Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: РЕФОРМА 2017 Г. И ФАКТОР ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: РЕФОРМА 2017 Г. И ФАКТОР ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРУДОВОЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / COVID-19 / САНИТАРНЫЕ ПРОПУСКА / ЭММАНУЭЛЬ МАКРОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыченко Елена Вячеславовна, Чихачев Алексей Юрьевич

В статье исследуется система правового регулирования трудовых отношений, действующая во Франции на современном этапе. Основное внимание уделено анализу реформы 2017 г., запущенной президентом Э. Макроном, а также мерам по защите рынка труда, принятые в 2020-2022 гг. в связи с распространением пандемии коронавируса. Подчеркивается значение внутриполитического контекста реформы и изначального настроя президента адаптировать правовые механизмы под современные экономические реалии, придав им дополнительную гибкость. Выявляются основные содержательные акценты президентского проекта: усиление значимости коллективных соглашений в ущерб отраслевым и индивидуальным; создание новой представительной инстанции на предприятиях (CSE); изменение регулирования рабочего времени и др. Обобщаются наиболее значимые решения правительства, повлиявшие на трудовые отношения в период коронакризиса: от введения «чрезвычайного положения в области здравоохранения» до государственного финансирования заработных плат и поддержки молодежи. Подчеркивается, что по ходу президентства политика Э. Макрона в отношении рынка труда неоднократно встречала общественное противодействие, выразившееся, в частности, в кризисе «желтых жилетов». Принятые меры углубили социально-экономический раскол, который Французская Республика переживает на протяжении нескольких десятилетий, тогда как их положительный эффект оказался по большей части ситуативен и не привел к перестройке всей модели французского социального государства. Вывод: некоторые из решений французского руководства могли бы быть востребованы и в России (главным образом, в части поддержки среднего и малого бизнеса). Однако общий либеральный посыл реформы Э. Макрона в российских реалиях привел бы к чрезмерному перекосу в сторону работодателей за счет интересов работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF FRENCH LABOR LAW: THE 2017 REFORM AND THE COVID-19 PANDEMIC

This article explores the system of legal regulation of labor relations in France at the present stage. The main focus is on the analysis of the 2017 reform launched by the President Emmanuel Macron, as well as on the measures to protect the labour market taken in 2020-2022 in response to the COVID-19 Pandemic. The importance of political context of the reform and the president's intention to adapt legal mechanisms to modern economic realities giving them additional flexibility is emphasized. The main substantive accents of the presidential project are revealed: emphasizing collective agreements to the detriment of branch and individual agreements; creation of a new representative body at enterprises (CSE); changing the regulation of working hours, etc. The most significant decisions of the government - that affected labour relations during the COVID-19 crisis - are summarized, including the “state of emergency” in the field of health care as well as state financing of wages and support of youth. It is emphasized that during this presidency, Macron's policy has repeatedly faced public opposition, expressed, in particular, in the “yellow vests” crisis. His steps even deepen a socio-economic split, which the Fifth Republic has been experiencing for several decades, while their positive effect turned out to be mostly situational and does not lead to the restructuring of the entire model of French welfare state. As a result of the study, the authors come to the conclusion that some of the decisions of the French government can be equally interesting for Russia (mainly as for supporting medium and small businesses). However, in Russian realities a liberal message of Macron's reform would lead to excessive benefits for employers at the expense of workers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: РЕФОРМА 2017 Г. И ФАКТОР ПАНДЕМИИ»

ТРУДОВОЕ ПРАВО.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ_

УДК 349.2(44)

DOI: 10.12737/jflcl.2022.050

Особенности трудового права современной Франции: реформа 2017 г. и фактор пандемии

Елена Вячеславовна Сыченко1, Алексей Юрьевич Чихачев2 1 2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия 1e.sychenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7045-9218 2alexchikhachev@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7648-8087

Аннотация. В статье исследуется система правового регулирования трудовых отношений, действующая во Франции на современном этапе. Основное внимание уделено анализу реформы 2017 г., запущенной президентом Э. Макро-ном, а также мерам по защите рынка труда, принятые в 2020—2022 гг. в связи с распространением пандемии коронави-руса. Подчеркивается значение внутриполитического контекста реформы и изначального настроя президента адаптировать правовые механизмы под современные экономические реалии, придав им дополнительную гибкость. Выявляются основные содержательные акценты президентского проекта: усиление значимости коллективных соглашений в ущерб отраслевым и индивидуальным; создание новой представительной инстанции на предприятиях (CSE); изменение регулирования рабочего времени и др. Обобщаются наиболее значимые решения правительства, повлиявшие на трудовые отношения в период коронакризиса: от введения «чрезвычайного положения в области здравоохранения» до государственного финансирования заработных плат и поддержки молодежи. Подчеркивается, что по ходу президентства политика Э. Макрона в отношении рынка труда неоднократно встречала общественное противодействие, выразившееся, в частности, в кризисе «желтых жилетов». Принятые меры углубили социально-экономический раскол, который Французская Республика переживает на протяжении нескольких десятилетий, тогда как их положительный эффект оказался по большей части ситуативен и не привел к перестройке всей модели французского социального государства.

Вывод: некоторые из решений французского руководства могли бы быть востребованы и в России (главным образом, в части поддержки среднего и малого бизнеса). Однако общий либеральный посыл реформы Э. Макрона в российских реалиях привел бы к чрезмерному перекосу в сторону работодателей за счет интересов работников.

Ключевые слова: Франция, трудовое право, Трудовой кодекс Франции, коллективные соглашения, коллективные переговоры, COVID-19, санитарные пропуска, Эммануэль Макрон

Для цитирования. Сыченко Е. В., Чихачев А. Ю. Особенности трудового права современной Франции: реформа 2017 г. и фактор пандемии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 4. С. 72—82. DOI: 10.12737/jflcl.2022.050

The Features of French Labor Law: The 2017 Reform and the COVID-19 Pandemic

Elena V. Sychenko1, Aleksei Y. Chikhachev2 1, 2Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia 1e.sychenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7045-9218 2alexchikhachev@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7648-8087

Abstract. This article explores the system of legal regulation of labor relations in France at the present stage. The main focus is on the analysis of the 2017 reform launched by the President Emmanuel Macron, as well as on the measures to protect the labour market taken in 2020—2022 in response to the COVID-19 Pandemic. The importance of political context of the reform and the president's intention to adapt legal mechanisms to modern economic realities giving them additional flexibility is emphasized. The main substantive accents of the presidential project are revealed: emphasizing collective agreements to the detriment of branch and individual agreements; creation of a new representative body at enterprises (CSE); changing the regulation of working hours, etc. The most significant decisions of the government — that affected labour relations during the COVID-19 crisis — are summarized, including the "state of emergency" in the field of health care as well as state financing of wages and support of youth. It is emphasized that during this presidency, Macron's policy has repeatedly faced public opposition, expressed, in particular, in the "yellow vests" crisis. His steps even deepen a socio-economic split, which the Fifth Republic has been experiencing for several decades, while their positive effect turned out to be mostly situational and does not lead to the restructuring of the entire model of French welfare state. As a result of the study, the authors come to the conclusion that some of the decisions of the French government can be equally interesting for Russia (mainly as for supporting medium and small businesses). However, in Russian realities a liberal message of Macron's reform would lead to excessive benefits for employers at the expense of workers.

