УДК 342.722
ДАШИН А.В.
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧАСТНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Ключевые слова: конституционная реформа, гражданское законодательство, принципы права, право собственности, наследственное право, международное частное право, антимонопольное законодательство.
Автор исследует некоторые историко-правовые аспекты влияния проводимой конституционной реформы на развитие гражданского, семейного, антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере международного частного права.
DASHIN A.V.
PECULIARITIES OF PRIVATE LAW TRANSFORMATION IN THE
CONDITIONS OF REFORMATION OF RUSSIAN LAW SYSTEM
Keywords: constitutional reform, civil legislation, law principles, property law, inheritance law, international private law, antimonopoly legislation.
The author investigates some historical and legal aspects of the influence of constitutional reform on the development of civil, family and antimonopoly legislation, and the legislation in the area of international private law as well.
В ходе реформирование правовой системы России, в последнее время довольно существенным изменениям подверглась отрасль гражданского права. Ее фундаментальной основой следует считать положения ст. 8, ст. 9 Конституции РФ 1993 г., которые, определяя рыночные основы российской экономики, гарантируют свободу экономической деятельности и защиту частной и государственной собственности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции [1].
В советском гражданском праве не было тех общественных отношений, которые превалируют в нынешней отрасли гражданского права. Это объясняется тем, что были достаточно сужены договорные отношения. Земля, недра, природные ресурсы являлись собственностью государства. Однако конституционное реформирование трансформировало отрасль гражданского права и создало экономический базис товарно-денежных отношений. Основные фундаментальные положения экономического регулирования закреплены в первой и во второй главах Конституции РФ 1993 года и могут быть изменены только через референдум.
На основе конституционных норм были сформированы гражданско-правовые принципы, а именно: принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права, принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования, принцип неприкосновенности собственности, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, принцип свободы договора, принцип свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств на территории Российской Федерации. Все они были закреплены в Гражданском кодексе РФ.
Конституционная реформа 1993 года глубоко изменила сферу гражданско-правового регулирования. Вместо централизованного распределения материально-технических ресурсов появилась биржевая, оптовая торговля. Стали договорными цены на произведенную продукцию и товары народного потребления. В собственность граждан перешло жилье. В объект гражданско-правовых сделок превратились земля, ее недра и природные ресурсы.
Гражданское законодательство также подверглось глубокому изменению. За период с декабря 1993 года по настоящее время было принято более 6000 документов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Основное значение имел новый Гражданский кодекс Российской Федерации [2].
Проблемам обновленного гражданского права посвящено большое количество статей и монографий, содержащих всесторонний анализ изменений, происходящих в данной сфере общественного развития.
Изменения, произошедшие в гражданском праве, коснулись и его центрального института - права собственности, а значит, и института наследования. Благодаря воздействию конституционной реформы, были сняты ранее действовавшие ограничения на количество и виды имущества, которые могут находиться в собственности граждан, существенно расширился состав имущества, которое может переходить по наследству.
Право наследовать имущество умершего после его смерти является, в определенном смысле, стимулятором развития производительных сил в обществе. Понимание того, что заработанное человеком перейдет после его смерти к близким ему людям является мощным побудительным стимулятором к боле эффективному труду.
Значение наследственного права за последние годы значительно возросло. И хотя основная часть наших граждан не стала жить лучше, однако появился немалый слой людей, имеющих в собственности дорогостоящую собственность - коттеджи, земельные участки, акции, ценные бумаги и т.д. Для этих людей совершенно небезразлична и то, какой будет судьба принадлежащего им имущества после их смерти.
Наследственное право - компонент особенной части гражданского права и регулируется, в первую очередь, соответствующими положениями ГК.
Раздел 7 ГК РСФСР 1964 г., посвященный наследственному праву, исходил из существовавшей в то время экономической системы, в которой
доминировала государственная собственность. Сформировавшиеся в период советской власти нормы наследственного права не отражали изменившихся реалий экономической жизни страны. В новых условиях постсоветской России, напротив, основной вектор развития определило растущее внимание к защите имущественных и личных неимущественных прав граждан. Принципиальное значение имело введение института частной собственности, расширение числа участников гражданских отношений.
Однако по ряду объективных и субъективных причин, принятие раздела «Наследственное право» ГК задерживалось. Он был принят только в конце 2001 года. Новые положения ГК, регулирующие наследственные отношения, были нацелены на то, чтобы привести их в соответствие с действовавшей правовой системой. В частности, требовалось обеспечить действенность конституционного положения о гарантированном праве наследования.
Конституционная реформа повлияла и на семейное право. В условиях советского общества, большинство правоведов считали, что имущественные отношения, складывающиеся между членами семьи, в силу сугубо личного характера, неизбежно утрачивают стоимостной признак, а поэтому должны регулироваться не гражданским правом, а особой самостоятельной отраслью -семейным правом. Данный вывод во многом был предопределен стремлением подчеркнуть качественное различие между семейными отношениями в социалистическом и буржуазном обществе.
