МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 303.425.6. 314.1 (571.513)
Н.А. Баранцева
К.и. н., доцент, институт истории и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Российская Федерация
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования студентов и школьников Республики Хакасия, позволившие выявить установки респондентов в отношении семьи, брака, рождаемости, желаемого количества детей, а также их отношение к социально-демографической политике в стране
Ключевые слова Семья, брачность, рождаемость, детность, население
Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-01-0231)
В 2014 г. автором статьи было проведено анкетирование студентов -историков и юристов Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (145 чел.), а также школьников Республики Хакасия (135 чел.). Целью опроса было выявление матримониальных и репродуктивных установок обучающихся, а также общего отношения к социально-демографической ситуации в Российской Федерации в целом. Результаты опроса имеют практическую значимость и могут быть полезны при разработке исполнительными органами республики семейной политики с целью повышения ее эффективности.
Возраст школьников составлял 15-17 лет, студентов преимущественно 18-20 лет (65,9% опрошенных), 21-23 лет (12,7%). На возрастные группы студентов-заочников от 24 до 36 лет пришлось более 13,5% респондентов. 71,7% студентов и 75,4% школьников родились в полных семьях, 13,3 и 19,1% - в неполных в результате развода или смерти одного из родителей. 4,3 и 5,0% респондентов указали, что воспитывались матерью, реже отцом или бабушкой. У родителей опрошенных 76,6% студентов и 65,5% школьников был первый брак, 20,9 и 17,1% - второй, 0,9 и 5,2% - третий и более брак. 83,3% студентов и 75,4% школьников отметили, что родились в однонациональных семьях, 12,9 и 19,8% респондентов - в этнически смешанных. Большинство респондентов указали, что они родились в семье, где было двое детей: 46,7% студентов, 41,9% школьников, трое - соответственно 27,8 и 21,5%, четверо и более детей - 16,9 и 6,0%, один ребенок - 22,1 и 25,5%.
На вопрос о том, сколько братьев или сестер вы хотели бы иметь, основная часть обучающихся указала, что их устраивает та ситуация, которая сложилась в семье: «Есть брат, больше не хотелось бы, потому что не представляю еще кого-то в нашей семье»; «Мне хватает сестры»; «Брат, сестра и я. Есть на кого положиться в трудное время», «У меня две сестры и один брат, и считаю это достаточным». Ряд опрошенных студентов и школьников, которые были единственными детьми в семье, проявили психологическую потребность иметь братьев или сестер, так как «У человека появляется дополнительная опора в жизни, кроме родителей», «Дети будут дружны, в сложных ситуациях будут защищать друг друга»; «Я бы хотела одного брата потому, потому что мне одной скучно»; «Одного брата и одну сестру, так как наличие родного брата или сестры делает жизнь более спокойной». Дети из многодетных семей не возражали, чтобы «иметь еще сестру, так как у меня в семье два брата». Единичными были утверждения: «Я бы не хотел иметь братьев и сестер. Не хотел бы делить внимание и заботу родителей»; «Не хотела бы иметь никого, одному ребенку все внимание, вся любовь, все подарки».
Ряд разделов анкеты был направлен на выявление репродуктивных установок респондентов и их отношения к детям. На вопрос о том, какое количество детей в семье оптимально, ответили: один ребенок -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
5,5% студентов, 18,7% школьников, два ребенка - соответственно 48,4 и 48,3%, три - 32,3 и 33,3%, четыре и более детей - 6,7 и 0,6% опрошенных.
Та часть школьников и студентов, которая ориентировалась на однодетную семью, приводила следующие аргументы: «С одним легче и больше свободного времени», «Я не хотела бы ребенка, но думаю одного вполне достаточно». Большинство респондентов отметили, что оптимальным в семье является двое детей: «В каждой семье разный доход, не каждый может справиться с тремя и более детьми»; «Этого достаточно. Иметь много детей, значит иметь много хлопот»; «Родителям проще с двумя детьми, чем с тремя, и детям не одиноко, и воспитывается чувство ответственности друг за друга»; «Данное количество детей более реалистично обеспечить (еда, одежда, развлечения, обучение)».
Довольно значительная часть студентов и школьников указала, что оптимальным в семье является трое детей: «Это количество детей может обеспечить семья со средним достатком, дети не вырастают эгоистами, они более социализированы»; «Чем больше семья, тем веселее, но в меру»; «Конечно, можно и больше трех, но на сегодняшний день проблематично обеспечить детям достойный уровень жизни». Студенты из многодетных семей, особенно тувинцы, хакасы, немцы, указали на желательность в семье четырех и более детей: «Чем больше, тем лучше, потому что дети, когда вырастут большими, будут сплоченными и будут помогать друг другу. У меня пять сестер, это тяжело, но весело»; «Чем больше детей в семье, тем лучше, но, разумеется, если финансовое положение позволит. Нас четверо и это меня устраивает»; «Хотелось бы больше родных людей».
