Научная статья на тему 'Расстройства невротического спектра у детей с ночным энурезом'

Расстройства невротического спектра у детей с ночным энурезом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
426
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатр
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНУРЕЗ / ТРЕВОГА / ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ЕNURESIS / ANXIETY / ANXIETY DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чутко Леонид Семенович, Сурушкина Светлана Юрьевна, Никишена Инна Сергеевна, Яковенко Елена Александровна, Анисимова Татьяна Игоревна

Статья посвящена проблеме ночного энуреза и изучению частоты коморбидных тревожных расстройств у детей с этой патологией. Авторами представлены результаты обследования 70 детей в возрасте от 7 до 10 лет с первичным энурезом. В ходе исследования тревожные расстройства выявлены у 44 детей с данной патологией (62,9 %). Анализ выявленных симптомов показал, что в большей степени в исследуемой группе представлены генерализованное тревожное расстройство (31,8 %) и фобическое тревожное расстройство (40,9 %).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чутко Леонид Семенович, Сурушкина Светлана Юрьевна, Никишена Инна Сергеевна, Яковенко Елена Александровна, Анисимова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diseases of a neurotic range at children with night enuresis

The article is devoted to the study of nocturnal enuresis and frequency of comorbid anxiety disorders in children with this disease. The authors present the results of a survey of 70 children aged 7 to 10 years with primary enuresis. In the study, anxiety disorders were found in 44 children with this pathology (62.9 %). Analysis of the identified symptoms showed that more of the study group are generalized anxiety disorder (31.8 %) and phobic anxiety disorder (40.9 %).

Текст научной работы на тему «Расстройства невротического спектра у детей с ночным энурезом»

© л. с. чутко, с. Ю. сурушкина, и. с. никишена, Е.А. яковенко, т. и. Анисимова, Ю. л. Быкова

Институт мозга человека

им. Н. П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Резюме. Статья посвящена проблеме ночного энуреза и изучению частоты коморбидных тревожных расстройств у детей с этой патологией. Авторами представлены результаты обследования 70 детей в возрасте от 7 до 10 лет с первичным энурезом. В ходе исследования тревожные расстройства выявлены у 44 детей с данной патологией (62,9 %). Анализ выявленных симптомов показал, что в большей степени в исследуемой группе представлены генерализованное тревожное расстройство (31,8 %) и фобическое тревожное расстройство (40,9 %).

Ключевые слова: энурез; тревога; тревожные расстройства.

УДК: [616.85: 616.62-008.223]-053.2

РАССТРОЙСТВА НЕВРОТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ С ночным ЭНУРЕЗОМ

Ночной энурез является одной из актуальных проблем детской неврологии в силу высокой распространенности данной патологии. В возрасте 6 лет ночной энурез наблюдается у 15-20 % детей, к 12 летнему возрасту — у 4-10 % детей [7]. У подростков и людей молодого возраста частота ночного энуреза составляет 2 %. Мальчики страдают ночным энурезом в 1,5-2 раза чаще, чем девочки [9].

Согласно классификации Б. И. Ласкова (1966), принято выделять первичную и вторичную формы ночного энуреза в зависимости от времени проявления [5]. Первичная форма характеризуется ночным недержанием мочи без «сухого промежутка» длительностью более 6 месяцев с момента рождения. Вторичная форма — состояние, при котором больные повторно начинают мочиться в постель после значительного периода ремиссии (более 6 месяцев). Первичная форма встречается значительно чаще, ее доля составляет 90 % случаев ночного энуреза.

Причинами энуреза являются генетическая обусловленность, резидуально-органическая патология нервной системы, урологическая и нефрологическая патология, нарушения ритма секреции антидиуретического гормона, нарушение реакции активации во время сна (профундосомния), психологические травмы [2]. Необходимо отметить, что вторичная форма чаще возникает на фоне острой или хронической психотравмирующей ситуации.

