Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы личности руководителей и сотрудников кадровой службы учебного центра'

Особенности ценностно-смысловой сферы личности руководителей и сотрудников кадровой службы учебного центра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2126
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VALUE-SENSE SPHERE / INSTRUMENTAL VALUES / PERSONAL MEANING / MEANING OF LIFE ORIENTATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанова Анна Владимировна

Показано, что существует взаимосвязь инструментальных ценностей и смысложизненных ориентаций личности руководителей и сотрудников кадровой службы учебного центра. Ценность смелости является средством в достижении целей и результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features value-semantic sphere of the individual managers and HR staff training center

It is shown that there is a relationship of instrumental values and life orientations individual managers and HR staff training center. The value of courage is a means to achieve the goals and results

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы личности руководителей и сотрудников кадровой службы учебного центра»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

© А. В. Барабанова

Барабанова Анна Владимировна

студентка 5 курса факультет психологии Самарская

гуманитарная академия Anna9102@yandex.ru

Показано, что существует взаимосвязь инструментальных ценностей и смысложизненных ориентаций личности руковолителей и сотрулников кадровой службы учебною центра. Ценность смелости является срел-ством в лостижении целей и результата.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, инструментальные ценности, личностный смысл, смысложизненные ориентации, деятельность.

Наше исследование посвящено одному из аспектов экономической психологии, в котором ценностно-смысловая сфера рассматривается с точки зрения психической особенности субъекта экономической деятельности, т. е. его ценностей и смыслов, его моральных норм, принципов и поведения в деловой сфере. Новизна данного пилотажного исследования ценностно-смысловой сферы заключается в том, что в исследовании участвуют сотрудники отделов кадров, которые представляют собой именно ту структуру, которая принимает решения в кадровой политике организации.

Проведя теоретический обзор работ, посвященных ценностям личности, можно сказать, что в основном под ценностями понимают ценности-цели, а не ценности-средства. Много работ посвящено описанию взаимосвязи ценностей-целей и личностных смыслов, в то же время остаётся не изученной область взаимосвязи инструментальных ценностей и смысложизненных ориентаций, хотя ценности являются своего рода «оружием» для достижения целей.

Ценности возникают и рассматриваются только в отношениях человека к окружающему миру, к другим людям. Личность смотрит на мир через призму своих ценностей, выражая пристрастное, субъективное, т. е. личное к нему отношение. С позиций представлений о личности как о целостной структуре обозначается общий контекст выделения ядра этой структуры. Ценность может пониматься как одна из компонент психологической структуры личности в целом. Она характеризует сферу действительности, которая наиболее значима для субъекта в определённом отрезке времени. А также определяет содержательные особенности других составляющих психологической структуры личности, особенности ее развития и становления в будущем [4].

Ценности обладают регулирующей функцией. Регулирующая функция ценностей выражается в том, что при определенном соотношении регуляторных качеств образов значимых других, которые наполнены для индивида ценностным содержанием, возникает такая ситуация, когда субъект принимает жизненно важную цель, цель продуктивной активности, захватывающую и моменты самоизменения, роста личности. В дальнейшем ценности в совокупности с идеалами становятся звеньями процесса саморегуляции личности, исходным пунктом личностного развития, так как мы в своей работе говорим об инструментальных ценностях, а это значит, что мы говорим о ценностях-средствах, которые помогают достигать поставленных целей. Сама цель представляет собой будущий результат, отражает представления человека о своем будущем, для достижения которого он планирует что-то сделать сегодня. Представления человека о будущем связаны с его желанием или нежеланием, идентичностью, самоактуализацией. Человек ставит цели для того, чтобы оказаться в желаемом будущем. Чтобы достичь желаемого будущего, цели должны быть ясные, четкие, сформулированные в позитивном ключе и в форме конкретного результата [12].

По словам Б. Ф. Ломова, «ценности, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [3, с. 109]. Я. Гудечек полагает, что система ценностей имеет «горизонтально-вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», т. е. иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [3]. Хотя, по словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [13, с. 59]. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии [13]. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может определяться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», зависящей от «тягости», возникающей при ее нереализации.В работах современных отечественных авторов, в частности Е. Б. Фанталовой, С. Р. Пантелеева, Д. А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей:их предпочтение может быть обус-

ловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью [10]. В этой связи представляет интерес концепция С. С. Бубновой, которая наряду с принципом иерархичности выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентаций. По ее словам, «чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии — личностная значимость — включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» [2, с. 39].

