Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ / NATIONAL JUDICIAL SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / GOVERNMENT / СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JUDICIAL ACTIVITIES / JUDICIAL SYSTEMS OF THE EUROPEAN STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребенников Валерий Васильевич, Грудцына Людмила Юрьевна

Судебная система европейского государства есть совокупность различных видов судов (общей юрисдикции, специализированные суды, конституционные, административные и иные), внесудебные органы, особые судебные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION AND TIPOLOGIZATION OF JUDICIAL SYSTEMS

The judicial system of the European state is set of different types of courts (the general jurisdiction, specialized courts, constitutional, administrative and others), extrajudicial organs, special legal agencies.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ»

ГРЕБЕННИКОВ Валерий Васильевич,

доктор юридических наук, профессор, эксперт РАН, заведующий кафедрой судебной власти, правоохранительной и правозащитной

деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов, Заслуженный юрист Российской Федерации, член Научно-консультативного совета при Федеральной палате адвокатов РФ, e-mail: grebval@yandex.ru

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, эксперт РАН, профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, действительный член РАЕН, член Научно-консультативного совета при Федеральной палате адвокатов РФ,

Почетный адвокат России; e-mail: ludmilagr@mail.ru

12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной

деятельности

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ

Аннотация. Судебная система европейского государства есть совокупность различных видов судов (общей юрисдикции, специализированные суды, конституционные, административные и иные), внесудебные органы, особые судебные учреждения.

Ключевые слова: судебные системы европейских государств, государственная власть, судебная деятельность, национальная судебная система.

GREBENNIKOV Valery Vasilyevich,

the doctor of jurisprudence, professor, the expert of RAS, the head of the department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of Legal institute of the Russian Peoples' Friendship University, the Honored lawyer of the Russian Federation, the member of Scientific and advisory council in case of Federal chamber of lawyers of the Russian Federation

GRUDTSNA Ludmila Yurevna,

the doctor of jurisprudence, professor, the expert of RAS, professor of Civil law department of Financial University under the Government of the Russian Federation, the leading researcher of department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of Legal institute of RUDN, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences, the member of Scientific and advisory council in case of Federal chamber of lawyers of the

Russian Federation, the Honourable lawyer of Russia

PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION AND TIPOLOGIZATION

OF JUDICIAL SYSTEMS

Summary. The judicial system of the European state is set of different types of courts (the general jurisdiction, specialized courts, constitutional, administrative and others), extrajudicial organs, special legal agencies.

Keywords: judicial systems of the European states, government, judicial activities, national judicial system.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

УДК - 347 ББК - 67

Классическое деление правовых систем можно применить в качестве методологической основы к соответствующим им основным типам судебных систем европейских государств [2]. Судебная система европейского государства есть совокупность различных видов судов (общей юрисдикции, специализированные суды, конституционные, административные и иные), внесудебные органы, особые судебные учреждения. Применительно к судебной власти термин «система» относится к числу наиболее употребляемых [14]. Во-первых, потому, что реализация судебной власти в современных условиях носит упорядоченный, системный характер [7]. Во- вторых, потому, что носитель судебной власти — ее аппарат (суды, судьи в их совокупности), не только представляет собой явление системное, но и почти во всех странах называется «судебная система» [1]. Чтобы доказать системность совокупности всех судебных органов государства или какой-то их части, следует найти системообразующий фактор [10, с. 49, 50]. Итак, сравнительный ис-торико-правовой анализ судебной власти и судебной системы позволяет сделать следующие научно-практические выводы:

а) установление государственной власти как особой формы человеческих отношений обусловлено необходимостью организации управления обществом, защиты его интересов, что неизбежно предполагает участие всех ветвей государственной власти, в том числе и органов судебной власти, в государственном управлении, защите интересов общества [13];

б) разделение единой государственной власти на власть законодательную, власть исполнительную и власть судебную — объективная закономерность, обусловленная необходимостью гармонизации управляющего воздействия государства;

в) государственная власть соотносится с законодательной, исполнительной и судебной властями как целое и частное; разделение властей не исключает единства их целей;

г) с учетом особенностей судебно-влас-

тного воздействия на общественные отношения его эффективность обусловлена, в первую очередь, уровнем подготовки сторон судопроизводства, наличием у них желания и объективных возможностей разрешить конфликт именно посредством судебных процедур [15];

д) судья, суд, судебная система - носители судебной власти, ее овеществленный аппарат, осуществляющие судебную деятельность;

е) судебная система - сложная целостность, возникающая в результате объективного, закономерного процесса соединения составляющих ее элементов, а не перечень судов (и квазисудов), доставшихся государству в историческое «наследство» [11];

ж) судебная система должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить участие народа в осуществлении правосудия [12];

з) судебная власть - составной элемент государственной власти, в этой связи су-дебно-властные правоотношения следует рассматривать в качестве необходимого элемента государственно-властных правоотношений [3].

Место судебной власти в механизме конкретного государства обусловлено множеством различных факторов, в числе которых особое значение имеют исторический, социально-экономический и политический [4]. Историко-правовое развитие европейских стран имеет принципиальные отличия от государственного развития России, что позволяет сделать выводы о приемлемости (или неприемлемости) для России некоторых особенностей судебных систем европейских стран [5].

Национальная судебная система не должна утрачивать своей целостности и конкретно-исторической обусловленности и представлять собой «мозаику» из элементов зарубежных судебных систем, ослабляя тем самым свою жизнеспособность и эффективность [6]. Зарубежный опыт это подтверждает. Даже в условиях общеевропейской унификации в государствах ЕС каждая страна сохраняет свои национальные судебные системы [9].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

Сравнительная таблица. Судебные системы 32 стран Европы [8]

№ Страна Законы Судопроизводство Судоустройство

1. Австрия Федеральный конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г. (с изм. и доп.) Судопроизводство является прерогативой федерального государства. В стране существуют только федеральные суды, а земли не имеют своих судебных органов. в 1988 г. в каждой земле были учреждены независимые административные суды, в функции которых, помимо прочего, входит контроль над решениями административных властей, налагающих административные санкции (штрафы, лишение свободы). - Верховный суд; - 4 апелляционных суда (суды второй инстанции); - 20 районных судов (суды первой инстанции); - 190 участковых судов. Административные суды и Конституционный Суд.

