УДК 745, 511
Л.М.Шкляева
ОБРАЗ ПТИЦЫ В ДЕКОРЕ ЭКСТЕРЬЕРА СЕЛЬСКИХ СТРОЕНИЙ ТАТАР СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ РУБЕЖА XX-XXI ВЕКОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕДИЦИИ 2013 ГОДА В МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Декоративная отделка фасада дома является традиционным видом народного творчества. Исследуемый вид художественной обработки дерева, связан с оформлением наличников окон. В зооморфной группе орнаментальных мотивов рассматривается изображение птиц. Деревянная резьба сельских строений, исполненная татарскими мастерами на рубеже XX-XXI вв., раскрывает в символических образах эстетические идеалы, указывает на преемственность и связь с тюркским (булгарским) культурным наследием.
Ключевые слова: татары Среднего Поволжья, резьба по дереву, декор сельских строений, орнитоморфный орнамент, символика богини Умай, образ птицы, песенный фольклор.
Shklyaeva Ludmila Mikailovna A BIRD IN THE ORNAMENT OF WOODEN CARVINGS IN THE DECORATION OF RURAL BUILDINGS OF THE MIDDLE VOLGA TATARS AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURY (ACCORDING TO THE RESULTS OF THE EXPEDITION IN 2013 TO MAMADYSHSKY DISTRICT RT)
Wooden carving adorns the exterior of rural buildings of the Middle Volga Tatars, built at the turn of the XX-XXI centuries. While studying wooden decoration of houses, experts have identified a number of stable motives of the pictorial series.The types of ornamental motifs have been identified: geometric, zoomorphic, solar. Making the study of the ornithomorphic ornaments deeper, we described its features, using materials of the expedition to Mamadyshsky District of Tatarstan . We analyzed the form of artistic processing of wood, connected with window frames decoration. On many windows in the center of the casing top stylized birds are often observed. Since ancient times they have been the symbols of the Sun and the Light for the Tatar people as well as the mediators between the human soul and the sky. Upper part of the window frames of rural houses in Mamadysh area was often made of wood decorated with doves, swans, nightingales, swallows and ducks. The results of the survey of the dwelling owners indicate that the images of birds are seen as a kind of "messages" that contain certain values. Their symbolic interpretation is revealed in the prevailing Tatar folk works that give birds anthropologist emotional experiences.
Key words: carving, decoration of rural buildings of the Middle Volga Tatars, ornithomorphic ornament, symbolic image of birds, Turkic goddess
Как и в прежние времена, декоративная резьба украшает экстерьер сельских строений татар Среднего Поволжья, построенных на рубеже XX-XXI вв. В деревнях повсеместно предпочитают офо-рмлять жилища в национальном вкусе. Мотивы орнаментальных узоров, возникшие в далеком прошлом и развивающиеся на протяжении веков, используются в местном зодчестве в той или иной интерпретации до настоящего времени [15]. В Среднем Поволжье чаще всего орнамент фасада деревенского дома выполнен в пропильной резьбе по дереву, являющейся традиционным видом народного творчества [4].Современными исследователями отмечается консервативность тюркской культуры, «позволяющая сохранить в неизменности свою основу вплоть до наших дней» [15, с.46]. Сюда можно отнести пластическое построение формы сельских сооружений, их композиционные элементы и художественную резную отделку экстерьера татарского дома, привлекавшего внимание европейских ученых с XVIII века [9, с.15].
Первые комплексные и системные исследования облика объектов народного зодчества татар в искусствоведческом аспекте проводили: П.МДульский1 [10: 10]; Ф.Х.Валеев2 [7] и ряд их последователей3. Большой вклад в изучение национальной архитектуры внес С.САйдаров4 [2,3]. Рассматривая деревянный декор жилищ, специалисты выявили устойчивые орнаментальные мотивы изобразительного ряда: геометрические, солярные и зооморфные, включающие изображения в виде птицы. Углубляя тему изучения орнитоморфного орнамента5, мы описали его особенности и возможные истоки, используя материалы экспедиции в Мамадышский район Республики Татарстан в июле 2013 года. Нами собран материал по 23 сельским населенным пунктам района. Время возведения рассмотренных деревянных строений определяется хронологическими рамками второй половины XX-начала XXI века. Мастера-строители являются в
1 Пётр Максимович Дульский (1879 - 1956гг.) - известный российский музеевед, искусствовед и художник.
