Научная статья на тему 'Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией'

Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
617
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОГРУППЫ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Ольга Ильинична, Ощепков Алексей Александрович

В статье рассмотрены групповые ценностные ориентации, которые являются регуляторами социального поведения подростков в системе социальных отношений школьного класса. На этой основе выдвинута и проверена гипотеза о различии систем групповых ценностей подростков с нормативным и девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ефимова Ольга Ильинична, Ощепков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией»

тодическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 312 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.: ил. - (Серия

«Мастера психологии»).

7. Философская энциклопедия. Т. 5 / Глав. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1970. - 740 с.

УДК 316.624-053.6

Ефимова Ольга Ильинична

кандидат психологических наук [email protected],

Ощепков Алексей Александрович

Ульяновский государственный университет sla dko d@yandex. т

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СТРУКТУРЫ МИКРОГРУПП ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ*

В статье рассмотрены групповые ценностные ориентации, которые являются регуляторами социального поведения подростков в системе социальных отношений школьного класса. На этой основе выдвинута и проверена гипотеза о различии систем групповых ценностей подростков с нормативным и девиантным поведением.

Ключевые слова: микрогруппы, девиантное поведение, групповые ценностные ориентации, нормативные подростки, девиантные подростки.

Изучение человека немыслимо без соотношения его с окружающим миром и, прежде всего, с другими людьми. Человек формируется и реализуется в многообразных отношениях и взаимодействиях в обществе и группах людей. «Именно в группах и коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к миру и людям» [4, с. 173].

Группы людей изучаются многими дисциплинами (социология, психология, педагогика, криминология), однако особое место в этом ряду занимает социальная психология. В связи с этим следует прояснить специфику социально-психологического подхода в определении социальной группы. Такой анализ дан Г.М. Андреевой, согласно которому, социальная психология, в отличие от других общественных наук, прежде всего изучает не условную, а реальную группу «как реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к обра-

зованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными)» [1, с. 138].

Такое определение согласовывается с отечественной психологической стратегией исследования социально-психологических явлений, включающей: а) определение системы социальных отношений как основы изучения эмпирически наблюдаемых отношений между индивидами (социальный контекст); б) рассмотрение социальнопсихологических процессов в контексте реальной социальной группы как части существующей социальной системы; в) исследование группы на основе принципа деятельности как коллективного субъекта, а всех межгрупповых и внутригрупповых процессов как опосредованных совместной деятельностью людей [6].

Разнообразные группы (семья, дружеская компания, школьный класс, группа случайных знакомых) выступает основой для реальных межличностных контактов. Среди вышеназванных групп особое место занимает школьный класс: в нем специально организована деятельность подростков по усвоению знаний. Школьный класс - особый вид социальных групп, определяющихся как «относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами» [5, с. 85].

* Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Рис. 1. Пример социограммы, используемой для выделения микрогрупп внутри школьного класса

Являясь социальной средой, в которой формируется поведение, деятельность подростка, его социально-психологические свойства, установки, отношения, школьный класс может выступать и проводником эффективных макросоциальных влияний, и источником помех в случае ее девиантной направленности [9]. Подростки особенно чувствительны к общению, поскольку каждый новый социальный контакт оказывает влияние на представление растущего человека о себе, а оценить себя как личность подросток может в зеркале социальных ценностей, в рамках определенной социальной группы.

Находясь в школьном классе, подросток получает возможность воспринимать окружающий мир сквозь призму ценностных ориентаций его одноклассников, корректировать свое отношение к социальной действительности [3]. Это позволяет в качестве существенного направления социально-психологического анализа социальных групп подростков выделить исследование предметно детерминированных ценностно-интегративных процессов в общей системе внутригрупповой активности [2].

Школьный класс, являясь социальной группой, в свою очередь, представляет систему более мелких, «контактных» групп или микрогрупп [2]. Такие микрогруппы, входя в более широкую систему школьного класса, образуют более сплоченные общности. При этом такие малые контактные группы могут быть ориентированы на социальные нормы и на отклонения от них. В связи с этим нами была выдвинута гипотеза о том, что ценностные системы микрогрупп подростков с девиантной ориентацией будут отличаться от подобных систем микрогрупп подростков, ориентированных на социально-санкционированное поведение.

Для проверки вышеназванной гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

1) исследовать ценностную структуру школьного класса, склонность подростков к девиантному поведению, структуру социальных отношений группы;

2) на основе исследованной структуры социальных отношений школьного класса выделить микрогруппы подростков с девиантной ориентацией и с ориентацией на социально-санкционированное поведение;

3) исследовать ценностные ориентации членов микрогрупп, проанализировать особенности микрогрупп с девиантной ориентацией и ориентацией на социальные нормы.