С переходом к рыночной экономике, характер возникающих между членами семьи имущественных отношений стал стремительно меняться. Условия рынка ускорили формирование имущественно стоимостных отношений между всеми участниками гражданского оборота. И имущественные отношения между членами семьи не составляли исключения. Быстро выяснилось, что личный характер взаимоотношений между членами семьи действительно накладывает особый отпечаток на возникновение между ними имущественных отношений. Однако он не меняет самой их природы, в значительной степени, предопределенной товарным характером производства.
В противном случае, семья не может выполнять функцию экономической ячейки общества, основанного на товарном производстве. Имущественные отношения, складывающиеся внутри экономической ячейки общества, не могут качественно отличаться от имущественных отношений, господствующих в данном обществе. Поэтому имущественные отношения между членами семьи в условиях рыночной экономики неизбежно приобретают стоимостный характер. Подтверждением этому стали изменения в семейном законодательстве, связанные с расширением сферы гражданско-правового инструментария в регулировании семейных отношений. Так, к примеру, в соответствие с новым СК РФ, допускается заключение брачного контракта, создающего возможность перехода от общей совместной к общей долевой или раздельной собственности супругов. Стоимостный характер имущественных отношений между членами семьи обусловил также перевод целого ряда правовых норм, которые
традиционно «прописались» в актах брачно-семейного законодательства, в ГК (ст.ст. 31-41, 47, 256 и др.). Взаимооценочный характер стали носить и личные неимущественные отношения с участием членов семьи. Поэтому ст. 4 СК РФ установила, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
С учетом изложенного, в настоящее время предпочтительнее позиция тех авторов, которые рассматривают семейное законодательство как внутреннее структурное подразделение гражданского права. При этом по своему логическому объему и специфике семейное право образует наиболее крупное структурное подразделение гражданского права, именуемое подотраслью гражданского права.
Благодаря конституционной реформе, произошло обновление законодательства в сфере международного частного права, ставшее большим событием в правовой жизни нашего общества. Такое обновление было обусловлено глубокими переменами в области экономики, актуальностью решения задач интеграции России в международные хозяйственные отношения, подготовкой к вступлению в международные организации, реализацией целей и задач СНГ, а также расширением международных контактов российских граждан и юридических лиц, необходимостью защиты их прав за рубежом. Внимание к регулированию вопросов международного частного права было связано с обновлением всего частного России - новые ГК РФ, Семейный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие акты, а также с принятием Межпарламентской ассамблеей стран СНГ на 7-м пленарном заседании Модели третьей части ГК для стран СНГ в качестве рекомендательного законодательного акта. Россия недавно пошла на пути нормативного регулирования отношений в сфере международного частного права. Так, в 60-е гг. соответствующие нормы были скромны по объему регулирования и помещались в отраслевые кодифицированные акты. Дальнейшие пути кодификации широко обсуждались в науке. При этом отмечались преимущества как отраслевой кодификации, путем включения норм международного частного права в ГК, СК и др., так как и кодификации, путем принятия специального закона о МЧП, как это сделано, например, в Австрии, Италии, Турции, Швейцарии, Чехии и ряде других иностранных государств [3].
Так или иначе, законодатель принял решение, сгруппировав нормы МЧП в разделе 6 ГК РФ (собственного говоря, этот путь был обозначен еще раньше -при принятии в 1995 году Семейного кодекса РФ и помещении в него обновленных коллизионных норм семейного права). Тем самым, нормы МЧП оказались в сфере действия выраженных в ГК РФ основных началах и принципах гражданского законодательства, в том числе имеющих прямое отношение к МЧП (например, ст.ст. 2 и 7 ГК РФ). Заметим, однако, что
включение в Кодекс раздела под названием «Международное частное право» никак не означает, что эта отрасль права может рассматриваться теперь как институт гражданского права. Раздел 6 - это еще не все нормы МЧП, сохраняющего свою самостоятельность даже при рассредоточении его норм в различных отраслевых актах. С точки зрения Л.П. Ануфриевой, «отраслевое регулирование» не исключает принятия в дальнейшем специального закона о МЧП, содержащего нормы специального характера, которые затрагивали бы отношения с иностранным элементом в области гражданского, семейного, трудового права, предполагая при этом наличие конкретных норм МЧП в отраслевых актах [4].