2 Фуад Хусаинович Валеев (1921 - 1984 гг.) - видный татарский историк, этнограф и искусствовед, кандидат исторических наук и доктор искусствоведения.
Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Д.К. Валеева и др.
4 Сайяр Ситдикович Айдаров (1928-1914 гг.) - доктор архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, выдающийся научный и общественный деятель.
5 Орнитоморфный - от греческого «птицеобразный».
основном представителями татарской национальности.
Исследуемый нами вид художественной обработки дерева связан с оформлением наличников. В образах узорного декора находит отражение историческая память народа. Процессы и явления традиционного искусства, обусловленные суммой факторов: сырьевых, демографических, мировоззренческих и др., практически исключают элемент случайности [1]. Определенно обусловлено и изображение птиц в центре очелий многих окон современных домов татар Мамадышского района. Ведь птицы в древнейших представлениях татар о мироздании олицетворяли солнце и свет [8, с. 84].
Птицы почитались тюркскими племенами Волжской Булгарии, о чем свидетельствует оформ-ление изделий декоративно-прикладного искусства булгар [5, с.32-34]. «После принятия ислама булгарами, их языческие традиции удержались в дальнейшем в суевериях и обычаях, которые способствовали сохранению отдельных языческих изображений, особенно птиц, имевших, видимо, значение оберегов» [6, с.99]. В тенгрианских верованиях тюрков в птицу воплощалась богиня Умай - покровительница дома и семьи6 [13, с.265]. Под именем Хумай, она упоминается в татарском варианте дастана «Лейла и Меджнун». Повествование сообщает, что даже тень птицы Хумай, упавшая на человека, приносит ему счастье [12, с.285-286]. Исследователи подтверждают вероятность отголосков языка символов средневековой Булгарии в народном сознании татар.
Современные сельские мастера, продолжая традицию, помещают изображения птиц в тех местах, которые условно обозначают границу внешнего мира и домашнего внутреннего оберегаемого пространства. Ф.Валеев, изучив резные узоры в украшении подкарнизных плоскостей наличников окон домов татар Заказанья, описал фигуры одно- и двуглавых птиц с распростертыми крыльями в деревянной резьбе конца XIX - начала XX века. Он зафиксировал постепенное преобразование орнитоморфного мотива, который превращался в отвлечённый геометрический орнамент [6, с.101].
В отдельных образцах современной резьбы Мамадышского района наблюдается обратный процесс, когда образ птиц обретает черты реальных прототипов, отражая мир пернатых Среднего Поволжья. Центр верхней части наличников окон нередко украшают выполненные из дерева голуби, лебеди, соловьи, ласточки и утки. В соответствии с современным традиционным стилем мастера изображают птиц парами, навстречу друг другу. Сама композиция расположения крылатых певчих является знаком, посредством которого сообщается о союзе, о единении тех, кому он посвящен. Результаты опроса владельцев домов свидетельствуют о том, что сельские жители (социокультурная окружающая среда) воспринимают изображения пернатых как своеобразные «сообщения», содержащие определенные значения. Их символическая трактовка раскрывается в бытующих татарских фольклорных произведениях, наделяющих птиц антропологическими качествами душевных переживаний. В современных народных песнях татар часто воспеваются соловей, лебедь, ласточка, кукушка. Реже упоминаются в песнях утки и гуси. Исследователи татарских песенных текстов отмечают, «что образы птиц могут быть использованы как символы красоты, любви, а также - изобилия и благополучия. Однако другое символическое значение этих образов, равно как и основной мотив песен, в которых они употребляются, все же - печаль, грусть, тоска, и разлука» [11, с.38]. Такое дуалистическое содержание одного носителя подчеркивает мировоззренческие суждения татар о единстве светлого и темного в судьбе человека. Своеобразием эстетических идеалов продиктованы особенности воплощения птиц в домовой резьбе, украшающей экстерьер жилищ.
