, 1968. С. 158-170.

МОТИВАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Клевцова К. С.

Клевцова Ксения Сергеевна / К1е^1зоуа Кзепга 8ег^ееупа - студент, кафедра менеджмента, факультет инженерного бизнеса и менеджмента, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва

Аннотация: в этой статье раскрывается понятие мотивации. Рассматривается совокупность факторов, влияющих на стимулирование персонала. Приведено описание и классификация различных видов мотивации и их составляющих. Определено влияние и результат применения инструментов мотивации. Сформулированы основные действенные методы и практические алгоритмы мотивации. Рассмотрено применение самых широко используемых видов мотивации на примере российской компании. Сделаны выводы о необходимости грамотного анализа и использовании мотивации для успешной деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.