Научная статья на тему 'Особенности цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь'

Особенности цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ОБЛАЧНЫЕ ХРАНИЛИЩА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОРТФЕЛИ / ЦИФРОВОЙ МОДУЛЬ / ADDITIONAL EDUCATION / DIGITALIZATION / NETWORK METHODOLOGICAL CLUSTER / CLOUD STORAGE / ELECTRONIC SERVICES / INNOVATIVE PORTFOLIOS / DIGITAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмцова Ф.И., Васильченко Н.В.

Статья разрабатывает сущность, специфику стратегии цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь. Определены научно-методологические принципы и компоненты цифровизации системы дополнительного образования. Предложен инновационный опыт апробации республиканского проекта по созданию сетевого методического республиканского кластера дополнительного образования детей и молодежи. Обоснована научная трактовка феномена новейшего дополнительного образования детей и молодежи в содержательном и структурно-функциональном аспектах.The article considers the nature, specificity, structure of digitalization of the system of additional education of children and youth in the Republic of Belarus. Scientific and methodological principles, components of the digitalization strategy of continuing education are disclosed. An innovative experience of testing an innovative project for creating a network methodological republican cluster of additional education for children and youth is proposed. The interpretation of the phenomenon of additional education in substantive and structural-functional aspects is justified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь»

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова1, д-р полит. наук, профессор

Н.В. Васильченко , руководитель инновационного проекта, директор «Национального центра художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь

1Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Минске Республики Беларусь

2Учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь (Республика Беларусь, г. Минск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10517

Аннотация. Статья разрабатывает сущность, специфику стратегии цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь. Определены научно-методологические принципы и компоненты цифровизации системы дополнительного образования. Предложен инновационный опыт апробации республиканского проекта по созданию сетевого методического республиканского кластера дополнительного образования детей и молодежи. Обоснована научная трактовка феномена новейшего дополнительного образования детей и молодежи в содержательном и структурно-функциональном аспектах.

Ключевые слова: дополнительное образование, цифровизация, сетевой методический кластер, облачные хранилища, электронные сервисы, инновационные портфели, цифровой модуль.

Темпы глобальных изменений, конку-ренций за технологии, знания, рынки, мировое лидерство сопряжены с планетарными угрозами жизни и будущему мирового сообщества. Глобальная пандемия СОУШ-19 стала проверкой на прочность всех систем управления, как целых государств, так и основных институтов. Проверку на прочность прошли не только системы здравоохранения, но и образования как структурно-когнитивного базиса экономики. Главным фактором сохранения сбалансированной устойчивости системы дополнительного образования в столь экстремальных условиях - стала способность адаптироваться к решению сложных задач нового уровня и быстро перестраиваться в режим дистанционного функционирования образовательного процесса, информационно-коммуникационных технологий, сетевой инфраструктуры кластерного типа, мультисервисных онлайн-

образовательных платформ и облачных ресурсов. Так, предпринятая в 2017 году Стратегия Национального центра художе-

ственного творчества детей и молодежи -создания высокотехнологичной образовательной среды кластерного типа в рамках республиканского инновационного проекта «Внедрение модели республиканского методического кластера как ресурса развития дополнительного образования детей и молодежи» (2017-2020 гг.) - была своевременна и стратегически необходима.

Данный проект разработан в русле методологии STEAM (наука, технологии, проектная деятельность, творчество) и положений кластерной теории М. Портера о «сцепке науки, образования и ресурсов практики», которые в ряде стран используются как механизм конкурентоспособности, инновационного развития отраслей, производств, регионов, субъектов хозяйствования, подсистем социальной, научной и образовательной сферы. Предпринятая в рамках указанного проекта кластеризация республиканских, региональных учебно-методических ресурсов дополнительного образования дала ценные результаты, практические эффекты, уникальные инно-

вационные портфели региональных методических служб, опыт которых участники пилотных проектов изучают и развивают на ежегодных научно-методических сессиях в онлайн-формате.

