Педагогика
УДК:376.37
кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Инна Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Пуштаева Екатерина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье показана значимость творческой деятельности для речевого и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, представлены теоретические основы творческого развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной практики, результаты исследования сформированности представлений о творчестве и уровня развития творческой деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, зрения), сформированности коммуникативно-речевых компетенций.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольный возраст, творческое развитие.
Annotation. The article presents the theoretical foundations of the creative development of preschool children in an inclusive practice, the results of a study of the formation of ideas about what creativity is, and the level of development of creative activity in preschool children with disabilities of different health categories (with speech, musculoskeletal, visual impairment).
Keywords: children with disabilities, preschool age, creative development.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по
приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский
государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Научно-методическое обеспечение деятельности педагога по созданию единого речевого режима для обучающихся с нарушениями речи в образовательной организации» (рег№ 2019-08-01 от 26.09.2019)
Введение. Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей разным детям доступ к развитию своих возможностей, в том числе и правильной речевой среды, за счет соблюдения единого речевого режима.
Учеными-идеологами инклюзивного образования С.В. Алехиной, Е.А. Екжановой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго отмечается, что целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивает процессы гуманизации образования, является природосообразной возможностям ребенка, включает условия, максимально благоприятствующие саморазвитию каждого ребенка [9, с. 290]. Особым компонентом подобной среды являются условия для творческого развития и самовыражения детей.
В дошкольном возрасте творчество проявляется в различных видах деятельности: игре, конструировании, изобразительной, театрализованной, музыкальной. Творческая деятельность способствует развитию духовной, моральной, эмоциональной, познавательной сторон личности детей дошкольного возраста. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое мировоззрение, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает, испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Установлено, что такие виды предметно-практической деятельности, как лепка, конструирование, аппликация, занимательный ручной труд могут стать основой программ социального и творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно в предметно-практической деятельности создаются условия для творческого развития таких детей, освоения окружающей действительности, накопления социального опыта [12, с. 75].
Организация творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, как отмечено в работах Е. В. Барцаевой и Н. В. Рябовой осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями и первостепенно в рамках таких образовательных областей, как «Труд», «Художественное творчество», «Музыка». Как правило, в процессе проектирования и реализации адаптированных образовательных программ, как одного из условий качественно образования детей с нарушениями в развитии [3; 4; 11].
Однако, при таком широком спектре рассмотрения вопросов, связанных с созданием коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, включением их в предметно-практическую деятельность, разработкой и реализацией индивидуальных коррекционно-развивающих программ на этапе дошкольного образования, практически отсутствуют исследования, затрагивающие проблему творческого развития детей рассматриваемой категории. Данное обстоятельство определяет актуальность предложенного исследования.
Изложение основного материала статьи. Контекст данной статьи предусматривает описание теоретических основ творческого развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной практики, методики и результатов исследования уровня творческого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретические основы развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах выдающихся ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, педагогов-практиков Г.М. Петраковой, М.М. Прочухаевой [5; 6; 10; 7].
По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность - это деятельность человека, которая создает нечто новое, будет ли это творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Вкладывая себя в
творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества [6].
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями не только возможно, но и необходимо. Как отмечает С.К. Кожохина, в процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Детям с ограниченными возможностями здоровья легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально [8]. Кроме того, как отмечается в некоторых исследованиях некоторые дети с нарушениями развития (дети с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра) неспособны к активной речи, и тогда единственным средством, позволяющим выразить свои чувства и эмоции, обратиться с просьбой оказываются невербальные средства [1; 2].
При этом, как указывается в работе С.В. Алехиной, для того, чтобы учесть специфику обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии в процессе организации их творческой деятельности, необходимо учитывать результаты исследования и коррекционно-развивающие технологии, предложенные для разных категорий детей: умственно отсталых (О.П. Гаврилушкиа, Е.А. Стребелева), с сенсорными нарушениями (Л.П. Носкова, Л.И. Плаксина, Н.Д. Шматко), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько), с речевыми нарушениями (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) [9, с. 107].
Все вышеизложенное послужило основанием для организации и проведения экспериментального исследования, первым этапом которого явилось выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Эксперимент проходил на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» - «Детский сад №18 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. В нем приняли участие 7 детей в возрасте от 5 до 7 лет, с нарушениями речи (4 ребенка), зрения (2 ребенка), опорно-двигательного аппарата (1 ребенок). Исследование проводилось в индивидуальной и групповой форме. Содержание эксперимента составили анкетирование дошкольников и проведение диагностических методик на выявление творческого воображения, фантазии и креативности детей.
Первоначально детям предлагалось устно ответить на вопросы анкеты «Что такое творчество?»:
1. Знаешь ли ты что такое творчество?
