Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА МОНОПРОДУКТОВОГО РЕГИОНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА МОНОПРОДУКТОВОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ЯДРО КЛАСТЕРА / КЛАСТЕРНЫЕ СТЕЙКХОЛДЕРЫ / КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ КЛАСТЕРОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Автонова В.Ю.

В статье предложена организационно-управленческая модель инновационного кластера, исследована роль участников инновационного кластера, предложено понятие «кластерный стейкхолдер», выделены функции коллегиального органа управления инновационным кластером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE INNOVATION CLUSTER OF THE MONOGROCERY REGION STRUCTURE

In article the organizational and administrative model of an innovative cluster is offered, the role of participants of an innovative cluster is investigated, the concept “cluster stakeholder» is offered, functions of joint governing body by an innovative cluster are allocated.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА МОНОПРОДУКТОВОГО РЕГИОНА»

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА МОНОПРОДУКТОВОГО РЕГИОНА

Автонова В.Ю., к.э.н., докторант МГИИТим. Ю Л. Сенкевича

В статье пред ложена организационно-управленческая модель инновационного кластера, исследована роль участником инновационного кластера, предложено понятие «кластерный стейк.холдер». выделены функции коллегиального органа управлении инновационным кластером.

Ключевые слова: инновационный кластер, ядро кластера, кластерные стейкхолдсры. монопродуктовый регион, коллегиальный орган управления инновационным кластером.

INVESTIGATION OF THE INNOVATION CLUSTER OF THE MONOGROCERY

REGION STRUCTURE

Avtonova V.. Ph.D.. MSI IT

lu article the organizational and administrative model of an innovative cluster is offered, the rote of participants of an innovative cluster is investigated, the concept "cluster stakeholder» is offered, functions of joint governing body by an innovative cluster are allocated.

Keywords: innovative cluster, cluster kernel, cluster stakeholders, monogrocerv region, joint governing body of an innovative cluster.

В основе базисной управленческой модели создания инновационного кластера лежат производственные и экономические взаимоотношения участников инновационного процесса, которые претерпевают определенную трансформацию в результате выбора определенной стратегии поведения.

В целом, структура инновационного кластера монопродуктового региона имеет стандартный характер, хозяйствующие субъекты с точки зрения распределения функций можно разделить на несколько блоков (рис. 2). Однако отличительными особенностями инновационного кластера монопродуктового региона являются I и 2 пункты.

1. Инициаторы или движущие силы проведения изменений в экономике региона, которые автор предлагает обозначить как кластерные стейкхолдсры. имеющие наибольший интерес в создании инновационных кластеров, к их числу относятся органы власти и корпоративные системы.

2. Ядро кластера, представляющее корпоративный блок, состоящий из инновационно-ориентированных и инновационно-внедренческих компаний, объединенных единым родственным сектором, производящих конечный продукт и в наибольшей степени заинтересованных в создании и внедрении инноваций для повышения эффективности и технологичности функционирования.

3. Наукоемкий сектор, объединяющий подразделения по науке и инновациям, существующие при корпорациях, и учреждения науки (НИИ. университеты, технопарки), деятельность которых способствует созданию инноваций, коммерциализации результатов научной деятельности, формированию конкурентных преимуществ отрасли и высоких результатов функционирования региона.

В состав наукоемкого сектора кластера входят вспомогательные и обслуживающие организации, связанные с инновационным развитием отрасли, к числу которых относятся технопарки, бизнес-инкубаторы.

В инфраструктуре интеллектуального капитала особо следует отмстить технопарки, которые обеспечивают условия по интеграции н взаимовыгодному сотрудничеству малых организаций, занимающихся инновациями, университетов, научно-исследовательских центров с целью объединения научных и технологических разработок и обеспечения структурированного распространения знаний, продуктов, технологий. Наиболее значимым условием превращения идей в инновации, а затем инноваций в конкурентные преимущества выступают устойчивые связи между входящими в кластер организациями. В целях развития данного направления действует Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий, объединяющая 15 технопарков, в числе которых наукоград «Сколково». С марта 2006г. действует одобренная Правительство РФ программа «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий», в соответствии с которой за счет средств государственного бюджета созданы следующие технопарки:

- ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр», г. Тюмень;

- ОАО «Кузбасский технопарк», г. Кемерово;

-ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка», г. Новосибирск:

- Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк», г. Казань:

- Технополис «Химград», г. Казань:

- АУ «Тсхнопрак-Мордовия». г. Саранск.

