Научная статья на тему 'Судебная система Италии'

Судебная система Италии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8474
916
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / СУДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребенюк Инна Игоревна

Исследуются судебные органы Италии с целью формирования представления об их системе. Анализируются положения Конституции Италии, Уложения о судоустройстве и ряда законов о конкретных судах. Рассматривается компетенция судебных органов Италии, что позволяет сформировать целостное представление о ее судебной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная система Италии»

И. И. Гребенюк*

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ

Исследуются судебные органы Италии с целью формирования представления об их системе. Анализируются положения Конституции Италии, Уложения о судоустройстве и ряда законов о конкретных судах. Рассматривается компетенция судебных органов Италии, что позволяет сформировать целостное представление о ее судебной системе.

Ключевые слова: судебная система, суды общей юрисдикции, суды специальной юрисдикции

In this article the judicial authorities in Italy are researched to form a picture of their system. The Italian Constitution, the Judiciary law and laws on the concrete courts are analyzed. This article considers the competence of the judiciary above, allowing to form a holistic view of the judicial system in Italy.

Key words: judicial system, courts of general jurisdiction, courts of special jurisdiction

Судоустройство и основы функционирования судебной власти Италии регламентируются ее Конституцией1 и законодательством, в частности Уложением о судоустройстве, утвержденным Королевским декретом 1941 г.2

В Италии действуют суды конституционной, общей и специальной юрисдикции.

1. Конституционную юрисдикцию осуществляет Конституционный суд3 (Corte costitu-zionale). В соответствии со ст. 134—137 Конституции он выносит решения по: а) спорам о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; б) спорам о компетенции между различными властями государства, между государством и областями и между областями; в) обвинению, выдвигаемому против президента Республики. Если суд объявляет о неконституционности положения закона или акта, имеющего силу закона, он теряет силу со дня, следующего за днем опубликования решения суда.

Решение Суда публикуется и сообщается палатам Парламента и заинтересованным органам, чтобы они приняли надлежащие меры.

Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых по третям президентом Республики, Парламентом на совместном заседании палат и Высшей общей и административной магистратурой.

Судьи Конституционного суда избираются из числа магистратов, в том числе находящихся в отставке, высших общих и административных судов, ординарных профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем. Судьи Конституционного суда назначаются на девятилетний срок, исчисляющийся со дня принесения присяги; они не могут быть назначены повторно. По истечении указанного периода конституционный судья заканчивает пребывание в должности и прекращает исполнение своих функций.

Согласно ст. 135 Конституции Италии Конституционный суд избирает из числа своих членов председателя, который остается в должности в течение трех лет. Он может переизбираться до тех пор, пока продолжает исполнять свои функции в качестве судьи. Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностями члена Парламента или областного Совета, с осуществлением профессии адвоката и с занятием других должностей, указанных в законе. В рассмотрении обвинений против президента Республики кроме штатных судей Конституционного суда участвуют 16 членов суда, назначаемых по жребию из списка граждан, обладающих необходимой квалификацией

* Гребенюк Инна Игоревна — студент 4-го курса дневного отделения юридического факультета Воронежского государственного университета (Воронеж). E-mail: [email protected].

для избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов в соответствии с правилами, применяемыми для назначения штатных судей.

Конституционный закон устанавливает условия, формы и сроки возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда. Другие положения, необходимые для образования и деятельности суда, предусматриваются простым законом. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются (ст. 137 Конституции Италии).

Общая юрисдикция судов делится на уголовную и гражданскую, обеспечивающую законную защиту прав в отношениях между частными субъектами или частными субъектами и органами публичной власти, если данные органы в ходе осуществления своих полномочий нарушают личные права человека4.

2. Правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется профессиональными судьями и почетными судьями.

До 1998 г. судами первой инстанции в Италии были: суд, состоящий из одного судьи, или так называемая Претура (Pretura), разбирающий незначительные дела, и суд, состоящий из трех членов, Трибунал (the Tribunale), в котором рассматривались более серьезные дела. В 1998 г. Претура была упразднена, а ее функции переданы Трибуналу. В результате был создан суд, выносящий решения в составе одного судьи по делам незначительной сложности и в составе трех судей по более серьезным делам. Как правило, такие судьи сдают комплексные экзамены старого образца, принимаются на работу Министерством юстиции и получают регулярную зарплату.