Влияние ценностей можно рассматривать также и через призму профессиональной деятельности. По мнению Е. А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [7]. Роль ценностей в данном контексте заключается в том, что они, по словам О. М. Краснорядцевой, «детерминируют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям» [8, с. 27]. Согласно представленной авторской позиции А. В. Юпитова, характер влияния профессиональной деятельности на личностное развитие определяется наличием или отсутствием «деятельностно-смыслового единства», которое заключается в соответствии профессиональных и личностных ценностей [15]. В свою очередь, выполняемая профессиональная деятельность определяет развитие личности и ее ценностной структуры на основе установленных взаимоотношений в коллективе. Деятельность человека, посредством которой устанавливаются его отношения с действительностью, есть форма реализации его ценностей.

Если ценности — это мыслительные образы, фиксирующие стремления человека к форме отношений, оптимальной по отношению к уровню его культуры и переживаемых им социально-культурных отношений, то можно ожидать, что в результате деятельности должна быть установлена именно такая форма отношений. Фактически это происходит редко, но если это произошло, то человек переживает состояние счастья, проявляющееся высшей степенью позитивных эмоций. Способ реализации личностных ценностей в деятельности определяется не только предметными характеристиками этих ценностей, но и теми культурными средствами, которые он использует при воплощении ценностей в реальные отношения. В качестве используемых культурных средств выступают знания человека (т. е. информация о действительности, зафиксированная на уровне представлений, понятий и категорий), его умения (т. е. освоенные им средства и способы деятельности). То есть деятельность человека является формой реализации ценностей личности [14]. Это происходит с детства, сначала усваиваются, а затем используются ценности, параметры оценок и самооценок, моральные нормы и многое другое. Ценности являются основой активности человека как в физической деятельности, так и психической.

Смыслы, наряду с ценностями, являются одними из основных составляющих ценностно-смысловой сферы человека. Смыслы выступают как бы примиряющим звеном в противопоставлении субъекта и объекта. Они выражают субъективное, личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры и человека [4]. На протяжении долгого времени в отече-

ственной психологии велись работы по изучению смысла в структуре деятельности. Хотя саморазвитие смыслов протекает только под регулирующим влиянием процесса целеобразования, цель опосредствует движение смысла в деятельности и от нее в решающей степени зависит, как сложится «судьба» смысла в деятельности. Целеобразование, в свою очередь, трактуется как процесс постоянного развития смысла цели путем ее конкретизации и обогащения за счет выявления новых предметных связей и отношений в деятельности. Понимаемое таким образом целеобразование опосредствовано развитием смыслов разного рода образований: элементов и действий с ними, ситуации в целом, смыслов попыток и переобследований ситуации [9]. Система личностных смыслов является конституирующей характеристикой личности. Через призмы смысла человек присваивает объективные ценности, данные в обществе, где эмоциональное переживание влияет на личностный смысл. В рамках теории деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева «личностный смысл» характеризуется как динамичный, подверженный изменениям, предметный, он несет в себе целостность, представленную сплавом эмоциональных и интеллектуальных составляющих. Но одновременно смысл выступает и в качестве единицы, некой «клеточки» психического как элементарной целостности человеческой сущности, под сущностью можно понимать саму личность. Смысл является единицей субъективного отношения к значению чего-либо, а значение — единица объективного знания о действительности. Из чего следует, что смысл всегда субъективен, его неотъемлемой частью является иррациональный, аффективный компонент. По А. Н. Леонтьеву смысл — это всегда эмоция плюс мысль. Изучая смыслы и ценности, исследователи так или иначе выходят на проблему их взаимосвязи. Например, с позиции Б. С. Братуся ценности и смыслы динамично взаимосвязаны между собой и определяют отношение человека к жизни, его нравственную позицию. По его мнению, ценности — это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Они являются основными образующими его личности, непосредственно определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни — к миру, к другим людям, к самому себе. Определяют единство и самотождество личности, ее стержень, ее мораль. Смысл представляется «единицей», «живой клеточкой» личности, смысл — это то, ради чего совершается жизнедеятельность человека. Так, по мнению Б. С. Братуся, смысл является образующим ценности, т. е. первоначалом, или, как говорил сам Б. С. Братусь, обобщенные «кристаллизированные» смыслы образуют ценности человека. Такой характер взаимосвязи смыслов и ценностей является более оправданным с точки зрения их генезиса, а вот в жизнедеятельности взрослого человека наиболее оправданно «отправной точкой» считать ценность, данная позиция находит свое выражение в работе ряда авторов [4].

