Шкляева Людмила Михайловна
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ ТАТАРСКИХ МАСТЕРОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ XIX-XX ВВ.
В статье впервые сопоставляются особенности топорной, выемчатой и рельефной резьбы по дереву у казанских татар, мишарей и кряшен. Раскрываются технологические особенности контурной, трехгранно-выемчатой, скобчатой, рельефно-моделированной и плоскорельефной резьбы. Отмечается общность с традиционными для тюркского мира способами художественной обработки дерева, а также прослеживается историческая преемственность применения резных техник от кочевого периода до настоящего времени. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/2/58.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 211-214. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
15. Смагин Ю. Е. Знание как власть в философии Ф. Бэкона // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Вып. 1. Т. 2. С. 18-24.
16. Тростников В. Н. Уколы смерти. Сущность вируса и его место в общей картине мира // Воробьевский Ю. Путь в Апокалипсис: точка Омега. М., 1999. С. 116-121.
17. Феллер В. В. Метафизический историзм Френсиса Бэкона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «История. Международные отношения». 2013. Вып. 1. Т. 13. C. 57-60.
18. Челышев П. В. Очерки по истории и философии науки. М.: МГГУ, 2009. 218 с.
19. Энциклопедия для детей / гл. ред. С. Исмаилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аванта +, 1994. Т. 2. Биология / ред. и сост. А. Майсурян. 686 с.
20. Эрлихсон И. М. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона в английской социально-политической и философско-теологической мысли эпохи Реставрации (1660-1689 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. Вып. 66. С. 270-280.
21. Chelyshev P. V. Medieval Alchemy - the Predecessor of Experimental Science of New Time // European Journal of Natural History. 2014. № 1. P. 48-51.
FRANCIS BACON'S PHILOSOPHY OF SCIENCE AS SUBSTANTIATION OF SCIENTIFIC-TECHNICAL MAGIC IDEA
Chelyshev Pavel Valentinovich, Doctor in Philosophy, Professor National University of Science and Technology "MISiS" in Moscow Simeon5@rambler. ru
The article deals with the origin of the philosophy of science of modern history in works of the English philosopher Francis Bacon, who founded a new scientific paradigm. Special attention is paid to consideration of three issues, the first of which is associated with social destination of science, the second one focuses on the formation of scientific picture of the world, and finally, the third one, arising from the first two, is on possible synthesis of science and magic with the purpose of creating miracles in transforming human activity in a scientific-technical way.
Key words and phrases: Aristotle; atomism; F. Bacon; Renaissance; capitalism; science; modern history; magic; methodology; principles; The Middle Ages; scholasticism; experiment.
УДК 7.021.7 Искусствоведение
В статье впервые сопоставляются особенности топорной, выемчатой и рельефной резьбы по дереву у казанских татар, мишарей и кряшен. Раскрываются технологические особенности контурной, трехгранно-выемчатой, скобчатой, рельефно-моделированной и плоскорельефной резьбы. Отмечается общность с традиционными для тюркского мира способами художественной обработки дерева, а также прослеживается историческая преемственность применения резных техник от кочевого периода до настоящего времени.
Ключевые слова и фразы: топорный, выемчатые и рельефные виды обработки дерева; традиционная домовая резьба; народное искусство; татары; Среднее Поволжье.
Шкляева Людмила Михайловна
Институт языка, литературы и искусства
имени Галимджана Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан Luda-next@yandex. ги
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ ТАТАРСКИХ МАСТЕРОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ XIX-XX ВВ.
В настоящее время одним из приоритетных направлений отечественной науки является изучение традиционной культуры народов, населяющих территорию современной Российской Федерации. Проблема сохранения народного искусства как части культурной самобытности приобрела особую актуальность в связи с усилением роста процессов глобализма. В качестве ответного противодействия нивелирующим тенденциям в Татарстане наблюдается подъем уровня национального самосознания. Деятельность, направленная на поиск знаков самоидентификации, охватывает традиционное художественное творчество, к которому относится самобытное искусство домовой резьбы, с развитой орнаментальной системой, несущей семантическое содержание и выполняющей функцию сохранения в образах и символах исторической памяти этноса. Среди факторов, влияющих на формирование особенностей национального стиля в оформлении экстерьера татарских жилищ, значительное место отводится технике исполнения резного декора.
