Вестник «Орлеу»-!^
П
Д.Н. Погорелое,
младший научный сотрудник ГБУ ДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск
А.П. Анохина,
магистр психологии, тренинг-менеджер учебного центра компании РБТ, г. Челябинск
Ключевые слова: творческая нере-ализованностъ, креативность, неадаптивная активность, отклоняюгцее-ся поведение.
Keywords: creative normalization, creativity, nonadaptive activity, deviant behavior.
ТВОРЧЕСКАЯ НЕРЕАЛИЗОВАННОСТЬ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ ИХ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация
Рассматривается склонность к отклоняющемуся поведению сквозь призму феномена креативности. Сделан акцент на интерпретации творческой нереализованности как фактора отклоняющегося поведения одаренных учащихся. Рассмотрен факт наличия сходных черт креативных лиц и лиц с отклоняющимся поведением. Эмпирическое исследование творческой зрелости учащихся демонстрирует, что при создании благоприятных условий снижается риск актуализации склонности к отклоняющемуся поведению у одаренных учащихся.
Annotation
The tendency to deviant behavior through the prism of the phenomenon of creativity is considered. The emphasis is on the interpretation of creative unrealization as a factor in the deviant behavior of gifted students. Such a coincidence of features of creative persons and persons with deviant behavior is considered. An empirical study of the creative maturity of students demonstrates that when creating favorable conditions, the risk of actualization of the propensity of gifted students to deviate from the teaching is reduced.
Уникальность личности, многогранность ее индивидуальности, творческий потенциал - данные феномены теснейшим образом связаны с понятием креативности. Анализ многолетних психолого-педагогических исследований креативности позволяет выявить один интересный момент - некоторые личностные черты креативных личностей сходны с чертами лиц, склонных к отклоняющемуся поведению, такие как нонконформность, склонность к риску, устойчивость к неопределенности.
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема нереализованности учащегося в рамках школьного обучения, вследствие чего ребенок предпринимает попытки реализовать себя в других социальных сферах, которые зача-
в;
5 х
<с
m
о
СП
6
W О в; s
I—
О §
X X ш Е-
S в;
s
Рч
о
ш Е-
и%
Вестник «Эрлеу»-!^
стую являются опасными. В частности, речь о проблеме информационной безопасности, обусловленной повышением доступа детей к сети Интернет, о повышении доступности алкоголя и наркотических веществ, о криминализации современной социальной действительности.
В данном контексте необходимо отметить, что в научном описании понятие креативности зачастую отождествляется с понятием «творчество», в связи с чем возникает необходимость уточнения и интерпретации данных понятий. В широком смысле креативность понимается как способность к творчеству. Мы исходим из того, что творчество есть процесс и результат деятельности, в то время как креативность представляет собой субъективной аспект, детерминанту творчества, основу творческой деятельности. Таким образом, мы будем понимать креативность как особое свойство личности, благодаря которому и в рамках которого возможно проявление творческой активности субъекта.
Под термином «отклоняющееся поведение» мы будем понимать устойчивую систему различных форм поведения, вступающего в противоречия с наиболее значимыми нравственными, моральными, правовыми и социальными нормами, проявляющегося в их нарушении и причинении ущерба, а также приводящие к дезадаптации. Термин «деви-антное поведение в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» [9]. § Феномены «норма», «креативность», «де-^ виации» выступают в качестве социокуль-§ турных, характеризующих человеческое по-^ ведение с точки зрения адаптированности
Рч
м индивида и, что немаловажно, приемлемости
с^ данного вида поведения для общества как сон
£ циальной среды. Поведение человека будет О
интерпретировано с позиции «нормы» в том § случае, если оно соответствует всей совокупи ности социально-культурологических уста-н
¡3 новок и стереотипов, регламентированных на
¡*5 социальном, правовом и моральном уровнях.
ГТ " "
^ Понятие «идеальной поведенческой нормы» предполагает соответствие поведения личности наиболее значимым нормам на внешнем уровне и гармоничном внутреннем согласии
личности собой, с творческой реализацией своего потенциала. Таким образом, идеальная поведенческая норма есть сочетание гармоничной нормы с креативностью личности [8].