Многие исследователи связывают понимание смысла с деятельностью человека. Исследователи, определяющие смысл как структурный элемент личности и её деятельности, считают, что о смысле нужно говорить во множественном числе, подразумевая некое единство смыслов и рассматривая смыслы как неотъемлемый структурный элемент самих механизмов функционирования сознания и деятельности человека в целом. Говоря о деятельности как

6 1

таковой, мы не можем не упомянуть, что ценностно-смысловая сфера может зависеть и от стажа работы сотрудника. Ценности по своей сути обладают интегрирующей функцией, т. е. способны объединяться в целые системы. То есть чем больше стаж работы сотрудника в организации, тем больше его ценностно-смысловая сфера принимает другие ценностные структуры, и, соответственно, наоборот, чем меньше стаж работы сотрудника, тем меньше изменяется ценностно-смысловая сфера.

Взгляды отечественных психологов на систему личностных смыслов, как и представления о системе ценностей человека, часто перекликаются с идеями представителей экзистенциально-гуманистического направления, в частности, с работами В. Франкла. Так, В. Франкл рассматривает стремление человека к поиску и реализации смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности [13]. По его мнению, смысл жизни состоит в конкретном смысле жизненной ситуации. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности — труд. Понимание смысла собственного труда делает его значительно более продуктивным и творческим [13].

Личностный смысл есть составляющая динамической ценностно-смысловой системы, индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность [1].

Объект исследования — ценностно-смысловая сфера личности.

Предмет исследования — особенности ценностно-смысловой сферы личности руководителей и сотрудников кадровой службы.

Гипотеза исследования:

1. Существует взаимосвязь между инструментальными ценностями и смысложизненными ориентациями личности руководителей и сотрудников кадровой службы учебного центра.

2. Стаж работы руководителей и сотрудников влияет на изменение ценностно-смысловой сферы личности.

Методики исследования

В качестве основного метода исследования был избран эмпирический метод психологического тестирования с применением методик:

• тест ИЦЛ12 (вариант методики ИЦЛ 09, автор — А. В. Капцов, модифицированный А. В. Барабановой) [5];

• методика СЖО, автор — Д. А. Леонтьев [6];

• методика экзистенциальной исполненности, автор — А. Лэнгле и К. Орглер, русскоязычная адаптация И. Н. Майнина [11].

В пилотажном исследовании принимали участие руководители и сотрудники учебного центра: из них 14 женщин и 15 мужчин, всего 29 человек. Возраст испытуемых варьируется от 21 до 36 лет. Образование: у 22 испытуемых имеется высшее образование, а у 7 испытуемых образование среднеспециальное. Стаж работы испытуемых от 6 месяцев до 7 лет.

Обработка первичных данных проводилась подсчётом «сырых» баллов испытуемых с последующим переводом полученных результатов в стандартную шкалу. Для проведения количественной обработки нами была использована программа математической обработки данных БТАТКТГСА 6.0, а именно: расчёт И-критерия Манна-Уитни, факторный анализ (метод главных компонент с варимакс вращением) и кластерный анализ (агломеративный метод древовидной кластеризации с евклидовой метрикой).

Результаты исследования

Исследование было направлено на выявление особенностей ценностносмысловой сферы личности руководителей и сотрудников кадровой службы. Для описания структуры ценностно-смысловой сферы личности был проведён факторный анализ (табл. 1).

По таблице 1 видно, что выявлено два устойчивых фактора (критерий «каменистой осыпи» Р. Кеттелла): первый фактор (факторный вес 3,85 при дисперсии 25%) представлен гуманистическими ценностями-средствами, а второй фактор (факторный вес 2,47 при дисперсии 16%) — ценностно-смысловыми ориентациями. Общая дисперсия составила 41%, что говорит о недостаточно хорошем полученном фактором решении, скорее всего, из-за малого объема эмпирической выборки. В то же время коэффициент корреляции между фактором «гуманистические ценности» и фактором «ценностно-смысловые ориентации» составил 0,25, что свидетельствует об ортогональности, т. е. независимости по отношению друг к другу, факторов.

Таблица 1

Значения факторных весов элементов структуры ценностно-смысловой сферы личности

Ценности Фактор 1 Гуманистические Фактор 2 Ценностно-смысловые

ценности ориентации

Образованность 0,70 0,19

Воспитанность 0,69 0,33

Нравственность 0,71 -0,27

Чуткость 0,69 -0,06

Рациональность 0,58 -0,01

Независимость -0,28 -0,05

Исполнительность 0,24 0,39

Смелость 0,27 0,54

Воля 0,41 0,41

Жизнерадостность 0,44 0,45

Психич. активность 0,66 0,14

Физич. активность 0,61 0,26

Цели -0,05 0,79

Процесс -0,007 0,28

Результат -0,09 0,77

Собственное 3,85 2,47

значение фактора

Дисперсия 0,25 0,16

Анализ полученных результатов показал, что наиболее весомые факторные нагрузки имеют ценности: образованности (факторный вес 0,70), воспитанности (факторный вес 0,69), нравственности (факторный вес 0,71), чуткости (факторный вес 0,69), а также ценность психической активности (факторный вес 0,66), физической активности (факторный вес 0,61) и ценность смелости (факторный вес 0,54) в достижении поставленных целей и результата. Таким образом, структура ценностно-смысловой сферы имеет особенности. Следовательно, гипотеза, выдвигаемая в нашем исследовании, подтвердилась: действительно существует взаимосвязь между инструментальными ценностями и смысложизненными ориентациями личности. Ценности-средства воплощают в себе определенную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей. В исследовании ценности-средства понимаются как средства в осмыслении смысла, т. е. они являются эмоционально пережитыми. У испытуемых цели достигаются с помощью проявления активности, инициативности в действиях. Наряду с этим достигнутые цели испытуемых придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Цель состоит из элементов поведения и сознательной деятельности человека, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Результат отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Смысл является механизмом дополнительного (эмоционального) подкрепления и правильности действия, который ведёт к достижению цели испытуемого. При реализации цели дополнительно подключаются эмоции, которые побуждают испытуемых переживать смысл своих действий. То есть ценность смелости у испытуемых выступает как способ активно действовать для достижения цели и результата. Если цель достигается, то, как следствие, достигается и результат. Когда же цель достигнута и получен результат, то мы можем говорить о той или иной форме осознанности, отреф-лексированности наиболее общих смысловых образований.

Исходя из двухфакторной структуры ценностной смысловой сферы работников кадровой службы организации, можно предположить, что в выборке присутствует четыре типа личности.

Для выявления количественной представленности четырех типов личности среди испытуемых в нашем исследовании использовался метод древовидной кластеризации (рис. 1).

Из полученной дендрограммы (рис. 1) выявлено 4 типа личности. Для определения статистических различий между кластерами использовался И-критерий Манна-Уитни. Так получены статистически значимые различия между 1-м и 2-м типом в ценностях образованности, воспитанности, рациональности, смелости, жизнерадостности, психической и физической активности. Между 2-м и 3-м типом обнаружены различия только в ценности образованности. В 3-м и 1-м типах личности обнаружены статистически значимые различия в ценностях образованности, чуткости, рациональности, смелости, психической активности.

Рис. 1. Дендрограмма выделения типов личности на основе общности ценностно-смысловой сферы

Ценности образованности, воспитанности и исполнительности различны у 3-го и 4-го типов. Помимо этого, 4-й и 1-й типы различаются в ценностях образованности, воспитанности, нравственности, чуткости, рациональности, исполнительности, психической активности. Обнаружены статистически значимые различия 2-го и 4-го типов в ценностях нравственности, исполнительности и в шкале результата.

Для составления психологического портрета каждого из выделенных типов личности построим профиль личности (рис. 2), основанием которого являются инструментальные ценности и смысложизненные ориентации, с использованием кластерного анализа (метод к - средних).

Кластер 1 был назван типом «Чиновник», т. к. представители этого типа имеют низкие значения ценностей образованности, воспитанности, рациональности, чуткости, исполнительности, смелости, воли, жизнерадостности, психической и физической активности. Эти показатели характеризуют данный тип как личность, не стремящуюся расширять свой кругозор, получать новые знания. За счёт этого выявлен низкий уровень общей культуры и, как следствие, не умение выслушать, нетерпимость к мнению других, возможно, проявление агрессивности и конфликтности. В эмоциональном плане проявляет чёрствость, эгоистичность, безразличие к чужим проблемам. В достижении своих целей тип руководствуется только своими чувствами, поэтому склонен к импуль-

