Научная статья на тему 'ИТАЛЬЯНСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ'

ИТАЛЬЯНСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE JUDICIAL SUPERVISION / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / JUDICIAL POWER / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / GLOBAL EXPERIENCE / ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ITALIAN REPUBLIC / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / CONSTITUTIONAL COURT / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / GENERAL JURISDICTION COURTS / СУДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ / SPECIAL JURISDICTION COURTS / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / JUDICIAL REFORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович

Статья посвящена актуальным вопросам организации системы государственного судебного контроля Итальянской Республики. Автор анализирует основы правового статуса Конституционного суда, судебных органов ординарной (мировые судьи, трибуналы, апелляционные суды, Высший кассационный суд, суды присяжных, апелляционные суды присяжных, суды по делам несовершеннолетних, суды по надзору за заключенными) и специальной (органы административной и военной юстиции, Счетная палата) юрисдикции, останавливается на компетенции Высшего совета магистратуры Италии. Также особое внимание в статье уделяется процессу реформирования судебной системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Italian experience of putting in place of state judicial supervision system

The article is devoted to topical issues relevant to organization of state judicial supervision system in Italian Republic. The author analyzes the fundamentals of the legal status of the Constitutional Court, judicial bodies of the general jurisdiction (i.e. magistrates, tribunals, courts of appeal, Supreme Court of Cassation, juries, juries of appeal, juvenile courts, prison supervision courts) and special jurisdiction (administrative and military judiciary bodies, accounting chamber), dwells at length on the scope of jurisdiction of the Italian Superior Council of the Judiciary. Special heed is paid to the reformation of the judicial system underway in the country.

Текст научной работы на тему «ИТАЛЬЯНСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ»

ИТАЛЬЯНСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ

СОЛОВЬЕВ Андрей Александрович,

доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), заместитель председателя Арбитражного суда Московской области. E-mail: solov.arbitr@rambler.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам организации системы государственного судебного контроля Итальянской Республики. Автор анализирует основы правового статуса Конституционного суда, судебных органов ординарной (мировые судьи, трибуналы, апелляционные суды, Высший кассационный суд, суды присяжных, апелляционные суды присяжных, суды по делам несовершеннолетних, суды по надзору за заключенными) и специальной (органы административной и военной юстиции, Счетная палата) юрисдикции, останавливается на компетенции Высшего совета магистратуры Италии. Также особое внимание в статье уделяется процессу реформирования судебной системы страны.

Abstract: The article is devoted to topical issues relevant to organization of state judicial supervision system in Italian Republic. The author analyzes the fundamentals of the legal status of the Constitutional Court, judicial bodies of the general jurisdiction (i.e. magistrates, tribunals, courts of appeal, Supreme Court of Cassation, juries, juries of appeal, juvenile courts, prison supervision courts) and special jurisdiction (administrative and military judiciary bodies, accounting chamber), dwells at length on the scope of jurisdiction of the Italian Superior Council of the Judiciary. Special heed is paid to the reformation of the judicial system underway in the country.

Ключевые слова: Государственный судебный контроль, судебная система, судебная власть, зарубежный опыт, Итальянская республика, Конституционный суд, суды общей юрисдикции, суды специальной юрисдикции, судебная реформа.

Keywords: State judicial supervision, judicial system, judicial power, global experience, Italian Republic, Constitutional Court, general jurisdiction courts, special jurisdiction courts, judicial reforms.

В самом общем виде судебный контроль можно определить как разновидность государственного контроля, осуществляемый органами судебной власти (судами) посредством отправления правосудия в первую очередь контроля за законностью правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций и должностных лиц [1; С. 248].

В настоящей статье мы кратко остановимся на организации системы судебного контроля в Итальянской Республике, что является продолжением исследований автора, посвященных органам судебной власти стран Западной Европы [2-5].

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы ее организации и функционирования являются: - Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. [11]; - Королевский декрет от 30 января 1941 г. № 12 «О судебной системе» (с изменениями и дополнениями) [15].

