Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО МУЗЫКАНТА ЧИКА КОРИА'

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО МУЗЫКАНТА ЧИКА КОРИА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР ЧИКА КОРИА / «ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ» / ДЖАЗ / АВАНГАРД / БИБОП / ХАРДБОП / ФЬЮЖН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумкина Юлия Сергеевна

Вклад пианиста и композитора Чика Кориа в развитие современной музыки признан мировым культурным сообществом, но его творчество не становилось предметом научного изучения. Мы рассмотрим трансформацию его композиторского стиля и влияние на него творческих союзов с другими музыкантами. В детстве брал уроки у Сальваторе Сулло, благодаря чему углубился в изучение классической музыки. Большое влияние оказали и представители новых направлений: Бэд Пауэл, Хорес Сильвер... Армандо играл в составе оркестров Монго Сантамария, Вилли Бобо (1962-63), Майлса Дэвиса, ансамблей с Блу Митчелом (1964-66), Херби Мэнном, Стэном Гетцем, Энтони Брэкстоном, Дэйвом Холландом, Барри Элтчулом и т.д. Становление стиля Чика Кориа проходило под влиянием многих композиторов и исполнителей различных эпох. Интерес к классической музыке и традиционному джазу, другим стилям в области современной музыки: бибопу, хардбопу, музыкальному авангарду, фанку, модальному джазу, кул-джазу и фьюжн, сотрудничество с музыкантами этих направлений позволили Чику Кориа выработать собственный композиторский язык. Этот язык отличается новым звучанием и выражается в использовании современных технологий и создании новых экспериментальных композиций, в которых соединяются различные тенденции современной музыки. Часто именно экспериментальное звучание становится драматургической основой его альбомов. Обращение к национальным традициям (итальянским, латиноамериканским и др.) придает его музыке еще больше самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSFORMATION JAZZ MUSICIAN CHICK COREA’S COMPOSITIONAL STYLE

Chick Corea’s contribution to the development of the contemporary music is recognized by international cultural community; however, his works has not been the subject of the scientific research. We are going to study the transformation of his compositional style and the influence of creative partnerships with other musicians.In his childhood Armando took lessons from Salvatore Sullo and delved into studying classical music as a result. Corea played in orchestras of Mongo Santamaría, Willie Bobo, Miles Davis; he also played in bands with Blue Mitchell (1964-66), Herbie Mann, Stan Getz, Anthony Braxton, Dave Holland , Barry Altschul. Apart from that, musicians of new genres, such as Bud Powell, Horace Silver, had a huge influence on him. Chick Corea took an interest in different music styles:classical music, traditional jazz, bebop, hard bop, the avant-garde music, funk, modal jazz, cool jazz, fusion. He collaborated with the musicians of these genres; these two factors enabled Corea to develop his own language.The new sound defines this language, it is expressed by using modern technologies and creating experimental records in which different contemporary music trends are combined. Corea’s albums are often dramaturgically based on this very experimental nature.The appeal to the national (e.g. Italian, Latin-American) traditions makes his music even more original.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО МУЗЫКАНТА ЧИКА КОРИА»

Особенности трансформации композиторского стиля джазового музыканта Чика Кориа Features of transformation jazz musician Chick Corea's compositional style

Наумкина Юлия Сергеевна

Преподаватель Волгоградской консерватории (института) им. П. А. Серебрякова,

Россия, Волгоград.

Naumkina43@yandex.ru

Naumkina Julia Sergeevna

College teacher at the conservatory (institute) by P. A. Serebryakov,

Russia, Volgograd.

Naumkina43@yandex.ru

Аннотация.

Вклад пианиста и композитора Чика Кориа в развитие современной музыки признан мировым культурным сообществом, но его творчество не становилось предметом научного изучения. Мы рассмотрим трансформацию его композиторского стиля и влияние на него творческих союзов с другими музыкантами.

В детстве брал уроки у Сальваторе Сулло, благодаря чему углубился в изучение классической музыки. Большое влияние оказали и представители новых направлений: Бэд Пауэл, Хорес Сильвер... Армандо играл в составе оркестров Монго Сантамария, Вилли Бобо (1962-63), Майлса Дэвиса, ансамблей с Блу Митчелом (196466), Херби Мэнном, Стэном Гетцем, Энтони Брэкстоном, Дэйвом Холландом, Барри Элтчулом и т.д.

