Научная статья на тему 'Особенности толерантности современных студентов'

Особенности толерантности современных студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юшкевич И.А.

В статье рассматривается взаимосвязь этнической, социальной и коммуникативной толерантности. Проведено исследование студентов ГрГМУ (N=40) и ГрГУ им.Я. Купалы (N=40). Для большинства студентов-медиков присуще сочетание толерантных и интолерантных черт, которые они проявляют в зависимости от ситуации, в то время как для большинства педагогов характерна высокая интолерантность и наличие выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юшкевич И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TOLERANCE OF TODAY''S STUDENTS

The article examines the relationship between ethnic, social and communicative tolerance. The study of the GRSMU students (N=40) and GRSU them.I. Kupala (N=40). For most medical students inherent in the combination of tolerant and intolerant traits that they exhibit, depending on the situation, while for the majority of teachers are characterized by a high intolerance and the presence of the expressed intolerant attitudes towards the world and people.

Текст научной работы на тему «Особенности толерантности современных студентов»

L.S. Cvetkovoj. - 2-e izd., ispr. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo

psihologosocial'nogo instituta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK», 2006. — 296 s.

2. Ahutina T.V., Pylaeva N.M., Preodolenie trudnostej ucheniya: nejropsihologicheskij podhod. - SPb.: Piter, 2008. -320s.

3. Bozhovich, L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M : Znanie,

2008. 306 s.

4. Venger, L.A. Psihologicheskie voprosy podgotovki detej k obucheniyu v shkole, «Doshkol'noe vospitanie». M : Prosveshchenie,

2009. T. 289 s.

5. Kravcova, E.E. Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniyu v shkole. M : Pedagogika, 2007. 145s.

6. Mikadze, YU.V. Nejropsihologicheskaya diagnostika sposobnosti k obucheniyu // Vestn. Mosk. unta. Ser. 14. Psihologiya, 1996.

7. Nejropsihologicheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshih shkol'nikov / Pod obshchej red. T.V. Ahutinoj, O.B. Inshakovoj. — M.: V. Sekachev, 2008. - 128 s.

Soiko K.V.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH

TO ANALYSIS OF THE PROBLEM READINESS OF CHILDREN 6 - 7 YEARS TO SCHOOLING

Belarusian state pedagogical university named after Maksim Tank, Minsk Summary

The article discusses the need to study the individual characteristics of mental development of children. The relevance of neuropsychological syndrome analysis of the psychic sphere. Problem analysis of neuropsychological studies of senior preschool children for school readiness.

УДК 316.647.5 - 057.875

И.А. Юшкевич

ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

УО «Гродненский Государственный Медицинский Университет»

Современный мир определяет себя как свободное мультикультурное общество, объединяющей чертой которого является множественность культур, религий и политических взглядов. Основой мира является способность уважать отличия других людей, их мысли, религию, традиции и культуру.

Основой толерантного отношения к представителям других этнических групп является этническая идентичность, представляющая собой баланс толерантности по отношению к собственной группе и другим этническим группам.

Толерантность - это определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения, основная ее суть - терпимость к «чуждому»,

«иному» [1, с.55]. Она является ключевым духовно-нравственным принципом

гражданского общества и характеризует личные качества, нравственную зрелость и культуру индивидуума и обусловливает его отношения с другими людьми.

Понимание толерантности естественно связано с пониманием интолерантности. Интолерантность основывается на убеждении, что ценности собственной группы превосходят над ценностями остальных групп. Нетерпимость может вести к господству, агрессии, предпочтению подавления, а не убеждения. Для нетерпимости характерна неспособность рассмотреть, понять и принять особенности культуры другой группы, если они не совпадают или субъективно противоречат некой устоявшейся модели.

По данным исследования Г. У. Солдато-вой, к толерантным лицам относятся те

личности, этническую идентичность которых можно охарактеризовать по типу «нормы» (естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей, сочетающееся с позитивным отношением к другим этническим группам). Позитивная этническая идентичность, или «норма», характерна для большинства людей и представляет такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Этническую идентичность по типу «нормы» характеризует высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам. Стремление к позитивной этнической идентичности является необходимым условием сохранения целостности и неповторимости этнической общности в этнокультурном многообразии мира [2, с.72].

Группу интолерантных лиц составляют личности с этническим самосознанием по типу «гиперидентичности». Гиперидентичность (этноэгоизм) - своеобразный этнический нарциссизм, который предполагает переход от естественного предпочтения по ряду параметров собственной этнической группы к абсолютной убежденности в превосходстве над «чужими». При таком типе идентичности более вероятным становится насилие как форма действия и агрессивный стиль решения конфликтов. Гиперидентичность - это характеристика самосознания

«наступательного» типа, отражающая стремление представителей группы к этническому доминированию. В межэтническом взаимодействии она проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других этнических групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей [2, с.75].

