Научная статья на тему 'Особенности тренировочного процесса юных лыжников в соревновательном периоде в зависимости от психофизиологических особенностей организма'

Особенности тренировочного процесса юных лыжников в соревновательном периоде в зависимости от психофизиологических особенностей организма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балясин Андрей Викторович, Филиппова Елена Николаевна

В лыжных гонках специальная физическая подготовленность проявляется в возможности поддержания высокой работоспособности при выполнении упражнений в различных зонах физиологической мощности и способности лыжника сохранять высокую скорость передвижения на соревновательной дистанции. В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление особенностей спортивной деятельности лыжников-гонщиков с различным уровнем психофизиологических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Балясин Андрей Викторович, Филиппова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности тренировочного процесса юных лыжников в соревновательном периоде в зависимости от психофизиологических особенностей организма»

SCIENCE TIME

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА

Балясин Андрей Викторович, Филиппова Елена Николаевна, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевъева», г.Саранск

E-mail: [email protected]

Аннотация. В лыжных гонках специальная физическая подготовленность проявляется в возможности поддержания высокой работоспособности при выполнении упражнений в различных зонах физиологической мощности и способности лыжника сохранять высокую скорость передвижения на соревновательной дистанции.

В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление особенностей спортивной деятельности лыжников-гонщиков с различным уровнем психофизиологических показателей.

Ключевые слова: лыжники-гонщики, психофизиологические особенности организма, тревожность, тренировочные нагрузки, соревновательный период.

Введение. В лыжных гонках спортсмену постоянно приходится преодолевать сопротивление внешней среды. Поэтому, для сохранения, а тем более для повышения соревновательной скорости необходимо на протяжении длительного времени поддерживать высокий уровень психофизиологических особенностей организма [5].

Психофизиологические особенности организма - это способность человека, с одной стороны, во много раз улучшать качество функционирования своих анализаторных систем, свойств центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, а с другой стороны, их способность противостоять различным сбивающим факторам (утомление, нервно-психическое напряжение и т. п.) и длительно поддерживать оптимальный уровень функционирования [1].

Тренировочный процесс по мере приближения к главным стартам приобретает все более целенаправленный характер, обеспечивающих, в первую

очередь, оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень специальной работоспособности лыжников-гонщиков.

Основной задачей соревновательного периода подготовки лыжников-гонщиков, как известно, является эффективная реализация спортивной формы в основных стартах. В лыжном спорте, согласно правилам соревнований, лыжники 13-14 лет участвуют в гонках на следующих дистанциях 3 км - классическими ходами и на 5 км - коньковыми ходами. При этом выделяются факторы, ограничивающие способность переносить нагрузку при отсутствии специфических двигательных навыков, а также особенности физического развития [4].

Методика. Одно из основных условий рационального построения тренировки - объемы физических нагрузок, которые не должны превышать адаптивные возможности организма юных спортсменов, т. к. в этот период их организм несет двойную нагрузку:

а) естественные изменения антропо-морфологических и функциональных показателей, характеризующих функциональную подготовленность органов и систем организма в процессе его роста и развития;

б) приспособление к воздействию физических нагрузок.

В связи с этим тренировочный процесс должен способствовать нормальному естественному развитию организма юных лыжников[2].

С учетом этих требований разработана общая схема распределения нагрузок по зонам мощности у юных лыжников в соревновательном периоде (таблица 1).

При этом соотношение средств общей и специальной подготовки составило 30 и 70%.

В начале соревновательного периода для определения влияния психофизиологическихособенностей организмана соревновательную деятельность мы исследовали лыжников по психофизиологическим показателям и сравнили их влияние на соревновательную деятельность.

В данной работе применялось как педагогическое тестирование, так и исследование психологических показателей в естественных условиях тренировки и соревнований.

Психическое состояние у лыжников-гонщиков исследовали по трем методикам: ОСТ Русалова, тест Спилбергера-Ханина, шкала школьной тревожности Кондаша. Достоверных различий по темпераменту и ситуативной тревожности в целом не наблюдалось, однако заметные различия имели место по шкале общей тревожности (Кондаша). Это может быть связано с тем, что спортсмены с более низким уровнем тревожности и положительными эмоциями воспринимают тренировочный процесс достаточно полно, как того требует тренер.