Помимо прочего, в связи с проводимой конституционной реформой, можно уверенно говорить о постепенном развитии таких составляющих рынка как антимонопольная политика, регулирующая деятельность естественных монополий, государственная поддержка малого предпринимательства, защита прав потребителей и контроль за рекламой. Антимонопольное законодательство - это комплексная отрасль законодательства, вбирающая в себя трансформированные отрасли: конституционного, административного, гражданского, финансового, бюджетного и образованную отрасль налогового права. Данные отрасли не отгорожены друг от друга Великой Китайской стеной. На практике наблюдается их постоянное взаимопроникновение и взаимодействие, формирование общих черт, главная из которых проявляется в регламентации экономических отношений. На сегодняшний день антимонопольное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию, в которых участвуют антимонопольные органы, граждане, юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Антимонопольное законодательство выступает как одна из составляющих правовой основы единого рынка, и поэтому, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, находится в исключительном ведении Российской Федерации (пп. «ж» ч.1 ст.71). Согласно п.5 ст.76 Конституции, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия действуют федеральные акты. Наряду с указанием на исключительную компетенцию Федерации осуществлять антимонопольное регулирование, Конституция Российской Федерации содержит ряд норм, прямо являющихся источниками антимонопольного законодательства. В соответствии с п.1 ст.8 Конституции Российской Федерации, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. А в п. 2 ст. 34 содержится запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Известно, что гражданское законодательство основывается на признании: равенства участников; неприкосновенности собственности; свободы договора; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Указанные принципы говорят о частно-правовых началах гражданско-правового регулирования. Тогда как антимонопольное законодательство выполняет:
- охранительные функции путем предупреждения, ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- управленческие функции, путем построения антимонопольных органов и регламентации принципов взаимодействия с другими субъектами экономического оборота;
- процессуальные функции, путем регламентации процедур рассмотрения антимонопольных споров.
Все это говорит о публично-правовой природе антимонопольного законодательства, однако его основные правоотношения сегодня пока не оформлены в отдельную отрасль и продолжают регулироваться нормами гражданского права.
Представляется важным отметь то обстоятельство, что антимонопольное законодательство не является стабильным по своей природе, так же как и налоговое законодательство, оно динамично, и поэтому нельзя согласиться с высказыванием А. Биндельса о том, что конкретное оформление законодательства о конкуренции всегда является реакцией на соответствующую обстановку на рынке [5].
Завершая исследование, отметим, что проблема реализации положений Конституции при проведении конституционных реформ актуальна для всех государств, особенно для тех, в которых проводятся крупные преобразования. Ее решение предполагает анализ места и реальной роли конституционной реформы в правовой системе страны и выявление возможностей более эффективного воздействия Конституции. В современный период обновление и развитие правовой системы России, безусловно, происходит в соответствии с Конституцией. Однако актуальной остается задача обеспечения реального верховенства Конституции в каждой из отраслей законодательства. Соизмерение с Конституцией должно стать импульсом в развитии отраслей законодательства. Пока же можно отметить неравномерность воздействия конституционной реформы на развитие различных отраслей законодательства. Полнее всего это прослеживается в развитии конституционного, гражданско-процессуального, трудового, финансового, налогового законодательства.
Литература и источники
1. Бутько Л.В. Отрасль права: эволюционирование и перспективы. - Краснодар: Академия МВД, 2004. - С. 144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1: Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (в ред. № 18-ФЗ от 20 февраля 1996, №111-ФЗ от 12 августа 1996 г., №П8-Ф3 от 08 июля 1999 г., № 45-ФЗ от 16 апреля 2001 г., №54-ФЗ от 15 мая 2001 г., №31-ФЗ от 21 марта 2002 г., №161-ФЗ от 14 ноября 2001 г., №152-ФЗ от 26 ноября 2002 г., №15-ФЗ от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301; 1996. - № 9. - Ст.773; №34. - Ст.4026; 1999. - №28. - Ст.3471; 2001. - № 17. - Ст. 1644; №21. - Ст.2063; 2002. - № 12. -Ст. 1093; №48. - Ст.4746, ст.4737; 2003. - №2. - Ст. 1 67.
3. Маковский А.П. Новый этап в развитии международного частного права в России // Журнал российского права. - 1997. - № 1. - С. 147.
4. Ануфриева Л.П. Международное частное право. Учебник в 3-х томах. Общая часть. - Т. 1. - М., 2000.
5. Биндельс А. Основы германского и европейского антимонопольного права // Основы немецкого торгового и хозяйственного права. - М., 1995. - С.63.
ДАШИН АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета. Россия, Краснодар (тел. 8-918-149-00-29).
DASHIN ALEKSEY VIKTOROVICH - Doctor of Law, professor of the Chair of Theory and History of State and Law of law faculty of Kuban State Agrarian University. Russia, Krasnodar.
УДК 342.417
ХАРИТОНОВ И.К.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ (ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНЦИЙ)
Ключевые слова: социально-экономический прогноз, бюджетная стратегия, конституционно-правовой статус субъекта РФ, конституционализация бюджетных отношений, предметные полномочия, бюджетные полномочия, бюджетная федеративная концепция.
В статье рассматриваются основные тенденции развития бюджетного законодательства в России, анализируются проблемы в бюджетной сфере, связанные с формированием финансовой базы на уровне субъектов Российской Федерации. Акцент сделан на разграничении предметных и бюджетных полномочий, их соотношении. В статье сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию разграничения и реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов.