Научная статья на тему 'Особенности цифровизации деятельности налоговых органов (правовой аспект)'

Особенности цифровизации деятельности налоговых органов (правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое право / цифровизация / налоговые правоотношения / действующее законодательство / автоматизированные информационные системы / tax law / digitalization / tax legal relations / current legislation / automated information systems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакаева Ольга Юрьевна, Бахолдин Олег Игоревич

Введение: развитие цифровых технологий влечет потребность в правовом регулировании. В настоящее время часто возникает вопрос о правильном толкования понятия «цифровизация». Для эффективности работы налоговых органов необходимо принять новые нормативные правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, либо изменить и дополнить действующие. Цель — анализ изменений в деятельности налоговых органов в связи с внедрением информационных технологий в процесс налогообложения. Методологическая основа: диалектический метод познания, формально-юридический, системный, метод правового регулирования. Результаты: авторская позиция сводится к необходимости внесения в действующее законодательство о налогах и сборах положений о цифровизации налоговых отношений. Выводы: необходимо рассмотреть особенности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков через интернет-ресурсы, процедуры автоматического исчисления и уплаты налогов, проведения мероприятий налогового контроля и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакаева Ольга Юрьевна, Бахолдин Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Digitalization of Tax Authorities’ Activities (Legal Aspect)

Background: the development of digital technologies entails the need for legal regulation. Currently, there is often a question about the correct interpretation of the concept of “digitalization”. For the efficiency of the work of tax authorities, it is necessary to adopt new regulatory legal acts regulating the procedure for interaction of taxpayers with tax authorities, or to change and supplement the existing ones. Objective — analysis of changes in the activities of tax authorities in connection with the introduction of information technology in the taxation process. Methodology: dialectical method of cognition, formal legal, systemic, method of legal regulation. Results: the authors’ position boils down to the need to introduce provisions on digitalization of tax relations into the current legislation on taxes and fees. Conclusions: it is necessary to consider the peculiarities of interaction between tax authorities and taxpayers through Internet resources, procedures for automatic calculation and payment of taxes, carrying out tax control measures, etc.

Текст научной работы на тему «Особенности цифровизации деятельности налоговых органов (правовой аспект)»

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-226-232

УДК 347.73

О.Ю. Бакаева, О.И. Бахолдин

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Введение: развитие цифровых технологий влечет потребность в правовом регулировании. В настоящее время часто возникает вопрос о правильном толкования понятия «цифровизация». Для эффективности работы налоговых органов необходимо принять новые нормативные правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, либо изменить и дополнить действующие. Цель — анализ изменений в деятельности налоговых органов в связи с внедрением информационных технологий в процесс налогообложения. Методологическая основа: диалектический метод познания, формально-юридический, системный, метод правового регулирования. Результаты: авторская позиция сводится к необходимости внесения в действующее законодательство о налогах и сборах положений о цифровизации налоговых отношений. Выводы: необходимо рассмотреть особенности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков через интернет-ресурсы, процедуры автоматического исчисления и уплаты налогов, проведения мероприятий налогового контроля и др.

Ключевые слова: налоговое право, цифровизация, налоговые правоотношения, действующее законодательство, автоматизированные информационные системы.

O.Yu. Bakaeva, O.I. Bakholdin

FEATURES OF DIGITALIZATION

OF TAX AUTHORITIES' ACTIVITIES (LEGAL ASPECT)

Background: the development of digital technologies entails the need for legal regulation. Currently, there is often a question about the correct interpretation of the concept of "digitalization". For the efficiency of the work of tax authorities, it is necessary

U © Бакаева Ольга Юрьевна, 2023

" Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени

I профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail:

ш finpravo@ssla.ru

© Бахолдин Олег Игоревич, 2023

Обучающийся Института прокуратуры (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: 79033760460@yandex.ru