2. Как ты думаешь это творчество?
3. Нравится ли тебе заниматься творчеством?
4. Какой вид творчества тебе по душе? (А. Рисование. Б. Лепка. В. Апликация. Г. Работа с природными материалами. Д. Другое).
5. Что интересного ты создал сам?
6. Как часто ты любишь заниматься творчеством? (А. Всегда готов. Б. По настроению. В. Не люблю заниматься творчеством).
7. Творишь ли ты дома вместе с родителями?
8. С кем больше всего ты любишь заниматься творчеством? Что вы делаете?
9. Какие занятия творчества есть в твоем детском саду? Что вы делаете?
10. Ходил ли ты в музее или на выставки?
В анкетирование для детей «Что такое детское творчество» принял участие 41 ребенок из следующих: групп средняя группа «Солнышко», логопедическая группа, группа коррекции зрения, группа с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Можно указать, что 87,5% детей ответили, что знают, что такое творчество; 48,7% не смогли объяснить значение слова творчество; 36,5% дошкольников не знают, что такое творчество; 12,1% детей не нравится заниматься творчеством. На вопрос «Какой вид творчества тебе больше по душе?», получили такие ответы: рисование (29,2%); лепка (58,5%); аппликация (7,3%); 2 ребенка воздержались от ответа. По процентному соотношению видно, что дети больше всего любят лепить. Также, установлено, что 85,3% детей не знают, что такое музеи и выставки и лишь 9,7% детей хотя бы раз были в музее.
В качестве экспериментальных методик были выбраны методика «Где чье место?» (Кравцова Е.), методика «Три слова» для оценки воссоздающего и творческого воображения, разработанная Л.Ю. Субботиной, тест «Нарисуй что-нибудь». Диагностика проводилась с детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (количество и тип нарушений указывались выше). Результаты оценивались в баллах и по уровням: «Где чье место?» - от 1-3 балла; «Три слова» - 1-5 баллов; «Нарисуй что-нибудь» - 1-10 баллов. Покажем результаты выполнения заданий. Результаты методики «Где чье место?» представлены следующим образом.
Ребенок 1 (5 лет, средняя группа «Солнышко») - с легкостью приступил к заданию, с интересом расставлял предметы не на свои места и фантазировал, рассказывал, почему эта вещь оказалась в таком непредсказуемом месте, например, «Груша упала с дерева и укатилась в будку. Уточка стоит на берегу и ждет своей очереди, чтобы поплавать в пруду. Птичка гуляет по земле, а кошка еще котенок и любит спать в коляске». Данные ответы характеризуют 3-ий уровень развития воображения.
Ребенок 2 (5 лет, средняя группа «Солнышко») - с удовольствием принялся за игру, рассказывал интересные истории про вещи, которые оказались не на своих местах. «Птица летает на дереве. Рыба заплыла в домик. Грушу можно есть, но она упала в пруд. Собачка прыгнула на забор. Кошку унесли с собой вороны. Утка залезла в жилище собаки». Данный рассказ соответствует 3-ему уровню развития воображения.
Ребенок 3 (6 лет, логопедическая группа) - не сразу понял задание и расставил пропавшие предметы на своих места, после повторения вопроса задумался и решил попробовать снова, отошел от привычного, но не в отношении всех предметов. «Мячик около забора, он под него закатился. Цветок в горшке стоит на травке, чтобы не испортился. Груша моется в озере. Мама поставила коляску около двора и пошла в дом за молоком. Кошка кушает в будке у собаки. Собачка гуляет». Озвученные ответы подтверждают 1-ый уровень развития воображения.
Ребенок 4 (5 лет, логопедическая группа) - с большим азартом принялся за расстановку картинок и рассказ об их интересных местах. «Собака лежит и отдыхает на траве. Рыбку отнесли к собаке в будку, чтобы
накормить. Птичка на забор присела. Утка залезла на забор отдохнуть. Утка залезла на дерево, чтобы тоже отдохнуть. Кошка на окне сидела и облизывалась. Цветок упал в пруд. Его туда уронила кошка. Грушу унесли птицы». Данные ответы демонстрируют 3-ий уровень развития воображения.
Ребенок 5 (6 лет, группа коррекции зрения) - без особых проблем расставил картинки не на свои места, но, однако затруднился ответить, почему они там оказались, предложения конкретные, не связанные между собой. «Птица в коляске. Собака около пруда. Утка сидит около коляски. Котенок залез на дерево. Цветок растет на заборе». Данные ответы характерны для 2-ого уровня развития воображения.
Ребенок 6 (7 лет, группа коррекции зрения) - расставлял картинки, задумываясь. «Утка около пруда. Птица на дерево присела. Ребенок зашел в дом и смотрит из окна. Мячик прискакал на землю. Рыба в будке сидит. Цветок в пруду сам себя поливает. Кошка залезла в коляску посидеть. Собака на заборе сидит отдыхает». Его уровень развития воображения - 2-ой.