В 1998 г. был учрежден новый институт — институт судей первой инстанции по гражданским и уголовным делам, так называемых почетных судей, работающих в судах (honorary court judges). Они не сдают экзамены, оказывают профессиональные услуги, но не принимаются на работу Министерством юстиции и не получают регулярную зарплату, довольствуясь небольшим вознаграждением, выплачиваемым только за те дни, когда они участвуют в судебных заседаниях5.

К почетным судьям относятся мировые судьи, которые имеют компетенцию рассматривать как гражданские, так и уголовные дела; почетные судьи, закрепленные за так называемыми временными отделами, учрежденными для рассмотрения гражданских дел, не завершенных на 30 апреля 1995 г.; почетные помощники прокурора; эксперты судов и ювенальных отделов апелляционных судов; непрофессиональные судьи в судах присяжных; эксперты, работающие в Трибунале по надзору за заключенными6.

В настоящее время гражданская и уголовная юрисдикция осуществляется мировыми судьями, судами (трибуналами), апелляционными судами, Верховным кассационным судом, ювенальными судами и Трибуналом по надзору за заключенными. В последнем суде заседания могут проводиться при участии как одного судьи, так и коллегии судей по более серьезным делам7.

Институт мировых судей был учрежден в Италии Законом от 21 ноября 1991 г. № 3748. Это была попытка создать форму незамедлительного конкретного осуществления правосудия. Мировыми судьями являются не профессиональные, а почетные судьи. Они отбираются из числа людей, имеющих специальную квалификацию, которая предполагает наличие у них хорошего знания нормативного материала и проблем, возникающих при осуществлении правосудия, необходимого для того, чтобы выполнять свои обязанности в течение четырех лет.

Офисы мировых судей располагались в столице каждой провинции. Указом президента с согласия министра юстиции могут быть учреждены офисы мировых судей в муниципальных образованиях. Также указом президента по предложению министра юстиции и Совета судей и муниципалитетов смежные офисы мировых судей могут быть объединены в один в зависимости от численности населения (не более 50 тыс. человек).

Мировые судьи рассматривают гражданские и уголовные дела. В гражданском процессе деятельность судей должна быть направлена на примирение сторон. Не должно ограничиваться количество предоставляемых доказательств по делу до тех пор, пока

оно не передано на рассмотрение другому судье. К гражданским делам относятся также дела по вопросам, связанным с трудовым и семейным правом. Помимо этого мировые судьи рассматривают дела об оспаривании правомерности наложения административных санкций, в частности штрафов.

В компетенцию мировых судей входят вопросы, касающиеся собственности стоимостью до 5 тыс. евро, если данные дела не находятся в производстве у другого судьи, дела, связанные с возмещением вреда, причиненного в автокатастрофах и кораблекрушениях (как на море, так и на реке), если стоимость возмещения не превышает 20 тыс. евро. Эксклюзивную компетенцию мировых судей составляют дела, связанные с посадкой деревьев и кустов, совместной собственностью, а также иски, поданные заранее собственником или арендатором части жилого помещения в гражданский арбитраж, по поводу курения, выделений тепла, шума и пр., превышающих установленные законом нормы9.

Первая задача мирового судьи — примирение сторон. Если попытка примирения не удалась, стороны могут передать дело для рассмотрения с участием адвокатов10.

Основное звено системы судов первой инстанции составляют трибуналы. К их компетенции относятся все гражданские и уголовные споры, а также споры, не имеющие установленной ценности. Как правило, дела рассматриваются судом в составе одного судьи; дела особой важности — коллегией из трех судей. Трибунал может выступать в качестве апелляционного суда по решениям, вынесенным мировыми судьями.

Уголовные дела могут рассматриваться судами присяжных, состоящими из двух профессиональных судей и шести непрофессиональных11.

Согласно ст. 102 Конституции «судебные функции осуществляются ординарными судьями, должности которых учреждены и деятельность которых регулируется положениями о судоустройстве. Не могут учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей. Могут учреждаться лишь специальные отделения по определенным категориям дел при обыкновенных судебных органах, в которых могут участвовать граждане, не принадлежащие к магистратуре. Закон регулирует случаи и формы прямого участия народа в отправлении правосудия». К таким отделениям относятся несколько специализированных органов.

