Научная статья на тему 'Особенности технологии управления избирательным процессом политической партии на муниципальных выборах'

Особенности технологии управления избирательным процессом политической партии на муниципальных выборах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2354
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анохина Ирина Николаевна

В данной статье предлагается рассмотреть не технологию управления избирательным процессом политической партии в целом, а лишь ее некоторые специфические черты, своего рода модификации некоторых аспектов зависящих от их применения «здесь и сейчас».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности технологии управления избирательным процессом политической партии на муниципальных выборах»

УДК 31 А697

Анохина Ирина Николаевна

начальник общего отдела администрации Азовского района, преподаватель Российского государственного социального университета [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ

Аннотация:

В данной статье предлагается рассмотреть не технологию управления избирательным процессом политической партии в целом, а лишь ее некоторые специфические черты, своего рода модификации некоторых аспектов зависящих от их применения «здесь и сейчас».

Ключевые слова: выборы, технология управления, избирательный процесс, политическая партия, муниципальные выборы.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что избирательный процесс, зависимый, прежде всего, от состояния правовых норм, регулирующих выборы, а также от качественного развития и состояния политической культуры в обществе, является процессом многофакторным. Поэтому отслеживание, фиксация и учет факторов, задающих особенности избирательного процесса, позволяют в дальнейшем модифицировать и адаптировать технологию управления конкретной избирательной кампанией. В качестве эмпирических материалов в данной статье будет использоваться практика участия местного отделения политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на муниципальных выборах 2010 г. в Азовском районе Ростовской области.

На сегодняшний день в российской научной и публицистической литературе накоплено большое количество изданий, учебных пособий и методических руководств по практике и технологии проведения избирательных кампаний различного уровня и масштаба - от выборов федерального уровня до выборов в местное самоуправление. В этих изданиях достаточно подробно рассматриваются все необходимые этапы и аспекты организации и проведения выборной кампании. Причем важно отметить, что излагаемые в этих изданиях отечественные избирательные технологии, понимаемые как определенные методы по подготовке и проведению избирательных кампаний, на сегодняшний момент обладают необходимым уровнем системности изложения. Это говорит о том, что за прошедшие десятилетия практика проведения избирательных кампаний позволила накопить обобщенный опыт выборного процесса, и на его основе выстроить достаточно непротиворечивую методику реализации избирательных кампаний.

Избирательная кампания - управление коммуникацией в трех измерениях. Если говорить с определенной долю условности, то де-факто понятий «избирательный процесс» и «избирательная кампания» можно считать тождественными, так как де-юре они происходят в один и тот же хронологический период. Также важно отметить, что избирательный процесс является составной частью политического процесса, но специфика его такова, что он разворачивается в коммуникативной среде. Затрагивая сферу политики, управление избирательным процессом основывается на взаимодействии между субъектом и объектом управления, протекая на основе избирательных правовых норм, но без возможности применения «легитимного насилия». Здесь, так же как и в политическом процессе, управление направленно на выполнение объектом управления определенных действий, но не за счет принуждения, а за счет побуждения к действию. В рамках избирательной кампании такое побуждение достигается только за счет политической коммуникации, понимаемой как процесс передачи и обмена информацией между акторами, участвующими в избирательном процессе. Субъектом управления в избирательной кампании выступают акторы, обладающие пассивным избирательным правом, - избирательные объединения, кандидаты на выборные должности, - в свою очередь, объектом управления являются акторы с активным избирательным правом - избиратели.

Для того чтобы понять специфику участия политической партии на муниципальных выборах, нам необходимо рассмотреть особенности управления политической коммуникацией в трех следующих измерениях:

1. Внутрипартийное измерение.

2. Семиотическое измерение.

3. Организационное измерение.

Рассмотрим их по порядку, причем важно оговориться, что разведение измерений политической коммуникации достаточно условно и взято для удобства анализа.

Внутрипартийные коммуникации. Избирательный процесс для политической партии является перманентным и протекает в двух различных по интенсивности фазах - пассивной и активной. Это связанно с целями создания политической партии - в пассивной фазе работа в большей степени ведется в области формирования и выражения политической воли граждан, их участия в общественных и политических акциях, в активной же добавляются задачи представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Поэтому главная особенность политической партии как субъекта управления избирательным процессом - это постоянная работа по обеспечению рейтингов поддержки и узнаваемости.

Активная фаза избирательной кампании для Азовского районного местного отделения политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» началась проведением общего собрания с последующим партийным голосованием по отбору кандидатур, для их дальнейшего выдвижения кандидатами на выборах в муниципальные органы власти Азовского района. Важно отметить, что партийное голосование, или как его еще часто называют праймериз, проводилось до принятия официального решения о назначении выборов.

Процедура праймериз позволяет членам партии оценить, выявить и выбрать, на их взгляд, наиболее достойных кандидатов для их последующего выдвижения на предстоящих выборах в органы муниципальной власти. Поэтому к моменту проведения праймериз кандидатам надо обладать необходимым уровнем рейтингов поддержки и узнаваемости внутри партии.