сивности в принятии решения. Такому типу личности трудно находиться в жёстких рамках, поэтому у него присутствует нарушение сроков исполнения полученных задач, также характеризуется низкой ответственностью и необязательностью. Нужно отметить, что в достижении целей не проявляет инициативности, поэтому пассивен и перед трудностями отступает назад. Этот тип личности серьёзен и имеет неразвитое чувство юмора. Деятельность носит хаотичный порядок, потому что не имеет чёткого плана, этот тип личности склонен к спонтанности, что подтверждается низкими значениями ценности рациональности. Не склонен к активному действию, старается уклониться от физического труда. Нужно заметить, что ценность нравственности имеет средние значения, что характеризует данный тип как личность, проявляющую общественно приемлемые способы поведения, но в достижении своих личных целей и выгод этот тип будет прибегать к лживости, имеет склонность к коррумпированности. Данный тип личности характеризуется высокой ценностью независимости, подтверждается низкими значениями ценности чуткости, т. е. такая личность действует только исходя из своих суждений и выгод. Независим от мнения окружающих, не ждёт от них помощи и понимания, действует самостоятельно. Низкие значения показателей целей и результата говорят о том, что этот тип личности живёт сегодняшним или вчерашним днём. То есть он не ставит перед собой долгосрочных перспективных целей. Отсутствуют цели в будущем, за счёт чего низкая осмысленность жизни, поэтому проявляется неудовлетворённость прожитой частью жизни. В данный тип личности входят 5 испытуемых, из них 2 испытуемых имеют должность руководителя.

Plot of Means for Each Cluster

Чуткость

Смелость

Variables

Физ.ак.

-о- Cluster 1 Cluster 2

-ö ■ Cluster 4

Рис. 2. Профиль личности выделенных типов

Второй кластер — это тип «кадрового сотрудника (исполнитель)». Такой тип личности имеет высокие показатели ценностей образованности, воспитанности, нравственности, чуткости, рациональности, воли, психической активности. Всё это характеризует личность как имеющую высокий уровень культуры, эрудиции, интеллигентности. Поэтому цели достигает благодаря тактичности, вежливости. Умеет слушать и проявляет толерантность по отношению противоположной точке зрения. Высоко морален и нравственен, проявляет отзывчивость к окружающим и откликается на просьбы о помощи. В достижении и выборе целей руководствуется логикой и здравым смыслом, но при этом чувствителен и может проявлять импульсивность, если охвачен чувствами. Такой тип личности настойчив и не отступает перед трудностями, умеет настоять на своём. Стремится к рефлексии тех или иных фактов жизни, к объяснению происходящих событий. Он сознательно планирует свою деятельность и поведение. Этот тип личности имеет выше среднего показатели ценностей исполнительности, смелости, жизнерадостности, физической активности, и выше среднего показатели осмысленности будущего и прошлого. Такие данные характеризуют личность как склонную к выполнению данных обещаний, но при этом растягивающую сроки исполнения обещания. Склонен к «откладыванию на потом». Проявляет инициативность только тогда, когда имеет чёткую цель. Оптимистичен, но в работе и деятельности проявляет серьёзность. Стремится поддерживать контакты с окружающими и активен в общении, но в свободное время склонен к пассивному отдыху. Эта личность целеустремлённая, но планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреплены личностной ответственностью за их реализацию. Поэтому жизнь данного типа личности осмыслена, но не имеет какой-либо направленности во времени. При этом личность оценивает всю прожитую часть жизни как продуктивную и придаёт ей определённый смысл, но также имеет некую неудовлетворённость чем-либо в прошлом. Установлен показатель ниже среднего ценности независимости, что определяет этот лип личности как действующий самостоятельно, но являющийся лишь исполнителем задач. В этот тип личности входит 17 человек испытуемых, все они кадровые сотрудники учебного центра.

Следующий кластер 3 был назван типом «Руководитель». Он имеет низкие показатели ценности образованности, воспитанности, нравственности, чуткости, рациональности. Они характеризуют личность как не стремящуюся к усвоению нового опыта и знаний. За счёт этого низкий уровень общей культуры и эрудиции. Склонен к повышенной конфликтности и нетерпим к чужому мнению, не умеет слушать. Во взаимоотношениях с окружающими резок и может проявлять нетактичность. Этот тип руководствуется собственным эгоизмом и чёрств в эмоциональном плане, но импульсивен, когда охвачен чувствами, чаще всего это может быть связано с агрессивностью. Высокая ценность независимости демонстрирует, что подобный тип личности в достижении целей склонен действовать самостоятельно и сам принимает решения, не ждёт со стороны помощи. Имеет склонность к выполнению данных обещаний, обязателен и исполнителен. Средние значения ценности смелости характеризуют представленный тип личности как склонный видеть выгоду и только в этом случае действовать активно, достигая поставленных целей. В остальном

же — пассивен. При этом если на пути возникают трудности, то этот тип личности отступит и не будет их преодолевать. Ценность жизнерадостности имеет низкие значения, что демонстрирует этот тип как серьёзную личность, но, несмотря на это, у него нет чёткого плана действий. Стремится отклониться от физических нагрузок. Имеются высокие значения осмысленности будущего и прошлого. Они характеризуют этот тип личности как имеющим в своей жизни цели в будущем, которые придают жизни осмысленность и направленность. Своё прошлое данная личность оценивает как продуктивное и осмысленное, имеющее определённый результат. В данном типе представлено 4 испытуемых, из них 2 сотрудника кадровой службы и 2 руководителя отделов.

