мальчики (7-17 лет) и девочки (8-12 лет) и особенно по развитию выносливости - во всех возрастно-половых группах.
3. Полученные результаты подтверждают многочисленные исследования, что школьники, проживающие в разных климатогеографических условиях, имеют различный уровень физической подготовленности по результатам тестирования основных физических качеств и могут служить основанием для дифференцированного подхода к физкультурному образованию учащихся. Изучение двигательных способностей школьников, особенно в различных климатогеографических районах, имеет большое практическое значения не только для улучшения организации постановки школьной физической культуры, но и для более целенаправленного применения средств и методов физического совершенствования.
4. Педагогический эксперимент показал эффективность подхода в совершенствовании процесса физического воспитания школьников на основе оценки индивидуального уровня физической кондиции, который позволяет расставить приоритеты в физкультурно-оздоровительной работе с различными группами учащихся исходя из уровня их физической подготовленности и местных особенностей среды обитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. «Президентские состязания» в динамике / В.К. Бальсевич, Л.М. Куликов, Л.И. Лубышева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 3. - С. 16-18.
2. Вавилов, Ю.Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю.Н. Вавилов, Е.А. Ярыш, Е.П. Кокорина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 58-63.
3. Изаак, С.И. Мониторинг Физического развития и физической подготовленности: теория и практика : монография / С.И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. -196 с.
4. Лубышева, Л.И. К проекту организации нового Всероссийского детско-юношеского физкультурно-спортивного движения «Президентские состязания» / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 10. - С. 63.
5. Семенов, Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях : монография / Л.А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2007. - 168 с.
6. Шагалиева, Ю.Н. Уровень физической подготовленности школьников 3-х классов на основе использования «Президентских тестов» / Ю.Н. Шагалиева // Здоровье, личность, образование : сб. науч. тр. / Нижневарт. гос. пед. ин-т. - Нижневартовск, 2003.- С. 5-6.
7. Мишаров, Н. З. Организационно-педагогические условия повышения физической подготовленности школьников-участников программы «Президентские состязания» : дис. ... канд. пед. наук / Мишаров Н. З. - Челябинск, 1999. - 127 с.
Контактная информация: lav_29@mail.ru
УДК 796.926
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У СПОРТСМЕНОВ-ГОРНОЛЫЖНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ МЕТОДИКИ
Андрей Федорович Лисовский, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор,
Чайковский филиал Пермского государственного технического университета
(ЧФ ПГТУ)
Аннотация
В статье проведен анализ уровня и динамики зрительных и моторных реакций горно-
лыжников. Разработана компьютерная программа этого анализа и ведения банка данных, позволяющего реализовать педагогический контроль специальной подготовки горнолыжника.
Ключевые слова: горнолыжный спорт, зрительно-моторные реакции, автоматизированный контроль.
CONTROL OF THE LEVEL AND DYNAMICS OF INDICATORS OF SPECIFIC VISUAL -MOTOR REACTIONS AMONG ATHLETES-MOUNTAIN SKIERS WITH APPLICATION OF THE COMPUTER METHODS
Andrey Fedorovich Lissovsky, the doctor of pedagogical sciences, candidate of technical sciences, professor,
Tchaikovsky branch of the Perm State Technical University
Annotation
The article gives the analysis of level and dynamics of visual and motor reactions of mountain skiers. The computer program for this analysis and databank development is presented, allowing realizing the pedagogical control of special training of the mountain skier.
Keywords: mountain skiing, visually-motor reactions, automated control.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение различных видов реакций зрительной сенсорной системы человека на раздражители в виде перемещающихся объектов производится не только в спорте, но в трудовой и военной деятельности [8,12].
Исследование величин показателей зрительно-моторных реакций необходимо при выполнении спортсменами двигательных действий, требующих быстрого решения при выборе варианта реагирования (реакции РДО), при взаимодействии с посторонними объектами, например, летящие мяч или шайба у игроков, удар рукой или ногой противника в процессе единоборства. В других случаях быстро реагировать на возникающие препятствия необходимо при выборе вариантов движения по пересеченной местности на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, при спусках на горных лыжах по снежному склону (двигательная реакция антиципации). В научной литературе по спорту представлены методики измерения реакций типа РДА и обработки их результатов [10,14,15].