И здесь проявляется следующая особенность внутрипартийной коммуникации - ведущую роль в процессе наработки к моменту проведения праймериз рейтингов поддержки и узнаваемости начинают играть сетевые формы внутрипартийной коммуникации.

Это связано, прежде всего, с тем, что де-юре политическая партия имеет иерархическое строение, но де-факто в настоящее время функционирует в большей мере на сетевых принципах работы. Таким образом, партийная сеть - это «новые» алгоритмы функционирования «старых» иерархий.

Причем пик эффективности сетевого взаимодействия приходится именно на пассивную фазу, достигая кульминации к моменту перехода в активную фазу, то есть к моменту проведения праймериз. Это объясняется тем, что партийный актив формируется членами различных первичных отделений партии, которые, налаживая взаимные контакты, впоследствии участвуют в партийной жизни и в партийных мероприятиях, зачастую не взаимодействуя со своими первичными отделениями. Отсутствие взаимодействия со своими первичными отделениями объясняется во многих случаях жизненными факторами и соответственно невозможностью многими членами первичных отделений активно участвовать в партийной и общественной деятельности.

Таким образом, недостаток партийной активности в рамках первичных отделений на местах - за счет сетевых форм взаимодействия с членами других первичных отделений - позволяет наиболее активным членам накопить к моменту проведения праймериз определенный уровень социального и политического капитала и соответственно определенный уровень рейтингов поддержки и узнаваемости внутри партии.

Особенности семиотики политических коммуникаций. Упрощенно процесс управления коммуникацией в избирательной кампании можно представить в виде модели, в которой субъект управления (кандидат, политическая партия) воздействует на объект управления (избиратель) посредством передачи по каналам коммуникации (радио, телевидение, газета, визуальная агитация, устная речь и т.д.) своего сообщения, побуждающего избирателя в день выборов отдать свой голос субъекту управления.

На передний план в этом процессе выходит необходимость правильной семиотической кодировки сообщения, ориентированной на адекватное и благоприятное восприятие объектом управления этого сообщения. С точки зрения политической психологии восприятие политической информации влияет на такой компонент политического сознания, как установка, понимаемой как специфическое состояние готовности к совершению действия. Установка формируется на трех уровнях восприятия - когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Рассмотрим поочередно особенности восприятия символического содержания политического сообщения, районного местного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», формировавшего на прошедших в марте 2010 г. муниципальных выборах установку у избирателей Азовского

района. Выводы сделаны на основе эмпирических данных включенного наблюдения, полученных в ходе проведения агитационно-пропагандистских работ в районе.

Главной особенностью когнитивного уровня восприятия у жителей района выступает акцент на персонификацию образов власти. При этом рациональная структура семантики предвыборного программного послания районного местного отделения партии, как правило, у жителей района зачастую фиксирована с персонифицированным образом власти. При этом имеет смысл говорить о трех уровнях, в рамках которых действуют потоки символов и образов власти - микро-, мезо-, и макроуровни.

На микроуровне образ власти развернут в локальным масштабе восприятия поселковой администрации и сцеплен с личностью главы сельского поселения. На мезоуровне образ власти репрезентирован главой районной администрации. Макроуровень представлен восприятием федерального уровня власти - образами президента и премьер-министра. Все три потока символов власти действуют синхронно и взаимосвязано, при этом символическое содержание микро- и мезоуровня можно при необходимости варьировать. Интерес вызывает градация рациональной составляющей в когнитивном восприятии потоков образов власти.

Максимум критически рационального восприятия власти разворачивается на микроуровне, на мезоуровне уже ощущается смещение в сторону иррациональной составляющей восприятия, макроуровень зачастую уже четко эмоционально окрашен.

Особенностью политической установки жителей в Азовском районе является смещение восприятия образа власти от рационально-когнитивного уровня к иррационально-эмоциональному. Такое смещение возникает благодаря наложению образов мезо и макроуровней. Здесь глава администрации района четко позиционируется лидером районной власти, в свою очередь легитимность последнего основана на образе общенационального лидера. В данном случае принадлежность образа, усиливает наложение и восприятия образа власти на эмоциональном уровне.

С точки зрения управления символическими потоками образов власти можно отметить некоторые моменты. При наличии образа лидера районной власти, агитационная работа направлена на усиление роли эмоционального уровня восприятия в политической установке жителей района.