К числу недавно начавших работу относятся следующие технопарки:

- Технопарк «Обнинск», Калужская область;

-ОАО «УК «ИТ-парк Анкуднновка». Нижегородская область;

- Технопарк «Ингрия», г. Санкт-Петербург;

- ОАО «Технопарк высоких технологий», г. 11енэа;

-«ИТ-парк», г. Набережные Челны;

- Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». г. Тольятти.

Создание технопарков способствует формированию инновационного комплекса и развитию наукоемких секторов экономики в регионах, так как интегрирует научно-технический потенциал, материальные и финансовые ресурсы, направленные на создание наукоемких технологий и принципиально новых видов продукции Предполагается, что в условиях вступления в В ГО их создание является более эффективным в отраслях и регионах, характеризующихся ростом объема производства и притоком иностранных инвестиций.

4. Система образования, обеспечивающая подготовку и переподготовку сотрудников в соответствии с меняющимися требованиями организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

5. Смежные сектора, поставляющие оборудование, материалы, сырье, комплектующие для основного вида экономической деятельности региона, и обеспечивающие доставку продукта на отечественный и международные рынки. Соответственно кластеры это вертикальные производственные цепочки, которые объединяют определенные сектора жономнки на разных папах производственного процесса (поставщик - производитель - сбытовик).

6. Коллегиальный орган управления инновационным кластером, включающий в себя представителей четырех отмеченных блоков кластера, предназначенный для анализа экономической ситуации региона, разработки стратегического плана развития, формирования базы заказов на инновации, осуществления мониторинга и контроля. Данный блок кластера является очень важным, объясняется это тем, что объективной целью развития инновационного кластера как саморазвивающейся системы выступает обеспечение устойчивости функционирования и прогресса в развитии, обретение новых качественных характеристик, дающих возможность кластеру перейти на более высокий организационной уровень, соответствующий сложной внешней среде. Высокий динамизм трансформационных процессов в мирохозяйственной системе и национальных экономиках делает востребованной способность хозяйствующих субъектов к расширенному воспроизводству внедряемых новаций, что обуславливает значимость организационно-управленческих систем кластера.

В состав коллегиального органа управления помимо представителе]! корпоративного блока, системы образования и научного сектора следует также включать органы законодательной/испол-

Коллегиальный орган управления инновационного кластера

Профессионально е образование

Маркетинговые исследования

Международные коммуникации

Инновационное развитие

Обучение и переподготовка привлекаемых в отрасль специалистов и рабочих кадров с последующим трудоустройством

Информационно-коммуникационно е обеспечение

Исследование емкости рынка, рыночной инфраструктуры, выпушенных ноу-хау

Создание единого информационного портала

Обеспечение норма i ивно-правовой регламентации внешних сделок

Планирование инновационного развития, мои итори11 г дсятел ьности

Рис. 1. Направления деятельности коллегиального органа управления инновационным кластером

Смежные сектора экономики

Государство

Милый м средний отнес

(Ьнмшшшкн ресурсов, сырья, материалов, оборулонання.

технологий, комплектуют»*

ЦсНфЫ сбМТЯ готовой

Корпоративный

Ü.IOK,

превалирующий в

регионе отрасли, шнятой выпуском продукта (ядро кластера)

Федеральные органы государе? пенной пласт

Органы государственной власти субъекта РФ

Научно-нсследовя тел ьскнй сектор

Органы местного самоуправления

Ьн шсс-инкубатры

I Доминирование вДПОЙ корпорация

2- Превалирование нескольких корпорашмных

У. Дисперсная

структура хозяйствующих субъектов (группа предприятий)

Ku.i.ici нальный орган i

управления

инновационным

кластером Наказ на ¡

Вуш

Систем» обриюнянии

Тренинг-центры

Обра юна тельные центры

Подразделения РАН

Технопарки

Профильные ПНИ

Лаборатории предприятий

Малые инновационные предприятии ПНР

Инновационные продукты

Результаты НИ ОКР

Рынок

Ре» иональныП

11:шноиальный

Между народный

I

Фининсонми еекчпр

Венчурные фонлы

Кн uioc -

Ш1ГС.1Ы

Иннсспшионнмс фонлы

Л Н HIHI (1ПМС

кОЧПЦННН

Фзкгорншовыс комнлнни

Kn44CpitHU.HI UIHII, нннинлшП (ноу-хау, HUTVHIN. продукты, техно.юг ни. ризрэГпчкн I

