Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / воспитание / модель / человек культуры / базовые личностные качества / культура младших школьников / culture / education / model / culture person / basic personal qualities of culture person of primary school children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Н. Давыдова, Е.В. Мирзоева, В.А. Мячина, О.С. Толстых

В статье описывается авторская модель формирования культуры младших школьников, представленная целевым, методологическим, организационно-содержательным, оценочно-результативным блоками. Рассматривается их содержательное наполнение, этапы, методы и средства воспитания культуры младших школьников. Ценность разработанной модели заключается в том, что она ориентирует на воспитание базовых личностных культурных качеств младших школьников, которые интериоризируются в личностный опыт социализированного проявления в отношении, общении, деятельности, поведении и способствуют обеспечению личностных результатов образования младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF EDUCATION OF A PERSON OF CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article describes the authors’ model of education of a person of culture of younger schoolchildren, represented by target, methodological, organizational, content, evaluation and performance blocks. The article considers their content, stages, methods and means of educating a person of culture of younger schoolchildren. The value of the developed model is that it focuses on the education of basic personal qualities of a person in the culture of younger schoolchildren, which are interiorized into the personal experience of socialized manifestation in relation, communication, activities, behavior and contribute to ensuring personal results of education of younger schoolchildren. Particular influence is on the success of the results of the experiment to organize team-game and creative activities, cooperation of children and adults, consideration of individual features and abilities, alternating activities, field activities in the children’s country camp, providing the formation of skills of safe behavior, enrichment of forms of communication of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 378.147

Davydova L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State University (Astrakhan); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: lugena2003 @mail.ru Mirzoeva E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dean of the Faculty of Sports Management, Pedagogy and Psychology, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Krasnodar, Russia), E-mail: leka2105@mail.ru

Myachina V.A., teacher of a foreign language, MBOU of Astrakhan "SOSH No. 48" (Astrakhan, Russia), E-mail: vergaf@mail.ru

Tolstykh O.S., Senior Lecturer, Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Krasnodar, Russia), E-mail: olga.srv@mail.ru

MODEL OF EDUCATION OF A PERSON OF CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article describes the authors' model of education of a person of culture of younger schoolchildren, represented by target, methodological, organizational, content, evaluation and performance blocks. The article considers their content, stages, methods and means of educating a person of culture of younger schoolchildren. The value of the developed model is that it focuses on the education of basic personal qualities of a person in the culture of younger schoolchildren, which are interiorized into the personal experience of socialized manifestation in relation, communication, activities, behavior and contribute to ensuring personal results of education of younger schoolchildren. Particular influence is on the success of the results of the experiment to organize team-game and creative activities, cooperation of children and adults, consideration of individual features and abilities, alternating activities, field activities in the children's country camp, providing the formation of skills of safe behavior, enrichment of forms of communication of junior schoolchildren. Key words: culture, education, model, culture person, basic personal qualities of culture person of primary school children.

Л.Н. Давыдова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: lugena2003 @mail.ru

Е.В. Мирзоева, канд. пед. наук, доц., декан факультета спортивного менеджмента, педагогики и психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), г. Краснодар, E-mail: leka2105@mail.ru В.А. Мячина, учитель иностранного языка, МБОУ «СОШ № 48», г. Астрахань, E-mail: vergaf@mail.ru

О.С. Толстых, ст. преп., Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), г. Краснодар, E-mail: olga.srv@mail

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье описывается авторская модель формирования культуры младших школьников, представленная целевым, методологическим, организационно-содержательным, оценочно-результативным блоками. Рассматривается их содержательное наполнение, этапы, методы и средства воспитания культуры младших школьников. Ценность разработанной модели заключается в том, что она ориентирует на воспитание базовых личностных культурных качеств младших школьников, которые интериоризируются в личностный опыт социализированного проявления в отношении, общении, деятельности, поведении и способствуют обеспечению личностных результатов образования младших школьников.

Ключевые слова: культура, воспитание, модель, человек культуры, базовые личностные качества, культура младших школьников.