Становление стиля Чика Кориа проходило под влиянием многих композиторов и исполнителей различных эпох. Интерес к классической музыке и традиционному джазу, другим стилям в области современной музыки: бибопу, хардбопу, музыкальному авангарду, фанку, модальному джазу, кул-джазу и фьюжн, сотрудничество с музыкантами этих направлений позволили Чику Кориа выработать собственный композиторский язык. Этот язык отличается новым звучанием и выражается в использовании современных технологий и создании новых экспериментальных композиций, в которых соединяются различные тенденции современной музыки. Часто именно экспериментальное звучание становится драматургической основой его альбомов. Обращение к национальным традициям (итальянским, латиноамериканским и др.) придает его музыке еще больше самобытности.

Annotacion.

Chick Corea's contribution to the development of the contemporary music is recognized by international cultural community; however, his works has not been the subject of the scientific research. We are going to study the transformation of his compositional style and the influence of creative partnerships with other musicians.In his childhood Armando took lessons from Salvatore Sullo and delved into studying classical music as a result. Corea played in orchestras of Mongo Santamaría, Willie Bobo, Miles Davis; he also played in bands with Blue Mitchell (1964-66), Herbie Mann, Stan Getz, Anthony Braxton, Dave Holland, Barry Altschul. Apart from that, musicians of new genres, such as Bud Powell, Horace Silver, had a huge influence on him. Chick Corea took an interest in different music styles:classical music, traditional jazz, bebop, hard bop, the avant-garde music, funk, modal jazz, cool jazz, fusion. He collaborated with the musicians of these genres; these two factors enabled Corea to develop his own language.The new sound defines this language, it is expressed by using modern technologies and creating experimental records in which different contemporary music trends are combined. Corea's albums are often dramaturgically based on this very e xperimental nature.The appeal to the national (e.g. Italian, Latin-American) traditions makes his music even more original.

Ключевые слова: композитор Чика Кориа, «третье течение», джаз, авангард, бибоп, хардбоп, фьюжн.

Key words: composer Chick Corea, third stream, jazz, avant-garde, bebop, hard bop, fusion.

Интерес к творчеству джазовых музыкантов в современном научном пространстве растет с каждым днем, в различных статьях рассматриваются особенности стилей, отдельные композиции и джазовые стандарты, разбираются вопросы исполнительского мастерства. Тем не менее, в этом направлении остается еще много неизученного. Вклад пианиста и композитора Чика Кориа в развитие современной музыки давно признан мировым культурным сообществом, но его творчество до сих пор не становилось предметом научного изучения в отечественном музыкознании. Основным источником информации остаются публицистические статьи или интервью, в целом сведения неполные и разрозненные. Его недавняя кончина поразила весь мир. До последних месяцев жизни Чик Кориа демонстрировал невероятную активность: записывал видео с исполнением

произведений собственного сочинения и других авторов различных направлений, давал интервью и пр. В настоящей работе мы рассмотрим трансформацию его композиторского стиля и влияние на него творческих союзов с другими музыкантами.

Чик Кориа - виртуозный американский пианист, клавишник, перкуссионист и композитор, многократный обладатель премии «Грэмми», автор произведений, ставших классикой джаза, в авторском творчестве постоянно синтезировал различные стили и направления.

Настоящее имя - Армандо Энтони Кориа (Armando Anthony Corea). Родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс. Наряду с Джо Ловано, Фердинандо Ардженти и др., он стал одним из музыкантов итало-американского происхождения, и это, несомненно, отразилось в его произведениях. Условно этапы его жизни можно разделить на три периода: 1960 - 1968 гг. - становление творчества, 1968 - 1971 гг. - поиски в области авангардной музыки, начиная с 1971 г. - синтез авангарда, джаза и латиноамериканского направлений.

Его отец был джазовым музыкантом, и Чик с детства посещал его концерты и шоу приезжих звезд. С четырех лет начал учиться играть на фортепиано, а с восьми - на барабанах. Одаренность Армандо заметили еще в раннем детстве и одно время даже сравнивали с Моцартом. Игра на рояле всегда была для него чем-то завораживающим и увлекающим. Он мог заниматься часами, позже сам композитор говорил: «Я нее мог думать ни о чем другом. Я просто продолжал заниматься день за днем, шаг за шагом. Это было главным занятием, весельем, тем, что я хотел делать прежде всего, и школа была лишь на втором плане»[7, раздел «Биография»].

