Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ИТАЛИИ'

ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / РЕГИОН / ИТАЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачев В.П., Петрова Д.Е.

В настоящее время все больше внимание уделяется вопросу территориального деления. В каждой стране оно осуществляется по-разному В Италии существует два уровня территориального деления страны: первым уровнем административно-территориального деления государства являются регионы, второй административный уровень определяется согласно номенклатуре NUTS (The Nomenclature of Territorial Units for Statistics).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES TERRITORIAL DIVISION OF ITALY

Nowadays, more and more attention is paid to the territorial division. In each country, it is carried out in different ways. In Italy, there are two levels of territorial division of the country: the first level of the administrative-territorial division of the country are the regions the second administrative level is determined according to the nomenclature NUTS (The Nomenclature of Territorial Units for Statistics).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ИТАЛИИ»

ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ИТАЛИИ

Толмачев В Н., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление». ФГОБЬ НПО •< Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации «

Петрова Д.Е., бакалавр факультета «Международные экономические отношения». ФГОБЬ ВПО «Финансовый университет при

Правите ¡ьстве Российской Федерации »

В настоян/ее время нее больше внимание уОеяяется воп/нку территориального деления. В кимхкЛ cm/мне оно осяцеатштся по-разному. В Итаиш сицесттет ()вау/хнтя meppumopuaihuo^o деления страны: первым уровнем Муп/ткщхлт/швт-терргти^/а/ьного деяенш^ну^к/рства являются релюны. второй административный уровень определяется согласно номенкиипуре XUTS (The S'omenclature of Territorial UnitsJor Statistics i

Ключевые слова: территориальное деление, регион. Италия.

FEATURES TERRITORI AL DIVISION OF ITALY

Tolmachev V., bachelor, of the Stale and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation Petrova D„ bachelor, of the State and municipal management faculty, Finaiu. ial L'niw rsir\ under the Government of the Russian Federation

Nowadays, more and more attention is paid to the territorial division. In each countty. it is carried out in different h uv.v. In Italy, there are two levels of territorial division of the countty: the first level of the administrative-territorial division of the country are the regions the secoiu administrative level is determined according to the nomenclature XL TS (The Xomeiu lature of Territorial Units for Statistics).

Keywords: territorial division, region. Italy.

Первым уровнем административно-территориального деления государства в Италии являются регионы. Второй административный уровень определяется согласно номенклатуре NUTS (The Nomenclature of Territorial Units for Statistics). Данная система представляет собой номенклатуру территориальных единиц для статистики. Система стандарта данной номенклатуры разработана и регулируется Европейский Союзом, таким образом, охватывает только те государства, которые входят в Европейский Союз. В 1948 году, регионам Италии было решено присвоить статус политической автономии. I lo реализация региональной автономии была отложена до первых региональных выборов, которые прошли только в 1970 году. ">то было свя зано с двумя политическими партиями, с правящей Демократической партиен и с оппозицией. Коммунистической партиен. Демократическая партия не хотела, чтобы оппозиция получила власть в регионах, где она была исторически установлена. Регионы в 11талин приобрели значительную степень автономии после реформы в 2001 году. В 2005 году партия Lega Nord во главе с Сильвно Берлуско-ни предложила новую реформу, которая бы значительно увеличила силу п самостоятельность регионов. В июне 2006 го. ia предложения, которые были представлены партией Lega Nord, были отклонены на референдуме, в связи с чем. новая реформа не была принята.

Сегодня, в Италии существует двадцать регионов, пять из которых являются автономными регионами, с особым статусом. Каждый регион, за исключением долины Аоста, делится на провинции. Регионы являются автономными образованиями с полномочиями, определенными в Конституции Италии 1

Каждый регион имеет собственный устав, который служит в качестве:

• региональной конституции:

• определения формы правления:

- определения основных принципов организации и функционирования региона.

Все регионы, за исключением Toscana. определяют себя по-разному. Например, регион может определять себя, как «автономная область». Эта информация указывается в первой статье устава региона. Стоит отметить, что пятнадцать регионов имеют обычные уставы и еще пять регионов имеют специальные уставы, которые делают регион расширенной автономией.

Регионы с обычным уставом были созданы в 1070 году. Устав каждого региона утверждается региональными советами. После реформы 2001 года, такие города имеют остаточные полномочия. То есть, регионы обладают исключительной законодательной властью по отношению к любым вопросам, отнесенных к государственным законам (ст.117 Конституции Италии).

