Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА Э. МАКРОНА НА ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ВО ФРАНЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА Э. МАКРОНА НА ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ВО ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
839
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ЭММАНУЭЛЬ МАКРОН / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ПРОТЕСТЫ / FRANCE / EMMANUEL MACRON / DOMESTIC POLICY / REFORMS / SOCIAL CRISIS / PROTESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пау А. Н.

В статье рассматривается процесс трансформации внутриполитического курса президента Э. Макрона и его влияние на состояние социально-политической обстановки в стране. Автор анализирует внутриполитическую ситуацию во Франции накануне предвыборной гонки 2017 г. и выявляет основной спектр наиболее злободневных для французского общества проблем. Изучение положений избирательной программы Э. Макрона показывает, что решение вопросов трудового и социального характеров, а также проблем в сферах миграции и экономики, играло для будущего президента Пятой республики главную роль. Несмотря на то, что предпринимаемые президентом действия были нацелены на решение ключевых для общества и государства проблем, методы достижения этих целей разительно отличались от тех, что были озвучены во время предвыборной гонки. Эта тенденция не могла оставаться незамеченной широкой общественностью. Автор доказывает, что процесс трансформации внутриполитического курса Э. Макрона, начавшийся после предвыборной кампании, оказал серьезное влияние на внутриполитическую обстановку в стране. В кратчайшие сроки он привел к возникновению острого социально-политического кризиса, фундаментом для которого стал комплекс проблем, доставшихся президенту Макрону от его предшественника, Ф. Олланда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE DOMESTIC POLICY OF EMMANUEL MACRON ON THE CHANGE IN THE SOCIO-POLITICAL SITUATION IN FRANCE

The article examines the process of transformation of the domestic policy of President E. Macron and its impact on the socio-political situation in the country. The author analyzes the political situation in France on the eve of the 2017 election race and identifies the main spectrum of the most pressing problems for French society. The analysis of the electoral program of E. Macron shows that the solution of labor and social issues, as well as problems in the spheres of migration and economics, was a matter of increased importance for the future president of the Fifth Republic. Despite the fact that the actions taken by the president were aimed at solving these problems, the methods of achieving these goals were strikingly different from those voiced during the election race. The author proves that the process of transformation of E. Macron's domestic policy, which began after the election campaign, had a serious impact on the political situation in the country. In the shortest possible time, it led to the emergence of an acute socio-political crisis, the foundation for which was a set of problems inherited by President Macron from his predecessor, F. Hollande.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА Э. МАКРОНА НА ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ВО ФРАНЦИИ»

Влияние внутриполитического курса Э. Макрона на изменение социально-политической обстановки во Франции

The influence of the domestic policy of Emmanuel Macron on the change in the socio-political

situation in France

Пау А. Н.

Студент 4 курса, ф-т международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: antpau2@gmail. com

Pau A.

4th year student, faculty of international relations, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg e-mail: antpau2@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматривается процесс трансформации внутриполитического курса президента Э. Макрона и его влияние на состояние социально-политической обстановки в стране. Автор анализирует внутриполитическую ситуацию во Франции накануне предвыборной гонки 2017 г. и выявляет основной спектр наиболее злободневных для французского общества проблем. Изучение положений избирательной программы Э. Макрона показывает, что решение вопросов трудового и социального характеров, а также проблем в сферах миграции и экономики, играло для будущего президента Пятой республики главную роль. Несмотря на то, что предпринимаемые президентом действия были нацелены на решение ключевых для общества и государства проблем, методы достижения этих целей разительно отличались от тех, что были озвучены во время предвыборной гонки. Эта тенденция не могла оставаться незамеченной широкой общественностью. Автор доказывает, что процесс трансформации внутриполитического курса Э. Макрона, начавшийся после предвыборной кампании, оказал серьезное влияние на внутриполитическую обстановку в стране. В кратчайшие сроки он привел к возникновению острого социально-политического кризиса, фундаментом для которого стал комплекс проблем, доставшихся президенту Макрону от его предшественника, Ф. Олланда.

Annotation.