У лиц с преобладанием интолерантных установок, больший разброс эмоциональных оценок и более высокая эмоциональная вовлеченность в ситуации межэтнической напряженности. Толерантные личности воспринимают этнические группы более близкими, а границы между ними более размытыми, чем интолерантные, для которых этнические границы резко очерчены.

С целью изучения толерантности было проведено исследование, выборку которого составили студенты 4 курса лечебного и медико-психологического факультетов Гродненского государственного медици-нск-ого университета (N=40), а также студенты педагогического факультета ГрГУ им. Я. Купалы (N=40).

В качестве основных методов эмпирического исследования были использованы:

1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Ша-йгерова) [3, с.46].

2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В В. Бойко) [4, с.193].

Результаты частотного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты эмпирического исследования

Показатель/ВУЗ ГрГМУ ГрГУ им. Я. Купалы

Индекс толерантности Низкий 0 Низкий 22

Средний 39 Средний 15

Высокий 1 Высокий 3

Этническая толерантность Низкий 2 Низкий 8

Средний 33 Средний 19

Высокий 5 Высокий 13

Социальная толерантность Низкий 0 Низкий 0

Средний 40 Средний 36

Высокий 0 Высокий 4

Толерантность как черта Низкий 12 Низкий 7

личности Средний 27 Средний 10

Высокий 1 Высокий 23

Общая коммуникативная Низкий 2 Низкий 1

толерантность Средний 13 Средний 19

Высокий 25 Высокий 20

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что для большинства студентов-медиков присуще сочетание толерантных и интолерантных черт, которые они проявляют в зависимости от ситуации, в то время как для большинства педагогов характерна высокая интолерантность и наличие выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

Средний уровень этнической толерантности характерен для студентов как медицинского, так и педагогического вузов, причём треть студентов педагогического вуза проявляют высокий уровень этнической толерантности. Это свидетельствует о достаточно толерантном отношении студентов к представителям других этнических групп и о позитивных установках в сфере межкультурного взаимодействия.

Все студенты медицинского вуза и большинство студентов педагогического вузы проявляют как толерантные, так и интолерантные черты в отношении различных социальных групп (сексуальных меньшинств, преступников, психически больных людей) и некоторых социальных процессов.

Установки и убеждения, определяющие отношение к миру более сформированы у студентов педагогического вуза, что может привести к консерватизму во взглядах и поведении.

Как для студентов-медиков, так и для педагогов характерен высокий уровень общей коммуникативной толерантности, который обусловлен жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами.

Корреляционный анализ обнаружил у студентов ГрГМУ положительные корреляционные связи показателя «толерантность как черта личности» и «общая коммуникативность» (0,318, р<0,05), «категоричность» (0,336, р<0,05), «неумение скрывать чувства» (0,422, р<0,01). Чем устойчивее установки и убеждения, определяющие отношение к

миру, тем выше консерватизм в оценках людей, неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некомуника-бельностью партнёров по общению, однако тем выше и терпимость к окружающим. Этот факт можно объяснить тем, что студенты медицинского вуза уже с первого курса обучения сталкиваются с людьми других национальностей и принимают их как людей, имеющих свои недостатки и достоинства, что определяет особенности их общения и взаимодействия. У студентов педагогического вуза корреляционных связей не обнаружено.

References:

1. Sokolov, V. M. Tolerantnost': sostoyanie i tendencii / V.M. Sokolov // Sociologicheskie issledovaniya : Ezhemesyachnyj nauchnyj i obshchestvenno-politicheskij zhurnal. - 2003. - №8. - S. 54-63.

2. Soldatova, G. U. Psihologiya mezhehtnicheskoj napryazhennosti / G.U. Soldatova - M.: Smysl, 1998. - 389 s.

3. Soldatova, G. U. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti / G.U. Soldatova, L.A. SHajgerova. - M.: Smysl, 2008. - 172 s.

4. Pochebut, L.G. Kross-kul'turnaya I ehtnicheskaya psihologiya: Uchebnoe posobie. - L. G. Pochebut. - SPb.: Piter, 2012. - 336 s.

I.A. Yushkevich

FEATURES OF TOLERANCE OF TODAY'S STUDENTS

Grodno State Medical University Summary

The article examines the relationship between ethnic, social and communicative tolerance. The study of the GRSMU students (N=40) and GRSU them.I. Kupala (N=40). For most medical students inherent in the combination of tolerant and intolerant traits that they exhibit, depending on the situation, while for the majority of teachers are characterized by a high intolerance and the presence of the expressed intolerant attitudes towards the world and people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.