Традиционные для российских народов технологии народного искусства резьбы по дереву привлекали внимание исследователей еще в XIX веке [9; 10]. Способы, приемы и средства художественной обработки дерева татарскими мастерами изучались такими этнографами XX в. как Н. И. Воробьев (1930, 1953),
Р. Г. Мухамедова (1972), Ю. Г. Мухаметшин (1977). Анализируя быт казанских татар до 1917 года, Н. И. Воробьев пришел к выводу, что «внешние особенности татарского дома большей частью относились не к конструктивным, а к декоративным деталям» [6, с. 170]. Описывая домовую резьбу татар Заказанья, ученый отмечал, что «кроме переднего фронтона, иногда украшался еще и задний, а в домах с крестообразным планом и боковой фронтон. Украшалось тщательно также крыльцо и вообще все стороны дома, куда выходил вход, и эта сторона являлась главным фасадом» [Там же, с. 173]. Н. И. Воробьев выразил мнение о русском происхождении резного оформления татарских жилищ [Там же, с. 171]. Это утверждение идет вразрез с наблюдениями немецкого этнографа и историка К. Ф. Фукса (1776-1846), жившего в Казани. Он зафиксировал случаи, когда деревянные дома татар возводились русскими, но также указал на факты, информирующие об обратном явлении: «татарские мужики занимались строением домов в Русских деревнях» [15, с. 22]. Немецкий ученый обратил внимание на наличие большого количества плотников среди мастеровых татар [Там же, с. 39]. Сведения К. Ф. Фукса подтверждаются дальнейшими исследованиями. Искусствовед Ф. Х. Валеев (1975) в своих трудах [4; 5] доказывает самобытность декоративного облика жилищ казанских татар [5, с. 114] и отмечает устойчивое сохранение традиционных мотивов резных узоров деревянных наличников фасадных и фронтонных окон, исполненных местными умельцами [Там же, с. 116].
Ф. Х. Валеев, описывая специфику резьбы в связи с декором архитектурных форм, отметил выемчатую и плоскорельефную техники как наиболее старинные из применяемых в домовой резьбе татар [Там же, с. 108]. Широко распространенным приемом оформления фасада первой половины XX в. ученый считал накладной декор, т.е. когда отдельно вырезанные из доски элементы орнамента накладывались на поверхность наличников, ворот, пилястр. Узор часто изготавливался при помощи топора - вероятно, самого доступного инструмента деревенских плотников того времени. Топором создавался старинный вид домовой отделки, получивший введенное российскими исследователями название «городковая резьба», которое произошло от русского слова «городник» - так на Руси (ХП-ХШ вв.) называли плотников и столяров [3, с. 17]. Городковые украшения представляют собой относительно узкие доски, одна сторона которых отделана ритмично повторяющимися вырубленными зубчиками геометрических форм. Подобная резьба продолжает широко использоваться поволжскими татарами на современном этапе. Например, таким образом оформлены карнизы фронтона жилищ д. Усали Мамадышского района Татарстана, д. Баюково Муслюмовского района Татарстана и др.1
На сохранившихся домах XIX в. вырубленные топором элементы декора наблюдаются в народном искусстве домовой резьбы у татар, проживающих в Среднем Поволжье, а также у их потомков, переселившихся в другие края. Например, в Татарской Каргале Оренбуржья примечательна асимметричная композиция (выполнена казанскими татарами), обнаруженная автором во время экспедиции ИЯЛИ АН РТ в 2015 г. Декор составлен из треугольников, нашитых на очелье наличника одного из строений XIX столетия. Вырубленные элементы составляют розетки и орнаментальный бордюр.
Мастера-татары исполняли топорным способом детали фасадной отделки жилищ на протяжении длительного периода. Инструмент не позволял делать мелкие криволинейные узоры, поэтому так часто в отделке экстерьера сельских строений татар до середины XX века преобладали крупные геометрические прямолинейные формы. Особенно часто встречаются ромбы различных пропорций и сегментов. Декор получался без сквозных узоров на поверхности и накладывался на фронтон, очелья окон, пилястры, ворота [5, с. 109, 116]. Верно подмеченная ученым особенность искусства домовой резьбы у казанских татар обусловлена плоскостной манерой воплощения образов и характерна для национального стиля в целом. Абрис, контур плоского изображения выделялся на основном поле доски, возможно, поэтому Ф. Х. Валеев назвал данный способ оформления «контурным накладным». Однако под термином «контурная резьба» среди специалистов принято иное определение, относящее эту технику к одному из видов выемчатой, т.е. углубленной резьбы, которая является глухой (неотделимой от фоновой плоскости) [2, с. 4]. Следовательно, контурный способ исполнения не может быть накладным и не возвышается над основным полем доски, как описывает Ф. Х. Валеев, характеризуя домовую резьбу казанских татар.