2. Албания Конституция Республики Албания 1998 г. Окружные суды являются судами первой инстанции, где начинается судопроизводство по всем гражданским и уголовным делам. К ряду окружных судов приписаны военные суды (11 военных судей). 29 судебных округов. - Кассационный суд (Высокий суд), - 6 апелляционных судов.

3. Англия и Уэльс Законы о народном представительстве (1949, 1969, 1974, 1983, 1985,1989, 2000); законы о гражданстве (1948, 1964, 1981;) Иммиграционный акт (1971); Закон о королевской санкции (1967); Вестминстерский статут 1931; законы о министрах Короны (1937, 1964, 1975) и др. Палата лордов, в дополнение к своей функции верхней палаты парламента, является высшей судебной апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Разрешение на подачу жалобы в палату лордов должны принять Апелляционный суд либо комитет по петициям палаты лордов. Такое разрешение дается только по делам, затронувшим правовой вопрос большой общественной значимости. Суды магистратов, Суды графств, Суды Короны, Высокий Суд: - отделение королевской скамьи, - канцлерское отделение, - семейное отделение, - специализированные суды.

4. Андорра Конституция Княжества Андорры 1994 г., Закон об отправлении правосудия, Закон о Конституционном суде, Закон о судопроизводстве, Закон о департаменте прокуратуры. Судебную власть осуществляют магистраты, Магистратский суд, Уголовный суд и Верховный суд правосудия, а также председатели этих судов. Института присяжных заседателей не существует. Каждый из этих судов существует в единственном числе, имеет о качестве местопребывания Старую Андорру и распространяет свою юрисдикцию на территорию всей страны. Судьи в Андорре именуются мировыми судьями в судах первой инстанции и магистратами - в Уголовном суде и Верховном суде правосудия. Исполнение судебных решений. Исполнение судебных решений по гражданским, уголовным и административным делам осуществляется или контролируется самими судами либо по собственной инициативе, либо по заявлению сторон в соответствии с порядком, установленным процессуальным законодательством. За исполнение судебных решений по гражданским делам отвечает магистрат секции по гражданским делам Магистратского суда либо магистрат, рассматривавший дело в первой инстанции. Вся судебная власть в стране принадлежит магистратам, Магистратскому суду, Уголовному суду и Высшему суду правосудия. Их юрисдикция разделяется на три отрасли: - гражданскую, - уголовную, - административную. Уголовная юрисдикция распространяется на все уголовно-наказуемые правонарушения. Административная юрисдикция распространяется на вопросы соблюдения законодательства со стороны органов государственного управления при выполнении ими нормотворческих и правоприменительных функций.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

5. Бельгия Конституция Королевства Бельгия 1994 г. (ст. 33, 40) Суды неправомочны решать вопрос о соответствии законов Конституции, эта роль отчасти отведена Арбитражному суду. Никакой суд не может быть создан иначе, как на основании закона. Ни под каким названием не могут создаваться чрезвычайные комиссии или суды (ст. 146 Конституции). На региональном уровне действуют пять апелляционных судов и пять судов по трудовым делам. На окружном уровне действуют 27 трибуналов первой инстанции, 27 коммерческих трибуналов, 27 трибуналов по трудовым делам и 32 полицейских трибунала. Следует отметить, что в каждом трибунале первой инстанции имеется судья по вопросам наложения ареста на имущество, рассматривающий все требования подобного рода и применяющий, в соответствии с законом, необходимые превентивные меры в отношении любого имущества, включая недвижимость. На уровне кантона действуют мировые судьи; в 186 кантонах насчитывается 225 мировых судей. Магистраты прокурорского корпуса представляют исполнительную и судебную власти и одновременно входят в судейский корпус. В этом двойном качестве они участвуют в деятельности обеих этих ветвей власти. Судебная система имеет четыре уровня: национальный, региональный, окружной и кантональный. Высшим звеном на национальном уровне является Кассационный суд.

6. Венгрия Конституция Венгрии 2011 г., Закон о судоустройстве и управлении судами, Закон о статусе и обращении с судьями, Закон о правовом статусе вспомогательного персонала юстиции. Правосудие осуществляется судом первой инстанции (муниципальным судом), судом прюдомов (по трудовым спорам), областным судом и Верховным судом Венгрии. Следует отметить, что, согласно Конституции и закону об организации судебной системы, существуют также апелляционные суды. Одним из важнейших элементов закона о судоустройстве является окончательная отмена права министра юстиции осуществлять надзор за судами и создание Национального совета магистратуры, на который возложены управление и распоряжение судами. Профессиональный судья назначается Президентом Республики по представлению Национального совета магистратуры. В судах (на уровне областей) существуют комиссии, избираемые самими судьями сроком на шесть лет (советы судей).

7. Германия Конституция ФРГ 1949 г. (с изм. и доп.) Пять основных юрисдикций: общая, административная, финансовая, юрисдикция по трудовым делам и юрисдикция по социальным вопросам. Они действуют и на уровне земель, и на федеральном уровне, где каждую из них возглавляет высшая инстанция - Верховный суд. Система германских судов имеет двойную структуру вертикальную (суды в землях и федеральный суд на высшем уровне) и горизонтальную (суды различных юрисдикций). Наконец, по Конституции парламент вправе учреждать специальные суды. Судами общей юрисдикции являются участковый суд, земельный суд, Высший суд земли и Верховный федеральный суд в г. Карлсруэ. Всего насчитывается 706 участковых судов, 116 земельных судов и 24 высших земельных суда. Только в Баварии существует еще одна инстанция - Баварский Верховный суд. Федеральный Верховный суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции. Среди судов общей юрисдикции можно назвать также Федеральный патентный суд. рассматривающий жалобы на решения Федерального патентного бюро. Высшей инстанцией по патентным делам является Верховный федеральный суд. В сфере финансовой юстиции существуют только две инстанции -финансовые суды и Федеральный финансовый суд. В ФРГ действуют 19 финансовых судов и Федеральный финансовый суд в Мюнхене.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

