Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / особенности ценностных ориентаций младших школьников / values / value orientations / special features of younger schoolchildren’s value orientations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Н. Давыдова, В А. Мячина, О С. Толстых

В статье описываются результаты диагностики ценностных ориентаций младших школьников. Представлена качественная и количественная интерпретация полученных эмпирических данных. Рассматривается приоритетность терминальных и инструментальных ценностей младших школьников. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что общей тенденцией в определении значимости и отношения к жизненным ценностям выступает общение с друзьями и другими людьми, а также материальное благосостояние. Гораздо менее были выражены такие ценности, как забота о здоровье, обеспечение безопасности и безопасное поведение. Проведенное диагностическое исследование имеет практико-ориентированную направленность. Представленный материал может быть значим для дальнейшего рассмотрения проблемы обеспечения педагогических условий, поиска инновационных средств и технологий с целью формирования ценностных ориентаций младших школьников, способствующих в итоге достижению личностных результатов и повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN’S VALUE ORIENTATIONS

The article describes results of diagnostics of value orientations of primary school students. The qualitative and quantitative interpretation of the obtained empirical data is presented. The priority of terminal and instrumental values of primary school children is considered. The analysis of the obtained results allows to conclude that the general trend in determining the significance and attitude to life values is communication with friends and other people, as well as material well-being. Values such as health care, safety, and safe behavior are much less expressed. The conducted diagnostic study has a practice-oriented orientation. The presented material can be significant for further consideration of the problem of providing pedagogical conditions, the search for innovative tools and technologies in order to form the value orientations of younger students, contributing to the achievement of personal results and improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Komarova 'E.P. Lingvokul'turologicheskie aspekty mezhkul'turnoj kommunikacii. Fundamental'nyeissledovaniya. 2004; № 2: 56 - 58.

5. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urokinostrannogoyazyka. Rostov-na-Donu: Feniks; Moskva: Glossa-press, 2010.

6. Tomahin G.D. Lingvostranovedenie: chto 'eto takoe? Inostrannye yazyki v shkole. 1996; № 6: 22 - 27.

7. Schukin A.N. Obuchenie inostrannymyazykam: Teoriya ipraktika: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej i studentov. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.04.21

УДК 371

Davydova L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia);

Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Myachina V.A., teacher of a foreign language, MBOU of Astrakhan "SOSH No. 48" (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]

Tolstykh O.S., senior teacher, Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

(KSUFKST) (Krasnodar, Russia), E-mail: olga.srv@mail

SPECIAL FEATURES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN'S VALUE ORIENTATIONS. The article describes results of diagnostics of value orientations of primary school students. The qualitative and quantitative interpretation of the obtained empirical data is presented. The priority of terminal and instrumental values of primary school children is considered. The analysis of the obtained results allows to conclude that the general trend in determining the significance and attitude to life values is communication with friends and other people, as well as material well-being. Values such as health care, safety, and safe behavior are much less expressed. The conducted diagnostic study has a practice-oriented orientation. The presented material can be significant for further consideration of the problem of providing pedagogical conditions, the search for innovative tools and technologies in order to form the value orientations of younger students, contributing to the achievement of personal results and improving the quality of education.

Key words: values, value orientations, special features of younger schoolchildren's value orientations.

Л.Н. Давыдова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский

государственный университет», г. Грозный, Е-mail: lugena2003 @mail.ru

В.А. Мячина, учитель ин. языка, МБОУ «СОШ № 48», г. Астрахань, E-mail: [email protected]

О.С. Толстых, ст. преп. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), г. Краснодар,

E-mail: olga.srv@mail

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье описываются результаты диагностики ценностных ориентаций младших школьников. Представлена качественная и количественная интерпретация полученных эмпирических данных. Рассматривается приоритетность терминальных и инструментальных ценностей младших школьников. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что общей тенденцией в определении значимости и отношения к жизненным ценностям выступает общение с друзьями и другими людьми, а также материальное благосостояние. Гораздо менее были выражены такие ценности, как забота о здоровье, обеспечение безопасности и безопасное поведение. Проведенное диагностическое исследование имеет практико-ориентированную направленность. Представленный материал может быть значим для дальнейшего рассмотрения проблемы обеспечения педагогических условий, поиска инновационных средств и технологий с целью формирования ценностных ориентаций младших школьников, способствующих в итоге достижению личностных результатов и повышению качества образования.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, особенности ценностных ориентаций младших школьников.