Наконец, кластер 4 — это тип «Менеджер». Данная личность имеет высокие значения ценностей образованности, рациональности, независимости, смелости, жизнерадостности, психической и физической активности, а также высокие показатели шкал осмысленности будущего и прошлого. Всё это характеризует данный тип как образованную личность, стремящуюся к расширению своего кругозора, имеющую высокий уровень общей культуры. Свои знания реализует в рациональном подходе к деятельности, т. е. руководствуется логикой, имеет склонность к долгому принятию решения и обдумыванию ситуации. В достижении целей склонен активно действовать самостоятельно и не ждать помощи со стороны. Проявляет инициативность и смелость в словах и поступках. Помимо этого, оптимистичен и имеет чувство юмора, а также стремится к рефлексии событий своей жизни. Деятельность у такого типа личности всегда планирована и имеет сознательную структуру. Активно поддерживает контакты с окружающими людьми, склонен к подвижности и физическим усилиям. Высокие показатели шкал «Цели» и «Результат» характеризуют данный тип личности как имеющий определённые цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу для реализации своих потребностей. Но также этот тип личности склонен к некой мечтательности, когда цели не имеют реальной опоры в настоящем. Но, помимо всего прочего, прошлую часть жизни оценивает как осмысленную и результативную, прошлое придаёт смысл настоящему. Одновременно данный тип личности имеет низкие показатели ценностей воспитанности, нравственности, чуткости, исполнительности и воли. Такие данные говорят о том, что личность может игнорировать воспитанность при достижении своих целей, т. е. личность проявляет нетерпимость к мнению окружающих, не умеет выслушать, за счёт чего может руководствоваться общественно не одобряемыми способами поведения. При достижении своих выгод может прибегать к лживости и нечестности. Не чувствителен к проблемам других, эмоционально чёрств в отношении окружающих. Не держит данного им слова и склонен к нарушению сроков исполнения полученных задач, проявляет безответственность. Представленный тип личности в достижении рабочих целей не проявляет активности, при возникновении трудностей в работе часто избегает их решения. В данном типе личности представлены 3 испытуемых, из них 2 занимают должности руководителя, а один является сотрудником кадровой службы учебного центра.

Наличие тех или иных характеристик в психологическом портрете работников много говорит о них, но профессиональная деятельность, а главное — ее успешность, определяется структурой ценностно-смысловой сферы личности. Наиболее эффективным для этих целей является построение факторной структуры, однако недостаточный объем испытуемых не позволяет его использовать, поэтому мы использовали ранговую корреляцию Спирмена с последующим построением корреляционных плеяд. Корреляционная плеяда типа личности «Чиновник» характеризуется наличием всего одной значимой взаимосвязи между осмысленностью будущего и ценностью жизнерадостности (коэффициент корреляции 0,61). Поэтому можно сделать вывод, что осмысленность будущего у типа личности «Чиновник» ведёт к повышению жизнерадостности и оптимистичности. То есть, достигая поставленных задач и целей, этот тип личности чувствует удовлетворённость и у него преобладает хорошее чувство юмора и общий тонус повышается.

На рисунке 3 представлена корреляционная плеяда для второго типа личности «Кадровый сотрудник (исполнитель)».

Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи характеристик типа личности «Кадровый сотрудник (исполнитель)»

Из рисунка 3 можно сказать, что умение слушать, уважительное отношение и вежливость помогают этому типу добиваться поставленных целей, а так же тактичность во взаимоотношениях этого типа ведёт к повышенной ответственности и исполнительности. Причём связь между ценностью воспитанности и ценностью исполнительности выше, чем со шкалой «Цели» СЖО. Это может быть связано с тем, что сам тип личности высоконравственен и имеет развитое чувство ответственности.

На рисунке 4 представлена корреляционная плеяда для типа личности «Руководитель».

Из рисунка 4 можем увидеть, что ценность образованности имеет сильную связь с ценностью чуткости. Это может говорить о том, что низкий уровень образованности и эрудиции ведёт к повышенной конфликтности во взаимоотношениях и безразличию к проблемам других. Связь между ценно-

стью образованности и ценностью воспитанности объясняется общим низким уровнем культуры в целом. Ценность чуткости в свою очередь взаимосвязана с ценностью воли. Это характеризует данный тип личности как эмоционально чёрствый и эгоистичный тип. Это ведёт к тому, что в достижении своих целей, эмоции и чувства данного типа не мешают ему и не влияют на способы достижения целей. За счёт того, что эмоции имеют низкий порог проявления, данный тип личности не боится трудностей и не отступает перед ними, поддавшись чувствам. Помимо этого, ценность воли имеет связь с ценностью исполнительности. Это объясняется тем, что высокая исполнительность и обязательность характеризуются волевыми качествами этого типа личности, т.е. обязательность в достижении целей регулируется волевыми проявлениями личности.