8. Греция Конституция Греции 1975 г. Суды могут быть разделены на три главные категории: - административные суды рассматривают споры между государством как властью и гражданами (иными словами, административные суды являются судами, призванными разрешать административные споры, т.е. споры, возникающие между органами управления и гражданами). Государственный совет как высший Административный суд. Государственный совет осуществляет свои функции на пленуме и в палатах. В пленуме участвуют председатель, не менее десяти частных советников, два замести теля судей и секретарь суда. Государственный совет состоит из шести палат, которые обозначаются буквами А, В, С, Б, Е, Г; - гражданские суды: Верховный суд по гражданским делам, суды по уголовным делам, Верховный уголовный суд (ареопаг); - суды по делам несовершеннолетних. Служба прокуратуры создана при каждом суде, за исключением полицейских судов; возбуждает уголовные дела, контролирует проведение допросов и использует правовые средства. Прокуратура и ее организация основаны на французской модели. Высший специальный суд организован как конституционный суд в том смысле, что большинство споров, которые он призван рассматривать, носят конституционный характер.

9. Дания Конституция Дании 1953 г. Суды земель выступают в качестве апелляционной инстанции в отношении окружных судов Существует два суда земель: - Суд восточных земель с территориальной юрисдикцией в отношении графств островов, находящийся в Копенгагене; - Суд западных земель с юрисдикцией в отношении графств, расположенных в Ютландии, находящийся в Виборге. Дания разделена на 82 судебных округа. Суды: - суды земель; - морские и торговые суды; - Верховный суд, Особый ревизионный суд. Территориальная юрисдикция каждого окружного суда распространяется на несколько коммун.

10. Ирландия Конституция Ирландии 1937 г., Закон 1939 г. о преступлениях против государства, Закон 1998 г. об управлении судами, Закон 1995 г. о судах и судейских должностных лицах. Центральный уголовный суд при осуществлении своей компетенции по уголовным делам Высокий суд носит наименование Центрального уголовного суда. Он состоит из одного или нескольких судей Высокого суда, назначенных в зависимости от потребности его председателем. Высокий суд обладает полной первоначальной юрисдикцией и полномочием решать все дела и вопросы права или факта, гражданские или уголовные. суды: - Специальный уголовный суд; - Суд по малозначительным спорам; - Административные суды; - Служба управления судами. В состав районного суда входят председатель суда и 47 судей. Территория страны разделена на восемь округов. В состав окружного суда входят председатель суда и 25 постоянных судей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

11. Исландия Конституция Исландии 2012 г. Существует восемь окружных судов. Их компетенция ограничивается частью национальной территории, от которой они получили свое название. Компетенция Верховного суда, в который могут направляться апелляционные жалобы на решения окружных судов, не ограничена в географическом отношении. Вместе с тем юрисдикция суда по трудовым спорам распространяется на всю территорию страны. Министр юстиции назначает судей окружных судов после получения заключения комитета, который оценивает пригодность кандидатов к выполнению этой функции. Кроме того, Президент Исландии назначает судей Верховного суда, кандидатуры которых предлагаются министрам юстиции после получения заключения Верховного суда по каждой кандидатуре. две юрисдикционные инстанции: - окружные суды (суды первой инстанции); - Верховный суд, который среди высших судов осуществляет апелляционную юрисдикцию. В Верховный суд могут подаваться апелляционные жалобы на решения окружных судов при определенных условиях, связанных в основном с размером денежной суммы, истребованной за причиненный ущерб.

12. Италия Конституция Италии 1948 г. В судебной системе Италии юрисдикционной функцией наделены различные органы: суды общей юрисдикции и специальные суды. Судебная деятельность в сфере общего права осуществляется магистратами судебного корпуса, она определена и регламентирована нормами о судоустройстве по гражданским и уголовным делам; единственное исключение - вопросы, отнесенные к компетенции специальных судов (например, военных трибуналов). Специальными судами являются: - административная юстиция, в компетенцию которой входит рас смотрение споров между государственной администрацией и частными лицами, состоит из региональных административных судов и Государственного совета; - юрисдикция по вопросам публичной отчетности, осуществляемая Счетной палатой; - юрисдикция по военным вопросам, осуществляемая военными трибуналами, компетентными рассматривать только воинские преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил; - юрисдикция по налоговым вопросам, органами которой являются провинциальные и областные комиссии по налогам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10

2016

13. Кипр Конституция Республики Кипр 1960 г., Закон о правосудии 1964 г. Верховным конституционным судом, Высшим судом правосудия и такими нижестоящими судами, которые могут быть учреждены законом. Верховный суд наделен следующей юрисдикцией: а) Конституционный суд; б) Административный суд; с) Апелляционный суд; ф суд, обладающий исключительной компетенцией отдавать по первой инстанции судебные приказы о запрещении производства по делу. Административная компетенция суда несет на себе заметное влияние системы административной юстиции континентальной Европы; апелляционная инстанция в отношении решений, вынесенных в сфере административной юстиции. Суд первой инстанции в отношении дел, касающихся морского судоходства; суд первой инстанции над высшими должностными лицами Республики в случае их обвинения в государственной измене или в совершении порочащих их либо аморальных поступков по ст. 45 Конституции. При исполнении функций Конституционного суда и Административного суда Верховный суд обладает следующей исключительной компетенцией: объявление законов и актов исполнительной власти неконституционными; разрешение споров между государственными институтами; толкование Конституции; суд по разбирательству споров, связанных с выборами Президента и вице-президента Республики, а также депутатов парламента; судебный надзор за деятельностью органов государственного управления с правом рассматривать и отменять исполнительные акты органов государственного управления.

14. Литва Конституция Литовской Республики 1992 г. Окружной суд является судом первой инстанции для рассмотрения: гражданских и уголовных дел, дел, связанных с нарушениями административного права; дел, касающихся исполнения приговоров; решений (постановлений), касающихся применения мер принуждения, предусмотренных законом, и дел, связанных с жалобами на следователя или прокурора. Административные суды двух степеней включают пять уездных административных судов, Высший административный суд и отделение по административным делам Апелляционного суда Литвы. Судами общей юрисдикции являются: Верховный суд Литвы, Апелляционный суд Литвы, пять уездных судов и 54 окружных суда. Состав и компетенция судов устанавливаются законом о судах Литовской Республики (1994 г.). С 1 мая 1999 г. были учреждены специализированные суды для проведения расследований по административным делам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

15.