The article examines the process of transformation of the domestic policy of President E. Macron and its impact on the socio-political situation in the country. The author analyzes the political situation in France on the eve of the 2017 election race and identifies the main spectrum of the most pressing problems for French society. The analysis of the electoral program of E. Macron shows that the solution of labor and social issues, as well as problems in the spheres of migration and economics, was a matter of increased importance for the future president of the Fifth Republic. Despite the fact that the actions taken by the president were aimed at solving these problems, the methods of achieving these goals were strikingly different from those voiced during the election race. The author proves that the process of transformation of E. Macron's domestic policy, which began after the election campaign, had a serious impact on the political situation in the country. In the shortest possible time, it led to the emergence of an acute socio-political crisis, the foundation for which was a set of problems inherited by President Macron from his predecessor, F. Hollande.

Ключевые слова: Франция, Эммануэль Макрон, внутренняя политика, реформы, социальный кризис, протесты.

Key words: France, Emmanuel Macron, domestic policy, reforms, social crisis, protests.

Французская республика во многих чертах является по-настоящему уникальным государством. Одной из главных ее характерных черт является не только высокий уровень политической грамотности населения, но и соответствующий ему уровень политической активности. Граждане Пятой республики не пренебрегают своим правом открыто выражать мнение касательно инициатив действующей власти. История страны богата на примеры, наглядно иллюстрирующие это: стоит вспомнить хотя бы события всемирно известной Великой Французской Революции 1789 г., а также многочисленные крупные забастовки рабочих и студентов XX века.

Подобные события происходили сродни громким взрывам, вспышкам, обычно знаменующим собой начало кардинальных перемен политической системе страны и жизни ее граждан. Общественные недовольства резко усиливались, когда терпение французов подходило к концу, а серьезные, зачастую фундаментальные проблемы, терзающие те или иные социальные группы, продолжали оставаться без внимания со стороны властей.

Последний пик гражданской активности проявился во время президентского срока Ф. Олланда, целым рядом своих провальных политических инициатив заполнив до краев чашу терпения французской общественности. Во время президентских выборов 2012 г. Олланд, будучи кандидатом, опубликовал свою предвыборную программу, в которой обещал исправить ряд фундаментальных для Франции проблем: безработицу, тяжелую экономическую ситуацию, а также высокий «уровень несправедливости» в иных сферах жизни общества. Граждане Пятой республики доверились кандидату, в своих выступлениях создавшему себе образ человека, невероятно близкого к проблемам, терзающим рядовых французов.

Череда крайне противоречивых политических инициатив сопровождала Францию на протяжении всего президентского срока Ф. Олланда. Началом ее послужило введение т.н. «налога на роскошь» - прогрессивной шкалы налогообложения для всех французов, зарабатывающих за год более миллиона евро, обязывающей их выплачивать 75-ти процентный налог с их прибыли. При этом сам закон не был лишен недостатков, активно обсуждавшихся в СМИ. К примеру, в тексте законопроекта ничего не было сказано о расчете налогов на основе общего дохода семьи - при повышении ставки рассматривался доход каждого отдельного гражданина. Фактически, так открывались новые возможности для махинаций и ухода от налогов, ведь в ситуации, в которой оба члена семьи получали бы за год суммы, близкие к миллиону, но не превышающие эту планку, налогом бы они облагаться не стали.

Спорный закон был встречен критикой как со стороны общественности, так и со стороны представителей различных ветвей власти. Так, первый проект закона был отклонен Конституционным судом Франции с указанием на возможные сложности при подсчете налогов для семей [8]. Вслед за новостью о разработке нового налогового законодательства из страны в срочном порядке решили уехать некоторые широко известные как во Франции, так и во всем мире, деятели культуры и предприниматели. К примеру, большую огласку получила новость о становлении актера Жерара Депардье гражданином Российской Федерации [1].

В декабре 2013 г. новый налог был принят после одобрения со стороны Конституционного суда. Фактически, он не спровоцировал каких-либо крупных публичных демонстраций против нового президента, но уже стал поводом для многих французов пересмотреть свое отношение к новому президенту [6]. Куда большим скандалом обернулась инициатива легализовать однополые браки, выдвинутая Ф. Олландом вскоре после прихода к власти. В отношении этого закона граждане стали высказываться куда активнее, чем в отношении нового налога, зачастую выражая свое негативное отношение к подобной инициативе. По улицам Парижа, а вскоре и Франции, прошла серия митингов в пользу отмены этого закона. В поддержку протестующих выступили также и представители католичества и, пусть среди населения Пятой республики велика доля атеистов, католичество все равно остается наибольшим среди всего верующего населения страны. Не следует забывать в том числе и о большом количестве сторонников традиционных отношений среди неверующих, недовольство которых также отрицательно повлияло на рейтинг президента.