Таблица 1

Объем тренировочной нагрузки в соревновательном периоде подготовки юных

лыжников-гонщиков

Параметры тренировочного процесса Январь Февраль Март Всего

Кол-во тренировочных дней 18 16 18 53

Кол-во тренировок 22 22 22 66

Кол-во часов 90 80 90 260

Бег, км:

низкаяинтенс., ЧСС 120-140 уд/мин 20 20 20 60

средняяинтенс., ЧСС 140-160 уд/мин 10 - - 10

высокаяинтенс., ЧСС 160-180 уд/мин - - - -

Всего 30 20 20 70

Передвижение на лыжах (км) при различной интен-

сивности:

низкая, ЧСС 120-140 уд/мин 80 40 60 180

средняя, ЧСС 140-160 уд/мин 220 200 180 600

высокая, ЧСС 160-180 уд/мин 30 25 30 75

Всего 330 265 270 865

Объем циклической нагрузки, км 360 285 290 935

Упражнения силовой подготовки, час:

общей 12 12 12 34

специальной 12 12 12 34

упражнения на гибкость и координацию, ч 6 5 5 16

Кол-во стартов и контрольных тренировок 8 9 8 25

Основные результаты. Основное отличие в подготовке испытуемых со средними и повышенными показателями тревожности и эмоциональности (Гр -1 иГр-2, соответственно) заключалось в неодинаковом распределении средств специально-силовой подготовки, а также - неоднородности используемых упражнений для развития специальных качеств лыжника-гонщика.

Например, применялись специализированные упражнения на лыжах (имитация лыжных ходов в движении с палками и без палок) и упражнения с отягощениями (вес партнера, штанга, гири, резиновые амортизаторы). При этом использовались продолжительные повторения (в быстром темпе - до 50 движений в минуту), с использованием преимущественно повторного и кругового методов.

Согласно этим данным, в целом можно выявить рациональность структуры тренировочных нагрузок, соотношение времени, отводимого в занятиях различной направленности, что способствовали повышению уровня

SCIENCE TIME

тренированности и спортивных достижений в соревновательном периоде.

Предполагалось при этом, что психическое состояние спортсменов (оцениваемое по уровню тревожности, а также некоторыми характеристиками темперамента) является непосредственным объектом влияния тренировочной программы на психоэмоциональную сферу юных лыжников-гонщиков, а также на их результативность[3].

В начале соревновательного периода мы исследовали лыжников по психологическим показателям (рисунок 1).

60 -|

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

0 -1

54,6

□ Гр-1 ПГр-2

6,5 6,7

b<xxLWJ

14,2 14,8

47,5

й

0 0

психическое состояние

темперамент

ситуативная тревожность общая тревожность

Рис.1 Сравнительная оценка психического состояния (в баллах) у лыжников-гонщиков обеих групп в начале соревновательного периода

Для корректного сравнения каждый из показателей физической подготовленности испытуемых обеих групп (рисунки 2-7), в зависимости от психологического состояния, соотнесен с уровнем прироста результатов (низкий, высокий, средний).

Рис.2 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2 в зависимости от

результата в беге на 60 м

SCIENCE TIME

Рис. 3 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2 в зависимости от

результата в кроссе на 1000 м

Рис. 4 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2 в зависимости от

результата в прыжках в длину с места

Рис. 5 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2в зависимости от

результата в подтягиваниях

Специальную подготовленность мы исследовали непосредственно в соревновательный период на дистанциях 3 и 5 км и рассчитали прирост спортивных результатов на этих дистанциях, который представлен ниже на рисунках 6-7.

Рис. 6 (слева) и 7 (справа) - Показатели прироста у лыжников-гонщиков экспериментальной и контрольной групп на дистанции 3 и 5 км (до применения предложенной методики тренировочных нагрузок).

Как и предыдущие показатели, приросты спортивных результатов ранжировали по трем уровням: 1 - отрицательный прирост, 2 - у лыжников группы Гр -1 прирост от 2,9% до среднего, у лыжников группы Гр-2 - от 1,3% до среднего, 3 - от среднего и выше. При этом у лыжников группы Гр -1 средний прирост составил 11,9%, а у спортсменов группы Гр-2 - 6,8%. Это позволяет сравнить успешность применяемой методики планирования тренировочных нагрузок в соревновательном периоде.