Keywords: France, labor law, French Labor Code, collective agreements, collective negotiations, COVID-19, sanitary pass, Emmanuel Macron

For citation. Sychenko E. V., Chikhachev A. Y. The Features of French Labor Law: The 2017 Reform and the COVID-19 Pandemic. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 4, pp. 72—82. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2022.050

Введение. В настоящее время Франция остается в числе стран Европы с наиболее разветвленной системой правового регулирования трудовых отношений. Традиция активного законодательного вмешательства в эту сферу восходит еще к 1940—1950-м гг. и с тех пор является неотъемлемым элементом социальной политики почти всех без исключения французских правительств. С одной стороны, стремление максимально детализировать все стороны трудовых отношений позволяло двигаться по пути построения «государства всеобщего благосостояния», обеспечивая все более высокий уровень защиты трудящихся. С другой стороны, раздутый комплекс социальных гарантий лег тяжелым бременем на национальную экономику, что в современных условиях оборачивается невозможностью ее быстрого роста и снижением инвестиционной привлекательности. Для разрешения этой дилеммы в 2017 г. новый президент Эммануэль Макрон запустил масштабную реформу трудового законодательства. Однако в процессе ее претворения в жизнь также не удалось избежать разнообразных проблем и противоречий, а результаты во многом оказались обесценены из-за наступления пандемии. Между тем изучение опыта Франции сегодня должно представлять особый интерес для российских исследователей, поскольку стоящие перед ней проблемы увеличения гибкости регулирования, а также, с учетом пандемии, обеспечение поддержки работников и предпринимателей в условиях ограничения экономической активности в равной мере характерны и для России. Поэтому представляется актуальным проанализировать французский подход и выделить как его положительные аспекты, уместные для заимствования в России, так и отрицательные черты, повторения которых следовало бы избежать.

В контексте реформы Э. Макрона текущая ситуация в трудовом праве Пятой Республики относительно часто становится предметом интереса российских и зарубежных исследователей — как юристов, так и политологов-международников. Первые в основном фокусируются на содержательной стороне нововведений: какие положения трудового законодательства были изменены, как они сказались на правовом статусе работников и насколько негативную реакцию встретили со стороны профсоюзов1. Вторые же об-

1 См., в частности: DaugareilhI. The Tremendous Upheaval in Sources of Labour Law in France // The Sources of Labour Law. Ed. by T. Gyulavari, E. Menegatti. Wolters Kluwer, 2020; Rehfeldt U., Vincent C. The decentralisation of collective bargaining in France: an escalating process // Multi-Employer Bargaining Under Pressure. Decentralisation Trends in Five European Countries.

ращают внимание на внутриполитический контекст и последствия реформы, взаимосвязь с другими инициативами президента и нарастание кризисных тенденций во французском обществе и экономике2. Однако крайне редко встречаются попытки объединить два взгляда в рамках одного исследования. Эту нишу как раз и призвана заполнить настоящая статья, одной из первых позволяющая подвести предварительные итоги президентства Э. Макрона применительно к сфере трудового законодательства.

Цель исследования состоит в определении особенностей трудового права современной Франции в контексте реформы 2017 г. и фактора пандемии. Для этого последовательно решаются следующие задачи:

1) обозначение основных предпосылок трудовой реформы Э. Макрона — результатов деятельности предыдущего руководства в данной сфере и его собственных политических оценок;

2) выявление наиболее значимых акцентов реформы и мер по специальному регулированию рынка труда в период пандемии;

3) обобщение последствий принятых решений, эффекта для французской экономики и общества в целом.

В качестве основного исследовательского метода авторы используют сравнительный анализ, позволяющий выделить общее и особенное в нововведениях Э. Макрона по сравнению с уже действовавшими положениями, а также оценить применимость отдельных мер на российской почве.

Политические предпосылки трудовой реформы Э. Макрона. Приводя наиболее существенные обстоятельства, повлиявшие на запуск и ход трудовой реформы Э. Макрона, напомним, что президент вынужден был оттолкнуться в данной сфере от не самого удачного наследства, доставшегося ему от предшественника. Период правления Ф. Олланда (2012—2017 гг.) был

Ed. by S. Leonardi, R. Pedersini. Brussels, 2018; Pernot J.-M. France's trade unions in the aftermath of the crisis // Rough waters: European trade unions in a time of crises. Ed. by S. Lehndorff, H. Dribbusch, T. Schulten. ETUI, 2018.

2 См.: Черноуцан Е. М. Промышленная политика Франции: вызовы цифровых технологий // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 3(111). С. 28—53; Лапина Н. Ю. Не очень счастливая глобализация: французский опыт // Россия и современный мир. 2020. № 2(107). С. 190—209; Семеко Г. В. Неолиберальный реванш Эммануэля Макрона // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 3(111). C. 54—84; Обичкина Е. О. Социально-политический кризис во Франции: «желтые жилеты» и завершение «первой фазы» правления Э. Макрона // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 2(65). С. 101—135.

отмечен затянувшейся стагнацией в экономике страны: прирост ВВП практически не превышал 1%, дефицит бюджета стабильно превосходил положенные по Маастрихтским критериям 3%, государственный долг приближался к 100% ВВП, а безработица большую часть пятилетия составляла около 10%3. Страна так и не смогла быстро преодолеть последствия кризиса 2008—2009 гг., во время которого выявились ее давние структурные проблемы — перенапряжение системы социального страхования, чрезмерная налоговая нагрузка на бизнес, зарегулированность рынка труда, разрыв между наукой и производством. Одной из попыток исправить положение стал Закон Макрона (2015 г.). Документ Макрона, занимавшего тогда пост министра экономики, предусматривал облегчение доступа к отдельным профессиям, меры по стимулированию трудовой мобильности граждан, расширение практики воскресной работы и др. Вскоре последовал Закон Эль-Хомри (2016 г., по фамилии министра труда), вводивший дополнительные надбавки за сверхурочный труд и несколько расширявший права предпринимателей в вопросах найма и увольнения сотрудников. Однако подобные шаги со стороны правительства либо давали локальный результат, либо требовали больше времени для полной реализации. Сказалось и то, что Ф. Ол-ланд так и не решился пойти на идеологический разрыв со своей Социалистической партией, традиционно защищавшей концепцию развитого социального государства, и действовал слишком осторожно. Учитывая, что такая линия привела к падению личного рейтинга главы государства и его отказу баллотироваться на второй срок, от следующего президента Франции стоило ожидать принципиально иного — попытки перестроить всю социально-экономическую систему страны, включая регулирование трудовых отношений.

Именно в этом ключе свою позицию определил Э. Макрон, заблаговременно покинувший команду Ф. Олланда и выигравший выборы 2017 г. как независимый, «ни левый, ни правый» кандидат. В программной книге с говорящим названием «Революция» он утверждал, что Франция нуждается в комплексном преобразовании своей социальной модели, чтобы она лучше соответствовала вызовам XXI в. Будущий президент констатировал несправедливость и неэффективность национального рынка труда: слишком частое использование практики краткосрочных договоров, отсутствие работоспособной схемы трудоустройства молодежи, недостаточное внимание профессиональному обучению4. Указывая на громоздкость французского трудового законодательства, Э. Макрон обещал предоставить предпринимателям и работникам «больше возможностей

3 См.: Кудрявцев А. К. Французская экономика на переломе // Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / отв. ред. А. В. Кузнецов, М. В. Клинова, А. К. Кудрявцев, П. П. Тимофеев. М., 2016. С. 16—22.

