А. В. Ильина, Д. Н. Погорелое Лсихрлого-педагогические аспекты...
Современная школа
УДК 316.454.5+316.624
Психолого-педагогические аспекты выстраивания педагогом коммуникативного взаимодействия с учащимися, проявляющими склонность к отклоняющемуся поведению
А. В. Ильина, Д. Н. Погорелов
Psychological and pedagogical aspects of teacher's communicative interaction with students which have tendency to deviant behavior
A. V. Il'ina, D. N. Pogorelov
Аннотация. В статье авторы рассматривают психолого-педагогические аспекты выстраивания эффективного коммуникативного взаимодействия педагогических работников с учащимися с отклоняющимся поведением на основе понимания педагогами возможных предикторов указанного поведения. В то же время авторы обращают внимание на то, что педагогу необходимо учитывать возможные взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с другими психологическими феноменами. Понимание представленных тенденций позволяет педагогическим работникам более выверено выстраивать коммуникативное взаимодействие не только с детьми, учитывая их гендерную принадлежность, но и также с родителями таких обучающихся. Кроме того, представленные в статье основания могут быть использованы педагогами-психологами при планировании своей деятельности. Для административно-управленческого персонала учет особенностей восприятия учащимися окружающей действительности позволяет выстраивать ориентированные на личность воспитательные системы, осуществлять адресную методическую поддержку педагогических работников.
Abstract. The authors consider the psychological and pedagogical aspects of teachers ' effective communicative interaction with students which have ten-
dency to deviant behavior on the basis of teachers' understanding of possible predictors of this behavior. However, the authors draw attention to the fact that the teacher must take into account the possible interrelationships of tendency to deviant behavior with other psychological phenomena. The understanding of the presented tendencies allows pedagogical workers to project communication interaction not only with children, taking into account their gender identity, but also with the parents of such students. In addition, the grounds presented in the article can be used by educational psychologists in planning their activities. Taking into account the students' perceptions of the surrounding reality makes it possible to build personality-oriented educational systems and to carry out targeted methodological support for pedagogical workers.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, психолого-педагогические аспекты, склонность к отклоняющемуся поведению, тревожность, повышение квалификации педагогов, коммуникативное взаимодействие, предиктор отклоняющегося поведения, несогласованность поведения.
Keywords: pedagogical activity, psychological and pedagogical aspects, tendency to deviant behavior, anxiety, teachers' advanced training, communicative interaction, predictor of deviant behavior, inconsistency of behavior.
Научно-теоретический журнал
89
Выпуск,3 (32) 2017
Современная школа
ЧИППКРО
В последнее время все чаще акцентируется внимание на необходимости овладения педагогом новыми практиками образования в части выстраивания коммуникативного взаимодействия с учащимися. Собственно утверждается, что педагог, осознающий неотвратимость перемен во взаимодействии с учащимися, способен выстраивать эффективную работу с различными категориями учащихся, в том числе с учащимися, проявляющими склонность к отклоняющемуся поведению. Безусловно, в любой школе обучаются дети и подростки со склонностью к отклоняющемуся поведению, в связи с чем проблема взаимодействия педагога с такой категорией детей приобретает особую актуальность. Педагоги называют таких детей по-разному: «трудновоспитуемые», «дети группы риска», «девиантные дети».
Известно, что отклоняющееся поведение, представляя собой действия, которые противоречат официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе моральным и правовым нормам, влекут за собой санкции определенного рода. По сути, отклоняющееся поведение характеризуется несогласованностью с нормами социальной группы, несоответствием ожиданиям общества [1].
В реальной школьной практике педагоги связывают сложности взаимодействия с детьми с отклоняющимся поведением, с наличием у них низкой мотивации учения [2; 3].
В то же время отклоняющееся поведение -более сложный феномен. И, соответственно, для построения эффективной работы педагога с данной категорией учащихся необходимо учитывать возможные взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с другими психологическими категориями.
Так, понимание педагогом связи причин проявления отклоняющегося поведения и его возможных предикторов важно с точки зрения отбора эффективных форм и методов работы, что, в свою очередь, требует систематического повышения квалификации по овладению психолого-педагогическими знаниями, на основе которых формируется собственное методически-обоснованное видение решения профессиональных проблем.
Проиллюстрируем представленное выше утверждение. При выстраивании коммуникативного взаимодействия с ребенком, например,
в урочной и внеурочной деятельности, при реализации программ воспитания и социализации, осуществлении коррекционно-развивающей деятельности педагогу важно понимать, что одним из факторов, лежащих в основе несогласованности поведения учащихся с нормами социальной группы, является их высокий уровень тревожности. Другими словами, тревожность служит предиктором, обуславливающим отклонения поведения учащихся от общепринятого эталона.
