Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петронюк Инна Степановна

Изучение ценностного отношения граждан к защите Отечества и военной службе как возможности профессиональной самореализации остается актуальным. В настоящее время в системе отечественного образования появились кадетские школы и кадетские классы, что свидетельствует о востребованности опыта кадетского образования. В связи с этим изучение ценностного отношения учащихся кадетских школ и классов к военной службе представляется нам интересным. В статье представлены результаты изучения оценочно-ориентационного компонента ценностного отношения к военной службе кадет военных учебных заведений и учащихся кадетских классов общеобразовательных школ с помощью методики субъективной оценки межличностных отношений. Проведенное нами сравнение показателей напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессии в межличностных отношениях в группах подростков зависит от типа кадетского образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADOLESCENTS’ VALUE ATTITUDE TO MILITARY SERVICE IN VARIOUS TYPES OF CADET EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The study of the value attitude of citizens to the protection of the Fatherland and military service, as an opportunity for professional self-realization, remains relevant. Currently, cadet schools and cadet classes have appeared in the national education system, which indicates the demand for the experience of cadet education. In this regard, the study of the value attitude of students of cadet schools and classes to military service seems interesting to us. The article presents the results of studying the evaluation-orientation component of the value attitude to military service of cadets of military educational institutions and students of cadet classes of secondary schools using the methodology of subjective assessment of interpersonal relationships. As we have shown, the comparison of indicators of tension, alienation, conflict and aggression in interpersonal relationships in groups of adolescents depends on the type of cadet educational institution.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Человек и образование. 2022. № 2. С. 92-98.

Научная статья УДК 37.017.4

doi: 10.54884/S181570410020616-2

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Инна Степановна Петронюк

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия pis25@mail.ru, https://orcid.or /0000-0003-2762-211X

Аннотация. Изучение ценностного отношения граждан к защите Отечества и военной службе как возможности профессиональной самореализации остается актуальным. В настоящее время в системе отечественного образования появились кадетские школы и кадетские классы, что свидетельствует о востребованности опыта кадетского образования. В связи с этим изучение ценностного отношения учащихся кадетских школ и классов к военной службе представляется нам интересным. В статье представлены результаты изучения оценочно-ориентационного компонента ценностного отношения к военной службе кадет военных учебных заведений и учащихся кадетских классов общеобразовательных школ с помощью методики субъективной оценки межличностных отношений. Проведенное нами сравнение показателей напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессии в межличностных отношениях в группах подростков выявило их зависимость от типа кадетского образовательного учреждения.

Ключевые слова: ценностное отношение, межличностные отношения, кадетская школа, военная служба, профессиональное самоопределение.

Для цитирования: Петронюк И.С. Особенности ценностного отношения подростков к военной службе в различных типах кадетских образовательных учреждений // Человек и образование. 2022. № 2. с. 92-98. http://dx.doi.0rg/10.54884/S181570410020616-2.

Original article

FEATURES OF ADOLESCENTS' VALUE ATTITUDE TO MILITARY

SERVICE IN VARIOUS TYPES OF CADET EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Inna S. Petroniuk

Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg, Russia pis25@mail.ru, https://orcid.or /0000-0003-2762-211X

Abstract. The study of the value attitude of citizens to the protection of the Fatherland and military service, as an opportunity for professional self-realization, remains relevant. Currently, cadet schools and cadet classes have appeared in the national education system, which indicates the demand for the experience of cadet education. In this regard, the study of the value attitude of students of cadet schools and classes to military service seems interesting to us. The article presents the results of studying the evaluation-orientation component of the value attitude to military service of cadets of military educational institutions and students of cadet classes of secondary schools using the methodology of subjective assessment of interpersonal relationships. As we have shown, the comparison of indicators of tension, alienation, conflict and aggression in interpersonal relationships in groups of adolescents depends on the type of cadet educational institution.

Keywords: value attitude, interpersonal relations, cadet school, military service, professional self-determination.

For citation: Petroniuk I. S. Features of adolescents' value attitude to military service in various types of cadet educational institutions // Man and education. 2022; (2): 92-98. (In Russ). http: //dx.doi.org/ 10.54884/S181570410020616-2.

Введение. Ценностные отношения находятся в фокусе внимания наук о человеке. Без подробного рассмотрения системы ценностей невозможно полноценное изучение мотивов поведения, процессов самоактуализации, выбора образа жизни, этической позиции, эстетических предпочтений, системы межличностной коммуникации и многого другого.

Изучение ценностного отношения граждан к защите Отечества и военной службе остается актуальным. Вооруженные силы - незаменимый инструмент становления государства, поэтому процесс их совершенствования в современных условиях требует воспитания личности военнослужащих, для которых служба Отечеству на военном поприще имеет особое значение.

