Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ ОПТОВАЯ ЦЕНА / РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / PRICE / PRICING / SMALL ENTERPRISE / PRICE ELEMENTS WHOLESALE PRICE / RETAIL PRICE / COST PRICE / PROFIT / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламова Р.Ф.

В данной статье рассмотрены особенности ценообразования на малых предприятиях, изучены элементы цены, выявлена значимость ценообразования для малых предприятиях в конкурентных условиях. Также рассмотрены стратегические цели предпринимательской деятельности, на которые обычно обращают внимание при формулировании целей ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES PRICING SMALL BUSINESSES

This article describes the features of pricing in small businesses, studied the elements of price, revealed the importance of pricing for small businesses in a competitive environment. Also considered are the strategic goals of entrepreneurial activity, which are usually paid attention to when formulating pricing goals.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 33

Исламова Р. Ф. студент 5 курса заочного отделения Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Нефтекамск Научный руководитель: Курманова, Д.А., к.э.н.

доцент Россия, г. Уфа.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МАЛЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности ценообразования на малых предприятиях, изучены элементы цены, выявлена значимость ценообразования для малых предприятиях в конкурентных условиях. Также рассмотрены стратегические цели предпринимательской деятельности, на которые обычно обращают внимание при формулировании целей ценообразования.

Ключевые слова: цена, ценообразование, малое предприятие, элементы цены оптовая цена, розничная цена, себестоимость, прибыль, конкуренция.

Islamova R.F.,

student of the 5th course of correspondence department

Bashkir State University Russia, Neftekamsk Research supervisor: Kurmanova, D.A., Candidate of Economic Sciences, associate professor

Russia, Ufa.

FEATURES PRICING SMALL BUSINESSES.

Abstract: This article describes the features of pricing in small businesses, studied the elements of price, revealed the importance of pricing for small businesses in a competitive environment. Also considered are the strategic goals of entrepreneurial activity, which are usually paid attention to when formulating pricing goals.

Keywords: price, pricing, small enterprise, price elements wholesale price, retail price, cost price, profit, competition.

Цена занимает центральное место в системе рыночного механизма и является объективной финансовой категорией, т.е. рычагом, который функционирует только на основе экономических законов. В любом обществе стоимость отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.

Для малых предприятий, которые выходят на рынок, самым важным вопросом является вопрос определения уровня цены на реализуемый товар или услугу [5]. Цена в конечном итоге определяет рентабельность малого предприятия его положение на рынке и финансовую стабильность. Одним из главных способов повышения способности к конкуренции малого

предприятия является оптимальный механизм установления цены и определение факторов, имеющих влияния на определение цены продукции. Уровень цены реализации прямым образом решает ценовую способность к конкуренции товара. Система ценообразования на малом предприятии является важной составляющей общей и рыночной стратегии фирмы. Система ценообразования выражается в формировании ценовой политики и стратегии фирмы. В самом общем смысле ценовая политика предприятия - это деятельность руководства в среде установления цены, поддержанию и изменению цен на производимый товар, а так же деятельность в сфере стратегии фирмы, которая направлена на достижение ее целей и задач [4].

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым малым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

Основными элементами или составляющими цены можно выделить следующие понятия: себестоимость; прибыль; оптово-посредническая наценка; налоги в составе цены [3].

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены (рисунок 1).

Рисунок 1 - Состав и структура цены Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т.е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии.

1. На начальном этапе формируется оптовая цена предприятия без НДС Цопт изготовителя, которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности:

Цопт = С+П, (1)

где С - себестоимость одного изделия, руб.;

П - прибыль на единицу изделия, руб./ед.

Себестоимостью можно назвать минимальную границу цены продукции, которая соответствует затратам на её производство, то есть это денежное выражение суммы всех затрат на производство и сбыт данной продукции, а более точно её единицы. Калькулирование или калькуляция себестоимости можно охарактеризовать, как расчёт издержек на производство как отдельных видов работ, так и всей выпускаемой продукции.

Прибыль, по мнению И.К. Салимжанова, «...можно представить в виде дохода субъекта малого предпринимательства, который вложил свой капитал, для того, что бы достичь определённого успеха. Прибыль можно характеризовать как не весь доход, который он получил в процессе своей деятельности, а только ту его часть, которая очищена от всех затрат, которые пошли на осуществление этой деятельности» [7, с. 162].