Ребенок 7 (6 лет, группа с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - сразу принялся за расстановку и комментарии своих действий. «Мяч на дереве. Кошка любит коляску. Цветок в пруду пьет водичку. Рыбка в доме. Ребенок летает с птицами. Собака на заборе. Птица в будке хочет жить. Гусь около пруда ест траву». Его ответы соответствуют 2-ому уровню развития воображения.
Таким образом, по результатам игры-методики «Где чье место?» из 7 испытуемых 3 ребенка отнесены к 3 уровню развития воображения, что подтверждается тем, что дети без труда расставили кружочки с нарисованными предметами не на свои места и смогли рассказать свои решения. Еще 3 ребенка продемонстрировали 2-ой уровень развития воображения - они затруднялись в постановке и рассказе «чужих» мест. Один испытуемый не смог поставить картинки в соответствии с заданиями и затруднился ответить на вопрос «Почему предметы там оказались», что характерно для 1-ого уровня развития воображения. Можно предположить, что дети нуждаются в организации дополнительного творческого кружка для творчества и развития воображения.
По результатам методики «Три слова» получились такие результаты.
Ребенок 1 (5 лет, средняя группа «Солнышко») - были предложены слова: торт, озеро, кровать. С помощью этих слов девочка составила рассказ. «Кровать сделана из металла, ножки из металла. Девочка спала на кровати и упала с нее. Девочка пошла и съела торт. Потом у нее стал болеть живот. И потом Бам! Девочка с мальчиком пошли на озеро. И их закусали лягушки». Такое бессмысленное сочетание слов соответствует 1 баллу.
Ребенок 2 (5 лет, средняя группа «Солнышко») - были даны слова: разбойник, зеркало, щенок. По данным слова составлен рассказ: «Разбойник спросил зеркало, где живет лиса. Вот там на повороте. Он захватил зеркало и убежал. Приехала полиция и схватила разбойника, а щенок в него выстрелил». Данный рассказ оценивается 3 баллами, так как фразы банальны.
Ребенок 3 (6 логопедическая группа) - были предложены слова: дворец, бабушка, клоун. Девочка преступила к сочинению рассказа. «Бабушка зашла с клоуном во дворец. А там была открыта дверь. Там находилось царство. Царь пригласил их на вечеринку. У них была вечная вечеринка. Они пошли в магазин и увидели фею. Оказывается, бабушка оказалась в царстве фей и решила остаться с ними». Все три данных слова были употреблены, что соответствует 5-ти баллам.
Ребенок 4 (5 лет, логопедическая группа) - были даны слова: разбойник, зеркало, щенок. Он смог придумать небольшой рассказ с этими словами. «Щенок поймал бандита. Щенок улыбается в зеркало. Бандит хотел украсть деньги, но собака увидела, зарычала и укусила его. Засунула его в шкаф навечно. А с зеркалом щенок собрался на свадьбу. Он там танцевал». Данному рассказу можно присвоить 4 балла, так как мальчик мог правильно сочетать слова и преобразовывать их в небольшой рассказ. Балл снят за то, что ребенок не в каждой фразе использовал заданные слова.
Ребенок 5 (6 лет, группа коррекции зрения) - даны слова: дворец, бабушка, клоун. По данным словам был сформулирован рассказ. «Бабушка пошла к клоуну, посмотреть цирк. Бабушка села, и клоун стал жонглировать шариками, и упал. Все смеялись. И бабушка пошла во дворец. Бабушка встретила короля. Король сказал, что бабушка очень красивая. Король позвал бабушка жить вместе.». Данному рассказу присвоены 2 балла.
Ребенок 6 (7 лет, группа коррекции зрения) - не смог придумать рассказ с данными ему словами, соответственно - 0 баллов.
Ребенок 7 (6 лет, группа с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - даны слова: разбойник, зеркало, щенок. После получения инструкции, мальчик сочинил рассказ. «Разбойник был голодный. Хотел припасти себе еды и украл зеркало. Щенок это увидел и пошел за ним. Он увидел принцессу и подарил ей зеркало. И его съела собака» Составлен интересный рассказ, но не во всех фразах употребляются слова. Фразы рассказа связаны между собой. По результатам рассказа присваивается 4 балла.
После проведения данной методики и оценки придуманных предложений, абсолютно все испытуемые получили разное количество баллов, что говорит о достаточно разнообразном воссоздающем и творческом воображении.
Диагностика творческого воображения «Нарисуй что-нибудь» выявила следующие особенности.
