Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов'

Психолого-акмеологические особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ТРУДА И ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / МОТИВ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПРИНИМАЕМЫЕ И ОТВЕРГАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ / CRISIS OF LABOR AND MIGRANT WORKERS / MOTIVE / CONATIVE SPHERE / PECULIARITIES OF THE MOTIVES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONAL SYSTEM OF VALUES / ACCEPTABLE AND REJECTED VALUES-AIMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков Вячеслав Леонидович, Старостин Дмитрий Николаевич

Раскрываются выявленные в ходе экспериментального исследования особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов строительных специальностей, которые сравниваются с результатами изучения их ценностных ориентаций. На основе сделанного анализа авторы делают определенный психологический прогноз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Acmeological Peculiarities of the Motives of Professional Activity of Migrant Workers

The article discloses the peculiarities of the motives of professional activity of migrant workers of building specialties revealed in the course of an experimental research. They are compared with the results of the study of their system of values. On the basis of the analysis performed the authors make a certain psychological forecast.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов»

отрешенность и воля в жестко сомкнутых губах и застывшие внутри глаз ожидание, молчание».

Личностные качества спортсмена экстракласса в большинстве своем формируются в условиях длительной, напряженной, экстремальной тренировочной и соревновательной деятельности. Наибольшее влияние (по мнению самих чемпионов) на формирование личности спортсме-на-победителя оказывают воспитание в семье, самовоспитание спортсмена, воспитательные мероприятия тренера, а также спортивная среда, в которой спортсмен находится долгие годы, оттачивая психологическое мастерство и совершенствуя себя как личность. Основные положения данной статьи могут экстраполироваться и на другие виды человеческой деятельности (например, на сферу МЧС, МВД, Вооруженных Сил), успешность в которых зависит не только от условий, в которых она протекает, но и от самого деятеля: его состояния в момент выполнения работы, уровня готовности к ней, а также способности в разнообразных и часто непредсказуемых условиях оптимально управлять своим поведением в целях эффективного решения поставленных задач.

Закончим эту статью словами четырехкратного Олимпийского чемпиона Е. Гришина: «Каждый чемпион имеет свой секрет, как призвать на помощь весь мир в тот миг, когда он бьет мировой рекорд».

1 Загайнов Р. М. Ради чего? Записки спортивного психолога. М., 2005. 256 с. ; Он же. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления : монография. М., 2010. 252 с.

2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

3 Китаева М. В. Психология победы в спорте. Ростов н/Д, 2006. 208 с.

4 Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. N.-Y., 1967.

УДК 340.63

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧИХ-МИГРАНТОВ

В. Л. Цветков, Д. Н. Старостин

Раскрываются выявленные в ходе экспериментального исследования особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов строительных специальностей, которые сравниваются с результатами изучения их ценностных ориентаций. На основе сделанного анализа авторы делают определенный психологический прогноз.

Ключевые слова: кризис труда и трудовые мигранты; мотив; мотивационная сфера; особенности мотивов профессиональной деятельности; ценностные ориентации личности; принимаемые и отвергаемые ценности-цели.

В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалифика-

ции работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации. Человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.

Ситуация обостряется еще и тем, что многие работодатели в силу разных причин предпочитают труд рабочих мигрантов. По данным «Новой газеты», на сегодняшний день в России находится 7 108 538 иностранных граждан (по другим оценкам, около 10 млн.). Миграционный прирост составляет 250-260 тыс. человек1.

Такой социальный феномен изучается недостаточно, особенно в психологическом контексте. Для общества, в том числе и правоохранительных структур, весьма ценно иметь не только общие представления о тех людях, которые приезжают к нам и работать, и просто жить, но и прогнозировать их поведение. Так, за 10 месяцев 2010 г. иностранными гражданами совершено 43 431 преступление. Именно в этом контексте важна проблема изучения мотиваций, лежащих в основе их поступков.

Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были решены, недостаточно набрать квалифицированные кадры и выстроить эффективную структуру их взаимодействия. Продуктивная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания трудиться. В связи с возрастающим пониманием необходимости учета психологических особенностей человека для эффективной деятельности организаций основу современного управления составляет изучение не только управленческих, но и психологических аспектов трудовой мотивации персонала.

По мнению А. А. Реана, одной из наиболее запутанных, сложных не только для исследовательской, но и для систематизаторской работы, областей психологического знания является психология мотивации человека 2.

В своем исследовании мы исходили из того, что мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, за которыми также стоят потребности личности во всем их многообразии (от биологических до социальных). Базируясь на этом и исходя из современных психологических представлений по поводу категории «мотивация»3 (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев и др.), мы понимаем под мотивационной сферой личности совокупность стойких структурированных мотивов, выражающую направленность личности.