Люксембург

Конституция Великого герцогства Люксембурга 1868 г.

Организация судебной системы в Люксембурге: Конституционный суд (5 судей); Высшая судебная палата, преобразуемая в Кассационный суд (5 судей); Административный суд (3 судьи); Высший совет по социальному страхованию (3 профессиональных судьи, 2 заседателя); Апелляционная палата по делам молодежи (единоличный судья); Высшая судебная палата, заседающая в качестве апелляционного суда по гражданским, торговым и исправительным делам (3 судьи советника); 1 Административный суд (3 судьи); Счетная палата; Арбитражный совет по социальному страхованию (председатель - юрист, 2 заседателя); Суд по делам молодежи (единоличный судья); Окружные суды по гражданским, торговым, исправительным и уголовным делам (3 судьи); Уполномоченные административные власти Мировые суды по гражданским, торговым и полицейским делам (единоличный судья); Суд по трудовым спорам (мировой судья, 1 заседатель - руководитель и 1 заседатель - служащий)._

Трехступенчатое деление, два низших звена которого определяются в основном в зависимости от суммы иска в споре, а высшее звено представлено

исключительно инстанцией по пересмотру судебных решений нижестоящих судов, что частично присуще среднему звену, но также при сохранении контроля со стороны вышестоящего суда - это отражает в

организационном плане принцип, согласно которому один и тот же судья не может участвовать в рассмотрении одного и того же дела в различных звеньях судебной системы.

16.

Македония

Конституция Македонии 1991 г.

Закон о судах 1995 г.

По Конституции, судебной властью наделяются независимые и автономные суды, вершащие правосудие на основе Конституции, законов и международных договоров, ратифицированных в соответствии с Конституцией. Суды образуют единую систему. Создание чрезвычайных судов запрещается. Верховный суд является высшей судебной инстанцией Бывшей Югославской Республики Македония. К его компетенции относится:

- обеспечение единства судебной практики;

- заслушивание жалоб на решения палат Верховного суда;

- рассмотрение в качестве третьей и окончательной судебной инстанции жалоб на решения апелляционных судов и палат Верховного суда в случаях, предусмотренных законом;

- административная юрисдикция в случаях, предусмотренных законом;

- рассмотрение кассационных жалоб на окончательные решения нижестоящих судов;

- выполнение других функций, возложенных на него законом. Конституцией и Законом о судах установлено, что Верховный суд заседает коллегиально. Категории дел, рассматриваемых единоличным судьей, определены законом отдельно._

Единство судебной власти

обеспечивается

учреждением:

- 27 судов первой инстанции;

- 3 апелляционных суда;

- Верховный суд. Судам первой инстанции подсудны все гражданские и уголовные дела, включая незначительные правонарушения. Апелляционные суды разбирают жалобы на решения судов первой инстанции и выполняют другие функции, возложенные на них законом.

Церковные суды, юрисдикция которых по закону о них (ст. 3) ограничена «духовными делами, касающимися только членов Римской католической церкви».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

16.

Македония

Конституция Македонии 1991 г.

Закон о судах 1995 г.

По Конституции, судебной властью наделяются независимые и автономные суды, вершащие правосудие на основе Конституции, законов и международных договоров, ратифицированных в соответствии с Конституцией. Суды образуют единую систему. Создание чрезвычайных судов запрещается. Верховный суд является высшей судебной инстанцией Бывшей Югославской Республики Македония. К его компетенции относится:

- обеспечение единства судебной практики;

- заслушивание жалоб на решения палат Верховного суда;

- рассмотрение в качестве третьей и окончательной судебной инстанции жалоб на решения апелляционных судов и палат Верховного суда в случаях, предусмотренных законом;

- административная юрисдикция в случаях, предусмотренных законом;

- рассмотрение кассационных жалоб на окончательные решения нижестоящих судов;

- выполнение других функций, возложенных на него законом. Конституцией и Законом о судах установлено, что Верховный суд заседает коллегиально. Категории дел, рассматриваемых единоличным судьей, определены законом отдельно._

Единство судебной власти обеспечивается учреждением:

- 27 судов первой инстанции;

- 3 апелляционных суда;

- Верховный суд. Судам первой инстанции подсудны все гражданские и уголовные дела, включая незначительные правонарушения. Апелляционные суды разбирают жалобы на решения судов первой инстанции и выполняют другие функции, возложенные на них законом.

Церковные суды, юрисдикция которых по закону о них (ст. 3) ограничена «духовными делами, касающимися только членов Римской католической церкви».

17.

Молдова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституция Республики Молдова 1994 г.

Правосудие отправляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами второй инстанции и судами первой инстанции. Для некоторых категорий дел могут действовать специализированные суды, такие, как Экономический суд и Военный суд. В соответствии с законом судьи являются независимыми, беспристрастными и несменяемыми. Они назначаются Президентом Республики Молдова по предложению Высшего совета магистратуры. Судьи, прошедшие конкурс, назначаются сначала на пятилетний срок, по истечении этого срока - еще на десять лет, а затем - до достижения предельного возраста. Председатель и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по предложению Высшего совета магистратуры.

Обычные пути обжалования: Апелляция.

1. Гражданские дела. Решения, вынесенные судами первой инстанции, могут быть предметом апелляции, подаваемой в трибуналы, а решения, вынесенные по первой инстанции специализированными судами, могут быть предметом апелляционного обжалования в Апелляционной палате.

2. Уголовные дела.