4 См.: Макрон Э. Революция. М., 2019. С. 129—130.

для переговоров и диалога», считая необходимым выстраивать трудовые отношения более гибко, — прежде всего, продлевать 35-часовую рабочую неделю, если это диктуется экономической целесообразностью5. Он высказался за решение как можно более широкого круга вопросов на уровне отдельных предприятий, тогда как отраслевым соглашениям и Трудовому кодексу отводилась бы роль лишь самых общих рамочных документов. Не менее значимый инструмент повышения гибкости рынка труда Э. Макрон видел в совершенствовании системы переобучения, предлагая открыть ее для уже устроенных работников, а также сократить число разнообразных инстанций-посредников6.

Заняв президентское кресло, Э. Макрон не стал откладывать воплощение своих предложений в жизнь, начав реформу уже через три месяца после собственной инаугурации — в сентябре 2017 г. Примечательно, что реформа была проведена по ускоренной процедуре, предусмотренной действующей Конституцией: вместо рассмотрения законопроекта в общем порядке последовал выпуск пяти правительственных ордонансов, сразу подписанных главой государства и вступивших в силу, но лишь в следующем году ратифицированных парламентом в виде единого закона. Подход нового президента к реформированию трудового законодательства оказался весьма оригинальным в связи с тем, что для Франции обычно характерно регулирование труда на основании не каких-либо других актов, а прежде всего — весьма громоздкого Трудового кодекса Франции (ТКФ)7, который формировался по принципу инкорпорирования норм, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения8. Исследователи отмечают, что в Пятой Республике все последние попытки реформировать систему источников трудового права неумолимо усиливали коллективно-договорный аспект регулирования за счет национального законодательства с необратимой тенденцией к децентрализации коллективных переговоров на уровне предприятий9. Новый президент не мог не обратить внимания, что этот процесс характерен и для других европейских стран10, где, как и во Франции, растет значимость коллективных переговоров и коллективных соглашений на уровне компаний в ущерб отраслевым нормам. Известный французский профессор

5 cm.: Макрон 3. Yxa3. coh. C. 125—126.

6 TaM xe. C. 129—130.

7 Cm.: The Transformation of Labour Law in Europe: A comparative study of 15 countries 1945—2004. Ed. by B. Hepple, B. Veneziani. Bloomsbury Publishing, 2009. P. 304.

8 Cm.: VrankenM. Labour Law Reform In France: The Macron Effect // Comparative Law Journal of the Pacific. 2018. No. 24. P. 1—14.

9 Cm.: Daugareilh I. Op. cit. P. 213.

10 Cm.: Gyulavari T., Menegatti E. Introduction: Recent Trends in the Hierarchy of Labour Law Sources // The Sources of Labour Law. Ed. by T. Gyulavari, E. Menegatti. Wolters Kluwer, 2020. P. 10.

А. Супиот отмечал, что трудовое право является коллективным изобретением, подчеркивая важность коллективно-договорного измерения в данной отрасли11. Реформистский проект Э. Макрона, с одной стороны, в целом содержал эту же мысль, но, с другой стороны, одновременно предусматривал, как и было обещано накануне выборов, обеспечение большей гибкости регулирования труда. Отметим, что в некоторых изменениях Трудового кодекса РФ можно проследить аналогичную тенденцию12.

Ключевые содержательные аспекты реформы. Эксперты подчеркивают, что реформа 2017 г. вывела процесс децентрализации во Франции на новый уровень, предполагающий беспрецедентное и отчасти безусловное преобладание коллективных договоров, заключенных на уровне компании, над отраслевыми соглашениями и даже индивидуальными трудовыми договорами13. С этой целью в рамках пакета реформ были изменены нормы ТКФ о соотношении норм различных уровней. Напомним, что классическим вариантом решения коллизии между ними долгое время являлось применение принципа наиболее благоприятного для работника регулирования. Данный принцип следовал из ст. L. 2254-1 ТКФ, которая, во-первых, закрепляла приоритет норм коллективно-договорного регулирования, во-вторых, устанавливала правило, согласно которому если работодатель связан положениями коллективного договора, последние применялись к трудовым договорам с этим работодателем, когда положения индивидуальных соглашений не являются более благоприятными. Новая редакция данной статьи позволяет отходить от указанного принципа, предусматривая, что для удовлетворения потребностей, связанных с деятельностью компании, или с целью сохранения или развития занятости коллективный договор на уровне предприятия (L'accord de performance collective, APC) может изменять рабочее время, заработную плату и условия мобильности работников. Эти новые положения коллективного договора заменяют любые противоречивые или несовместимые положения отраслевых согла-

11 См.: Supiot A. Dans Critique du droit du travail. Presses Universitaires de France, 2011. P. 111—149.

12 Например, редакция ст. 92 ТК РФ, введенная в действие Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ, допускает увеличение продолжительности рабочего времени лицам, работающим во вредных или опасных условиях труда, по сравнению с установленным законом максимумом в 36 часов, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника. Другим примером может служить ст. 104 ТК РФ, которая в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 152-ФЗ допускает увеличение учетного периода по сравнению с установленным законом при режиме суммированного учета рабочего времени в некоторых случаях на основании коллективных договоров.

13 См.: Daugareilh I. Op. cit. P. 213—228.

шений и трудовых договоров, включая пункты, касающиеся рабочего времени, премирования и мобильности. Теперь работник может отказаться от изменения своего трудового договора, но у работодателя появляется двухмесячный срок с момента получения отказа работника для начала процедуры увольнения. Такое увольнение должно быть основано на конкретной причине, являющейся реальным и серьезным основанием. Таким образом, в результате изменения данной статьи приоритет де-факто отдается нормам коллективного договора о рабочем времени, заработной плате и мобильности, которые могут ухудшать положение работника даже по сравнению с условиями его трудового договора.

Еще одно существенное нововведение коснулось процедуры коллективных переговоров на предприятиях. Как правило, на этом уровне переговоры ведутся с профсоюзами или в случае их отсутствия — с иными представителями работников, однако реформа Э. Макрона ввела возможность заключения договора с выборным представительным органом работников — так называемым социально-экономическим комитетом (CSE). Это возможно только на основе соглашения большинства, согласованного с профсоюзами, представляющими более 50% работников. Иначе обстоит дело в компаниях, где нет представителей профсоюзов: здесь другие представители работников проводят переговоры, правила ведения которых различаются в зависимости от числа работающих в компании лиц. Так, в компаниях с численностью сотрудников менее 11 человек проводятся прямые консультации с работниками, а проект коллективного договора, предложенный работодателем, одобряется большинством в две трети работников (ст. L. 2232-21 ТКФ).

Согласно ст. L. 2232-23-1 ТКФ на предприятиях с численностью работников от 11 до 50 человек при отсутствии профсоюзного делегата коллективные переговоры могут вестись:

а) одним или несколькими работниками, прямо уполномоченными одной или несколькими представительными профсоюзными организациями в отрасли (либо на национальном и межпрофессиональном уровне) независимо от того, являются ли они членами делегации персонала социально-экономического комитета. В дальнейшем необходимо утвердить коллективный договор большинством голосов работников предприятия;

б) одним или несколькими представителями работников в социально-экономическом комитете. В этом случае требуется, чтобы коллективный договор или изменения к нему были подписаны членами социально-экономического комитета, представляющими большинство работников по данным последних выборов.

