Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / КОМПОНЕНТЫ КРЕАТИВНОСТИ / АВТОРСКАЯ АНКЕТА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черемисова Ирина Валерьяновна

В статье представлены результаты эмпирического исследования творческого развития подростков с девиантным и просоциальным поведением. Выборка состояла из 72 учеников, 7-8 классов в возрасте от 13 до 15 лет: 42 % - подростки с проявлениями девиантного поведения (подростки, состоящие на учете в подразделении полиции по работе с несовершеннолетними), 58 % - подростки с просоциальным поведением. Анализ результатов диагностики показал, что творческий потенциал у девиантных подростков находится на низком уровне развития, при этом у них средний уровень креативности, в основном деструктивного характера. Показатели развития креативности просоциальных подростков соответствуют среднему уровню, но у большинства из них они имеют конструктивный характер. Выявлена связь между компонентами креативности и формами отклоняющегося поведения. По результатам качественного анализа данных эмпирического исследования и количественного анализа с использованием статистического t-критерия Стьюдента для независимых выборок были сделаны выводы. Существуют различия в показателях творческого потенциала, эмпатии, компонентах креативности у девиантных и просоциальных подростков. Это касается способности комбинировать, дивергентного мышления, визуального творчества и свободы ассоциаций. Анализ ответов на вопросы авторской анкеты также позволил сделать важные выводы. Подростки имеют ограниченные представления о видах творческой деятельности, возможностях творческой реализации. Опрошенные отметили такие виды творческой деятельности, как написание стихов, песен и рисование. В статье указано на необходимость обогащать содержание и повышать качество воспитательной работы в образовательном учреждении. Особенно это касается активизации творческого развития подростков, эстетического воспитания. Основная цель эстетического воспитания - формирование системы эстетических ценностей, идеалов, эталонов, которые станут основой развития моделей поведения, общения и взаимодействия подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CREATIVE DEVELOPMENT OF ADOLESCENT SCHOOLCHILDREN WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article presents the results of an empirical study of the creative development of adolescents with deviant and prosocial behavior. The sample consisted of 72 students, grades 7-8, aged 13 to 15 years: 42% - teenagers with manifestations of deviant behavior (teenagers registered with the police department for work with minors (PD), 58% - teenagers with prosocial behavior. Analysis of the diagnostic results showed that the creative potential of deviant adolescents is at a low level of development, while their average level of creativity is mainly destructive. Indicators of the development of creativity of prosocial adolescents correspond to the average level, but for most of them they have a constructive character. The connection between the components of creativity and forms of deviant behavior is revealed. Based on the results of qualitative analysis of empirical research data and quantitative analysis using the Student's statistical t-test for independent samples, conclusions were drawn. There are differences in indicators of creativity, empathy, and creativity components in deviant and prosocial adolescents. This concerns the ability to combine, divergent thinking, visual creativity and freedom of association. The analysis of the answers to the questions of the author's questionnaire also allowed us to draw important conclusions. Teenagers have limited ideas about the types of creative activity, the possibilities of creative realization. The respondents also noted the types of creative activities, writing poems, songs and drawing. The article points to the need to enrich the content and improve the quality of educational work in an educational institution. This is especially true for the activation of the creative development of adolescents, aesthetic education. The main goal of aesthetic education is the formation of a system of aesthetic values, ideals, standards that will become the basis for the development of behavioral models, communication and interaction of adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 159.922.8

DOI 10.33463/2072-8336.2022.3(60).066-074

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

И. В. Черемисова

Для цитирования

Черемисова, И. В. Особенности творческого развития школьников-подростков с девиантным поведением / И. В. Черемисова // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 3(60). - С. 66-74. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.3(60).066-074.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования творческого развития подростков с девиантным и просоциаль-ным поведением. Выборка состояла из 72 учеников, 7-8 классов в возрасте от 13 до 15 лет: 42 % - подростки с проявлениями девиантного поведения (подростки, состоящие на учете в подразделении полиции по работе с несовершеннолетними), 58 % - подростки с просоциальным поведением. Анализ результатов диагностики показал, что творческий потенциал у девиантных подростков находится на низком уровне развития, при этом у них средний уровень креативности, в основном деструктивного характера. Показатели развития креативности просоциаль-ных подростков соответствуют сред-