В различных педагогических концепциях развитию ценностных отношений учащихся уделяется достаточно внимания. Подросток воспринимает мир, взаимодействует с ним, оценивает свои личные качества и получает возможность удовлетворить необходимость самосовершенствования «посредством взрослых людей» [14, с.245]. Взаимодействие подростка с другими людьми, которые являются представителями разных социальных групп, представляет собой социальную систему, в которой происходит процесс становления социальных качеств личности и развитие её системы ценностей.

Важная роль в формировании и становлении системы ценностных отношений человека традиционно отводится социально-образовательным институтам. Фундамент личности, основы мировоззрения, базовые социальные установки, многообразные отношения с окружающим миром закладываются в подростковом возрасте и юности, когда проявляется наибольшая сен-зитивность к развитию профессионально важных качеств военнослужащего [7]. По-

ложение подростка в системе социальных и межличностных отношений определяет ситуацию его развития, систему ожиданий и требований, «идеальную форму развития» [13]. Это возраст, когда интенсивно увеличивается количество и разнообразие видов деятельности, и в результате усложняется социальная ситуация развития. Значимой сферой жизни большинства современных подростков остается их общение и обучение в образовательном учреждении.

Результаты изучения особенностей общения подростков в группе, описанные в работах, посвященных групповым процессам, свидетельствуют о влиянии группы сверстников на мотивацию, восприятие, выбор способов решения проблем, поведение, демонстрацию чувств подростка [9]. Влияние группы сверстников на процесс социализации подростка имеет колоссальное значение. При достижении определенного этапа развития подростковый коллектив в условиях образовательной организации начинает функционировать как субъект воспитания, действует общественное мнение, начинают работать традиции коллективной жизни. По справедливому замечанию Н.Ф.Головановой, классные коллективы в школе не часто достигают этого этапа развития [3].

Особенности ценностной направленности образовательного процесса в образовательном учреждении во многом определяют характер развития личности на этом этапе возрастного развития, становление системы ценностей, развитие самосознания и самоопределение подростка.

В России роль подготовки подростков к выбору военной профессии и военной службе на протяжении столетий отводилась кадетским корпусам, суворовским и нахимовским военным училищам, которые успешно справлялись с поставленной обществом

задачей [4]. В период обучения в кадетских военных учебных заведениях происходит первичная профессиональная адаптация, освоение новых социальных ролей в системе «кадет - социальная среда».

В настоящее время в системе отечественного образования появились кадетские школы и кадетские классы, число которых увеличивается с каждым годом, что свидетельствует о востребованности опыта кадетского образования. Изучение Положений о кадетских школах и классах позволяет сделать вывод, что они не ставят целью своей образовательной деятельности подготовку к поступлению в высшие военные учебные заведения, но призваны готовить к военной службе. В целях развития и поддержки кадетского образования Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон «О кадетском образовании в Санкт-Петербурге», который определяет: «Кадетский класс - класс в общеобразовательной организации, реализующей программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе» [6].

В связи с этим изучение ценностного отношения учащихся кадетских школ и классов к военной службе представляется нам интересным.

Отличительная черта современного образования - смена парадигмы воспитания, сутью которого становится развитие системы ценностных отношений и становление жизненной позиции подростка. Согласно О.С.Газману, «в условиях поддержки и заботы» подросток продвигается к более высокой стадии «культурного и нравственного развития, начинает проявлять себя в позитивном поведении» [2].

Термин «отношение» используется во многих областях научных знаний. Словари предлагают до десятка значений этого слова. В психологическом смысле отношение является субъективным отражением действительности. Осознание собственного отношения к чему-либо инициирует разви-

тие чувств у человека и стимулирует его деятельность [15]. Поэтому отношение входит в перечень основных психологических категорий, и в настоящее время социальная психология рассматривает множество отношений как основные социально-психологических феномены. В работах В.Н. Мясищева по психологической антропологии отношения человека признаются потенциалом, проявляющимся избирательностью переживаний и поступков человека [10]. Их формирование происходит при усвоении социального опыта и ориентирует поведение. Поэтому для педагогов исследование развития отношений подростка и педагогические условия для возможности формирования его отношений при организации ценностной направленности образовательного процесса имеет большое значение.

Ценностные отношения человека представлены тремя взаимосвязанными компонентами [8]. Это понятия (когнитивная составляющая), способные индуцировать чувства (аффективная составляющая), побуждения к деятельности, которые затем реализуются в поведении (поведенческая составляющая). Именно аффективная составляющая позволяет оценивать и выстраивать отношение к какому-либо явлению, событию, предмету...