Анализ личностных особенностей креативных и девиантных личностей выявляет определенные сходства, в связи с чем можно предположить, что у некоторых лиц, склонных к отклоняющемуся поведению можно обнаружить высокие показатели креативности. Однако нельзя не отметить, что направленность подобных идей в случае девиантной личности характеризуется деструктивным характером.
В.А. Петровский в рамках теории неадаптивной активности выделяет два ее вида - «адаптивная активность» и «неадаптивная активность». В основе неадаптивной активности лежит механизм спонтанного выявления новой возможности, появление новой идеи, актуализация новой проблемы. В этом и состоит ее ключевое отличие от активности адаптивной, которая направлена на достижение конкретной цели, воплощение идеи, образа. В этом контексте неадаптивная активность выступает как надситуативная, регламентирующая действование «над порогом ситуативной необходимости». Надситуативная активность предполагает наличие большого числа нереализованных возможностей личности, в результате чего личность переходит от привычных форм деятельности к новым формам. В этом ключе отметим, что для адаптивной активности характерно строгое соответствие цели результату, в то время как неадаптивная активность предполагает их расхождение вплоть до противоположности [8].
A. Маслоу интерпретирует способность к творчеству как установку на самореализацию личности, при этом важнейшую роль в творческом потенциале личности играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты [6].
B.Г. Грязева-Добшинская отмечает, что неадаптивная активность в узком смысле есть стремление к опасности, неизведанному, деятельности с неопределенностью успеха. Учащиеся с ярко выраженными неадаптивными тенденциями должны иметь возможность реализации их в просоциальных объединениях, а не искать и не организовывать для этого асо-
Вестник «Орлеу»-!^
Ж
циальные сообщества [2].
C.B. Максимова, продолжая данные теоретические изыскания, предлагает концепцию дуальности, в рамках которой творчество интерпретируется с позиций сочетания двух видов активности - неадаптивной и адаптивной активности. При этом творчество рассматривается как «процесс усмотрения (неадаптивная активность) и реализации (адаптивная активность) новых возможностей собственной активности, сопровождающийся чувством вдохновения и завершающегося созданием субъективно нового продукта» [4]. Таким образом, можно говорить о двух параллельных и одинаково важных процессах, сопровождающих творческую деятельность: собственно творческий потенциал индивида, и то, как он реализует его в окружающий мир. C.B. Максимова акцентирует внимание на появление такой группы учащихся, которая характеризуется сочетанием высокого творческого потенциала и высокой творческой нереализованно-сти, что может привести к дезадаптации. Что нам кажется особенно важным - рассмотреть, что происходит с человеком, который имеет высокий уровень неадаптивной активности и не имеет возможности воплотить ее. В какой критический момент его деятельность может переступить порог нормы и перейдет к деви-антным формам.
В основе креативности лежит высокий уровень поисковой активности, которая имеет определенные биологические предпосылки. Ф. Фарли выделяет особый тип личности, который называет «Т-личностью», определив ее как «искателя возбуждения». С позиций Ф. Фарли люди данного типа могут либо проявлять высокую степень творческой активности, либо демонстрировать отклоняющееся проведение в различных его формах [14].
Ф. Баррон и Д. Харрингтон акцентируют внимание на наличии сходных черт креативных лиц и лиц с отклоняющимся поведением (самостоятельность суждений, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация, способность рисковать) [13].
Многие исследователи рассматривают творчество как элемент, принадлежащий всей структуре личности, связанный со многими
внутренними элементами. Б.Д. Богоявленская в качестве психологического механизма творчества выдвигает интеллектуальную активность, которую рассматривает как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотиваци-онных компонентов системы в их единстве, и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности [1]. Р. Стернберг рассматривает креативность с позиций сочетания таких компонентов как мотивационный, интеллектуальный, личностный.