В таблице 2 приведены основные показатели тренировочных нагрузок у юных лыжников с различным уровнем тревожности и эмоциональности.

Из этих данных видно, у юных лыжников с повышенным уровнем тревожности и эмоциональности (Гр -1) параметры интенсивных нагрузок (в III и1У зонах) примерно в 1,5-2 раза превышают соответствующие показатели в группе спортсменов со средним и пониженным уровнем тревожности и эмоциональности (Гр-2).

Тренировочные нагрузки, выполненные юными лыжниками-гонщиками группы 2 в соревновательном периоде, оказали положительное влияние на рост разносторонней физической подготовленности и спортивные результаты (рисунок 8).

Таблица 2

Параметры тренировочных нагрузок в соревновательном периоде у юных спортсменов с разным уровнем тревожности и эмоциональности

№ п/п Уровень тревожности и

Показатели эмоциональности

Средний и низкий Повышенный

1. Количество тренировок 66 58

2. Общий объем циклической нагрузки, 850 670

км

3. Объем тренировочных нагрузок в различных зонах интенсивности, км%

I + II зона 730 / 85,9 515 / 76,9

III зона 85 / 10,0 95 / 14,1

IV зона 35 / 4,1 60 / 9,0

4. Силовая подготовка, ч 24 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОРУ, ч 6 8

Гр-1_-ш— Гр-2

Рис. 8 Динамика показателей прироста у лыжников-гонщиков обеих групп

Исследование показало, что у спортсменов группы 1 средний прирост спортивных результатов на дистанции 5 км составил 6,1%, а у лыжников группы 2 - 11,4 % соответственно.

Заключение. В повседневной практике тренер, как правило, не имеет возможности управлять тренировкой с использованием физиологических показателей в качестве критериев состояния спортсменов. Поэтому для управления тренировочным процессом разработаны педагогические тесты, по результатам которых можно оценить уровень развития физических качеств, функциональные возможности и специальную тренированность на различных этапах годичного цикла[1].

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, построение тренировочного процесса юных лыжников с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей требует предварительной поисковой работы по выявлению факторов спортивных достижений и последующей разработки на этой основе динамических модельных характеристик физической подготовленности.

Результаты проведенного исследования показали, что при организации тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков важное значение имеет выделение факторов, лимитирующих достижение высокого уровня физической работоспособности.

Рациональное построение тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей юных спортсменов позволяет добиваться высоких спортивных результатов спортсменам с различной структурой физической, функциональной и психологической подготовленности[5].

Таким образом, факторами работоспособности являются функциональные резервы организма, которые связаны с биологическим возрастом юного лыжника, состоянием здоровья, генетической обусловленностью, психологическим состоянием и направленностью тренировочного процесса.

Литература:

1. Айзман, Р.И. Психофизиологические показатели лыжников-гонщиков и биатлонистов разного уровня спортивного мастерства / Р. И. Айзман, М. С. Головин, Л. А. Гиренко // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №2 4. - С. 44-47.

2. Алябьев, А. Н. Особенности физиологии, психологии и педагогики в лыжном спорте : учеб.пособие / А. Н. Алябьев, В. Л. Марищук, В. Н. Цыган. - Спб. :ВМедА, 2001. - 128 с.

3. Филиппова, Е. Н. Взаимосвязь спортивной результативности и психического состояния лыжников-гонщиков 13-14 лет в соревновательном периоде / Е. Н. Филиппова // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 3. - С. 69-71.

4. Филиппова, Е. Н. Индивидуализация тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков 13-14 лет с учетом психоэмоционального состояния / Е. Н. Филиппова, А. В. Сыркин // Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни : новые взгляды и решения : мат. Всероссийской науч.-практ. интернет-конференции с международ. участием [электронный сборник]. - Мордов. гос. пед ин-т. - Саранск, 2013. - С. 97П100.

5. Филиппова, Е. Н. Психофизиологические особенности организма и их взаимосвязь с эффективностью соревновательной деятельности лыжников-гонщиков / Е. Н. Филиппова //Актуальные вопросы физического воспитания и спорта : Всероссийская учеб.-метод. и науч.-практ. конференция : сб. статей. -Москва : МГСУ, 2014. -вып. 7. - С. 463-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.