Так, органы судебной власти Италии могут быть разделены на ординарную (общую) юрисдикцию (giurisdizione ordinaria) и специальную (особую) юрисдикцию (giurisdizione speciale). Соответственно, магистраты (судьи и прокуроры), работающие в судах ординарной юрисдикции, именуются ординарными магистратами

(magistrati ordinari). Кроме того, в Италии существует институт почетных магистратов (magistrati onorari), выполняющих функции по отправлению правосудия на непрофессиональной основе, к которым относятся мировые судьи, почетные судьи, почетные помощники прокуроров, непрофессиональные судьи, привлекаемые к рассмотрению дел в судах по делам несовершеннолетних, в судах по надзору за заклю-

ченным, а также в судах присяжных.

Особое место в судебной системе Италии занимает Конституционный суд (Corte Costituzionale), к компетенции которого в соответствии со ст. 134 Конституции Италии относится рассмотрение споров о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; о компетенции между различными органами государственной власти, между государством и областями, а также между областями; рассмотрение обвинений, выдвигаемых в соответствии с Конституцией против Президента Республики [7].

Судебные органы общей юрисдикции включают

в себя:

- мировых судей (giudici di pace), являющихся непрофессиональными (почетными) судьями, располагающихся на низовом уровне и рассматривающих единолично гражданские и уголовные дела незначительной сложности;

- трибуналы (tribunal) - основное звено системы судов первой инстанции и рассматривающие единолично или коллегиально как гражданские, так и уголовные дела (за исключением тех категорий дел, на которых распространяется юрисдикция мировых судей или судов присяжных), а также апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей [18; Р. 66];

- апелляционные суды (corti d'appello), рассматривающие в коллегиальном составе апелляционные жалобы на судебные акты трибуналов (суды второй инстанции);

- Высший кассационный суд (Corte Suprema di Cassazione) который является верховным органом правосудия и призван обеспечивать правильное применение и единообразное толкование закона, единство национального права, областей компетенции различных юрисдикций [15]. К компетенции данного суда относится рассмотрение кассационных жалоб на решения нижестоящих судов, разрешение споров об ус-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 2(146)

тановлении юрисдикции (определение суда ординарной или специальной юрисдикции, национального или иностранного, который уполномочен разрешить конкретное дело) и компетенции (решение конфликта между двумя национальными судами из-за их полномочий по рассмотрению дела) [9].

Кроме того, в системе судов ординарной юрисдикции Италии действуют:

- суды присяжных (corti di assise), рассматривающие в качестве суда первой инстанции дела о наиболее серьезных преступлениях и включающие в свой состав как профессиональных, так и непрофессиональных судей;

- апелляционные суды присяжных (corti di assise di appello), которые также состоят из профессиональных и непрофессиональных судей и в качестве суда апелляционной инстанции рассматривают жалобы на приговоры судов присяжных [18; Р. 67];

- суды по делам несовершеннолетних (tribunale per i minorenni), рассматривающие гражданские, уголовные и административные дела с участием лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В состав этих судов, помимо профессиональных судей, входят также граждане, являющиеся специалистами в сфере работы с несовершеннолетними [16];

- суды по надзору за заключенным могут действовать в коллегиальном составе (tribunale di sorveglianza), либо судья вправе выполнять ряд процессуальных функций единолично (magistrate di sorveglianza). Данный суд обладает специальной компетенцией по надзору за задержанными и заключенными лицами. Его основной задачей является контроль за исполнением приговоров и применением альтернативных мер к заключенным, вопросы, связанные с исполнением различных видов наказаний, обжалование заключенными дисциплинарных мер, а также обеспечение их безопасности и содействие социализации. При коллегиальном рассмотрении дел, кроме профессиональных судей, в состав этого суда также входят специалисты в области психологии, образования, социального обслуживания, психиатрии или клинической криминологии в качестве непрофессиональных судей [14]. Кроме того, каждый суд по надзору за заключенными включает в свой состав несколько отделов по надзору за заключенными (ufficio di sorveglianza), расположенных на относящейся к нему территории.