Установлено, что эффективность сенсомоторных реакций у спортсменов обусловлена, в конечном счете, характеристиками внешнего источника информации, адекватностью его восприятия человеком и ведущим критерием двигательной задачи, в соответствии с которым оптимизация антиципационных эффектов может осуществляться по критериям точности, своевременности, быстроты, предпочтительности. Особенности природы, проявления и критерии практического изучения реакций антиципации в двигательной деятельности спортсменов рассматривались в работе Е.Н. Суркова [14].
Одной из важнейших проблем в горнолыжном спорте является необходимость контроля психомоторики спортсменов, которым в тренировках и соревнованиях приходится спускаться по снежным склонам с предварительно подготовленной поверхностью со значительной средней скоростью (60-90км/час) по трассе заранее размеченной специальными воротами, состоящими из шестов, на которых размещены флаги двух цветов: красного и синего.
При спусках спортсменов по снежному склону большое значение имеет их своевременное реагирование на появление в поле зрения «условно приближающихся» ворот разметки трассы, чтобы с учетом скорости спуска начать действия по формированию правильной траектории своего спуска. Протекающие при этом процессы в сознании горнолыжника реализуются в виде психомоторной реакции на движущийся объект (РДО) [8]. Двигательная деятельность горнолыжника также неразрывно связана с формированием у него анципицирующих схем панорамного предвосхищения в процессе просмотра и изучения соревновательной или тренировочной трассы [13]. Таким
образом, одной из важнейших задач в горнолыжном спорте является необходимость компьютерного контроля уровня и динамики показателей реакций РДО и антиципации у спортсменов. Вначале такая необходимость рассматривалась нами в виде предположений [4,5].
МЕТОДИКА
Практический способ изучения зрительно-моторных реакции у спортсменов-горнолыжников предложил Ю.В.Адамов [1]. В опытах с горнолыжниками автор для измерения реакции у испытуемых применял обычный механический секундомер. Такая методика, конечно, не могла дать достаточно точные результаты.
В научных исследованиях для изучения временной длительности реакции антиципации у испытуемых обычно использовался секундомер с электрический с ключами для замыкания («пуск») и размыкания контактов электрической цепи («остановка секундомера») [6].
На первом этапе наших исследований также использовалась упомянутая выше методика измерения реакции спортсменов на движущийся объект (РДО) с применением электрического секундомера ПВ-32 со стрелкой, делающей один оборот в секунду. Задание испытуемого состояло в остановке движущейся стрелки на определенном делении шкалы прибора. После проведения серии испытаний, общий результат представлялся как средняя арифметическая величина с учетом средней величины погрешности, которая рассматривалась как ошибка испытуемого. Результаты измерений показали, что имеются корреляционные связи между величинами реакции РДО и результатами соревновательной деятельности спортсменов-горнолыжников. Отметим, что с помощью описываемой методики возможна регистрация и изучение только реакции типа РДО.
Автором данной статьи была поставлена задача разработки компьютерной программы, которая должна в самый короткий срок обеспечивать получение как необходимой информации посредством измерений двигательных реакций разного типа у спортсменов, так и производить обработку получаемых результатов с представлением необходимых количественных показателей.
Для получения всей необходимой информации при измерении разных видов зрительно-моторной реакций у спортсменов-горнолыжников необходима разработка специальных компьютерных программ. Такие программы должны в самый короткий срок обеспечивать представление необходимой информации посредством измерений времени двигательных реакций у спортсменов, и производить обработку в виде выдачи необходимых количественных показателей. В результате достижения означенной цели появится возможность осуществлять текущий и этапный педагогический контроль за специфическим состоянием спортсменов-горнолыжников по величинам и динамике показателей специфических реакций [10-12].
Программа должна поддерживать методики измерений с представлением информации о величинах количественных показателей следующих видов реакций:
- зрительно-моторная реакция на движущийся объект (РДО);
- реакция предвидения (антиципации, РА) в специфических для горнолыжного спорта вариантах.