Контурная техника в отделке домового фасада применялась у всех субэтнических групп татар. Например, Р. Г. Мухамедовой зафиксированы образцы, изготовленные мишарями (субэтническая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья) [12, с. 5, 78]. Ю. Г. Мухаметшин выявил выемчатый способ оформления экстерьера строений конца XIX - начала XX в. у татар-кряшен (субэтническая группа православных татар) [13, с. 6], о чем свидетельствуют узоры на столбах, несущих балках, воротах и наличниках окон [Там же, с. 84].
Художественную обработку дерева, неразрывно связанную с народным искусством домовой резьбы казанских татар, изучала С. М. Червонная (1987) [17], сделавшая предположение о заимствовании татарами выемчатой техники резьбы у соседних угро-финских народов [Там же, с. 242]. Мы придерживаемся другой точки зрения, т.к. выемчатый способ обработки дерева, воспринятый татарами через поколения в качестве культурного наследия, был известен тюркам со времен пазырыкских курганов. В контурной технике декорирована деревянная крышка прямоугольной колоды, найденной в кургане 2 могильника Башадар VI-V вв. до н.э. на Алтае [14, с. 96-97, кат. № 211]. Мастер прорезал контуры изображений вглубь поверхности крышки колоды. Воплощение образов тигров, кабанов, лосей и горных баранов было искусно создано за счет желобчатых выемок на поле доски ниже общего уровня плоскости. Контурная резьба издавна широко применялась
1 Из собранных автором материалов экспедиций Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (далее по тексту - ИЯЛИ АН РТ).
у тюркских народов, ею украшались предметы прошлого кочевого быта. Об этом свидетельствуют экспонаты различных музеев. Так, например, в музее им. А. Кастеева в Алматы хранится ларь для продуктов (работы местных мастеров), лицевая часть которого оформлена в выемчатой технике [11, а 47].
Все виды выемчатой резьбы применялись в народном искусстве у татар прошлых столетий. Хотя образцы времен Казанского ханства практически не сохранились, аналогии обнаруживаются в государствах со сходной культурой. Можно увидеть подобную обработку дерева в сооружениях XVI в. Османской империи. Например, резные выемчатые формы цветочно-растительного орнамента запечатлены на капителях деревянных колонн Эшрефоглу джами в Киршехире [16, а 208, рис. 4-73]. На Среднем Поволжье в XVШ-XIX вв. выемчатый орнамент в основном украшал наличники фасадных окон [5, с. 109]. Бытовая утварь декорировалась ногтевидным (скобчатым) видом выемчатой резьбы, получавшейся при помощи полукруглой стамески. Например, в перечисленных техниках оформлялись прялки, представленные в экспозиции музея школы с. Бурды Тукаевского района Татарстана, а также пряничные печатные доски школьного музея кряшен из с. Зюри Мамадышского района Татарстана. Выполняя бордюрный декор края округлого изделия, мастер удалял грани широким косяком или прямой стамеской для получения крупного трехгранно-выемчатого орнамента (такую технику также называют геометрической или клинообразной).
Материалы экспедиционных исследований ИЯЛИ АН РТ 2014 г. свидетельствуют о применении выемчатой техники не только в фасадной части дома, но и в интерьере. Так, например, со слов В. М. Давликамо-вой из мишарской деревни Новая Мочалеевка Похвистневского района Самарской области, ее муж декорировал находящуюся в гостевой комнате подпотолочную деревянную полку изображением растения с барочными завитками листочков, созданным в контурной выемчатой резьбе желобчатого вида. Изгибы стебля располагаются по обе стороны от центральной цветочной пятилепестковой розетки, обрамленной удлиненными листочками [18]. На коричневом фоне выделяется темно-серый цвет прорезных линий орнаментального узора, мотивы которого известны по булгарским памятникам XШ-XIV вв. [8, а 2].