В компаниях, насчитывающих более 50 сотрудников, но без делегата от профсоюза, появляются три возможности:

1) ведение переговоров с представителями работников, которые были уполномочены одним или несколькими представительными профсоюзами (такие договоры должны быть впоследствии одобрены большинством голосов всех работников);

2) ведение переговоров с избранными представителями работников, не уполномоченными профсоюзом, но имеющими поддержку более чем 50% работников по данным последних выборов;

3) если избранные представители не вступают в переговоры, то они могут начаться с иным работником, уполномоченным профсоюзом (в таком случае необходимо одобрение договора общим голосованием)14.

Кроме того, важным новшеством стала возможность упрощенного заключения коллективного договора на предприятиях, где нет профсоюзного делегата и численность штатных работников составляет менее 11 человек. Согласно ст. L. 2232-21 ТКФ работодатель может предложить работникам проект соглашения или поправки к нему, которые охватывают все темы, открытые для коллективных переговоров на предприятии, как это предусмотрено настоящим Кодексом. Консультации с работниками организуются по истечении минимального срока в 15 дней с момента ознакомления каждого работника с проектом соглашения. Условия применения этих положений, в частности методы организации консультаций персонала, устанавливаются декретом Государственного совета.

Институт участия самих работников в управлении предприятием также претерпел значительные изменения в 2017 г. Вместо существовавших трех органов, представляющих работников на рабочем месте — делегатов работников (DP), совета по труду (CE) и Комитета по охране труда и технике безопасности (CHSCT) — был создан вышеупомянутый CSE. Он состоит из работодателя и избранных представителей работников и может включать представителя профсоюза. Работодатель обязан раз в четыре года организовывать выборы работников в CSE, и несоблюдение данного правила является преступлением15. Функции и значимость CSE зависят от количества работников. В компаниях, где работают от 11 до 49 человек, их роль довольно ограничена. Она заключается в представлении работодателю индивидуальных и коллективных жалоб и претензий работников, а также в контроле за соблюдением компанией трудового законодательства. И только в компаниях, где работают 50 и более сотрудников, к указанным выше функциям добавляется право представлять интересы работников при принятии управленческих реше-

14 Cm.: Daugareilh I. Op. cit. P. 213—228.

15 Cm.: CSE: élection de la délégation du personnel // Ministère du Travail, de l'Emploi et de l'Insertion. 24.09.2018. URL: https:// travail-emploi.gouv.fr/dialogue-social/le-comite-social-et-economique/article/cse-election-de-la-delegation-du-personnel.

ний16. Вместе с тем реформа Э. Макрона предусматривает и другую возможность — создание совета компании (Conseil d'Entreprise). Этот совет создается вместо социально-экономического комитета и отличается от последнего, по существу, лишь тем, что на основании согласия профсоюза на уровне компании, либо на уровне отрасли совет имеет право на ведение коллективных переговоров на локальном уровне (L. 2232-12 ТКФ).

Одной из частей реформы стало также изменение регулирования рабочего времени. Был введен ряд мер, которые обеспечивают большую гибкость регулирования за счет возможности установления порядка оплаты и максимального количества рабочего времени в коллективных договорах на уровне предприятий. Например, допускается установить доплату за сверхурочные часы — притом что максимальное количество часов в день не должно превышать 12 часов. Ставки оплаты сверхурочной работы устанавливаются коллективным договором, а если такого договора нет, то отраслевым соглашением. ТКФ предусматривает минимальную ставку повышения оплаты труда за сверхурочную работу в размере 10% (ст. L. 3121-33). Приоритет, отдаваемый коллективным договорам, вновь означает, что на уровне предприятия может быть установлен пониженный по сравнению с отраслевым соглашением размер оплаты труда.

Реформа трудового законодательства подверглась критике со стороны не только экспертов, но и профсоюзов. Генеральный секретарь объединения профсоюзов Франции — Всеобщей конфедерации труда (CGT) — назвал реформу «концом трудового договора», отмечая необходимость согласия работника на ухудшившиеся условия труда в результате принятия нового коллективного договора. Также отмечалось, что первый год правления Э. Макрона прошел под знаком политики «свершившегося факта» в пользу обеспеченных слоев населения и работодателей, сопровождавшейся готовностью обойти интересы профсоюзов17.

Специальное регулирование в сфере труда и занятости в период пандемии. Между тем реформа 2017 г. при всех ее противоречивых моментах едва-едва начавшая давать первые результаты, оказалась не единственным крупным событием в сфере трудового законодательства Франции за время президентства Э. Макрона. Все предыдущие споры и дискуссии заслонила пандемия коронавируса: 22 марта 2020 г. парламент Пятой Республики проголосовал за введение «чрезвычайного положения в области здравоохранения»18. 17 октября 2020 г. оно было объявлено

16 Cm.: National Industrial Relations, an update // Labour Research Department and ETUI. URL: http://www.worker-participation.eu/National-Industrial-Relations.

17 Cm.: Pernot J.-M. Op. cit. P. 40.

18 Loi n° 2020-290 du 23 mars 2020 d'urgence pour faire face à l'épidémie de COVID-19 (1). URL: https://www.legifrance.gouv. fr/jorf/id/J0RFTEXT000041746313/.

на всей территории страны и действовало до 1 июня 2021 г.19 Позже законами от 31 мая 2021 г. и от 10 ноября 2021 г. устанавливался режим завершения ЧП20, но охваченный период оказался подлинным испытанием для рынка труда.

Объявленный во Франции режим изоляции включал в том числе перевод всех сотрудников на удаленный/дистанционный режим работы. При этом государством была предоставлена возможность для компаний, в которых работают менее 250 человек, получить консультацию и поддержку в организации дистанционной работы21. Однако в связи с прекращением или сокращением работы многих предприятий в период введенных ограничений возник более широкий вопрос — о поиске адекватных ситуации юридических рамок для всех работников и предприятий разом. Он был решен путем введения понятия «сокращенное рабочее время», нормативной основой чему послужила ст. L. 5122-1 ТКФ. Согласно положениям статьи в редакции от 31 декабря 2020 г. работники могут быть переведены в режим сокращенного рабочего времени с разрешения административного органа в случае потери заработной платы, вызванной временным закрытием предприятия или его части, а также сокращением рабочего времени ниже установленного законом рабочего времени. В этом случае работники получают пособие, выплачиваемое работодателем, в размере процента от заработной платы, установленного постановлением Государственного совета. Принципиальное значение имеет то, что финансирование подобной меры осуществляется совместно государством и управляющим органом системы страхования по безработице22. Для отраслей, наиболее затронутых пандемией, ставка пособия составляла 70%: в таком размере она действовала до 30 июня 2021 г. согласно декрету № 2021-674 от 28 мая 2021 г., в июле 2021 г. была снижена до 60%, еще через месяц — до 52%, а с 1 сентября — до 36%23.

19 Décret n° 2020-1257 du 14 octobre 2020 déclarant l'état d'urgence sanitaire. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/ J0RFTEXT000042424377.

20 Loi № 2021-689 du 31 mai 2021 relative à la gestion de la sortie de crise sanitaire (1). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/ J0RFTEXT000043567200; Loi № 2021-1465 du 10 novembre 2021 portant diverses dispositions de vigilance sanitaire. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/jorf/article_jo/J0RFARTI000044315203.

