РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ардамакова Д.С.
Магистрант
Северо-Западного институт управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Россия
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Аннотация. В статье рассматривается ценообразование предприятий общественного питания в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделяется составу цены, а также надбавкам и их регулированию со стороны государства.
Ключевые слова: рыночная экономика, ценообразование, цена, надбавка, скидка, издержки.
Ardamakova D.S.
Master student
North-WestInstitute of Management, branch of RANEPA
Saint-Petersburg, Russia
PRICING IN PUBLIC CATERING SPHERE Abstract. The article describes the pricing of public catering sphere in a market economy. Particular attention is paid to the prices elements and also extra charges and their regulation by the government.
Keywords: market economy, pricing, price, extra charge, discount, costs.
В наши дни, в условиях рыночной экономики, вопрос ценообразования очень актуален. А для такой сферы как общественное питание ценообразование является одним из ключевых элементов успеха деятельности предприятия. Уникальные своими особенностями как внутренние, так и внешние условия экономиче-
ской деятельности в Российской Федерации обуславливают повышенную важность хорошо продуманной, последовательной и точной политики ценообразования на предприятиях любой сферы экономики [6, с.103].
В то же время ценообразование в сфере общественного питания является одним из наиболее трудных и комплексных элементов бизнеса, потому что верное определение цены оказывает значительное влияние на результативность и эффективность бизнеса.
Ресторанному бизнесу и в сфере общественного питания в целом свойственно ступенчатое формирование цен на реализуемую продукцию. Стоимость продуктов, производимых на предприятиях общественного питания, как правило, состоит из цены продовольственных товаров и пищевых продуктов в розничных ценах, а также различных наценок, которые возмещают потери производства, переработки, организации сбыта продукции собственного производства, покупных товаров и извлечения прибыли наряду с торговыми надбавками и скидками [3, с. 205].
Для сферы общественного питания определены несколько основных стадий товародвижения, в зависимости от того, на какой стадии цена сформирована, цены могут различаться между собой [1, с.173]. Обычно товар проходит три стадии товародвижения:
- предприятие - оптовая торговля;
- оптовая торговля - розничная торговля;
- розничная торговля - потребители.
Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость (С) и прибыль (П):
ОЦизг = С + П.
Оптовая цена отпускная - отпускная цена формируется на основе оптовой цены с учетом НДС и акциза [2, с. 67]:
ОЦопт = С + П + НДС.
Оптовая цена закупки - цена, по которой снабженческо-быто-вые организации продают товары организациям-потребителям оптовыми партиями или розничным продавцам. [2, с.68]
Для того, чтобы возмещать издержки оптовой торговли, применяются снабженческо-сбытовые надбавки. Их можно опреде-
лить, как цену услуг оптового звена, состоящую из нескольких элементов:
- затраты посредника или издержки обращения (ТЗсб);
- прибыль (Псб);
- косвенные налоги (НДС).
Оптовая цена сбытовых организаций рассчитывается по формуле:
ОЦсб = ОЦопт + ТЗсб + Псб + НДС.
Пропорции между элементами цены, которые подчиняются рыночным закономерностям и одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен, соблюдаются в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.
Таким образом с ростом конкуренции снижается количество посредников. Посредническая надбавка в абсолютном выражении равна значению скидки, так как оба понятия рассчитываются путем вычитания из цены закупки посредника, цены по которой посредник его продает. Различие между понятиями «скидка» и «надбавка» проявляется лишь в процентном выражении:
- 100%-ная база для исчисления скидки - цена, по которой посредник реализует этот товар;
- 100%-ная база для исчисления надбавки - цена, по которой посредник приобретает товар.
В состав снабженческо-сбытовых надбавок входят такие расходы как, расходы по реализации, транспортировке, комплектации, сортировке, хранению, закупке продукции, а также признанную необходимой для нормальной деятельности прибыль. Данный вид надбавок устанавливается субъектами оптового звена самостоятельно, с учетом условий соответствующего товарного рынка, и сложившегося там спроса, и предложения, а также с учетом показателей качества и потребительских свойств продукции, в случае, если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене [8, с. 44].