Инфрас i р \ кгурные субъект ы

Строительство. TptUICHOpT. евя-и». гаектро uiepi ия Центр трансфера технологий Рекрутнт оные ai cinc rea Юридические компании Консалтинговые компании

Консу лыаннонные комнннин Лицеи тонные центры Страховые компании Аудиторские компании

Рис. 2. Структура инновационного кластера монопролуктового региона

нигсльной власти федерального и регионального уровней, гак как ими задаются параметры внешней среды кластера. Эффективность управления развитием инновационного кластера зависит от разрешения противоречий между его компонентами, соблюдения баланса конкуренции за ресурсы и кооперации по их совместному использованию между участниками кластерного ядра, субъектами внутри кластера, кластером и внешним окружением.

В случае доминирования конкуренции между субъектами над кооперацией может произойти декомпозиция кластера, центробежные силы приведут к распаду кластерной системы.

Для устойчивого развития системы требуется постоянное воспроизведение циклического перераспределения какого-либо базового ресурса, что невозможно обеспечить без кооперации, так как субъект, получивший ресурс, будет препятствовать его дальнейшему перераспределению в силу того, что но несет угрозу его конкурентоспособности. Однако кооперация без присутствия конкурентных отношений не сможет поддерживать процесс воспроизведения циклического перераспределения базового ресурса между субъектами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные функции коллегиального органа управления включа-

ют комплексное решение проблем субъектов, входящих в кластер путем увеличения их доли на рынке ia счет вытеснения иностранна ■ товаропроизводителей и обеспечения роста занятости в orpat [20]. Общие направления деятельности коллегиального орган, управления представлены на рис. I.

Функционирование инновационного кластера предполагает взаимодейс гвие его основных элементов со следующими сектора«* экономики:

1. Финансовый сектор, представленный учреждениями, осуществляющими инвестиции в научно-исследовательскую деятель ность.

2. Инфраструктурные или поддерживающие субъекты, coj-дающие условия для функционирования инновационного кластер! Как отмечено в работе [I], инфраструктура является основой vi формирования конкурентного преимущества кластера. В связи с тех что развитие кластерных структур насчитывает достаточно короткз, промежуток времени, именно наличие и развитие инфраструкту ры выступает базисом для построения кластерных взаимосвязей. ÍL-личие в регионе производств способствует созданию новых пре. приннматсльских комплексов на основе существующих мощностей

Формирование инновационной инфраструктуры представляет собой процесс, направленный на создание условий, отвечающих требованиям инвесторов и предпринимателей и установленным характеристикам, в результате чего возникают эффективные востребованные объекты, являющиеся значимыми для развития высокотехнологичных отраслей региональной экономики [2].

Таким образом, в инновационном кластере разработка и производство инновационной продукции представляет собой процесс согласованной деятельности, взаимодействия целого ряда хозяйственных субъектов:

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. производства по изготовлению экспериментальных образцов новой техники:

- предприятия, выпускающие опытные партии новой продукции, предприятия, обеспечивающие серийный выпуск:

- организации, обеспечивающие продвижение новых продуктов и услуг на рынок па всех этапах, от анализа перспективных направлений на стадии НИОКР, до освоения новых сегментов рынка стадии серийного выпуска:

- субъекты, обеспечивающие производство инновационного продукта сырьем и материалами, комплектующими, необходимым производственным оборудованием, технологиями, информационно-коммуникационными средствами:

- объекты высокоразвитой инновационной инфраструктуры технопарки, техноцентры. бнзнес-ннкубаторы.Для формирования ядра кластера нужны ключевые предприятия, для развития кластера в целом взаимосвязи с организациями В связи с инновационной направленностью кластера требуется ориентация на научные и образовательные учреждения для использования результатов их разработок.

Отличительной характеристикой инновационного кластера от другой какой-либо агломерации является высокая инновационная активность входящих в него субъектов, то есть кластер представляет собой инновационно-активную хозяйственную агломерацию, так как способствует развитию инновационной деятельности организаций, входящих в его состав, в отличие от промышленных агломераций, которые создаются вследствие стремления минимизировать издержки и приблизиться к рынкам сбыта [ 127].

Литература:

I Ьуянова М.'Э.. Дмитриева Л.В. Оценка эффективности создания региональных инновационных кластеров Вести. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экон. Экол. 2012. №2 (21 ). С. 54-62.

