затраченное на выполнение удара, не должно превышать 0,391с.
Такая техника выполнения боковых ударов ногами обеспечивает оптимальную последовательность включения в движение различных частей тела, согласованность их движения. Это способствует наиболее благоприятной передаче усилий от верхних звеньев тела к нижним, развивая максимально возможное значение скорости каждого из них, сокращая время выполнения всего двигательного действия.
Постановка ног и положение частей тела в момент соприкосновения ударной части ноги обеспечит устойчивое положение тела спортсмена, способствует максимальному увеличению ударной массы. Это позволит развить предельно возможную силу удара.
При рациональном способе выполнения бокового удара ногой вклад звеньев тела, участвующих в движении, в силу удара должен распределяться следующим образом (доверительные интервалы): разгибание ноги в коленном суставе - 28,3-31,7%, толчок ногой от опоры - 15,1-16,9%, движение тазобедренного сустава и бедра - 30,1-33,9%, поворот плечевого пояса - 20,7-23,3%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еганов, В.А. Модельные характеристики тактико-технической подготовленности бойцов, занимающихся армейским рукопашным боем / В.А. Еганов // Сборник научных трудов кафедры борьбы / Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2004. - Вып. VII. - С. 51-55.
2. Кочергин, А.Н. Интеграция технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кочергин А.Н. - СПб., 2011. - 26 с.
3. Кадочников, А.А. Динамика ударов ногами / А.А. Кадочников. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 352 с.
4. Осколков, В. А. Методика билатерального обучения боксеров-юношей : учебное пособие / В. А. Осколков, П. Ю. Соловьев, С. Мадьяров. - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. архи-тектурно-строит. ун-та, 2002. - 47 с.
REFERENCES
1. Eganov, V.A. (2004), "Model characteristics tactical and technical readiness of soldiers engaged in army hand to hand combat", Collection of scientific works of the Department of struggle, Ural-GAFK, Chelyabinsk, Issue VII, pp. 51-55.
2. Kochergin, A.N. (2011), Integration of technical, tactical, physical and psychological preparation for hand-to-hand combat, dissertation, St. Petersburg.
3. Kadochnikov, A.A. (2003), Dynamics of kicks, Phoenix, Rostov-on-Don.
4. Oskolkov, V.A., Solovyov, Yu.P. and Madyarov, S. (2002), Technique of bilateral training boxers for boys: manual, Volgograd.
Контактная информация: agafonow.aleksandr2017@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.05.2018
УДК 796.926
ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
ГОРНОЛЫЖНИКОВ
Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Марат Валерьевич Купреев, доцент, Максим Васильевич Давыдов, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.
Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В горнолыжном спорте важным аспектом является запоминание трассы, от этого во многом зависит правильность и время заезда спортсмена. Нами была предложена эффективная методика развития фотографической памяти у горнолыжников. За основу был взят метод Айвазовского.
Ключевые слова: горнолыжный спорт, мнемоника, спорт, память, горнолыжный тренажер.
VISUAL MEMORY DEVELOPMENT IN THE TRAINING PROCESS OF ALPINE
SKIERS
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, Alexey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, Marat Valerievich Kupreev, the senior lecturer, Maxim Vasilyevich Davydov, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg
Annotation
In alpine skiing, an important aspect is the memorization of the course, which largely determines the correctness and finish timing of the athlete's. We proposed an effective method for development of the photographic memory in alpine skiing. The method was based on Aivazovsky's method.
Keywords: alpine skiing, mnemonics, sport, memory, ski simulator.
ВВЕДЕНИЕ
Мнемоника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания [2].
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти [2].
Основные приёмы:
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
2. Рифмизация;
3. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
5. Метод Цицерона на основе пространственного воображения;
6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;
7. Методы запоминания цифр: закономерности, знакомые числа [2].
Важным аспектом в горнолыжном спорте является запоминание расстановки ворот в трассе. Перед заездом по трассе все спортсмены совершают ее просмотр боковым соскальзыванием. Во время просмотра трассы атлеты намечают оптимальную траекторию движения, запоминают рельеф склона, а также количество комбинаций (в виде фигур), количество ворот и их расстановку.
Характеристиками трассы являются: радиус поворотов, ритмичность, расположение относительно рельефа склона, крутизна постановки, расстояние между воротами в фигурах, входах и выходах из них.
Существует 2 вида спортсменов: 1. Запоминающие трассу частично; 2. Запоминающие трассу полностью.
Большинство профессиональных спортсменов запоминает трассу полностью. Из этого вытекает проблема тренировки памяти спортсменов-горнолыжников, т.к. запомнить трассу длинной в несколько километров довольно сложно.
МЕТОДИКА
Для решения данной проблемы мы взяли за основу один из приемов мнемоники -тренировку фотографической памяти методом Айвазовского. Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно
остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное [2].
Мы предлагаем применить этот метод для тренировки памяти горнолыжников. Во время бесснежного сезона для тренировки фотографической памяти рационально использовать горнолыжный тренажер симулятор SkyTecSport. При наличии снега - тот же метод, только на лыжах. В качестве тренировки спортсменам предлагается в течении 2 минут запомнить трассу, изображенную на листке бумаги, затем воспроизвести ее с помощью тренажера симулятора, в снежный период - в произвольном спуске на лыжах.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В эксперименте принимали участие 15 высококвалифицированных спортсменов. Каждую тренировку им предлагались различные слаломные трассы из 55-60 ворот. Также для мысленной визуализации без имитации предлагались трассы супергиганта и скоростного спуска со сложным рельефом.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
После одного месяца тренировок правильность имитации трассы на тренажере си-муляторе возросла на 99% уровне достоверности (с 68% до 96%). После продолжения применения методики в снежный период финиширование первого (соревновательного) заезда по трассе увеличилось на 23% (р <0,05). Достоверность определялась по t-критерию Стью-дента. Тренировка фотографической памяти оказалась эффективной для горнолыжников.
ВЫВОДЫ
Чем рациональнее траектория прохождения трассы, тем меньше времени спортсмен затратит на ее прохождение. В свою очередь, траектория зависит от технических навыков и качества просмотра. Применение предложенной нами методики тренировки фотографической памяти у горнолыжников повлекло позитивные изменения в техника-тактической подготовленности спортсменов. На высоком уровне достоверности спортсмены на 23 % чаще стали успешно преодолевать трассу с первой попытки (снизились сходы), что говорит бы эффективности данной методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арансон, М.В. Научные исследования в горнолыжном спорте за рубежом / М.В. Аран-сон, Э.С. Озолин, Б.Н. Шустин // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции / Инновационный центр развития образования и науки. - Уфа, 2016. - С. 23-28.
2. Боднар, А.М. Психология памяти : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А.М. Боднар. - М. : Юрайт, 2018. - 97 с.
3. Зырянов, В.А. Подготовка горнолыжника / В.А. Зырянов. — М. : Физкультура и спорт, 2001. - 192 с.
REFERENCES
1. Aranson, M.V., Ozolin, E.S. and Shustin, B.N. (2016), "Scientific research in skiing abroad", Modern view on the problems ofpedagogy and psychology, collection of scientific papers on the results of an international scientific and practical conference, Innovative center for the development of education and science, Ufa, pp. 23-28.
2. Bodnar, A.M. (2018), The psychology of memory, Urait publishing, Moscow,
3. Zyryanov, V.A. (2001), Preparation of the alpine skier, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2018