© Черемисова И. В., 2022

нему уровню, но у большинства из них они имеют конструктивный характер. Выявлена связь между компонентами креативности и формами отклоняющегося поведения. По результатам качественного анализа данных эмпирического исследования и количественного анализа с использованием статистического Ь-критерия Стьюдента для независимых выборок были сделаны выводы. Существуют различия в показателях творческого потенциала, эмпатии, компонентах креативности у девиант-ных и просоциальных подростков. Это касается способности комбинировать, дивергентного мышления, визуального творчества и свободы ассоциаций. Анализ ответов на вопросы авторской анкеты также позволил сделать важные выводы. Подростки имеют ограниченные представления о видах творческой деятельности, возможностях творческой

реализации. Опрошенные отметили такие виды творческой деятельности, как написание стихов, песен и рисование. В статье указано на необходимость обогащать содержание и повышать качество воспитательной работы в образовательном учреждении. Особенно это касается активизации творческого развития подростков, эстетического воспитания. Основная цель эстетического воспитания - формирование системы эстетических ценностей, идеалов, эталонов, которые станут основой развития моделей поведения, общения и взаимодействия подростков.

Ключевые слова: педагогическая психология, девиантные подростки, компоненты креативности, авторская анкета, эстетическое воспитание, просоциальное поведение, дивергентное мышление, творческий потенциал, творческая деятельность.

Проблема девиантного поведения и ее отдельные аспекты достаточно глубоко отражены в работах как отечественных, так и зарубежных ученых: философов, социологов, психологов, правоведов, педагогов [1, 5]. На сегодняшний день наиболее важным является определение причин и способов профилактики отклоняющегося поведения, поскольку все больше людей, в частности подростков, вовлекаются в среду безнравственности и асоциальности [2, 7]. В отличие от детского возраста, подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности, пытается занять свою нишу среди сверстников, часто игнорируя мнение родителей и учителей [3, 5]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность

в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте подросток нацелен на поиск новых как конструктивных, так и деструктивных форм общения с теми, кто находится рядом [1, 3, 5].

Цель исследования - выявление взаимосвязи между уровнем развития творческого потенциала, креативности и степенью склонности к отклоняющемуся поведению у подростков. В качестве гипотезы исследования выступает предположение, что у подростков с проявлениями девиантного поведения низкий уровень развития творческого потенциала, при этом уровень креативности может быть выше среднего.

Исследование проводилось Аленой Игоревной Колесник под научным руководством И. В. Курышевой (Чере-мисовой) в рамках выпускной квалификационной работы по программе бакалавриата и включало в себя несколько этапов.

На первом этапе, поисковом, изучалась психологическая литература по проблеме исследования. На втором этапе, диагностическом, проводилась диагностика по выбранным методикам, и обрабатывались результаты. На третьем этапе, аналитическом, анализировались полученные результаты, систематизировались, обобщались и сопоставлялись результаты исследования, осуществлялось оформление материала исследования.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались методы аналитического исследования психологической литературы, а также эмпирические методы: наблюдение и тестовые методики. В анализе резуль-

татов эксперимента использовались методы количественной обработки данных, корреляционный и качественный анализ. В диагностический комплекс вошли методики: «Самооценка творческого потенциала личности», «Оценка уровня творческого потенциала личности», Тест на определение творческих способностей» Х. Зивер-та, «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И. М. Юсупов), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямполь-ский), методика развития творческого воображения - тест «Круги» И. М. Пей-сахова, авторская анкета, направленная на выявление отношения испытуемых к творчеству.

Задачи исследования решались в течение 8 месяцев на базе МОУ «СОШ № 17», МОУ «СОШ № 28», МОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 9 г. Волжского Волгоградской области, МОУ «СОШ № 4» г. Волгограда. Выборка состояла из 72 учеников 7-8 классов в возрасте от 13 до 15 лет: 42 % -подростки с проявлениями девиантно-го поведения [подростки, состоящие на учете в подразделении полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН)], 58 % - подростки с просоциальным поведением.