2. Мохов А Н. Особенности инвестирования в инфраструктурные комплексы А.I I. Мохов и др.// Инвестиции и инновации / под ред. Е.Р. Орловой. М.: ЛЕНАНД, 2009. -С. 130-139.

ОПЫТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ

Попов А.С.. к.э.н., доцент кафедры экономики и права Р/ СУ (Мурманский филиал)

В статье исследуется развитие местном самоуправления в современных ус-ловиях. Местное самоуправление рассмотрено как тип управления, предпола-.'аюи/ий определённый уровень самостоятельности, автономности местных территориальных сообществ.

Ключевые слова: модель местного самоуправления, органы местного еамо-управления, основы местного самоуправления, самостоятельный уровень пуб-личной власти.

EXPERIENCE OF LOCAL GOVERNMENT: AN ANALYSIS OF DEVELOPMENT

Popov A., Ph.D., associate professor of (he Economics and law chair. RSSU. Murmansk branch

The paper investigates the development of local government in the modern condi-tions. Local self-government is considered as a type ofcontrol, assuming a certain level of independence and autonomy of local territorial communities.

Keywords: model of local government, local authorities, local self-government ba-sis, independent level of public authority.

Местное самоуправление можно определить как рассредоточенную форму управления, что предполагает определённую степень самостоятельности, автономности местных органов, которые представляют собой органы управления самоуправляющихся территориальных местных сообществ. Одним из основных предназначений местного самоуправления выступает объединение населения муниципальных территорий, преобразование их в социум с близкими каждому ориентирами. Вопросам местного самоуправления повсеместно отводится важная роль; его выделяют как нижнюю сту-пень управления, как неотъемлемый признак государства демократиче-ского типа, как некую политическую школу.

Европейская Хартня местного самоуправления под местным самоуправле-нием понимает право и реальную способность местных органов само-управления упорядочить определенную часть публичных дел с целью управления ею. по действуя при этом в рамках действующего законодательства и в интересах местного населения. Статья 3 Европейской Хартии уста-навливает требование, согласно которому принципы местного самоуправ-ления следует закрепит!, в законодательстве каждой страны [ 11.

В Российской Федерации местное самоуправление обретает значе-ние как один из важных атрибутов отечественной государственности, как необходимый элемент организации государственной и общественной жизни.

Конституция Российской Федерации, наряду с Европейской Хартией местного самоуправления определяет, что местное самоуправление соз-даёт условия для самостоятельного решения населением всесторонних вопросов местного значения, владения, пользования п распоряжения муни-нипалыюй собственностью [2].

Как мы видим, в настоящий период имеется возможность определить местное самоуправление как форму непосредственного участия населения в местном управлении, которое организовыва-

ется на уровне общин, городских районов, пригородов, базируется па основе местного предпринимательства, муниципальной собственности, но зависит от представительной власти в решении определенного круга вопросов.

Развитию местного самоуправления в России до октябрьской рсволю-цин 1917 года положили начала земская (1X64 г.) и городская (1X70 г.) рсфор-мы. когда были созданы выборные уездные и губернские земские собрания и их исполнительные органы управы. Таким образом, была сформирована развитая конструкция местного самоуправления, которая включала самоуправление крестьянских общин, волостей, земств, многих городов и уездов, включала самоуправление дворянского и мещанского сословий, казачьих зе-мель, университетов, а также национальных территорий [3]. Однако. Кон-стнтуцней 1924 г. городские думы и земские собрания были ликвидированы, а их функции перешли к съездам советов.

С принятием Конституции 1937 г. были созданы советы депутатов тру-дящихся. трансформированные в 197Х г. в советы народных депутатов, т.е. действовала единая система Советов как тогда говорили сверху донизу. 11н-эовые её звенья осуществляли тогда функции местных органов государст-венпой власти или местных органов управления. Подобное построение способствовало стремительности и согласованности в действиях всех звеньев, но значительно ограничивало самостоятельность органов местного самоуправления. В советский период несколько десятилетий оставался неизмен-ным лозунг о необходимости повышения роли Советов, что отражало их устойчивую зависимость от центра н партийных структур.

Понятно, что тогда идеи местного самоуправления не были абсолютно чужды советской идеологии и практике. Политическая ситуация позволила вернуться к идее формирования местного самоуправления в 90-е гг.. когда выборы депутатов в Верховный совет и местные советы в 1990-1991 годах проводились под лозунгом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.