Согласно статье 116 Конституции Италии, пять регионов (а именно Сардиния. Сицилия. Трентино-Альто-Адидже, Валле-д'Аоста н Фриули-Венеция-Джулия) являются самостоятельными и с особым статусом. В свою очередь регионы должны самостоятельно финан-

1 Бутова Т.В.. Солтан Ю.Д.. Изхомов А.А. Необходимость упра Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2011

енровать систему здравоохранения, образование, и большинстве общественных инфраструктур.

'Эти регионы стали автономными, для того, чтобы принять во внимание культурные различия населения и защиту языковых меньшинств.

Регион. Трентнно-Альто-Адндже, представляет собой особый случаи. В этом регионе почти бессильны органы власти, и гюэтом> управление осуществляется двумя автономными провинциями: Трен-тнно н Южный Тироль. В данном случае региональное учреждение играет только координирующую роль.

Каждый регион имеет избранный парламент, который называется Региональный Совет (итал. Consiglio Regionale) или Региональная Ассамблея (итал. Assemblea Regionale) в Сицилии, а так же правительство, которое называется Региональная Хунта (итал. Giunu Regionale), во главе с региональным Председателем.

Региональный Председатель напрямую избирается гражданами каждого региона, кроме регионов: Валле-д' Аоста и Трентнно-Альто-Лдидже. где он выбирается Региональным Советом.

В свою очередь, каждая провинция делится на коммуны (м\-ниципалитеты).

Коммуна включает в себя многие функции, такие как: регистрация рождения и смерти, осуществляет ведение реестра дел. заключение контрактов и другое.

Главой муниципалитета является мэр (итал. Simiaco), который осуществляет управление при содействии законодательного органа и исполнительного органа. По состоянию на 2009 год. было зареп -стрировано 8100 коммун в Италии.

Муниципалитет состоит из структурных подразделений. таккл

как:

1. Основной город или деревня;

2. Фразнонн (другие районы, прилегающие к основному ropo:. или деревне);

Также иногда встречаются одноименные итальянские муниципалитеты. Например. Сан-Тсодоро, Сардиния и Сан-Теолог- . Сицилия. Название провинции или региона добавляют к названию муниципалитета. ">то в основном связано с тем. чтобы избежать т-таннцы. На сегодняшний день, насчитывается около 8 таких случае» в 16 коммунах.

Литература:

1. Конституция Итальянской Республики

2. Хнроко Кудо, «Автономия и Управленческий Инновации § итальянских регионов после конституционной реформы», уннверсм-гет Chuo , факультет права и Высшей Школы публичной политик (2008), с. I.

3. Бутова Т В.. Солтан Ю.Д.. Пахомов A.A. Необходимое! управления стратегическим развитием городов на современном этот;

Инновационная экономика: информация, аналитика, пропю 2011 №5-6 с. 120-124

1влення стратегическим развитием городов на современном этапе №5-6 с. 120-124

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА МОНОПРОДУКТОВОГО РЕГИОНА

Автонова В.Ю., к.э.н., докторант МГИИТим. Ю Л. Сенкевича

В статье пред ложена организационно-управленческая модель инновационного кластера, исследована роль участником инновационного кластера, предложено понятие «кластерный стейк.холдер». выделены функции коллегиального органа управлении инновационным кластером.

Ключевые слова: инновационный кластер, ядро кластера, кластерные стейкхолдсры. монопродуктовый регион, коллегиальный орган управления инновационным кластером.

INVESTIGATION OF THE INNOVATION CLUSTER OF THE MONOGROCERY

REGION STRUCTURE

Avtonova V.. Ph.D.. MSI IT

lu article the organizational and administrative model of an innovative cluster is offered, the rote of participants of an innovative cluster is investigated, the concept "cluster stakeholder» is offered, functions of joint governing body by an innovative cluster are allocated.

Keywords: innovative cluster, cluster kernel, cluster stakeholders, monogrocerv region, joint governing body of an innovative cluster.

В основе базисной управленческой модели создания инновационного кластера лежат производственные и экономические взаимоотношения участников инновационного процесса, которые претерпевают определенную трансформацию в результате выбора определенной стратегии поведения.

В целом, структура инновационного кластера монопродуктового региона имеет стандартный характер, хозяйствующие субъекты с точки зрения распределения функций можно разделить на несколько блоков (рис. 2). Однако отличительными особенностями инновационного кластера монопродуктового региона являются I и 2 пункты.