Именно в отношении системы судебных органов, состоящих из ординарных магистратов, осуществляет свои функции Высший совет магистратуры Италии (Consiglio superiore della Magistratura), который представляет собой независимый орган, осуществляющий руководство судами ординарной юрисдикции, к функциям которого в основном относятся, согласно нормам, регулирующим организацию и функционирование судебной

системы Италии, подбор магистратов, назначение их на должности, переводы магистратов и продвижение их по службе, а также привлечение магистратов к дисциплинарной ответственности [6].

Касаемо судов специальной юрисдикции, согласно ст. 103 Конституции Италии таковыми являются:

- органы административной юстиции (organi di giustizia amministrativa), которые обеспечивают защиту законных интересов по отношению к государственным органам и, особенно, в вопросах, определенных законом, а также в отношении субъективных прав. В их число входит Государственный совет (Consiglio di Stato), который не только является консультативным органом в юридической и административной областях, но также отправляет правосудие в качестве высшей судебной инстанции по рассмотрению публично-правовых споров. Кроме того, в эту систему входят областные административные трибуналы (tribunali amministrativi regionali), которые рассматривают по первой инстанции публично-правовые споры, отнесенные к их компетенции. Судебным органом административной юстиции является также Совет административной юстиции области Сицилия (Consiglio di giustizia amministrativa per la Regione siciliana), который практически копирует деятельность Государственного совета на территории Сицилии (административной области Италии, обладающей значительной автономией), так как имеет по аналогии с ним и совещательные, и судебные функции [10]. К ним относятся и специализированные региональные трибуналы по делам публичного водопользования (tribunale regionale delle acque pubbliche), рассматривающие дела, связанные с различными видами водопользования, строительством водопроводных и ирригационных сооружений, подземными водами, водным налогом и т.п. Решения, принятые указанными трибуналами, могут быть обжалованы в Высший суд по делам публичного водопользования (Tribunale Superiore delle Acque Pubbliche) [17];

- Счетная палата (Corte dei conti) осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной отчетности и в других областях, определенных в законе. Счетная палата осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Она участвует в случаях и формах, установленных законом, в контроле финансовой деятельности организаций, которым государство содействует в обычном порядке. Она докладывает непосредственно палатам Парламента о результатах проведенных проверок [8];

- органы военной юстиции, в том числе военные трибуналы (tribunali militari), Военный апелляционный суд (Corte Militare di Appello), Суд по надзору за заключенными - военнослужащими (Tribunale Militare di Sorveglianza), чья

юрисдикция во время войны устанавливается законом. В мирное время их юрисдикция распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил [12].

В заключение также отметить, что судебная система Италии находится в состоянии постоянного реформирования. В частности, в результате реформы 1998 г. были упразднены претуры (pretura), ранее рассматривавшие единолично в качестве суда первой инстанции гражданские дела, сумма иска по которым превышала компетенцию мировых судей и апелляции на решения мировых судей, а также уголовные дела о менее тяжких преступлениях. Компетенция данных органов была в основном передана трибуналам [13]. Кроме того, неоднократно (в 1998, 2000, 2001, 2012 гг.) пересматривалась структура судебных округов страны.

В настоящее время действует 26 апелляционных судов, компетенция которых распространяется на 165 судебных круга и 3 обособленных подразделения, территориальная компетенция которых носит районный характер. При этом территориальная организация по районам апелляционного суда и судебным округам не имеет отношения и связи с административно-территориальным делением страны, согласно которому Республика включает коммуны, провинции, четыре столичных города (Рим, Милан, Неаполь и Турин), двадцать областей (Пьемонт, Валле-д'Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция-Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния) и государство. Коммуны, провинции, столичные города и области являются автоном-

ными образованиями с собственным статутом, полномочиями и функциями в соответствии с принципами, установленными Конституцией страны.

Во всех административных центрах есть отделение апелляционного суда, за исключением Аосты (область Вал-ле-д'Аоста), и в каждой провинции (за исключением вновь учрежденных) действует хотя бы один суд, кроме провинций Карбония-Иглезиас и Медио-Кампидано, которые прикреплены к судебному округу Кальяри. В результате последних реформ судебных округов они были приведены в некоторое соответствие с провинциальным делением, тогда как ранее не учитывалось даже деление на области. Примером этого явления может служить округ суда Массы, административного центра области Тоскана, который подчиняется Апелляционному суду Генуи, в области Лигурия.