Эмпирическая часть исследования была выполнена на базе Педагогического лицея г. Димит-ровграда и средней школы №6 г. Димитровграда. В качестве респондентов выступали школьники 12-15 лет, всего 73 человека. В исследовании использовалась методика М. Рокича, ориентированная на изучение представлений о системе значимых ценностей подростков, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности [7]. Для диагностики девиантного поведения использовалась методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор -А.Н. Орел), являющаяся стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения [8]. С целью исследования структуры межличностных отношений

школьных классов был использован метод социометрических измерений Дж. Морено [8].

С целью анализа особенностей ценностных структур малых групп подростков нами был проведен социометрический анализ школьных классов, результатом которого стало выделение внутри школьных классов микрогрупп подростков. В исследовании была использована непараметрическая процедура, что повлияло на выявление только наиболее субъективно значимых связей в группах. На основе анализа социометрических матриц и социограмм, нами выделялись группировки из 2-5 членов, которые имели наибольшее количество положительных связей (в качестве примера смотрите рисунок 1). Было выявлено 10 таких группировок в двух 9-х классах и 8 группировок в двух 7-х классах.

Далее, на основании результатов, полученных с помощью методики определения склонности к отклоняющемуся поведению, выделенные микрогруппы были разделены на два типа - группы

Таблица1

Сравнение терминальных ценностей в группах подростков 12-13 лет и 14—15 лет с нормативной и девиантной ориентацией

№ Ценности Подростки 12-13 лет (7 класс) Подростки 14-15 лет (9 класс)

ГПНО ГПДО ^мп ГПНО ГПДО ^мп

1. Активная деятельная жизнь 7,78 12,80 2,64* 8,25 9,40 0,42

2. Жизненная мудрость 10,40 8,45 0,97 9,50 10,00 0,15

3. Здоровье 1,22 4,91 3,00** 5,25 1,07 2,71*

4. Интересная работа 9,56 10,20 0,32 6,00 10,67 2,82**

5. Красота природы и искусства 13,60 12,50 0,55 14,00 15,50 0,61

6. Любовь 10,67 5,73 2,18* 2,50 6,33 2,15*

7. Материально обеспеченная жизнь 4,44 11,20 2,19* 8,0 6,47 0,64

8. Наличие хороших и верных друзей 5,78 5,09 0,56 7,0 5,53 0,82

9. Общественное признание 8,56 14,50 3,20** 8,75 8,33 0,27

10. Познание 13,60 9,10 2,25* 13,80 14,10 0,23

11. Продуктивная жизнь 12,70 13,00 0,23 12,80 12,50 0,09

12. Развитие 11,00 6,64 2,17* 7,75 12,60 2,05*

13. Развлечение 14,80 9,80 2,25* 17,00 10,90 2,76**

14. Свобода 12,90 7,73 2,37* 14,00 7,53 тг 4,

15. Счастливая семейная жизнь 2,33 6,18 3,04** 5,00 5,33 0,11

16. Счастье других 12,10 10,40 0,79 11,00 15,70 2,34*

17. Творчество 12,60 13,50 0,48 11,00 13,50 0,89

18. Уверенность в себе 9,00 8,27 0,39 7,50 7,47 0,02

*

значимые различия при р<0,05 ** - значимые различия при р<0,01

с нормативной ориентацией и группы с девиантной ориентацией. Было выявлено в 9-х классах 6 микрогрупп с нормативной ориентацией (от 4 до 6 человек) и 4 микрогруппы с девиантной ориентацией (от 4 до 6 человек); в 7-х классах 4 группы с нормативной ориентацией (от 2 до 5 человек) и 4 группы с девиантной ориентацией (от 3 до 4 человек).

С целью анализа различий систем терминальных ценностей микрогрупп подростков с нормативной ориентацией (ГПНО) и с девиантной ориентацией (ГПДО) нами было проведено сравнение среднегрупповых значений каждой из 18 ценностей в группах ГПНО и ГПДО с использованием статистического ^критерия Стьюдента. При этом особое внимание уделялось значимым различиям ценностей в изучаемых группах подростков.

Анализ особенностей структур терминальных ценностей в ГПНО и ГПДО в младшем возрасте (табл. 1) обнаружил статистически значимые по ^критерию Стьюдента различия по ценностям «активная деятельная жизнь», «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «счастливая семейная жизнь», значимость которых выше в группах подростков с нормативной ориентацией, и по ценностям «любовь», «познание», «развитие», «развлечение», «свобода».