Исследуя ценностное отношение подростков к военной службе в разных образовательных системах, нам представляется важным сравнить аффективную составляющую этих отношений.

Методы исследования. На основе ранее проведенного изучения научных информационных источников мы выделили среди прочих оценочно-ориентационный компонент ценностного отношения подростка к военной службе. Для его оценки среди других нами использована методика субъективной оценки межличностных отношений С.В. Духновского [5]. Объем выборки составил 120 кадет выпускного года обучения, из них 60 - представители кадетских классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, а ещё 60 - представители выпускного курса кадетских военных корпусов Санкт-Петербурга. Методика предлагает ре-

спондентам оценить 40 суждений, описывающих различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии кадет с другими людьми, по семибалльной шкале: от 1 - «полностью не согласен» до 7 - «согласен полностью». Полученные результаты позволяют оценить уровни напряженности отношений, отчужденности, конфликтности и агрессии в межличностных отношениях и сравнить их в двух группах.

В качестве тестовых норм методики субъективной оценки межличностных отношений нами использованы рассчитанные ранее полученные показатели при изучении нами в 2007 году межличностных отношений кадет выпускных курсов довузовских военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации [11].

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные показатели оценоч-но-ориентационного компонента ценностного отношения кадет к военной службе свидетельствует о дисгармонии в межличностных отношениях. Распределение относительных частот итогового балла субъективной оценки межличностных отношений в группах кадет довузовских военных и кадет общеобразовательных учебных заведений показывает разницу в 6% (34% у кадет военных учебных заведений и 40% у кадет общеобразовательных школ). Можно сказать, что межличностные отношения различаются по степени дисгармоничности и комфортности для обеих групп. При рассмотрении индикаторов дисгармонии (напряженности, конфликтности, агрессии, отчужденности в отношениях) можно отметить её различный характер в зависимости от типа кадетского образовательного учреждения.

Анализ относительной частоты значений напряженности в отношениях и определение центральной тенденции указывает на значительное смещение моды из зоны средних (характерных для кадет общеобразовательных учреждений) в зону низких значений (характерных для кадет военных учебных заведений). Таким образом, в системе межличностных отношений кадет военных учебных заведений в основном

наблюдается умеренно выраженная напряженность, которая нужна для поддержания интенсивности отношений, а возникающие во взаимодействии с другими трудности общения конструктивно решаются. К выпускному курсу кадетского корпуса завершается адаптация подростка к новому образу жизни, выстраивается новая система отношений в родительской семье, интенсивные впечатления, нагрузки не позволяют излишне сосредотачиваться на межличностных отношениях, большом количестве социальных контактов, которые не обладают глубиной и значимостью, часто носят поверхностный характер.

Кадетам общеобразовательных учебных заведений более свойственна демонстрация зависимости, конформности. Причиной, вероятно, служит желание избежать чувств одиночества и «ненужности». В выпускных классах—об этом свидетельствуют средние значения индикатора напряженности в отношениях, который выше для кадет общеобразовательных школ. Они склонны чаще задумываться о том, как складываются их межличностные отношения и чаще беспокоятся о том, чтобы они были эффективными.

Кадет военных учебных заведений отличает более компромиссное поведение, желание избегать конфронтации в общении, они реже испытывают противостояние в межличностных отношениях в отличие от кадет общеобразовательных школ. Причиной этому является опыт проживания в условиях интерната в военном учебном заведении.

Значения индикатора агрессии в отношениях выше у кадет общеобразовательных школ. Об этом свидетельствует низкое значение моды значений индикатора агрессии и большой изменчивости признака. Для кадет этой группы характерно стремление контролировать окружающих сверстников, при этом проявления резкости, грубости, косвенной агрессии в отношениях часто принимаются за признаки мужественности. В группе кадет военного учебного заведения более выражено стремление сотрудничать «на равных», демонстрировать дружелюбие. Об этом свидетельствует смещение моды значений агрессивности в отношени-

ях в сторону средних и увеличение значения относительной частоты выбора модального значения. Кадеты военных учебных заведений больше готовы к сотрудничеству и демонстрации дружелюбия. Вероятно, причиной этому является более развитая уверенность в себе в результате наличия опыта самостоятельного проживания в кадетском корпусе отдельно от родителей.

В целом, кадеты военных учебных заведений больше, чем кадеты общеобразовательных школ, ощущают себя на военной службе, они в большей степени освоили ценности профессиональной группы военнослужащих и стереотипы их поведения и мышления.

