Научная статья на тему 'Туристское районирование Италии'

Туристское районирование Италии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
539
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / РАЙОНИРОВАНИЕ / ZONING / ПРИНЦИПЫ РАЙОНИРОВАНИЯ / PRINCIPLES OF ZONING / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ / INDEPENDENT TRAVEL / ИТАЛИЯ / ITALY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянов А.И., Зырянова И.С.

Физико-географическое районирование и административно-территориальное деление страны широко используется в туризме для территориального разделения, однако специальное туристское районирование может быть полезным, особенно для практических задач. Туристские районы Италии выделяются с целью организации самостоятельных путешествий из России. Города Италии с крупными аэропортами, определяются как центры туристских районов. Принципы районирования связаны с технологическими свойствами туризма. К принципам районирования относятся следующие: определение центров как пунктов начала и завершения туристских маршрутов, выделение территорий с широкой туристской специализацией на многих видах туризма с завершенной системой маршрутов. В соответствии с принципами составлена карта, которую можно применять для разнообразных туристских задач и считать картой интегрального туристского районирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST ZONING OF ITALY

Physico-geographical regionalization and administrative-territorial division of the country is widely used in tourism for the territorial division, but a special tourist zoning can be useful, especially for practical problems. Tourist regions in Italy are allocated for the purpose of organizing independent travel from Russia to Italy. Zoning of Italy held on the following principles. Principle 1. The presence of the center. The role of the center of the district carries a large international airport with a lot of tourist arrivals. This airport is stably bound flights from Russia and other countries, including flights with relatively inexpensive tickets. Principle 2. Diversification of tourism. The area has a large scale and population, a variety of tourist resources and diverse recreational activities. The area is balanced in respect of different groups of tourist resources, it has a wide tourist Principle 3: Completeness routes. The district develops network of routes, each of which can logically be concluded within the area. The area of the district, the distances and the transport network allows two weeks to get acquainted with the main famous sights and take advantage of the specialized area for recreational activities specialization. The principles of zoning include the following: identification of centers as the start and end points of tourist routes, with a selection of tourist areas, what specializing in many types of tourism with complete routing system. Centers of tourist areas are the cities of Milan, Venice, Verona, Rimini, Rome, Naples, Palermo, Catania, Cagliari and Olbia. Map drawn in accordance with some principles, can be used for a variety of tourist objectives and considered to be integral tourist zoning map. There are six tourist areas in Italy: Milanian, Venecean, Roman, Napoletan, Sicilian and Sardinian. The boundaries of the main tourist areas are on the borders of the Italian administrative regions. Milanian and Venecian tourist areas border the Alpine countries, tourist routes, starting in Milan, Venice or Verona often cover items in the neighboring countries: France, Monaco, Switzerland, Austria, Slovenia, and traveling around Sicily could be included Malta in the route. The tourist area is not strictly limited territory because tourist programs depend on the needs of the people, and a lot of needs. Border tourist area with neighboring countries, often expressed by the difference in the cost of services, natural barriers and distance to tourist sites. The proposed zoning border areas conducted on the boundary of the administrative regions of Italy. At the same time, there are some «controversial» cases in terms of distance to the central points. The peripheral places of Emilia Romagna and Toscany can be better connected to the airport of Milan, and some areas of Lombardia and Marche to the airports of Verona and Rimini. East of Calabria can remotely gravitate to the Naples area. Mantova province better to visit when traveling around Venecian tourist area and the province of Piacenza is appropriate to consider as part of Milanian tourist district. The proposed map of the tourist areas can be applied in the preparation of travel from Russia to Italy.

Текст научной работы на тему «Туристское районирование Италии»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 2 (68). № 3. 2016 г. С. 58-58.

УДК 796.5:913

ТУРИСТСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ИТАЛИИ

Зырянов А. И., Зырянова И. С.

ФГБОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация

E-mail: zyrianov@psu.ru, innaziryanova@maiLru

Физико-географическое районирование и административно-территориальное деление страны широко используется в туризме для территориального разделения, однако специальное туристское районирование может быть полезным, особенно для практических задач. Туристские районы Италии выделяются с целью организации самостоятельных путешествий из России. Города Италии с крупными аэропортами определяются как центры туристских районов. Принципы районирования связаны с технологическими свойствами туризма. К принципам районирования относятся следующие: определение центров как пунктов начала и завершения туристских маршрутов, выделение территорий с широкой туристской специализацией на многих видах туризма с завершенной системой маршрутов. В соответствии с принципами составлена карта, которую можно применять для разнообразных туристских задач и считать картой интегрального туристского районирования.