Наконец, ряд студентов подчеркнул, что детей в семье может быть столько, «Сколько семья способна воспитать и обеспечить»: «Главное - больше одного, тогда дети быстрее социализируются в обществе, воспитывают в себе чувство ответственности друг за друга». Некоторые респонденты мотивировали необходимость увеличения детей в семье, чтобы «исправить демографическое положение страны», обеспечить «естественный прирост»; «В России раньше было нормально более десяти детей, сейчас это сложно, но три должно быть».
Таким образом, результаты опроса респондентов показали, что дети рассматривались как очень значимый фактор в жизни семьи, особенно с точки зрения психологического комфорта, моральной и материальной поддержки старшего и младшего поколения членов семьи. Вместе с тем снижение уровня доходов в семье, жилищные условия и другие причины рассматривались студентами в качестве важных ограничительных факторов роста числа детей.
Все чаще молодые люди откладывают время вступления в официально зарегистрированных брак. По результатам анкетирования, важным условием вступления в брак является получение образования (75,7% студентов и 64,3% школьников), наличие высокооплачиваемой работы (67,2 и 52,7%), жилья (47,7 и 56,7%). Только около 13,2% опрошенных студентов и 10,2% школьников указали, что для заключения брака «ничего не нужно, кроме любви и согласия молодоженов». В качестве предпочтительного возраста вступления в брак были названы 23-25 лет (50,4% студентов и 48,0% школьников), 21-22 года (21,2 и 22,9%), 26-30 лет (18,6 и 16,5%), 31 год и старше (2,8 и 4,5%).
Большая часть респондентов указала, что им известно о росте нерегистрируемой брачности (84,6% студентов и 72,2% школьников). Но в отношении официальной регистрации браков мнения опрошенных разделились. 37,5% студентов отнеслись к незарегистрированным бракам отрицательно, 19,1%, положительно, 27,4% не определились в оценке. Среди школьников доля отрицательных и положительных оценок сожительств была примерно равной (23,7 и 24,8%), около 50,0% не смогли выразить свое отношение, ссылаясь на то, что им это «безразлично», или они «об этом еще не думали». Аргументы в пользу незарегистрированных браков и нейтрального к ним отношения были следующие: «Штамп в паспорте на отношения в семье не влияет. До рождения ребенка можно жить незарегистрированным браком»; «Необходимо получить опыт совместного проживания, прежде чем вступить в брак»; «Не считаю регистрацию брака важной для благополучной жизни с партнером. Это формальность»; «В различных ситуациях будет уместна либо зарегистрированная, либо незарегистрированная форма брака»; «Считаю незарегистрированный брак на раннем этапе отношений положительным, но в дальнейшем брак должен быть зарегистрирован».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Вместе с тем, изначально присутствовала четкая линия противников «сожительств»: «В незарегистрированных браках меньше обязательств. Это аморально»; «Я отношусь отрицательно, потому что сожительство не дает никаких гарантий на будущее»; «На мой взгляд, только зарегистрированный брак можно назвать семьей»; «Брак должен быть зарегистрирован, так как должна быть обоюдная ответственность за свои поступки»; «Незарегистрированный брак не несет пользы обществу, подрывая семейные ценности и институт семьи».
Противоречивое отношение студентов и школьников к нелигитимной брачности отражало реальный процесс снижения брачного состояния населения Республики Хакасия. В 1998 г. общий коэффициент брачности в расчете на 1000 чел. населения составил 5,6%о. В 2000-е гг. регистрируемая брачность стала расти, достигнув в 2011 г. 10,1%о, в 2014 г. вновь снизились до 9,0%о [1, с. 6-8]. В 2010 г. в числе тех, кто состоял в браке, только 79,6 % мужчин и 79,8% женщин зарегистрировали его официально в органах ЗАГС, остальные проживали в фактическом браке. Преимущественно это были браки молодых людей в возрасте 16-19 лет, где доля сожительств достигала 57,1% среди мужчин, 61,7% - женщин. Вместе с тем, доля незарегистрированных браков была достаточно существенной и последующих возрастных группах. Так в группе 20-24 года доля незарегистрированных браков достигала 42,7% у мужчин, 36,0% у женщин. Доля незарегистрированных браков колебалась от % до 1/5 от общего их числа вплоть до 40-44 лет, как у мужчин, так и у женщин, затем постепенно сокращаясь [подсчитано: 2].
Но, если в отношении незарегистрированных браков были высказаны разные мнения, то в отношении внебрачного рождения детей 73,2% студентов и 53,0% школьников высказали отрицательное к ним отношение. При этом примерно 2/3 респондентов, достаточно либерально относящихся к сожительствам, доказывали необходимость рождения детей в браке. Они утверждали: «Воспитывать ребенка сложнее в одиночку, нежели в браке. Не важно, отец ты или мать»; «Внебрачный ребенок зачастую не защищен теми правами, которыми обладают дети, рожденные в браке»; «Ребенок должен родиться и расти в семье, это играет очень важную роль в его воспитании»; «Это изначально плохой пример для ребенка, плюс социальная неопределенность»; «Зачастую внебрачные дети остаются непризнанными со стороны отца, что отразится на самом ребенке»; «Когда ребенок родится, то родители могут его бросить (детский дом)».