© Bakaeva Olga Yurevna, 2023

Doctor of Law, Professor of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva (Saratov State Law Academy) © Bakholdin Oleg Igorevich, 2023 226 Student of the Institute of Prosecutor's Office (Saratov State Law Academy)

to adopt new regulatory legal acts regulating the procedure for interaction of taxpayers with tax authorities, or to change and supplement the existing ones. Objective — analysis of changes in the activities of tax authorities in connection with the introduction of information technology in the taxation process. Methodology: dialectical method of cognition, formal legal, systemic, method of legal regulation. Results: the authors' position boils down to the need to introduce provisions on digitalization of tax relations into the current legislation on taxes and fees. Conclusions: it is necessary to consider the peculiarities of interaction between tax authorities and taxpayers through Internet resources, procedures for automatic calculation and payment of taxes, carrying out tax control measures, etc.

Keywords: tax law, digitalization, tax legal relations, current legislation, automated information systems.

Человечество находится на этапе активного развития цифровых технологий, постепенно формируется постиндустриальное общество. Российская Федерация, как и другие развитые государства, разрабатывает и внедряет прогрессивные технологии, расширяет использование информационных систем, осуществляет переход на безбумажный документооборот. Цифровая трансформация затронула и сферу государственного управления.

В Доктрине информационной безопасности1 определено, что современная политическая и общественная обстановка стремительно переходит в цифровую среду, в связи с этим необходимо разработать государственную политику в данном направлении. Особое внимание требуется уделять следующим вопросам: обеспечение информационной безопасности и информационной структуры РФ; обеспечение и защита конституционных прав граждан в части получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий;

расширение областей применения информационных технологий; цифровое взаимодействие субъектов правоотношений;

формирование конкурентоспособных информационных технологий и продукции на мировом рынке.

Перед всем государственным аппаратом поставлена серьезная задача, связанная с обеспечением национальной информационной системы соответствующими компонентами и технологиями путем цифровизации. В Стратегии развития информационного общества2 установлены основные цели и планируемые результаты, способы формирования новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.

Цифровой трансформации была подвергнута и налоговая сфера. Очевидно, что взаимодействие налоговых органов с подконтрольными лицами должно быть удобно, оперативно, просто, чему способствуют современные технологии.

Что же следует понимать под цифровизацией? В специальном федеральном законе3 имеются положения, раскрывающие понятие «информационные

1 См.: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50, ст. 7074.

2 См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

3 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 14 июля 2022 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31, ч. 1,

ст. 3448; 2022. № 29, ч. 3, ст. 5292. 227

технологии», однако о цифровизации или цифровых технологиях не упоминается. Учеными даются различные определения понятия «цифровизация». Так, О.В. Танимов полагает, что это «процесс по преобразованию определенной сферы жизнедеятельности посредством внедрения цифровых технологий либо инновационных технологических решений» [1, с. 2]. С.М. Зубарев рассматривает цифровизацию с позиции «процесса применения цифровых технологий в различных сферах» [2, с. 25]. По мнению А.А. Саурина, цифровизация «представляет собой комплекс отношений по генерации, обработке и передаче информации на принципах двоичного кода» [3, с. 26].

В целом представленные позиции ученых и иные их мнения по поводу понятия «цифровизация» носят схожее содержание. Обобщая изложенное, логично выделить два основных подхода к понятию «цифровизация»:

технический — как длительный процесс по внедрению и преобразованию различных сфер общества путем их информационной насыщенности;

юридический — как отношения, на которые распространяется сфера действия правовых норм, регулирующих информационные технологии в различных сферах.

Применительно к налоговым правоотношениям видится рациональным первый подход. Это объясняется тем, что вопросы, связанные с правовым регулированием процедур создания, использования, передачи, удаления данных, выступают предметом иных отраслей права (например, информационного права). В налоговых отношениях цифровизация проявляется путем увеличения количества и объема услуг, реализуемых в электронном формате; создании и функционировании многофункционального интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»; развитии безбумажного документооборота и т.д. В соответствии с этим учеными в ракурсе применения цифровых технологий исследуются вопросы осуществления финансового контроля [4, с. 8], урегулирования налоговых споров [5, с. 40], налогового администрирования в целом [6, с. 52].