Для изучения особенностей мотивов профессиональной деятельности нами использовалась экспресс-диагностическая методика. Изучению подвергались 200 человек (в основном рабочие-мигранты из бывших союзных республик возрастной категории 25-50 лет, 15% из них имеют высшее образование; около 60% — среднетехническое и среднеспециальное, остальные — сред-

Таблица 1

Выраженность особенностей мотивов профессиональной деятельности работников строительной фирмы

Вид ориентации 1 гр. 2 гр. 3 гр. Ср.

Профессиональная компетентность (Пк) 4,6 6,1 6,6 5,7

Управление (У) 6,7 6,1 6,0 6,4

Служение значимой цели (Сц) 7 7,2 7,3 7,1

Предприимчивость (Пр) 3,6 3,8 3,4 4,2

Автономия (независимость) (А) 5,6 5,4 5,8 5,6

Стабильность работы (Ср) 7,1 8,4 8,8 8,1

Стабильность места жительства (См) 7,6 7,7 7,8 7,7

Вызов (соперничество) (В) 5,4 5,5 5,6 5,5

Интеграция стилей жизни (И) 7,1 7,0 7,5 7,2

нее), которые были сведены в три группы в соответствии с их опытом работы: 1 группа (70 чел.) — рабочий стаж до 5 лет; 2 группа (65 чел.) — до 10 лет и 3 группа (65 чел.) — до 20 лет. Полученные результаты отражены в табл. 1 (данные указаны в ср. ст. ед.).

Требуют некоторого пояснения общие представления о видах ориентаций, представленных в таблице. В частности, возрастание уровня профессиональной компетентности (4,6; 6,1; 6,6) свидетельствует об имеющейся установке и стремлении развивать профессиональные навыки и умения в процессе трудовой деятельности. Для группы молодых респондентов повышение уровня профессиональной компетентности не является ведущим мотивом деятельности. Мигранты, работающие в строительной фирме, находят призвание в профессиональной сфере, что позволяет развивать им свои способности. Но как раз средние показатели (а цифры не очень высоки относительно максимума) указывают, что карьерный рост, в том числе управленческая деятельность, не представляет особого интереса для них.

Следует отметить, что для обследуемых относительно высокие показатели по ориентации «служение значимой цели» (7,1 — средний) дифференцируют личность, следующую определенным нравственным целям (например: помогать другим, добиваться гармонии и т. д.). Если ориентация и состоит в этом, то человек будет искать возможности, позволяющие ему работать в этом направлении.

При работе в организации, враждебной его целям, труд его будет низкопродуктивным, и, наоборот, при совпадении направленности организации с личными ценностями сотрудник может достичь успеха и вносить большой вклад в общее дело. Кроме того, предпринимательство не представляет интереса для личности обследованных строителей-мигрантов (3,6; 3,8; 3,4).

Показатели по ориентации «автономия (независимость)» предполагают стремление к освобождению от организационных правил и ограничений. Человек предпочитает сам решать, когда, над чем и как работать. Нельзя забывать, что каждый человек до некоторой степени нуждается в автономии, но если это основной мотив, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей, чтобы сохранить

независимость. Оценки участников эксперимента говорят о том, что автономия и независимость имеют средние для них значения.

Высокие оценки по ориентации «стабильность» здесь означают, что для личности важно чувствовать себя в безопасности и иметь гарантии определенной стабильности. Это касается в одном случае работы, в другом — места жительства (места, в котором человек решает «пустить корни»). Личность, ориентированная на стабильность работы, склонна перекладывать часть ответственности за свою карьеру на организацию, поэтому эффективнее работает там, где четко определен срок контракта, имеется хорошая репутация организации в целом, отсутствует практика увольнений и сокращений, гарантирована хорошая социальная программа. При этом передвижения в области деятельности, а также географические перемещения воспринимаются достаточно безболезненно. Если для человека важна стабильность места жительства, он всегда будет стремиться предотвратить свое «срывание с места».

Средние оценки по ориентации «вызов (соперничество)» подчеркивают, что для личности первостепенной задачей не является разрешение кажущихся неразрешимыми проблем, достижение превосходства над своими оппонентами, преодоление различных препятствий. Такого человека больше увлекают конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов не представляют для него большую ценность. Другими словами, вызов и соперничество не характерны для рабочих-мигрантов.

Высокие оценки по ориентации «интеграция стилей жизни» у принявших участие в эксперименте предполагают стремление интегрировать различные стороны жизни в единое целое так, чтобы поддерживать баланс между работой и личной жизнью, семьей. Для них благоприятны работа или организация, позволяющие поддерживать это равновесие.

Таким образом, присутствие в качестве ведущего мотива профессиональной деятельности стремления к профессиональной компетентности, стабильности работы и интеграции стилей жизни является, скорее, благоприятным прогнозом в отношении устойчивости профессиональной направленности рабочих-строителей.