Отсюда следует первый вывод о том, что происходящая трансформация дополнительного образования детей и молодежи под влиянием объективных глобальных, региональных и локальных факторов отражает генеральную линию выхода в активную фазу цифровой стратегии в русле тренда цифровизации Республики Беларусь. Целостный подход к цифровиза-ции дополнительного образования отвечает положениям НСУР-2030, Декрета Президента Республики Беларусь №8 «О развитии цифровой экономики» (21.12.2017), Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы (23.03.2016), Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 (03.11.2015), Концепции информационной безопасности Республики Беларусь (19.03.2019). Наглядным примером реализации цифровой стратегии системы дополнительного образования детей и молодежи выступает запланированное создание Национального детского технопарка (Указ Президента Республики Беларусь №145, 2019). Согласно Государственной инвестиционной программе на 2020 год запланировано введение в эксплуатацию 48 объектов социокультурной сферы, в том числе учреждений дополнительного образования с высокой степенью готовности в 2020 году (Указ Президента Республики Беларусь №468, 2019).

Основным субъектом стратегии цифро-визации дополнительного образования выступает Национальный центр художественного творчества детей и молодежи как разработчик и модератор республиканского инновационного проекта «Внедрение модели республиканского методического кластера как ресурса развития дополнительного образования детей и молодежи» (2017 - 2020 гг.). В частности, на научно-методической сессии (20.05.2020) Национальным центром художественного творчества детей и молодежи в контексте про-

екте разработана и проведена экспертная оценка реализации 4-х приоритетов цифровизации дополнительного образования. В качестве таковых определены приоритеты:

Приоритет 1. Обновление содержания, структуры, способов организации.

Приоритет 2. Модернизация материально-технической, технологической и ресурсной базы учреждений дополнительного образования.

Приоритет 3. Профилизация облачной информационно-образовательной среды.

Приоритет 4. Повышение качества цифровой компетентности педагогических работников.

Здесь раскроем авторскую трактовку понятия цифровой компетентности как научного феномена, дефиниция которой обозначает - уникальную компетенцию владеть информационно-коммуникационными технологиями в сфере сетевых профессиональных коммуникаций как базовой компоненты электронной образовательной среды учреждения дополнительного образования. Структуру понятия «цифровая компетентность» образует совокупность взаимосвязанных элементов:

- аналитическое мышление, дивергентное и конвергентное мышление иннова-тивного комбинированного типа;

- информационно-коммуникационные технологии построения образовательного процесса;

- постановка и решение SMART-задач в сетевом пространстве образовательной деятельности с учетом закономерностей педагогической триады обучения, воспитания и развития;

- сетевая визуализация данных о прогнозируемом результате;

- экспертная оценка эргономичности электронных ресурсов положениям дидактики образовательной деятельности;

- инициация профессиональных сетевых коммуникаций всех субъектов кластерной методической сети;

- мониторинг динамики научно-методической разработки и практического использования электронных инновацион-

ных продуктов пользователями сети, категориями педагогических работников.

Методологически важно уточнить специфику дополнительного образования как научного феномена в условиях вызовов и угроз глобализации, стремительных изменений планетарного, регионального и локального характера. Исходной посылкой выступает анализ дефиниции образование. Главная задача образования состоит во всеобъемлющем развитии человеческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей, путем воспитания высокообразованной, здоровой, развитой личности, восприимчивой к инновациям, способной превратить знания в фактор социально-экономического роста [1]. Преобразовательное свойство человеческого потенциала в системе общественно-трудовых отношений состоит в его качественном переходе в феномен человеческий капитал и мощном влиянии субпотенциалов на качество человеческого капитала всего общества как фактора устойчивого опережающего социально-экономического развития. Так, в качестве ключевых показателей индекса человеческого развития в Республике Беларусь выступают базовые характеристики, в соответствии с методологией ООН, такие как:

1) валовый внутренний продукт (ВВП), который в сравнении с 2000 г. увеличился в 3,7 раза;

2) ожидаемая продолжительность жизни, показатель вырос с 69 лет (2000 г.) до 72,6 лет;

3) образование, коэффициент которого является одним из высоких в мире (0,97).

В этой связи приоритетами деятельности государства являются долгосрочные инвестиции в развитие человеческого потенциала, формирование класса «интеллектуальных служащих» («людей знаний») через опережающее образование, культурно-духовное развитие, новое содержание профессионального труда, активный здоровый образ жизни [1].