Наконец, третьей инициативой президента, подорвавшей доверие большинства граждан, стала реформа трудового законодательства 2016 г., более известная по фамилии действующего министра труда - «закон Эль-Хомри». Положения, описанные в законе, носили преимущественно либеральный характер и направлены были на упрощение процесса увольнения сотрудников, уменьшение размеров выплат, увеличение продолжительности

рабочей недели и т.д. [5]. Фактически, таким образом новый закон действовал исключительно в интересах работодателей, не предоставляя никаких льгот для трудящихся.

Франция моментально была окутана многомилионными митингами и забастовками. Наибольшую известность в СМИ получило зародившееся в это время движение «Ночных стояний» (фр. Nuit debout), на котором люди регулярно собирались в различные дискуссионные комитеты и группы в рамках т.н. «Общественной Ассамблеи», где простые граждане разрабатывали возможные предложения руководству страны по пересмотру политики как в трудовой, так и во всех прочих сферах [12].

К концу своего единственного срока рейтинг доверия граждан Ф. Олланду снизился до значения в 20%, установив настоящий антирекорд. Повторно баллотироваться руководитель страны отказался [2].

Все эти примеры приведены не случайно. Политический курс Э. Макрона, а также динамика общественно-политических настроений в период его президентства, во многом обусловлена именно неудачами предшествующего президента. Под руководством Олланда до предела накалилась обстановка в трудовом секторе, возросла безработица, многократно усложнилась ситуация с экономикой и миграцией, а теракты 2015 г. спровоцировали стремительный рост ксенофобии и социального расслоения в стране. Новый президент должен был решить накопившиеся проблемы, а гражданам страны предстояло выбрать именно того кандидата, который, по их мнению, наибольше подходил для этой задачи.

С самого начала предвыборной гонки Э. Макрон начал позиционировать себя как внесистемного кандидата, центриста, столь нужного французской политике сейчас, в тот момент, когда ни правые, ни левые президенты не смогли исправить накопившиеся проблемы, напротив, лишь усугубив их. Усталость французов от сложившейся политической системы вместе с достаточно популистскими речами Макрона, фактически, обусловили их выбор в голосовании. Не менее важными причинами победы бывшего министра финансов на выборах стала оказанная им во втором туре поддержка со стороны его оппонентов - Ж.-Л. Меланшона и Ф. Фийона, а также соперничество с М. Ле Пен. Излишне радикально-правая риторика главы «Национального фронта» не смогла оставить часть избирателей равнодушными, но осталась неприемлемой как для большинства как французов, так и для европейцев в целом.

С приходом Э. Макрона в Елисейский дворец, французы понадеялись на начало нового этапа в развитии Пятой республики, на грядущие кардинальные перемены. Президент Макрон действительно приступил к реализации своих «революционных», в честь его одноименной политической программы, инициатив, все активнее и активнее склоняя и без того рассерженных граждан к протестам. Оказалось, что методы решения проблем, предлагаемые президентом, в корне не соответствовали его предвыборным обещаниям. Сложно сказать, произошло ли это намеренно, или же Макрон, ознакомившись с накопившимися в стране проблемами уже с позиции президента, понял, что изначально запланированные шаги могут оказаться безрезультатными. Однако факт остается фактом: резкая трансформация внутриполитического курса нового руководителя вызвала достаточно бурную реакцию в обществе.

Первой реформой Э. Макрона, спровоцировавшей крупный резонанс в СМИ, стало изменение трудового законодательства. Был упрощен процесс увольнения сотрудников работодателями с целью увеличить текучку кадров и, как следствие, побороть безработицу в стране. Действительно, с момента прихода Э. Макрона к власти данный показатель снизился на 1%, в середине весны 2020 г. составив 7,1% [4], однако сам факт такого спорного метода борьбы с безработицей не мог остаться без внимания французской общественности. Реформа активно обсуждалась в СМИ и была встречена забастовками представителей различных сфер труда, носившими мирный характер. На данном этапе еще было неясно, являлась ли спорная трудовая реформа просчетом президента,

вызванным его неопытностью в вопросах управления страной, либо первым сигналом, объявляющим о трансформации его политического курса.