В результате проведения теоретического анализа творческого потенциала, креативности и отклоняющегося поведения было выявлено, что творческие способности наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте [3, 6, 8, 9]. В контексте данного исследования определим основные понятия. Творчество определяем как проявление креативности (общей творческой способности), выра-

женной в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме [4, 8, 9]. Творческий потенциал личности - это система эмоциональных, мотиваци-онных, волевых, интеллектуальных и духовно-нравственных компонентов, составляющих основу творческого развития личности [8, 14]. В структуру творческого потенциала личности включены эмоциональный компонент, характеризующий эмоциональное отношение учащегося к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее; моти-вационный компонент, выражающий уровень и своеобразие интересов и увлечений школьника, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации в его мотивационной сфере; волевой компонент, характеризующий способность школьника к необходимой саморегуляции и самоконтролю, качество внимания, самостоятельность, способность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности; интеллектуальный компонент, выражающийся в оригинальности, гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления, легкости ассоциаций, в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей; духовно-нравственный компонент, характеризующий способность личности различать и избирать истинные нравственные ценности и следовать им в своей жизни. Последний компонент является интегрирующим в структуре творческого потенциала личности [8, 14].

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от

принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации, уклонения от нравственного контроля над собственным поведением [5, 7].

Низкий уровень развития творческого потенциала - это одна из причин отклоняющегося поведения. Способность к творчеству - необходимое условие существования человека и общества, особенно во время стремительных изменений мира [1, 4, 11, 12]. Неспособность реализовать творческий потенциал приводит к внутренним и внешним деструкциям [6, 8]. Развивая творческий потенциал, можно помочь подростку не только понять себя, самореализоваться, преодолеть возрастной кризис, но и способствовать духовно-нравственному развитию личности [6, 8, 10, 13, 15].

Анализ результатов по методике «Самооценка творческого потенциала личности» показал, что просоциальные и девиантные подростки оценивают свой уровень творческого потенциала как средний (100 и 86 % соответственно). Возможно, просоциальные подростки, занимаясь творчеством, понимают, что могут достичь больших результатов. Девиантные подростки не занимаются творческой деятельностью. Часть из них (14 %) оценивают уровень своего творческого потенциала как низкий.

Для статистической обработки данных по методике «Самооценка творческого потенциала личности» был использован ^критерий Стьюдента для независимых выборок. В результате были выявлены существенные различия между уровнем самооценки

творческого потенциала девиантных и просоциальных подростков ^ = 4,342; р < 0,001).

Анализируя показатели по методике «Оценка уровня творческого потенциала личности», можно утверждать, что по показателям уровня «очень низкого» и «ниже среднего» процентное соотношение просоциальных (0 и 9 %) и девиантных подростков (4 и 14 %) практически одинаково; показатели уровня «чуть ниже среднего» (4 и 14 %) и «среднего» (13 % и 34 %) более выражены у девиантных подростков; показатели уровня «чуть выше среднего» (44 и 14 %) и «высокого» (4 % и 0) более выражены у просоциальных подростков.

Такое процентное соотношение можно объяснить тем, что подростки с просоциальным поведением занимаются различными видами творчества. В то же время у девиантных подростков такой возможности нет, так как многие воспитываются в многодетных, неполных или неблагополучных семьях. Большинство просоциальных подростков занимаются в художественных и музыкальных школах; имеют возможность посещать театры, различные выставки и другие культурные мероприятия.

Обобщая результаты по этой методике, отметим, что уровень развития творческого потенциала у девиантных подростков находится на среднем уровне (34 %) и ниже среднего (28 %), а у просоциальных - выше среднего (70 %).

Для статистической обработке данных по методике «Оценка уровня творческого потенциала личности» был использован ^критерий Стьюдента для независимых выборок. В результате были выявлены существенные различия между уровнем развития творческого потенциала девиантных и просоциаль-ных подростков в = -2,839; р < 0,01).

При статистической обработке данных, с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок, полученных по методике «Тест на определение творческих способностей» Х. Зиверта существенных различий по шкалам находчивости (шкала Н), дивергентное мышление (шкала Д), визуальное творчество (шкала В) между девиантны-ми и просоциальными подростками не было выявлено. С помощью того же статистического критерия были выявлены существенные различия по шкалам «способность комбинировать» (низкий уровень-средний уровень: девиантные подростки - 100 -0 %, просоциальные 77,2 - 22,8 %) -шкала К в = -3,598; р < 0,001) и «свобода ассоциаций» (девиантные подростки - низкий уровень-средний уровень - 85,8 - 14,2 %, просоциальные 68,2 % - 31,8 %) - шкала СА в=-2,796; р < 0,01) между девиантными и про-социальными подростками, что подтверждает качественный анализ.

