Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ГОРНОЛЫЖНИКОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА СКОРОСТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ'

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ГОРНОЛЫЖНИКОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА СКОРОСТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ / СПОРТ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОРНОЛЫЖНИК / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Алексеева Надежда Дмитриевна, Смирнов Александр Сергеевич, Давыдов Максим Васильевич

Введение. Зрительная память является важной способностью в горнолыжном спорте. От того, насколько хорошо спортсмен запомнил все параметры трассы и склона, зависит не только успешность его выступления, но и здоровье. Особенно необходимо уделять внимание тренировке зрительной памяти при подготовке к соревнованиям в скоростных дисциплинах. Цель исследования: оценить эффективность применения методики развития зрительной памяти у горнолыжников 14-15 лет для соревновательной деятельности в скоростных дисциплинах. Организация исследования. Спортсмены экспериментальной группы тренировались по разработанной методике, которая включала в себя тренировки на симуляционном тренажере SkyTec, идеомоторные акты и домашние задания. Динамика развития уровня зрительной памяти оценивалась посредством тестирования. Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальной группе показатели достоверно улучшились (p < 0,05). Вывод. Методика экспериментально подтвердила свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Алексеева Надежда Дмитриевна, Смирнов Александр Сергеевич, Давыдов Максим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VISUAL MEMORY TRAINING FOR SKIERS SPECIALIZING IN SPEED DISCIPLINES

Introduction. Visual memory is an important ability in alpine skiing. Not only the success of his performance, but also his health depends on how well the athlete remembered all the parameters of the track and slope. It is especially necessary to pay attention to the training of visual memory in preparation for competitions in speed disciplines. The purpose of the study: to evaluate the effectiveness of the use of visual memory development techniques in alpine skiers aged 14-15 years old for competitive activity in speed disciplines. Organization of research. The athletes of the experimental group trained according to the developed methodology, which included training on the SkyTec simulator, ideomotor acts and homework. The dynamics of the development of the level of visual memory was assessed by testing. The results of the study and their discussion. In the experimental group, the indicators significantly improved (p □ 0.05). Conclusion. The technique has experimentally confirmed its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ГОРНОЛЫЖНИКОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА СКОРОСТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ»

третьей категории - по 1 судье.

В ходе анализа уровня нейротизма было выявлено, что наиболее часто встречающий уровень нейротизма был средний, что достаточно оптимально для судейской деятельности, стоит отметить, что наилучшим показателем будет являться низкий уровень нейротизма, но всего лишь 4 судьи из 18 опрошенных были с низким уровнем нейротиз-ма. Высокий уровень нейротизма будет мешать спортивным судьям принимать верные решения, так как люди с высоким уровнем нейротизма плохо реагируют на стрессорные влияния окружающей среды, трактуют рядовые ситуации как угрожающие, и могут переживать небольшие фрустрирующие состояния как безнадежно непреодолимые.

На рисунке представлены шкалы экстраверсии и интроверсии спортивных судей по хоккею с мячом.

У 5 спортивных судей, выявлен показатель экстраверсии (27,8%), показатель интроверсии у 1 судьи (5,5%) и у 12 судей выявлен средний показатель, то есть не имеет характерных черт интроверта и экстраверта (66,7%).

Следует отметить, что влияние на успешную судейскую деятельность эти показатели мало зависимы, так внимание людей интровертированных фиксируется на их внутреннем мире. Они получают энергию из того, что происходит внутри них, и туда же свою энергию направляют. Они предпочитают узнавать о вещах прежде, чем иметь дело с ними, и поэтому сначала думают, а потом действуют. Экстраверты, в свою очередь, во внешних проявлениях такие люди чаще подвижны, активны, иногда просто шумные, оживленные, разговорчивые, общительные. Предпочитают не слушать, а говорить, высказываться вслух по любому поводу и даже без него. Они тянутся к другим людям и испытывают радость от общения с ними, будь то один человек или целая компания. Экстравертам важно, чтобы вокруг что-нибудь происходило, желательно новое, интересное и им нравится быть в центре внимания и событий.

Таким образом, наиболее благоприятным типом темперамента спортивного судьи является сангвиник, так как совокупность особенностей психических процессов лучше всего подходят для специфики судейства. Уровень нейротизма спортивного судьи должен стремиться к низкому, так как низкий уровень нейротизма свидетельствует об устойчивой психике, уравновешенности, решительности, спокойствия. Также определено, что экстраверсия и интроверсия мало зависимы и незначительно влияют на судейскую деятельность.