Ключевые слова: туризм, районирование, принципы районирования, самостоятельные путешествия, Италия.

ВВЕДЕНИЕ

Районирование - специальный метод в географии. Он позволяет охарактеризовать территориальный объект исследования, найти и объяснить закономерности, является приемом обучения, направлен на практическое применение научных результатов. Это сложная задача, которая требует полной территориальной информации, четких принципов, понимания современных практических задач и научных подходов их решению.

Районирование для целей туризма особенно сложно, в этой развивающейся сфере не сформировано каких-либо более или менее единых принципов. В этой области географии ситуация с данной задачей не похожа на ту, которая имеет место в физической географии и в социально-экономической географии, где существуют давние традиции, разработан и широко применяется достаточный ряд общепринятых принципов районирования. По-видимому, несмотря на свое бурное развитие, туризм еще не набрал «критическую массу» для понимания целесообразности районирования и составление туристских карт, как правило, обходится без этого действия [1; 2; 3; 4]. Поставим задачу составить туристское районирование Италии - одной из самых туристских стран мира.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Для результативности попробуем упростить задачу туристского районирования и осуществить его в очень практичном отношении. Не будем пытаться охватить всю сферу туризма целиком и составить интегральную схему, сосредоточимся на самостоятельных путешествиях. Самостоятельные путешествия, благодаря

58

большому маршрутному покрытию территории, позволяют более полно увидеть складывающиеся туристские районы [5]. Выделим туристские районы Италии с конкретной целью организации самостоятельных путешествий из России.

Наметим следующие принципы, в соответствии с которыми будем определять туристские районы Италии.

Принцип 1. Наличие центра. Роль центра района выполняет крупный международный аэропорт с большим туристским прибытием и отбытием. Это аэропорт, стабильно связанный рейсами с Россией и другими странами, в том числе рейсами с относительно недорогими билетами.

Принцип 2. Многопрофильность туризма. Район имеет значительную площадь и население, выделяется разнообразными туристскими ресурсами мировой известности, развитыми и многообразными рекреационными занятиями. Район сбалансирован в ресурсном отношении по сочетанию разных групп туристских ресурсов, имеет широкую туристскую специализацию. Территория района включает как приморские местности, пляжные пояса, так и внутренние, удаленные от моря, разнообразные в отношении рельефа, отличающиеся «континентальностью уклада» места. Таким образом, район представляется самодостаточным как дестинация с точки зрения насыщенности туристских ресурсов и широты их спектра.

Принцип 3. Завершенность маршрутов. В районе складывается развитая сеть туристских маршрутов, каждый из которых логично может быть завершен в пределах района. Площадь района, расстояния, транспортная сеть позволяют за две недели ознакомиться с основными достопримечательностями мировой известности и воспользоваться профильными для района рекреационными занятиями. Срок в две недели - максимальный период для путешествия и отдыха, который могут себе позволить большинство из прибывающих в Италию гостей. Если период путешествия еще меньше, например, одна неделя или три дня, то путь еще более замкнут в пределах района.

Опираясь на указанные принципы районирования, можно выделить на территории Италии несколько туристских районов (Рис. 1.).

1. Миланский район. Включает области Ломбардия, Пьемонт, Валле-де-Аоста и Лигурия. Центральным местом является аэропорт Милана. Особо значимые природные туристские ресурсы создают горы Альпы Валле-де-Аосты, Ломбардии и Пьемонта, пляжи Лигурии, крупные горные озера Лаго-Маджоре, Комо, Гарда и другие. Историко-культурными, социально-экономическими и деловыми ресурсами туризма выделяются Милан, Турин, Генуя, Бергамо. Несмотря на разнообразие видов туризма, можно выделить главенствующие: активный туризм в горах, рекреация на озерах итальянских Альп, культурно-деловой туризм и приморский отдых.