Исходя из этого, в русле стратегического подхода, система дополнительного образования детей и молодежи понимается как особая, трансмиссионная, динамично обновляющаяся подсистема национальной

системы образования, направленная на непрерывное воспроизводство интеллектуально-творческого, духовно-нравственного, психофизического потенциала детей и молодежи как ресурса человеческого капитала, «главной ценности», «национального богатства белорусского народа» [2]. Уточним сущность стратегического подхода как направления в общей теории управления, научном стратегическом менеджменте. С конца 70-80 годов ХХ века в науке формируется концепция стратегического (рыночного) управления организациями в трудах И. Ансоффа, П. Друкера, М. Портера, других авторов. В условиях неопределенности внешней среды, возрастания вызовов и угроз глобализации, всеобщей конкуренции, изменений в технологиях, информации, знаниях императивами управления в сфере дополнительного образования становятся методы: стратегический анализ, прогнозирование и планирование в целях конкурентоспособности. Стратегия новаций есть категория управления и означает генеральную программу действий, которая выявляет приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели, при этом организация получает единое направление на долгосрочный период (по Дж. Глину).

Исходя из этого, система дополнительного образования детей и молодежи понимается как одна из социокультурных форм социально-экономических организаций, ведущей образовательную деятельность в сфере оказания услуг гражданам, как на бюджетной, так и на платной основе. Применение стратегического подхода в управлении учреждением дополнительного образования состоит в стратегическом анализе, определении, выборе, планировании перспективных направлений образовательной деятельности на долгосрочную перспективу, с учетом новых запросов общества, потребностей обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) в условиях стремительных изменений в социокультурной, глобализирующейся, медиатизи-рованной среды учреждений дополнительного образования. Сущность стратегии цифровизации состоит в поэтапном переходе к новому этапу деятельности респуб-

ликанских, региональных, локальных учреждений как субкластерных центров научно-инновационной деятельности с участием научных организаций, деловых кругов, субъектов гражданского общества по профилю учреждений дополнительного образования - и направленной на решение двух задач:

- повышение научно-методического роста педагогов, повышения цифровой компетентности, управление их педагогическим и карьерным ростом на основе гибкой системы оплаты труда и стимулирования, мотивации академической мобильности, расширения региональных и международных обменов [3, 4, 5];

- обеспечение качества образования и воспитания обучающихся, через формирование личностных, образовательных, исследовательских, креативных компетенций, развитие основ инновационной деятельности в цикле производства новых продуктов интеллектуально-творческого труда.

Основными критериями эффективности деятельности учреждений дополнительного образования являются: конкурентоспособность социально-образовательной деятельности; прогностичность долгосрочных перспектив развития; качество стратегического планирования социально-образовательной деятельности; качество портфеля инновационных проектов; ин-тегрированность в международное, межрегиональное образовательное пространство; динамика профессиональной и академической мобильности педагогов, методистов, руководителей; информатизация и цифровая трансформация деятельности учреждения.

Таким образом, современная управленческая парадигма системы дополнительного образования формируется под влиянием сложного комплекса глобальных факторов: экономического, политического, экологического, информационного и гуманитарного характера. Поэтому целевые стратегии или, точнее, целевые детерминанты стратегического развития региональных учреждений дополнительного образования определяются не столько ресурсами, бюд-жетно установленными, сколько хорошим

знанием внешней среды, виртуального и медиатизированного типа в условиях становления цифровой экономики для решения новых социально-образовательных задач. В этой связи одним из направлений стратегического развития учреждений дополнительного образования является стратегия цифровизации, формирования имиджа в коммуникационной электронной среде [6].

Вместе с тем, новые реалии стратегии цифровизации белорусского общества, с учетом динамичных трансформаций в условиях угроз глобализации, вносит новации содержательных аспектов и структурно-функциональных изменений в феномен дополнительного образования.