Эффективность налогового контроля может быть повышена за счет использования современного инструментария. Так, внедрение информационных технологий в деятельность налоговых органов позволило создать инструменты дистанционного мониторинга, которые дают возможность прослеживать сомнительные операции по НДС (с помощью автоматизированной системы контроля (АСК) «НДС»). Данная система работает с 2013 г. и направлена на противодействие незаконному возмещению НДС из бюджета.

В Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга1 раскрываются предпосылки, направления и способы развития цифровизации налоговых правоотношений на примере налогового мониторинга. Данный документ указывает на применение риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций налогоплательщиков с учетом отраслевой специфики и т.д.

Согласно статистическим данным, представленным Федеральной налоговой службой (далее — ФНС России), с 2023 г. налоговые органы планируют прово-

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мо-228 ниторинга» // СЗ РФ. 2020. № 10, ст. 1357.

дить налоговый мониторинг в отношении 448 организаций1, что на 32 % больше в сравнении с 2022 г., что в свою очередь, подтверждает актуальность, популярность и востребованность данного способа налогового контроля со стороны налогоплательщиков.

С марта по май 2022 г. завершился второй этап тестирования пилотного проекта Федеральной налоговой службы «Интеграция информационных систем организаций — участников налогового мониторинга с АИС (автоматизированная информационная система) "Налог-3"», согласно которому планируется преобразовать налоговый мониторинг в одну из наиболее информатизированных форм налогового контроля.

Автоматизация процедур налогового контроля проявляется непосредственно в установке систем по определению и выявлению налоговых разрывов и недостатков, допускаемых при заполнении деклараций (расчетов) и выявляющих наличие ошибок или нарушений со стороны налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов). Данная функция осуществляется преимущественно с применением информационной системы — программный комплекс автоматизированного контроля «НДС-2»2.

В налоговой сфере также функционирует проект по документарной просле-живаемости импортных товаров на базе АСК «НДС-2», происходит внедрение онлайн-касс, мобильного приложения «Мой налог» для самозанятых граждан, а также совершенствование интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и разработка Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности3.

В последнее время особое внимание уделяется мобильному приложению «Мой налог». Оно удобно тем, что предоставляет возможность моментальной регистрации со смартфона, получения уведомлений о начислении и уплате налогов, изменения сведений об имуществе и доходах, наличия инструментов оперативной аналитики и финансового анализа бизнеса для самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В частности, приложение позволяет оформлять переход на различные виды режимов налогообложения без посещения налоговых органов.

Указанные мероприятия были проведены в рамках утвержденной в 2012 г. Концепции информационной безопасности налоговых органов4. В 2021 г. Концепция была обновлена с учетом прогресса информационных технологий5. В соответствии с действующей редакцией данного документа при электронном

1 См.: 448 компаний станут участниками налогового мониторинга с 2023 года // Официаль- | ный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10222192/ (дата и обращения: 22.11.2022). 3

2 См.: Приказ ФНС России от 13 февраля 2015 г. № ММВ-7-6/68@ «О проведении опытной 1 и опытно-промышленной эксплуатации программных средств, обеспечивающих автоматизацию ) перекрестных проверок, реализующих функции камеральной налоговой проверки налоговых 2 деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выстав- S ленных и полученных счетов-фактур» (в ред. от 29 января 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: Михаил Мишустин рассказал о цифровизации работы налоговой службы на Всероссийском налоговом форуме // Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/ rn77/news/activities_fts/9195163/ (дата обращения: 11.10.2022).