Такая программа создана автором с участием студентов Чайковского филиала ПГТУ, обучающихся по специальности «Информатика и вычислительная техника» и предусматривает задание условий и регистрацию времени реакции на движущийся объект в специфическом варианте: при условном "приближении" символа (ворот разметки горнолыжной трассы) в поле зрения спортсмена на экране монитора компьютера.
Программа предусматривает имитацию спуска горнолыжника в виде условного "вырастания" символа (ворот разметки горнолыжной трассы) в поле зрения спортсмена. Испытуемый в процессе условного «спуска» должен реагировать на «вырастание»
ворот наперед заданным действием в виде остановки этого процесса. Программа регистрирует длительность такой реакции, величину и знаки ошибок реагирования.
Предварительно на компьютере устанавливаются требуемые параметры времени «вырастания» условных ворот на экране монитора. В качестве стандартного образца ворот использован специальный маркер также в виде ворот горнолыжной трассы, но постоянных размеров (Рис. А).
Общий результат измерений выдается в виде средней временной ошибки заданной серии попыток в миллисекундах. Интервал заданий временных интервалов видимого «вырастания» флага: от нуля до 3000мс. Результат измерений представляется в виде средней арифметической ошибки для заданной серии попыток в миллисекундах.
Рис. А - схема «вырастания» флага разметки трассы на экране при измерениях реакции типа РДО; Б - схема «вырастания» флага при измерениях реакции типа РДА.
Измерение реакции типа РДА производится аналогично предыдущему варианту, но процесс «вырастания» символа в виде ворот может быть задан частично, а затем он исчезает с экрана (Рис. Б), это дает возможность измерять у спортсменов реакцию предвидения (антиципации). Время задания временных интервалов видимого «вырастания» ворот до их исчезновения - от нуля до 3000мс., невидимого - от нуля до 1000мс.
Во всех случаях программа после окончания выполнения испытуемым заданного числа измерений предоставляет результаты в виде средней ошибки измерений, средних величин превышения или невыполнения заданного времени «вырастания» символа и количества точных выполнений задания.
Все результаты выполнения заданий сохраняются в памяти компьютера в виде «банка данных» для каждого спортсмена.
В результате выполнения представленной разработки появилась возможность осуществлять текущий и этапный педагогический контроль специфического состояния спортсменов-горнолыжников по величинам и динамике показателей специфической зрительно-двигательной реакций.
Для оценки эффективности функционирования программы мы проводили исследование двух групп спортсменов: горнолыжников в возрасте 17-19 лет (16 человек) и лыжников-гонщиков такого же возраста (17 человек), уровень спортивной квалификации первого и второго спортивного разрядов, все кандидаты в молодежные сборные команды Пермского края, в большинстве студенты вузов Пермского края.
Замеры показателей реакции РДО и РДА производились в октябре 2009 года на двух этапах: в октябре 2008 года (первый этап) и в апреле 2009 года (второй этап). Устанавливались наличие или отсутствие различий средних цифровых значений между изучаемыми группами. Оценки достоверности среднегрупповых отличий производились по статистическому критерию Уилкоксона [11] .
Обработанные нами групповые результаты измерений в виде медиан (Ме) и центилей (д) представлены в таблице.
Таблица
Уровень и динамика среднегрупповых результатов РДО и РДА в эксперименте,
(мс)
Группы Виды реакций Первый этап Второй этап Достоверность.
Ме Ме
Горнолыжники РДО 18 4,8 12 4,4 <0,05
РДА 20 5,8 15 6,6 <0,05
Лыжники-гонщики РДО 36 14,4 42 16,9 >0,05
РДА 35 18,1 44 19,1 >0,05
Результаты выполненного эксперимента с применением разработанной нами компьютерной методики позволяют сделать следующие выводы.
1. В результате проведенного эксперимента показано, что разработанная компьютерная программа позволяет эффективно вести контроль уровня и динамики специфических зрительно-моторных реакций у спортсменов-горнолыжников.
2. Установлено, что спортсмены-горнолыжники представленного уровня спортивной квалификации по полученным в эксперименте результатам достоверно превосходят лыжников-гонщиков, что несомненно, объясняется спецификой их двигательной деятельности, связанной с необходимостью частого реагирования на препятствия на горнолыжных склонах в виде неровностей склонов и разметки трасс.