Чик Кориа получил признание не только в Америке, но и в Европе. О его ранних музыкальных успехах и атмосфере воспитания писали многие журналисты: «Играл с шести лет так, будто прямо за фортепиано и родился, и с утра до ночи слушал пластинки из семейной коллекции - классику и джаз - Стравинского, Шумана, Мендельсона, Бартока, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркера, Дюка Эллингтона, Билли Экстайна». [3, с. 3]

В возрасте восьми лет Армандо брал уроки у пианиста Сальваторе Сулло, благодаря этому он углубился в изучение классической музыки. Равносильная любовь к обоим направлениям привела к тому, что он стал одним из представителей, так называемого, «третьего течения» (в различных источниках «третья музыка», «третий пласт», «третье направление»), явившимся синтезом академической, джазовой и рок музыки.

В отечественном музыкознании к теме слияния этих направлений обращались многие авторы. В диссертации В. Н. Сырова на тему «Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке» более подробно рассматривается объединение классики и рока. [8] В. Дж. Конен в монографии «Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века» концентрирует внимание читателя на соединении профессионального композиторского творчества и джазовой музыки. [5] Л. И. Данько исследует понятие и суть направления «classical crossover» в современном искусстве, рассматривая «третий пласт» в рамках аудиовизуальной культуры. [1] Вклад Чика Кориа в развитие музыки этого направления признан мировым культурным сообществом, но его имя в научных работах, рассматривающих «третье течение» фигурирует лишь эпизодически. М. В. Матюхина упоминает композитора в контексте синтеза джаза и испанского фольклора. [6]

Большое влияние на композитора оказали и представители новых направлений: Бэд Пауэл зародил интерес к стилю бибоп; Хорес Сильвер открыл для него фанк и хард-боп. [4, с. 273, с. 315] Позже эти тенденции отразились в таких альбомах как «No Mystery» («Без тайны», 1975) и «Now He Sings, Now He Sobs» («Сейчас он поет, сейчас он рыдает», 1968).

Для дальнейшего обучения Чик Кориа переехал в Нью-Йорк, но вскоре разочаровался в системе профессионального музыкального образования США. Он забрал документы и полностью посвятил себя исполнительской деятельности. Выступая в клубах и на небольших концертных площадках с исполнителями высокого уровня, он формировал свой собственный стиль. [2, с. 3] Манера игры Армандо уже на тот момент

объединяла в себе специфику игры на фортепиано и барабанах, создавая особое неповторимое звучание. Эти два инструмента стали неразделимы в творчестве музыканта. Позже это отразилось и в его композиционном мышлении.

Первый серьезный профессиональный концерт Чика Кориа состоялся в одном коллективе с певцом и шоуменом по имени Кэб Кэллоуэй, который к началу карьеры молодого исполнителя был уже известной фигурой на джазовой сцене. Примерно в это же время - 1960-е годы - Армандо играл в составе оркестров Монго Сантамария и Вилли Бобо (1962-63), ансамблей с Блу Митчелом (1964-66), Херби Мэнном и Стэном Гетцем. [7, раздел «Биография»]

Коллаборация с различными коллективами расширила исполнительские горизонты Армандо и дала импульс к написанию первого альбома «Tones For Joan's Bones» («Тоны для костей Джоан», 1966). В записи принимали участие Джэк Дэ Джонетт, Джо Чемберс, Джо Фаррел, Стиви Суэллоу, Стюарт Блумберг, Вуди Шоу. Здесь Чик Кориа впервые выступил в качестве лидера. Произведения этого диска раскрывали привязанность композитора к стилистике хард-бопа и музыке МакКоя Танера - одного из новаторов этого направления, наряду с Хоресом Сильвером, о влиянии которого уже упоминалось выше. Уже на протяжении этого альбома прослеживается тяга к синтезу стилей. Стремительный хард-боп чередуется с фрагментами, отражающими особенности латиноамериканской музыки. Романтическая баллада перетекает в свинг, усложненный гармоническим языком и импровизациями, присущими стилю хард-боп.

Следующий альбом 1968 года «Now He Sings, Now He Sobs» («Сейчас он поет, сейчас он рыдает»), записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом стал прорывом в музыкальной культуре бибопа и уже сейчас считается классикой второго течения (критик Джон Уилсон начал применять это понятие к джазовой музыке). Его звучание отличалось необычайной легкостью, что достаточно проблематично воплотить в рамках этого стиля, учитывая высокий темп, усложненную гармонию и особенности построения импровизаций.