Вышеназванные различия в структурах ценностей изучаемых микрогрупп подростков могут быть объяснены тем, что для ГПНО на первый план выходит активная жизнь со всеми ее событиями и общественное признание, также для ГПНО остаются значимыми семейные отношения и здоровый образ жизни. Кроме этого, в ГПНО развиваются прагматичные ценности, такие как материальное обеспечение. Для ГПДО характерно две основных направленности ценностей. С одной стороны, они стремятся к познанию, развитию и любви, чего, возможно, им не достает в жизни. С другой стороны, развивается гедонистическая направленность, выражаемая в значимости свободы и развлечения.

Последующий анализ, посвященный сравнению структур ценностных ориентаций микрогрупп подростков 14-15 лет с нормативной и девиантной ориентацией (табл. 1), показал статистически значимые по ^критерию Стьюдента различия среднегрупповых значений по таким ценностям, как «интересная работа», «любовь», «развитие», «счастье других», значимость кото-

рых выше у ГПНО, и ценностям «здоровье», «развлечение», «свобода», которые более значимы у ГПДО.

В первую очередь следует отметить, что если для младших микрогрупп подростков с девиантной ориентацией более значимы такие ценности, как «здоровье», «любовь», «развитие», то с возрастом они значительно теряют свою значимость. Такая возрастная динамика объясняется тем, что вышеназванные ценности, являясь общечеловеческими, а следовательно, общепринятыми, со временем теряют свою значимость для девиантов, выражаясь в формировании особенностей девиантных групп, которые влияют на проявление девиантности. А такие ценности, как «развлечение» и «свобода», с возрастом сохраняют свою значимость для девиантно-ориентированных групп, выражая некоторые базовые особенности девиантных подростков.

С целью исследования системы инструментальных ценностей микрогрупп подростков нами так же, как и в случае с терминальными ценностными системами, было проведено сравнение среднегрупповых значений 18 инструментальных ценностей в группах подростков с нормативной ориентацией и девиантной ориентацией с использованием статистического ^критерия Стьюдента.

При анализе особенностей групповых систем инструментальных ценностей в ГПНО и ГПДО обнаружены статистически значимые различия по ^критерию Стьюдента по ценностям «Высокие запросы», «Независимость», «Образованность» и «Терпимость» (табл. 2). При этом значимость высоких запросов, образованность и терпимость выше в ГПНО, а значимость независимости выше в ГПДО. Это объясняется психологическими особенностями младших подростков. Так, девиантные подростки в младшем возрасте отличаются большей ориентированностью на независимость по сравнению с нормативными подростками. Младшие подростки, у которых выражена направленность на следование социальным нормам, напротив, в данном возрастном периоде более ориентированы на получение образования, а более выраженная терпимость позволяет им оставаться в рамках социально приемлемого поведения. Высокие запросы, в свою очередь, свидетельствуют о наличии определенных стремлений, хотя некоторые в младшем возрасте еще не принимают сформированной жизненной цели.

Таблица 2

Сравнение инструментальных ценностей в группах подростков 12—13 лет и 14—15 лет без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением

№ Ценности Подростки 12-13 лет (7 класс) Подростки 14-15 лет (9 класс)

