Научная статья на тему 'Особенности тревожно - фобических нарушений у детей дошкольного возраста'

Особенности тревожно - фобических нарушений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
516
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / ТРЕВОГА / ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / FEAR / ANXIETY / ANXIETY-PHOBIC DISORDERS / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поладова Г.М., Магомедова М.А.

Данная статья посвящена изучению клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств. Проведенное эмпирическое исследование показывает, что «страх» и «тревога» у детей с тревожно-фобическими расстройствами имеют специфические клинико-психологические особенности по сравнению с условно здоровыми детьми, а так же они положительно коррелируют с адаптационными возможностями ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поладова Г.М., Магомедова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of anxiety-phobic disorders in preschool children

This article is devoted to the study of clinical and psychological aspects of anxiety-phobic disorders. An empirical study shows that “fear” and “anxiety” in children with anxiety-phobic disorders have specific clinical and psychological features compared to conditionally healthy children, and they also positively correlate with the adaptive capabilities of the child.

Текст научной работы на тему «Особенности тревожно - фобических нарушений у детей дошкольного возраста»

Особенности тревожно - фобических нарушений у детей дошкольного возраста Features of anxiety-phobic disorders in preschool children

Поладова Г. М.

Студент 6 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, г. Волгоград e-mail:poladova9 7@mail.ru

Poladova G.

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail:poladova97@mail. ru

Магомедова М. А.

Студент 6 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, г. Волгоград e-mail: yrki1995@mail.ru

Magomedova M.

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: yrki1995@mail.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена изучению клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств. Проведенное эмпирическое исследование показывает, что «страх» и «тревога» у детей с тревожно -фобическими расстройствами имеют специфические клинико-психологические особенности по сравнению с условно здоровыми детьми, а так же они положительно коррелируют с адаптационными возможностями ребенка.

Annotation.

This article is devoted to the study of clinical and psychological aspects of anxiety-phobic disorders. An empirical study shows that "fear" and "anxiety" in children with anxiety-phobic disorders have specific clinical and psychological features compared to conditionally healthy children, and they also positively correlate with the adaptive capabilities of the child.

Ключевые слова: страх, тревога, тревожно-фобические расстройства, дошкольный возраст.

Key words: fear, anxiety, anxiety-phobic disorders, preschool age.

В настоящее время в связи социальными, экономическими и политическими потрясениями вопрос тревожно-фобических расстройств приобретает особую важность. Тревожно-фобические расстройства распространены среди всех категорий населения, однако особо остро неблагополучные события воспринимают дети, чья психика еще не созрела и не до конца окрепла.

Тревожно-фобические расстройства представляют собой группу расстройств невротического спектра, клиническую картину которых формируют тревоги или страхи. С данным видом расстройств связаны и соматические нарушения.

Проблема клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств требует специального психологического изучения. Если ребенку вовремя не помочь нормализовать его эмоциональный фон, то в

Вопросы студенческой науки

Выпуск №11 (39), ноябрь 2019

будущем тревога может стать постоянным личностным образованием. Фиксация и усиление тревожности происходит по механизму замкнутого психологического круга, ведущий к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, способствующий увеличению и сохранению тревожности. Многие родители зачастую не обращают внимания на зарождение невротического состояния или расстройств у своих детей. Однако, если на эти признаки вовремя не обратить внимание и не принять соответствующие меры, вероятность гармоничного развития ребенка резко снижается. Невроз будет преследовать его и во взрослой жизни.

Цель: выявление тревожно-фобических расстройств у детей дошкольного возраста.

Цель работы конкретизировалась в следующих задачах:

1. Дать общие сведения о понятиях «страх» и «тревога.

2. Описать историю изучения феноменов страха и тревоги.

3. Раскрыть клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств в детском возрасте.

4. Провести эмпирическое исследование клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств у детей старшего дошкольного возраста.

Мы предположили, что страх» и «тревога» у детей с тревожно-фобическими расстройствами имеют специфические клинико-психологические особенности по сравнению с условно здоровыми детьми.