Все приговоры могут быть предметом апелляционного обжалования, за исключением:

- приговоров, вынесенных судами первой инстанции по правонарушениям, за которые закон предусматривает наказание без лишения свободы, приговоров, вынесенных военными судами по правонарушениям, за которые закон предусматривает наказание без лишения свободы;

- приговоров, вынесенных Апелляционной палатой и Высшей судебной палатой._

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

18. Нидерланды Конституция Нидерландов 1815 г. (ст. 112) Закон о судебной системе 1827 г. А. Суды общей юрисдикции. 1. Кантональные суды. 2. Окружные суды. 3. Апелляционные суды. 4. Верховный суд. Органы административной юстиции. Существует большое число различных органов административной юстиции. Характеристика наиболее важных из них: - административные отделения окружных судов, заменившие советы по делам социального обеспечения, и суды по вопросам государственной службы; - Административный апелляционный суд по вопросам государственной службы и социального обеспечения; - Коллегия (суд) публичного экономического права; - Административное отделение Государственного; - Комиссия по тарифам и акцизам; - Апелляционная коллегия (суд) по учебным грантам. В Нидерландах существует: - 61 кантональный суд; - 19 окружных судов; - 5 апелляционных судов; - Верховный суд, - Административный апелляционный суд по вопросам государственной службы и социального обеспечения; - Коллегия (суд) публичного экономического права; - Апелляционная коллегия (суд) по учебным грантам; - Комиссия (суд) по тарифам и акцизам. Прокуратура действует при судах следующих уровней: а) Верховный суд; б) апелляционные суды; с) окружные и кантональные суды.

19. Норвегия Конституция Норвегии 1814 г. Гражданские дела подсудны трем судебным инстанциям общей юрисдикции: окружным судам и городским судам, апелляционному суду и Верховному суду. В отдельных случаях решение может также выноситься посредническим органом -согласительным советом. Особый орган Верховного суда - палата по спорам Верховного суда, также может выступать в роли суда по некоторым решениям. Существует шесть апелляционных судов. Каждым из них руководит старейшина судей, и в каждом имеются один судья-председатель и несколько судей апелляционного суда. Верховный суд и палата по жалобам Верховного суда. Постановления апелляционного суда могут быть обжалованы в Верховном суде при условии, что сумма иска в споре составляет не менее 100 тыс. норвежских крон. Если сумма иска меньше, апеллянт может направить жалобу в Верховный суд только с разрешения палаты по жалобам, которая состоит из трех судей Верховного суда. В результате широкомасштабной реформы, проведенной в 1995 г., уголовные дела в настоящее время рассматриваются по первой инстанции окружным, городским судом. Судебная система Норвегии включает Верховный суд, шесть апелляционных судов и 93 окружных городских суда. В настоящее время существует примерно 450 согласительных советов. Споры, лишенные всякого экономического интереса, всегда могут передаваться на рассмотрение Верховного суда.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10

2016

20. Польша Конституция Конституционный трибунал. Верховный суд с

Польши Конституционный трибунал рассматривает местопребыванием в

1997 г. следующие категории Варшаве является высшей

дел: судебной инстанцией

- о соответствии Конституции законов и Республики Польша. Он

международных договоров; осуществляет надзор

- о соответствии внутреннего за деятельностью всех

законодательства ратифицированным судебных органов в стране

международным договорам, ратификация и обеспечивает

которых требовала единство

предварительного согласия парламента; правоприменительной и

- о соответствии Конституции судебной практики.

ратифицированных международных Верховный

договоров и законов предписаний права, суд не является судом

изданных центральными общей юрисдикции. Он

государственными органами; имеет собственный

- о соответствии Конституции уставных бюджет.

целей и деятельности Судьи Верховного суда, так

политических партий; же как и судьи судов общей

- о конституционных жалобах. юрисдикции,

Государственный трибунал выносит решения назначаются Президентом

об ответственности Республики по

высших должностных лиц государства за представлению

должностные преступления Всепольского

- нарушения Конституции или судебного совета. Первого

законодательства во время пребывания на председателя Верховного

посту. В Государственном трибунале могут суда

быть возбуждены дела в отношении Президент Республики

Президента Республики Польша, премьер- назначает на шестилетний

министра и других членов правительства, срок из числа кандидатов,

председателя Национального банка Польши, предложенных общим

председателя Верховной счетно-ревизионной собранием судей

палаты, Верховного главнокомандующего Верховного суда.

Вооруженными силами, руководителей Специализированные суды:

центральных ведомств или лиц, временно 1. Суды по семейным

исполняющих их обязанности, членов делам.

Национального совета телерадиовещания и, в 2. Суды по трудовым делам

ограниченном числе случаев, в отношении и социальным вопросам.

депутатов сейма и сенаторов. 3. Торговые суды.

Высший административный суд является 4. Суды по исполнению

судебным органом с местопребыванием в наказаний.

Варшаве и отделениями в ряде воеводств 5. Регистрационные палаты.

(территориальная юрисдикция отделения Регистр юридических лиц

распространяется на одно либо несколько ведется регистрационными

воеводств). В компетенцию суда входит палатами,

проверка законности решений местных являющимися отделениями

органов власти и распорядительных актов районных судов с

местных органов государственного местопребыванием в

управления. Всепольский судебный совет с центрах воеводств либо

местопребыванием в Варшаве рассматривает отделениями воеводских

кандидатуры на посты судей Верховного судов.

суда, Высшего административного суда, Военные суды

судов общей юрисдикции, военных судов и

представляет их Президенту Республики.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

21. Румыния Конституция Румынии 1991 г., Закон о судебной системе 1992 г., Закон об организации судопроизводст ва 1992 г. В судах низших инстанций и в апелляционных судах назначаются также вице-председатели. В соответствии с законом председатели судов могут поручать судьям исполнение обязанностей, не связанных с их судебной деятельностью. В уездных и апелляционных судах могут создаваться, в зависимости от характера рассматриваемых дел, одна или несколько секций. Необходимое число секций для данного суда определяет министр юстиции. В его обязанности также входит определение уездных и апелляционных судов, в которых создаются секции морского и речного права. Во главе секций стоит председатель. Для рассмотрения дел председатель суда либо председатель секции созывает коллегию. Для рассмотрения отдельных категорий дел могут образовываться коллегии особого состава. Общий контроль над деятельностью каждого суда, включая административные функции, осуществляет председатель суда. Судебную систему страны составляют: - суды коммун, или суды первой инстанции; - уездные суды; - апелляционные суды; - Верховный суд (состоит из Гражданской палаты, Уголовной палаты, Палаты по торговым спорам, Палаты по административным спорам). Существуют также военные суды, пределы компетенции которых, как и всех остальных судов, установлены законом. Структура и порядок работы Верховного суда и военных судов определяются отдельными законодательными актами.