21 Чтобы воспользоваться этой схемой, достаточно было заполнить онлайн-форму. См.: COVID-19 and the world of work. Country policy responses. France // International Labour Organization. URL: https://www.ilo.org/global/topics/coronavirus/ regional-country/country-responses/lang--en/index.htm#FR.

22 См.: Статья L. 5122-1 ТКФ. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/codes/article_lc/LEGIARTI000042915239/.

23 Décret n° 2021-674 du 28 mai 2021 relatif à l'activité partielle

et au dispositif spécifique d'activité partielle en cas de réduction

Кроме финансирования заработной платы правительство Франции приняло меры по обеспечению нетрудоспособных работников: в частности, был отменен трехдневный период ожидания для получения пособий по временной нетрудоспособности. В отношении безработных 18 марта 2020 г. руководство страны приняло решение выплачивать пособие по временной безработице всем, кто оказался частично или полностью безработным из-за пандемии. Объем выплат составил 84% от заработной платы, получаемой на руки, для тех, чей оклад не превышал 4,5 минимального размера оплаты труда (если заработная плата не превышала МРОТ, то компенсация составляла 100%). По состоянию на 6 мая 2020 г. заявки на получение данного пособия по частичной безработице подали 12,1 млн человек24. Также были расширены возможности получения безработными дополнительного образования: на портале вакансий Emploi Store были добавлены более 150 новых курсов дистанционного обучения — как бесплатных, так и платных, но уже проспонсированных государством25.

Говоря об иных мерах поддержки бизнеса и населения, стоит отметить выделение 8 млрд евро «Фонду солидарности» для предоставления субсидий предприятиям малого бизнеса, имевшим оборот ниже 1 млн евро в год и потерявшим более 50% доходов по итогам марта 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; отмену налогов и сборов для компаний и самозанятых, испытывающих экономические трудности; 3 млрд евро на финансирование отсрочек по оплате аренды и стоимости коммунальных услуг для малых компаний. 20 млрд евро в форме государственных гарантий предусмотрены для отдельных компаний, имеющих стратегическую значимость для экономики26.

Представляет интерес программа стимулирования занятости молодежи: в период пандемии была принята программа ежеквартальных выплат работодателям, заключившим трудовые договоры с работниками, не достигшими 25 лет. Размер выплаты составит до 4 тыс. евро для работодателей, заключивших трудовые договоры сроком на один год и более27.

d'activité durable. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/ JORFTEXT000043547064.

24 См.: Страновой обзор: опыт Франции в борьбе с COVID-19 // Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. 7 июля 2020 г. URL: https://ach.gov.ru/ upload/pdf/Страновой%20обзор_Франция_рус.pdf.

25 См.: COVID-19: государственные службы занятости и меры политики на рынке труда // Международная организация труда. Август 2020. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/ publication/wcms_755872.pdf.

26 См.: Страновой обзор ...

27 См.: COVID-19 and the world of work ...

В период пандемии чрезвычайно дискуссионным стал вопрос о проведении вакцинации работников. Законодатели постепенно расширяли круг тех, кто обязан предъявить так называемый санитарный пропуск (pass sanitaire): сертификат о вакцинации, либо сертификат о выздоровлении после перенесенного COVID-19, либо медицинскую справку о наличии противопоказаний к вакцинации. Закон от 5 августа 2021 г. № 2021-1040 о кризисном управлении здравоохранением предусматривал обязательную вакцинацию для определенных категорий лиц, работающих в секторе здравоохранения28. Однако уже в середине августа появилась информация о том, что около трех тысяч медиков были отстранены от работы без оплаты в связи с отказом от вакцинации29. С 30 августа 2021 г. была введена обязанность предоставления санитарного пропуска в отношении работников, волонтеров, поставщиков услуг, временных работников и субподрядчиков, работающих в сферах, где пользователи обязаны предъявлять санитарный пропуск30, за исключением случаев, когда их деятельность осуществляется в местах, недоступных для общественности (например, в офисах) в нерабочие часы31. Согласно Закону от 5 августа 2021 г. № 2021-1040 если работник не представит необходимые документы, то с согласия работодателя он может использовать обычные выходные дни или дни оплачиваемого отпуска в период недопущения к работе. В противном случае работник будет отстранен от работы без получения оплаты. Невыполнение работодателем обязанности по контролю за соблюдением требования о предоставлении санитарного пропуска наказывается штрафом в размере 1500 евро. Если о таком нарушении сообщается более трех раз в течение 30 дней, работодатель наказывается лишением свободы сроком на один год и штрафом в размере 9 тыс. евро. Конституционный совет Франции подтвердил соответствие этого закона основным правам и свободам, отметив особый риск распространения вируса в определенных секторах деятельности (решение от 5 авгу-

28 Loi № 2021-1040 du 5 août 2021 relative à la gestion de la crise sanitaire. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/ J0RFTEXT000043909676.

29 См.: COVID-19: France suspends 3,000 unvaccinated health workers // BBC. 16.09.2021. URL: https://www.bbc.com/news/ world- europe-58581682.

30 Закон № 2021-1040 содержит перечень таких организаций. Среди них: мероприятия по организации досуга; торговые ярмарки, семинары и выставки; медицинские, социальные и медико-социальные службы и учреждения, транспорт. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000043909676.

31 См.: Obligation de vaccination ou de détenir un pass sanitaire

pour certaines professions. URL: https://travail-emploi.gouv.fr/

le-ministere-en-action/coronavirus-covid-19/questions-reponses-

par-theme/article/obligation-de-vaccination-ou-de-detenir-un-

pass-sanitaire-pour-certaines#4.

ста 2021 г. № 2021-824 DC)32. С января 2022 г. вместо санитарных пропусков начали действовать еще более жесткие «вакцинные пропуска», для получения которых исключалась возможность прохождения свежего ПЦР-теста и требовался полный курс вакцинации.

Меры, принятые для обеспечения вакцинации работающих в некоторых сферах граждан, были довольно негативно восприняты населением. В качестве иллюстрации кроме различных акций протеста и забастовок можно привести дело, рассмотренное Европейским судом по правам человека по заявлению 672 пожарных против Франции33, которые утверждали, что обязательная вакцинация и отстранение от работы в случае отказа от нее нарушают их право на уважение частной жизни, гарантированное ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Интересно, что заявители в данном деле подали ходатайство о принятии обеспечительной меры — приостановлении действия норм об обязательной вакцинации и отстранении без оплаты. Суд отклонил это ходатайство, посчитав, что оно выходит за рамки Правила 39 Регламента Суда, и напомнил, что обеспечительные меры не предрешают его последующих решений о приемлемости или существе рассматриваемых дел и принимаются только в исключительных случаях, когда в противном случае заявители подвергаются реальному риску непоправимого ущерба34. В данном деле ЕСПЧ не посчитал, что имеет место такой риск.

Последствия реформы Э. Макрона и мер, принятых в связи с пандемией. Как и следовало ожидать, масштабная реформа Э. Макрона имела ряд последствий, которые по прошествии времени представляется возможным условно подразделить на отрицательные и положительные. С одной стороны, корректировка трудового законодательства, особенно вкупе с другими направлениями, разрабатывавшимися правительством (реформами налоговой системы, госаппарата, образования и пр.), серьезно испортила политический имидж Э. Макрона. Быстрый темп изменений, нежелание учитывать точку зрения оппозиции и профсоюзов, наконец, явные преференции работодателям, а не работникам привели к тому, что динамизм и амбициозность президента, ранее выгодно отличавшие его от других политиков, превратились в глазах широких народных слоев в свои противопо-

32 См.: PérièsA.-L. Refusing COVID-19 Vaccination: A First View From The French Courts // Mondaq. 27.10.2021. URL: https://www.mondaq.com/france/health-safety/1125182/refusing-covid-19-vaccination-a-first-view-from-the-french-courts.

