Научная статья на тему 'Особенности цифровой иллюстрации в эпоху развития искусственного интеллекта'

Особенности цифровой иллюстрации в эпоху развития искусственного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иллюстрация / графический дизайн / книжная графика / растровые изображения / цифровые иллюстрации / искусственный интеллект / графическая продукция. / illustration / graphic design / book graphics / raster images / digital illustrations / artificial intelligence / graphic products.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Л.Д., Коробанов А.В., Киселева Е.В.

Цель исследования заключается в рассмотрении современного технологического процесса создания авторских иллюстраций для многостраничного художественного произведения без использования искусственного интеллекта и описания формирования этого процесса в современном дизайн-образовании. В результате рассмотрен процесс создания растровой иллюстрации художественного произведения, предложена оценка формированию данного графического направления в современном искусстве, выявлены возможности использования новых цифровых инструментов – нейронных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of digital illustration in the era of artificial intelligence development

The purpose of the study is to consider the modern technological process of creating author's illustrations for a multi-page work of art without the use of artificial intelligence and to describe the formation of this process in modern design education. As a result, the process of creating a raster illustration of a work of art is considered, an assessment is made of the formation of this graphic trend in contemporary art, and the possibilities of using new digital tools neural networks are identified.

Текст научной работы на тему «Особенности цифровой иллюстрации в эпоху развития искусственного интеллекта»

Features of digital illustration in the era of artificial intelligence development

Monakhova Lada Dmitrievna, Assistant

Korobanov Andrey Viktorovich, PhD of Technical sciences, Associate Professor

Kiseleva Elizabeth Vyacheslavovna, student

State University of Education, Mytishchi

The purpose of the study is to consider the modern technological process of creating author's illustrations for a multi-page work of art without the use of artificial intelligence and to describe the formation of this process in modern design education. As a result, the process of creating a raster illustration of a work of art is considered, an assessment is made of the formation of this graphic trend in contemporary art, and the possibilities of using new digital tools - neural networks are identified.

Keywords: illustration; graphic design; book graphics; raster images; digital illustrations; artificial intelligence; graphic products.

Цитировать: Монахова Л.Д., Коробанов А.В., Киселева Е.В. Особенности цифровой иллюстрации в эпоху развития искусственного интеллекта // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 350-355. EDN: TPFFYC. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.61

Монахова Лада Дмитриевна, ассистент

Коробанов Андрей Викторович, кандидат технических наук, доцент

Киселева Елизавета Вячеславовна, студент

Государственный университет просвещения, Мытищи

Цель исследования заключается в рассмотрении современного технологического процесса создания авторских иллюстраций для многостраничного художественного произведения без использования искусственного интеллекта и описания формирования этого процесса в современном дизайн-образовании. В результате рассмотрен процесс создания растровой иллюстрации художественного произведения, предложена оценка формированию данного графического направления в современном искусстве, выявлены возможности использования новых цифровых инструментов – нейронных сетей.

Ключевые слова: иллюстрация; графический дизайн; книжная графика; растровые изображения; цифровые иллюстрации; искусственный интеллект; графическая продукция.

УДК 76.01

5.8.2

Монахова Л.Д., Коробанов А.В., Киселева Е.В.

Особенности цифровой иллюстрации в эпоху развития искусственного интеллекта

Введение

Вокруг искусственного интеллекта, который может создавать изображения по запросу или наброску, сформировалось множество обсуждений, споров и социальных явлений. Первое социальное явление – появление протестной акции в форме то ли «Интернет-забастовки», то ли кампании бойкота в художественной среде. Суть протестной акции заключалась в призыве к художникам и дизайнерам не использовать искусственный интеллект (ИИ) при создании изображений, дизайн-продукции и в других художественных процессах, а формат акции был обличен в посты в социальных сетях и форумах с перечеркнутой аббревиатурой AI (от английского Artificial intelligence – искусственный интеллект). Требования бастующих или бойкотистов были адресованы и всем заказчикам художественного продукта – частным лицам, индивидуальным предпринимателям и крупным фирмам. Слоганом был: «Нет картинкам, сгенерированным искусственным интеллектом!» – художники требовали, чтобы администрация удалила изображения с сайтов и профильных площадок [13]. Сейчас, когда забастовка затихла и кампания бойкота тоже, когда участники акции смолкли, творческие деятели разделились на два лагеря – активно использующие ИИ и игнорирующие его работу.