ГПНО ГПДО ^мп ГПНО ГПДО ^мп

1. Аккуратность 5,56 5,73 0,05 10,80 7,64 0,94

2. Воспитанность 5,78 6,36 0,19 9,25 5,71 1,00

3. Высокие запросы 6,40 12,30 2,73* 12,80 14,70 0,81

4. Жизнерадостность 4,78 6,82 0,52 10,30 7,29 0,88

5. Исполнительность 11,20 9,18 0,52 12,30 11,90 0,15

6. Независимость 14,80 9,50 3,38** 9,50 7,14 0,87

7. Непримиримость к недостаткам 15,60 15,30 0,11 12,50 14,40 0,62

8. Образованность 3,33 7,82 2,08* 12,50 7,07 3,16**

9. Ответственность 6,78 8,45 0,36 10,30 6,79 1,21

10 Рационализм 12,10 11,40 0,21 9,00 11,60 0,92

11 Самоконтроль 7,78 5,91 0,46 10,80 9,50 0,88

12 Смелость мнения 12,70 10,70 0,56 10,00 10,10 0,07

13 Твердая воля 9,56 11,00 0,40 7,25 8,50 0,46

14 Терпимость 8,00 12,20 2,65* 9,75 9,07 0,23

15 Широта взглядов 13,00 13,40 0,10 6,50 11,80 2,17*

16 Честность 6,56 7,82 0,36 5,50 7,43 0,96

17 Чуткость 8,11 7,82 0,09 7,25 10,30 0,91

18 Эффективность в делах 9,22 9,45 0,08 5,00 10,10 2,96**

* - значимые различия при р<0,05 ** - значимые различия при р<0,01

Анализ особенностей групповых инструментальных ценностей в старших ГПНО и ГПДО (1415 лет) (табл. 2) показал статистически значимое различие по ^критерию Стьюдента по ценностям «Широта взглядов» и «Эффективность в делах», более значимую для ГПНО, и по ценности «Образованность», оцениваемую выше в ГПДО. В первую очередь хотелось бы отметить изменение в отношении девиантных и нормативных подростков к такой ценности, как образованность, которое, по нашему мнению, влияет на изменение остальной конфигурации групповых систем ценностей более старших подростков по сравнению с младшими. В данном случае у подростков с нормальным развитием положительное отношение к образованности сформировалось в стремление к расширению кругозора, что и проявляется в повышении значимости ценности широты взглядов. А данный факт, в свою очередь, связан с эффективностью в делах, то есть успехом в жизни и прагматичным отношением к своей деятельности, в отличие от девиантно-ориентированных подростков, которых отличает размытость жизненных планов и целей.

Выводы:

1. В пространстве групповых систем терминальных ценностей для микрогрупп подростков с нормативной ориентацией характерна ориентация на активное освоение жизненного пространства и стремление к общественному признанию. Для микрогрупп подростков с девиантной ориентацией, с одной стороны, свойственно стремление к развитию и познанию, с другой стороны, наблюдается направленность на свободу от социальных норм и на развлечения. При этом с возрастом в микрогруппах подростков с девиантной ориентацией ценности свободы и развлечения сохраняют свою значимость, а ценности развития и любви теряют свое значение.

2. В пространстве инструментальных ценностей микрогрупп девиантных подростков отличает большее стремление к независимости, что согласуется с высокой значимостью ценности свободы. Нормативно ориентированные подростки, напротив, более ориентированы на образование, обучение, а выраженная терпимость позволяют оставаться в рамках социально приемлемого поведения. При этом с возрастом в микрогруппах подростков с нормативной ориентацией положительное отношение к образованию преобразует-

ся в стремление к расширению кругозора и направленность на успех в жизни. У девиантных подростков, напротив, несмотря на повышение с возрастом значимости образования, складывающаяся конфигурация ценностей говорит о неопределенности их жизненной перспективы.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. - М.: МПСИ, 2009. - 160 с.

2. ДонцовА.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 128 с.

3. Дюдюкина Л.А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 256 с.

4. Немов Р.С. Социально-психологический

анализ эффективности деятельности коллектива. -М.: Педагогика, 1984. - 200 с.

5. ПетровскийА.В., ЯрошевскийМ.Г. Теоретическая психология. - М.: Академия, 2001. - 492 с.

6. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: ИП РАН, 1997. - 576 с.

7. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 768 с.

8. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шорохов а Е.В. Основные итоги социально-психологических исследований в Институте психологии АН СССР // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - №>2. - С. 34-54.

УДК 81'367+376.37

Заимцян Диана Рафиковна

Московский педагогический государственний университет

diana.80-08 @mail.ru

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЯЗЫКА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧЕВОЙ ПРОДУКЦИИ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящей статье, отражающей актуальные аспекты становления синтаксической системы языка у младших школьников с недоразвитием речи, обозначены ключевые позиции экспериментально-методического подхода автора, обобщены результаты проведённого исследования, направленного на изучение поверхностной грамматики у детей данного контингента, систематизирована типология языковых ошибок, представленных в их языковой продукции.

Ключевые слова: деграмматикализованный текст, парадигма, репрезентативная способность языка, узус (правило, норма).

Синтаксическая модель предложения, являющаяся центральным звеном грамматического строя языка, может быть выявлена на разных уровнях системной организации языка - глубинном (смысловом) и поверхностном (языковом). Это доказывает её непосредственную связь с мышлением (Н. Хомский, Д. Слобин, А.А. Леонтьев) и объясняет имеющиеся у детей с недоразвитием речи стойкие нарушения языкового характера, связанные с трудностями грамматикализации языковой программы высказывания, несформированностью символической стороны языка, снижением его репрезентативной способности (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова).

Специалисты в области патологии речи сходятся во мнении относительно того, что у детей с недоразвитием речи существенно ограничены

возможности в передаче своих жизненных впечатлений посредством языка. Их речевые высказывания недостаточно информативны, с характерными нарушениями логической последовательности изложения событий и длительными паузами между фрагментами повествования. У большинства из них выявляются серьёзные недостатки синтаксической организации сообщения, что обусловлено довольно низким уровнем сформированности языковых средств. Обращает на себя внимание тот факт, что практически у всех детей данного контингента отмечаются нарушения синтаксической связи между предложениями, трудности при передаче временных и пространственных отношений, неправильное оформление синтаксической и смысловой типов связи, пропуски слов, дублирование элементов фразы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.