Рис. 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи характеристик типа личности «Руководитель»

Нами проанализирована корреляционная плеяда для четвертого типа личности «Менеджер» (рис. 5). Корреляционная плеяда типа личности «Менеджер» характеризуется наличием взаимосвязи между ценностью исполнительности, воли и ценностью чуткости (коэффициент корреляции 0,65). Это говорит о том, что низкая степень ответственности связана с неумением преодолевать трудности, настаивать на своём. То есть такой тип личности склонен избегать обещаний и ответственной работы, так как присутствует страх не справиться с возникающими трудностями и неудачами. Поэтому низкая ценность чуткости характеризуется эмоциональной чёрствостью к другим, т. к. данный тип личности стремится избегать каких-либо ситуаций, когда требуется его непосредственное вмешательство. Данный тип личности характеризуется низкой степенью ответственности и обязательности, что ведёт к пассивности в достижении целей, а также к безразличию и безынициативности.

Рис. 5. Корреляционная плеяда взаимосвязи характеристик типа личности «Менеджер»

Для подтверждения эмпирической гипотезы о том, что стаж работы влияет на ценностно-смысловую сферу личности, нами был проведён статистический анализ выборки, поделённой на 2 группы: работающих в кадровой службе от 6 месяцев до 3 лет и имеющих стаж работы от 4 до 7 лет (И-критерия Манна-Уитни, табл. 2).

Результаты показывают: ориентируясь на показатели критических значений И, можно сказать, что две выделенные группы испытуемых в основном сходны по ценностно-смысловым характеристикам. При сравнении характеристик испытуемых со стажем от 6 месяцев до 3 лет и испытуемых со стажем от 4 до 7 лет — не было выявлено достоверных различий, кроме шкалы свободы опросника Лэнгле. Испытуемые, имеющие стаж работы от 6 месяцев до 3 лет (группа 1), отличаются по шкале «свобода» от испытуемымих, работающих в организации от 4 до 7 лет (группа 2). Нами установлено, что испытуемые группы 1 имеют среднее значение по шкале «свобода» 2,75 (ББ = 1,73), а представители второй группы — среднее значение 2,68 (ББ = 0,69). Следовательно, можно сделать вывод о том, что испытуемые первой группы более обязательны и ответственны, способны принимать решения, инициативны, а также способны находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению, в отличие от второй группы. Значит, гипотеза о том, что стаж работы влияет на изменения ценностно-смысловой сферы личности, подтвердилась частично. Сходство ценностно-смысловой сферы руководителей и сотрудников может быть объяснено ещё и тем, что данная организация имеет несколько филиалов, за которыми закреплены определённые сотрудники и один руководитель. Так, в каждом филиале по 4-5 сотрудников. Ценности обладают интегрирующей функцией, поэтому ценности одного человека могут интегрировать с ценностями другого, т. е. объединяясь в более общие системы ценностей. Уже один этот факт говорит о том, что у данной выборки могут и не быть выявлены различия в ценностно-смысловой сфере.

7 1

Таблица 2

Результаты расчёта критерия Манна-Уитни

Ценности Сумма рангов Сумма рангов и- критерий г- значения Р

Образованность 201 234 98 0,26 0,79

Воспитанность 210,5 224,5 88,5 0,68 0,49

Нравственность 220 215 79 1,1 0,27

Чуткость 205 230 94 0,44 0,65

Рациональность 212,5 222,5 86,5 0,77 0,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Независимость 215 220 84 0,89 0,37

Исполнительность 209 226 90 0,62 0,53

Смелость 180,5 254,5 89,5 -0,64 0,52

Воля 227,5 207,5 71,5 1,44 0,14

Жизнерадостность 223 212 76 1,23 0,21

Псих. активность 202 233 97 0,31 0,75

Физ. активность 233 202 66 1,68 0,09

Шкала самодистанцирования 195 240 104 0,00 1,00

Шкала самотрансценденции 189 246 98 -0,33 0,73

Шкала свободы 152 283 61 -1,94 0,05

Шкала ответственности 181 254 90 -0,63 0,52

Цели СЖО 226,5 208,5 72,5 1,41 0,15

Процесс СЖО 185,5 249,5 94,5 -0,42 0,67

Результат СЖО 179,5 255,5 88,5 -0,71 0,47

Полученные в результате исследования данные могут использоваться в кадровом менеджменте, в работе при повышении квалификации руководителей и сотрудников, при профотборе и расстановке кадров, при формировании корпоративной культуры. При работе с руководителями и сотрудниками нужно учитывать их структуру ценностно-смысловой сферы, т. к. это позволит развить корпоративную культуру в организации и повысить личностную работоспособность сотрудников организации.

