Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов средней и высшей школы'

Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов средней и высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наличаева С. А.

Статья посвящена изучению мотивов выбора педагогической деятельности, профессиональной направленности, субъективно важных характеристик деятельности, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения педагогов. Большой интерес представляет изучение ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов, т.к. они играют основополагающую роль в их профессиональной деятельности (в процессе передачи знаний и взаимоотношениях с учащимися).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов средней и высшей школы»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ СФЕР ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© Наличаева С.А.*

Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,

г. Севастополь

Статья посвящена изучению мотивов выбора педагогической деятельности, профессиональной направленности, субъективно важных характеристик деятельности, ценностей, смысложизненных ориентации и аспектов самоотношения педагогов. Большой интерес представляет изучение ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов, т.к. они играют основополагающую роль в их профессиональной деятельности (в процессе передачи знаний и взаимоотношениях с учащимися).

В современном обществе педагоги играют большую роль в формировании личности учащихся, развитии и воспитании молодого поколения. При этом особую важность представляет внутренний потенциал самих учителей и преподавателей.

Особенности ценностно-смысловой сферы педагога являются регуляторами в педагогической деятельности, по мнению А.Н. Густелевой [4], смысложизненые ориентации влияют на резистентность педагогов к профессиональному выгоранию. Ценности, как ядро жизненной стратегии, регулируют направленность, определяют организацию деятельности, отражают меру сопоставления мотивов [9]; Я.С. Сунцева [11] считает, что «ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности»; по мнению Б.С. Алишева [1], представляют в психике функциональные связи ме^ду субъектом и объектом, которые определяют меру приоритетности значений объектов, событий, ситуаций. Ценности и смыслы лежат в основе «ядра субъективной активности» (М.И. Бобнева [2]), близки к понятию внутреннего психологического потенциала, к которому личность обращается в проблемных ситуациях [12]. Леонтьев Д.А. [7] выделил две группы смысложизненных ориентаций: собственно смысложизненные ориентации (цель в жизни (отражает «будущее»), насыщенность жизни (процесс, отражающий «настоящее»), удовлетворённость самореализацией (результат, отражающий «прошлое»), во второй группе - локус контроля - Я (осмысленность жизни, себя в ней, общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль над жизнью возможен) и локус контроля - жизнь (управляемость жизнью, вера в собственную способность осуществлять контроль над жизнью).

* Преподаватель кафедры Психологии, аспирантка Института психологии Российской академии наук.

Педагогическая деятельность сложна, эмоционально, коммуникативно, когнитивно нагружена, но, вместе с тем, интересна, творчески насыщена, открывает возможности для самореализации личности в профессии. Субъект-субъектные отношения, воспитание (преобразование другого), общение (процесс информационного, эмоционального и ценностного обмена), творчество - определяют характер и динамику развития субъектно-сти педагогов, возможность реализации внутреннего потенциала [6].

Профессиональное развитие личности включает в себя не только прогрессивные изменения, но и возможность регресса: деформации личности, под влиянием профессии. Профессиональное выгорание, как деформация личности [8]; разрушительно влияет на педагогов, учащихся и процесс образования в целом [3]. При большом вкладе в развитие профессионального выгорания влияния педагогической деятельности на личность, организационных факторов школы и вуза, многие педагоги, работая долгие годы, остаются резистентными к выгоранию, напротив, удовлетворены профессией, работают с полной отдачей, реализуют свой внутренний потенциал, ощущают вовлечённость в работу [13], когда педагогическая деятельность для них является призванием [5]. В святи с этим большой интерес представляет изучение ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов.

С целью описания основных мотивационных и ценностно-смысловых аспектов личности педагогов было проведено исследование на базе средней образовательной школы и вуза г. Севастополя на выборке из 40 учителей и 40 преподавателей. В работе использовался метод анализа теоретических и эмпирических данных. Применялись следующие психодиагностические методики в бланковой форме:: методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (Е.П. Ильин), анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности (Job diagnostic survey Hackman & Oldham, 1975; сокращённая версия K.-H.Schmidt and U.Kleinbeck, 1999), методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Е.И. Рогов), методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» (Н.В. Журин и Е.П. Ильин), методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, методика исследования самоотношения В.В. Столина, опросник терминальных ценностей (тест «ОТеЦ» И.Г. Сенина). Данные обрабатывались в статистическом пакете SPSS for Windows 12.0 (коэффициент корреляции Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни).

В исследовании рассматривались мотивы выбора педагогической деятельности, отражающие педагогическое призвание: сознание полезности деятельности, важности обучения молодёжи, интерес к педагогической деятельности, стремление к общению с молодёжью, желание передать знания, стремление к самовыражению, к творческой работе и сопутствующие мотивы: стремление к самоутверждению, к повышению статуса, желание находиться в среде интеллектуалов, возможность заниматься на-

учной работой, получить учёную степень, звание, стремление к власти, влияние на выбор профессии обстоятельств, наличие длительного отпуска. Изучалась профессиональная направленность педагогов (на организаторскую работу, предмет, общение, получение одобрения, интеллигентность поведения). Анализировались субъективно важные характеристики деятельности (разнообразие, сложность, значимость, независимость, обратная связь). Изучались терминальные ценности: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижение, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности в различных сферах жизнедеятельности (в профессиональной, общественной, семейной сферах, в сфере образования, обучения и увлечений) [14] и аспекты самоотношения (закрытость, самоуверенность, саморуководство, отражённое самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение).

В результате исследования получены данные, свидетельствующие о том, что в основе выбора учителями профессии лежит интерес к педагогической деятельности, стремление к самовыражению, к творческой работе, стремление к власти и стечение обстоятельств. Для учителей наиболее значимой в профессии является сложность, обратная связь, наименее значимо - разнообразие. Большинство учителей удовлетворены своей профессией (у 55 % высокая удовлетворённость, неудовлетворенны 25 %). Неудовлетворены взаимоотношениями с коллегами, материальной базой, заработной платой. Удовлетворены профессией в целом, достигаемыми результатами, взаимоотношениями с родителями учащихся, отношением к предмету педагогического коллектива, родителей учащихся, своей профессиональной, методической, теоретической, организационной подготовкой, учебной программой, местом работы. Для учителей наиболее значимы жизненные сферы образования, обучения и семьи, менее значимы общественная, профессиональная сферы, сфера увлечений.

У преподавателей в большей степени выражены мотивы: желание передать знания, стремление к самовыражению, к творческой работе, интерес к педагогической деятельности. Для них наиболее важны в профессии сложность, независимость. 72,5 % преподавателей удовлетворены своей профессией, средне удовлетворены 7,5 %, высоко неудовлетворенны 17,5 %, испытывают среднюю неудовлетворённость профессией 2,5 %. Неудовлетворенны взаимоотношениями с администрацией, с коллегами, материальной базой. Удовлетворены профессией в целом, достигаемыми результатами, взаимоотношениями с учащимися, отношением учащихся и педагогического коллектива к предмету, своей профессиональной, методической, теоретической и организационной подготовкой, учебной программой, местом работы, заработной платой. Наиболее значима для специалистов профессиональная и семейная сферы, менее значимы сфера образования, обучения, увлечений и общественная сфера.

Для учителей и преподавателей в профессиональной сфере наиболее значимы ценности материального положения, престижа. В сфере образования для учителей наиболее важны ценности: креативность, достижения, престиж, для преподавателей престиж и сохранение индивидуальности; в семейной сфере для педагогов наиболее ценно материальное положение, престиж. У педагогов в общественной сфере - престиж и духовное удовлетворение (для учителей достижения, для преподавателей - развитие себя). Не выявлено статистически значимых различий в ценностях у учителей и преподавателей, кроме высокого материального положения в профессиональной сфере (и = 454, р = 0,03), интегрального показателя ценности высокого материального положения (И = 461, р = 0,000). Среди смысложизненных ориентаций у педагогов в наибольшей степени выражены ориентации на процесс жизни, в наименьшей степени ощущение себя хозяином жизни. У педагогов проявляется ориентация на процесс жизни, педагоги воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, прослеживаются тенденции к жизни сегодняшним днем, к фатализму, убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, бессмысленно загадывать на будущее, склонны к неверию в свои силы контролировать события жизни. У педагогов средние показатели отражённого самоотношения, самопривязанности, внутренней конфликтности. Выше среднего показатели закрытости, самообвинения. У преподавателей в большей степени проявляется самообвинение, чем у учителей (И = 513, при р = 0,005). У педагогов в целом прослеживается тенденция к закрытости, неспособности, нежеланию осознавать, выдавать информацию о себе, к самообвинению, готовности винить себя, что сопровождается негативными эмоциями, несмотря на высокую самооценку. У специалистов проявляется тенденция к неудовлетворенности собой, своими возможностями, сомнениям в способности вызывать уважение, в некоторой подвластности «Я» обстоятельствам, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», переоценке своего духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, потере интереса к своему внутреннему миру, недостаточному самопринятию.

В результате корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена, при р < 0,01) в группах учителей были получены связи между показателями мотивации, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения. Наличие цели в будущем связано с представлением о себе как о свободной в построении жизни личности (0,76). Осознание себя хозяином жизни связано с ценностями (0,6). Наличие цели в будущем, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворение самореализацией связаны с ценностями социальных контактов, духовного удовлетворения (0,6). Цели связаны с ценностями развития себя и сохранения индивидуальности (0,6). Чем более выражены ценности, тем выше потен-

циальная мотивация (0,7), которая связана с осмысленностью жизни (0,6) и наличием цели (0,6). Чем сильнее осмысленность жизни, тем выше убеждённость учителя в том, что он способен вызвать уважение у окружающих, (0,5). Самоценность, принятие себя связаны с наличием цели (0,6), ощущением себя хозяином жизни, осмысленностью жизни (0,6). Чем выше показатели ценностей собственного престижа, креативности, социальных контактов, развития себя, духовного удовлетворения, сохранения индивидуальности, ориентации на цель, контроля жизни, потенциальной мотивации в педагогической деятельности, тем ниже показатели закрытости, самообвинения и внутренней конфликтности.

У преподавателей мотивы педагогического призвания связаны с ценно -стями материального положения (0,5), креативности (0,5), социальных контактов (0,5), развития себя (0,5), духовной удовлетворённости (0,5), сохранения индивидуальности (0,5). Потенциальная мотивация связана с ценностями престижа (0,6), материального положения (0,6), духовного удовлетворения (0,6), сохранения индивидуальности (0,6). Чем ниже показатели ценностей престижа, материального положения, развития себя, достижений, сохранения индивидуальности, мотивация педагогического призвания, тем более выражены сопутствующие мотивы педагогической деятельности (-0,7). Чем выше закрытость, тем ниже показатели ценностей (-0,4), самопривязанность (-0,7). Чем выше отражённое самоотношение, тем ниже закрытость (-0,6). Самопринятие связано с ценностями материального положения (0,4), креативности (0,4), социальных контактов (0,4), развития себя (0,5), сохранения индивидуальности (0,4). Самопривязанность связана с духовным удовлетворением (0,4). Самообвинение связано с закрытостью (0,6), чем ниже самообвинение, тем выше отражённое самоотношение (-0,6), самоуверенность (-0,8), самоценность (-0,6). Ощущение себя хозяином жизни связано с удовлетворением самореализацией. Чем выше контроль над жизнью, тем более выражены представления о себе, как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Чем выше общая осмысленность жизни, тем сильнее самопривязанность.

Сравнивая учителей и преподавателей можно отметить качественные и количественные различия в проявлениях признаков. У преподавателей в большей степени выражены мотивы, отражающие педагогическое призвание (и = 461, р = 0,001): сознание полезности деятельности, важности обучения и воспитания молодёжи (и = 454, при р = 0,001), интерес к педагогической деятельности (и = 583, при р = 0,035), стремление к общению с молодёжью (и = 395, при р = 0,000), желание передать свои знания, опыт (и= 408,5, р = 0,000) и сопутствующие мотивы (и = 450,5, р = 0,001) (стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа (и = 410, р = 0,000), желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей (и= 434, р = 0,000), возможность заниматься научной работой, получить степень, зва-

ние (И= 412,5, р = 0,000)). У преподавателей в большей степени выражена направленность на предмет (И= 450,5, при р = 0,001). Учителя в большей степени удовлетворены учебной программой (И = 720, р = 0,041), чем преподаватели, преподаватели в большей степени удовлетворены заработной платой (И = 311, р = 0,000).

Общим для педагогов является мнение о том, что на их выбор профессии повлияло желание заниматься педагогикой, изучать любимый предмет, возможность общаться с молодёжью, случайно сложившиеся обстоятельства, рекомендации родителей. Основная направленность в деятельности заключается в процессе передачи информации, познании, коммуникациях с учащимися, творчестве, развитии себя, познании другого. Направленность педагогов определяется распоряжениями администрации, инструкциями вышестоящих организаций, собственным опытом, методическими пособиями, учебными планами, интересами учащихся. Для специалистов важными аспектами деятельности являются: значимость профессии в обществе, сложность, постоянные требования, связанные с саморазвитием, повышением квалификации, интерес, наличие обратной связи от учащихся.

Таким образом, важным аспектом педагогической деятельности является внутренний потенциал личности педагога: особенности мотивацион-ной и ценностно-смысловой сферы. Педагоги в основном удовлетворены профессией, у них преобладают мотивы, характеризующие педагогическое призвание. В профессии наиболее значимы ценности материального положения, престижа. У педагогов в целом прослеживается тенденция к закрытости, готовности винить себя в своих неудачах (несмотря на высокую самооценку). Негативные аспекты самоотношения связаны с сопутствующими мотивами педагогической деятельности, выявлена обратная зависимость ме^ду показателями мотивов, отражающих педагогическое призвание, осмысленностью жизни и негативными аспектами самоотношения.

Список литературы:

1. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности: системно-функциональный подход: Дис. ... докт. психол. наук. - М.: РГБ, 2003.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобне-ва. - М., 1989.

3. Водопьянова Н., Старченкова Е. «Психологическое выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Коростылёвой. - СПб.: Питер, 2002.

4. Густелева АН. Смысложизненные ориентации учителей с несформи-рованным уровнем эмоционального выгорания // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): Сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. - Курск: КГХ 2007.

5. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 5.

6. Кондратьев П.В. Особенности и факторы саморазвития личности учителя на этапах зрелого возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М, 2007.

7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000.

8. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005.

9. Самсоненко Л. С. Основные параметры построения жизненной стратегии личности. - Оренбург, 2006.

10. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник МГУ, серия 14 «Психология». - 2003. - № 3.

11. Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности: Дис. ... канд. психол. наук. -Ижевск: РГБ, 2005.

12. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 5.

13. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job Burnout. Annual Review of Psychology, 2001.

14. http://www.mgppusopv.narod.ru/oprostm.doc.

РАЗВИТИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ

© Романовская И.А.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Раскрывается значимость развития исследовательской позиции учителя. Представлено определение понятия «исследовательская позиция учителя». Отмечается трёхкомпонентный характер структуры данного личностного образования, рассмотрено содержание каждого компонента.

Роль учителя в современном мире не только не уменьшилась, но и, наоборот, возросла. Интерес к личности учителя, его профессиональной позиции усилился в связи со становлением личностно ориентированной парадигмы.

Общественные преобразования, осуществляемые в нашей стране, на первый план выдвинули задачу воспитания духовно богатой, творчески активной личности. В связи с этим возрастает роль учителя как централь-

* Доцент кафедры Теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.