В исследование приняли участие 55 детей старшего дошкольного возраста, из которых 30 детей посещали детского психолога по причине проблем тревожно-фобического характера (основная группа) и 25 были условно здоровыми (здоровая группа). Дети с тревожно-фобическими признаками были клиентами ГКУ СО «Ворошиловский ЦСОН», отделении психолого-педагогической помощи, г. Волгоград. Условно здоровые дети были воспитанниками МДОКУ детского сада «Колосок», в с. Вознесеновка. Так как тревожно-фобические расстройства относиться к категории невротических проявлений, то, следовательно, первую группу мы назвали «невроз», а вторую «здоровые».

Психодиагностический инструментарий вошли следующие методики, отвечающие научности, валидности и надёжности: методика «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), интервью «Волшебный мир».

Для того, что выявить преобладающие виды страхов у детей с невротическими проявлениями и здоровых детей использовалась методика «Страхи в домиках». Результаты методики представлены на Рисунок 1 и табл. 1:

Пространственные страхи Социально-опосредованные страхи Страх темноты и кошмарных снов Страхи сказочных персонажей Боязнь животных Страх смерти Страхи физического ущерба Медицинские страхи

0%

16,6%

34%

)%2% 13,3%

40%

13

0%

1

20% 20%

0%

10% 10% 15%

5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% ■ Здоровые ■ Невроз

Рисунок 1. Виды выраженных страхов среди здоровых детей и детей с невротическими проявлениями

Таблица 1. Сравнение уровня страхов среди здоровых детей и детей с невротическими проявлениями

Показатель Дети с невротическими проявлениями (П=30) Условно здоровые дети (П=25) Значимость различий по критерию U Манна-Уитни p-level

Индекс страха 42,4±8,8 31,1±10,8 0,0001

Количество страхов 12,3±2,5 9,04±3,1 0,000

Таким образом, среди детей старшего дошкольного возраста встречаются типичные для их возраста страхи: страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны. Однако дети с невротическими проявлениями выделяются не типичными социально-опосредованными страхами. Также у них чаще условно здоровых детей встречаются пространственные страхи, страхи сказочных персонажей и медицинские страхи. У детей с невротическими проявлениями среднестатистическое количество страхов выходит за пределы нормы, а индекс страха находиться в средне-высоком диапазоне.

Выявление уровня тревожности осуществлялось с помощью «теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен». В результате были получены следующие процентные данные (Рисунок 2 и табл. 2):

40% -36,6%

30% -

20% -

10% -

0% -

Дети с невротическими Условно здоровые дети

проявлениями

Рисунок 2. Количественные показатели выраженной тревожности

20%

Из Рисунка 2 видно, что у трети детей с первой группы (36,6%) дезадаптивный уровень тревожности. Во второй группе этот показатель ниже - 20%. Высокие показатели тревожности подрывают гомеостаз и негативно отражаются на психологическом и соматическом здоровье.

Таблица 2. Сравнение уровня тревожности среди здоровых детей и детей с невротическими проявлениями

Показатель Основная группа (П=30) Дети с невротическими проявлениями Здоровая группа (П=25) Условно здоровые дети Значимость различий по критерию U Манна-Уитни p-level

Индекс тревожности 40,3±18,6 25,4±15,9 0,000

Из табл. 2 видно, что группы статистически достоверно различаются (р <0,01). Согласно средним значениям индекс тревожности выше в группе детей с невротическими проявлениями. Причем показатель

тревожности, как и индекс страха в первой группе приоритетно на средне-высоком уровне, а во втором - на средне-низком.

Таким образом, уровень тревожности выше среди детей с невротическими проявлениями, которые набирают приоритетно средневысокий балл.