В то же время усиление роли эмоционального уровня восприятия происходит также за счет воздействия на когнитивный уровень восприятия. Этот эффект достигается благодаря явлению социально-психологической сопричастности и минимизации социально-политического отчуждения во время избирательной кампании. На практике этот эффект реализовывается путем проведения личных встреч кандидата в муниципальные органы власти с населением, либо деятельностью общественной приемной. Самое важное здесь - это трансляция жителям не предвыборных обещаний, а приглашения к сотрудничеству и взаимодействию сейчас и в дальнейшем. Это позволяет жителям снять во время встреч социально-статусные различия, минимизировать отчуждение от общественной и политической жизни и путем рационального обсуждения проблематики округа или района почувствовать свою сопричастность к общему делу и к власти. Таким образом, за счет воздействия на когнитивный уровень достигается воздействие на эмоциональный уровень. Также эффект сопричастности позволяет использовать в избирательном процессе поведенческий уровень политической установки жителей.

Поведенческий уровень политической установки представляет собой готовность к действию: либо это непосредственно само голосование, либо это участие в агитационных мероприятиях, вступление в партию или и т.д. Причем состояние поведенческого уровня установки важно учитывать при планировании использования той или иной политической технологии в рамках избирательной кампании. Одним из примеров использования поведенческого уровня установки может служить стратегия предвыборной борьбы, использованная выдвинутым политической партией кандидатом в депутаты Азовского районного Собрания депутатов.

Округ кандидата был расположен в сельской местности и включал в себя несколько равноудаленных сельских поселения. Специфика сельских поселений такова, что там важно завоевать поддержку местных лидеров мнений, так как последние способны обеспечивать достаточно высокую интенсивность политической коммуникации на местах.

В самом начале кампании кандидат провел несколько встреч с избирателями и выявил местных лидеров мнений, так как на встречу с новым неизвестным кандидатом приходят, как правило, самые активные жители села, имеющие на поведенческом уровне собственной политической установки готовность к действию и участию в агитационных мероприятиях.

Проводя встречи в начале кампании, на которых местные лидеры мнений получали приглашение к взаимодействию, кандидат активизировал эффект сопричастности.

За счет этого, получив определенный уровень рейтинга поддержки, он уже накануне выборов путем распространения печатных агитационных материалов работал на рейтинг узнаваемости. Уже под конец избирательной кампании была произведена своеобразная рокировка:

в малочисленных поселениях округа проходили встречи, а в многочисленных распространялись печатные материалы. В конечном итоге, использование поведенческого уровня политической установки наиболее активных жителей округа повлияло на выстраивание кандидатом стратегии предвыборной борьбы, и позволило сократить издержки избирательной кампании.

Особенности использования организации партийной структуры в управлении политической коммуникацией. Выше при рассмотрении особенностей внутрипартийной коммуникации мы отметили тенденцию функционирования партийной структуры на сетевых принципах.

В сущности это и представляет собой главную особенность использования партийной структуры в управлении политической коммуникацией. Но тут же необходимо подчеркнуть, что сетевые алгоритмы функционирования не отменяют важность использования вертикальных партийных иерархий, так как именно последние ответственны за процесс принятия политических решений. Сетевые алгоритмы функционирования лишь дополняют, делают партийную иерархию более гибкой и адаптивной в ситуации локально-конкретного использования. И если пользоваться аналогией, то применение сетевых принципов означает в каком-то смысле переход от унитаризма к федерализму - и там и там при разном уровне реализации автономных потенций взаимодействие между частями осуществляется на основе субординации.

Еще одной особенностью участия политической партии в избирательной кампании является возможность использования партийной организации, или партийного ресурса. С одной стороны, партийный ресурс, по аналогии с административным ресурсом, позволяет минимизировать для кандидатов - членов партии транзакционные издержки переговорных и организационных мероприятий на местах. С другой стороны, партийный ресурс способствует минимизации материальных издержек - на местах члены партии безвозмездно осуществляют агитационные мероприятия. Но в целом переоценивать возможности партийного ресурса не стоит, так как партийная иерархия, как и любая другая, подвержена определенной доле формализма в работе, особенно если по результатам праймериз на выборы партией выдвигаются новые и малоизвестные кандидаты.

Для таких кандидатов управление политической коммуникацией усложняется необходимостью налаживания внутрипартийных коммуникаций на местах, так называемой агитацией самих себя.

Поэтому с точки зрения оптимизации избирательной кампании важно сразу после проведения праймериз налаживать контакты с активом партии на местах.

Итак, рассматривая определенные аспекты коммуникативной деятельность партии в рамках избирательной кампании, мы отметили следующие основные особенности:

1. Возрастание роли сетевых принципов функционирования партийных структур, и перманентная деятельность партии как субъекта управления политической коммуникацией.

2. Необходимость мониторинга особенностей политической установки электората, при управлении семиотическим содержанием политической коммуникации.

3. Тенденция функционирования партийной структуры на сетевых принципах делает партийную иерархию более гибкой и адаптивной в ситуации локально-конкретного использования, но не отменяет важность вертикальных партийных иерархий, функционирующих за счет использования субординационных принципов работы.

Ссылки:

1. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 95-ФЗ «О политических артиях»

2. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. Тамбов, 2005.

3. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии. М., 2004.

4. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М., 2003.

5. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М., 2000.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.