Апелляционный суд Рима и суд Кассино (Лацио) распространяют свои полномочия на некоторые города провинции Казерта в области Кампания, а Апелляционный суд Триесте и суд Порденоне (в области Фриули-Венеция-Джулия) распространяют свои полномочия на одиннадцать городов провинции Венеция (регион Венето).

Также существуют судебные округа, в которые входят города, относящиеся к разным провинциям и провинциям, не имеющим собственных судов. Кроме того, не все суды провинций расположены в их административных центрах: так, например, нет отделений суда в Казерте (подчиняется суду Санта-Мария-Капуа-Ветере), Барлетте и Андрии (подчиняются суду Трани), Ольбии (подчиняется суду Темпьо-Паузания), Тортоли (подчиняется суду Ланузеи) и Карбонии, Иглезиас, Санлури и Виллачидро (подчиняются суду Кальяри) [7].

Библиография:

1. Никитин С.В. Понятие и формы судебного нормоконтроля // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. - СПб.: Издательство: Университетский издательский консорциум «Юридическая книга» (Санкт-Петербург). - 2006. - № 5. - С. 248.

2. Соловьёв АА. Краткая характеристика судебной системы Королевства Испания // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 14-16.

3. Соловьёв А.А. Об истории судебной системы Бельгии // Право и образование. - 2015. - № 8. - С. 134-138.

4. Соловьёв А.А. Правовой статус отдельных органов судебной власти Французской Республики, обладающих особой компетенцией // Власть. - 2014. - № 1. С. 109-112.

б. Соловьёв А.А. Современная система судов общей юрисдикции Франции и ее особенности // Юрист вуза. - 2014. - № 1. - С. 47-58.

6. Attribuzioni / Consiglio superiore della magistratura // <http://www.csm.it/pages/funzionamento/attribuzioni.html>.

7. Corte Costituzionale // <http://www.cortecostituzionale.it/default.do/>.

8. Corte dei conti // <http://www.corteconti.it/>.

9. Corte Suprema di Cassazione // <http://www.cortedicassazione.it/corte-di-cassazione/>.

10. Consiglio di giustizia amministrativa per la Regione Siciliana // <https://www.giustizia-amministrativa.it/cdsintra/cdsintra/Organizzazione/CdSRegioneSicilia/index.html>.

11. Costituzione della Repubblica Italiana / Approvata dall'Assemblea Costituente il 22 dicembre 1947 // <http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:costituzione:1947-12-27!vig=>.

12. Giustizia Militare // <http://www.difesa.it/Giustizia_Militare/Pagine/default. aspx>.

13. II giudice unico di primo grado // <http://www.euganeo.it/parlamento/i-p189.htm>.

14. Legge 26 luglio 1975 № 354 «Norme sull'ordinamento penitenziario e sulla esecuzione delle misure privative e limitative della liberta» // <http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazioneGazzetta=1975-08-09&atto.codiceRedazionale=075U0354&currentPage=1>.

15. Regio decreto 30 gennaio 1941 № 12 «Ordinamento giudiziario» // <http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazione Gazzetta=1941-02-04&atto.codiceRedazionale=041U0012& currentPage=1>.

16. Regio decreto-legge 20 luglio 1934 № 1404 «Istituzione e funzionamento del tribunale per i minorenni» // <http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazioneGazzetta=1934-09-05&atto.codiceRedazionale=034U1404&currentPage=1>.

17. Tribunale Superiore delle Acque Pubbliche // <http://www.tribunalesuperioreacque.it/tsap/>.

18. Voermans W., Albers P. Councils for the Judiciary in EU Countries / European Commission for the Efficiency of Justice (CEPEJ) // <http://www.coe.int/ t/dghl/cooperation/cepej/textes/CouncilOfJusticeEurope_en.pdf>. - 2003.

S3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.