4 См.: Приказ ФНС России от 13 января 2012 г. № ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Приказ ФНС России от 6 апреля 2021 г. № ЕД-7-24/298@ «О внесении изменений в Концепцию информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // СПС «Кон-сультантПлюс». 229

взаимодействии со сторонними организациями должны соблюдаться требования по информационной безопасности информационной системы ФНС России.

Ключевым моментом политики государства в данной области является вывод о необходимости защиты информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу (абз. 2 разд. II Концепции).

Упрощение взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами состоялось, благодаря предоставлению государственных услуг посредством официального сайта ФНС России и портала «Госуслуги». В системе органов публичной власти налоговые органы выступают в авангарде автоматизации предоставления различных сведений заинтересованным лицам. Для оказания услуги необходимо лишь пройти авторизацию на сайте и ввести соответствующие данные для аутентификации, а после отправки запроса результаты рассмотрения могут быть получены на электронную почту или в личный кабинет.

Рассматривая особенности цифровизации налоговых правоотношений с точки зрения возникновения новых субъектов, следует отметить, что данный процесс приводит к двум основным последствиям:

расширению круга субъектов налогового права (в объективном смысле) как потенциальных участников налоговых правоотношений (например, уплачивающие НДС иностранные организации, оказывающие электронные услуги на территории РФ);

образованию потенциально новых субъектов (операторы электронного документооборота, уполномоченные операторы электронной площадки, уполномо-и ченные кредитные организации, операторы фискальных данных и т.д.).

0

? В первом случае к имеющемуся перечню субъектов налоговых правоотноше-

а ний, установленных ст. 9 НК РФ, добавляются новые лица. Во втором случае | новые отношения, осложненные цифровым элементом, не смогут функциониро-

1 вать без новых субъектов, выполняющих в основном посредническую функцию. | В науке излагается интересная идея о возможности наделения налогово-право-I вым статусом роботов [7, с. 262].

§ Следовательно, внедрение информационных технологий в налоговые право-

| отношения играет значительную роль в формировании современного механизма § государственного регулирования финансовой сферы. В частности, ведется работа

по таким направлениям, как: Ц формирование базы нормативно-правового регулирования налоговых право-

| отношений, связанных с цифровыми технологиями;

в внедрение и оснащение налоговых органов новыми техническими средствами

| и системами, позволяющими осуществлять свои функции более эффективно | и результативно;

I упрощение налоговых процедур посредством исключения ряда обязанностей

| налогоплательщиков и предоставления права совершать определенные действия | посредством интернет-сервисов и мобильных приложений (освобождение от посещения налоговых органов для подачи налоговых деклараций, автоматический расчет размера налога (для налога на профессиональный доход), внесение единого налогового платежа вместо различных платежей для уплаты налогов);

развитие института юридической ответственности и введение новых составов налоговых правонарушений, возникших в связи с переходом на цифровую 230 экономику (например, ст. 119.1 и 129.13 НК РФ и др.);

разработка новых интернет-ресурсов, мобильных приложений в рамках цифровизации налоговых правоотношений (интернет-сайты налоговых органов, интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, для организаций на стадии демоверсии), мобильное приложение «Мой налог», портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» и др.);

полноценный переход на электронный документооборот.

Достигнутый сегодня показатель развития налоговых правоотношений отражает уровень подготовки и выполнения мероприятий по оснащению, совершенствованию и модернизации взаимодействия всех участников в условиях развития цифровизации общества.

Резюмируя изложенное, сформулируем ряд выводов.

Во-первых, динамичный процесс цифровизации общества, направленный на последующее его реформирование, в том числе в части правового регулирования деятельности налоговых органов, позволил выделить два основных подхода к пониманию цифровизации в целом: технический и юридический. При этом внедрение современных технологий в государственное управление требует должного правового регулирования. Применительно к сфере налоговых отношений процесс цифровизации соответствует первому подходу и представляет собой процесс создания, применения, внедрения и реализации новых информационных технологий (в том числе информационных систем), оказывающих существенное воздействие на функционирование системы налоговых органов, путем автоматизации и совершенствования осуществления возложенных на них полномочий и оказания услуг участникам налоговых правоотношений.