Наиболее ярко общественное недовольство президентом стало проявляться позднее, когда от трудовой реформы он перешел к преобразованиям в иных сферах. Наиболее серьезными стали изменения в экономической сфере жизни Франции. Опыт работы на должности министра финансов сыграл Макрону на руку, избавив его от необходимости с нуля вникать в тяжелую экономическую ситуацию, воцарившуюся в стране по итогам президентства Ф. Олланда, а сразу приступить к действиям. Первым из них стала реформа французской железнодорожной системы, а именно - реструктуризация государственной компании SNCF, на долю которой приходится большинство железнодорожных перевозок в стране. Согласно новому закону, организация превращалась в акционерное общество и лишалась своей монополии на перевозку пассажиров с 2020 года [7]. Вместе с этим все новые сотрудники компании лишались своих привилегий и пенсионных льгот, которые при этом сохранялись за уже трудоустроенными гражданами. Реформа встретила шквал критики со стороны крупнейших французских железнодорожных и транспортных профсоюзов, вылившись в серьезную забастовку, начавшуюся в апреле 2018 г. Протест нанес серьезный ущерб экономике страны, значительно снизив эффективность работы компаний, чей производственный процесс был тесно связан с поставками материалов по железным дорогам, а также нанеся серьезный урон туристическому сектору. Оценив весь потенциальный ущерб, который может нанести стране затянувшаяся забастовка, президент Макрон согласился пойти на уступки профсоюзам и заявил, что многомиллионный долг SCNF будет покрыт из государственной казны [11].

Стоило прекратиться забастовкам железнодорожников, как президент Макрон выступил с новой инициативой, вызвавшей не менее оживленную реакцию общества. Речь идет о миграционной реформе Макрона. Стоит сделать оговорку и отметить, что в своих предвыборных выступлениях позиция президента по миграционному вопросу была преимущественно либеральной. Он настаивал на том, что мигрантов, не важно, беженцев или нет, было необходимо всеми силами интегрировать во французское общество и культуру: предоставлять им льготные языковые курсы, оборудовать центры по размещению беженцев. В скором же времени после прихода к власти риторика президента претерпела определенные изменения. Был опубликован проект закона «о контролируемой миграции, эффективном праве беженцев и успешной интеграции» [10], из содержания которого стало ясно, что президент теперь был настроен к проблеме миграции куда более радикально. Усиливался ответственности за незаконное пересечение границы и нарушение законов Франции. В центре миграционной политики Макрона встала идея об усилении контроля за миграционными потоками.

15 апреля перед зданием Национального собрания Франции прошел митинг, целью которой было отменить готовящийся законопроект. Организаторами акции были организации, работающие непосредственно с мигрантами и беженцами, в том числе BAAM (Управление по приему и сопровождению мигрантов). Протестуя против новой политики Макрона мигранты также организовали серию демонстраций и забастовок, не позволяя оставить без внимания тот факт, что президент, в свою бытность кандидатом придерживавшийся либеральных взглядов относительно миграции, после избрания нарушил свои обещания. Середина июня ознаменовала начало волны демонстраций против миграционной реформы. Многие из участников митингов скандировали такие лозунги, как «Нет нелегальных иммигрантов», «Приют для всех» и т.д. Со временем протестные настроения по вопросам миграции утихли, полностью уступив место куда более серьезным и массовым проблемам - вопросам экономики.

В рамках реализации программы «Экологического перехода», объявленной Э. Макроном еще во время выборов, была объявлена реформа цен на бензин и дизельное топливо. Стоимость первого увеличилась на 23%, стоимость второго - на 15% [3]. Несложно догадаться, почему именно эта реформа послужила импульсом для

зарождения протестного движения «желтых жилетов». Если предыдущие преобразования, проводимые президентом, затрагивали лишь определенные, не слишком многочисленные, на фоне общего населения страны, социальные группы, то теперь в стране возник вопрос, волнующий миллионы французов-автолюбителей, а также компании, осуществляющие пассажиро- и грузоперевозки на территории страны. Согласно статистическим данным, около 40 млн. французов имеют в личном распоряжении хотя бы одно транспортное средство. К этому числу относятся также и юридические лица [9]. На фоне общего населения страны в 67 млн. чел. эти цифры смело можно назвать более, чем внушительными.