Контактная информация: popov-pavel96@mail.ru

1

3

1

Судья ВК. Судья 1К. Судья 2К. Судья 3К. Судья БК.

Экставерт ■ Средний показатель ■ Интроверт

Рисунок - Шкала экстраверсии/интроверсии спортивных судей различной квалификации по хоккею с мячом

Статья поступила в редакцию 13.04.2022

УДК 796.926

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ГОРНОЛЫЖНИКОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА СКОРОСТНЫХ

ДИСЦИПЛИНАХ

Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Александр Сергеевич Смирнов, преподаватель, Максим Васильевич Давыдов, старший преподаватель, Балтийский госу-

дарственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

Введение. Зрительная память является важной способностью в горнолыжном спорте. От того, насколько хорошо спортсмен запомнил все параметры трассы и склона, зависит не только успешность его выступления, но и здоровье. Особенно необходимо уделять внимание тренировке зрительной памяти при подготовке к соревнованиям в скоростных дисциплинах. Цель исследования: оценить эффективность применения методики развития зрительной памяти у горнолыжников 14-15 лет для соревновательной деятельности в скоростных дисциплинах. Организация исследования. Спортсмены экспериментальной группы тренировались по разработанной методике, которая включала в себя тренировки на симуляционном тренажере SkyTec, идеомоторные акты и домашние задания. Динамика развития уровня зрительной памяти оценивалась посредством тестирования. Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальной группе показатели достоверно улучшились (p < 0,05). Вывод. Методика экспериментально подтвердила свою эффективность.

Ключевые слова: горнолыжный спорт, спорт, зрительная память, тактическая подготовка, горнолыжник, теоретическая подготовка, тренировочная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p164-167

FEATURES OF VISUAL MEMORY TRAINING FOR SKIERS SPECIALIZING IN

SPEED DISCIPLINES

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogics, docent, Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Aleksandr Sergeevich Smirnov, the teacher, Maksim Vasilie-vich Davydov, the senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after

D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

Introduction. Visual memory is an important ability in alpine skiing. Not only the success of his performance, but also his health depends on how well the athlete remembered all the parameters of the track and slope. It is especially necessary to pay attention to the training of visual memory in preparation for competitions in speed disciplines. The purpose of the study: to evaluate the effectiveness of the use of visual memory development techniques in alpine skiers aged 14-15 years old for competitive activity in speed disciplines. Organization of research. The athletes of the experimental group trained according to the developed methodology, which included training on the SkyTec simulator, ideomotor acts and homework. The dynamics of the development of the level of visual memory was assessed by testing. The results of the study and their discussion. In the experimental group, the indicators significantly improved (p □ 0.05). Conclusion. The technique has experimentally confirmed its effectiveness.

Keywords: skiing, sports, visual memory, tactical training, alpine skier, theoretical training, training activities.

ВВЕДЕНИЕ

По правилам горнолыжного спорта перед соревновательным заездом спортсмены совершают просмотр трассы боковым соскальзыванием. За отведенное время горнолыжники стараются изучить максимальное количество параметров характеристики трассы.

При этом уровень развития зрительной памяти играет наиболее важную роль для скоростных дисциплин. Помимо запоминания расстановки ворот, изменения направления склона и рельефа трассы, спортсменам необходимо смоделировать оптимальную траекторию прохождения поворотов с учетом движения на скорости в среднем около 100 км/ч. Особое внимание во время просмотра трассы спортсмены уделяют невидимым участкам, трамплинам и буграм, где необходимо именно идеальное запоминание трассы и траектории движения. Ошибки, допущенные при движении с такой высокой скоростью, могут стоить не только снижения результативности, но и получения травмы.

Цель: оценить эффективность методики развития зрительной памяти у горнолыжников 14-15 лет для соревновательной деятельности в скоростных дисциплинах.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Оценить исходный уровень зрительной памяти испытуемых.

3. Провести педагогический эксперимент.

4. Оценить динамику развития зрительной памяти.

5. Сформулировать выводы на основе полученных результатов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие горнолыжники 14-15 лет (n=17), имеющие 1 разряды и звания КМС. Нами была проведена предварительная оценка уровня развития зрительной памяти, которая производилась следующим образом: в ходе видео просмотра соревновательной трассы (дисциплина супер-гигант), были отмечены «ключевые точки» и выделено время для самостоятельного запоминания. Далее спортсменам было необходимо изобразить на листке бумаге максимально подробно склон, рельеф, расстановку ворот, траекторию движения и отметить «ключевые точки» с пояснениями.

Оценка задания производилась в баллах по разработанной системе. Учитывалось соответствие количества ворот действительности, ошибки в траектории движения, коли -чество «ключевых точек» и др. Максимальный балл - 8, минимальный - 1. По результатам первичного тестирования спортсмены были разделены на контрольную и экспериментальную группы (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты первичного тестирования

Группа Результат(балл) р

Контрольная 4,94±0,85 >0,05

Экспериментальная 4,94±1,10

Эксперимент проводился в период с декабря по февраль. Спортсменам контрольной группы была дана установка мысленно воспроизводить прохождение трассы после каждого просмотра, показывая руками направление движения (с учетом ритма постановки ворот и рельефа). В экспериментальной группе в дополнение к обозначенным задачам 2 раза в месяц проводились занятия на симуляционном тренажере 8куТес с применением очков виртуальной реальности, направленные на развитие зрительной памяти, также были включены элементы идеомоторной тренировки. При этом тренер не вмешивался в процедуру сосредоточения и идеомоторный акт. Спортсмен должен был научиться самостоятельно воспроизводить движения. Также с помощью родителей спортсменами один раз в неделю выполнялось домашнее задание, например, запоминание предметов в комнате или расположения ряда и пр.

По окончанию эксперимента было проведено повторное тестирование для оценки динамики. Результаты представлены ниже в таблице 2.

Методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После проведения повторного тестирования была произведена математико-статистическая обработка данных (применен критерий Вилкоксона).

Улучшение показателей произошло в обеих группах, но достоверность различий зафиксирована только между результатами горнолыжников экспериментальной группы.

Таблица 2 - Сравнительный анализ результатов тестирования

Группа Первичный результат (балл) Повторный результат (балл) р

Контрольная 4,94±0,85 5,72±0,75 >0,05

Группа Первичный результат (балл) Повторный результат (балл) р

Экспериментальная 4,94±1,10 6,88±1,02 <0,05

ВЫВОД

Таким образом, методика развития зрительной памяти у горнолыжников 14-15 лет для соревновательной деятельности в скоростных дисциплинах показала свою эффективность. Результаты достоверно подтверждены (р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Тренировка зрительной памяти в тренировочном процессе горнолыжников / Н.Д. Алексеева, А.Н. Зиновьев, М.В. Купреев, М.В. Давыдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 14-16.

2. Мысленная репетиция как метод ментального тренинга у юных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, А.А. Ивачев, А.С. Смирнов, С.В. Кобелева // Социально-экономические и гуманитарные науки : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 2021. - С. 22-23.

3. Павленкович С.С. Особенности функционального состояния сенсорных систем и познавательных процессов подростков различных спортивных специализаций / С.С. Павленкович // XXV Страховские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ Под редакцией М.С. Ткачевой. - Саратов, 2017. - С. 205-210.

4. Чайников, П.Н. Когнитивные функции и умственная работоспособность спортсменов игровых видов спорта / П.Н. Чайников, В.Г. Черкасова, А.М. Кулеш // Спортивная медицина: наука и практика. - 2017. - Т. 7, № 1. - С. 79-85.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, A.N., Kupreev, M.V. and Davydov, M.V. (2018), "Training of visual memory in the training process of skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 14-16.

2. Alekseeva, N.D., Ivachev, A.A., Smirnov, A.S. and Kobeleva, S.V. (2021), "Mental rehearsal as a method of mental training for young skiers", Socio-economic and humanitarian sciences. collection of selected articles based on the materials of the International Scientific Conference, St. Petersburg, pp. 22-23.

3. Pavlenkovich, S.S. (2017), "Features of the functional state of sensory systems and cognitive processes of adolescents of various sports specializations", XXV Strahov readings. Materials of the All-Russian Scientific Conference within the framework of the International Scientific Symposium dedicated to the 100th anniversary of humanitarian education at SSU, Saratov, pp. 205-210.

4. Chaynikov, P.N., Cherkasova, V.G. and Kulesh, A.M. (2017), "Cognitive functions and mental performance of athletes of game sports", Sports medicine: science and practice, Vol. 7, No. 1, pp. 79-85.

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

УДК 378.147:004

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, начальник кафедры, Виталий Александрович Медведев, преподаватель, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент, Анна Александровна Савченко, кандидат филологических наук, доцент, Анна Валентиновна Троц, кандидат технических наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.