33 Заявление в ЕСПЧ Abgrall et 671 autres c. France (№ 41950/21); см. также заявление Thevenon против Франции (№ 46061/21) и решение Zabrano против Франции (№ 41994/21), которым заявление о признании норм о «пропуске здоровья» противоречащими ЕКПЧ было признано неприемлемым.

34 Communique de presse de la Greffiere de la Cour // CEDH. 25.08.2021. URL: https://hudoc.echr.coe.int.

ложности — нетерпеливость и авторитарность. Таким образом Э. Макрон быстро стал восприниматься избирателями в качестве «президента богатых», правящего в интересах зажиточных предпринимателей и слабо интересующегося ежедневными проблемами простых французов35. Отчасти этот тезис подтвердило исследование авторитетной Французской обсерватории экономической конъюнктуры (2020 г.), где было замечено, что комплекс социально-экономических нововведений, принятых в первые годы правления Э. Макрона, оказался наиболее выгоден обеспеченным гражданам36. Такая ситуация начала подпитывать протест-ные настроения, выражавшиеся в периодических забастовках и митингах, а также поражениях пропрезидентской партии «Вперед, Республика!» на всех без исключения промежуточных выборах (европейских, муниципальных, региональных 2019—2021 гг.).

Более того, политика Э. Макрона вскрыла глубокий раскол, формировавшийся во французском обществе несколько последних десятилетий и связанный с делением на «победителей» и «проигравших» от глобализации. Согласно наблюдению Н. Ю. Лапиной возникновение этих двух общественных лагерей связано с не слишком удачным встраиванием Франции в мировое хозяйство в 1980—1990-е гг.: в результате процесса деиндустриализации Пятая Республика практически потеряла ряд «старых» промышленных отраслей, тогда как строительство новой — инновационной — экономики шло замедленными темпами37. Некоторые категории населения сегодня удачно приспособились к изменившейся реальности — прежде всего «креативный класс», занятый в сфере услуг или финансовом секторе, проживающий в крупных центрах и более открытый миру. Тогда как другие — рабочие, служащие, жители малых городов и сельской местности — испытали на себе все негативные последствия в виде потери рабочих мест и снижения уровня жизни. Отсюда растет отчуждение не только между центральными и периферийными районами страны, но и, как добавляет Е. О. Обички-на, между обществом в целом и политическими элитами38. В этом смысле резкий социально-экономический курс Э. Макрона не просто вызвал недовольство существенной части избирателей, но и усилил годами накапливаемое у них чувство ненужности и отчуждения. Отражением данного явления стали массовые манифестации «желтых жилетов» (представителей нижних слоев среднего класса, наиболее пострадавших от глобализации) 2018—2019 гг., начавшиеся по случаю введения экологического нало-

35 См.: РубинскийЮ. И. «100 дней» Эммануэля Макрона // Современная Европа. 2017. № 5. С. 27—34.

36 См.: DucoudréB. et al. Budget 2020. Du pouvoir d'achat au travail // OFCE Policy Brief. 2020. No. 64.

37 См.: Лапина Н. Ю. Указ. соч.

38 См.: Обичкина Е. О. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га на топливо, но быстро приобретшие характер протеста против политической системы вообще и успокоенные властями только ценой значительных переговорных усилий.

Исследователи отмечают, что на фоне децентрализации коллективных переговоров и возможности ухудшения условий труда на основании коллективного договора, заключенного на предприятии, баланс сил социальных партнеров стал более неблагоприятным для профсоюзов на предприятиях39. Также отмечается ухудшение социального климата в организациях, что иногда приводит к конфликтам разной степени массовости (забастовкам, петициям, демонстрациям)40. Однако есть свидетельства, что возможность такого ухудшения нечасто принимается во внимание работодателями41. На данный момент отметим отсутствие крупных исследований коллективных договоров предприятий, заключенных с 2018 г., на предмет степени ухудшения условий труда по сравнению с установленными законодательно в отраслевых соглашениях или трудовых договорах. Вместе с тем новые нормы были подвергнуты серьезной критике со стороны научного сообщества: исследователи отмечают их несоответствие международному трудовому праву, главным образом нормам МОТ и Совета Европы42. В частности, подчеркивается, что возможность увольнения работника, не согласившегося с применением к нему новых положений коллективного договора, автоматически заменяющих условия его трудового договора, является нарушением Конвенции МОТ № 158 об увольнении, ст. 30 Хартии ЕС и ст. 24 Европейской социальной хартии. Этот вывод обусловлен тем, что отказ работника считается «реальным и серьезным основанием» для расторжения трудового договора. Суд при обжаловании тако -го увольнения проверяет лишь соблюдение процедуры, но не анализирует соразмерность меры и не может принять решение о восстановлении работника43.

С другой стороны, трудовая реформа Э. Макро-на все же сыграла определенную роль в некотором

39 См.: Rehfeldt U, Vincent C. Op. cit.

40 См.: BéthouxE., MiasA. How does State-led decentralization affect workplace employment relations? The French case in a comparative perspective // European Journal of Industrial Relations. 2021. No. 1. P. 5—21.

41 См.: Multi-Employer Bargaining Under Pressure. Decentralisation Trends in Five European Countries. Ed. by S. Leonardi, R. Pedersini.

42 См.: Antonmattei P. H. et al. Actualité du droit et de la pratique de la négociation collective // Droit social. 2019. No. 12; Daugareilh I. Op. cit. P. 213—228.

43 Во Франции принято выделять недействительные уволь -нения, увольнения без реальной и серьезной причины и увольнения с процессуальными нарушениями (Licenciement irrégulier). В рамках обжалования последнего восстановление на работе невозможно.

улучшении экономических показателей Франции (по крайней мере, на этапе до пандемии) по сравнению с годами президентства Ф. Олланда. Прежде всего наметилось некоторое улучшение ситуации с безработицей: со стабильного уровня в 10%, наблюдавшегося в 2012—2016 гг., ее удалось снизить до 8,5% к началу 2020 г.44 Заметное снижение этого показателя произошло в молодежном сегменте: с 24,8% у юношей и 23,9% у девушек до 20,7 и 18% соответственно45. Более позитивная для Пятой Республики картина стала прослеживаться в рейтинге глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума, где в самом начале президентства Э. Макрона страна занимала 22-е место, а после двух лет внутренних преобразований — 15-е (притом постепенный рост фиксировался как раз по таким критериям, как эффективность рынка труда и профессиональное обучение)46. Параллельно Франция улучшила свои показатели в Глобальном индексе инноваций, в котором она стояла на 18-й строчке в мире по уровню инновационного развития в 2016 г. и уже на 12-й — пять лет спустя47. По данным консалтинговой компании Ernest & Young, именно Франция удерживала первенство в Европе по привлекательности для зарубежных инвестиций за 2019 и 2020 гг.: большинство новых проектов открывались в промышленности и перспективных НИОКР48. Наконец, оживление, пусть и кратковременное, продемонстрировал экономический рост, при Ф. Оллан-де державшийся, как упоминалось, около 1%, а при Э. Макроне варьировавшийся от 1,5 до 2,3% (до пандемии коронавируса)49. Разумеется, все эти результаты еще не говорили о полной перестройке французской социально-экономической модели, которую анонсировал Э. Макрон, однако позволяли правительству подтверждать необходимость последовательного движения в этом направлении, несмотря на уличные протесты.

