ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13-14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Е.Н. ФИЛИППОВА, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление особенностей спортивной деятельности лыжников-гонщиков 13-14 лет с различным уровнем социальной эмоциональности, школьной и межличностной
тревожности. Показано, что на формирование психоэмоционального состояния юных лыжников-гонщиков оказывают воздействие объем и структура тренировочных нагрузок.
Abstract
In this paper, research results, concerning sports activity characteristics in young athletes 13-14 yrs old with different level of social emotionality, in-school and personal anxiety, are shown.
It is demonstrated that training loads and structure greatly affects psycho emotional status of young athletes.
Ключевые слова: молодые спортсмены-лыжники, психоэмоциональное состояние, тревожность.
Введение
Психологическая подготовка юных спортсменов в первую очередь направлена на создание условий спортивной деятельности и жизни, способствующих формированию у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях [4].
Наличие слабых звеньев физической, технической, тактической, психологической подготовки является причиной неуверенности, тревожности, боязни, апатии или эмоционального стресса [1, 2, 3].
В этой связи задачей исследования было изучение взаимосвязи психического состояния юных лыжников 13-14 лет, результативности соревновательной деятельности и структуры тренировочных нагрузок.
Для изучения особенностей психического состояния юных лыжников-гонщиков применялись:
- тест-оценка ситуативной тревожности Ч. Спил-бергера - Ю. Ханина;
- шкала оценки тревожности Кондаша:
- школьная тревожность (К1);
- самооценочная тревожность (К2);
- межличностная тревожность (К3);
- опросник структуры темперамента В. М. Руса-лова:
Р1 - эргичность;
Р2 - социальная эргичность;
Р3 - пластичность;
Р4 - социальная пластичность;
Р5 - темп;
Р6 - социальный темп;
Р7 - эмоциональность;
Р8 - социальная эмоциональность.
Уровень физического развития и общей физической подготовки изучался с помощью общепринятых в лыжном спорте антропометрических и педагогических тестов.
Результаты исследования
Выявление взаимосвязи показателей психического состояния юных спортсменов с уровнем их физического развития, общей физической подготовленности и соревновательной результативности позволило установить, что абсолютные показатели силы по результатам кистевой динамометрии определяются уровнем физического развития юных лыжников -гонщиков, т.е. чем больше рост и вес юного спортсмена, тем выше показатели кистевой динамометрии. Вместе с тем эти характеристики физического развития не оказывают существенного влияния на ур овень спортивных результатов в лыжной гонке на 3 км.
Показатель структуры темперамента - социальная пластичность (Р4) (по В.М. Русалову) имеет высокую взаимосвязь с габаритными размерами тела юных спортсменов (рост, г = 0,381; вес, г = 0,451), а показатель пластичности (Р3) имеет отрицательную взаимосвязь с уровнем развития скоростных качеств (бег на 60 м) юных лыжников -гонщиков (г = -0,522).
Уровень ситуативной тревожности (по Ч. Спилбер-геру, Ю. Ханину) взаимосвязан с эмоциональностью юных спортсменов (Р7) (г = 0,481).
Спортивная результативность (средний результат в лыжной гонке в соревновательном периоде) имеет высокую корреляционную взаимосвязь с таким свойством темперамента, как социальная эмоциональность (Р8) (г = 0,453), а также с уровнем школьной и межличностной тревожности (К1 и К3) (г = 0,395; г = 0,387).
Таким образом, результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что успешность спортивной деятельности юных лыжников-гонщиков имеет для них высокую социальную значимость. Чем выше спортивная результативность юных спортсменов, тем ниже у них уровень социальной эмоциональности, школьной и межличностной тревожности.
Анализ построения и содержания тренировочных нагрузок в соревновательном периоде годичного цикла подготовки позволил установить, что для спортсменов
с повышенным уровнем социальной эмоциональности, школьной и межличностной тревожности характерным является высокий объем скоростных тренировочных нагрузок. При этом у них отмечен относительно низкий общий объем циклической работы и тренировочных нагрузок силовой направленности по сравнению с юными лыжниками, имеющими средний и низкий уровень школьной тревожности и эмоциональных характеристик темперамента (см. таблицу).
Параметры тренировочных нагрузок в соревновательном периоде юных лыжников-гонщиков с различным уровнем тревожности и эмоциональности
№ п/п Показатели Уровень тревожности и эмоциональности
Средний и низкий Повышенный
1. Количество тренировок 66 58
2. Общий объем циклической нагрузки, км 850 670
3. Объем тренировочных нагрузок
в различных зонах интенсивности, км/%
I и II зона 730/85,9 515/76,9
III зона 85/10,0 95/14,1
IV зона 35/4,1 60/9,0
Силовая подготовка, ч 24 16
ОРУ, ч 6 8
Выявлено также, что юные лыжники-гонщики со средним и низким уровнем тревожности и эмоциональных характеристик темперамента имели более стабильные и в среднем более высокие спортивные результаты
на протяжении соревновательного периода по сравнению со спортсменами, у которых уровень тревожности и эмоциональных свойств темперамента был повышен (см. рисунок, А, Б).
А
Б
Средний результат (А) и скорость (Б) в лыжной гонке на 3 км у юных лыжников-гонщиков с различным уровнем тревожности и эмоциональных характеристик темперамента: группа 1 - низкие и средние показатели тревожности и эмоциональности; группа 2 - высокие показатели тревожности и эмоциональности
Заключение
Результаты выполненного исследования свидетельствуют, что успешность спортивной деятельности лыжников -гонщиков 13-14 лет имеет для юных спортсменов высокую социальную значимость и способствует снижению у них уровня социальной эмоциональности, школьной и межличностной тревожности. Т акже установлено, что на формирование психоэмоционального состояния лыжников-гонщиков оказывает воздействие объем
и структура тренировочных нагрузок различной направленности. У юных спортсменов со средним и низким уровнем школьной тревожности и эмоциональных характеристик темперамента общий объем циклических нагрузок и объем нагрузок силовой направленности были существенно выше по сравнению с юными лыжниками, отличающимися повышенным уровнем социальной эмоциональности, школьной и межличностной тревожности.
Литература
1. Гилева О. Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Архангельск, 2002. - 20 с.
2. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2003. - 49 с.
3. РусаловВ. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-33.
4. Хекалов Е. М. Неблагоприятные психологические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция: Учеб. пособ. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2003. -64 с.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.