Подобное решение президента Макрона не могло быть проигнорировано общественностью. Фактически, именно реакция французов на транспортную реформу стала наглядной иллюстрацией глубокого социального кризиса в стране. В конце 2018 - начале 2019 г. терпение общества накалилось до предела, и президенту страны нужно было предпринять все возможные методы, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения обстановки. К сожалению, Э. Макрон допустил ту же ошибку, что и его предшественник, решив пренебречь мнением граждан страны и продолжив реализовывать столь противоречивые изменения.

Датой начала первых забастовок «желтых жилетов» принято считать 17 ноября 2018 года. Именно в тот день граждане страны, вдохновленные петицией продавца косметики Присциллы Людовски, получившей более миллиона подписей на сайте change.org, вышли на улицы Парижа и других городов с целью выразить свое недовольство политическим курсом президента Макрона. Своим символом они выбрали желтый светоотражающий жилет, который по закону должен присутствовать в каждом автомобиле. С середины ноября выступления приобрели регулярный характер, граждане Пятой республики собирались на улицах ежедневно. Очень скоро бывшие мирными демонстрации осложнились вооруженными схватками с представителями правоохранительных органов. Применялся слезоточивый газ и водометы. СМИ активно подхватывали новости о происходящих в стране беспорядках, значительно усиливая создаваемый «жилетами» общественный резонанс.

Ноябрьские протесты оказались лишь началом. Фактически, движение «желтых жилетов» не прекращало свою активность на протяжении всего 2019 г. Сотрудники правоохранительных органов мобилизовались преимущественно в Париже, чтобы предотвратить самые многочисленные беспорядки. При этом другим регионам внимания уделялось значительно меньше, что позволило «желтым жилетам» быстро заработать за пределами столицы большую популярность.

Примечательно, что выступления «желтых жилетов» не ограничивались выступлениями против топливной реформы. Уже вскоре после начала манифестаций среди бессчетного множества плакатов стали появляться те, что были посвящены политике Э. Макрона в целом. Люди все активнее стали требовать отставки президента или пересмотра им своего подхода к ведению внутренней политики. Усиление полицейской активности, с точки зрения протестующих, было лишь демонстрацией желания поскорее уйти от проблемы и пустить сложные вопросы на самотек в надежде, что проблемы исчезнут сами собой. И это лишь сильнее подогревало недовольства. Схватки с полицией становились делом регулярным, а количество пострадавших увеличивалось с каждым днем.

В декабре 2018 г. Макрон решился пойти на некоторые уступки протестующим, введя мораторий на повышение налогов на топливо. Правительство заявило о готовности вести переговоры с митингующими, чтобы совместно выработать наиболее эффективный метод решения сложившейся проблемы. Подобное решение лишь усугубило ситуацию, разделив протестующих на два лагеря. Противники новых налогов, казалось, были услышаны руководством страны, в то время как граждане, выступавшие против политики Э. Макрона в целом, оставались недовольны: президент ответил лишь на одну из претензий, а все остальные проигнорировал. Граждане требовали реформ трудового кодекса, повышения зарплат, борьбу с безработицей и решение

жилищного вопроса. Вместе с этим «желтые жилеты» заговорили и о внешней политике, потребовав выхода Франции из НАТО, ужесточения политики приема мигрантов и прекращение всех наступательных военных операций за рубежом.

«Желтые жилеты» продолжили свою активность на протяжении всего 2019 г. Их деятельность, а также созданный ими общественный резонанс, послужили стремительному росту протестного движения противников пенсионной реформы, анонсированной Макроном в конце 2018 г. Разделять эти два движения будет слишком опрометчиво, но, в то же время, считать их единым целым так же будет ошибочным. Говоря точнее, «желтые жилеты» и противники пенсионной реформы действовали, фактически, как единое целое, непроизвольно объединившись в единое протестное движение, включавшее в себя противников как конкретных политических инициатив президента, так и всего его политического курса в целом.

Крайне опрометчивым шагом со стороны Э. Макрона было объявление пенсионной реформы вскоре после налоговой. Таким образом он смог задеть не только одну, пусть и совершенно немалочисленную, группу людей, но также и все население страны в целом. Пенсионный вопрос касается любого гражданина страны, все зависимости от наличия автомобиля в собственности. Повышение пенсионного возраста и пересмотр категорий пенсионеров, тем самым лишавший представителей ряда профессий специальных льгот, вызвал широчайшую волну критики во французских СМИ. Активное участие в придании огласки проблеме пенсионной реформы в 2019 г. придала активность профсоюзов - точно так же, как это было во времена железнодорожной реформы.