22. Словацкая Республика Конституция Словацкий Республики 1992 г. Верховный суд Словацкой Республики является высшей судебной инстанцией страны. Он выступает в основном в качестве кассационного суда и лишь в исключительных случаях имеет право изменить решение, принятое апелляционным судом по уголовному делу. Верховный суд выступает и в качестве апелляционной инстанции по делам, рассмотренным краевыми судами по первой инстанции. Судебная система является трехзвенной, ее составляют: - районные суды, или суды первой инстанции; - краевые суды как суды второй инстанции; - Верховный суд.

23. Республика Словения Конституция Республики Словения 1991 г. Судебная система Республики Словения признает за всеми гражданами право обжалования судебных решений. Любой гражданин вправе подать апелляционную жалобу либо опротестовать иными законными способами решение суда, государственного органа, органа местного самоуправления или любого другого органа власти, определяющего права и обязанности этого гражданина. Апелляция является ординарной процедурой обжалования. В отношении окончательных решений судов и других вышеупомянутых органов по гражданским, административным и уголовным делам применяются чрезвычайные процедуры обжалования. В стране действуют районные, окружные, высшие суды и Верховный суд. В настоящее время насчитывается 44 районных суда, 11 окружных судов, 4 высших суда и суд высшей инстанции -Верховный суд. Прокуратура не является частью судебной системы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10

2016

24. Турция Конституция Рассмотрение дел Конституционным судом (за Шесть основных ветвей

Турецкой исключением слушаний в качестве юстиции, на

Республики Верховного суда) проходит в порядке которые подразделяется

1982 г. письменного производства, однако при судебная система

необходимости суд вправе вызвать стороны Турции:

для дачи устных показаний. конституционная

Решения Конституционного суда юрисдикция, суды по

принимаются абсолютным большинством урегулированию

голосов. конфликтов юрисдикции,

Юрисдикция по гражданским делам: общая юрисдикция,

- Общие суды. административная

- Мировые гражданские суды. юрисдикция, военная

- Основные гражданские суды. юрисдикция и

- Торговые суды. финансовая юрисдикция.

Специализированные суды: Военная юстиция:

- суды по трудовым спорам, - военные апелляционные

- суды по кадастровым спорам. суды,

Юрисдикция по уголовным делам: - дисциплинарные суды.

- общие суды, Финансовая юстиция:

- мировые уголовные суды, - налоговые суды,

- исправительные уголовные суды, - Государственный совет

- суды по особо тяжким преступлениям (суды (вторая инстанция).

ассизов),

- суды государственной безопасности.

Кассационный суд является судом последней

инстанции в отношении решений и приго-

воров, вынесенных судами общей юрисдик-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции. Он также рассматривает в качестве суда

первой и последней инстанции дела в отноше-

нии судей и прокуроров высших рангов.

25. Украина Конституция Суды общей юрисдикции и Конституционный Судебный процесс

Украины, Суд Украины, который является происходит в нескольких

Закон «О единственным органом конституционной основных стадиях,

судоустройстве юрисдикции. Суды общей юрисдикции которые должны

Украины». образуют единую систему судов, которая обеспечить всестороннее,

состоит из общих и специализированных полное и объективное

судов. Создание чрезвычайных и особых судов рассмотрение дел,

не допускается. Третейские суды не входят в законность судебных

судебную систему Украины. Судебную решений.

систему Украины составляют суды общей Такими стадиями

юрисдикции и Конституционный Суд являются:

Украины; система судов общей юрисдикции в 1) решение дела по

Украине строится по принципам существу,

территориальности и специализации; создание 2) пересмотр дела в

чрезвычайных и особых судов не допускается. апелляционном порядке,

Высший совет юстиции является 3) рассмотрение дела в

государственным коллегиальным органом, кассационном порядке,

ответственным за формирование 4) пересмотр судебного

высокопрофессионального судейского решения в порядке

корпуса. Судебное самоуправление на исключительного

Украине осуществляется через собрания судей производства (в связи с

местного суда, апелляционного суда, вновь возникшими

Апелляционного суда Украины, обстоятельствами).

Кассационного суда Украины, высшего Высшие органы судеб-

специализированного суда, Верховного суда ного самоуправления

Украины; конференций судей общих (кроме Высшими органами

военных) местных и апелляционных судов, судебного

областей, городов Киева; конференций судей самоуправления

военных судов; конференции судей являются съезд судей

специализированных судов, съезд судей Украины и Совет судей

Украины. Украины.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

26. Финляндия Конституционн Финляндия разделена на судебные округа, в Суды специализированной

ый акт о форме каждом из которых действует окружной суд. юрисдикции:

правления Таких округов 68, и они существенно - суды по вопросам

Финляндии различаются по размеру территории и водопользования,

1919 г., численности населения. В состав окружного - торговый суд,

Акт об суда входит его председатель и несколько - суд по трудовым спорам,

эдускунте профессиональных судей. Обычные - страховой суд,

(парламенте) гражданские дела рассматриваются судом в - пенитенциарный суд. В

1928 г. составе коллегии из трех профессиональных Финляндии действуют

судей, один из которых занимался шесть апелляционных

подготовкой дела к слушанию. Уголовные судов; самый старый из

дела (и некоторые дела, касающиеся них, апелляционный суд в

семейно-брачных отношений) суд Турку, был

заслушивает коллегией в составе основан в 1623 г. Эти суды

председательствующего профессионального рассматривают

судьи и трех гражданских заседателей. Дела апелляционные жалобы

о малозначительных правонарушениях на решения и приговоры

могут разбираться и единоличным судьей. нижестоящих судов по

Второй инстанцией по общей юрисдикции гражданским и уголовным

является апелляционный суд. делам вне зависимости от

Апелляционные суды компетентны значимости дела.

рассматривать по первой инстанции

дела о государственной измене и об

уголовных преступлениях, совершенных

должностными лицами.

27. Франция Конституция Система административных судов состоит две юрисдикции: - система

французской из административных трибуналов, общих судов,

Республики административных апелляционных судов и, - система

1958 г. на самой вершине, Государственного совета, административных судов.