Для того, что бы рассчитать величину прибыли, которую производитель получает от реализации продукции, надо из полученной выручки вычесть затраты, которые понёс предприниматель на производство и реализацию продукции, то есть себестоимость:

П = В - С = Цопт X V - (7пер X V + /пост), (2)

где П - прибыль получаемая производителем продукции от её реализации, руб.;

В - выручка от реализации продукции, руб.;

С - полная себестоимость всей реализованной продукции, руб.;

Цопт - оптовая цена предприятия единицы продукции, руб./шт.;

V - объём производства (реализации) продукции, шт.;

/пер - переменные затраты на единицу продукции, руб./шт.;

/пост - постоянные затраты на производство и реализацию продукции,

руб.

2. Отпускная цена предприятия Цотп, включает НДС и другие косвенные налоги:

Цотп = С+П+НДС+А, (3)

где НДС - сумма налога на добавленную стоимость, руб.

А - акциз (если есть).

К косвенным налогам можно отнести налоги, которые уплачиваются продавцами продукции, хотя в реальности уплачиваются покупателями (например налог на добавленную стоимость НДС и акциз). Косвенные налоги включаются в цену товара и уплачиваются покупателями в тот момент когда они его приобрели.

НДС можно представить в виде некой формы изъятия в бюджет части прибавочного продукта, создаваемого на всех стадиях процесса производства товаров (работ, услуг), изымаемая часть основывается на основе ставки установленной законодательством (20%).

Одним из элементов цены является акциз, который является косвенным

налогом и включается в конечную цену реализации товара и оплачивается покупателями. При помощи акциза происходит пополнение государственного бюджета, путём изъятия часть стоимости товара, которая является следствием особых условий его производства, реализации или потребления, и не отражает ни эффективности него потребления, ни потребительских свойств.

3. При реализации продукции через оптовых посредников формируется продажная цена закупки оптового посредника Цпрод, включающая снабженческо-сбытовую надбавку:

Цпрод Цотп + Нсн.сб, (4)

где Нсн.сб - снабженческо-сбытовая надбавка, руб.

По мнению П.А. Глика и М.С. Егоровой «...снабженческо-сбытовая надбавка - надбавка, входящая в состав цены как компенсация посредникам за оплату их услуг. Снабженческо-сбытовая наценка состоит из двух элементов - издержек обращения и прибыли (оптовой или снабженческо-сбытовой организации)» [1, с. 573].

4. При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая торговую наценку. В любом случае наценка - это цена услуги посреднической или торговой организации. Розничная цена продукции Црозн определяется по формуле 5:

Црозн Цпрод + Игор^ (5)

где Нторг - торговая надбавка организации розничной торговли.

Включает в себя все расходы торговой организации и ее прибыль, приходящиеся на единицу продаваемого товара. а также начисленный НДС. Расходы организации розничной торговли состоят из платы за аренду, коммунальных платежей, заработной платы персоналу и других расходов.

Каждое малое предприятие не только определяет цену на свои товары и услуги, оно еще и формирует свою систему ценообразования, которая включает в себя весь ассортимент производимой продукции. Учитывается различие в издержках производства и сбыта для различных категорий потребителей, для разных географических регионов, в которой также учитываются сезонность потребления продукции.

Конкурентоспособность предприятий малого бизнеса зависит на прямую от ценовой политики. Если ценовая политика будет выстроена не правильно, то это может привести к банкротству организации, и наоборот, если ценовая политика выстроена грамотно, то она может решить все проблемы.

По мнению В.Ю. Домбровской «... предприятия малого бизнеса желают окупить свои затраты, и еще получить прибыль. Форма дохода любого малого предприятия - это и является прибылью. Для того что бы достичь поставленных целей, каждый предприниматель старается установить цену на свой товар. Любая малая компания, не зависимо от того как долго она существуют на рынке, не может устанавливать цены и при этом не задумываться о последствиях своего решения» [2].

На современном этапе развития общества, цена является одним из

самых важных элементов конкуренции, не смотря на то, что сейчас существует множество неценовых форм конкуренции, так же можно заметить, что цена оказывает большое влияние на то положение, которое будет занимать организация на рынке. Конкуренция - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Следовательно на каждом предприятии, для его эффективного функционирования, должна быть досконально проработанная ценовая политика, это нужно для того чтобы организация была конкурентоспособной. Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги.

Немало важным элементом конкурентоспособности, является формирование ценовой политики организации в условиях рыночной экономики. Поэтому опытные руководители предприятий уделяют большое внимание процессу разработки и применения ценовой политики. Ценовая политика предприятий малого бизнеса - это деятельность их руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач предприятия.