В трибуналах также существуют специализированные сельскохозяйственные секции12 (Sezioni specializzate agrarie). У этого института весьма ограниченная компетенция: он разбирает дела, которые касаются сельскохозяйственных контрактов. Эти секции представлены в судах и апелляционных судах, где дела рассматриваются с участием специалистов.

Ювенальные суды (Tribunale per i minorenni) — это специальный институт, осуществляющий судебные функции по гражданским, уголовным и административным делам в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет13. Коллегия суда состоит из четырех членов: двух профессиональных судей и двух граждан, являющихся специалистами по делам несовершеннолетних. В компетенцию ювенального суда входят вопросы, касающиеся родительских прав, дачи несовершеннолетним разрешения на вступление в брак, усыновления, признания собственных детей, лишения родителей права управления имуществом несовершеннолетнего и т. д. В апелляционном производстве по решениям, вынесенным ювенальным судом, обязательно присутствие двух специалистов по делам несовершеннолетних14.

Ювенальные суды учреждаются на базе апелляционных судов или отделений апелляционных судов и осуществляют свою юрисдикцию на территории действия данных судов.

Апелляционные суды (Corte di appello) представляют вторую инстанцию. В их юрисдикцию входит и принудительное исполнение в Италии решений, внесенных иностранными судами и арбитрами.

Апелляционный суд рассматривает дела в составе коллегии из трех судей и делится на секции по уголовным, гражданским и трудовым спорам.

Всего в Италии действуют 26 апелляционных судов и три отдельные секции апелляционного суда, которые реализуют юрисдикцию в определенных районах. Апелляционные суды объединяют 160 трибуналов, функционирующих в провинциях.

Апелляционный суд присяжных (Corte d'assise d'appello) состоит из двух профессиональных судей и шести непрофессиональных. Он является апелляционной инстанцией для решений, вынесенных судами присяжных15.

В отношении решений, вынесенных мировыми судьями, функции апелляционных судов выполняют трибуналы.

Высшей судебной инстанцией общей юрисдикции является Верховный кассационный суд16 (Corte Suprema di Cassazione). Он находится в Риме, его компетенция распространяется на всю территорию Италии.

Основные функции этого суда указаны в Уложении о судоустройстве 1941 г. В ст. 65 говорится, что Верховный кассационный суд обязан «обеспечивать правильное применение и толкование закона, совмещая единство национального действующего законодательства и уважение к разграничениям между различными юрисдикциями».

Отметим, что существующие правила позволяют ВКС исследовать обстоятельства дела только в случае, если оно уже было рассмотрено в предыдущих заседаниях и только если это необходимо для оценки обстоятельств, дающих право направить петицию в ВКС. Такая петиция подается с целью оспаривания решения, вынесенного судом второй или единственной инстанции. Основаниями петиции могут быть нарушение материальных (ошибка права) или процессуальных (ошибка процесса) норм закона, а также дефекты (недостаточность, несоответствие или противоречие в обосновании), касающиеся оснований вынесенного решения, или вопросы по поводу юрисдикции.

Если Верховный конституционный суд выявил указанные нарушения, он вправе отменить решение нижестоящего суда и установить законное правило, в соответствии с которым оспоренное решение должно быть исправлено. Это правило будет соблюдаться судом, который вынес решение, во время повторной проверки обстоятельств дела. Вместе с тем правила, утвержденные ВКС, необязательны для нижестоящих судов при вынесении решений по другим делам. Решение ВКС расценивается лишь как важный прецедент, но не более. Однако нижестоящие суды обычно согласуют свои решения с мнением ВКС.

В силу ст. 111 Конституции Италии каждый гражданин может обратиться в ВКС по поводу нарушения закона решением любого суда без обращения в суд второй инстанции как по гражданским, так и по уголовным делам или по поводу ограничения личной свободы.

На ВКС также возложена обязанность определения юрисдикции (выявления в спорных делах суда общей или специальной юрисдикции, итальянского или иностранного, который способен разрешить это дело) и компетенции (решения конфликта между двумя судами, борющимися за право разрешения дела).

Верховный конституционный суд выполняет и неюридические функции, относящиеся к законодательным выборам и референдумам по поводу отмены законов17.