который по причинам историческим и Суды общей юрисдикции:

юридическим может выступать и как суд А. Суды общего права.

первой инстанции, и как апелляционный Эти суды состоят из судов

суд, и, наконец, как кассационный суд, большой инстанции (181),

что в настоящее время составляет его судов малой инстанции,

главную судебную функцию. апелляционных судов (33),

В настоящее время существует шесть двух высших

административных апелляционных апелляционных

Судов (высшая инстанция - судов, судов ассизов (99),

Государственный совет), созданных законом Кассационного суда,

от 31 декабря 1987 г. В их компетенции заседающего

рассмотрение апелляционных жалоб на в Париже. Они

большинство решений, выносимых функционируют в

административными трибуналами. соответствии с общим

Счетная палата занимает особое место в принципом,

судебной системе в широком смысле слова: определяющим их

она является судом, проверяющим счета деятельность, принципом

публичных финансовых служб, в то время единства гражданского

как региональные счетные палаты и уголовного правосудия, в

полномочны рассматривать счета силу которого они могут

публичных образований и создаваемых ими разрешать как гражданские,

учреждений. Трибунал по конфликтам так и уголовные дела.

находится на стыке двух ветвей судебной Специальные суды:

системы: разрешает споры о компетенции, - трибунал малой

возникающие между общими судами и инстанции и полицейский

административными судами, то есть он суд,

решает вопрос о том, носит ли дело - торговые суды,

административный характер, должно ли оно, - суды по социальным

следовательно, рассматриваться вопросам,

административными трибуналами, или, - морские торговые суды.

напротив, оно подсудно судам общей Военная юстиция,

юрисдикции. Политическая юстиция.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

28. Хорватия Конституция Судебную власть в стране Система судов:

Республики осуществляют: Муниципальные суды,

Хорватия - муниципальные суды; Окружные суды,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1990 г. - суды графств (округов), из 21 Торговые суды.

предусмотренного законом пока Административный суд.

создано 17; Конституционный суд не

- торговые суды (действуют 8 из является частью судебной

предусмотренных 13); системы.

- Высший торговый суд Республики Согласно Конституции

Хорватии; Республики Хорватия,

- Административный суд Республики Конституционный суд является

Хорватии. органом конституционного

Высшей судебной инстанцией надзора.

Республики Хорватия является

Верховный суд, обеспечивающий в этом

качестве единообразное применение

законов и равенство граждан.

29. Чешская Конституция Судебную систему составляют Количество судов:

Республика Чешской Верховный суд, Верховный Конституционный суд;

Республики административный суд, высшие суды, - Верховный суд;

1992 г. краевые и районные суды, являющиеся - семь краевых судов,

судами общей юрисдикции. городской суд Праги, три

Конституционный суд является краевых торговых суда;

самостоятельным органом, а не - 75 районных судов,

инстанцией, входящей в судебную городской суд Брно, 10

систему страны. районных судов Праги;

Прокуратура относится к - три постоянных арбитражных

исполнительной власти. Органы суда.

прокуратуры представляют государство Конституционный суд: 15

в делах, определенных законом. судей, коллегии из трех судей,

Прокуратура предъявляет обвинение в пленарные заседания.

уголовных делах от имени государства и Верховный суд, Верховный

осуществляет другие действия, административный суд:

предусмотренные Уголовно- коллегии из пяти судей,

процессуальным кодексом. пленарные заседания.

Прокурор может также принимать Высшие суды: коллегии из

участие в гражданских делах, трех судей, пленарные

касающихся право- и дееспособности, заседания.

факта установления смерти и внесения в Краевые суды и краевые

Торговый реестр. В этих делах прокурор торговые суды:

участвует в качестве стороны процесса, - коллегии из трех судей;

за исключением действий, которые - единоличный судья.

могут производиться только Чешская Республика:

непосредственно участниками - уголовные дела по первой

рассматриваемых правовых инстанции рассматриваются

взаимоотношений. сенатом в составе

профессионального судьи и

двух заседателей.

Районные судьи:

- коллегия в составе

профессионального судьи и

двух заседателей;

- единоличный судья.

Постоянные арбитражные

суды:

- Биржевой арбитражный суд;

- Биржевой арбитражный суд

при товарно-сырьевой бирже;

- Арбитражный суд Чешской

промышленной и Чешской

сельскохозяйственной палат.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

30. Швейца- Конституция Гражданские суды: Уголовные суды:

рия Швейцарии - федеральные суды (Федеральный суд, - Федеральный суд:

(ст. 64 и 64 включающий 2 палаты по гражданским делам, А) кассационный

«бис»), вопросы апелляции и кассации); уголовный суд,

организации - высшие кантональные суды: Б) чрезвычайный

судебной а) Верховный суд кантона Берн, кассационный суд

системы, б) Суд кантона Женева, (федеральный уголовный

процессуальных - кантональные суды первой инстанции: суд и кассационный суд),

судебных норм - суд по трудовым спорам, - уголовный суд по

и отправления - местный суд, экономическим

правосудия - суд по вопросам аренды жилья и недвижимости, преступлениям,

отнесены к - суд по опеке. - суд по делам

юрисдикции В Швейцарии не существует суда со несовершеннолетних,

кантонов. Это специализированной юрисдикцией по налоговым Местный суд,

касается вопросам, как и по другим социальным вопро- - полицейский суд,

как сам, не считая социального страхования. Не Уголовный суд

гражданского, существует и такого института, как счетная присяжных,

так и палата. В то же время существует ряд - уголовный суд (без

уголовного независимых контрольных комиссий, сходных с участия присяжных).

производства. судами.

31. Швеция Акт о В Швеции нет отдельного конституционного Суды общей

престолонаслед суда. Что же касается судебного надзора за юрисдикции:

овании 1810 г., законностью со стороны судов общей Верховный суд,

Акт о свободе юрисдикции, то они вправе отказаться от Апелляционный суд,

печати 1949 г., применения нормы статутного права (закона), Окружной суд.