Исследователями неоднократно отмечалось, что тревожность выступает в качестве стабильного, либо ситуативного свойства личности, заключающегося в склонности к проявлению повышенного беспокойства, тревоги и страха в специфических социальных ситуациях [4]. В данном контексте место специфической социальной ситуации занимает ситуация неодобрения учителем определенных компонентов личности учащегося и (или) его поведения с позиций норм и эталонов поведения, принятых в социуме. Иными словами, речь идет о несоответствии поведения ребенка официально установленным и традиционно существующим в данном обществе нормам и правилам, следование которым оценивается обществом с позиций нормы.
Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности в рамках неблагополучных условий выступает в качестве фактора, катализирующего отклоняющееся поведение. Частое и интенсивное переживание учащимся тревоги выступает как фактор его неблагополучия, которое характеризуется повышенным моторным напряжением и сенсорным вниманием в ситуациях предполагаемой опасности. Более того, тревожность способствует угнетению творческой активности учащихся [5]. Все это ведет к снижению уровня адаптивности учащихся, к нарушению процесса их самоактуализации, к уклонению от осуществления нравственного и эстетического контроля над собственным поведением, и, следовательно, служит основой для отклоняющегося поведения [6].
Представленное теоретическое утверждение находит достаточно яркое практическое воплощение в отношении детей, испытывающих сложности в освоении содержания образова-
Научно-теоретический журнал
90
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
А. В. Ильина, Д. Н. Погорелое Лсихрлого-педагогическуе аспекты...
тельных программ, при проведении учителем различного рода оценочных процедур (на лабораторных и практических работах, контрольных работах и пр.). Учитель использует единственно верный, по его мнению, инструментарий (оценочные материалы), который зачастую не учитывает такие факторы, как уровень освоения ребенком дидактических единиц, особенности его психофизиологического состояния и др., тем самым нивелируя идеи индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности, предоставления равного доступа к образованию.
При выстраивании коммуникативного взаимодействия педагогу также важно учитывать то, что отклоняющееся поведение связано с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста. Одной из причин данных личностных феноменов также выступает тревожность. Как отмечает И. Маслова, кримино-генность тревожности заключается не только в том, что она включает в себя беспокойство, субъективное ощущение своей уязвимости, незащищенности, личностной неопределенности. Она детерминирует специфическое, точнее, соответствующее мироощущение, восприятие подростками окружающей среды тоже как неопределенной, расплывчатой, неясной, чуждой и даже враждебной. Поэтому непонятны и чужды ее нормы, предписания и запреты, перестающие играть регулирующую роль. Именно совокупность этих двух моментов образует тревожность не только как состояние, но и как личностную черту, формирующую в конечном счете дезадаптированность индивида как его отношение к миру [7]. Также важно отметить факт того, что детей и подростков с приверженностью к аддиктивному поведению отличает высокая тревожность и стремление к уходу от ответственности [8]. Представленные позиции расширяют пространство для адресного, т. е. с учетом особенностей традиционного контингента учащихся конкретной образовательной организации, выстраивания программ воспитания и социализации, разработки мероприятий-ной части указанной программы, отбору содержания курсов внеурочной деятельности и др.
Преодоление тревожности еще в детском возрасте препятствует проявлению отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
Соответственно педагогу при выстраивании коммуникативного взаимодействия важно понимать, что причиной возникновения тревожности в подростковом возрасте может быть внутренний конфликт или противоречивость стремлений. Внутреннее состояние подростка может быть вызвано противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных источников (от учителей-предметников, родителей, сверстников), неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям и стремлениям; негативными требованиями, которые ставят субъекта в униженное, зависимое положение. В результате возникает чувство «потери опоры»; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире. Чем выше уровень проявляемой тревожности подростка, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Под воздействием тревожности дети склонны к меньшей сознательной координации своих действий.
Представленные выводы подтверждаются и результатами наших исследований. Так, данные, полученные в ходе опроса педагогических работников, осваивающих содержание дополнительных профессиональных программ, позволяют утверждать, что более 87% педагогов в своей профессиональной деятельности не учитывают различия в склонности к отклоняющемуся поведению, которые характерны для учащихся различного пола. Иными словами, при выстраивании профессиональной деятельности педагогические работники не учитывают наличие у девочек склонностей к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а у мальчиков - склонности к преодолению норм и правил, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Знание того, что для девочек характерен низкий уровень волевого контроля эмоциональной сферы, позволило бы педагогам избегать ситуаций, в которых девочки демонстративно показывают нежелание контролировать свои поведенческие проявления эмоциональных реакций (имеются в виду ситуации, когда девочки демонстрируют негативные эмоции непосредственно в поведении) [13; 14]. Понимая, что мальчики имеют повышенную предрасположенность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, педагогическим работникам было бы полезно в
Научно-теоретический журнал
91
Выпуск:3 (32) 2017
\
Современная школа
ЧИППКРО
рамках освоения дополнительных профессиональных программ обратить внимание на освоение тренинговых технологий, технологий эффективного коммуникативного взаимодействия.