С середины XX в. выемчатые виды резьбы были вытеснены в декоре экстерьера жилищ, однако контурный способ продолжает использоваться в художественном творчестве современных татарских мастеров. В данной технике создан образ Шурале - лесного обитателя, украшающий ныне экспозицию в музейном комплексе Тукай-Кырлай Арского района Татарстана. Резчик И. М. Султанов (1964 г.р.), учитель труда Но-вокырлайской школы, воплотил сказочного героя на цельной липовой доске с помощью плавных углублённых линий различной ширины и формы очертаний, выполненных при помощи таких инструментов как: полукруглые стамески, штихели, профильные резцы, косые ножи. Ручным приемам деревообработки И. М. Султанова научил его отец-плотник М. С. Султанов (1929-1968 гг.).
Наряду с выемчатой резьбой современные татарские мастера владеют глухой рельефной техникой, изобразительные формы которой возвышаются над фоном основного полотна и составляют с ним единое целое. Рельефная резьба была известна татарам с давних пор, передавалась из поколения в поколение, ее истоки обнаруживаются в древних пластах тюркской истории. На Алтае в могильнике Туэкта, курган 1 найдены разнообразные деревянные бляхи-подвески, те из них, которые изображают животных, вырезаны в рельефной моделированной технике [14, а 101, 106, кат. № 234, 235, 236]. В соответствии с художественными приемами звериного стиля воплощаются образы оленя, тигра и другие. Вероятно, моделированная резьба применялась татарскими ремесленниками Ханской Казани при художественной обработке дерева. Потомки казанских татар, переселившихся в Удмуртию в XVI в., сохранили приемы мастерства, приобретенные на покинутой Родине [19, с. 310]. Об этом свидетельствуют экспонаты школьного музея д. Кестым Балезинского района Удмуртии, где в XIX в. продолжала работать мебельная артель и выпускаемые изделия богато декорировались моделированной резьбой. Следует отметить, что данная техника не получила у татар широкого распространения. В народном искусстве домовой резьбы доминировал плоскорельефный способ обработки декора, который соответствовал плоскостной изобразительной системе, соответствующей мировосприятию татар.
Плоскорельефная техника применялась мастерами тюркского мира с давних времен, о чем свидетельствуют некоторые изделия, обнаруженные в кургане 1 древнего могильника Туэкта [14, а 101, 116]. На деревянном поле подвесок подобран фон, растительные узоры плавных очертаний слегка выступают над поверхностью. Плоскорельефная резьба использовалась при украшении средневековой дубовой пластины, обнаруженной археологами в Булгаре [5, с. 109]. Мнение, что рельефная резьба появилась на территории Татарстана только в 1860-70-е годы [7, а 37], по-видимому, ошибочно, т.к. сохранились единичные образцы, оформленные в данной технике. Например, резная деревянная дверь из ханской Казани, вывезенная в XVI столетии [16, а 277]. В настоящее время изделие хранится в историческом музее Ярославля. Плоскорельефной резьбой покрыты элементы фасадного декора памятников деревянного зодчества татар Заказанья середины XIX - начала XX в., например, орнамент на очельях окон дома купца Бакирова в Больших Менгерах Атнинского района Татарстана, построенного в середине XIX в. (по материалам частной экспедиции автора).
Сохранились солярные розетки, исполненные способом подрезки форм плоского узора на подкарнизной доске окон старых жилищ различных татарских деревень. Изображение носит сходный характер в резном оформлении наличников домов мишарей, кряшен и казанских татар. Этот орнамент совпадает с доминирующим [1, с. 108], доарабским элементом искусства степных кочевников, воплощающим образ Тенгри. Расчленённая желобками на сегменты фигура (круга, полукруга или розетки) располагается либо в композиционном центре плоскости очелья, либо занимает верхние углы доски традиционными фрагментами желтого «солнца» с заоваленным контуром. Плоскорельефная техника бытовала в народном искусстве домовой резьбы второй
половины XX в., например, в кряшенских деревнях Назаровке Клявлинского района Самарской области и Старое Гришкино Менделеевского района (по материалам частной экспедиции автора). Мастер-мишарин М. Х. Абжалимов из д. Новое Мансуркино Похвистевского района Самарской области выполнил в плоскорельефной технике цветочные розетки, украшающие причелины окон; таким же способом изготовлен элемент фасадного оформления одного из домов мишарской д. Старой Мочалеевки Похвистневского района Самарской области [18]. Бордюр окаймляет окно белой волнистой линией по всему периметру, создавая впечатление бесконечной череды облаков на голубом фоне основной доски.