В лечении энуреза большую роль играют режимные мероприятия (в первую очередь, ограничение потребления жидкости в вечернее время), психотерапевтическая коррекция (поведенческая терапия, гипнотерапия, аутогенная тренировка) [4]. Кроме этого, в терапии данного расстройства применяются препараты ноотропного ряда, анксиоли-тики, а также препараты, уменьшающие образование мочи [1,3].

Целью данного исследования являлось изучение коморбидных тревожных расстройств у детей с энурезом.

материалы и методы

В ходе данной работы обследовано 70 детей с первичной формой энуреза в возрасте от 7 до 10 лет (средний возраст — 8,6 ± 1,2 лет; 56 мальчиков и 14 девочек). Критерием включения являлось отсутствие значимой уронефрологической патологии, определяемое в ходе консультации нефролога, ультразвукового исследования почек и мочевого пузыря, исследований мочи. Критериями исключения из исследования являлись: наличие грубой очаговой неврологической симптоматики, наличие тяжелой соматической патологии, эпилептические приступы, умственная отсталость. Контрольную группу сравнения составили 59 детей такого же возраста без энуреза.

Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений энуреза и коморбидных тревожных расстройств, неврологическое обследование. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10. Учитывалось среднее количество «мокрых» ночей в неделю. Уровень тревожности оценивался с помощью опросника тревожности, разработанного С. М. Зелинским и В. Е. Каганом, на базе шкал Теу!ог J. А. и Sarason J. G. Для выявления

и оценки уровня тревожности, связанной со школой, использовался тест школьной тревожности Филипса [6].

Кроме этого, проводилось психофизиологическое исследование с помощью теста TOVA (Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы) и скорости переработки информации (время ответа) и устойчивости ответов (дисперсия времени ответа).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Среднее количество «мокрых» ночей в неделю у обследованных составило 4,2 ± 1,6. В ходе исследования тревожные расстройства выявлены у 44 детей с энурезом (62,9 %).

При анализе частоты и структуры тревожных расстройств были получены следующие результаты.

1. Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) — 14 человек (31,8 %).

2. Фобическое расстройство — 18 человек (40,9 %).

3. Тревожное расстройство, связанное с разлукой — 4 человека (9,1 %).

4. Социальное фобическое расстройство — 8 человек (18,2 %).

ГТР проявлялось тревогой, касающейся нескольких сфер жизни ребенка (семья, школа, здоровье и др.). Фобии характеризовались тревогой, огра-

Таблица 2

Количество детей с высоким показателем компонентов школьной тревожности (по Филлипсу) в исследуемых группах

Компоненты школьной тревожности Дети с энурезом (100 %) Контрольная группа (100 %)

Общая тревожность в школе 37 (5 2,9 %)**# 13 (22,0 %)

Переживание социального стресса 36 (51,4 %)""## 10 (16,9 %)

Фрустрация потребности в достижении успеха 27 (38,5 %)" 8 (13,5 %)

Страх самовыражения 33 (47,1 %)" 10 (16,9 %)

Страх ситуации проверки знаний 37 (5 2,9 %)**## 11 (18,6 %)

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 36 (51,4 %)"# 15 (25,4 %)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 30 (42,8 %)"# 9 (15,3 %)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 31 (44,3 %)" 14 (23,7 %)

* - достоверные различия по сравнению с контрольной группой, р < 0,05; ** - достоверные различия по сравнению с контрольной группой, р < 0,01; # - достоверность различий по сравнению показателем до лечения, р < 0,05; - ## достоверность различий по сравнению показателем до лечения, р < 0,01

Таблица 1

Показатели тревожности (по методике Зелинского-Кагана)

Группа Уровень тревожности

Дети с энурезом 20,8 ± 5,2"

Контрольная группа 10,6 ± 5,9

* - достоверность различий по сравнению показателем в контрольной группе, р < 0,05; # - достоверность различий по сравнению показателем до лечения, р < 0,05

ниченной определенными обстоятельствами, порой достигающей уровня страха, сопровождаясь формированием избегающего поведения. В исследуемой группе фобии касались школы (10 человек), здоровья (6 человек), животных (2 человека). Необходимо отметить, что недержание мочи не являлось объектом тревоги.