Все приведенные выше примеры позволяют сформировать четкое представление о подходе Э. Макрона к решению внутриполитических проблем и о том, как к подобным методам относится французская общественность. Диалог и попытки достижения консенсуса в парадигме мышления президента Макрона занимают далеко не первые позиции, проигрывая силовому методу решения вопросов и банальному игнорированию. Фактически, сценарий каждой крупной забастовки, прошедшей во Франции с мая 2017 г., будто бы написан по одним и тем же заготовкам: решая побороть одну из серьезных проблем, глава государства анонсирует пакет реформ, чья суть идет вразрез с озвученными им ранее предвыборными обещаниями. Недовольные этим фактом граждане выходят на улицы страны, мирно выражая свой протест. Власть занимает выжидающую позицию, будто бы игнорируя сам факт подобных событий на территории страны в течение непродолжительного времени, после чего переходит к активным силовым действиям и пытается подавить забастовки при помощи полиции. Если демонстрантов удается разогнать, реформы проводятся без изменений. Если же люди продолжают сопротивляться властям, Э. Макрон заявляет о необходимости ведения диалога и, спустя короткое время, соглашается пойти на уступки митингующим.

Внутренняя политика Э. Макрона оказалась прочно связана с расцветом глубокого социального кризиса, охватившего страны. Терпение людей лопнуло, им надоело, что столь серьезные проблемы, затрагивающие все общество, решаются без учета их мнения. Виной тому стало наследие Ф. Олланда, по итогам президентского срока которого социально-экономическое положение в стране оказалось крайне плачевным. Э. Макрон, пришедший ко власти в период, когда Франция нуждалась в кардинальных переменах, начал реализовывать их неожиданными методами. Чувствующие себя обманутыми граждане стали выходить на улицы и привлекать еще больше внимания к сложившимся проблемам, но, вместо ожидаемой ими реакции со стороны властей, последовало лишь продолжение движения в намеченном курсе. Финальной каплей в чаше терпения французов стала топливная реформа, спровоцировавшая возникновение одного из самых крупных протестных движений XXI в. Общественный резонанс, вызванный активностью «желтых жилетов», однозначно можно считать одним из сильнейших во всем мире за последние годы. Под непосредственным влиянием движения «желтых жилетов» вскоре зародилось также и движение противников пенсионной реформы - не менее многочисленное, но не

настолько радикальное и придерживающееся негативной риторики преимущественно в отношении данного новшества, но не всей политической системы страны в целом.

Стоит взглянуть на данную ситуацию с позиции пост-либерализма, в парадигме которого общественные силы и внутренняя стабильность государства являются определяющими факторами для роста или падения мощи государства. Фактически, согласно данной теории международных отношений, гражданская активность напрямую оказывает воздействие на государственный аппарат, главной функцией которого является эффективное управление и использование всех доступных средств для поддержания и укрепления суверенитета и автономии страны. Таким образом, на примере Франции мы можем наглядно видеть, что выдвинутые сторонниками данной концепции тезисы находят воплощение в современном мире. Уровень общественного недовольства руководством страны напрямую влияет на эффективность его работы, подтверждением чему служат, в том числе, уступки, на которые неоднократно шел президент Макрон, чтобы успокоить разгневанных граждан. Соответственно, общественно-политическая активность в стране влияет на уровень влияния государства на международной арене.

Пандемия COVID-19 сыграла президенту Макрону на руку. Как только было объявлено о тяжелой эпидемиологической ситуации в мире, глава государства, одновременно со введением мер по борьбе с распространением инфекции в стране, заявил также и о запрете на проведение любых массовых мероприятий -в том числе и забастовок. Спорные реформы также были приостановлены, поскольку, согласно словам президента, на период, когда страна находится «в состоянии войны» с новой биологической угрозой, вопрос проведения преобразований теряет всю свою актуальность [14].