На стратегические цели предпринимательской деятельности обычно обращают при формулировании целей ценообразования. Наиболее распространенными, по мнению Т.А. Филиппенковой, являются следующие цели [8, c. 105]:

«1. Выживание малого предприятия. Данная цель является краткосрочной. В современном обществе, в рыночной экономике предприятия часто снижают цены для того чтобы в короткие сроки распродать со склада продукцию. Если фирма прибегает к такому маневру, то она теряет прибыль. Чтобы обеспечить работу и сбыт продукции, предприятие начинает устанавливать минимальные цены, при этом главная цель ответная реакция потребителей. В данной ситуации выживание на рынке становиться важнее, чем прибыль.

2. Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности. Этот способ чаще всего применяют в ситуациях, когда малому предприятию необходимо увеличить доходность и расширить инвестиционные возможности фирмы. Данный метод характерен для краткосрочной политики цен. Так же можно добавить, если рассматривать данную цель с позиции перспективы, то она не является основной, а напротив - производной от основной, глобальной цели. Основная задача малого предприятия при реализации данной цели - получение прибыли в короткие сроки, долгосрочные перспективы на рынке не входят в задачи. В современном обществе, в условиях рынка, организации и предприятия чаще других выдвигают данную цель. Хотя для нее характерно отсутствие внимание к действиям конкурентов и государства [6].

3. Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Многие руководители предприятий очень сильно занижают цену на производимую продукцию, для того чтобы реализовать как можно больше своего продукта.

Но в данной ситуации нужно не забывать о том, что необходимо для реализации данной политики, а нужно, в первую очередь, низкие издержки на производства данного вида продукции, во-вторых, покупатели данного сегмента продукта должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен. Если данные факторы будут не реализованы, то данная политика может привести к ценовой войне.

4. Завоевание лидерства по показателю «доля рынка». Часто организации имеют мнение: если предприятию будет принадлежать самая большая часть рынка, то у него будут самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Уделяя большое внимание лидерству на рынке, т.е. стараясь, стать лидером по показателю «доля рынка», предприятие начинает максимально снижать цены. В дальнейшем, если все таки малое предприятие сохраняет за собой лидерство на протяжении достаточно долгого времени, то в дальнейшем оно начинает увеличивать цену, она становиться выше, чем у конкурентов. Это делается для того чтобы компенсировать повышенные затраты. Так же можно добавить, что существует разновидность данной цели, стремление добиться определенного приращения доли рынка».

Таким образом, цена является важнейшим экономическим параметром малого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и соответственно возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода предпринимателя.

Использованные источники:

1. Глик, П.А., Егорова, М.С. Теоретические основы ценообразования / П.А. Глик, М.С. Егорова // Молодой ученый. - 2017. - № 9. - С. 573-576.

2. Домбровская, В.Ю. Ценообразование в малом бизнесе: как увеличить прибыль / В.Ю. Домбровская [Электронный ресурс] // ELIBRARY.RU -Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU». - Электр. дан. - URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=15797136 (дата обращения 25.03.2019). - Загл. с экрана.

3. Ибрагимов, Р.Ю. Предпосылки создания методики формировании затрат и цены в малом бизнесе / Р.Ю. Ибрагимов [Электронный ресурс] // ELIBRARY.RU - Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU». -Электр. дан. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27505362 (дата обращения 25.03.2019). - Загл. с экрана.

4. Качалина, Р.В. Ценообразование на продукцию малых предприятий на современном этапе развития экономики / Р.В. Качалина [Электронный ресурс] // ELIBRARY.RU - Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU». -Электр. дан. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21079434 (дата обращения 25.03.2019). - Загл. с экрана.

5. Курманова, ДА., Рогожникова, О.С. Современная организация финансового менеджмента малого бизнеса // NAUCHFORUM.RU -Студенческий научный форум. - Электр. дан. -URL: https ://nauchfomm.m/studconf/social/12/45718 (дата обращения:

02.04.2019). - Загл. с экрана.

6. Курманова, Д.А. Эффективность государственной финансовой поддержки института предпринимательства в регионе, Д.А. Курманова // Сборник II научно-практической конференции «стратегическое развитие социально -экономических систем в регионе: инновационный подход». г. Владимир, ноябрь, 2016 г.

7. Салимжанов, И.К. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС, 2017. - 300 с.

8. Филиппенкова, Т.А. Актуальные проблемы ценообразования на предприятиях малого бизнеса в современных условиях / Т.А. Филиппенкова // Инновационная наука. - 2018. - № 1-1. - С.105-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.