В контрольной группе тревожные расстройства выявлены в 11 случаях (18,6 %). При этом признаки ГТР отмечены у 2 детей (3,4 %), фобическое расстройство детского возраста — в 4 случаях (6,8 %). Тревожное расстройство, возникающее в связи с разлукой, отмечалось в 2 случаях (3,4 %) и встречалось только у учащихся первых классов. Социальное фобическое расстройство было выявлено в 3 случаях (5,1 %).

При исследовании тревожности с помощью опросника тревожности С. М. Зелинского и В. Е. Кагана уровень тревожности у детей с энурезом составлял в среднем 20,8 ± 5,2 (при норме 4-16). Данный показатель достоверно выше аналогичного показателя детей из контрольной группы (табл. 1). Результаты исследования с помощью методики Филлипса показали, что у 37 детей (52,9 %) с энурезом отмечалось повышение тех или иных показателей школьной тревожности. Наиболее высокие показатели тревожности относились к общей тревожности в школе, переживанию социального стресса, страху ситуации проверки знаний, страху несоответствия ожиданиям окружающих. Данные показатели, достоверно выше

Таблица 3

Результаты психофизиологического исследования TOVA

Показатели внимания и импульсивности Дети с энурезом Контрольная группа

Пропуски значимых стимулов Первая половина 5,6 ± 1,7 4,3 ± 1,3

(%) Вторая половина 6,6 ± 2,2 4,9 ± 1,51

Ложные тревоги Первая половина 9,3 ± 3,2 3,7 ± 2,4*

(%) Вторая половина 21,5 ± 6,8 11,2 ± 3,0*

Время ответа Первая половина 456±68 422±59

(мс) Вторая половина 381±79 367±536

* - достоверные различия по сравнению с контрольной группой, p<0,01

аналогичных показателей детей из контрольной группы (табл. 2).

По данным психофизиологического исследования TOVA, у 38 детей c энурезом (54,3 %) выявлено в разной степени выраженное увеличение, по сравнению с нормой, показателя невнимательности, в 30 случаях (42,9 %) найдено повышение уровня импульсивности, у 29 пациентов (41,4 %) отмечено увеличение времени реакции (табл. 3).

заключение

Тревога представляет собой нормальную реакцию организма в ответ на опасную ситуацию; она имеет адаптационное значение, когда возникает в соответствующих обстоятельствах, и приобретает клиническую значимость, если носит перси-стирующий характер или влияет на повседневную деятельность человека [8].

Если частота тревожных расстройств в детской популяции, по литературным данным, составляет от 5 до 18 % [10], а в контрольной группе тревожные расстройства отмечаются в 18 % случаев, то у детей с энурезом данная патология выявляется значительно чаще. При этом наиболее часто встречались признаки ГТР и фобического расстройства. Кроме этого, проведенные нами психологические исследования свидетельствуют о высоком уровне тревоги у детей с энурезом. Таким образом, тревожные расстройства являются частым коморбидным нарушением у детей с энурезом.

Школьная тревожность возникает при взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды. Наиболее высокие показатели школьной тревожности у детей с энурезом относились к социальному стрессу, страху ситуации проверки знаний, страху несоответствия ожиданиям окружающих.

литература

1. Буянов М. И. Недержание мочи и кала. - М.: Медицина. - 1985. - 183 с.

2. Заваденко Н. Н. Энурез: классификация, патогенез, диагностика и лечение // Невролог. журнал. -2001. - № 2. - C. 42-46.

3. Казанская И. В., Отпущенникова Т. В. Обоснование лечебной тактики энуреза у детей с гиперакти-вым мочевым пузырем // РМЖ. - 2006. - Т. 14, № 16. - С. 1-7.

4. Квашнер К., Маттеят Ф. Энурез и энкопрез // Психотерапия у детей и подростков (Под ред. Х. Рем-шмидта). Пер. с англ. - М.: Мир. - 2000. - C. 408428.

5. Ласков Б. И. Проблемы энуреза. - М., Медицина. -1966. - 290 с.

6. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: Метод. рекомендации / Под ред. Д. Н. Исаева. - СПб.: ППМИ. - 1991. -80 с.

7. Casale P. Nocturnal enuresis and overactive bladder in children: An epidemiological study // Int. J. Urol. - 2006. - Vol. 13 (1). - P. 36-39.

8. Essau C. A. Anxiety in children: when is it classed as a disorder that should be treated? // Expert Revue Neurotherapeutics. - 2007. - Vol.7, N 8. -P. 909-911.

9. Kanaheswari Y. Epidemiology of childhood nocturnal enuresis // J. Paediatr. Child. Health. - 2003. -Vol. 39. - P. 118-123.

10. Verhulst F. Community and epidemiological aspects of anxiety disorders in children. In Anxiety Disorders in Children and Adolescents: Research, Assessment and Intervention. Edited by Silverman W. Treffers, P. Cambridge // Cambridge University Press. - 2001. - P. 273-292.

DISEASES OF A NEUROTIC RANGE AT CHILDREN WITH NIGHT ENURESIS

Chutko L. S., Surushkina S. Yu., Yakovenko Ye. A., Nikishena I. S., Anisimova T. I., Bykova Yu. L.

♦ Resume. The article is devoted to the study of nocturnal enuresis and frequency of comorbid anxiety disorders in children with this disease. The authors present the results of a survey of 70 children aged 7 to 10 years with primary enuresis. In the study, anxiety disorders were found in 44 children with this pathology (62.9 %). Analysis of the identified symptoms showed that more of the study group are generalized anxiety disorder (31.8 %) and phobic anxiety disorder (40.9 %).

♦ Key words: enuresis; anxiety; anxiety disorder.

♦ Информация об авторах

Чутко Леонид Семенович — д. м. н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии. Институт мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой. 197376, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 9. E-mail: [email protected].

Chutko Leonid Semenovich — MD, PhD, Dr Med Sci, Professor, Head of the Center of behavioral neurology. Institute of Human Brain, Russian Academy of Sciences. 9, Akadimika Pavlova St., St. Petersburg, 197376, Russia. E-mail: [email protected].

Сурушкина Светлана Юрьевна — к. м. н., врач-невролог, младший научный сотрудник. Институт мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой. 197376, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 9. E-mail: [email protected].

Surushkina Svetlana Yurievna — PhD, neurologist, junior researcher. Institute of Human Brain, Russian Academy of Sciences. 9, Akadimika Pavlova St., St. Petersburg, 197376, Russia. E-mail: su. [email protected].

Никишена Инна Сергеевна — к. б. н., нейрофизиолог, научный сотрудник. Институт мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой. 197376, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 9. E-mail: [email protected].

Nikishena Inna Sergeevna — PhD, researcher. Institute of Human Brain, Russian Academy of Sciences. 9, Akadimika Pavlova St., St. Petersburg, 197376, Russia. E-mail: [email protected].

Яковенко Елена Александровна — к. б. н., нейрофизиолог, научный сотрудник. Институт мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой. 197376, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 9. E-mail: [email protected].

Yakovenko YelenaAlexandrovna — PhD, researcher. Institute of Human Brain, Russian Academy of Sciences. 9, Akadimika Pavlova St., St. Petersburg, 197376, Russia. E-mail: [email protected].

Анисимова Татьяна Игоревна — медицинский психолог, младший научный сотрудник. Институт мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой. 197376, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 9. E-mail: [email protected].

Anisimova Tatyana Igorevna — clinical psychologist, junior researcher. Institute of Human Brain, Russian Academy of Sciences. 9, Akadimika Pavlova St., St. Petersburg, 197376, Russia. E-mail: [email protected].

Быкова Юлия Леонидовна — медицинский психолог, старший лаборант. Институт мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой. 197376, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 9. E-mail: [email protected].

Bykova Yulia Leonidovna — neuropsychologist, senior laboratory assistent. Institute of Human Brain, Russian Academy of Sciences. 9, Akadimika Pavlova St., St. Petersburg, 197376, Russia. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.