Широко распространены изображения голубей. Это предпочтение находит свое отражение и в местном песенном фольклоре. «В одних песнях образ голубя соседствует с горестями и печалями людей. В других - голубь представлен как хранитель тайн влюбленных; в то же время он тревожит, раздирает их души напоминанием о быстротечности жизни; образ голубя служит в песнях также и символом счастливой, мирной жизни» [11, с.38]. На наличниках сельских жилых домов в художественной трактовке голубей проявляются стилевые признаки, общие для всех изображений. Птицы, как правило, белого цвета, располагаются симметрично по центру верхней части наличников окон в профиль навстречу друг другу, выполненные в контурной накладной технике. Легкость придает использование щелевидной резьбы, при помощи которой обозначено крыло птиц. Каждая деревня отличается своей интерпретацией голубя. Например, в кряшенском
6 Умай - божество древних тюрков. «Шаман призывал Умай следующим образом: Ак а астан, кайн, тяш «с ясного неба, паря (как птица), спустись. Умай-эне, куш-эне! Мать Умай (словно) птица-мать!».
селении Владимир птицы даны в абстрактной геометрической форме, очерченной ломаной линией. Пернатые, чаще всего зеленого цвета, располагаются на белом фоне. Голуби угадываются в изображениях, выполненных из дерева, за счет характерных пропорций, без обозначения таких мелких деталей, как клюв и лапки. На жилых строениях Верхнего Берсута привлекают внимание стилизованные белые голуби на синих наличниках. Условно обозначенные головки соприкасаются. Обобщенным силуэтом показаны лапки пернатых, пушистыми выглядят мягкого округлого рисунка основания хвостиков. Вместо крыла в технике щелевидной резьбы мастера поместили круг с точкой посередине, что является забытым в народе символом мироздания. Подобный знак в больших количествах украшает артефакты из раскопок Биляра7 [14, с.3]. «Всюду широко распространённый рисунок круга с точкой посередине следует трактовать как сведения, необходимые для земледельцев, скотоводов» [5, с.10]. Иная вариация изображения этих птиц встречается в деревне Малая Сунь. Крупные голуби голубого цвета на белом фоне ассоциируются с мирно воркующей парой. Они находятся близко друг к другу, но их головки смотрят при этом в разные стороны. Пернатая пара выглядит изящно за счет затейливого контура силуэта, в котором угадываются лапки, а пышный хвостик из трех полукружий воспринимается как узор. На тельце каждой птицы щелевидной резьбой обозначено крыло. Следующая разновидность трактовки голубей бытует в деревне Яки: там пара симметрично расположенных птиц целует друг друга. Птицы изображены со сложенными крыльями в состоянии покоя в центре верхней части наличников над окнами. Силуэт отличается волнообразной, округленной линией и удлиненным, загнутым вверх хвостиком, крыло намечено двумя горизонтально расположенными щелевидными полукружиями. Особенно красиво смотрятся белые голуби на темно-зеленых наличниках окон дома с желтым фасадом8, которые мастер оформил нарядным белым кружевным обрамлением городковой резьбы. Мастера деревни Кук Чишме нашли свой художественный подход в воплощении идеи, выбрав максимально условную манеру изображения голубей. На наличниках цвета лазурного неба тельца птиц обозначены кругами в технике контурной резьбы, вместо хвостиков изгибы, переходящие в декоративный бордюр. Отсутствуют какие-либо намеки на клюв и лапки. Голуби кряшенского села Старое Гришкино выполнены почти реалистично без использования щелевидного прорезного рисунка. На ярко-синей оконной раме белые цветочные розетки и летящие голуби как будто воссоздают фрагмент весеннего сада. Кроме голубей, тему супружеского согласия символизировали и другие птицы.
Так в деревне Баксан Мамадышского района олицетворением верности влюбленных, как и в татарских народных песнях, являются лебеди. Колористическое решение жилых строений дано в насыщенной палитре синего, бирюзового и зеленого сочетаний, воссоздающих цветовую гамму либо водной стихии, либо луговых просторов. На этом фоне по контрасту ярко выделяются снежные кружева резного обрамления наличников, и белые птицы в центре их подкарнизной части. Наблюда-ется единая традиционная для деревни манера изображения. Лебеди располагаются парами, в зеркальной симметрии, головами к центру. Силуэт дается в профиль. Лебединые шеи изящно склоняются к сложенным, едва намеченным выступам крыльев, образуя окружности. Клювов не видно, словно они прячутся в перьях. Острые кончики хвостиков переходят в отделку декора наличника. В Баксане встречаются иные цветовые сочетания фасада строения,9 но стилистика изображения птиц не меняется. Два лебедя, выполненные пропильными приемами резьбы по дереву, украшают очелье жилища, являются и символом, и пожеланием взаимной любви, верности, а также дружной и согласной жизни обитателям дома. «Согласно древней тюркской легенде, лебедь олицетворяет богиню Умай, которая стала одним из участников миросотворения. Фигуры лебедей украшают подкарнизные бордюры султанской юрты на рисунке XVI в. и золотоордынские зеркала XIV в.» [15, с.57].