Оценивая меры, принятые в связи с пандемией, отметим, что благодаря действиям и решениям, своевре-

44 Cm.: Taux de chômage en France de 2004 à 2019 // Statista. 2021. URL: https://fr.statista.com/statistiques/474093/taux-de-chomage-france/.

45 Cm.: Taux de chômage des jeunes de 15 à 24 ans en France de 2006 à 2020, selon le sexe // Statista. 2021. URL: https://fr.statista. com/statistiques/474246/chomage-des-jeunes-en-france/.

46 CM.: ^epwy^an E. M. yKa3. COH. C. 46.

47 TaM xe. C. 39.

48 Cm.: Foreign investors back Europe, but is Europe back? // EY Attractiveness Survey. June 2021. URL: https://assets. ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/attractiveness/ ey-europe-attractiveness-survey-2021-hr.pdf.

49 Cm.: Evolution par rapport à l'année précédente du Produit

Intérieur Brut (PIB) en volume en France de 2000 à 2019 // Statista.

2021. URL: https://fr.statista.com/statistiques/479446/evolution-

annuelle-du-pib-en-volume-france/.

менно принимаемым правительством Франции, наиболее тяжелые последствия пандемии на рынке труда и в экономике в целом удалось смягчить. Центральный банк Франции отмечал, что экономика страны во втором квартале 2020 г. росла в два раза быстрее, чем ожидалось, и спрогнозировал экономический рост на 2021 г. на уровне около 5%50. На практике согласно оценкам статистического центра Insee ситуация оказалась еще лучше — рост 7% после снижения на 8% за первые месяцы пандемии (т. е. основные потери уже удалось отыграть)51. Парадоксальным, но немаловажным результатом являлось и повышение средней удовлетворенности жизнью во Франции, что было отмечено в исследовании Eurofound52. Вместе с тем обратной стороной роста социальной нагрузки на бюджет стало стремительное увеличение показателя государственного долга, достигнувшего 115% ВВП по итогам третьего квартала 2021 г.53 Попыткой снизить этот показатель стало ужесточение системы страхования по безработице, планировавшееся еще до коронакри-зиса, но вступившее в силу лишь с 1 октября 2021 г. В соответствии с новыми правилами увеличился рабочий стаж, позволяющий получать пособие (с четырех до шести месяцев за последние два года); суммы жестко привязаны к средней зарплате (от 65 до 96%); предусмотрено снижение пособий для наиболее «дорогостоящих» безработных и др. Долгосрочный положительный эффект данных мер на настоящий момент еще не очевиден, что вызвало очередную волну общественного недовольства.

Заключение. За время президентства Э. Макрона в трудовом праве Франции наблюдались следующие особенности:

общая тенденция к либерализации законодательства в пользу работодателей, ставка на гибкость и оперативность;

закрепление более высокого приоритета положений коллективных соглашений по сравнению с нормами на иных уровнях;

создание новых переговорных процедур и единого представительного органа на предприятиях — CSE;

50 Cm.: Madeline B. La Banque de France maintient une prévision de croissance supérieure à 5% en 2021 // Le Monde. 12.04.2021. URL: https://www.lemonde.fr/economie/article/2021/04/12/ la-banque-de-france-maintient-une-prevision-de-croissance-superieure-a-5-en-2021_6076523_3234.html.

51 Cm.: Le PIB progresse de +0,7% au quatrième trimestre 2021. En moyenne en 2021, il rebondit de +7,0% (après -8,0% en 2020) // Insee. 28.01.2022. URL: https://www.insee.fr/fr/ statistiques/6010921.

52 Living, working and COVID-19 // Eurofound. URL: https:// www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ ef_do cument/ef20059en.pdf.

53 A la fin du troisième trimestre 2021, la dette publique s'établit à 2 834,3 // Insee. 17.12.2021. URL: https://www.insee.fr/fr/ statistiques/6010921.

в период пандемии — компенсация заработных плат за счет государственного бюджета, широкое использование пособий по частичной безработице, введение понятия «сокращенное рабочее время», установление «санитарных» и «вакцинных» пропусков.

Следует ожидать, что в следующее пятилетие регулирование трудовых отношений во Франции продолжит развиваться примерно в том же ключе, что и в 2017—2022 гг., на что указывала предвыборная программа президента, представленная в начале его кампании по переизбранию. С одной стороны, он обещал сохранить общую неолиберальную направленность будущих реформ: увеличить пенсионный возраст до 65 лет, монетизировать часть льгот, переформатировать систему центров занятости и пр. С другой стороны, были обещаны новые меры поддержки рынка труда в кризисный период, включая продление так называемой макроновской премии (освобождение стимулирующих выплат работникам на предприятиях от всех налогов и сборов)54. Отчасти схожих с президентом позиций придерживалась и его соперница из правоцентристской партии «Республиканцы» В. Пекресс, предлагавшая законодательно закрепить право предприятий устанавливать рабочую неделю свыше 35 часов по договоренности с работниками (а в отсутствие таковой считать действительной 39-часовую неделю). Некоторые примечательные идеи озвучивали и другие кандидаты: например, крайне левый Ж.-Л. Меланшон — об увеличении продолжительности оплачиваемого отпуска и введении особых «молодежных контрактов»; крайне правый Э. Земмур — о введении квот на возрастных сотрудников; М. Ле Пен — о принципе «национальной предпочтительности» при найме на работу и т. п.55 Однако по сравнению с Э. Макроном шансы

54 Cm.: Emmanuel Macron avec vous. 2022. URL: https:// avecvous.fr/wp-content/uploads/2022/03/Emmanuel-Macron-Avec-Vous-24-pages.pdf.

55 Cm.: Comparateur de programmes. Présidentielles 2022 // Fondation iFrap. URL: https://www.ifrap.org/comparateurs/ presidentielle-2022# c206.

этих политиков на победу оценивались в социологических опросах гораздо ниже.

Как отмечалось ранее, возможность ухудшения некоторых условий труда в коллективных договорах, заключенных на уровне предприятий, по сравнению с нормами закона, отраслевого соглашения и даже трудового договора не так часто используется французскими работодателями. Подчеркнем, что, несмотря на внесенные значительные изменения в законодательство, позиции профсоюзов и гарантии участия работников в принятии решений об изменении условий труда остаются сильными. Именно поэтому опыт Франции в этой сфере должен служить для России примером того, каких ошибок следовало бы избежать. Важно учитывать, что в России, напротив, нет настолько влиятельных профсоюзов и сопоставимо развитого уровня солидарности у работников, который помог бы противостоять возможным инициативам по ухудшению условий труда в случае, если законодатель решил бы пойти по французскому пути. Соответственно, такое решение могло бы стать источником многочисленных злоупотреблений со стороны работодателей и снижения уровня гарантий для достижения экономических выгод.