Д. Симонтон, анализируя креативность как феномен, выделяет семь базовых векторов творческой личности:
• стремление выйти за рамки, «нарушить границы», оригинальность и нестандартность;
• открытость ко всему новому и необычному;
• независимость взглядов и нонконформ-ность суждений;
• устойчивость к неопределенным ситуациям;
• конструктивная активность в предметной деятельности;
• сила «Я», связанная с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социального окружения;
• чувствительность к красоте в широком смысле.
Анализ данных векторов с позиций их сопоставления с особенностями поведения лиц §
ж
с отклоняющимся поведением указывает на <<
сходство в ряде аспектов. В частности, речь §
идет о том, что девианты, как и творческие <?
личности, характеризуются: некомформно- ^
стью, независимостью взглядов и нестандарт- ^
ностью мышления; склонностью к необыч- и
о
ным переживаниям и риску; устойчивостью к ^ неопределенным ситуациям. д
На наш взгляд, наряду со сходными аспек- и
Е-1
тами творческие личности имеют ряд отличи- к
тельных особенностей, а именно: Щ
• творческая личность характеризуется § конструктивной активностью в предметной ® деятельности, в то время как личность с отклоняющимся поведением обладает высоким
уровнем активности в сфере девиантных интересов;
• творческая личность обладает силой «Я», связанной с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социума, в то время как лица с отклоняющимся поведением характеризуется зависимостью в сфере аддикции и стремлением обвинения окружающих в своих трудностях и неудачах;
• устойчивые контакты и социальная ответственность творческой личности противопоставлена стремлению уходить от ответственности и страхом перед стойкими контактами у лиц с отклоняющимся поведением.
В. Д. Менделевич, Л. Р. Вафина утверждают, что лица с отклоняющимся поведением в форме наркотической зависимости демонстрируют более высокие показатели креативности, чем «здоровые» лица. Для наркозависимых, как бы парадоксально это не звучало, характерны отдельные признаки самоактуализирующейся личности, а именно: высокая потребность в познании; открытость новому опыту; автономность; стремление к самораскрытию в общении с другими людьми [7].
Соглашаясь с позицией Э. П. Торренса, что многие лица с отклоняющимся поведением характеризуются высоким уровнем креативности, отметим, что творческий поиск таких лиц характеризуется неадаптивной и зачастую саморазрушающей направленностью [15]. Для подлинного творчества удовольствие предполагает сам процесс поиска, в то время как для Щ лиц с отклоняющимся поведением основной ® целью является результат — удовольствие, м О наличии сходных черт отклоняющегося 5 и креативного поведения является факт нали-
Оч
рч чия весомых изменении, происходящих в по-
оч ведении лица с отклоняющимся поведением
£ после исправления его поведенческого дефек-
§ та, проявляющегося в виде личностного роста
§ и развития креативности. Важно отметить, что
щ опыт невротического отклоняющегося пове-н
^ дения в ряде случаев приводит к личностному
Щ росту и раскрытию творческих способностей
^ лица с некогда отклоняющимся поведением.
Ц У бывших лиц с аддиктивным поведением в
Г4
случае эффективной терапии можно отметить личностный рост и креативность [7].
Для современной психологии актуальным является изучение отклоняющегося поведения одаренных детей. Детская одаренность в одной сфере зачастую коррелирует со склонностью к отклоняющемуся поведению в других сферах. Например, Хорвиц и Байер отмечают, что дети с IQ от 180 и выше испытывают значительные трудности в сфере межличностных отношений, в том случае, если их достижения, по их собственной оценке, ниже потенциальных возможностей [12]. Несомненно, это выступает фактором актуализации склонности к отклоняющемуся поведению - нереализованность способностей есть сильнейший разрушающий фактор. Блокированные творческие способности актуализируют чувство личностной несостоятельности, повышают тревожность личности, что, в свою очередь, выступает фактором будущего аддиктивного поведения.
Н. В. Маркина экспериментально доказала, что ключевой характеристикой личности одаренного ребенка является надситуативность - предпочтение в условиях ценностно-нормативного выбора суждений, побуждающих преодоление барьеров на пути движения активности - риск, неизвестность, прагматическая неопределенность последствий и ситу-тивно-избыточное преодоление ограничений движений деятельности («устремленность к границе»). Таким образом, ребенок стремится к избыточной, превышающей требования ситуации активности [5].