В деревне Яки встречается иной символ: соловьи, поющие друг другу, олицетворяют любовь и служат символическим благопожеланием семейного счастья. Три окна в обрамлении зеленых наличников выходят на фасад строения синего цвета. По краям над каждым из них изображены соловьи. Пара пернатых созданий смотрит друг на друга в соответствии с зеркальной симметрией. Мастер исполнил узнаваемый силуэт птиц в контурной резьбе,
7 Билярское городище - крупнейший памятник эпохи средневековья, археологические остатки столицы Волжской Булгарии Х-ХШ вв.
8 Дом № 5 на улице Ленина деревни Яки.
9 Дом 13 по ул. Победы.
обозначив клюв и хвостик, наметив лапки, где они соприкасаются с наличником. Возникает ощущение, что соловьи исполняют весеннюю трель, которую люди называют песней любви. «Соловей воспевается как задушевный друг влюбленных пар и как постоянный спутник одиноких, тоскующих людей» [11, с.37].
Нередко в татарских деревнях по боковым частям наличников окон можно встретить стили-зованные изображения гусиных головок, расположенных противоположно от центра к краям и им навстречу в зеркальной симметрии. Среди ученых есть мнение, что гусь служил символом, обозначающим предков-покровителей рода, что связано с культурой ранних домусульманских булгар (VIII-IX вв.). Образы гусей фиксируются в художественном металле и керамике Золотоордынского периода, что свидетельствует о сохранении символов булгарского анималистического искусства [8, с.27].
Следует отметить некоторые отголоски семантики прошлого в толковании изображений птиц настоящего времени. Так, один из современных жителей Мамадышского района кряшенской деревни Никифорово Н.В.Михайлов сообщил собственное понимание смыслового содержания орнамента на очелье наличников. «В центре круг - это я с женой и младший сын, оставшийся с нами в доме. По бокам направленные в противоположные стороны головки гусей -это другие дети семьи, которые уйдут от нас, но они не забудут родной дом и поэтому смотрят в его сторону, что обозначается точно такими же птичьими головками, расположенными в направлении от краёв к кругу, т.е. к родным. Так меня учил дед». Формы, символизирующие головы гусей, сильно стилизованы и практически похожи на вытянутые каплеобразные фигуры. Чтобы «прочитать сообщение», оформленное изобразительными средстами народного искусства, необходимо владеть местным языком символов, передающим и утверждающим традиционный порядок отношений родителей со взрослыми детьми.
Рассмотренные примеры орнитоморфного орнамента в декоре экстерьера строений, по словам респондентов, отображают пожелание семейного благополучия. При устойчивости образа (птицы) наблюдается изменение семантического значения: в народе забыто олицетворение богини-покровительницы семьи - Умай, но сохранилось знание, что птицы символизируют благопожелание семейной жизни. Ещё сохраняется пласт изображений, выполненных в геометрических формах в контурной технике. Широкое распространение на территории Мамадышского района в технике пропильной резьбы на наличниках получила пара птиц; особенности художественных приемов различаются по деревням в зависимости от решения мастеров-исполнителей. Следует отметить предпочтение условной манеры воплощения замысла, что, возможно, отображает влияние мусульманского мировоззрения. Деревянная резьба татар Среднего Поволжья XX-XXI вв. является видом развивающегося декоративно-прикладного искусства, хранящего преемственность и обладающего символическим языком, семантику которого ещё понимают и ценят в народе.
Литература
1.Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура l.Ajdarova-Volkova G.N. Arhitekturnaja kul'tura Среднего Поволжья XVI-XIX веков: модель Srednego Povolzh'ja XVI-XIX vekov: model' razvitija, развития, структура типов, влияния. - Казань: struktura tipov, vlijanija. - Kazan': KGASA, 1997. - 196 КГАСА, 1997. - 196 с. s.
2.Айдаров С.С. Общее прогрессивное и локальное 2.Ajdarov S.S. Obshhee progressivnoe i lokal'noe своеобразие в архитектурной школе Татарстана svoeobrazie v arhitekturnoj shkole Tatarstana //Mat. //Мат. Междунар. науч.-метод.. конф.по архитектуре Mezhdunar. nauch.-metod.. konf.po arhitekture i
и дизайну. - Казань: КГАСУ, 1999. - С.50-67. dizajnu. - Kazan': KGASU, 1999. - S.50-67.