Во-вторых, цифровизация налоговых правоотношений предполагает качественную модернизацию коммуникаций между их субъектами — доведение до полной автоматизации процесса обработки информации процедуры налогообложения (учет — начисление — уведомление — уплата — налоговый контроль и т.д.); повышение качества услуг, оказываемых налоговыми органами (перевод в электронный формат на интернет-портал «Госуслуги», сокращение сроков оказания услуг и т.д.); упрощение электронного товаро- и документооборота посредством мобильного приложения для самозанятых «Мой налог» и т.д.

В-третьих, появление в связи с процессом цифровизации новых субъектов требует нормативной регламентации их правового статуса как участников налоговых правоотношений. Такое регулирование предполагает внесение дополнений в ст. 9 НК РФ, а также установление прав и обязанностей таких субъектов.

В-четвертых, нормативное регулирование вопросов, связанных с цифрови-зацией деятельности налоговых органов, в настоящий момент осуществляется преимущественно на подзаконном уровне посредством ведомственных приказов и инструкций, что, в свою очередь, влечет снижение прямого действия федеральных законов. В связи с этим видится необходимым внесение в действующее законодательство о налогах и сборах, прежде всего в НК РФ, положений о цифро-визации налоговых отношений, особенностях взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков через интернет-ресурсы, процедурах автоматического исчисления и уплаты налогов, проведения мероприятий налогового контроля и др.

В конечном итоге реализация налоговых отношений в условиях цифрови-зации должна найти адекватное отражение в действующем законодательстве. Для юриспруденции в целом и отрасли налогового права в частности эта задача является первостепенной.

Библиографический список

1. Танимов О.В. Влияние цифровых технологий на появление новых структурных элементов системы права // Российская юстиция. 2019. № 7. С. 2-5.

2. Зубарев С.М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 25-31.

3. Саурин A.A. Цифровизация как фактор трансформации финансовых правоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 26-32.

4. Запольский С.В., Васянина Е.Л. Финансовый контроль в эпоху цифровизации // Финансовое право. 2022. № 7. С. 8-12.

5. Голубитченко М.А., Галанова И.С. Досудебное урегулирование налоговых споров: перспективы в эпоху цифровизации // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2022. № 2. С. 39-45.

6. Баракина Е.Ю. Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации // Юрист. 2022. № 4. С. 51-55.

7. Садчиков М.Н. К вопросу о регулировании налоговых отношений с участием роботов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 6. С. 261-267.

References

1. Tanimov O.V. The Influence of Digital Technologies on the Emergence of New Struc-

m

0 tural Elements of the Legal System // Russian justice. 2019. No. 7. P. 2-5.

~ 2. Zubarev S.M. Legal Risks of Digitalization of Public Administration // Actual

§ problems of Russian law. 2020. No. 6. P. 25-31.

ü 3. Saurin A.A. Digitalization as a Factor of Transformation of Financial Legal Rela-

1 tions // Constitutional and municipal law. 2019. No. 8. P. 26-32.

£ 4. Zapolsky S.V., Vasyanina E.L. Financial Control in the Era of Digitalization // Fi-

I nancial law. 2022. No. 7. P. 8-12.

§ 5. Golubitchenko M.A., Galanova I.S. Pre-Trial Settlement of Tax Disputes: Prospects

I in the Era of Digitalization // Electronic supplement to the «Russian Law Journal». 2022.

I No. 2. P. 39-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.s 6. Barakina E.Y. Digitalization of Tax Administration in the Russian Federation //

I Lawyer. 2022. No. 4. P. 51-55.

! 7. Sadchikov M.N. On the Regulation of Tax Relations with the Participation of Robots

! // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021. No. 6. P. 261-267.

u O

5 S

O *

u CO O ro a

и CD CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.