Таким образом, у большинства де-виантных подростков показатели развития творческих способностей соответствуют низкому уровню, тогда как у просоциальных - среднему.

Кроме того, в ходе качественного анализа было выявлено, что варианты, предложенные в задании № 3 (дивергентное мышление) можно разделить на три группы: избавление от предмета (выкинуть, отдать, съесть, потерять, убрать, одеть на машину, отдать бомжу и др.); манипуляции с предметом (порвать, смять, раскрасить, раскрыть, сплавить и др.); действия с помощью данного предмета (поджечь дом, зажечь газ, сделать корону, лунку для цветов, одеть кому-нибудь на голову и др.).

Отметим, что девиантные подростки в основном предлагали варианты

деструктивного характера - 90 % и конструктивного - 10 %: спичечный коробок можно смыть в туалет, взорвать, пожевать, сгрызть; жестянку можно пнуть, покарябать, разорвать, надеть на голову учителю; автомобильную шину можно кинуть в кого-нибудь, порвать ножом, сбить ею кого-нибудь с ног и т. д. Просоциальные подростки предлагали варианты конструктивного характера - 73 % и деструктивного -27 %: спичечный коробок можно отправить в плаванье, сделать домиком для жука, использовать для разведения костра; жестянку можно постирать, посадить в нее цветок, поиграть с ней в футбол, прочитать, что на ней написано; автомобильную шину можно надеть на колесо, покататься на ней, отдать отцу, сделать юбку, качели и т. д.

В задании № 4(визуальноетворче-ство) преобладали рисунки смайликов, цветов, солнца и смешариков. У деви-антных (просоциальных) подростков рисунки носили деструктивный характер - 85 % (32 %) и конструктивный -15 % (68 %). Данные результаты подтверждены исследованием по методике «Круги» И. М. Пейсахова.

В остальных заданиях качественных различий обнаружено не было.

Важно учитывать повышенную сложность заданий данной методики, поэтому даже небольшая разница в показателях является очень значимой.

Для статистической обработки данных по методике «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И. М. Юсупов) был использован ^критерий Стьюдента для независимых выборок. В результате существенных различий между общим уровнем эмпатии у девиантных и просоциаль-ных подростков выявлено не было, что подтверждает качественный анализ.

Однако отметим, что у 9 % просоци-альных подростков результаты соответствуют высокому уровню. Среди девиантных подростков показателей высокого уровня нет.

С помощью статистического критерия ^Стьюдента для независимых выборок были выявлены существенные различия по шкале «эмпатия к пожилым людям» ^ = 2,112; р < 0,05) между девиантными (низкий уровень -14,3 %, средний - 85,7 %) и просоци-альными подростками (низкий уровень - 27,3 %, средний - 72,7 %); по шкале «эмпатия к героям художественных произведений» ^=-1,785; р < 0,01) между девиантными (низкий уровень -14,3 %, средний - 85,7 %, высокий -0 %) и просоциальными подростками (низкий уровень - 13,7 %, средний -72,7 %, высокий - 13,6 %).

Для статистической обработки данных методики «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский) был использован ^критерий Стьюдента для независимых выборок. В результате существенных различий между уровнем совестливости у девиантных (низкий уровень - 0 %, средний - 57 %, высокий -43 %) и просоциальных подростков (низкий уровень - 0 %, средний - 57 %, высокий - 43 %) выявлено не было, что подтверждает качественный анализ. Можно предположить, что подростки отвечали в соответствии со своими ценностями и установками или давали социально одобряемые ответы, чтобы показать себя с наилучшей стороны.

В результате статистической обработки данных с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок, полученных по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла существенных различий по шкалам 1-7 между деви-

антными и просоциальными подростками не было выявлено, результаты могут свидетельствовать о том, что все подростки данной выборки предрасположены к проявлению различных форм отклоняющегося поведения.

Проанализируем ответы на вопросы авторской анкеты (А. И. Колесник).

На вопрос «что такое творчество?» были предложены следующие варианты ответов для выбора (общее количество заполненных анкет 72): музыка, рисование (20 ответов), искусство (19), стихи (15), танцы, фантазия, интерес к какому-либо искусству, индивидуальность и талант человека (по одному).

На вопрос «занимаетесь ли Вы творчеством?» 55,5 % человек (про-социальные подростки) ответили «да»: 25 % занимаются в художественной школе; 11,1 % - в музыкальной школе, танцами и др.