3.Айдаров С.С. Актуальные проблемы теории и 3.Ajdarov S.S. Aktual'nye problemy teorii i istorii истории архитектурно-градостроительного развития arhitekturno-gradostroitel'nogo razvitija regiona // региона // Вестник архитектуры и урбанистики. № 2 Vestnik arhitektury i urbanistiki. № 2 (5). - Kazan': (5). - Казань: КГАСУ, 2013- С. 19-22. KGASU, 2013- S. 19-22.
4.Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Токсубаева Л.С. 4.Busygin E.P., Zorin N.V., Toksubaeva L.S. Декоративное оформление сельского жилища в Dekorativnoe oformlenie sel'skogo zhilishha v казанском Поволжье. - Казань: Татарское книжное kazanskom Povolzh'e. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe издательство, 1986. - 127 с. izdatel'stvo, 1986. - 127 s.
5.Валеева Д.К. Искусство Волжских булгар (X - XIII 5.Valeeva D.K. Iskusstvo Volzhskih bulgar (X - XIII вв.). - Казань: Татарское книжное издательство, vv.). - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1983. -1983. - 132 с. 132 s.
6.Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань: 6.Valeev F.H. Ornament kazanskih tatar. - Kazan': Татарское книжное издательство, 1969. - 203 с. Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1969. - 203 s.
7.Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань: Татарское книжное издательство, 1984. - 188 с.: с илл.
8.Валеев Ф.Х., Валеева- Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. - Казань: Татарское книжное издательство, 2002. - 104 с.
9.Георги И.Г. О народах татарского племени // Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей. Т. 2. - СПб., 1776. - С. 1415.
10.Дульский П.М. Искусство казанских татар. -Москва: Центральное издательство народов С.С.С.Р. (сохранена орфография издания), 1925.- 58 с.: ил.
11.Минуллин К.М. Жанр песни в татарской поэзии: дис. канд. филол. наук. - Казань, 1996. - 157 с.
12.Мухаметзянова Л.Х. Татарский эпос. Книжные дастаны. - Казань: ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ, 2014. - 380 с.
13.Потапов Л.П. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник 1972 г. - Москва: Наука, 1973. - С.265 -286.
14.Хузин Ф.Ш. Культура Биляра. - М.: Изд-во «Наука», 1985. - 215 с.
15.Халит Н.Х., Альменова-Халит Н.Н. Стили и формы средневековой архитектуры Казани: историко-архи-тектурное исследование. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. - 351 с. : ил.
7.Valeev F.H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo Tatarstana. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo,
1984. - 188 s.: s ill.
8.Valeev F.H., Valeeva- Sulejmanova G.F. Drevnee iskusstvo Tatarstana. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2002. - 104 s.
9.Georgi I.G. O narodah tatarskogo plemeni // Georgi I.G. Opisanie vseh obitajushhih v Rossijskom gosudarstve narodov: ih zhitejskih obrjadov, obyknovenij, odezhd, zhilishh, uprazhnenij, zabav, veroispovedanij i drugih dostoprimechatel'nostej. T. 2. -SPb., 1776. - S. 14-15.
10.Dul'skij P.M. Iskusstvo kazanskih tatar. - Moskva: Central'noe izdatel'stvo narodov S.S.S.R. (sohranena orfografija izdanija), 1925.- 58 s.: il.
11.Minullin K.M. Zhanr pesni v tatarskoj pojezii: dis. kand. filol. nauk. - Kazan', 1996. - 157 s.
12.Muhametzjanova L.H. Tatarskij jepos. Knizhnye dastany. - Kazan': IJaLI im. Ibragimova AN RT, 2014. -380 s.
13.Potapov L.P. Umaj - bozhestvo drevnih tjurkov v svete jetnograficheskih dannyh // Tjurkologicheskij sbornik 1972 g. - Moskva: Nauka, 1973. - S.265 - 286.
14.Huzin F.Sh. Kul'tura Biljara. - M.: Izd-vo «Nauka»,
1985. - 215 s.
15.Halit N.H., Al'menova-Halit N.N. Stili i formy srednevekovoj arhitektury Kazani: istoriko-arhi-tekturnoe issledovanie. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2013. - 351 s. : il.