Особенности тревожно - фобических нарушений у детей дошкольного возраста Features of anxiety-phobic disorders in preschool children
Поладова Г. М.
Студент 6 курса
Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет
Россия, г. Волгоград e-mail:poladova9 [email protected]
Poladova G.
Student 6 term
Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail:poladova97@mail. ru
Магомедова М. А.
Студент 6 курса
Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет
Россия, г. Волгоград e-mail: [email protected]
Magomedova M.
Student 6 term
Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: [email protected]
Аннотация.
Данная статья посвящена изучению клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств. Проведенное эмпирическое исследование показывает, что «страх» и «тревога» у детей с тревожно -фобическими расстройствами имеют специфические клинико-психологические особенности по сравнению с условно здоровыми детьми, а так же они положительно коррелируют с адаптационными возможностями ребенка.
Annotation.
This article is devoted to the study of clinical and psychological aspects of anxiety-phobic disorders. An empirical study shows that "fear" and "anxiety" in children with anxiety-phobic disorders have specific clinical and psychological features compared to conditionally healthy children, and they also positively correlate with the adaptive capabilities of the child.
Ключевые слова: страх, тревога, тревожно-фобические расстройства, дошкольный возраст.
Key words: fear, anxiety, anxiety-phobic disorders, preschool age.
В настоящее время в связи социальными, экономическими и политическими потрясениями вопрос тревожно-фобических расстройств приобретает особую важность. Тревожно-фобические расстройства распространены среди всех категорий населения, однако особо остро неблагополучные события воспринимают дети, чья психика еще не созрела и не до конца окрепла.
Тревожно-фобические расстройства представляют собой группу расстройств невротического спектра, клиническую картину которых формируют тревоги или страхи. С данным видом расстройств связаны и соматические нарушения.
Проблема клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств требует специального психологического изучения. Если ребенку вовремя не помочь нормализовать его эмоциональный фон, то в
Вопросы студенческой науки
Выпуск №11 (39), ноябрь 2019
будущем тревога может стать постоянным личностным образованием. Фиксация и усиление тревожности происходит по механизму замкнутого психологического круга, ведущий к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, способствующий увеличению и сохранению тревожности. Многие родители зачастую не обращают внимания на зарождение невротического состояния или расстройств у своих детей. Однако, если на эти признаки вовремя не обратить внимание и не принять соответствующие меры, вероятность гармоничного развития ребенка резко снижается. Невроз будет преследовать его и во взрослой жизни.
Цель: выявление тревожно-фобических расстройств у детей дошкольного возраста.
Цель работы конкретизировалась в следующих задачах:
1. Дать общие сведения о понятиях «страх» и «тревога.
2. Описать историю изучения феноменов страха и тревоги.
3. Раскрыть клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств в детском возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предположили, что страх» и «тревога» у детей с тревожно-фобическими расстройствами имеют специфические клинико-психологические особенности по сравнению с условно здоровыми детьми.
В исследование приняли участие 55 детей старшего дошкольного возраста, из которых 30 детей посещали детского психолога по причине проблем тревожно-фобического характера (основная группа) и 25 были условно здоровыми (здоровая группа). Дети с тревожно-фобическими признаками были клиентами ГКУ СО «Ворошиловский ЦСОН», отделении психолого-педагогической помощи, г. Волгоград. Условно здоровые дети были воспитанниками МДОКУ детского сада «Колосок», в с. Вознесеновка. Так как тревожно-фобические расстройства относиться к категории невротических проявлений, то, следовательно, первую группу мы назвали «невроз», а вторую «здоровые».
Психодиагностический инструментарий вошли следующие методики, отвечающие научности, валидности и надёжности: методика «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), интервью «Волшебный мир».
Для того, что выявить преобладающие виды страхов у детей с невротическими проявлениями и здоровых детей использовалась методика «Страхи в домиках». Результаты методики представлены на Рисунок 1 и табл. 1:
Пространственные страхи Социально-опосредованные страхи Страх темноты и кошмарных снов Страхи сказочных персонажей Боязнь животных Страх смерти Страхи физического ущерба Медицинские страхи
0%
16,6%
34%
)%2% 13,3%
40%
13
0%
1
20% 20%
0%
10% 10% 15%
5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% ■ Здоровые ■ Невроз
Рисунок 1. Виды выраженных страхов среди здоровых детей и детей с невротическими проявлениями
Таблица 1. Сравнение уровня страхов среди здоровых детей и детей с невротическими проявлениями
Показатель Дети с невротическими проявлениями (П=30) Условно здоровые дети (П=25) Значимость различий по критерию U Манна-Уитни p-level
Индекс страха 42,4±8,8 31,1±10,8 0,0001
Количество страхов 12,3±2,5 9,04±3,1 0,000
Таким образом, среди детей старшего дошкольного возраста встречаются типичные для их возраста страхи: страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны. Однако дети с невротическими проявлениями выделяются не типичными социально-опосредованными страхами. Также у них чаще условно здоровых детей встречаются пространственные страхи, страхи сказочных персонажей и медицинские страхи. У детей с невротическими проявлениями среднестатистическое количество страхов выходит за пределы нормы, а индекс страха находиться в средне-высоком диапазоне.