При анкетировании у испытуемых не было ограничений, они относили к творчеству те занятия, которые таковыми считали. Девиантные подростки, которые отвечали отрицательно на заданный вопрос (45 %), аргументировали его таким образом: «у меня нет времени», «мне лень», «мне не дано» и т. п. Из них 25 % отметили, что хотели бы заняться творчеством (вокалом, рисованием, танцами, поэзией и т. д.), а 20 % - нет.

Тем, кто не занимается творчеством, был задан вопрос: «Требуют ли родители, чтобы Вы занимались творчеством?». 55 % ответили «им все равно», 36 % - «нет», 9 % - «да». Эти подростки в основном из многодетных семей, возможно, заниматься их досугом родителям не хватает времени.

На вопрос «чем Вы любите заниматься в свободное время?» более половины ответили, что они играют в компьютер и гуляют с друзьями.

В результате наблюдения мы отметим, что школьники с большим интересом выполняли задания творческого характера (рисование, придумывание новых слов, новое применение обыденных вещей и т. д.), чем тесты. Наблюдение при проведении исследования было направлено на определение выраженности компонентов творческого потенциала подростков. Уровень развития мотивационного компонента отмечался в желании или нежелании подростков выполнять задания творческого характера. Можно сказать, что часть учеников хотели выполнять предложенные задания; некоторым было все равно, какие задания выполнять, а часть отказывались выполнять что-либо. Реакцию отказа у учеников можно объяснить проявлением демонстративности перед своими одноклассниками и экспериментатором, кроме того, это были лидеры класса. Степень выраженности эмоционального компонента проявляется в отношении подростков к процессу и результатам творческой деятельности. Можно сказать, что на протяжении всего исследования испытуемые были очень оживлены, заинтересованы (даже те, кто отказывался в начале исследования выполнять задания), активно реагировали на задания. К своим результатам многие относились негативно, так как не успевали за установленное время их выполнить. Это связано с развитием волевого компонента творческого потенциала. Некоторым испытуемым было сложно контролировать свои эмоции, удерживаться от нецензурных высказываний, четко следовать заданной инструкции и установленному регламенту времени. Интеллектуальный компонент отражает степень развития гибкости,

беглости мышления, свободы ассоциаций, находчивости, креативности как общей творческой способности в целом. У девиантных подростков средний уровень креативности, которая часто носит деструктивный характер. Это проявляется в циничных и грубых ответах не только экспериментатору, но и на вопросы задания; рисунках агрессивного характера, отражающих негативные визуальные образы. У про-социальных подростков креативность также развита на среднем уровне, но в большей степени имеет конструктивный характер. Об уровне развития духовно-нравственного компонента свидетельствуют результаты применения проективных методик и итоги наблюдения. Оценка уровня развития рефлексивного компонента творческого потенциала осуществлялась на основе анализа результатов диагностики самооценки творческой деятельности и ее результатов, а также по немногочисленным высказываниям учеников: «У меня ничего не получается», «Какой я молодец», «У меня все получилось» и т. п. Кроме того, качественный анализ ответов на вопросы анкеты также может служить подтверждением сделанных выводов.

Для определения взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению, творческим потенциалом (эмпатией, как его компонентом), компонентами креативности был использован коэффициент корреляции Пирсона. Выборку составили девиантные подростки (30 человек). Математическая обработка проводилась с помощью программы SPSS.

Данные корреляционного анализа свидетельствуют о наличии сильной связи между следующими показателями: 1) творческий потенциал и

находчивость (г = 0,741), то есть при развитии такого компонента креативности, как находчивость, можно стимулировать повышение творческого потенциала; 2) способность комбинировать и склонность к агрессии и насилию (г = -0,840), склонность к де-линквентному поведению (г = -0,700); способность комбинировать позволяет быть гибким и легче адаптироваться в сложившейся ситуации, поэтому, чем она выше развита, тем менее склонен подросток к проявлению агрессии и насилию в отношении окружающих; 3) совестливость, эмпатия к родителям (г = 0,704) и к пожилым людям (г = 0,814), то есть на соблюдение норм и правил деви-антными подростками влияет степень развития у них эмпатии, а также социальное окружение; данный вывод подтверждает наличие корреляционной связи между эмпатией к родителям и склонностью к преодолению норм и правил (г = 0,780); 4) совестливость и склонность к аддиктивному поведению (г=0,882), совестливость и склонность к делинквентному поведению (г = 0,747), то есть степень развития совестливости у девиантных подростков напрямую влияет на склонность к аддиктивному поведению; 5) эмпа-тия к пожилым людям и склонность к аддиктивному поведению (г = 0,902), склонность к агрессии и насилию (г = 0,814), склонность к делинквент-ному поведению (г = 0,769); то есть указанные выше формы отклоняющегося поведения напрямую зависят от степени развития эмпатии и примера, подаваемого пожилыми людьми.