Акт о форме если она находится в очевидном противоречии с Административные суды:

правления положениями Конституции. Суды общей - Верховный

1974 г., юрисдикции. Основные принципы организации административный суд,

Акт о свободе системы судов общей юрисдикции страны даны в - Административный

выражения Законе о судебной процедуре 1942 г., вступившем апелляционный суд,

взглядов 1991 г. в силу в 1948 г. Территория страны поделена на судебные округа, в каждом из которых действует окружной суд. Всего насчитывается 95 судебных округов. В состав окружного суда входят председатель и несколько судей. Гражданские дела рассматривает коллегия в составе трех судей, иски на незначительную сумму -единоличный судья. Уголовные дела, а также дела по вопросам семейно-брачных отношений слушаются коллегией в составе председательствующего судьи и трех гражданских заседателей. - Административный окружной суд.

32. Эстония Конституция Трехуровневая судебная система Эстонии Государственный суд

Эстонской включает следующие является высшей

Республики инстанции: судебной инстанцией в

1992 г., - уездные, городские и административные суды; Эстонии, рассматрива-

Закон о судах, - окружные суды; ющей судебные решения

Закон о статусе - Государственный суд. и приговоры в касса-

судей Конституцией Эстонии предусматривается создание судов специализированной юрисдикции. Уездные, городские и административные суды являются судами первой инстанции. Уездные и городские суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, в то время как административные суды рассматривают только дела в сфере своей компетенции, установленной законом. Административные суды обычно создаются при уездных и городских судах. В настоящее время в стране действует 21 уездный и городской суд, в состав которых входит судья, специализирующийся на рассмотрении административных споров. ционном порядке. Он рассматривает жалобы на решения и приговоры окружных судов и в отдельных, установленных законом случаях вправе изменить решение или приговор нижестоящего суда либо исправить допущенную судебную ошибку.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

Список литературы:

[1] Большой юридический энциклопедический словарь / Авт. и сост. А.Б. Барихин. М.: Книжный мир, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Власенко Н.А., Власенко А.Н. Судебная власть и судебная деятельность в РФ: Краткий курс лекций. М.: РАП, 2005.

[3] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: МО, 1996.

[4] Исаев И.А. Política hermetica: скрытые аспекты власти. 2-е изд. М.: Юристъ, 2003.

[5] Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М.: ИГ «Юрист», 2005.

[6] Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: НОРМА, 2001.

[7] Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов: Пер. с франц. М.: НОРМА, 1999.

[8] Судебные системы европейских стран: Справочник / Пер. с франц. Д.И. Васильева и с англ. О.Ю. Кобякова. М.: Международные отношения, 2002.

[9] Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2005.

[10] Яровая М.В. Типология судебных систем современных европейских государств // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2008. № 1(21).

[11] Шевченко Л.И. О механизме договорного регулирования имущественных отношений // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2010. № 2 (7). С. 13-24.

[12] Шевченко Л.И. О соотношении государственного и договорного регулирования отношений по снабжению энергоресурсами / В книге: Энергетика и право Лахно П.Г., Шевченко Л.И. Москва, 2009. С. 68-76.

[13] Шевченко Л.И. Спорные вопросы совершения условных сделок в предпринимательской деятельности и судебно-арбитражной практике // Закон. 2009. № 7. С. 205-214.

[14] Шевченко Л.И. Актуальные направления в исследовании проблем, связанных с совершенствованием правового регулирования отношений в сфере энергетики // Юрист. 2011. № 11. С. 11-17.

[15] Шевченко Л.И. Формирование договорных отношений по поставкам товаров для государственных нужд // Хозяйство и право. 1999. № 12. С. 3-32.

Spisok literatury:

[1] Bol'shoj yuridicheskij e'nciklopedicheskij slovar' / Avt. i sost. A.B. Barixin. M.: Knizhny'j mir, 2005.

[2] Vlasenko N.A., Vlasenko A.N. Sudebnaya vlast' i sudebnaya deyatel'nost' v RF: Kratkij kurs lekcij. M.: RAP, 2005.

[3] David R., Zhoffre-Spinozi K. Osnovny'e pravovy'e sistemy' sovremennosti. M.: MO, 1996.

[4] Isaev I.A. Politica hermetica: skry'ty'e aspekty' vlasti. 2-e izd. M.: Yurist», 2003.

[5] Kolokolov N.A. Sudebnaya vlast': o sushhem fenomena v logose. M.: IG «Yurist», 2005.

[6] Nersesyanc V.S. Teoriya prava i gosudar-stva. M.: NORMA, 2001.

[7] Rulan N. Yuridicheskaya antropologiya: Uchebnik dlya vuzov: Per. s franc. M.: NORMA, 1999.

[8]Sudebny'e sistemy' evropejskix stran: Spravochnik / Per. s franc. D.I. Vasil'eva i s angl. O.Yu. Kobyakova. M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya, 2002.

[9] Sy'ry'x V.M. Teoriya gosudarstva i prava. M.: Yusticinform, 2005.

[10] Yarovaya M.V. Tipologiya sudebny'x sistem sovremenny'x evropejskix gosudarstv // Vestnik MGPU. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2008. № 1(21).

[11] Shevchenko L.I. O mehanizme dogovor-nogo regulirovanija imushhestvennyh otnoshenij // Kommercheskoe pravo. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2010. № 2 (7). S. 13-24.

[12] Shevchenko L.I. O sootnoshenii gosudar-stvennogo i dogovornogo regulirovanija otnoshenij po snabzheniju jenergoresursami / V knige: Jenergetika i pravo Lahno P.G., Shevchenko L.I. Moskva, 2009. S. 68-76.

[13] Shevchenko L.I. Spornye voprosy sovershenija uslovnyh sdelok v predprini-matel'skoj dejatel'nosti i sudebno-arbitrazhnoj praktike // Zakon. 2009. № 7. S. 205-214.

[14] Shevchenko L.I. Aktual'nye napravlenija v issledovanii problem, svjazannyh s sovershenstvovaniem pravovogo regulirovanija otnoshenij v sfere jenergetiki // Jurist. 2011. № 11. S. 11-17.

[15] Shevchenko L.I. Formirovanie dogovornyh otnoshenij po postavkam tovarov dlja gosudarstvennyh nuzhd // Hozjajstvo i pravo. 1999. № 12. S. 3-32.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.