Таблица 2

Результаты факторного анализа изучения мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов

(п=200, р-1еуе1 < 0,05)

Вид ориентации 1гр. 2 гр. 3 гр.

Профессиональная компетентность 0,89 - 0,73

Служение значимой цели 0,76 0,8 0,9

Автономия (независимость) 0,85 0,8 -

Стабильность работы 0,76 0,75 0,76

Стабильность места жительства - - 0,78

Доминирование ориентации на служение значимой цели требует уточнения личностных ценностей. Остальные виды ориентации для обследованных нежелательны.

Использование полученных результатов факторного анализа позволил нам выявить более значимые, ведущие, доминирующие группы мотивов (табл. 2).

Мы можем констатировать, что устойчивой профессиональной направленности ни в одной из изучаемых категорий рабочих-мигрантов нет, значит, есть огромное поле для комплексной деятельности по коррекции мотивационной сферы.

Зависимость между переменными нами определялась через коэффицент корреляции Спирмана, при этом учитывались результаты факторного анализа (табл. 3).

Сравнивая результаты факторного и корреляционного анализа, мы можем как бы «нарисовать» некий мотивационно-ценностный портрет рабочего-мигранта строительной фирмы.

Для рабочих 1 группы — усиливаются «карьерные желания», понимание ответственности за конечный результат с сохранением осознания социальной значимости деятельности, появление стремления к освобождению от организационных правил и ограничений, самому решать, когда работать, над чем работать и как работать, при сохранении важности чувствовать себя в безопасности.

Для рабочих 2 группы — на фоне сохранения социальной значимости службы и желания самому решать, когда работать, над чем работать, вновь актуализируются мотивы стабильности и безопасности.

Для рабочих 3 группы — человек начинает задумываться о том, чего достиг, поэтому вновь пробуждаются желания карьерного роста, основанного на опыте, осознания важности профессиональной компетенции, где в целом главный мотив — безопасность и стабильность.

Приведенный анализ как раз показывает главные ключевые точки приложения усилий в формировании и развитии устойчивой профессиональной направленности.

Эти результаты перекликаются с результатами, полученными в ходе реализации одной из позиций констатирующего эксперимента, который включал исследование ценностных ориентаций с использованием адаптированного варианта методики М. Рокича 4.

Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) ценности-цели в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех (21) ценностей-целей рабочим экспериментальных групп было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 20-е и 21-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

Исследование проводилось с использованием бланков и было анонимным. Обработке подверглись данные, полученные в экспериментальных группах.

При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (т. е. ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (20-е, 21-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых недостойно). Данные бланков отдельной выборки сводились в таблицу.

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в группе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству выборов,

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов

Зависимость между переменными 1 гр. 2 гр. 3 гр.

У и А 0, 61 - -

А и Ср 0,67 - -

А и См 0,52 - -

Сц и См - - 0,65

Сц и Ср - 0,65 -

Таблица 4

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых и отвергаемых ценностей-целей рабочими-мигрантами

( в% от общего числа опрошенных при п=200)

№ Виды ценностей-целей Г лавные Отвергаемые

1 2 3 1 2 3

1 Активная, деятельная жизнь 8 9 10 - 3 2

2 Физическое и психическое здоровье 23 22 24 5 3 1

3 Жизненная мудрость, здравый смысл и зрелость суждений 7 - 6 5 - -

4 Жизнь, полная приключений, риска и опасности 2 7 2 5 3 17

5 Интересная работа по специальности 3 5 3 3 8 2

6 Переживание красоты природы и произведений искусства 3 3 1 10 - 13

7 Любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком 17 2 16 - 8 1

8 Отсутствие материальных затруднений 2 3 16 5 13 1

9 Наличие хороших и верных друзей, общение с ними 13 3 9 3 15 1

10 Политическая стабильность в стране, в обществе - - 2 3 10 7

11 Общественное признание, авторитет, уважение окружающих 2 5 1 8 8 1

12 Познание неизвестного, интеллектуальное развитие 2 3 2 15 10 8

13 Наличие равных возможностей для всех - 3 1 13 3 14

14 Свобода как независимость в поступках и действиях 2 - 2 - 3 8

15 Счастливая семейная жизнь 16 8 18 5 13 1

16 Независимость в оценках и суждениях 2 8 1 - 8 4

17 Возможность творческой деятельности 2 5 1 13 3 15

18 Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 3 3 4 - 5 5

19 Приятное проведение времени, чувство комфорта 2 3 1 5 8 2

20 Профессиональный рост, более высокое служебное положение - 2 5 8 13 5

21 Отсутствие споров и конфликтов в общении с окружающими - - 1 13 5 9

сделанных рабочими, находился процент каждой ценности-цели по формуле:

Ц (%) = (Я; / 3п) х 100 %,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Ц (%) — процентное содержание выборов /'-той ценности;

Ri — суммарное количество выборов /-той ценности; п — объем выборки (количество рабочих);

3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним рабочим.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 20-е и 21-е места (табл. 4).