2. Венецианский район. Включает области Венетто, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Эмилия-Романья. Центральными пунктами являются аэропорты Венеции, Вероны и Римини. Главные природные туристские ресурсы связаны с альпийскими территориями Трентино-Альто Адидже, Венетто и Фриули-Венеция Джулия, с приморскими территориями Эмили-Романьи, Венетто и Фриули-Венции Джулии. Историко-культурные туристские ресурсы мировой известности

59

особенно сосредоточены в Венеции, Вероне, Пьяченце, Падуе, Мантуе, Болонье, Парме, Ферраре, Равенне, государстве Сан-Марино. Среди основных видов туризма выделяются историко-культурный и событийный, горнолыжный, пляжный, бальнеологический.

Рис. 1. Туристское районирование Италии.

3. Римский район. Включает области Лацио, Тоскану, Умбрию, Марке и Абруцци. Центральным местом маршрутной сети является аэропорт Рима. Главные природные ресурсы туризма связаны с ландшафтами Средней Италии, особенно Тосканы и Умбрии, культурно-исторические - с городами мирового наследия, среди которых Рим, Флоренция, Пиза, Сиена, Лука, Перуджа, Асизи, Сполетто, Урбино. Важным местом притяжения является государство Ватикан. Наиболее востребованными видами туризма являются историко-культурный экскурсионный, паломнический, сельский и ландшафтный, бальнеологический.

60

4. Неаполитанский район. Охватывает области Кампания, Молизе, Апулия и Базиликата. Центральный пункт - аэропорт Неаполя. Основные природные туристские ресурсы связаны с береговой линией Тирренского, Ионического и Адриатического морей, с климатом центральной полосы средиземноморских субтропиков и вулканом Везувий. Культурные туристские ресурсы связаны с аутентичной средой в сельской местности, с выдающимся культурным наследием и природными особеностями городов, среди которых: большие по размерам -Неаполь и Бари, средние - Бриндизи и Лечче, малые - Сорренто, Альберобелло, Матера и, особенно, Помпеи. Среди основных видов туризма выделяются пляжный, сельский гастрономический, экскурсионный.

5. Сицилийский район. Включает области: Сицилию и Калабрию. Основными центрами маршрутной сети являются аэропорты Палермо и Катании. Природные туристские ресурсы связаны с протяженным и разнообразным побережьем Тирренского, Средиземного и Ионического морей, вулканической деятельностью и климатом Южной Италии. Культурно-исторические туристские ресурсы определяются сосредоточением на Сицилии памятников мировой известности. Среди выдающихся городов с ярким наследием: Палермо, Таормина, Катания, Сиракузы, Агридженто, Ното и Модика. Основными видами туризма являются пляжный отдых, историко-культурный, природно-экскурсионный и сельский гастрономический и винный.

6. Сардинийский район. Представляет область Сардиния. Центральными пунктами являются аэропорты Кальяри и Ольбии. Природные туристские ресурсы района связаны с богатстыми пляжами, особенно благоприятными экологическими характеристиками, климатом центрального Средиземноморья и агродеятельностью. Основными видами туризма является пляжный отдых и сельский туризм.

Сардиния из всех областей наиболее отделена от основной территории Италии. Расстояние по морю до ближайших к острову итальянских портов составляет 250350 км Корсика также отделена морем от материковой Франции, но очень близка к Сардинии. В связи с географической близостью итальянского и французского крупных островов и отдаленностью их от основных территорий своих стран есть пространственные основания формировать в туристской деятельности единый Корсикано-Сардинийский район. Туристские связи Сардинии и Корсики развиваются и двухнедельные туристские программы будут разнообразнее, если в туристском отношении эта территория будет функционировать как составной интернациональный туристский район.

Миланский и Венецианский туристские районы граничат с альпийскими странами, туристские маршруты, начинающиеся в Милане, Венеции или Вероне могут охватывать пункты в соседних странах: Франции, Монако, Швейцарии, Австрии, Словении, а путешествующий по Сицилии может включить в маршрут близкую Мальту. Таким образом, туристский район не является строго ограниченной территорией, поскольку туристские программы зависят от потребностей людей, а потребностей множество. Граница туристского района с

61

соседними странами часто выражается в разнице стоимости услуг, в природных барьерах и расстояниях до туристских объектов.