Внутриполитический курс президента Макрона, безусловно, оказал невероятно серьезное воздействие на уровень социальной стабильности в стране. В будущем Э. Макрону предстоит столкнуться с немалым количеством куда более серьезных испытаний, вызванных не только социальным, но и экономическим кризисом, начавшемся вместе с пандемией COVID-19. У президента есть достаточно хорошие шансы исправить ситуацию с падением собственного рейтинга, ведь на конец мая данный показатель находился на отметке в 39% [13]. Вполне вероятно, если Э. Макрон отложит реализацию своих нашумевших реформ на потом, позволив обществу перевести дух после череды потрясений, уровень гражданской напряженности в стране начнет падать и, спустя некоторое время, можно будет говорить о прекращении социального кризиса в Пятой республике. Главным изъяном современного внутриполитического курса президента является его крайняя степень неповоротливости - уступок людям приходиться добиваться силой. Если глава государства сможет найти более эффективный метод ведения политики, при котором он сможет балансировать между учетом мнения общественности и воплощением в реальность собственных идей, Франция лишь укрепит собственные позиции на международной арене и сможет эффективно противостоять всему бессчетному множеству вызовов, которые ставит перед мировым сообществом современность. Для этого у нее есть весь экономический потенциал, в то время как сам Макрон обладает всем необходимым для этого опытом политической деятельности и управленческими навыками.

Список используемой литературы:

1. Жерар Депардье получил российский паспорт. // ТАСС. 2013. URL: https://tass.ru/glavnie-novosti/640078 (дата обращения: 19.07.2020)

2. Figaro: рейтинг Олланда за год до выборов упал до рекордного уровня. // РИА. 2016. URL: https://ria.ru/20160630/1454688901.html (дата обращения: 19.07.2020)

3. Шумаков А. А. "Желтые жилеты": генезис движения / Шумаков А. А. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2019. №1. с. 22. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/zheltye-zhilety-genezis-dvizheniya (дата обращения: 19.07.2020).

4. Bissuel B. Le nombre de chômeurs en France bondit de 7,1 % en mars, hausse record sur un mois. / Bissuel B. // Le Monde. 2020. URL: https://www.lemonde.fr/pohtique/article/2020/04/27/le-chomage-repart-a-la-hausse-en-france_6037890_823448.html (Дата обращения: 19.07.2020)

5. France: Controversial Labor Law Reform Adopted. // Library of Congress. 2016. URL: https://www.loc.gov/law/foreign-news/article/france-controversial-labor-law-reform-adopted/ (Дата обращения: 19.07.2020)

6. France's Hollande Gets Court Approval for 75% Millionaire Tax // Bloomberg. 2013. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2013-12-29/france-s-hollande-gets-court-approval-for-75-millionaire-tax (дата обращения: 19.07.2020)

7. French MPs back Macron's controversial rail reforms. // BBC. 2018. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-44475481 (Дата обращения: 19.07.2020)

8. Le Conseil constitutionnel censure la taxe à 75 %, Matignon annonce un nouveau dispositif. // Le Monde. 2012. URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2012/12/29/le-conseil-constitutionnel-censure-l-impot-de-75-sur-les-tres-hauts-revenus_1811406_823448.html (дата обращения: 19.07.2020)

9. Les vrais chiffres du parc automobile français. // LesEchos. 2019. URL: https://www.lesechos.fr/industrie-services/automobile/les-vrais-chiffres-du-parc-automobile-francais-1168701 (Дата обращения: 19.07.2020)

10. LOI n° 2018-778 du 10 septembre 2018 pour une immigration maîtrisée, un droit d'asile effectif et une intégration réussie. // Legifrance. 2018. URL:

https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000037381808&dateTexte=&categorieLien=id (дата обращения: 19.07.2020)

11. Macron's rail reforms and French union strikes. // Reuters. 2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-france-reform-sncf-explainer/macrons-rail-reforms-and-french-union-strikes-idUSKBN1HF0TD (Дата обращения: 19.07.2020)

12. Nuit debout protesters occupy French cities in revolutionary call for change. Chrisafis A. // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/apr/08/nuit-debout-protesters-occupy-french-cities-in-a-revolutionary-call-for-change (Дата обращения: 19.07.2020)

13. Popularité : Macron en baisse, Philippe gagne des points. // Le Point. 2020. URL: https://www.lepoint.fr/politique/popularite-macron-en-baisse-celle-de-philippe-grimpe-24-05-2020-2376712_20.php (Дата обращения: 19.07.2020)

14. 'We are at war' against virus, says Macron. // Financial Times. 2020. URL: https://www.ft.com/content/d6c96612-67c0-11ea-800d-da70cff6e4d3 (Дата обращения: 19.07.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.