Многие пользователи в Интернет-среде высказывают свое мнение о том, что в будущем художники будут не нужны по причине появления ИИ, выполняющего сложные творческие задачи. Тезис же нашего исследования в том, что пока работа ИИ заключается в компиляции уже существующих изображений по принципу вычисления среднего визуального образа на основе сотен и тысяч уже изображенных и опубликованных в открытом доступе изображений, работа художника не исчезнет, но изменится и преобразится, станет ориентироваться на авторское виденье. Стилизация станет работой машины. До создания ИИ рынок дешевых художественных услуг производил на свет тысячи изображений «персонажей на заказ» и «скетчей на тему» по бросовым ценам, что в некотором смысле было демпингом рынка художественных услуг.

Данное исследование опирается на труды, посвященные проблемам совершенствования методов профессиональной подготовки студентов направления «Дизайн» посредством цифровых и дистанционных технологий: Н. А. Бакулиной, Н.М. Сокольниковой, А. В. Коробанова, Л.Д. Монаховой и других исследователей [2, 3, 7]. Осмысление творчества русских художников через призму нейросетевого интерфейса и генеративного искусства описано в работах Т.В. Пирязевой [8, 9]. Авторы Н.Ф. Гурская, Н.С. Львова, А.Ю. Львов и Н.И. Меркулова поднимают вопросы внедрения нейронных сетей и генеративного дизайна в образовательный процесс вузов [1, 4].

Для дальнейшего исследования стоит определить терминологию в области искусственного интеллекта. Нейронная сеть – это метод в искусственном интеллекте, который позволяет обрабатывать информацию как человеческий мозг. Генеративный дизайн – это итеративный процесс разработки дизайна, в котором используется программа, управляемая ИИ, для создания ряда проектных решений, отвечающих набору заданных автором ограничений. Генеративное искусство – это направление, которое использует алгоритмическое программирование и интеллектуальные системы для генерирования изображений, аудио, видео, текстов и других форм не повторимых художественных объектов. Генеративное искусство является взаимодействующим процессом, отражающим творческое взаимодействие между запрограммированным алгоритмом и пользователем, позволяя последнему посмотреть на создание произведения свежим взглядом.

В соответствии с целью определены задачи: проанализировать особенности иллюстрирования многостраничного художественного произведения в процессе обучения студентов направления «Дизайн»; оценить возможности внедрения ИИ, как инструмента без вреда для авторской интерпретации иллюстраций; предложить пути формирования методов дизайн-образования с применением генеративного (созданного ИИ) материала. Объектом нашего исследования выступает книжная иллюстрация, а предметом исследования – особенности иллюстрирования в цифровом формате многостраничного издания художественной литературы.

Графику как способ воспроизведения работ (тиражирование) принято делить на две категории: уникальная графика – произведение, которое создается в одном экземпляре и печатная графика, которая позволяет тиражировать художественные произведения (оттиски). Современное искусство цифровой иллюстрации объединило эти понятия. Цифровая иллюстрация может быть использована в обоих случаях, разделяет их только идейное отношение автора к своему произведению и его желание тиражировать или не тиражировать свое произведение. Это преображение произошло из-за технических возможностей современных цифровых платформ: рисование на цифровых планшетах и при помощи графических редакторов может сымитировать любой вид графики.

Основная часть

На сегодняшний день широко распространены жанры литературы, которые требуют графического сопровождения и оформления: детская литература, художественная литература, техническая литература, комиксы, карикатура, концепт-арт. Художники для оформления литературы используют разные техники иллюстрации и стили художественного оформления, пользуются безграничными возможностями графических редакторов и часто имитируют традиционные техники [6]. Цифровая культура фиксирует высокий уровень информативной насыщенности, воздействует одновременно на сознание и на подсознание [10]. Иллюстрация художественной литературы способствует раскрытию визуальных образов, сокрытых в тексте произведения. Перед студентом, выполняющим иллюстрацию, стоят определенные задачи по раскрытию смыслового наполнения, интерпретации и украшения текста. У современного читателя есть запрос на обновление, актуализацию визуальных образов в классических произведениях, поэтому задача художника-иллюстратора заключается в выдержке тонкой грани между классическим, старым образом и его современной интерпретацией. Этому студенты профилей «Графический дизайн» и «Коммуникативный дизайн» обучаются в ходе дисциплины «Специализация (дизайн полиграфии)» [7, c. 32].