1. Инициаторы или движущие силы проведения изменений в экономике региона, которые автор предлагает обозначить как кластерные стейкхолдсры. имеющие наибольший интерес в создании инновационных кластеров, к их числу относятся органы власти и корпоративные системы.

2. Ядро кластера, представляющее корпоративный блок, состоящий из инновационно-ориентированных и инновационно-внедренческих компаний, объединенных единым родственным сектором, производящих конечный продукт и в наибольшей степени заинтересованных в создании и внедрении инноваций для повышения эффективности и технологичности функционирования.

3. Наукоемкий сектор, объединяющий подразделения по науке и инновациям, существующие при корпорациях, и учреждения науки (НИИ. университеты, технопарки), деятельность которых способствует созданию инноваций, коммерциализации результатов научной деятельности, формированию конкурентных преимуществ отрасли и высоких результатов функционирования региона.

В состав наукоемкого сектора кластера входят вспомогательные и обслуживающие организации, связанные с инновационным развитием отрасли, к числу которых относятся технопарки, бизнес-инкубаторы.

В инфраструктуре интеллектуального капитала особо следует отмстить технопарки, которые обеспечивают условия по интеграции н взаимовыгодному сотрудничеству малых организаций, занимающихся инновациями, университетов, научно-исследовательских центров с целью объединения научных и технологических разработок и обеспечения структурированного распространения знаний, продуктов, технологий. Наиболее значимым условием превращения идей в инновации, а затем инноваций в конкурентные преимущества выступают устойчивые связи между входящими в кластер организациями. В целях развития данного направления действует Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий, объединяющая 15 технопарков, в числе которых наукоград «Сколково». С марта 2006г. действует одобренная Правительство РФ программа «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий», в соответствии с которой за счет средств государственного бюджета созданы следующие технопарки:

- ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр», г. Тюмень;

- ОАО «Кузбасский технопарк», г. Кемерово;

-ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка», г. Новосибирск:

- Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк», г. Казань:

- Технополис «Химград», г. Казань:

- АУ «Тсхнопрак-Мордовия». г. Саранск.

К числу недавно начавших работу относятся следующие технопарки:

- Технопарк «Обнинск», Калужская область;

-ОАО «УК «ИТ-парк Анкуднновка». Нижегородская область;

- Технопарк «Ингрия», г. Санкт-Петербург;

- ОАО «Технопарк высоких технологий», г. 11енэа;

-«ИТ-парк», г. Набережные Челны;

- Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». г. Тольятти.

Создание технопарков способствует формированию инновационного комплекса и развитию наукоемких секторов экономики в регионах, так как интегрирует научно-технический потенциал, материальные и финансовые ресурсы, направленные на создание наукоемких технологий и принципиально новых видов продукции Предполагается, что в условиях вступления в В ГО их создание является более эффективным в отраслях и регионах, характеризующихся ростом объема производства и притоком иностранных инвестиций.

4. Система образования, обеспечивающая подготовку и переподготовку сотрудников в соответствии с меняющимися требованиями организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

5. Смежные сектора, поставляющие оборудование, материалы, сырье, комплектующие для основного вида экономической деятельности региона, и обеспечивающие доставку продукта на отечественный и международные рынки. Соответственно кластеры это вертикальные производственные цепочки, которые объединяют определенные сектора жономнки на разных папах производственного процесса (поставщик - производитель - сбытовик).

6. Коллегиальный орган управления инновационным кластером, включающий в себя представителей четырех отмеченных блоков кластера, предназначенный для анализа экономической ситуации региона, разработки стратегического плана развития, формирования базы заказов на инновации, осуществления мониторинга и контроля. Данный блок кластера является очень важным, объясняется это тем, что объективной целью развития инновационного кластера как саморазвивающейся системы выступает обеспечение устойчивости функционирования и прогресса в развитии, обретение новых качественных характеристик, дающих возможность кластеру перейти на более высокий организационной уровень, соответствующий сложной внешней среде. Высокий динамизм трансформационных процессов в мирохозяйственной системе и национальных экономиках делает востребованной способность хозяйствующих субъектов к расширенному воспроизводству внедряемых новаций, что обуславливает значимость организационно-управленческих систем кластера.

В состав коллегиального органа управления помимо представителе]! корпоративного блока, системы образования и научного сектора следует также включать органы законодательной/испол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.