Таблица 3. Сравнительные показатели выраженности скрытых психологических проблем среди здоровых детей _и детей с невротическими проявлениями

Показатель Основная группа (n=30) Дети с невротическими проявлениями Здоровая группа (n=25) Условно здоровые дети Значимость различий по критерию U Манна-Уитни p-level

Незащищенность 2,5±1,04 1,5±0,9 0,002

Тревожность 4,5±1,9 2,1±2,1 0,000

Недоверие к себе 6,2±2,1 3,5±2,4 0,000

Чувство неполноценности 4,8±1,8 2,4±2,1 0,000

Враждебность 5,5±2,2 2,9±1,5 0,000

Конфликт (фрустрация) 3,03±1,4 1,6±1,1 0,001

Трудности в общении 6,9±2,9 2,9±2,7 0,000

Депрессивность 1,9±1,6 1,2±0,4 -

Из табл. 3 видно, что группы различаются по всем показателям (р <0,01), кроме депрессивности (р>0,05), которая с одинаковой частотой встречается как среди детей с невротическими проявлениями, так и среди здоровых детей. Для детей с признаками невроза больше свойственны проблемы незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности и трудностей в общении.

Таким образом, внутриличностные эмоциональные проблемы чаще встречаются среди детей с невротическими расстройствами. Причём у трети детей они заметно выражены. Самым распространённым вариантом проблем является трудности в общении со сверстниками и родителями.

Актуальные проблемы ребёнка изучались с помощью методики интервью «Волшебный мир». Полученные данные изображены на Рисунке 3 и 4.

80% -66,7% 70% 66,7%

60%

20%то/ 20%

40% 20% 0%

60%

|2^%13,3% 2°%|юо% |||/О0% 2g/0|i3,3%

Семья Школа Общение со Отношение к себе

сверстниками

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий Рисунок 3 Категории актуальных проблем в группе детей с тревожно-фобическими нарушениями

Из Рисунке 3. видно, что среди детей с тревожно-фобическими нарушениями у 66,7% высокий уровень проблем в семье («я хотела бы, чтобы мама меньше ругалась с папой», «я бы изменил папу, чтобы он больше

обращал на меня внимание и проводил со мной время») и общении со сверстниками («чтобы не смеялись», «чтобы было много друзей»). В отношение к себе у 26,7% наблюдаются большие трудности («мне не нравиться своё имя», «я бы хотел стать смелым»). Школа - 10% высокие показатели (плохая успеваемость, отсутствие в взаимопонимания с некоторыми учителями).

Гармоничные отношения фиксировались у небольшого числа представителей первой группы. Только 13,3% детей выражали позитивную оценку атмосферы в семье. Они полностью принимали себя со всеми сильными и слабыми качествами.

80% 60% 40% 20% 0%

-66,7% 63,3% 73,3% 63,3%

13,3%20% 16,7%20% 26,7% ю%26,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семья

Школа

0%

Общение со сверстниками

Отношение к себе

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий Рисунок 4. Категории актуальных проблем в группе здоровых детей

Таким образом, у детей с тревожно-фобическими нарушениями много волнующих вопросов и моментов, влияющих на их жизнедеятельность. Особенно можно выделить сферу семьи и категорию общения со сверстниками. Здесь наблюдаются пиковые значения. В группе здоровых детей также есть проблемы дистабилизирущей направленности, однако их небольшое количество. Тем не менее психолого-педагогическая работа по нивелированию факторов напряжения требуется всем группам.

При использовании критерия U Манна-Уитни, выявлено, что основная группа отличается более высокими показателями проблем внутри семьи (U=164; p=0,000). У них же чаще нарушено общение со сверстниками (U=127,5; p=0,000) и преобладает низкая самооценка (U=237; p=0,001). Дети с дефектом зрения указывают на проблемы в семье и трудности в коммуникациях, которые по интенсивности выше среднего. Те же самые вопросы в группе здоровых детей менее актуальны, они имеют средне низкий уровень, то есть носят адаптивный характер.

Таким образом, детям с тревожно-фобическими нарушениями часто даётся тяжело самопринятие, они плохо оценивают себя, не верят в свои возможности. Все это подкреплено напряжённой внутрисемейной обстановкой и конфликтными отношениями с другими детьми.