Заключение. Обучение в кадетских классах общеобразовательных школ, кадетских школах, как и в довузовских военных учебных заведениях, предполагает профессиональное самоопределение подростков в пользу профессий военной службы. В юношеском возрасте подростки впервые серьезно начинают размышлять о смысле жизни. По мнению Н. С. Пряжникова, основная цель профессионального самоопределения - «по-

стоянное формирование у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности» [12]. И оценоч-но-ориентационный компонент их ценностного отношения к военной службе в этом процессе играет важную роль. Проведенное нами сравнение показало, что степень напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессии в межличностных отношениях в группах подростков зависит от типа кадетского образовательного учреждения.

Причиной дисгармоничности в системе межличностных отношений в обеих группах является противоречие между осознанием своей причастности к военной службе и одновременно осознание «неполноценности» этого участия, так как они не являются военнослужащими. Этот конфликт предполагает разрешение противоречия - сознательный выбор военной службы в качестве будущей профессиональной деятельности.

Список источников

1. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности // Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. С.105.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 296 с.

3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

4. Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи. М.: Белый берег, 2005. 263 с.

5. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений: руководство по применению. СПб.: Речь, 2006. 54 с.

6. О кадетском образовании в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 20.04.2021 г. № 167 - 39 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов . URL: https://docs.cntd.ru/document/603345561 (дата обращения: 20.04.2021 ).

7. Куксов А. Ю. Моделирование процесса формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов учебных военных центров // Человек и образование. 2018. № 4 (57) С.60.

8. Левченко Е. В. История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя, 2003. 312 с.

9. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений /под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.

11. Петронюк И. С. Педагогическое сопровождение становления ценностного отношения подростков к армии (в условиях кадетского корпуса): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.

12. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник. М.: Академия, 2013. 208 с.

13. Садовникова Т. Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы школы: автореф. дис. ... канд.псих.наук. М., 2005. 28 с.

14. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: Характеристика процесса развития личности. М.: Флинта, 1999. 627 с.

15. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004. 734 с.

References

1. Batarshev, A.V. (2005) Basic psychological properties and professional self-determination of personality: A practical guide to psychological diagnostics. St. Petersburg: "Speech". (In Russ).

2. Gazman,O.S. (2002) Non-classical education: From authoritarian pedagogy to pedagogy of freedom. M.: "Miros". (In Russ).

3. Golovanova, N.F. (2004) Socialization and upbringing of a child. Textbook for students of higher educational institutions. St. Petersburg: Speech.. (In Russ).

4. Gurkovsky, V.A. Cadet corps of the Russian Empire. Moscow: Bely Bereg . (In Russ).

5. Dukhnovsky, S.V. (2006) Subjective assessment of interpersonal relations. Application guide. St. Petersburg: "Speech". (In Russ).

6. The Law of St. Petersburg "On cadet education in St. Petersburg" dated 04/20/2021 No. 16739. Available at: URL: https://docs.cntd.ru/document/603345561 (Accessed: 20.04.2021). (In Russ).

7. Kuksov A.Yu. (2018) Modeling ofthe process offormation ofmilitary professional responsibility among cadets of military training centers. Man and Education, no. 4 (57), p.60. (In Russ).

8. Levchenko, E.V. (2003) History and theory of psychology of relations. St. Petersburg: Aleteya Publishing House. (In Russ).

9. Lutoshkin, A.N. (1986) How to lead. M.: Enlightenment. (In Russ).

10. Myasishchev, V.N. (2003) Psychology of relations. Bodaleva, A.A. (ed). M.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house "MODEK". (In Russ).

11. Petronyuk, I.S. Pedagogical support of the formation of the value attitude of adolescents to the army. Ph.D. thesis, St. Petersburg, 2008. (In Russ).

12. Pryazhnikov, N. S., Rumyantseva, L. S. (2013) Self-determination and professional orientation of students. Textbook. M.: "Academy". (In Russ).

13. Sadovnikova, T.Y. (2005) Moral and value orientations of adolescents with different perceptions ofthe moral atmosphere ofthe school. Abstract of Ph.D. thesis. M. (In Russ).

14. Feldstein, D.I. ( 1999) Psychology of growing up: characteristics of the process of personality development. M.: Flint Publishing House. (In Russ).

15. Shapar, V.B. (2004) Dictionary of a practical psychologist. M.: Publishing house 'AST'; Kharkiv: Publishing house "Torsing". (In Russ).

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 11.05.2022; принята к публикации 26.05.2022.

The article was submitted on 29.04.2021;approved after reviewing on 11.05.2022; accepted for publication on 26.05.2022.

Информация об авторе: Петронюк Инна Степановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Information about the author: Petroniuk Inna Stepanovna

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the department of theory and methods of continuing professional education, State Autonomous Educational Institution of the Leningrad Region "Leningrad State University named after A.S. Pushkin"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.