3. На основе данных проведенного эксперимента следует заключить, что применение подобных компьютерных методик позволяет не только получать результаты измерений специфических двигательных реакций у спортсменов, но предоставляет возможность и необходимость создания и практического использования банков компьютерных данных для каждого горнолыжника, что позволит эффективно реализовать педагогический контроль его специальной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамов, Ю.В. Совершенствование зрительно-моторной реакции // Лыжный спорт. - 1985. - Вып. 1. - С. 54-56.
2. Бойко, Е.И. Время реакции человека / Е.И. Бойко. - М. : Медицина, 1964. -
440 с.
3. Измерения сенсомоторики // Инженерная психология. - Прогресс, М.: ЛГУ, -
123 с.
4. Лисовский, А.Ф. Исследование и диагностика зрительно-моторных реакций у спортсменов // Материалы Международная конференция «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте. - Ижевск, 2001. - С. 71-73.
5. Лисовский, А.Ф. Контроль показателей психомоторики у спортсменов-горнолыжников // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта». - Пермь, 2005. - С. 116-118.
6. Лисовский, А.Ф. Устройство для измерения и регистрации специфической реакции у горнолыжников / А.Ф. Лисовский, В.Я. Настин // Тез. докл. Всесоюз. конф. "Техника и спорт". - Тула, 1983. - С. 56-58.
7. Лисовский, А.Ф. Моторика и психомоторика спортсменов-горнолыжников / А.Ф. Лисовский, Ю.И. Смирнов ; Московская гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : [б.и.], 1997. - 83 с.
8. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М. : Наука, 1980. — 280 с.
9. Малопурин, И.И. Психологические основы обучения танкистов / И.И. Ма-лопурин. - М. : Воениздат, 1973. - 197 с.
10. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 2005. - 352 с.
11. Масальгин, Н.А. Математико-статистические методы в спорте / Н.А. Маса-
лыгин. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 151 с.
12. Методы психодиагностики надежности спортсмена / сост. Л.Н. Данилина, Б.А. Плахтиенко ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1980. - 42 с.
13. Практикум по физиологии труда / под общ. ред. К.С. Точилова. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. - 251 с.
14. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 144 с.
15. Уэлфорд, А. Измерения сенсомоторики // Инженерная психология. - Прогресс, М.:ЛГУ. - 103 с.
Контактная информация: AnLis33@yandex.ru УДК 37.042; 376.2; 797.21 «ПЛАВУЧЕСТЬ» УЧЕНИКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ «ПОПЛАВОК»
Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,
Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Представлены результаты исследования условий формирования «плавучести» ученика с ограниченными физическими / интеллектуальными возможностями при выполнении упражнений «поплавок» в процессе педагогической гидрореабилитации.
Ключевые слова: система «тренер - вода - ученик», принцип «плавучести», упражнение «поплавок».
«BUOYANCY» OF A STUDENT WHILE DOING «FLOAT» EXERCISE Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,
Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The data of research presented show the results of «buoyancy» conditions development for physically or intellectually disabled student when doing a «Float Exercise» during the pedagogical hydro-rehabilitation.
Keywords: «coach - water - student», «buoyancy» principle, exercise «float».
ВВЕДЕНИЕ
В паралимпийском плавании и педагогической гидрореабилитации формируется новая парадигма, отражающая происходящие изменения в научных исследованиях и практической деятельности в адаптивной физической культуре [1,3,4]. Эти новации связанны, прежде всего, с новыми эмпирическими данными и дидактическими принципами, вскрытыми в результате разработки резонансного метода тренировки пловцов [4], а также изучения условий формирования гидродинамической капсулы пловца [3] повышающих эффективность теоретической и специальной подготовки пловца.
Понятие «гидродинамическая капсула» вскрывает принципиально новое видение перемещения паралимпийского пловца в условиях плавательного бассейна, в том числе, при организации педагогической гидрореабилитации лиц с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Основанное на фактическом материале знание раскрывает остающееся до сих пор без внимания, а потому недостаточно изученное [2], свойство пловца формировать при погружении в воду «капсулу» и пе-