Размер издержек обращения находится в прямой зависимости от условий купли-продажи, а именно - с увеличением количества посредников в процессе реализации, увеличиваются и издержки обращения, тем самым увеличивая продажную цену продукта
[5, с.125]. Следовательно, можно сделать вывод, что присутствие на рынке крупных оптово-торговых способствует уменьшению цены товародвижения. Именно крупные оптовые продавцы способны выгодно обеспечить бесперебойный, стабильный процесс снабжения заказчиков крупными партиями товаров. Увеличивая количество прибыли с помощью увеличения объемов выполняемых заказов, а не за счет завышения прибыли за единицу товара, крупный оптовый продавец демонстрирует свое преимущество перед меньшим. Часто крупнейшие оптовые фирмы отталкиваются в определении розничных и отпускных цен от определения доли дополнительного посредника либо розничного продавца в данной цене. Именно в этот момент появляется оптовая либо торговая скидка.
Розничная цена - цена, по которой товары реализуются потребителям, организациям и предприятиям розничными торговыми сетями, данная цена является конечной [2, с. 44]. Именно по этой цене товар поступает в потребление в домашнем хозяйстве или в производстве, покинув сферу обращения.
Торговая надбавка - сумма денег, на которую цена продажи увеличивается продавцом в сравнении с первоначальной ценой приобретения [2, с. 102].
Расчет продажной розничной цены производится по формуле:
РЦ = ОЦсб * (1 + а), где РЦ - продажная розничная цена, руб.; а - торговая надбавка на цену приобретения, в долях единицы. Размер торговой скидки в свою очередь определяется субъектом с целью достижения своей основной функции в процессе товародвижения. Уровень торговой скидки напрямую зависит от желаемого уровня рентабельности предприятия, объема продаж и количества необходимых затрат. [4, с.195]
Исходя из конъюнктуры рынка, продавец вправе самостоятельно определять уровень торговой надбавки. Он включает в нее все издержки розничного продавца, в том числе расходы на транспортировку и доставку товара от поставщика, а также расходы по закупке и реализации товара розничной торговой организацией, и конечно же, налоги и прибыль.
Рассматривая предприятия сферы общественного питания, Д важно понимать, что формирование цены происходит исходя из свободных отпускных цен, или цен закупки на эту продукцию и единой наценки или торговой надбавки и наценки. Размеры наценок устанавливаются на сырье, покупных товарах, реализуемых предприятиями общественного питания. Определяются наценки с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчислений в бюджет и обеспечения рентабельной работы этих предприятий [8, с. 163].
Уровень торговых надбавок устанавливается и регулируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишь на несколько категорий товаров:
- на продукты детского питания;
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- продукция, реализуемая на предприятиях общественного питания при образовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов [7, с. 97].
Таким образом, можно сделать вывод, что система цен характеризуется не только взаимоотношениями и связью различных видов конкретных цен, но и взаимоотношениями определенных их групп. Внося изменения в уровень одной цены, неизбежно последуют изменения в целом ряде связанных цен. В этом и заключается основная сложность, так как цена - конъюнктурная категория, то есть множество экономических, социальных, политических и психологических факторов, оказывающих влияние на ее уровень и динамику.
Список литературы:
1. Организация работы предприятий общественного питания: учебник для вузов / Н.Н. Шаповалов. - М.: Экономика, 2012. - 272 с.
2. Цены и ценообразование: учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. - 304 с.
3. Экономика общественного питания: учебник / Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. - Минск: Выш. шк., 2011. - 383 с.
4. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учеб. пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 222 с.
5. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРАМ-М., 2010. - 450 с.
6. Мурашова С.Ю. Место и роль общественного питания в современной системе хозяйствования / С.Ю. Мурашова // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 3. - С. 103-104.
7. Фадеева З.О. Организация общественного питания: учеб. пособие / З.О. Фадеева, В.М. Гаянова, Д.А. Карх. - Екатеринбург: Изд-во Ур-ГЭУ, 2013. - 197 с.
8. Щербакова Т.А. Особенности формирования цены на продукцию предприятий общественного питания в условиях региона / Т.А. Щербакова, Т.В. Крапива, С.В. Новоселов, Л.А. Маюрникова // Техника и технология пищевых производств. -2016. - Т. 40. - № 1. - С.157-164.
Беспалов М.В.,
к.э.н., доцент
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Россия Кудряшов В.С. к.э.н., доцент кафедры менеджмента Северо-Западный институт управления РАНХиГС
при Президенте РФ г. Санкт-Петербург, Россия
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРАХОВЫМИ УСЛУГАМИ Аннотация. Значение страхования сложно переоценить. Оно является одной из основных форм управления рисками частных предпринимателей, так как обеспечивает глобальное его перераспределение. Кроме того, страховщики являются крупными ин-
16