Обобщая рассмотренные меры, принятые во Франции в ответ на вызовы пандемии COVID-19, можно сделать вывод, что успешный выход из экономического кризиса, вызванного ограничениями хозяйственной деятельности, зависит от своевременности, разработанности и полноты мер поддержки бизнеса и населения. Восстановление экономики и рынка труда во Франции хотя бы отчасти удалось наладить, в том числе благодаря компенсации за счет государственного бюджета утраченной в связи с ограничениями заработной платы. Если бы подобный механизм в свое время был использован и в России (вместо объявления президентскими указами 2020 г. нерабочих дней с сохранением заработной платы), он позволил бы сохранить множество рабочих мест, поддержать покупательную способность и, соответственно, малый и средний бизнес.

Список литературы

Antonmattei P. H. et al. Actualité du droit et de la pratique de la négociation collective // Droit social. 2019. No. 12.

Béthoux E., Mias A. How does State-led decentralization affect workplace employment relations? The French case in a comparative perspective // European Journal of Industrial Relations. 2021. No. 1.

Daugareilh I. The Tremendous Upheaval in Sources of Labour Law in France // The Sources of Labour Law. Ed. by T. Gyulavâri, E. Menegatti. Wolters Kluwer, 2020.

Ducoudré B. et al. Budget 2020. Du pouvoir d'achat au travail // OFCE Policy Brief. 2020. No. 64.

Gyulavâri T., Menegatti E. Introduction: Recent Trends in the Hierarchy of Labour Law Sources // The Sources of Labour Law. Ed. by T. Gyulavâri, E. Menegatti. Wolters Kluwer, 2020.

Madeline B. La Banque de France maintient une prévision de croissance supérieure à 5% en 2021 // Le Monde. 12.04.2021. URL: https://www.lemonde.fr/economie/article/2021/04/12/la-banque-de-france-maintient-une-prevision-de-croissance-superieure-a-5-en-2021_6076523_3234.html.

Périès A.-L. Refusing COVID-19 Vaccination: A First View From The French Courts // Mondaq. 27.10.2021. URL: https://www. mondaq.com/france/health-safety/1125182/refusing-covid-19-vaccination-a-first-view-from-the-french-courts.

Pernot J.-M. France's trade unions in the aftermath of the crisis // Rough waters: European trade unions in a time of crises. Ed. by S. Lehndorff, H. Dribbusch, T. Schulten. ETUI, 2018.

Rehfeldt U., Vincent C. The decentralisation of collective bargaining in France: an escalating process // Multi-Employer Bargaining Under Pressure. Decentralisation Trends in Five European Countries. Ed. by S. Leonardi, R. Pedersini. Brussels, 2018. Supiot A. Dans Critique du droit du travail. Presses Universitaires de France, 2011.

The Transformation of Labour Law in Europe: A comparative study of 15 countries 1945—2004. Ed. by B. Hepple, B. Veneziani. Bloomsbury Publishing, 2009.

Vranken M. Labour Law Reform In France: The Macron Effect // Comparative Law Journal of the Pacific. 2018. No. 24. Кудрявцев А. К. Французская экономика на переломе // Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / отв. ред. А. В. Кузнецов, М. В. Клинова, А. К. Кудрявцев, П. П. Тимофеев. М., 2016.

Лапина Н. Ю. Не очень счастливая глобализация: французский опыт // Россия и современный мир. 2020. № 2(107). Макрон Э. Революция. М., 2019.

Обичкина Е. О. Социально-политический кризис во Франции: «желтые жилеты» и завершение «первой фазы» правления Э. Макрона // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 2(65).

Рубинский Ю. И. «100 дней» Эммануэля Макрона // Современная Европа. 2017. № 5.

Семеко Г. В. Неолиберальный реванш Эммануэля Макрона // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 3(111). Черноуцан Е. М. Промышленная политика Франции: вызовы цифровых технологий // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 3(111).

References

Antonmattei P. H. et al. Actualité du droit et de la pratique de la négociation collective. Droit social, 2019, no. 12. Béthoux E., Mias A. How does State-led decentralization affect workplace employment relations? The French case in a comparative perspective. European Journal of Industrial Relations, 2021, no. 1.

Chernoutsan E. M. French Industrial Policy: Digital Challenges. Current Problems of Europe, 2021, no. 3(111), pp. 34—49. (In Russ.) Daugareilh I. The Tremendous Upheaval in Sources of Labour Law in France. The Sources of Labour Law. Ed. by T. Gyulavâri, E. Menegatti. Wolters Kluwer, 2020.

Ducoudré B. et al. Budget 2020. Du pouvoir d'achat au travail. OFCE Policy Brief, 2020, no. 64.

Gyulavâri T., Menegatti E. Introduction: Recent Trends in the Hierarchy of Labour Law Sources. The Sources of Labour Law. Ed. by T. Gyulavâri, E. Menegatti. Wolters Kluwer, 2020.

Kudryavtsev A. K. French Economy at the Turn. France on the Eve of Changes: Economy and Politics at the Beginning of XXI Century. Ed. by Kuznetsov A. V., Klinova M. V., Kudryavtsev A. K., Timofeev P. P. Moscow, 2016. (In Russ.)

Lapina N. Yu. Not So Happy Globalization: French Experience. Rossiya i sovremennyy mir, 2020, no. 2(107), pp. 190—209. (In Russ.) Madeline B. La Banque de France maintient une prévision de croissance supérieure à 5% en 2021. Le Monde. 12.04.2021. Available at: https://www.lemonde.fr/economie/article/2021/04/12/la-banque-de-france-maintient-une-prevision-de-croissance-superieure-a-5-en-2021_6076523_3234.html.

Makron E. Revolution. Moscow, 2019. 264 p. (In Russ.)

Obichkina E. O. Political Crisis in France: "Gilets Jaunes" and the End of the "First Period" of the Emmanuel Macron's Governance. MGIMO Review of International Relations, 2019, no. 2(65), pp. 101—135. (In Russ.)

Périès A.-L. Refusing COVID-19 Vaccination: A First View From The French Courts. Mondaq. 27.10.2021. Available at: https:// www.mondaq.com/france/health-safety/1125182/refusing-covid-19-vaccination-a-first-view-from-the-french-courts.

Pernot J.-M. France's trade unions in the aftermath of the crisis. Rough waters: European trade unions in a time of crises. Ed. by S. Lehndorff, H. Dribbusch, T. Schulten. ETUI, 2018.

Rehfeldt U., Vincent C. The decentralisation of collective bargaining in France: an escalating process. Multi-Employer Bargaining Under Pressure. Decentralisation Trends in Five European Countries. Ed. by S. Leonardi, R. Pedersini. Brussels, 2018. Rubinskiy Yu. I. "100 Days" of Emmanuel Macron. Sovremennaya Evropa, 2017, no. 5, pp. 27—34. (In Russ.) Semeko G. V. Emmanuel Macron's Neoliberal Revenge. Current Problems of Europe, 2021, no. 3(111), pp. 54—84. (In Russ.) Supiot A. Dans Critique du droit du travail. Presses Universitaires de France, 2011.

The Transformation of Labour Law in Europe: A comparative study of 15 countries 1945—2004. Ed. by B. Hepple, B. Veneziani. Bloomsbury Publishing, 2009.

Vranken M. Labour Law Reform In France: The Macron Effect. Comparative Law Journal of the Pacific, 2018, no. 24.

Информация об авторах

Е. В. Сыченко, доцент кафедры трудового и социального права Санкт-Петербургского государственного университета, PhD

А. Ю. Чихачев, ассистент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат политических наук

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.