Обобщая изложенные факты, можно сделать вывод, что до первой трети XX в. в народном искусстве домовой резьбы была широко распространена топорная техника, которую использовали при создании геометрических форм в отделке экстерьера строений татарских деревень. Наряду с топорной, в XIX в. применялись выемчатые и рельефные способы художественной обработки дерева, известные тюркам не позднее I тыс. до н.э. Различные виды выемчатой и рельефной резьбы являются традиционными для тюркских народов, в том числе и для казанских татар, мишарей и кряшен Среднего Поволжья. Не отрицая наличия культурных взаимодействий проживающих в тесном соседстве поволжских народов: русских, татар и финно-угров, - мы считаем, что техники художественной обработки дерева татарских мастеров носят самобытный характер и с успехом могут применяться как при реконструкции памятников татарского деревянного зодчества, так и при возведении новых строений из дерева в национальном стиле.
Список литературы
1. Аязбекова У. С. Художественная обработка дерева // ^азак; коленерг каталог / Э. ^астее атындаты ^азакстан Рес-публикасыныц мемлекетпк енер муражайы. Алматы: АБДИ Компани АК, 2010. С. 106-136.
2. Банников А. Е. Резьба по дереву. М.: Современная школа, 2006. 12 с.
3. Большаков А. В. Резьба по дереву. Ода винту. М.: Народное творчество, 2007. 112 с.
4. Валеев Ф. Х. Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельское жилище. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1975. 91 с.
5. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 171 с.
6. Воробьев Н. И. Казанские татары (этнографические исследования материальной культуры дооктябрьского периода). Казань: Татгосиздат, 1953. 381 с.
7. Воробьев Н. И., Бусыгин Е. П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957. 41 с.
8. Дембовецкий А. С. Опыт описания Могилевской губернии: в 3-х кн. Могилев на Днепре: Типография губернского правления, 1882. Кн. 1. 832 с.
9. Дульский П. М. Искусство казанских татар. М.: Центральное издательство народов СССР, 1925. 58 с.
10. Исаев А. А. Промыслы Московской губернии: в 2-х т. М.: Московская губернская земская управа, 1876. Т. 1. 350 с.
11. Кукашев Р. Ш. Изделия из дерева // Новая жизнь древних традиций: иллюстрированный альбом / ред. Х. Х. Труспе-кова. Астана: Appleprint, 2010. С. 47-54.
12. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972. 247 с.
13. Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры. М.: Наука, 1977. 183 с.
14. Пиотровский М. Б. Кочевники Евразии на пути к империи: каталог выставки. СПб., 2012. 304 с.
15. Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история Казани: репринтное воспроизведение. Казань: Фонд ТЯК, 1991. 210 с.
16. Халитов Н. Х. Стили и формы средневековой архитектуры Казани: историко-архитектурное исследование. Казань: Татарское книжное изд-во, 2013. 351 с.
17. Червонная С. М. Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. М.: Искусство, 1987. 352 с.
18. Шкляева Л. М. Искусство резьбы по дереву татар Самарской области (по результатам экспедиции в июне-июле 2014 года) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань: Культура, 2015. № 1. С. 53-57.
19. Шкляева Л. М. От колыбели до крыльев мельницы. Искусство резьбы по дереву чепецких татар XX-XXI веков // Из сокровищницы научных экспедиций. Национально-культурное наследие. Татары Удмуртии / ред. К. М. Миннул-лин. Казань, 2013. С. 305-311.
SPECIFICS OF TRADITIONAL TATAR WOOD CARVING IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN THE XIX-XX CENTURIES
Shklyaeva Lyudmila Mikhailovna
G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences
Luda-next@yandex. ru
The article for the first time compares peculiarities of ax, incised and relief carving among the Kazan Tatars, Mishar Tatars and Kryashens. The author discovers technological peculiarities of contour, incised triangular, staple, mold and flat-plane carving. The paper identifies similarity with Turkic traditional woodworking techniques and traces historical continuity of woodworking techniques from the nomadic period to the present day.
Key words and phrases: ax, incised and relief woodwork; traditional domestic carving; folk art; the Tatars; The Middle Volga region.