7 2

Выводы

1. Ценности обладают регулирующей функцией. Регулирующая функция ценностей выражается в том, что при определенном соотношении регуляторных качеств образов значимых других, которые наполнены для индивида ценностным содержанием, возникает такая ситуация, когда субъект принимает жизненно важную цель, цель продуктивной активности, захватывающую и моменты самоизменения, роста личности. В дальнейшем ценности в совокупности с идеалами становятся звеньями процесса саморегуляции личности, исходным пунктом личностного развития.

2. Влияние ценностей можно рассматривать также и через призму профессиональной деятельности. В свою очередь, выполняемая профессиональная деятельность определяет развитие личности и ее ценностной структуры на основе установленных взаимоотношений в коллективе. Деятельность может выступать как средство реализации личностных ценностей. Деятельность человека, посредством которой устанавливаются его отношения с действительностью, есть форма реализации его ценностей.

3. Смысл представляется «единицей», «живой клеточкой» личности, смысл — это то, ради чего совершается жизнедеятельность человека.Смыслы, наряду с ценностями, являются одними из основных составляющих ценностно-смысловой сферы человека. Смыслы выступают как бы примиряющим звеном в противопоставлении субъекта и объекта. Они выражают субъективное, личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры и человека.

4. Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности руководителей и сотрудников кадровой службы учебного центра выявило два устойчивых фактора: первый фактор — гуманистические ценности-средства, второй фактор — ценностно-смысловые ориентации. Причем коэффициент корреляции между фактором «гуманистические ценности» и фактором «ценностно-смысловые ориентации» составил 0,25, что свидетельствует об ортогональности факторов.

5. Исходя из двухфакторной структуры ценностной смысловой сферы работников кадровой службы организации, доказано предположение о наличии в выборке четырех типов личности, для которых свойственны особенности в ценностно-смысловой сфере личности.

6. На основании корреляционных плеяд, полученных ранговой корреляцией Спирмена, показаны различия в структурах ценностно-смысловой сферы четырех типов личности работников кадровой службы учебного центра.

7. Для подтверждения гипотезы о том, что стаж работы влияет на ценностно-смысловую сферу личности, использовался И-критерий Манна-Уитни. Результат доказывает, что между двумя выделенными группами испытуемых есть сходства, кроме шкалы свободы. По шкале свободы выявлено, что испытуемые первой группы имеют различия с испытуемыми второй группы. Значит, гипотеза о том, что стаж работы влияет на изменения ценностно-смысловой сферы личности, подтвердилась частично.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Психология личности. — М. : МГУ, 1990. — 284 с.

2. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. — 1999. — № 5. — С. 39—41.

3. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М. : Экспресс-Москва, 1995. — 109 с.

4. Деева, Н. А. Ценностно-смысловая сфера как основа регуляции жизнедеятельности, динамика ее функционирования. ИКЬ: http://www.superinf.ru/view_helpstud. php?id=3323.html (дата обращения: 06.03.2013).

5. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы : метод. пособие. — Самара : СамЛюксПринт, 2011. — 60 с.

6. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодёжи / Л. В. Карпу-шина, А. В. Капцов. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.

7. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. — 1993. — Т. 24. — № 4. — С. 45—46.

8. Краснорядцева, О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журн. — 1998. — № 7. — С. 70—75.

9. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 2-е издание. — М. : Смысл, 2003. — 272 с.

10. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М. : Смысл, 1992. — 164 с.

11. Лэнгле А., Орглер К. Шкала Экзистенции // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. — 2009. —№ 1. — 89 с.

12. Петрова, Л. Н. Профессиональные и личные цели и ценности. ИКЬ: http:// www.tsogu.ru/university/subdivisions/teachworkdep/kurator/kurator-studentu/ professionalnye-i-lichnye-tseli-i-tsennosti/html (дата обращения: 02.04.2013).

13. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М. : Речь, 1990. — 357 с.

14. Худякова, Н. Л. Аксиологические основы поведения : курс лекций. — Челябинск : ЮУрГУ, 2011. — 58 с.

15. Юпитов, А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. — 1995. — № 4. — С. 52—69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.