Ребенок 1 (5 лет, средняя группа «Солнышко») - за отведенное время, нарисовал рисунок своей семьи с двумя большими деревьями до неба и фиолетовым цветком посередине, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии. Данный рисунок оценивается в 7 баллов.
Ребенок 2 (5 лет, средняя группа «Солнышко») - не смог нечего придумать и нарисовать, его рисунок состоял из красного круга и отдельных штрихов и линий, на вопрос «Что ты нарисовал?», не смог дать ответ. Рисунок оценивается в 2 балла.
Ребенок 3 (6 лет, логопедическая группа) - нарисовал девочку с разноцветными волосами, дом, цветок. Данный рисунок оценивается в 6 баллов, так как ребенок не нарисовал что-то новое, но рисунок производит определенное эмоциональное впечатление.
Ребенок 4 (5 лет, логопедическая группа) - на рисунке присутствует небо, самолет, трава, но он боялся не успеть дорисовать и изобразил человека с газонокосилкой. За творческое воображение, композиция получает 9 баллов.
Ребенок 5 (6 лет, группа коррекции зрения) - изобразил два больших сердца и два разноцветных цветка. Данный рисунок получает 4 балла за недостаточную оригинальность.
Ребенок 6 (7 лет, группа коррекции зрения) - нарисовал танк, потому что его научил дед (со слов ребенка). Рисунок оценивается в 3 балла, так как идея была ранее предложена.
Ребенок 7 (6 лет, группа с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - изобразил машину, рассказал, что очень любит машины, но его машина была треугольной формы, новая машина. За оригинальность рисунка - 8 баллов.
Обобщая результаты исследования, можно утверждать, что творческое развитие детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста характеризуется такими особенностями, как приоритетный интерес к изобразительной деятельности, недостаточная сформированность знаний, способов действия, способностей, позволяющих ребенку реализовать свой замысел, трудности составления рассказа о продукте творческой деятельности.
Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Во-первых, творческая деятельность оказывает существенную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, способствуя развитию воображения, создавая оптимальную среду для раскрытия ребенка, его чувств и эмоций, расширения мировоззрения, усвоения новых жизненных ценностей. Во-вторых, интеллектуальные и творческие способности детей рассматриваемой категории крайне недоразвиты и специфичны, что определяет необходимость целенаправленной работы по формированию у них интереса к творческой деятельности, способов предметно-практической деятельности, умений привносить элементы творчества в создаваемые работы и действия (рисунок, пение, танцы и др.), коммуникативно-речевых способностей. В-третьих, реализация указанных задач возможна в рамках проектирования и апробации программы творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивной практики, что составляет перспективы нашего исследования.
Литература:
1. Абрамова, И.В. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики / И.В. Абрамова, К.А. Горькова // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 5(2). - С. 301-305.
2. Архипова, С.В. Особенности актуального развития дошкольников с расстройством аутистического спектра / С.В. Архипова, Н.В. Степкина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. - С. 14-18.
3. Барцаева, Е.В. Особенности сформированности компонентов структуры социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования / Е.В. Барцаева, Н.В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - №3 (31). - С. 7-14.
4. Барцаева, Е.В. Условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования / Е.В. Барцаева, Н.В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - №3 (39). - С. 11-16.
5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 317 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1996. - С. 696.
7. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 240 с.
8. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного / С.К. Кожохина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.
9. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. - М.: МГППУ, 2013. - 324 с.
10. Петракова, Г.М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.М. Петракова / Образование и воспитание. - 2017. - №2. - С. 71-73.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.11.2019).
12. Щербакова, А.М. Значение предметно-практической деятельности в социальном становлении детей с ОВЗ / А.М. Щербакова // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации [Электронный ресурс] / под ред. А.Ю. Шеманова. - М., 2012. - С. 74-96. - URL: http://www.inclusive-edu.ru/nashi-izdaniya-2/ (дата обращения: 10.11.2019).
Педагогика
УДК 37.(091)
кандидат педагогический наук, доцент Аксенова Любовь Николаевна
Государственное образовательное учреждение Министерства образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОВЕТСКИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НАРОДОВ АЛТАЯ
(1920-1930-Е ГГ.)
Аннотация. Рассматривается процесс подготовки кадров учителей для школ Горно-Алтайской (Ойротской) автономной области. Дана характеристика основных форм подготовки учителей в области. Отмечается особенность подготовки учителей для национальных школ области.
Ключевые слова: учитель, образование, кадры, училище, курсы, педагогические классы, ученики, грамотность, родной язык.
АппоШюп. The process of teacher training for schools of the Gorno-Altai (Oirot) Autonomous Region is considered. The characteristic of the main forms of teacher training in the region is given. The peculiarity of teacher training for national schools of the region is noted.
Keywords: teacher, education, staff, school, courses, teacher classes, students, literacy, mother tongue.