В различные периоды времени в обществе и жизнедеятельности людей культура выполняет немаловажную роль. Общеизвестно, что она выражает форму деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также связанные с этой формой продукты и результаты [1]. Однако анализ научной литературы позволил установить, что современное знание о культуре представлено множеством определений из разных областей наук. Нами выявлено, что понятие «культура» трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле слово «культура» обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком и характеризующих общий уровень развития общества. В узком смысле слово «культура» употребляется при характеристике состояния умственного, нравственного, духовного или общественного развития в целом, присущего какому-либо субъекту [2]. При этом в различных источниках отмечается, что узком смысле культуру более целесообразно обозначать термином «культурность» как синоним образованности, просвещенности, воспитанности, развитости, цивилизованности [3; 4; 5]. Отсюда следует, что в онтологическом горизонте в общем понимании культура совпадает с цивилизацией, обществом или социумом по верхней границе, а по нижней - с воспитанностью человека.

В рамках нашего исследования значение культуры будет использоваться в узком смысле, связанным с воспитанностью младшего школьника, поскольку речь идет о личностных качествах человека культуры.

Изучение литературы позволило выявить, что «палитра» человека культуры включает систему ценностей, совокупность значений, смыслов и норм, уровень личностного развития, интеллекта и мировоззрения, общественные и межличностные отношения, способы общения и культуру речи, нравственную воспитанность, формы организации деятельности, знания, умения, навыки и творческие способности, проявляющиеся в различных продуктах аксиотворче-ства, культуру безопасности и поведения в целом [6]. Из сказанного можно сделать вывод о том, что взаимоопределяющими слагаемыми человека культуры являются отношения, общение, деятельность, поведение.

В процессе исследования нами уточнено понятие «человек культуры» применительно к младшему школьнику, определяющее его как личность, обладающую совокупностью базовых личностных качеств, обеспечивающих проявление культуры отношений, культуру общения, культуру деятельности, культуру поведения. Наше уточнение сводится к тому, что мы выделяем базовые (основные, стержневые) личностные качества культурного человека, которые обобщают и включают социально значимые для общества, декомпозиционно представляющие спектр множества других положительных качеств. Высказанная позиция позволяет определить следующие компоненты базовых личностных ка-

честв культуры младшего школьника: аксиологический, коммуникативный, дея-тельностный, поведенческий. Опираясь на такое понимание, нами определены следующие критерии формирования базовых личностных качеств культуры младших школьников: ценностно-смысловой, коммуникативно-речевой, когнитивно-творческий, рефлексивно-поведенческий. По соответствующим показателям разработаны уровни воспитанности базовых личностных качеств культуры младших школьников: адаптационный, репродуктивный, оптимальный.

С целью системного представления процесса формирования культуры младших школьников считаем возможным использовать моделирование как метод научного исследования. Отличительная особенность предлагаемой модели заключается в авторской идеи, основанной на том, что человек культуры понимается как личность, которая является носителем культуры и проявляет ее в отношении, общении, деятельности, поведении. Опираясь на свой замысел, нами была разработана модель формирования культуры младших школьников, включающую четыре блока: целевой, методологический, содержательно-организационный, оценочно-результативный.

Целевой блок включает цель, направленную на воспитание базовых личностных культурных качеств младших школьников, частично заложенных в ФГОС НОО, через их личностные результаты образования.

Методологический блок представлен комплексом научных подходов, включающим: системно-деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический, социокультурный, синергетический [7, 8, 9].

Считаем, что вышеперечисленные научные подходы дополняют друг друга, утверждают признание главной ценностью развивающуюся личность младшего школьника, учитывают способность к саморазвитию в ходе применения педагогических систем и ориентируют на выявление новых закономерностей исследуемого феномена.

Учитывая совокупность используемых подходов, на наш взгляд, можно выделить и ограничиться следующими научными принципами: целостности, гуманистической направленности, самоорганизации и саморазвития, открытости (незамкнутости), свободы выбора, диалогичности, сочетания личной и общественной направленности.

Содержательно-организационный блок отражает специфику содержания, форм, методов, средств, используемых при организации данного процесса и особенности реализации этапов формирования базовых культурных качеств личности младших школьников. Постоянное обновление содержания, пересмотр организации, сценария на основе педагогического дизайна воспитательного процесса осуществляется в соответствии с выделенными компонентами базовых качеств.

Воспитания базовых личностных качеств человека культуры младших школьников организовывалось в различных формах и видах деятельности: учебной, внеурочной, игровой, проектной, творческой.