Выявление уровня тревожности осуществлялось с помощью «теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен». В результате были получены следующие процентные данные (Рисунок 2 и табл. 2):
40% -36,6%
30% -
20% -
10% -
0% -
Дети с невротическими Условно здоровые дети
проявлениями
Рисунок 2. Количественные показатели выраженной тревожности
20%
Из Рисунка 2 видно, что у трети детей с первой группы (36,6%) дезадаптивный уровень тревожности. Во второй группе этот показатель ниже - 20%. Высокие показатели тревожности подрывают гомеостаз и негативно отражаются на психологическом и соматическом здоровье.
Таблица 2. Сравнение уровня тревожности среди здоровых детей и детей с невротическими проявлениями
Показатель Основная группа (П=30) Дети с невротическими проявлениями Здоровая группа (П=25) Условно здоровые дети Значимость различий по критерию U Манна-Уитни p-level
Индекс тревожности 40,3±18,6 25,4±15,9 0,000
Из табл. 2 видно, что группы статистически достоверно различаются (р <0,01). Согласно средним значениям индекс тревожности выше в группе детей с невротическими проявлениями. Причем показатель
тревожности, как и индекс страха в первой группе приоритетно на средне-высоком уровне, а во втором - на средне-низком.
Таким образом, уровень тревожности выше среди детей с невротическими проявлениями, которые набирают приоритетно средневысокий балл.
Таблица 3. Сравнительные показатели выраженности скрытых психологических проблем среди здоровых детей _и детей с невротическими проявлениями
Показатель Основная группа (n=30) Дети с невротическими проявлениями Здоровая группа (n=25) Условно здоровые дети Значимость различий по критерию U Манна-Уитни p-level
Незащищенность 2,5±1,04 1,5±0,9 0,002
Тревожность 4,5±1,9 2,1±2,1 0,000
Недоверие к себе 6,2±2,1 3,5±2,4 0,000
Чувство неполноценности 4,8±1,8 2,4±2,1 0,000
Враждебность 5,5±2,2 2,9±1,5 0,000
Конфликт (фрустрация) 3,03±1,4 1,6±1,1 0,001
Трудности в общении 6,9±2,9 2,9±2,7 0,000
Депрессивность 1,9±1,6 1,2±0,4 -
Из табл. 3 видно, что группы различаются по всем показателям (р <0,01), кроме депрессивности (р>0,05), которая с одинаковой частотой встречается как среди детей с невротическими проявлениями, так и среди здоровых детей. Для детей с признаками невроза больше свойственны проблемы незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности и трудностей в общении.
Таким образом, внутриличностные эмоциональные проблемы чаще встречаются среди детей с невротическими расстройствами. Причём у трети детей они заметно выражены. Самым распространённым вариантом проблем является трудности в общении со сверстниками и родителями.
Актуальные проблемы ребёнка изучались с помощью методики интервью «Волшебный мир». Полученные данные изображены на Рисунке 3 и 4.
80% -66,7% 70% 66,7%
60%
20%то/ 20%
40% 20% 0%
60%
|2^%13,3% 2°%|юо% |||/О0% 2g/0|i3,3%
Семья Школа Общение со Отношение к себе
сверстниками
■ Высокий ■ Средний ■ Низкий Рисунок 3 Категории актуальных проблем в группе детей с тревожно-фобическими нарушениями
Из Рисунке 3. видно, что среди детей с тревожно-фобическими нарушениями у 66,7% высокий уровень проблем в семье («я хотела бы, чтобы мама меньше ругалась с папой», «я бы изменил папу, чтобы он больше
обращал на меня внимание и проводил со мной время») и общении со сверстниками («чтобы не смеялись», «чтобы было много друзей»). В отношение к себе у 26,7% наблюдаются большие трудности («мне не нравиться своё имя», «я бы хотел стать смелым»). Школа - 10% высокие показатели (плохая успеваемость, отсутствие в взаимопонимания с некоторыми учителями).
Гармоничные отношения фиксировались у небольшого числа представителей первой группы. Только 13,3% детей выражали позитивную оценку атмосферы в семье. Они полностью принимали себя со всеми сильными и слабыми качествами.
80% 60% 40% 20% 0%
-66,7% 63,3% 73,3% 63,3%
13,3%20% 16,7%20% 26,7% ю%26,7%
Семья
Школа
0%
Общение со сверстниками
Отношение к себе
■ Высокий ■ Средний ■ Низкий Рисунок 4. Категории актуальных проблем в группе здоровых детей
Таким образом, у детей с тревожно-фобическими нарушениями много волнующих вопросов и моментов, влияющих на их жизнедеятельность. Особенно можно выделить сферу семьи и категорию общения со сверстниками. Здесь наблюдаются пиковые значения. В группе здоровых детей также есть проблемы дистабилизирущей направленности, однако их небольшое количество. Тем не менее психолого-педагогическая работа по нивелированию факторов напряжения требуется всем группам.
