Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций в структуре уверенности пограничников'

Особенности ценностных ориентаций в структуре уверенности пограничников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казаков Ю. Н., Радушинский А. С.

В статье рассматривается значение ценностных ориентаций для формирования уверенности пограничника. Показан подход к формированию уверенности на мотивационной основе, которую составляют ценностные ориентации пограничника, обусловленные характером служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES IN THE STRUCTURE OF THE VALUE ORIENTATIONS CONFIDENCE FRONTIER

In the article value of valuable orientations in structure of formation of confidence of the frontier guard is considered. The approach to confidence formation on a motivational basis which is made by the valuable orientations of the frontier guard caused by character by office activity is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций в структуре уверенности пограничников»

исследования и сама практика свидетельствуют, что карьерное продвижение мужчин и женщин имеют существенные отличия. Отметим их.

Карьерное движение женщин начинается обычно позже, чем у мужчин. У многих женщин существуют сильные психологические барьеры, связанные с принятием решения о карьерном продвижении (фактор семьи, детей - что важнее?). Сейчас ситуация изменяется в связи с ориентацией на западные стандарты времени создания семьи.

Для мужчин более важны факторы статуса и престижа, а для женщин - самореализации. Мужчины в большинстве случаев как бы полностью соотносятся с профессиональной и карьерной средой, женщины стремятся ее адаптировать к своей индивидуальности.

Профессиональные успехи у мужчин находятся на первом месте, женщины при ориентации на карьеру все же немалое значение придают состоявшейся личной жизни. К тому же большой успех может вызывать у женщин тревогу, так как он ассоциируется с потерей женственности, виной перед семьей и пр. Возникает ролевой конфликт «семья - работа», который может перерасти во внутриличностный (правда, этот конфликт «проходит» с возрастом).

У женщин, успешных в карьере, могут возникнуть проблемы «психологического пола», в частности, повышение маскулинированности, возникновение андрогинии, что вредит их имиджу, да и личной жизни.

Стратегии карьерного движения у мужчин направлены на перспективу, для женщин более важно, что «здесь и сейчас».

Мужчины при реализации карьеры больше склонны к риску, чем женщины, которые предпочитают действовать, используя надежные средства.

Мужчины в карьерном движении большее значение придают неформальным отношениям, чем женщины. Впрочем, сейчас ситуация стала меняться.

У мужчин больше проявляется потребность объединения в команду для достижения успеха, женщины стремятся быть более автономными.

Данные отличия имеют общий характер. Конкретный вид или степень выраженности они приобретают в определенной профессиональной среде. В то же время эти отличия необходимо обязательно учитывать при планировании карьеры и управлении ею.

Одной из задач психологов-акмеологов является поиск людей с хорошим карьерным потенциалом, психолого-акмеологическое сопровождение их карьерного движения. В этом деле достигнуты обнадеживающие результаты. Правда, на государственной службе профессиональную среду трудно назвать благоприятной для карьеры, если ориентироваться на приоритет профессионализма в карьерном движении. Эта среда скорее конкурентная. В то же время в акмеологии разработаны конкретные рекомендации по формированию развивающей профессиональной среды, которая необходима для успешной карьеры.

Ю.Н.Казаков, А.С.Радушинский

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТРУКТУРЕ УВЕРЕННОСТИ ПОГРАНИЧНИКОВ

В процессе изучения формирования уверенности пограничников мы основываемся на мнении исследователей, которые относят эмоционально-волевую и мотивационную составляющую к важным компонентам в структуре уверенности (В.Г. Ромек, Г.Я. Фаттахова и др.). Являясь личностными образованиями, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты определяют сознательное отношение человека к действительности и степень его мотивации в определенной сфере деятельности. Они раскрывают связь индивидуального и общественного в единстве когнитивных и аффективных процессов и являются основой для формирования уверенности. С.Л. Рубинштейн показал, что деятельность человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей определяется общественной шкалой ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через общественно-полезную деятельность реализуется отношение индивида к обществу и соответственно проявляется соотношение личного и общественно значимого. Кроме того, наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни [7]. В свою очередь, ценности как продукты жизнедеятельности общества и отдельных социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого

конкретного субъекта и, являясь автономными по отношению к потребностям, становятся источниками смыслообразования. С помощью ценностей человек выявляет для себя жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни. На основе ценностей формулируются идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности [6]. Сложность определения сущности феномена уверенности на основе ценностей связана с его многозначностью, его объективными и субъективными особенностями. В содержании уверенности, по нашему мнению, необходимо выделить два момента: надежность внутренних связей индивида с самооценкой - как с оценивающим субъектом; одобрение ценностей индивида обществом или группой (нормы и идеалы).