Составляющими содержательно-организационного блока модели являются методы воспитания базовых личностных качеств человека культуры младших школьников, выбор которых зависит от цели, общего уровня воспитанности младших школьников, профессионального мастерства педагога. Более предпочтительными в данном процессе могут быть методы формирования сознания, основным источником которого являются средства убеждения - слово не только взрослого, но и суждения самих учащихся. К таким методам относятся беседа, дискуссия, диалог и другие словесные и наглядные методы. А также методы организации деятельности и формирования положительного опыта общественного поведения, арсенал которых представлен широким диапазоном наглядно действенных методов и средств, которые, в свою очередь, предоставляют возможность использования различных форм организации деятельности младших школьников (проектной, командной, индивидуальной, социокультурной, исследовательской, общественно-полезной, творческой и т.д.). Методы стимулирования поведения и деятельности, побуждающие к социально одобряемому поведению, общественно полезной деятельности или, наоборот, к торможению, сдерживанию, коррекции нежелательного поступка.

Предполагается использование общеизвестных современных педагогических средств, не требующих пояснения (воспитательные ситуации, упражнения на переключение деятельности, сюжетно-ролевые игры, коучинг кейс-задания, проекты). Однако необходимо выделить особые средства, использование которых, безусловно, способствует воспитанию базовых качеств культурной личности младших школьников: художественное и изобразительное искусство; взаимодействие с природой; организация игровой, творческой, учебной, проектной и других видов деятельности.

Первая группа средств, включающая художественную литературу, музыку, театр, кино, изобразительное искусство, способствует созданию эмоциональной окраски познаваемых объектов, явлений и освоению навыков речевой культуры младших школьников, норм этикета в практике общения, поведения, отношений.

Вторая группа средств основана на воздействии природы на чувства младших школьников при восприятии естественного прекрасного и безобразного. Определенные чувства стимулируют желание у детей заботиться о более слабых, о тех, кто нуждается в поддержке, помощи и заботе, пропитанное доброжелательностью и гуманностью или жестокостью и безнравственностью, любовью или ненавистью к очевидному. Активизация ценностно-смысловой установки способствует самостоятельному выбору и мотивации деятельности младших школьников.

Третья группа средств способствует воспитанию личностных качеств человека культуры, проявляющихся в отношениях, общении, поведении, отражающихся в разных привычках и поступках, в процессе организации учебной, проектной, командно-игровой, творческой и других видов деятельности младших школьников. Использование разнообразных средств и форм организации разных видов деятельности активизирует механизм воспитания всего комплекса базовых личностных культурных качеств младших школьников.

Воспитание базовых личностных качеств человека культуры младших школьников предусматривает организацию следующих этапов, определяющих направление деятельности педагога:

1 этап - диагностический. Цель - изучить исходное состояние воспитанности базовых личностных качеств человека культуры младших школьников, которое осуществляется с помощью наблюдения, беседы, опроса, психодиагностических методик. Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

2 этап - процессуальный. Цель - воспитание базовых личностных качеств человека культуры младших школьников. На этом этапе предусматривается использование многообразия методов воспитания, описанных выше. Также при организации данного этапа осуществляется чередование различных видов деятельности младших школьников. Организация процесса формирования базовых личностных культурных качеств младших школьников включает интересные фор-

мы, такие как праздники, конкурсы, экскурсии, квесты, флешмобы и другие. Это способствует реализации различных средств (устная и письменная речь, радио, кинопедагогика, наглядность, мультимедиа и др.).

3 этап - аналитический. Цель - провести сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента и выявить динамику воспитанности базовых личностных качеств младших школьников. Основные диагностические средства аналогичны тем, которые использовались на 1 этапе. Для подтверждения достоверности полученных данных педагогического эксперимента используются методы математической статистики. Результаты сравнительного анализа, подтверждающие позитивные изменения, констатируют эффективность организованного процесса на основе разработанной модели.

Оценочно-результативный блок включает диагностику базовых личностных качеств младших школьников, выявление возможных затруднений, содержит оценочный инструментарий, обеспечивающий обратную связь. Данный блок включает критерии формирования базовых личностных культурных качеств младших школьников в соответствии с выделенными компонентами. Безусловно, что у младших школьников степень воспитанности базовых личностных качеств неоднозначная. Учитывая динамику их проявления, целесообразно предложить три уровня формирования базовых личностных качеств культуры младших школьников: адаптационный, репродуктивный, оптимальный.