3. Помимо Конституционного суда и судов общей юрисдикции в Италии существуют органы, выполняющие функции судов специальной юрисдикции.

Статья 103 Конституции выделяет три таких органа:

«Государственному совету и другим органам административной юстиции принадлежит юрисдикция по защите законных интересов по отношению к государственным органам, и особенно в вопросах, указанных законом, а также в отношении субъективных прав.

Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной отчетности и в других областях, указанных в законе.

Юрисдикция военных трибуналов во время войны устанавливается законом. В мирное время их юрисдикция распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил».

Административная юрисдикция осуществляется региональными административными судами (Tribunali Amministrativi Regionali). Каждый региональный административный суд (их всего 20) распространяет свою юрисдикцию на территорию области, в которой он находится, и располагается в столице региона. В некоторых регионах (Милан, Эмилия-Романья, Лацио, Абруццо, Кампания, Апулия, Калабрия, Сицилия, Тренти-но-Альто-Адиже) созданы отделения этих судов. Действия региональных административных судов могут быть обжалованы в Государственный совет (Council of State).

Счетный суд18 (Corte dei conti) — один из основных институтов, учрежденный Конституцией Италии и законами для обеспечения сохранности общественных финансов. Согласно ст. 100 Конституции «Счетный суд несет ответственность за предварительную проверку законности правительственных актов, а также последующую проверку управления государственным бюджетом. Он является специальным институтом, который осуществляет внешний контроль за административной и финансовой деятельностью государственной администрации, поддерживая полную независимость от исполнительной власти».

К подведомственности Счетного суда относится также судебное преследование гражданских служащих и руководителей, которые совершили финансовые нарушения и растраты государственного или иных бюджетов в силу грубой неосторожности или преступных действий. Суд выполняет контролирующие функции через центральные и региональные контрольные коллегии, а функции юрисдикции — через региональные юрисдикционные коллегии, а также региональных прокуроров. Обжаловать решения региональных юрисдикционных коллегий можно в центральные (апелляционные) юрис-дикционные коллегии19.

Военная юрисдикция осуществляется военными судами (Tribunali Militari), военными апелляционными судами (Corti Militari di Appello), а также судами по надзору за военными заключенными (Tribunali Militari di Sorveglianza).

С принятием Закона от 24 декабря 2007 г. № 244 в Италии осталось три военных суда, которые располагаются в Неаполе, Вероне и Риме20. Единый суд по надзору за военными заключенными находится в Риме, как и Военный апелляционный суд; последний действует на всей территории Италии.

Функции верховного военного суда осуществляет Верховный кассационный суд.

К специализированным органам относятся региональные суды по делам публичного водопользования (Tribunale regionale delle acque pubbliche). Таких судов восемь. Они расположены в апелляционных судах Турина, Милана, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Палермо и Кальяри. Данные суды осуществляют свои полномочия в составе трех членов, один из которых по закону должен быть гражданским инженером. В их компетенцию входят вопросы, связанные с водами, находящимися в государственной собственности, с эксклюзивным использованием общественных вод, осуществлением строительства водопроводных сооружений, подземными водами и налогами, которые платят консорциумы за использование общественных вод. Решения региональных судов по делам публичного водопользования могут быть обжалованы в Высший суд по делам публичного водопользования (Tribunale Superiore delle Acque Pubbliche)21. Этот суд находится в Риме и осуществляет юрисдикцию на всей территории Италии.

Для судов специальной юрисдикции высшей инстанцией также является Верховный суд.

В Италии Суд по надзору за заключенными (Magistratura di Sorveglianza) представляет собой своеобразное ответвление итальянской судебной системы, имеющее специальную компетенцию по надзору за задержанными и заключенными. Его задачей является контроль за исполнением приговора, применение альтернативных мер к заключенным, применение альтернативных санкций и мер по усилению безопасности. Часть функций судья выполняет единолично, часть осуществляют коллегии судей.

Суд по надзору за заключенными, действующий коллегиально (Tribunale di Sorvegli-anza), выступает как в качестве суда первой инстанции, так и в качестве апелляционной инстанции для решений, вынесенных судьей единолично. Его решения обжалуются в специальный отдел апелляционного суда, имеющий данную компетенцию. Суд по надзору за заключенными состоит из коллегии в составе четырех членов: двух судей по надзору за заключенными, двух специалистов в области психологии, социальной службы, образования, психиатрии или клинической криминологии в качестве непрофессиональных судей.