Это и подобные исследования подтолкнули к выдвижению следующей гипотезы: создав одаренному ребенку благоприятные условия для максимального проявления его творческого потенциала, повысим ли мы их самооценку как творчески реализующуюся личность. И, таким образом, сможем ли мы снизить риск проявления их неадаптивной активности в сфере реализации отклоняющегося поведения.
Далее представлены результаты эмпирического исследования динамики творческой не-реализованности интеллектуально одаренных учащихся 8-11 классов образовательных учреждений г. Челябинска (128 человек). Наряду с обучением в общеобразовательной школе, старшеклассники занимались в «Школе
Вестник «Орлеу»-!^
олимпиадников» в 2012-2014 гг. на базе Центра по работе со способными и одаренными учащимися МАУ ДО Д11Ш им. Н.К. Крупской [10]. Это дети, которые из года в год участвую в олимпиадном движении, являются победителями и призерами школьного, регионального и всероссийского этапов олимпиады. Исследование состояло из трех этапов: первичная диагностика перед началом обучения (октябрь 2012г.), формирующий эксперимент, раскрывающий особенности содержания обучения в Школе олимпиадников и вторичная диагностика (октябрь 2013г.).
Диагностика творческой зрелости учащихся осуществлена с помощью методики «Творческая состоятельность» C.B. Максимовой. Автор рассматривает исследуемый феномен как единство двух ее составляющих — неадаптивной и адаптивной активности. Их выделение позволило: во-первых, определить понятие творческого потенциала, методологически различить потенциальную творческость и актуально реализующуюся и разделить обучающихся на четыре группы по данным параметрам; во-вторых, выделить группы детей с высоким творческим потенциалом и низким уровнем его реализации. Такие группы выступают своеобразными группами риска перехода потенциальной креативности в девиантные формы поведения. В своем сследовании мы предположили, что реализация творческого потенциала приводит к развитию творческой устремленности личности, а нереализован-ность творческого потенциала может оказывать деструктивное воздействие на личность.
Первый замер позволил выявить следующее. 8 человек (12%) из группы имеют высокий творческий потенциал и высокий уровень творческой реализации, 37 человек (54%) обладают высоким творческим потенциалом, но при этом ощущают себя творчески нереализованными. Далее 2 человека (3%) из группы оценивают себя как творчески реализованных, но творческий потенциал у них снижен и у 21 человека (31%) результаты по обоим параметрам принадлежат к области низких значений. Следует отметить, что преобладающая часть испытуемых не видит возможности для творческой реализации себя в обществе, для интеграции своих идей в социуме. В работах
В.Г. Грязевой-Добшинской и C.B. Максимовой было обнаружено, что развитие творческой активности личности зависит от реакции взрослых на спонтанную активность ребенка. Порождение творческой устремленности происходит в процессе адекватного отражения взрослыми спонтанной активности ребенка и его осознания себя как субъекта творческой деятельности. Неадекватная реакция взрослого на проявления творческой активности ребенка может приводить к искажению в развитии творческой устремленности ребенка.
Вторым этапом исследования связан с обучением одаренных учащихся в Школе олимпиадников. Стоит отметить, что эта школа является инновационным образовательным проектом, осуществляющим свою деятельность в Челябинске. Одаренные учащиеся оказываются в интеллектуально обогащенной среде, в которой они получают знания и навыки сверх стандартной программы, работают с известными учеными, могут развивать свои научные интересы и достижения [10]. Другими словами, это такое социокультурное пространство, в котором они учатся не только порождать новый продукт, но, что особенно важно, обогащать окружающее пространство своими идеями, интегрировать их в общество, которое окружает ученика.