Психологи относят ценности к сфере должного (нормы, цели, идеалы). Однако ценности имеют телеологический характер, т.е. указывают на состояние, определенное целью. Кроме того, ценности могут рассматриваться как идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности. Некоторые отечественные психологи под ценностью понимают самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности [4].

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта (пограничника) в отношения воинского коллектива - в специфическую микросреду, являющуюся ретранслятором ценностей военнослужащих. С одной стороны, военная микросреда является звеном, опосредующим: а) включение субъекта в коллективную воинскую деятельность; б) усвоение и реализацию ценностей, формирующих уверенность в выполнении задач служебной деятельности; в) обеспечение функций регуляции поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования пограничной службы. С другой стороны, военная микросреда открывает для субъекта: а) возможности акмеологического развития; б) возможности адаптации в процессе службы.

Таким образом, воинские и нравственные ценности пограничника во многом определяют уровень его уверенности в себе.

Существенно, что поведение пограничника определяется не какой-либо одной ценностью, а их сложной иерархической системой, которая и формирует уверенность. Мы трактуем уверенность как устойчивое убеждение, которое определяет способ поведения и особенность профессиональной деятельности. В этом случае система ценностей личности и есть устойчивая совокупность его убеждений, обеспечивающая формирование уверенности. В этом варианте можно выделить три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические. Мы опираемся на позицию М. Рокича, который относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности - нежелательности способа поведения (операциональные и инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности). Интерес представляет трактовка терминальных ценностей, объединяемых в два больших класса в зависимости от того, направлены ли они на социум (интраперсонально сфокусированы) или на индивида (интерперсонально сфокусированы). Соотношение этих ценностей у каждого человека различно. У одних людей преобладают интерперсональные ценности, у других - интраперсональные. Однако и те, и другие определяют поведение и позицию человека. Важно, что различные уровни уверенности связаны с осознанностью ценностных ориентаций на основе ценности-цели и ценности-средства, что перекликается с делением ценностей на терминальные и операциональные. В свою очередь, ценностные ориентации пограничника - это смысловые установки индивида, осознанные им в процессе адаптации к воинской службе и обусловленные характером деятельности, позволяющие пограничнику делать свою службу (профессию) целью своих достижений, тем самым давая основу для формирования личностно- профессиональных качеств, в том числе уверенности.

Соотнеся феномен уверенности с понятием ценностных ориентаций личности, его можно понять как динамическое состояние готовности к определенной форме реагирования [1], т.е. личностно-профессиональное развивающееся качество пограничника, позволяющее успешно выполнять поставленные задачи. При этом механизм действия ценностных компонентов сознания на уверенность поведения личности не имеет жесткой схемы причинно-следственных отношений.

Таким образом, можно определить, что на формирование уверенности оказывают влияние ценностные ориентации.

Уверенность формируется и при интериоризации личностью групповых (воинских) идеалов и принципов, в процессе адаптации к воинской службе. В этом аспекте мы опираемся на позицию Л.С. Выготского - взаимные переходы планов внешней речи как речи для других, внутренней речи как речи для себя и мышления, как предполагающего зарождение мысли из мотивирующей сферы сознания. Это позволяет говорить о том, что планы коммуникации не должны пониматься только как внешние формы речевого отражения, выражения, называния или сообщения мысли. Коммуникация помогает осмыслить собственные личностные смыслы, что не может быть представлено как их «сообщение» или «называние» [5].

Уверенность формируется на основе ценностей и идеалов, то есть в модели должного, задающего спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности служебной деятельности. Взаимосвязь ценностных ориентаций с социальными установками (аттитюдами) определяет акмеологичность (динамичность) уверенности в процессе служебной деятельности, то есть способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь (по В.Г. Алексеевой [2]).

Уверенность возникает на основе ценностных ориентаций при формировании и развитии динамических процессов сознания. Важные идеи о динамике сознания разработаны в трудах Р. Бернса [3]. Основой психической жизни он считает живую, непрерывную, постоянно изменяющуюся текучесть психической реальности. Эта текучесть выступает как поток «тесно проникающих друг в друга образов», как смена чувств, образующая «несмолкаемую мелодию нашей внутренней жизни», как переход друг в друга психических состояний, из которых каждое содержит в себе предшествующее ему и подготавливает следующее за ним.

Осознание уверенности на основе базисных ценностных установок и объективация их в ценностные ориентации снимает барьеры между актуальным и потенциальным, способствует акмеологическому расширению, усложнению категориальной структуры сознания пограничника. На уровнях сознания эта акмеологическая интеграция воплощается в упорядочивании и переупорядочивании своего внутреннего мира в соответствии с потребностями служебной деятельности.