Умеренная связь также означает взаимозависимость показателей. В исследовании выявлены следующие корреляционные связи: 1 ) склонность к

преодолению норм и правил и визуальное творчество (скорость и гибкость) (г = 0,553; 0,676); 2) склонность к преодолению норм и свобода ассоциаций (г = -0,619); 3) способность комбинировать и склонность к аддиктивному поведению (г = -0,646); 4) степень волевого контроля эмоциональных реакций и дивергентное мышление (г = 0,549; 5) совестливость и склонность к агрессии и насилию (г = 0,590);

6) эмпатия к родителям и склонность к аддиктивному поведению (г = 0,613);

7) эмпатия к героям художественных произведений и склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г = -0,592).

Так, корреляционный анализ между исследуемыми явлениями показал, что склонность к отклоняющемуся поведению имеет взаимосвязь с компонентами креативности (способность комбинировать, дивергентное мышление, визуальное творчество и свобода ассоциаций); с развитием эмпатии. Таким образом, гипотеза была подтверждена и конкретизирована: подростки с проявлениями деструктивных форм поведения (отклоняющееся поведение) имеют средний уровень креативности инизкий уровень развитиятворческого потенциала.

Сделанные выводы позволяют составить методические рекомендации, направленные на профилактику отклоняющегося поведения. Важно развивать творческий потенциал в совокупности всех его компонентов: мотива-ционного, интеллектуального, эмоционального, волевого, рефлексивного, духовного. Вовлечение подростков в занятия разнообразной творческой деятельностью будут способствовать развитию творческого потенциала, ориентации досуга на просоциальную

деятельность, формированию просо-циальной личности в целом.

Библиографический список

1. Авдуевская (Белинская) Е. П., Ба-клушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника : труды по социологии образования. 2005. Т. III. Вып. IV. С. 118-132.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : РИЦК Социальное здоровье России, 1994. 221 с.

3. Волков Б. С. Психология подростка. М. : Академический проект; Гаудеа-мус, 2005. 208 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991. 93 с.

5. Гилинский Я. И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. СПб. : Питер, 1994.

6. Зайцева Н. В., Зайцев Д. В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей // Педагогика. 2006. № 5. С.1 1-17.

7. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.

8. Курышева И. В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства. Н. Новгород : НФ ИБП, 2008. 260 с.

9. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123-132.

10. Augustin, M. D., Carbon, C.-C., Wagemans, J., 2012. Artful terms: A study on aesthetic word usage for visual art versus film and music, J. Perception. 3, 319-337, http://dx.doi. org/10.1068/i0511aap.

11. Baumgartner, T., Esslen, M., Lutz Ja'ncke, L., 2006. From emotion perception to emotion experience: Emotions evoked by pictures and classical music, Int. J. Psychophysiol, 60, 34-43, http://dx.doi:10.1016/j. ijpsycho.2005.04.007.

12. Benedek, M., Borovnjak, B., Neubauer, A. C., Kruse-Weber, S., 2014. Creativity and personality in classical, jazz and folk musicians, Personality and Individual Differences, 63, 117-121, http://dx.doi.org/10.1016/j. paid.2014.01.064.

13. Burton, J., Horowitz, R., Abeles, H. Leaning In and Through the Arts. N. Y. : Columbia University, 2008. 69 p.

14. Cheremisova, I. V. Semantics of Musical Text as a Key Condition for Development of Secondary Musical Personality, SHS Web of Conferences The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2019), Volgograd, Russia, April 23-28, 2019, vol. 69, 00028 (2019) CILDIAH-2019, https://doi. org/10.1051/shsconf/20196900028.

15. Ist ôk, E., Brattico, E., Jacobsen, T., Krohn, K., Müller, M., Tervaniemi, M., 2009. Aesthetic responses to music: a questionnaire study, Musicae Scientiae. 13, 183-206. doi: 10.1177/102986490901300201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.