Судья по надзору за заключенными (Magistrato di Sorveglianza) — это судья первой инстанции. Он выносит решения по всем делам, связанным с обращением с задержанными22.

Судами в Италии управляет Магистратура (The Consiglio Superiore della Magistratura). Она выполняет своеобразные административные функции, обеспечивающие функционирование судов общей и специальной юрисдикции. Магистратура образует автономную и независимую от всякой другой власти корпорацию.

Согласно закону о судоустройстве в Высшем совете Магистратуры23 рассматриваются зачисление на службу в Магистратуру, назначение и перемещение магистратов, их повышение по службе, дисциплинарные меры, касающиеся магистратов. Судебная система может допустить назначение или избрание почетных судей для выполнения функций, присвоенных судьям, заседающим единолично. Организация и деятельность учреждений, связанных с отправлением правосудия, подведомственны также министру юстиции с учетом компетенции Высшего совета Магистратуры.

Таким образом, судебная система Италии представляет собой совокупность органов различной компетенции, что позволяет оптимизировать условия, порядок и сроки защиты различных интересов граждан.

1 La Costituzione della Repubblica Italiana // URL: http://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/ costituzione_inglese.pdf.

2 Regio decreto 30 gennaio 1941, n. 12 // URL: http://archivio.rivistaaic.it/materiali7atti_normativi7XIII/ pdf/rd1941_00012.pdf.

3 Legge 11 marzo 1953, n. 87. Norme sulla Costituzione e sul funzionamento della Corte Costituzionale // URL: http://www.cortecostituzionale.it/ActionPagina_224.do.

4 URL: http://www.studiolegalesantini.com/en/Italian_Juridical_system_-_source_CSM.pdf.

5 URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/nij/Mesko/208011.pdf.

6 URL: http://www.studiolegalesantini.com/en/Italian_Juridical_system_-_source_CSM.pdf.

7 Ibid.

8 Legge del 21 novembre 1991, n. 374. Istituzione del giudice di pace // URL: http://www.padovanet.it/ giudice/legge%20n.374.htm.

9 Codice di procedura civile // URL: http://www.ilprocessocivile.com/2012/01/codice-di-procedura-civile-articoli-da.html.

10 URL: http://ilsa.org.co:81/biblioteca/dwnlds/Bylw/bylw27/bylw27-05.pdf.

11 URL: http://www.unidroit.info/mm/TheItalianJudicialSystem.pdf.

12 Legge 2 marzo 1963, n. 320. Disciplina delle controversie innanzi alle Sezioni specializzate agrarie // URL: http://www.miolegale.it/normativa/Legge-320-1963-controversie_sezioni_specializzate_agrarie.html.

13 Regio decreto legge 20 luglio 1934, n. 1404. Istituzione e funzionamento del tribunale per i minorenni // URL: http://www.miolegale.it/normativa/Tribunale_minorenni-RDLgs-1404-1934 istituzione_funzionamento_tri-bunale_minori.html.

14 URL: http://fra.europa.eu/fraWebsite/attachments/access-to-justice-2011-country-IT.pdf.

15 URL: http://www.unidroit.info/mm/TheItalianJudicialSystem.pdf.

16 Legge 11 marzo 1953, n. 87.

17 URL: http://www.cortedicassazione.it/documenti/FunzSCing.htm.

18 Decreto legge 15 novembre 1993, n. 453. Disposizioni in materia di giurisdizione e controllo della Corte dei conti // URL: http://www.miolegale.it/normativa/DL-453-1993-giurisdizione_controllo_Corte_conti.html.

19 URL: http://www.corteconti.it/english_corner.

20 Legge 24 dicembre 2007, n. 244 // URL: http://efficienzaenergetica.acs.enea.it/doc/finanziaria_2008.pdf.

21 URL: http://fra.europa.eu/fraWebsite/attachments/access-to-justice-2011-country-IT.pdf.

22 URL: http://tribsorvroma.wordpress.com/english.

23 Legge 24 marzo 1958, n. 195. Norme sulla costituzione e sul funzionamento del Consiglio superiore della Magistratura // URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:1958-03-24;195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.