Книжная иллюстрация оказывает особое влияние на чувственное восприятие литературного произведения читателем. Она помогает читателю в понимании и усвоении художественного текста. Одной из задач художника-иллюстратора является грамотная передача деталей литературного произведения. Историческая эпоха и бытовые фрагменты должны быть качественно отображены для лучшего анализа произведения читателем. Художник-иллюстратор обращает внимание на детали интерьера и экстерьера, на дизайн костюмов персонажей. Особое внимание уделяется внешности героев, так как через облик автор показывает характер персонажа. Поэтому насмотренность студента, его визуальный опыт и знания по смежным дисциплинам, такие как, например, история, будут влиять на детальность и продуманность иллюстративной композиции [7, c. 43]. Влиять также будут и личностные качества студента, такие как эмпатия и эмоциональная зрелость. Эти аспекты, формирующиеся на эмоциональном уровне, создают неповторимые образы, которые отличают генеративные изображения от авторских иллюстраций.

Детали, сформированные и отображенные художником, обогащают и расширяют представление о героях книги через графический образ. Достоверной иллюстрацией к произведению считается та, в которой художник максимально приблизился к описываемой эпохе. Еще одной из задачей современного художника-иллюстратора является завоевание внимания читателя: оформление и графика должны удивлять потребителя. Поэтому студенту необходимо научиться интерпретировать и видоизменять исторические художественные образы под современную иллюстративную стилистику элегантными и ненавязчивыми художественными приемами. В этом аспекте генеративное искусство идет как лучший помощник художнику – быстрое создание интерьерных композиций, придание атмосферности через декор и цветовую палитру – эту часть работы целесообразно передать искусственному интеллекту для ускорения процесса и повышения вариативности концепций [1, c. 105].

Графикой художник-иллюстратор раскрывает концепцию всего произведения. Благодаря определенному визуальному исполнению потребитель может обратить свое внимание на визуальный продукт. Иллюстратор должен учитывать, для какой именно целевой аудитории предназначена книга, чтобы подстроить стилистику под читателя. Иллюстрирование книги – это не только «украшение», но и определенное визуальное прочтение данного литературного образа, визуальный язык. При создании визуального сопровождения произведения художник должен учитывать основные функции иллюстрации: эстетичность, информативность и эмоционально-психологическую нагрузку [5].

Эстетическая функция является одной из основополагающих, так как именно оформление книги обращает внимание читателя на издание. В данной функции очень важным аспектом является слаженная работа иллюстратора и издательства, так как качество полиграфического исполнения печатного издания тоже играет важную роль. Сочетание качественно сделанных иллюстраций, стилистически подходящих шрифтов, буквицы и остальных графических элементов издания книги передает единую концепцию художественного произведения. Все это прививается студенту с первого куса обучения и будущие иллюстраторы должны на высоком уровне коммуницировать как вербально – с командой издательства, так и визуально, посредством иллюстраций – с читателем.

Информативность является важной функцией иллюстрирования книги, так как читателю необходимо без затруднений осознавать и анализировать графическое сопровождение. Благодаря деталям, отображенным на иллюстрации, читатель может считать замысел и концепцию автора данного художественного произведения. Зрительные образы доминируют над остальными, поэтому перед художником–иллюстратором стоит задача достоверно передать литературный образ в иллюстрации. Эмоционально-психологическая нагрузка необходима в иллюстрировании книги, так как посредством графического отображения читатель испытывает спектр эмоций, подсознательно анализируя изображение и сопоставляя его с текстом. Поэтому студенту при работе над иллюстрацией необходимо целостно оформить графическое сопровождение книги и самому понять ее посыл, эмоционально «пережить» литературное произведение, выйти с автором на особый уровень межтворческого понимания.

При работе с книжной иллюстрацией после появления ИИ, на наш взгляд, известные и популярные стили графики начнут обесцениваться, так как на популярных стилях ИИ учится и успешно воспроизводит «усредненную копию». Чем больше изображений в каком-то стиле было создано, тем искуснее будет сгенерированное изображение – особенно пострадала цифровая графика в стиле реализм, все мультипликационные стилистики стали максимально эксплуатироваться нейронными сетями при генерации изображений. В социальном плане это уже повлекло за собой несколько судебных разбирательств об авторских правах, например, художники Сара Андерсен, Келли Маккернан и Карла Ортиз подали судебный иск против создателей нейронных сетей Midjourney и Stable Diffusion; художница Холли Менгерт - против программиста Огбогу Калу [14, 15]. Для избегания подобных случаев, для корректного использования таких инструментов, как нейронные сети и ИИ, необходимо внедрять их в теоретическое и практическое обучение студентов художественных направлений и направлений прикладной информатики.