Разработанный диагностический инструментарий используется при проведении мониторинга результатов исследуемого процесса. Педагогический мониторинг позволяет отслеживать изменения, как количественные, так и качественные, в процессе воспитания базовых личностных качеств младших школьников. На основе наблюдаемых изменений, происходящих у младших школьников, можно зафиксировать улучшения, ухудшение или стабильность результатов. Полученная информация позволяет своевременно внести корректировки в организацию и содержание данного процесса.

Детерминирующей основой формирования культуры младших школьников выступал педагогический дизайн, позволивший выделить следующие педагогические условия:

- первая группа (содержательно-методические), включающая анализ потребностей, определение целей, дизайн содержания, перевод содержания учебного материала в комплекс методических приемов и наглядных средств, мультимедиа и т.д.;

- вторая группа (процессуально-технологические), направленная на проектирование события, урока, мероприятия, конструирование и их архитектонику, составление сценария, режиссуру, разработку карты действий пошаговой реализации технологии;

- третья группа (оценочно-регулятивные), обеспечивающая управление процессом, определение формы обратной связи, мониторинг результатов, определение способов и мер корректировки.

Для проверки эффективности модели воспитания базовых личностных культурных качеств младших школьников было проведено экспериментальное исследование на базе школ среднего общего образования г. Астрахани и г. Краснодара. Респондентами выступали 494 младших школьника, из них 245 человек составили экспериментальную группу (ЭГ) и 249 человек - контрольную группу (КГ).

В ходе эксперимента использовалисьдиагностические методы: наблюдение, опрос, беседа, методики «Незаконченные предложения», «Изучение уровня воспитанности учащихся» (Р.В. Овчарова), «Уровень коммуникативности» (Л.М. Фридман), адаптированные методики «Творческий потенциал личности» (В.И. Андреева), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), а также осуществлялся анализ продуктов деятельности и аксиотворчества младших школьников. Констатация эффективности разработанной модели осуществлялась с учетом динамики результатов формирования базовых личностных качеств младших школьников по выделенным критериям, показателям и уровням. После математической обработки результаты эксперимента по уровням воспитанности базовых культурных качеств младших школьников представлены в табл. 1.

Математико-статистическая обработка полученных эмпирических данных проводилась с помощью расчета многофункционального статистического крите-

Таблица 1

Срез Кол-во (чел) Уровни воспитанности базовых личностных качеств человека культуры младших школьников

Адаптационный Репродуктивный Оптимальный

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Чел % Чел % Чел % Чел % Чел % Чел %

Исходный 249 245 78 31,3 171 69,7 108 43,3 159 64,9 148 59,4 178 72,6

Ф* 5,77 (р < 0,001) 3,5 (р < 0,001) 2,5 (р < 0,005)

Итоговый 249 245 114 45,7 194 79,2 128 51,4 175 71,4 155 62,2 190 77,5

Ф* 6 (р < 0,001) 3,52 (р < 0,001) 3,09 (р < 0,001)

Результаты эксперимента по формированию базовых личностных культурных качеств младших школьников

рия - ф* (угловое преобразование Фишера) для нахождения достоверности различий в изучаемых признаках по следующей формуле 1:

= (1)

где: ф, - угол, соответствующий большей % доле; ф2 - угол, соответствующий меньшей % доле; п, - количество испытуемых в выборке 1; п2 - количество испытуемых в выборке 2;

Достоверность различий определялась путем сравнения эмпирического значения ф*эмп с табличным значением ф*кр

Полученные значения критерия говорят о наличии достоверности различий между КГ и ЭГ с уверенностью больше 99,9% (р < 0,001), и только в одном случае при сравнении оптимального уровня формирования базовых личностных культурных качеств младших школьников ЭГ достоверно различается с КГ с уверенностью в 99,5% (2,5 (р < 0,005).

В результате сравнительного анализа выявлено, что положительная динамика более выражена в ЭГ чем в КГ Итоговый срез показывает, что в ЭГ большее

Библиографический список

количество младших школьников проявили более высокий репродуктивный и оптимальный уровни культуры по сравнению с КГ

Установлено, что результаты экспериментального исследования констатируют эффективность разработанной модели формирования культуры младших школьников. Подтвердилось, что реализация трех групп педагогических условий обеспечивает изменение исходных позиций и мотивационно-ценностного отношения младших школьников к себе, другим, событиям, явлениям, объектам культуры и продуктам деятельности человека. Достижению поставленной цели способствовало рациональное определение содержания и этапов реализации процесса, признание решающей роли содержания образования и воспитания, а также форм организации различных видов деятельности и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Особое влияние на успешность результатов оказали организация командно-игровой и творческой деятельности, сотрудничество детей и взрослых, учет индивидуальных особенностей и способностей, чередование видов деятельности, выездные мероприятия в детском загородном лагере, обеспечивающих формирование навыков безопасного поведения, создание продуктов аксиотворчества, обогащение форм общения младших школьников.