Итальянские области объединяются в туристские районы, границы районов проходят по внешним границам областей. При этом упрощается понимание района, но появляются некоторые «спорные» случаи с точки зрения близости к центральным пунктам. Крайние места Эмили-Романьи и Тосканы могут быть лучше связаны с аэропортом Милана, а некоторые местности Ломбардии и Марке с аэропортами Вероны и Римини. Крайний восток Калабрии может дистанционно тяготеть к Неаполитанскому району. Однако все же правильнее выделять туристские районы, объединяя географические группы областей без разделения последних. Иметь в пределах туристского района целостные области правильнее с точки зрения планирования путешествия, понимания территориальных особенностей и полноты впечатлений. Однако, по доступности от центров туристских районов провинцию Мантуя, входящую в регион Ломбардия, правильнее отнести к Венецианскому туристскому району, а провинцию Пьяченца региона Эмилия-Романья уместно рассматривать в составе Миланского туристского района.

Предложенное районирование можно воспринимать как нашу рекомендацию для современных самостоятельных путешественников из России, которые понимают, что Италия - страна не для одного путешествия. Причем, это рекомендация сделана на нынешнее время, поскольку система авиарейсов может измениться. Может добавиться или сократиться число аэропортов, имеющих постоянную и относительно доступную авиасвязь с Россией. В связи с этим и сетка районов может модифицироваться, хотя и незначительно.

ВЫВОДЫ

При организации самостоятельных путешествий обязательно встает вопрос контура района, с которым планирует ознакомиться путешественник [2]. На этом этапе, возможно, неосознанно осуществляются элементы районирования страны. Показанное деление страны на туристские районы обусловлено частной задачей, поэтому важно понять, насколько эта сетка подходит для других туристских задач, а именно насколько это районирование интегрально.

На наш взгляд, предложенное районирование может претендовать на общее туристское районирование Италии, поскольку построено на обобщенных туристских принципах (на выделении основных пунктов начала и завершения путешествий - центральных городов с наиболее туристски активными аэропортами, на обозначении групп областей, связанных транспортно, с широкими туристско-рекреационными возможностями, на определении свойств целостности в сети туристских маршрутов).

Очень часто на практике туристское районирование подменяется географическим (особенно часто - физико-географическим районированием или административным делением). Физико-географическое районирование, социально-

62

экономическое районирование и административное деление составляют фактическую основу всех туристских проектов и, в частности, для планирования туристских путешествий, но это общегеографические модели, которые созданы для отражения природных закономерностей, социально-экономической деятельности или государственного устройства на территории.

В туризме важны знания практически всех географических наук, поэтому многие географические схемы районирования востребованы туристской практикой сами по себе. На самой разной географической (районной) основе принимаются разнообразные решения в туристской сфере. Однако схемы районирования, имеющие общегеографический характер или подготовленные отраслевыми географическими науками, нельзя считать туристским районированием, поскольку туристское районирование имеет свои особенности и принципы.

Если готовить карту туристского районирования, то она должна учитывать и специфические особенности туристкой отрасли и туристских задач. Предложенная карта отличается от сетки физико-географических районов, поскольку в один туристский район входит несколько разных физико-географических областей, что обеспечивает его ландшафтное разнообразие. К центрам туристских районов не отнесены крупнейшие и крупные города, которые в социально-экономическом районировании являются ядрами тяготения: Турин, Генуя, Болонья, Флоренция, Бари. Это свидетельствует о различии в сетках туристского и социально-экономического районирования. Сетку административного деления Италии применять в качестве сетки интегральных туристских районов трудно, поскольку существуют очень большие различия в туристской посещаемости итальянских регионов. Предложенная карта туристских районов может быть применена при подготовке путешествий из России в Италию.

Список литературы

1. Воронина А. Б. Территориальная структура рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях Крыма и пути ее оптимизации. Диссертация на соискание уч. степ. канд. геогр. наук. Симферополь, 2016. 231 с.

2. Ердавлетов С. Р. Артемьев А. М. Туристско-рекреационные ресурсы регионов Казахстана // География и туризм. 2010. Вып.8. С. 22-55.

3. Николаева К. А., Королев А. Ю. Туристское районирование Италии // География и туризм. 2011. Т. 10. С. 88-92.

4. Зырянов А. И., Королев А. Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестник Московского ун-та. Сер. 5. География. 2009. № 6. С. 19-25.

5. Зырянов А. И., Зырянова И. С. Самостоятельные путешествия. Маршрутное планирование. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2015. 154 с.