Итак, первый аспект - содержательный. Дополнительное образование есть сингулярная (особо специфическая) генеративная, высокотехнологичная среда воспроизводства человеческого потенциала личности как творца культуры, субъективированной духовности, обладающей иннова-тивным мышлением, способной превратить знания и компетенции в фактор социально-экономического роста страны. С другой стороны дополнительное образование, как никакой другой социальный институт способен мощно развивать интеллект, инновативность, творчество как главный капитал страны и вложений инвестиций с высоким социальным эффектом окупаемости. В НСУР-2030 подчеркнуто, что «приоритетами государства станут инвестиции в развитие человеческого потенциала < ...> через опережающее образование, культурно-духовную сферу, новое, интеллектуальное содержание труда и здоровый образ жизни» [1].

Второй аспект сущности дополнительного образования - структурно-функциональный, что означает преобразовательный синтез двух компонент:

1) компонента единства классической и неоклассической методологии педагогической инноватики как триады обучения, воспитания и развития в реальном, виртуальном измерении и дополненной реальности с учетом закономерности фактора «поколения Z» и «поколения Y» (Д. Топскотт);

2) компонента структуры электронной образовательной среды в виде совокупности локальной и телекоммуникационной сети, высокоскоростного интернета, сотовой связи, учебно-методической медиате-ки, информационно-коммуникационных технологий, виртуальных образовательных платформ, цифровой компетентности педагогических работников, автоматизированных рабочих мест (по М. Ковалеву) [4]. Стратегия цифровизации дополнительного образования - есть мощное влияние национального тренда интеллектуализации педагогической деятельности посредством создания, хранения знаний, трансфера в инновационные образовательные технологии и ускоренное строительство национальной экономики знаний [5]. Таким образом, приоритетом стратегии цифровиза-ции выступает профессиональное развитие педагогических работников с высокой производительностью интеллектуального труда, в основе которого цифровая компетентность. Повышение цифровой компетентности педагогов дополнительного образования требует внесения корректив в планы и программы методической работы с педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования. Необходима разработка республиканских и региональных программ цифровизации дополнительного образования, научно-методического и критериального обеспечения. Цифровая трансформация сферы дополнительного образования требует учета интеллектуально-когнитивных особенностей обучающихся, клипового способа мышления, которые сформулированы Д. Топскоттом, теоретиком цифровизации, в виде категории «цифровых людей» или «поколения Z» [1].

Отсюда приоритетами цифровой трансформации выступают направления:

Приоритет 1. Повышение цифровой компетентности педагогических работников посредством творческого синтеза традиционного типа и электронного типа обучения.

Приоритет 2. Цифровизация дидактики дополнительного образования как мультипликативной образовательной платформы, обеспечивающей не только выбор индиви-

дуального маршрута учащихся, но и эффект практических результатов путем интеграции учащихся в социально значимые, творческие, инновационные проекты.

Приоритет 3. Цифровизация системы воспитательной и идеологической работы с субъектами образовательного процесса в локальной, социальных сетях. Построение цифровой инфраструктуры учреждений дополнительного образования.

Приоритет 4. В целях цифровой трансформации образовательного процесса и формирования цифровой компетенции обучающихся актуальны разработка, внедрение цифрового модуля в профильные образовательные программы.

Важнейшим направлением республиканского проекта внедрения модели республиканского методического кластера выступает региональная стратегия циф-ровизации дополнительного образования. Этап реализации данной модели в 2019/2020 учебном году включает комплекс инновационных методов научно-исследовательской, учебно-методической, организационно-управленческой деятельности, таких как:

- Передача созданных ресурсов для эффективного использования в регионах сетевой инфраструктуры целевой поддержки инноваций.

- Информатизация системы профессиональной подготовки педагогических работников в региональных учреждениях посредством онлайн-курсов и смешанных курсов на их основе (семинары/экзамены -очно/дистанционно).

- Кооперация ресурсов региональных учреждений дополнительного образования, науки и бизнеса в инновационно-внедренческой деятельности по профильным направлениям деятельности.

- Конвергенция республиканских и региональных онлайн-платформ образования, электронных сервисов, облачных хранилищ, кейс^^у.