В формате настоящего исследования во внимание принимается сущность и роль ценностей, которые обоснованы Л.В. Баевой. В общем виде ценность определяется автором как комплекс направленных от субъекта к объективной реальности волевых, эмоциональных, интеллектуальных переживаний, воплощающих в себе наиболее значимые целе- и смыслосодержащие притязания и устремления. Автор справедливо отмечает, что за субъектом остается право интерпретации ценностей, ответственности за осуществленный выбор [1, с. 12].

Учитывая, что личность и мир представляют собой динамичные, постоянно изменяющиеся системы, суть отношений между ними заключается во взаимовлиянии, определяющем направленность их дальнейших отношений. При этом ценности выступают мерой участия личности в становлении реальности и критерием значимости для ее развития.

Ценностное основание субъекта присутствует в мировоззрении и проявляется во всех его формах, в принципах, во взглядах, убеждениях, в реальной готовности к определенному типу поведения и виду деятельности [2 - 8].

Ценность рассматривается как переживаемая форма отношений человека к общезначимым и социально принятым образцам, от осознания которых зависит способность личности оценивать и сохранять в памяти прошлое и проектировать свое будущее [7, с. 767].

Известно, что ценностные ориентации отражают личностный смысл, отношение к объектам действительности, включающей понятия, умения, поступки, нормы, идеалы, объекты культуры, творчества, продукты и результаты труда человека, ради которых разворачивается деятельность личности [5, с. 441].

Исследование ценностных ориентаций младших школьников позволяет выявить их особенности и преобладающую направленность, поскольку они детерминируют взаимоотношения, принимаемые решения, совершаемые действия и поведение.

В исследовании приняли участие 200 младших школьников, обучающихся во втором классе школ г. Астрахани и г. Краснодара. Респонденты в равном количестве составляли 1 группу (гр-А ) и 2 группу (гр-К). Для изучения ценностных ориентаций младших школьников использовались адаптированные варианты методик «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин) и «Ценностные

ориентации» (М. Рокич). Применяемые методики являются валидными и надежными, что позволяют вести речь о достоверности полученных результатов проведенного исследования.

При использовании опросника «Индекс отношения к здоровью» младшим школьникам предлагалось выразить личностную степень значимости перечисленных ценностей. Необходимо было выбрать три наиболее важных и три наименее важных ценностей и жизненных приоритетов. Интерпретация результатов основывалась на присвоении ранга (от 1 до 7), то есть чем выше ранг, тем меньше степень значимости. Значимость выбранной ценности из наиболее важных определяется по порядку предпочтений. При этом первой ценности, названной из наименее важных, присваивается 7 ранг второй - 6 ранг и соответственно третьей ценности, выбранной из наименее важных, присваивается 5 ранг. Невы-бранной ценности присваивался 4 ранг

После обработки эмпирических данных были получены следующие результаты. Доминирующими ценностями младших школьников выступали «общение с друзьями и другими людьми». Эти ценности имели наиболее большое значение и были указаны первыми из трех по значимости у 81% респондентов в гр-А и 80% в гр-К. «Хорошие вещи и материальное благосостояние» с присвоенным вторым рангом из наиболее важных ценностей отметили 63% обучающихся гр-А и 65% в гр-К от общего количества респондентов. Однако такому жизненному ориентиру, как «труд и учеба», был присвоен второй ранг из наиболее важнейших ценностей только у 25% младших школьников в гр-А и 28% в гр-К.

Весьма значимо, что «общение с природой» было отмечено у 35% второклассников как третий ранг из наиболее важных ценностей в гр-А и у 40% в гр-К.

Однако значительно ниже, чем в предыдущем числовом выражении, был присвоен третий ранг такой исследуемой жизненной ценности, как «безопасность, безопасное поведение», которую отметили 5% от общего количества респондентов в гр-А и 8% в гр-К. Было выявлено, что среди наиболее предпочтительных ценностей «здоровье и жизнь», «любовь, семейная жизнь» не были отмечены ни одним из испытуемых в обеих группах.