Понимание данных тенденций позволяет классному руководителю, учителю-предметнику, социальному педагогу, педагогу-организатору более выверено выстраивать коммуникативное взаимодействие с детьми, учитывая их гендерную принадлежность, а также с родителями таких обучающихся. Кроме того, данные исследования могут быть использованы педагогами-психологами при планировании своей деятельности. Для административно-управленческого персонала учет особенностей восприятия учащимися окружающей действительности позволяет выстраивать ориентированные на личность воспитательные системы, осуществлять адресную методическую поддержку педагогических работников.
Таким образом, можно утверждать, что при выстраивании коммуникативного взаимодействия с учащимися с отклоняющимся поведением педагогу важно учитывать уровень тревожности ребенка, так как он лежит в основе специфического восприятия им окружающей среды. Также важно понимать, что склонность к отклоняющемуся поведению есть проявление сформированной у учащихся на предшествующих этапах социально-неодобряемой личностной диспозиции в форме осознанной готовности субъекта к определенным противоправным оценкам ситуации и определенному асоциальному поведению.
А это влечет за собой необходимость освоения педагогом техник общения, позволяющих нивелировать ситуацию проектирования в сознании ребенка ситуаций неуспеха, формирования самоповреждающего и саморазрушающего поведения.
Библиографический список:
1. Погорелов Д. Н. Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению и эмоциональной устойчивости в юношеском возрасте / Д. Н. Погорелов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. -2016. - № 5 (9). - С. 102-109.
2. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. - М. : МедПресс, 2001. - 324 с.
3. Маркина Н. В. Соотношение мотивов «Надежда на успех» и «Избегание неудачи» у педагогов образовательных учреждений различного типа / Н. В. Маркина, Д. Н. Погорелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 4 (29). - С.45-52.
4. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. - М., 1964. - 294 с.
5. Анохина А. П. Особенности мотивации учащихся, определяющие интеграцию результатов их творческой деятельности в группе / А. П. Анохина // Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей материалы VII Международной научно-практической конференции. - Челябинск : ЧИППКРО, 2017. - С. 8-14.
6. Змановская Е. В. Девиантология / Е. В. Зма-новская. - М. : Академия, 2003. - 233 с.
7. Маслова И. С. Коррекция депрессивного состояния как средство профилактики девиантного поведения подростков / И. С. Маслова. - М, 1999. - 345 с.
8. Реан А. Агрессия и агрессивная личность / А. Реан. - СПб. : Питер, 1996. - 218 с.
9. Польская Н. А. Предикторы и механизмы самоповреждающего поведения / Н. А. Польская // Психологический журнал. - 2009. -№ 30 (1). - С. 96-105.
10. Фетискин Н. П. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002.- C. 362-370.
References:
1. Pogorelov D. N. Interrelation of propensity to deviant behavior and emotional stability in adolescence [Vzaimosvyaz' sklonnosti k otklonyay-ushchemusya povedeniyu i emotsional'noy ustoychivosti v yunosheskom vozraste], Modern additional professional pedagogical education, 2016, No. 5 (9), pp. 102-109.
2. Mendelevich V. D. Psychology of Deviant Behavior [Psikhologiya deviantnogo povedeniya], 2001.324 p.
3. Markina N. V., Pogorelov D. N. Correlation of the motives "Hope for success" and "Avoidance offailure " among educators of educational institutions of various types [Sootnosheniye motivov "Nadezhda na uspekh" i "Izbeganiye neudachi" u pedagogov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy razlich-
Научно-теоретический журнал
92
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
A B. MM>UM, H. ffогоре^о0 flсихpAого-педагогmеские acneKmu.
A
HHIinKPO
nogo tipa], Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 4 (29), pp.45-52.
4. Levitov N. D. Mental states of a person [O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka], 1964.294 p.
5. Anokhina A. P. Features of students' motivation, which determine the integration of the results of their creative activity in a group [Oso-bennosti motivatsii uchashchikhsya, opredelyay-ushchiye integratsiyu rezul'tatov ikh tvorcheskoy deyatel'nosti v gruppe], Regional models of support of gifted and promising children, materials of the VII International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2017, pp.8-14.
6. Zmanovskaya E. V. Deviantology [Devian-tologiya], 2003. 233 p.
7. Maslova I. S. Correction of the depressive state as a means of preventing deviant behavior of adolescents [Korrektsiya depressivnogo sostoyani-ya kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeni-ya podrostkov], 1999. 345 p.
8. Rean A. Aggression and aggressive personality [Agressiya i agressivnaya lichnost'], Saint Petersburg, 1996. 218 p.
9. Pol'skaya N. A. Predictors and mechanisms of self-damaging behavior [Prediktory i mekhan-izmy samopovrezhdayushchego povedeniya], Psychological journal, 2009, No. 30 (1), pp. 96-105.
10. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups [Sotsial'no-psikholo-gicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp], 2002, pp. 362-370.
HayKHo-meopemmecKuü .xypnaA
93
BunycK,3 (32) 2017