Одним из перспектив региональных пилотных проектов цифровизации является дистанционная подготовка специальности «дизайнеров инфраструктуры онлайн-платформ» на базе Национального центра художественного творчества детей и мо-

лодежи (Минск). Суть дизайн-экспертизы навигации региональных онлайн-платформ включает профильную оценку сетевых профессиональных коммуникаций, контента социальных сетей, электронных методических ресурсов, рекомендаций по совершенствованию педагогического стиля мышления и взаимодействия с обучающимися с учетом фактора поколений Z и Y (по Tapscott, D. The digital Economy, 2017). В целях дистанционной подготовки дизайнеров инфраструктуры региональных онлайн-платформ предусмотрено привлечение экспертного потенциала научного сообщества, экспертов различных отраслей [5].

Таким образом, суть специфики цифро-визации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь состоит в научно-методологической опоре на принципы институционализации, кластеризации, индивидуализации образовательной траектории обучающихся как синтеза классической и электронной модели дополнительного образования в виде выбора форм, методов, средств и алгоритмов освоения содержания в целях формирования творческого потенциала и ключевых компетенций личности.

Следовательно, структурными компонентами республиканской стратегии циф-ровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь являются информационно-

образовательные подсистемы:

- Республиканская система распределе-

- Сетевые онлайн-программы, курсы с учетом входных компетенций.

- Компьютерные ситуационные, ролевые игры, квесты, проекты.

- Мотивационно-познавательные симу-ляторы как технологии.

- Облачные хранилища данных, электронные сервисы, кейс^^у.

- Реальная, виртуальная и дополненная образовательная реальность.

- Самообучающийся искусственный интеллект как метод развития [5].

Вместе с тем, нельзя не согласиться с позицией эволюциониста-социолога

Д. Морриса о том, что если бы чувство удивления и любопытства детей, их тягу к проблемам, поискам и находкам можно было предохранить от возрастного увядания; чтобы они преобладали в поведении взрослого; тогда бы мы победили в важной битве за творчество для улучшения жизни и жизни самого человека» [7]. Таким образом, суть сингулярной роли дополнительного образования состоит в:

- инновационном всеобъемлющем развитии творческого потенциала детей и молодежи как стратегического ресурса нации;

- педагогической проекции способностей, интенций и потенций обучающихся на социальные ожидания и внутренние потребности личности;

- творческом синтезе традиционной модели обучения и электронных ресурсов цифровой реальности в ее глобальной перспективе построения гуманного мира.

ния ресурсов образования.

Библиографический список

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srrb .niks.by/info/program .pdf

2. Храмцова, Ф.И. Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности Республики Беларусь. - Минск: Бестпринт, 2014. - 292 с.

3. Tapscott, D. The digital Economy: promise and peril in the age // PwC. - 2017. - 20 p.

4. Ковалев, М.М. Цифровая экономика: шанс для Беларуси: монография / М.М. Ковалев, Г.Г. Головенчик. - Минск: Изд. центр БГУ, 2018. - 327 с.

5. Храмцова, Ф.И. Академическая и социальная мобильность обучающейся молодежи: теория, практика. Монография / Ф.И. Храмцова, А.М. Дулуб. - Минск: Бестпринт, 2017. -264 с.

6. Храмцова, Ф.И. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь: институциональный аспект / Ф.И. Храмцова, А.Н. Сенько. - Минск: Бестпринт, 2019. - 208 с.

7. Моррис, Д. Людской зверинец. Фундаментальное исследование всех невербальных сигналов. - М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017. - 680 с.

FEATURES OF DIGITALIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN THE REPUBLIC OF BELARUS

F.I. Khramtsova1, Doctor of Political Sciences, Professor

N.V. Vasilchenko , Head of the Innovation Project, Director of the "National Center for the Artistic Creation of Children and Youth" of the Ministry of Education of the Republic of Belarus 1 Branch of FSBEI HE "Russian State Social University" in Minsk, Republic of Belarus 2Education institution "National Center for the Art of Children and Youth" of the Ministry of Education of the Republic of Belarus (Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. The article considers the nature, specificity, structure of digitalization of the system of additional education of children and youth in the Republic of Belarus. Scientific and methodological principles, components of the digitalization strategy of continuing education are disclosed. An innovative experience of testing an innovative project for creating a network methodological republican cluster of additional education for children and youth is proposed. The interpretation of the phenomenon of additional education in substantive and structural-functional aspects is justified.

Keywords: additional education, digitalization, network methodological cluster, cloud storage, electronic services, innovative portfolios, digital module.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.