Далее при анализе результатов выявилось следующее. Среди наименее важных ценностей с присвоением 7 ранга первой младшими школьниками была

названа «учеба и труд» - 23% в гр-А и 21% в гр-К от общего числа респондентов. Второе место среди менее значимых ценностей, обозначенное рангом 6, выступила «безопасность и безопасное поведение» - у 50% в гр-А и 48% в гр-К. Среди менее важных, как и среди более важных, «хорошие вещи, материальное благополучие» были указаны на третьем месте с присвоением 5 ранга у 48% младших школьников гр-А и 43% гр-К. Выявлено, что среди наименее важных ценностей исключены «здоровье и жизнь», а также «любовь, семейная жизнь».

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что общей тенденцией в определении значимости и отношения к жизненным ценностям выступает общение с друзьями и другими людьми, а также материальное благосостояние. В свою очередь, не нашли отражение такие ценности, как забота о здоровье, обеспечение безопасности и безопасное поведение.

Использование методики «Ценностные ориентации» предполагало выявление ценностных ориентаций, определяющих содержательную сторону направленности личности младших школьников. Основу терминальных ценностей составляют убеждения в том, к чему необходимо стремиться, а инструментальных ценностей - убеждения в том, какое свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [8, с. 57 - 62]. Обработке подвергались полученные данные по вышеуказанным ценностям с учетом двух переменных: приоритетные (с указанием 1, 2, 3 ранга значимости) и незначимые (с указанием соответственно самых низких рангов значимости).

Проанализировав полученные данные выборки, можно выделить три абсолютно принимаемые ценности, включающие «наличие хороших и верных друзей» у 78% второклассников гр-А и 76% в гр-К, «материально обеспеченная жизнь» - у 60% в гр-А и соответственно 63% в гр-К, «развлечение» - у 53% в гр-А и 50% в гр-К. Замечено, что процент выбора указанных ценностей весьма преобладает над другими и, на наш взгляд, достаточно высок. Выбор «здоровье, жизнь и безопасность» как ценности осуществили 13% от общего количества респондентов в гр-А и 12% в гр-К, но данная ценность не попадает в приоритетный перечень.

К числу незначимых ценностей можно отнести «стремление сделать свое дело качественно, до конца». Такое отношение определилось у 38% от общего количества респондентов в обеих группах. На наш взгляд, это говорит о несфор-мированности способностей к волевым усилиям, неустойчивом протекании психических процессов в растущем организме младших школьников.

Стоит отметить, что также менее всего младших школьников привлекает необходимость «соблюдения правил поведения» в общественных местах. Такое отношение выразили 29% респондентов в гр-А и 25% в гр-К. Полагаем, что это свидетельствует об актуальности проблемы воспитания культуры поведения и развития силы воли младших школьников.

Дальнейший анализ полученных результатов позволил выявить приоритет терминальных ценностей. Так, «независимость» и «свобода» включены в приоритетный список ценностей у 66% от общего количества всех участников эксперимента. Однако при этом умения логически мыслить, принимать обдуманные

Библиографический список

и оптимальные решения, проявляющиеся как «рационализм», а также «самоконтроль» не носят абсолютный характер отверженности и указаны в перечне приоритетных ценностей только у 24% от общего количества испытуемых гр-А и 25% в гр-К.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности группируются испытуемыми в разные блоки. В связи с этим следует выделить некоторые особенности ценностных ориентаций второклассников.

Высоко значимыми ценностями в данной выборке считаются общение, наличие верных друзей, доброе отношение. В целом можно выделить тенденцию ориентации детей данного возраста на получение хороших оценок, поддержку со стороны родителей, добрые взаимоотношения, в целом - на позитивный фон общения. При этом не исключаются материальное благополучие и развлечения.

К числу не принимаемых, но и не особо отвергаемых ценностей принадлежат познание (возможность расширения своего образования и т.д.), гармония и развитие, уверенность в себе. Причина такого игнорирования нам видится в том, что на данном этапе второклассников интересуют в большей степени оценки, похвала, одобрение со стороны окружающих, а личностный смысл учения и познания находится в стадии формирования.