Для выявления связи тревожности, страха с актуальными проблемами детей, их гендерными особенностями использовался корреляционный анализ по методу Спирмена.

При статистической обработке с помощью программы SPSS было обнаружено множество корреляционных связей, из которых были отобраны те, которые более наглядно раскрывают задачи и гипотезу исследования (см. табл. 4):

Таблица 4. Корреляционные связи с показателями страха и тревоги

Шкала Группа Пол ИС ИТ

Группа 1,000 -0,033 -0,561 -0,657

Пол -0,033 1,000 0,736 0,200

ИС -0,561 0,736 1,000 0,598

ИТ -0,657 0,200 0,598 1,000

Семья -0,564 0,173 0,570 0,744

Школа -0,251 0,192 0,418 0,679

Сверстники -0,833 0,125 0,640 0,765

Самооценка -0,450 0,312 0,634 0,667

Из таблицы 4 видно, что высокий индекс тревожности (r=-0,657) и страха (r=-0,561) больше характерен группе детей с тревожно-фобическими нарушениями. Также детей из первой группы больше занимают семейные проблемы (r=-0,564) и рефлексия, которая сводиться к отрицательному оцениванию (r=-0,45) себя и своих способностей. Девочки чаще имеют высокий индексстраха (r=0,736) и низкую самооценку (r=0,312). Индекс страха положительно коррелирует со шкалами: семя (r=0,570), детский сад (r=0,418), сверстники (r=0,640) и самооценка (r=0,634). Это значит, чем больше проблемы в перечисленных сферах, тем чаще обнаруживается страх у младших школьников. Похожая ситуация и с индексом тревожности, где закономерности более сильные, так индекс тревожности связан с проблемами в семье (r=0,744), в школе (r=0,679), с взаимоотношениями со сверстниками (r=0,765) и самооценкой (r=0,667).

Таким образом, на уровень тревоги и страха влияют на способность ребёнка адаптироваться в социальной среде. Чем дисгармоничнее отношения в семье ребёнка, тем хуже возможность устанавливать адекватные общественные связи, тем выше эмоциональный дискомфорт в виде страха и тревоги. На негативный эмоциональный фон может оказывать влияние и детский сад и низкая самооценка ребёнка. Также существуют закономерности, что на уровень тревожности и страха влияет гендерный фактор и факт нарушения зрения. Дефект зрения детерминирует слабые адаптивные возможности, что выступает триггером к другим нарушениям.

В результате эмпирического исследования было доказано, что «страх» и «тревога» у детей с тревожно-фобическими расстройствами имеют специфические клинико-психологические особенности по сравнению с условно здоровыми детьми.

Эмоциональная сфера детей школьного возраста с тревожно-фобическими проявлениями отличается от эмоциональной сферы здоровых детей того же возраста более высоким уровнем тревожности, возбудимости, напряжения, страха, агрессии, враждебности, чувства неполноценности, недоверия к себе, конфликтности и трудности в общении. У детей с тревожно-фобическими нарушениями много волнующих вопросов и моментов, влияющих на их жизнедеятельность. Особенно можно выделить сферу семьи и категорию общения со сверстниками. Здесь наблюдаются пиковые значения. Детям часто даётся тяжело самопринятие, они плохо оценивают себя и не верят в свои возможности. Все это подкреплено напряжённой внутрисемейной обстановкой и конфликтными отношениями с другими детьми.

Список используемой литературы:

1. Астапов В .М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая реакция В. М. Астапова . - М.: Изд-воПЕР СЭ., 2009.

2. Лучинина А. А. Страхи тревожности у детей. Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/12/28/. -Загл. с экрана.

3. Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи. Развитие современного образования: теория, методика и практика - 2015 - № 4 . -431с.

4. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекция страхов старшего дошкольного возраста: автореф. кандидата психологических наук/ Орлова Любовь Владимировна. М.,- 2009 г. -8с.

5. Офицерова Е. В. «Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста». Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4239. -Загл. с экрана.

6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб., 2012. -192с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.