При использовании критерия U Манна-Уитни, выявлено, что основная группа отличается более высокими показателями проблем внутри семьи (U=164; p=0,000). У них же чаще нарушено общение со сверстниками (U=127,5; p=0,000) и преобладает низкая самооценка (U=237; p=0,001). Дети с дефектом зрения указывают на проблемы в семье и трудности в коммуникациях, которые по интенсивности выше среднего. Те же самые вопросы в группе здоровых детей менее актуальны, они имеют средне низкий уровень, то есть носят адаптивный характер.
Таким образом, детям с тревожно-фобическими нарушениями часто даётся тяжело самопринятие, они плохо оценивают себя, не верят в свои возможности. Все это подкреплено напряжённой внутрисемейной обстановкой и конфликтными отношениями с другими детьми.
Для выявления связи тревожности, страха с актуальными проблемами детей, их гендерными особенностями использовался корреляционный анализ по методу Спирмена.
При статистической обработке с помощью программы SPSS было обнаружено множество корреляционных связей, из которых были отобраны те, которые более наглядно раскрывают задачи и гипотезу исследования (см. табл. 4):
Таблица 4. Корреляционные связи с показателями страха и тревоги
Шкала Группа Пол ИС ИТ
Группа 1,000 -0,033 -0,561 -0,657
Пол -0,033 1,000 0,736 0,200
ИС -0,561 0,736 1,000 0,598
ИТ -0,657 0,200 0,598 1,000
Семья -0,564 0,173 0,570 0,744
Школа -0,251 0,192 0,418 0,679
Сверстники -0,833 0,125 0,640 0,765
Самооценка -0,450 0,312 0,634 0,667
Из таблицы 4 видно, что высокий индекс тревожности (r=-0,657) и страха (r=-0,561) больше характерен группе детей с тревожно-фобическими нарушениями. Также детей из первой группы больше занимают семейные проблемы (r=-0,564) и рефлексия, которая сводиться к отрицательному оцениванию (r=-0,45) себя и своих способностей. Девочки чаще имеют высокий индексстраха (r=0,736) и низкую самооценку (r=0,312). Индекс страха положительно коррелирует со шкалами: семя (r=0,570), детский сад (r=0,418), сверстники (r=0,640) и самооценка (r=0,634). Это значит, чем больше проблемы в перечисленных сферах, тем чаще обнаруживается страх у младших школьников. Похожая ситуация и с индексом тревожности, где закономерности более сильные, так индекс тревожности связан с проблемами в семье (r=0,744), в школе (r=0,679), с взаимоотношениями со сверстниками (r=0,765) и самооценкой (r=0,667).
Таким образом, на уровень тревоги и страха влияют на способность ребёнка адаптироваться в социальной среде. Чем дисгармоничнее отношения в семье ребёнка, тем хуже возможность устанавливать адекватные общественные связи, тем выше эмоциональный дискомфорт в виде страха и тревоги. На негативный эмоциональный фон может оказывать влияние и детский сад и низкая самооценка ребёнка. Также существуют закономерности, что на уровень тревожности и страха влияет гендерный фактор и факт нарушения зрения. Дефект зрения детерминирует слабые адаптивные возможности, что выступает триггером к другим нарушениям.
В результате эмпирического исследования было доказано, что «страх» и «тревога» у детей с тревожно-фобическими расстройствами имеют специфические клинико-психологические особенности по сравнению с условно здоровыми детьми.
Эмоциональная сфера детей школьного возраста с тревожно-фобическими проявлениями отличается от эмоциональной сферы здоровых детей того же возраста более высоким уровнем тревожности, возбудимости, напряжения, страха, агрессии, враждебности, чувства неполноценности, недоверия к себе, конфликтности и трудности в общении. У детей с тревожно-фобическими нарушениями много волнующих вопросов и моментов, влияющих на их жизнедеятельность. Особенно можно выделить сферу семьи и категорию общения со сверстниками. Здесь наблюдаются пиковые значения. Детям часто даётся тяжело самопринятие, они плохо оценивают себя и не верят в свои возможности. Все это подкреплено напряжённой внутрисемейной обстановкой и конфликтными отношениями с другими детьми.
Список используемой литературы:
1. Астапов В .М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая реакция В. М. Астапова . - М.: Изд-воПЕР СЭ., 2009.
2. Лучинина А. А. Страхи тревожности у детей. Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/12/28/. -Загл. с экрана.
3. Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи. Развитие современного образования: теория, методика и практика - 2015 - № 4 . -431с.
4. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекция страхов старшего дошкольного возраста: автореф. кандидата психологических наук/ Орлова Любовь Владимировна. М.,- 2009 г. -8с.
5. Офицерова Е. В. «Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста». Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4239. -Загл. с экрана.
6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб., 2012. -192с.