В этих двух альбомах Армандо создавал джазовые темы в рамках уже существующих направлений, но эти произведения звучали ярко и свежо. Причиной был не только композиторский и исполнительский талант, но и невероятная тяга к экспериментам, желание расширить существующие границы современной музыки. Объединение различных ритмических пластов, сложный гармонический язык уже тогда предвосхищали будущую основу новаторского мышления Чика Кориа. Тяга к композиционному синтезу прослеживается как по вертикали, соединяя в фактуре особенности различных стилей, так и по горизонтали. Один стиль сменяет другой, создавая непрерывное движение. Но пока, в произведениях этих альбомов нет фундамента, понимания собственного пути в области композиции.

Знакомство с Майлсом Дэвисом стало толчком в развитии и позволило направить его мышление в русло развития современной музыки. Связующим звеном в их творческом тандеме стали традиции джаза, в исполнении которых эволюционировали оба музыканта. Чик Кориа работал в его оркестре в период с 1968 по 1970 год и заменил виртуозного пианиста Хэрби Хэнкока, которого с юных лет считали вундеркиндом. Заменить музыканта такого уровня было большой честью и ответственностью. Для начинающего композитора сотрудничество с Майлсом Дэвисом открывало новые горизонты, ведь именно он стал родоначальником множества стилей и направлений второго течения, таких как модальный джаз, кул-джаз и фьюжн, первым синтезировал джаз и рок. [4, с. 306]

В составе его проектов Чик Кориа записал множество грампластинок и получил признание на крупных фестивалях. Его искания в области композиции приняли более четкие очертания. Вектор синтеза стилей стал определяющим в творчестве Армандо. Связь с Майлсом Дэвисом позволила расширить границы понимания этого пути и лично наблюдать зарождение новых направлений в области джазовой музыки.

Результат этого союза не заставил долго ждать. 1969 год ознаменовался выходом сразу двух альбомов: «Is» («Быть») и «Sundance» («Сандэнс»). В записи этих дисков принимали участие Бэнни Маупин, Дэйв Холланд, Хорес Арнольд, Хуберт Лоуз, Джек Дэ Джонетт, Вуди Шоу. Идея написания «Is» возникла в процессе сотрудничества с басистом Дэйвом Холандом и барабанщиком Джеком ДэДжонеттом во время работы над альбомом «A Silent Way» («Тихий путь») под руководством Майлса Дэвиса. Фундаментом этого диска стали наработки музыкантов, связанные со звуковыми экспериментами. Но его переосмысление произошло благодаря инструменталистам стиля хардбоп: Вуди Шоу, Бэнни Маупина, Герберта Лоуза и Хореса Арнольда.

Этот альбом демонстрирует синтез стилей: от классической музыки через хардбоп к авангарду. Каждое произведение самобытно и выразительно, а в рамках диска прослеживается общая драматургия. Этот опус символизировал мироощущение общества и американской музыки конца 1960-х годов. Именно в работе над этим диском формировалась основа композиционного мышления Чика Кориа. Исполнительский опыт и собственные замыслы в процессе записи трансформировались в законченную музыкальную мысль и дали вектор развития раннего периода творчества, объединяя различные стили в новом звучании. Чик Кориа не был автором всех произведений этого альбома, но его личность ярко проявлялась не только в исполнении, но и в композиции всего диска. Рассмотрим его авторские произведения.

Экспозиция альбома - дуэт флейтиста Лоуза и Чика Кориа «Л»(«Оно») основан на произведении «Trio for flute, bassoon and piano» («Трио для флейты, фагота и фортепиано») и отдает дань классическому направлению. В последующих композициях меняется не только состав музыкантов, но и инструментарий. В импровизациях явно слышны параллели с конкретными композиторами и исполнителями. В произведении «The brain» («Мозг») в партии фортепиано можно увидеть влияние музыки Шопена, а ритм-секция развивается по принципу «Грозы» Вивальди. Последующая импровизация Чика Кориа раскрывает область французского импрессионизма и абстрактной импровизации, сочетаясь с партией тенор-саксофона близкой к исполнительским особенностям Джона Колтрейна.