В то же время 8,9% студентов и 11,3% школьников отнеслись к внебрачной рождаемости положительно, либо не определились в своем к ней отношении - соответственно 14,7 и 30,2%. Они подчеркивали: «Все в жизни случается»; «С точки зрения морали отношусь отрицательно, демографии -положительно»; «Я, конечно, против этого, но случаются и непредвиденные жизненные ситуации»; «В любой момент этот ребенок может стать поводом для брака». Данная позиция во многом подкреплялась ростом внебрачной рождаемости. В 2010 г. в Хакасии было зарегистрировано 2547 внебрачных рождений или 31,8% от общего числа родившихся. Основной контингент женщин, родивших детей вне брака, пришелся на возрастные группы 30-44 лет. Количество внебрачных рождений молодыми женщинами до 16 лет сократилось, но увеличилось число детей, рожденных матерями-одиночками, насчитывая в 2010 г. 18,0% от общего числа родившихся [3, с. 11].
Оценивая степень информированности опрошенных о социально-демографической ситуации в стране, в частности, о сокращении на протяжении более 20 лет населения Российской Федерации, 66,5% студентов и 37,4% школьников указали, что знают об этом. Соответственно 64,0% и 41,6% респондентов показали, что обеспокоены этим обстоятельством. Отвечая на вопрос, за счет каких источников правительство РФ может компенсировать потерю населения, 60,0% студентов и 48,5% школьников указали на необходимость стимулирования рождаемости, 57,9 и 58,7% опрошенных - приоритетность борьбы со смертностью населения. 2,0 и 2,9% респондентов допустили возможность привлечения мигрантов. Большинство студентов и школьников - 91,6 и 92,4% высказались за оказание государственной поддержки семьям в виде выплат «материнского капитала» при рождении второго и последующих детей, предоставление жилищных льгот молодым семьям, увеличение мест в детских садах. При этом 73,7% студентов и 70,0% школьников подчеркнули, что родители также должны оказывать материальную поддержку молодым семьям.
Таким образом, результаты опроса студентов и школьников Республики Хакасия показали их ориентацию на создание малодетной и среднедетной семьи. Значительная часть респондентов в условиях
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
либерализации матримониального и репродуктивного поведения допускала проживание в фактических браках, не исключая в будущем их регистрацию в органах ЗАГС. Изменение образа жизни и ориентация на внесемейные ценности, досуг и карьеру формировали установки на более позднее вступление в брак. В решении социально-демографических проблем большинство молодых людей рассчитывали на поддержку со стороны государства, предполагающую создание благоприятных условий для исполнения родительских функций и осуществление с профессиональной деятельности. Список использованной литературы
1. Динамика естественного движения населения Республики Хакасия [Текст].- Стат. сборник. - Абакан: Росстат, 2014. - 45 с.
2. Всероссийская перепись населения 2010 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm (дата обращения 20.03.2014).
3. О демографической ситуации в Республике Хакасия (аналитическая записка) [Текст]. - Абакан: Тер. орган ФСГС по Респ. Хакасия, 2011.- 39 с.
© Баранцева Н.А., 2015
УДК:93.
А.К.Бектемирова
К.и.н., доцент, Педагогический факультет Нарынский государственный университет г.Нарын, Кыргызская Республика
СОСТОЯНИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА КЫРГЫЗСТАНА В НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ АГРАРНО-
ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ (1990-193ГГ.)
Аннотация
В статье анализируются причины формирования кризисной ситуации в животноводстве Кыргызской Республики в 1990-1993 годах, недостатки, допущенные при проведении разгосударствления и приватизации собственности колхозов и совхозов, влияние аграрно-земельной реформы на животноводство, причины сокращения поголовья скота.
Ключевые слова
Аграрно-земельная реформа, приватизация, колхоз, совхоз, животноводство, фермерские хозяйства.
Значительное влияние на устойчивое экономическое развитие Кыргызской Республики оказывает развитие сельского хозяйства, в том числе животноводческой отрасли. До 1992 года животноводство давало 95% доходов населения горных районов республики. Ежегодно в среднем по республике от этой отрасли поступало более полутора миллиардов сомов, большая часть которых расходовалось на удовлетворение потребностей в социальной сфере. Кыргызская Республика до 1991 года занимала третье место среди союзных республик по поголовью и продуктивности скота и первое место по объему шерсти тонкорунных овец.
Экономика СССР до 1991 года развивалась по принципу региональной специализации, при этом сельское хозяйство Кыргызстана специализировалось в основном на производстве животноводческой продукции. Как следствие, основная часть животноводческой продукции не перерабатывалась, а уходила в другие республики в виде сырья, и Кыргызстан обеспечивал почти все союзные республики мясом и шерстью. Поэтому, одной из основных причин возникновения сложной ситуации в сельскохозяйственном секторе в начальных порах суверенитета является разрыв традиционных связей с союзными республиками.
После развала СССР сложилась очень сложная экономическая ситуация во всех союзных республиках из-за прекращения дотаций союза, из-за политики либерализации цен на энергоносители (газ, горюче-