1. Современный философский словарь. Под общей редакцией В.Е. Кемерова и Т.Х. Кемерова. Москва, 2015.

2. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. Москва, 2000.

3. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой. Москва, 1973.

4. Богатырев Д.К. Философия культуры. Санкт-Петербург, 2020.

5. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1987.

6. Таранова Т.Н., Горовая В.И. Культура. Образование. Культурация: монография. Москва, 2003.

7. Гвалдин А.Ю. Теоретические подходы к диалогичности воспитания. Вестник Череповецкого госунивеситета.2017; № 2 (77): 143 - 149.

8. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград, 2000.

9. Писаренко В.И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем. Открытое образование. 2013; № 6: 16 - 23.

References

1. Sovremennyj filosofskij slovar'. Pod obschej redakciej V.E. Kemerova i T.H. Kemerova. Moskva, 2015.

2. Sovremennyj slovar' inostrannyh slov: tolkovanie, slovoupotreblenie, slovoobrazovanie, 'etimologiya. Moskva, 2000.

3. Slovar'russkogo yazyka. Pod redakciej N.Yu. Shvedovoj. Moskva, 1973.

4. Bogatyrev D.K. Filosofiya kultury. Sankt-Peterburg, 2020.

5. Sovetskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1987.

6. Taranova T.N., Gorovaya V.I. Kultura. Obrazovanie. Kulturaciya: monografiya. Moskva, 2003.

7. Gvaldin A.Yu. Teoreticheskie podhody k dialogichnosti vospitaniya. Vestnik Cherepoveckogo gosunivesiteta.2017; № 2 (77): 143 - 149.

8. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: fenomen, koncepciya, tehnologii: monografiya. Volgograd, 2000.

9. Pisarenko V.I. Sinergeticheskie principy v modelirovanii pedagogicheskih sistem. Otkrytoe obrazovanie. 2013; № 6: 16 - 23.

Статья поступила в редакцию 03.12.20

УДК 378

Demilhanova Kh.Ya., teacher, Department of Information Technologies and Methodology of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: hadi-1970@mail.ru

THE PROBLEM OF READINESS OF FUTURE BACHELORS TO USE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE LEARNING PROCESS. The current rapid development of information technology imposes new requirements for data storage, processing and distribution. There is a gradual transition from traditional media and dedicated servers to remote technologies implemented through the global Internet. In the article, the author considers the problem of readiness of future bachelors to use electronic educational resources in the learning process. The possibility of using information from the Internet portals and e-learning resources allows to do joint activities with students effective. The advantages of Internet portals are named, which allow the author to assert that the technology in question occupies an important place in the educational process. The author highlights the competencies that should be formed in a modern teacher. The work shows the use of ICT, which is one of the priorities of education, which helps to improve the quality of education, increase students' motivation to acquire new knowledge, and speed up the process of learning.

Key words: teacher, student, e-learning resources, competencies, higher education institution.

Х.Я. Денилханова, преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: hadi-1970@mail.ru

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье автором рассмотрена проблема готовности будущих бакалавров к использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Показаны возможности применения информации с интернет-порталов и ЭОР, позволяющие сделать совместную деятельность со студентами эффективной. Названы преимущества интернет-порталов, это позволило автору утверждать, что рассматриваемая технология занимает важное место в образовательном процессе. Автором выделены компетенции, которые должны быть сформированы у современного педагога. Сделан вывод о том. что владение ИКТ является одним из приоритетных умений будущих бакалавров, которое поможет улучшить качество обучения, повысить мотивацию студентов к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Ключевые слова: преподаватель, студент, электронные образовательные ресурсы, компетенции, вуз.

Информационно-коммуникационные технологии в наше время возглавляют перечень актуальных тем, применяемых в обучении. С помощью ИКТ педагог может сделать материал не только более наглядным и интересным, но и показать связь между отдельными предметами. Преподаватель име-

ет выбор в использовании различных типов занятий, в ходе которых студенты открывают для себя новый материал. Образование России, культура России во все времена оставались важнейшим национальным достоянием. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в высшей школе являются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.