Стилистическая основа кульминационной темы «This» («Это») - хардбоп. Главный акцент -параллельная авангардная полифоническая импровизация Чика Кориа (электрофортепиано) и Дэйва Холланда (контрабас), ставшая ярким примером синтеза классической и джазовой музыки.

Вторая часть акцентирует главенство свободной формы, распространенной во всем альбоме. Обилие диссонантных аккордов, неопределенность темпов и экспериментальное звучание становятся ее драматургической основой.

В авторской пластинке «Sundance» неожиданные гармонические переходы сочетаются с разноплановыми и разнохарактерными импровизациями. После записи диска и знаменитого концерта в Англии, Чик Кориа и Дэйв Холланд решили уйти из оркестра Майлса Дэвиса и создать собственный коллектив, тем самым повторив судьбу пианиста Хэрби Хэнкока. [7, раздел «Альбомы»]

Собственным проектом стал ансамбль «Circle» («Круг») с Энтони Брэкстоном, Дэйвом Холландом и Барри Элтчулом, в котором композитор начал играть авангардный акустический джаз. С этим коллективом были записаны три альбома. В записи альбомов «The Song Of Singing» («Песнь о поющем») и «ARC» (1970) принимали участие барабанщик Барри Элтчули и басист Дэйв Холланд. Стремительность импровизаций, изобилие нот «мьют» (прием игры или пения, при котором нота звучит глухо и коротко) демонстрировали мастерство и сыгранность ритм группы. В обоих альбомах присутствовала тема Уэйна Шортера «Nefertiti», которая связывала их и служила экспозицией диска «ARC». [7, раздел «Альбомы»]

В этом же году к музыкантам присоединился Энтони Брэкстон и с ним записывался альбом «Circulus». В нем были собраны некоторые ранее не звучавшие темы. Он стал вершиной творчества этого коллектива и открыл новые направления в развитии авангардной музыки. [7, раздел «Альбомы»]

Саунд этого диска сочетает в себе обилие перкуссии, включение испанской гаммы в построении мелоса партий. Особенно это придает национальный колорит во фрагментах с прозрачной фактурой (вступление композиции «Drone» («Дрон»)). Синтез направлений трансформировался в осознанное наслоение стилистической музыкальной фактуры. В первой части темы «Quartet no.1» («Квартет номер 1») упругий фанковый риф является основой для авангардной импровизации саксофона и впоследствии перетекает в пульсацию бибопа.

Следующий год ознаменовался записью диска «Paris concert» («Парижский концерт») в этом же составе. Он демонстрировал безграничные возможности авангардной музыки и проявлял невероятный эмоциональный диапазон ансамбля. Тенденции развития композиционного мышления Чика Кориа плотно закрепили свое положение в архитектонике альбома.

Последующие два альбома были созданы за два дня в апреле 1971 года на «Arne Bendiksen Studio» в Осло и предвосхитили популярность записи фортепианных сольных импровизаций в последних двух десятилетиях XX века. В них использовался особый «ударный» стиль исполнения на фортепиано. Такой прием ранее применялся как классическими, так и джазовыми пианистами. Чик Кориа воспринимает свой инструмент как перкуссию. Именно в этих альбомах ярко проявлялся интерес автора к латиноамериканской музыке, что впоследствии воплотилось во многих композициях. Одна из них - всемирно известная популярная джазовая тема «Spain» («Испания»). «Song for Sally» («Песня для Салли») близка к экспериментам Гарри Бертона в составе его квинтета и гитариста Пэта Мэтэни. Здесь риф в пульсации латиноамериканской музыки переплетался с изящным языком джаза и традициями европейского классицизма. В «Sometime Ago» («Однажды давно») его корни проявлялись более явно. Вершина первой части импровизаций - восьми частная сюита «Where Are You Now?» («Где ты сейчас?»)[7, раздел «Альбомы»].

Во второй части Чик Кориа включил в альбом яркие лаконичные импровизации на темы «Trinkle Tinkle» («Тайный звон») Т. Монка и «Masqualero» («Маскалеро») У. Шортера, демонстрируя свою любовь к традиционному джазу, прошедшую через годы увлечения авангардом.