Понятие ценностных отношений личности в формировании уверенности мы рассматриваем как избирательно- предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности. То есть ценностные отношения выражают общую направленность пограничника на ценности служебной деятельности. Однако ценностные ориентации в процессе формирования уверенности не всегда реализуются в деятельности непосредственно, а, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляют собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает, прежде всего, уровень обобщенности объекта диспозиции. Уверенность, основанная на ценностных ориентациях, реализуется в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линией служебной деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации являются опосредованным звеном формирования уверенности. Устойчивая система ценностных ориентаций индивида, сложившаяся под влиянием профессии, с одной стороны, показывает отношение субъекта к деятельности, с другой, формирует мотивационную сферу и уверенное поведение, направленное на достижение успехов в службе. Игнорирование ценностей профессии не может свидетельствовать о мотивационной направленности субъекта деятельности, и наоборот, использование определенных ценностей в качестве мотивации достижения может способствовать достижению уверенности. Мы опираемся на мнеине В.Г. Ромека, который в своем исследовании на тему «Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности» подчеркивает роль мотивационного компонента в формировании уверенности. Он показывает, что индикатором уверенности могут служить не особенности и отдельные характеристики социальных навыков, а субъективное отношение индивида к этим навыкам, опосредованное его актуальными целями и потребностями. Генерализованные позитивные оценки человеком собственных навыков и способностей (поведенческого репертуара) как достаточных для достижения собственных (субъективно важных) целей и удовлетворения собственных потребностей придает человеку чувство уверенности.

Дж. Ливерт и Р. Левинсон определяют уверенность как комплексную способность демонстрировать навыки поведения, которые позитивно или негативно подкрепляются, и не демонстрировать навыки, которые наказываются. На основе знаний обобщаются ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. Являясь структурными компонентами вербального осознания, значения функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения. Выработка навыков на основе ценностной ориентации нередко строится по обратной логике (в плане иерархии) по сравнению с актуально действующими побуждениями. В.Г. Алексеева в связи с этим пишет: «Стихийно сложившиеся динамические взаимодействия, в которые включился человек, в том числе элементы образа жизни, режима сна и отдыха, развлечении, во многом могут не удовлетворять его, и в его ценностных ориентациях отражается то, что его не устраивает, чего в его жизни нет, к чему он стремится именно потому, что этого еще нет» [2]. Таким образом, ценностные ориентации отражают содержательно-смысловую сторону формирования уверенности личности, а психологический уровень в данном случае отражает эмпирический, близкий к динамическому уровень регуляции поведения [2].

Важно отметить, что описание процесса формирования уверенности строится нами на процессуальном подходе к анализу взаимодействия психики и сознания, разработанного С.Л. Рубинштейном, который оказался плодотворным для изучения не только осознаваемых в явном виде механизмов, но и более глубинных личностных структур развития мотивации, самооценки и прочих «тонких движений души»[7] в реализации служебной деятельности. Рассматривая пути развития потребностей и мотивов пограничников, возникающих в процессе служебной деятельности, необходимо остановиться на развитии структуры мотивационной сферы с использованием акмеологических технологий формирования уверенности. Этот процесс характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредованных потребностей и все большей их иерархизацией. В ходе служебной деятельности растет устойчивость возникшей мотивационной структуры уверенности, что в свою очередь увеличивает роль доминирующих мотивов в выполнении служебного долга.

Таким образом, с одной стороны, ценностные ориентации формируются на базе уже сложившихся потребностей индивида, с другой - усвоение тех или иных ценностей служебной деятельности может стать базисом для формирования новых потребностей, в частности в уверенности. Ценностные ориентации в сочетании с мотивационной направленностью формируют уверенность и побуждают пограничника к служебной деятельности, становятся осознанными мотивами его поступков.

Литература

1. Бердяев Н.А. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч.- М.: Политиздат, 1991. - С.48

2. Багрецов С.А. и др. Диагностика социально- психологических характеристик малых групп с внешним статусом. - СПб.: 1999. - С. 23

3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: 1986. - С. 38 - 52.

4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лек, - Ростов.: «Феникс», 1988.

5. Кабаченко Т. С. Психология управления. - М.: 2000. - С. 186-190

6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Киев: 1996. - С. 32

7. Социология труда. Под ред. Дряхлова НИ. - М.: 1993. - 354 с.

Ю.Н. Казаков, С.Е. Соловьянов

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Преодоление кризисных ситуаций и профессиональных деформаций личности достаточно актуальна в жизни и деятельности сотрудников федеральной миграционной службы [1]. Если кризисы как особые ситуации или периоды в жизни случаются и у других людей, то феномен профдеформации касается только некоторых профессий [2]. Перечень кризисных ситуаций довольно широк. Это могут быть и служебные и семейно-бытовые конфликты разных типов: -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.