При анализе полученных данных в первую очередь остановимся на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке.

В соответствии с принятыми в психологии понятиями природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность.

Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую — ценности-средства (инструментальные). Важнейшими являются терминальные

ценности — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно.

Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, мотивов профессиональной деятельности, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь.

Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок (ценности 1,2,15). И это достаточно, как нам кажется, хороший результат, ибо именно терминальные ценности соотносятся с так называемыми смыслоообразующими мотивами. По А. Н. Леонтьеву, они являются решающими, так как важно не только то, что необходимо субъекту, и не только то, что и как делается для достижения первого, но и то, зачем необходимо человеку все ранее названное5.

Смыслообразование личность осуществляет посредством своих мотивов, точнее, всей иерархизированной структуры направленности человека, которая соотносится определенным образом как внутри себя, так и с различными внешними явлениями.

С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности, все явления действительности (включая поступки людей)

Таблица 5

Результаты анализа методом описательной статистики ценностных ориентаций рабочих-мигрантов

№ Ценности 1 гр. 2 гр. 3 гр.

U Med U Med U Med

1 Активная, деятельная жизнь 8,0 7,0 8,8 7,0 8,1 6,0

2 Физическое и психическое здоровье 4,5 1,0 10,8 10,0 3,7 1,5

3 Жизненная мудрость, здравый смысл и зрелость суждений 9,7 8,5 11,2 10,5 9,1 9,0

4 Жизнь, полная приключений, риска и опасности 13,2 13,5 9,7 10,5 14,0 17,0

5 Интересная работа по специальности 9,0 8,0 12,3 12,5 7,8 7,0

6 Переживание красоты природы и произведений искусства 15,7 18,0 11,6 11,5 16,5 17,0

7 Любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком 4,8 3,5 15,2 16,5 5,7 4,0

8 Отсутствие материальных затруднений 9,4 8,0 14,5 18,0 6,8 5,0

9 Наличие хороших и верных друзей, общение с ними 5,6 4,0 14,7 17,0 6,8 6,0

10 Политическая стабильность в стране, обществе 17,3 18,5 12,7 11,5 13,3 14,0

11 Общественное признание, авторитет, уважение окружающих 13,1 13,5 11,8 13,5 10,8 10,0

12 Познание неизвестного, интеллектуальное развитие 15,2 16,5 11,6 13,0 13,8 14,5

13 Наличие равных возможностей для всех 16,2 16,0 13,5 16,0 14,8 17,0

14 Свобода как независимость в поступках и действиях 10,6 12,0 11,8 10,0 13,2 12,0

15 Счастливая семейная жизнь 5,6 3,5 12,1 15,0 5,3 3,0

16 Независимость в оценках и суждениях 12,7 13,5 10,2 10,0 13,6 14,0

17 Возможность творческой деятельности 15,6 17,0 10,7 11,5 15,7 17,0

18 Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 8,4 7,5 12,0 12,5 11,0 12,0

19 Приятное проведение времени, чувство комфорта 12,5 12,0 14,1 15,5 11,5 12,0

20 Профессиональный рост, более высокое служебное положение 11,3 10,0 13,3 14,5 10,6 10,5

21 Отсутствие споров и конфликтов в общении с окружающими 13,6 14,0 11,7 12,5 12,2 11,0

могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающих субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, в то же время можно выделить ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: политическая стабильность в стране, обществе; наличие равных возможностей для всех; отсутствие споров и конфликтов в общении с окружающими; возможность творческой деятельности.

В равной степени отвергаются и принимаются такие ценности, как приятное проведение времени, чувство комфорта; профессиональный рост, более высокое служебное положение.

Наиболее отвергаемой ценностью выступает политическая стабильность в стране, обществе. Эти же результаты подтверждены использованием метода описательной статистики (табл. 5).

Ценности являются высшим уровнем человеческих потребностей. Можно сказать также, что личные, индивидуальные потребности, соотносясь с общественной значимостью и осознаваясь личностью, становятся ценностями и регулируют поведение человека.

Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценностей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и действительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и деятельности, социального поведения работников и социальных ожиданий. Молодой рабочий, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на саморазвитие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.

Такова общая картина в нашем исследовании особенностей мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов.

1 Новая газета. 2010. 6 дек.

2 Общая психология и психология личности / под ред. А. А. Реана. М., 2009. С. 415.

3 Асеев В. Г Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 7; Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. С. 24; Ильин Е. П. Мотивы и мотивация. М., 1996. С. 26; Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1989. С. 32.

4 Rokeach M. Beliefs attitudes and values. San Fransisco, 1972. P. 37.

5 Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М., 1971. С. 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.