Новым камерным альбомом стал «Crystal Silence» («Кристальная тишина», 1972), записанный в дуэте с Гарри Бертоном. Основу музыкального материала составляли их произведения, исключая балладу М. Бертона «Feelings and Things» («Чувства и вещи»). Один из самых ярких номеров - тема «Señor Mouse» («Сеньор Маус»), отражающая мастерство двух инструменталистов в области мелоса, гармонии, аккомпанемента и ритма. В альбоме проявлялось невероятное чувство ансамбля, что является особенно сложным в условиях спонтанной импровизации. В этом диске прозвучали две темы, которые впоследствии были включены в «Return to Forever» («Возвращение в вечность»). Уже в это время в творчестве композитора прослеживалась тяга к масштабности проектов. Тема «What Game Shall We Play Today» («В какую игру мы сыграем сегодня») из дуэтного исполнения трансформировалась в квинтет. Дуэт звучал проникновенно и глубоко, исполнители чувствовали все нюансы и акценты игры друг друга. Трактовка этого произведения в составе квинтета получила большую популярность и показала яркий вариант саунда. [7, раздел «Альбомы»]

«Return to Forever» до сих пор является одним из ведущих джазовых альбомов в мире. Он был записан в 1972 году в составе с Аирто Морериа, Джо Фаррелом, Стенли Кларком и вокалисткой Флорой Пурим. Чик Кориа собрал совершенно новый ансамбль и записал четыре свои композиции, ставшие уже на тот момент классикой, в необычном звучании. Новые исполнители вносили свою индивидуальность в произведения.

Впервые появилась вокальная партия. Из-за того, что автор играл на электрофортепиано, весь альбом пронизан синтетическими звуками, что внесло новые краски в уже знакомые темы. Здесь, современный саунд органично объединился с бразильской перкуссией, выливаясь в нечто теплое и одновременно стремительное. Подобное сочетание никогда ранее не включалось в джазовые альбомы.

В этом же году был выпущен диск «Inner Space» («Внутренний мир»). Состав музыкантов значительно расширился: Грэди Тэйд, Хьюберт Лоуз, Джо Фаррел, Карл Портер, Рон Картер, Стив Суэллоу, Вуди Шоу. Грампластинка включала темы первого альбома композитора, где он выступил в качестве лидера и не изданные произведения того же периода. [7, раздел «Альбомы»] Формируя свой стиль письма в рамках малых составов, Армандо расширял инструментарий, совершенствуясь в области композиции и исполнительства. Он расширял границы в рамках своего направления, демонстрируя не только мастерство автора, но и высокий уровень владения инструментом.

Мы увидели, что эволюция стиля Чика Кориа проходила под влиянием многих композиторов и исполнителей различных эпох. Интерес к классике и традиционному джазу, другим стилям: бибопу, хардбопу, авангарду, фанку, модальному джазу, кул-джазу и фьюжн, сотрудничество с музыкантами, блестящими мастерами этих направлений, позволили Чику Кориа выработать собственный композиторский язык. Этот язык отличается новым звучанием и постоянным слиянием противоположных направлений в музыке. Экспериментальный саунд становится драматургической основой его альбомов. Он выражается в использовании современных технологий и создании новых экспериментальных композиций, в которых соединяются различные тенденции современной музыки. В разное время в его произведениях синтезировались классика и хардбоп, свинг и авангард, джаз и др. Обращение к национальным традициям (итальянским, латиноамериканским и др.) придает его темам и импровизациям еще больше самобытности. Особо следует отметить, что многие его произведения обязывают к высокому уровню техники исполнения на инструменте или голосом. Его недавний уход из жизни стал невероятной потерей для музыкального мира, но наследие, которое он оставил, сложно переоценить.

Список используемой литературы:

1. Данько Л. И. Диссертация на тему «Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре». 2013.

2. Интервью Ч. Кориа Smithsonian Jazz Oral History Program NEA Jazz Master 5.01.2021. [Электронный ресурс] // URL: http://amhistory.si.edu/iazz/Corea-Chick/Corea Chick Transcript.pdf

3. Кизлова О. Сколько ГРЭММИ нужно джазмену для счастья // Зеркало недели. Украина. 2006. №38. [Электронный ресурс] // URL:

http://gazeta.zn.ua/CULTURE/skolko grammy nuzhno dzhazmenu dlya schastya.html (дата обращения 13.10.2019)

4. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. М: «Радуга», 1984. 411 с.

5. Конен В. Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М. 1994.

6. Матюхина М. В. Диссертация на тему «Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века». 2003.

7. Официальный сайт Чика Кориа. [Электронный ресурс] // URL: http://chickcorea. com

8. Сыров В. Н. Диссертация на тему «Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке». 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.