Анализ результатов вторичной диагностики на заключительном этапе исследования выявил следующее. 19 человек (59,3 %) из группы имеют высокий творческий потенциал и высокий уровень творческой реализации;
учащихся, которые обладают высоким творче- §
s
ским потенциалом, но при этом творчески не К
реализованы в представленной выборке нет. g
Далее 7 человек (21,9 %) из группы оценивают ^
себя как творчески реализованных, но творче- fe
¿о
скии потенциал у них снижен и у 6 человек дч
(18,8 %) результаты по двум параметрам при- £
надлежат к области низких значений. Анализ §
данного распределения результатов говорит о §
том, что большинство учащихся обладают раз- ^
витой способностью к продуцированию но- ^
вых идей, а также умеют успешно воплощать t^
их в реальности; они чувствуют потребности g
окружающей среды и находят пути решения w проблем. Каждый пятый учащийся ощущает трудности при необходимости творчески по-
дойти к делу и создать что-либо новое, но при этом он умеет правильно и быстро применять уже освоенные умения и знания.
Необходимо отметить значительное изменение по параметру творческой реализации учащихся по сравнению с результатами первого замера. Если в 2012-2013 учебном году у учащихся преобладал низкий уровень творческой реализации, то в 2013-2014 году можно отметить значительное преобладание высокого уровня. Для определения статистической значимости различий был использован критерий Хи-квадрат Пирсона. Показатель критерия составил 45,534, при уровне значимости р<0.01.
Таким образом, школьники смогли расширить область применения своих сил, обнаружили подходящие ниши в социокультурном пространстве для воплощения своих идей, что, несомненно, позитивно сказывается на их собственной оценке своих возможностей и способствует дальнейшему развитию их способностей. Вероятно, мы смогли снизить риск перехода неадаптивной активности одаренных учащихся в различные сферы отклоняющегося поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская, Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества [Текст]/Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии,-1999,-№2,-С. 35-41.
2. Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности: Обучение в контекст сте развития личности как субъекта культуры К [Текст] / В.Г. Грязева. - Челябинск: Поли-га граф-Мастер, 2000. - 304 с.
м 3. Дорфман, Л.Я. Метаиндивидуальный pq мир. Методологические и теоретические про-^ блемы [Текст]/Л.Я. Дорфман. М. Смысл. 1993 S -456 с.
4. Максимова, C.B. Творчество: созида-^ ние или деструкция? : монография [Текст] / ^ C.B. Максимова. - Москва : Академический g проект, 2006. - 224 с.
t^ 5. Маркина, Н.В. Соотношение ситуатив-§ ных и надситуативных проявлений активно-w сти у одаренных учащихся [Текст]: автореф.
дисс... .канд.психол. наук : 19.00.07 / Н. В. Маркина. М. : Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, 2003. - 21с.
6. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]/А.Маслоу. СПб. Литер, 2003. — 325
7. Менделевич, В.Д. Исследования эмоционального интеллекта и креативности у больных с невротическими расстройствами [Текст]/В.Д. Менделевич, К.В. Пыркова// Современные проблемы науки и образования. -2015. -№3.
8. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] /В.А. Петровский. Российский открытый университет. — М.: ТОО "Горбунок", 1992. — 224 с.
9. Погорелов, Д.Н. Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению и эмоциональной устойчивости в юношеском возрасте [Текст]/Д.Н. Погорелов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. - № 5 (9). - С. 102-109.
10. Рождественская, И. Н. «Школа олим-пиадников» как инновационный образовательный проект в сфере дополнительного образования: анализ и перспективы развития [Текст]/И.Н. Рождественская, А.П. Анохина // Вестник ЧГПУ -2013,- №5. - С.99-107.
11. Солдатова, Е. Л. Креативность в структуре личности (на прим. развития креативности в подростковом возрасте) [Текст] : автореф. дис. . канд. псих. наук/Е. Л. Солдатова. СПб., 1996. -16 с.
12. Хоровитц, Ф. Д. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований [Текст]/Ф.Д. Хоровитц Ф.Д., О. Байер // Общественные науки за рубежом. Серия: Науковедение. М., 1988. - №1. - С.34-36.
13. Barron, F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 7698.
14. Farley, F. The big T in personality // Psychol. Today. 1986. V. 20. N 5. P. 44 — 52.
15. Torrance, E.P Myers, P.E. Creative learning and teaching. - NYC: Dodd Meaad, 1970. P. 45