TOURIST ZONING OF ITALY

Zyrianov A. I., Zyrianova I. S.

Perm State University, Perm, Russian Federation E-mail: zyrianov@psu.ru, innaziryanova@maiLru

63

3bipHuoe A. H., 3bipmoea H. C.

Physico-geographical regionalization and administrative-territorial division of the country is widely used in tourism for the territorial division, but a special tourist zoning can be useful, especially for practical problems. Tourist regions in Italy are allocated for the purpose of organizing independent travel from Russia to Italy. Zoning of Italy held on the following principles. Principle 1. The presence of the center. The role of the center of the district carries a large international airport with a lot of tourist arrivals. This airport is stably bound flights from Russia and other countries, including flights with relatively inexpensive tickets. Principle 2. Diversification of tourism. The area has a large scale and population, a variety of tourist resources and diverse recreational activities. The area is balanced in respect of different groups of tourist resources, it has a wide tourist

Principle 3: Completeness routes. The district develops network of routes, each of which can logically be concluded within the area. The area of the district, the distances and the transport network allows two weeks to get acquainted with the main famous sights and take advantage of the specialized area for recreational activities specialization. The principles of zoning include the following: identification of centers as the start and end points of tourist routes, with a selection of tourist areas, what specializing in many types of tourism with complete routing system. Centers of tourist areas are the cities of Milan, Venice, Verona, Rimini, Rome, Naples, Palermo, Catania, Cagliari and Olbia. Map drawn in accordance with some principles, can be used for a variety of tourist objectives and considered to be integral tourist zoning map. There are six tourist areas in Italy: Milanian, Venecean, Roman, Napoletan, Sicilian and Sardinian. The boundaries of the main tourist areas are on the borders of the Italian administrative regions. Milanian and Venecian tourist areas border the Alpine countries, tourist routes, starting in Milan, Venice or Verona often cover items in the neighboring countries: France, Monaco, Switzerland, Austria, Slovenia, and traveling around Sicily could be included Malta in the route. The tourist area is not strictly limited territory because tourist programs depend on the needs of the people, and a lot of needs. Border tourist area with neighboring countries, often expressed by the difference in the cost of services, natural barriers and distance to tourist sites. The proposed zoning border areas conducted on the boundary of the administrative regions of Italy. At the same time, there are some «controversial» cases in terms of distance to the central points. The peripheral places of Emilia Romagna and Toscany can be better connected to the airport of Milan, and some areas of Lombardia and Marche to the airports of Verona and Rimini. East of Calabria can remotely gravitate to the Naples area. Mantova province better to visit when traveling around Venecian tourist area and the province of Piacenza is appropriate to consider as part of Milanian tourist district. The proposed map of the tourist areas can be applied in the preparation of travel from Russia to Italy.

Keywords: tourism, zoning, principles of zoning, independent travel, Italy.

References

1. Voronina A. B. Territorial'naja struktura rekreacionnoj dejatel'nosti na osobo ohranjaemyh prirodnyh territorijah Kryma i puti ee optimizacii (Territorial Structure recreational activities in protected areas of

64

the Crimea and the ways of its optimization). Dissertacija na soiskanie uch. step. kand. geogr. nauk. Simferopol', 2016, 231 p.

2. Erdavletov S. R., Artem'ev A. M. Turistsko-rekreacionnye resursy regionov Kazahstana (tourist and recreational resources of the regions of Kazakhstan) // Geografija i turizm: sb.nauch.tr. / Perm.gos.un-t. - Prm',2010, - Vyp.8. p. 22-55.

3. Nikolaeva K. A., Korolev A. Ju. Turistskoe rajonirovanie Italii (Tourist zoning Italy) // Geografija i turizm. T.10, Perm', 2011, p.88 - 92.

4. Zyrjanov A. I., Korolev A. Ju. Turistskoe rajonirovanie gornyh territorij (Tourist zoning mountain areas) // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 5. Geografija. 2009. p. 19-25.

5. Zyrjanov A. I., Zyrjanova I. S. Samostojatel'nye puteshestvija. Marshrutnoe planirovanie (Independent travel. Route planning). Perm: Perm. gos. nac. issled. un-t, 2015. 154 p.

Поступила в редакцию 19.07.2016 г.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.