В практике преподавания в Государственном университете просвещения (бывш. МГОУ), на факультете изобразительного искусства и народных ремесел одним из шагов, элементов обучения по направлению «Дизайн» в профильных дисциплинах присутствует создание концептбордов и мудбордов (в англ. concept-board, mood-board) и им предшествует анализ предстоящего дизайн-проекта. Подробный анализ предстоящего проекта помогает студенту интересно реализовать в собственной работе смесь стилистических мотивов и авторского виденья с историческим контекстом или другой константой, от которой можно оттолкнуться в дизайн-проектировании. Такой предпроектный анализ в образовательном процессе с применением технологий ИИ может заканчиваться именно созданием изображений в нейронной сети, как создание уникальных референсов.

Заключение

Подводя итог данного исследования, мы можем утверждать, что цифровая иллюстрация имеет некоторое преимущество перед традиционной ввиду своей универсальности и многогранности применения. Искусственный интеллект становится потенциальным инструментом в создании иллюстраций, который при верном применении не несет вреда авторской интерпретации. Искусство цифровой иллюстрации продолжает развиваться и органично сочетаться с разными жанрами литературы. Для успешной иллюстрации многостраничных художественных произведений необходимы не только знания и опыт художника, но и уверенное владение графическими редакторами, а нейронные сети на данном этапе их развития мы приравниваем к таковым.

Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс может оказаться чрезвычайно полезным и позволит положительно оптимизировать процесс создания иллюстраций, открывая новые возможности для дизайн-образования в целом.

Литература:

1. Алгоритм создания изображений нейросетью Midjourney / Н.С. Львова, Н.И. Меркулова, А.Ю. Львов, Н.Ф. Гурская // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сб. тр. XХIV Международной конференции, XХII Международного конкурса научных и научно-методических работ. Посвящается Году педагога и наставника Москва, 09–10 февраля 2023 года / отв. ред. и сост. Т.В. Пирязева. – М.: Экон-Информ, 2023. – С. 100-105.

2. Бакулина Н.А. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы / Н.А. Бакулина, Т.В. Трынова // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 25-28.

3. Коробанов А.В., Черткова А.В. Значение компьютерной графики в преподавании дисциплин студентам художественно-графического факультета // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 7. – С. 71-73.

4. Львов А.Ю. Сможет ли робот научить рисовать? / А.Ю. Львов, Н.С. Львова // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2022. – №4(62). – С. 83-95. – DOI 10.25688/2072-9014.2022.62.4.07.

5. Ляхов В.Н. Искусство книги: иллюстрация, книга, графика. – М., 1978.

6. Моисеев А.А., Витковский А.Н. Цифровизация образования в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна: преимущества, проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 4. – С. 97-107. – DOI 10.18384/2310-7219-2021-4-97-107.

7. Монахова Л.Д. Методика развития коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в процессе обучения художественно-проектной деятельности // Концепт. – 2022. – № 11. - С. 31-44. - DOI 10.24412/2304-120X-2022-11078

8. Пирязева Т.В., Соколов И.В. Новые технологии креативного искусственного интеллекта для специалистов творческих профессий // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сб. ст. XХIV Международной конференции, XХII Международного конкурса научных и научно-методических работ / отв. ред. и сост. Т.В. Пирязева. – М.: Экон-Информ, 2023. – С. 64-69.

9. Пирязева Т.В., Хусточка В.В. Творчество русских художников как источник вдохновения в разработке нейросетевых картин // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сб. ст. XХIII Международной конференции, XХI Международного конкурса научных и научно-методических работ, II Международного конкурса «Нейросетевой рисунок» / отв. ред. и сост. Т.В. Пирязева. – М.: Экон-Информ, 2022. – С. 211-213.

10. Сермяжко Д. М., Длотовская Н. В. Коммуникативный дизайн и новые медиа // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 14–15 апреля 2022 года / Редколлегия: Н.Ю. Фролова (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2022. – С. 238-246.

11. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Формирование визуальных коммуникаций средствами дизайна // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2016. – Т. 2. – С. 69-72.

12. Сокольникова Н.М., Аманжолов С.А. Обучение студентов методике преподавания изобразительного искусства с помощью онлайн технологий // ЦИТИСЭ. - 2022. - № 2 (32). - С. 96-102.

13. Стачка на ArtStation: Художники бунтуют против искусственного интеллекта https://rg.ru/2022/12/15/stachka-na-artstation-hudozhniki-buntuiut-protiv-iskusstvennogo-intellekta.html (дата обращения 14.05.23)

14. Художники подали в суд на создателей нейросетей Midjourney и Stable Diffusion https://rg.ru/2023/01/16/hudozhniki-podali-v-sud-na-sozdatelej-nejrosetej-midjourney-i-stable-diffusion.html (дата обращения 14.05.23)

15. Художники против нейросетей: справедливый протест или неолуддизм? https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/711834/ (дата обращения 14.05.23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.