Культура поведения, культура деятельности слабо отражены в сфере целевых стремлений младших школьников на данном этапе развития.

Исследуемые ценности, такие как здоровье и безопасное поведение, частично включены в иерархию жизненных ценностей младших школьников. К сожалению, здоровью, сохранению жизни, безопасности младшими школьниками не придается большого значения. Это можно объяснить общей особенностью данного возрастного периода развития младших школьников, когда редко имеются проблемы со здоровьем.

Самым ценным человеческим качествам предпочтение отдают большинство опрошенных второклассников, таким как аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), независимость и свобода, чуткость (заботливость).

Незначимыми качествами, но имеющими маргинальный характер, были признаны честность (правдивость, искренность), эффективность в делах, ответственность (чувство долга, умение держать слово), смелость.

На основе проведенного анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что такие качества, как терпение, самоконтроль, твердая воля, рационализм, не нашли отклика у респондентов. Возможно, наблюдается слабая значимость этих качеств потому, что они пока не имеют ценности для младших школьников с точки зрения их витагенного опыта.

Проведенное диагностическое исследование имеет практико-ориенти-рованную направленность. Представленный материал может быть значим для дальнейшего рассмотрения проблемы обеспечения педагогических условий, поиска инновационных средств и технологий с целью формирования ценностных ориентаций младших школьников, способствующих в итоге достижению личностных результатов и повышению качества образования.

1. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: монография. Москва: Прометей. МПГУ, 2003.

2. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности. Психологический журнал. 2001; № 4: 15 - 21.

3. Давыдова Л.Н., Мирзоева Е.В., Мячина В.А., Толстых О.С. Модель воспитания человека культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 264 - 270.

4. Овда Л.Г., Кулешова Л.Н. Ценностные ориентации младших школьников на современном этапе научно- технического прогресса. Человек в современном мире. 2018; № 1: 152 - 156.

5. Психология. Словарь. Москва: Политиздат, 1990.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр « Академия», 2008.

7. Современный философский словарь. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.

8. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. Москва: ООО «Издательство АСТ», 1997.

References

1. Baeva L.V. Cennostnye osnovaniya individual'nogo bytiya: Opyt 'ekzistencial'noj aksiologii: monografiya. Moskva: Prometej. MPGU, 2003.

2. Vladimirova E.K. Issledovanie cennostnyh orientacij lichnosti. Psihologicheskij zhurnal. 2001; № 4: 15 - 21.

3. Davydova L.N., Mirzoeva E.V., Myachina V.A., Tolstyh O.S. Model' vospitaniya cheloveka kul'tury mladshih shkol'nikov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 264 - 270.

4. Ovda L.G., Kuleshova L.N. Cennostnye orientai mladshih shkol'nikov na sovremennom 'etape nauchno- tehnicheskogo progressa. Chelovek vsovremennom mire. 2018; № 1: 152 - 156.

5. Psihologiya. Slovar'. Moskva: Politizdat, 1990.

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr « Akademiya», 2008.

7. Sovremennyj filosofskij slovar'. Moskva: Akademicheskij proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2015.

8. 'Enciklopediya psihologicheskih testov. Lichnost', motivaciya, potrebnost'. Moskva: oOo «Izdatel'stvo AST», 1997.

Статья поступила в редакцию 15.04.21

УДК 371

Doglaev A.Yu, chess coach, MAU MO "Sports School n.a. A.F. Orlovsky" (Nyagan); postgraduate, Kalmyk State University n.a. B.B. Gorodovikov (Elista, Russia), E-mail: [email protected]

EXPERIENCE IN ACTIVATING INTELLECTUAL INCLINATIONS AND ABILITIES JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The article reveals the process of activating intellectual inclinations and abilities of younger students in the system of additional education. A modern junior schoolchild, an intellectually developed personality, activating his inclinations and abilities in the process of being involved in the creative process, creating original, unusual, non-standard ideas and products of activity, in the process of mastering the game of chess. The author presents the experience of activating intellectual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.