Научная статья на тему 'О художественных особенностях орнамента деревянной резьбы в декоре сельских строений татар Среднего Поволжья (по результатам экспедиции 2013 года в Мамадышский район рт)'

О художественных особенностях орнамента деревянной резьбы в декоре сельских строений татар Среднего Поволжья (по результатам экспедиции 2013 года в Мамадышский район рт) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
892
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ДЕКОР СЕЛЬСКИХ СТРОЕНИЙ / ТАТАРЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ / МОТИВЫ ЛИЛИИ И ТРИЛИСТНИКА / ЦВЕТОЧНАЯ РОЗЕТКА / САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА / CARVING / RURAL HOUSES DECOR / TATARS OF THE MIDDLE VOLGA / PLANT ORNAMENT / MOTIVES OF LILY AND TREFOIL / FLOWER ROSETTE / SALTOVO-MAYATSKIY CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шкляева Людмила Михайловна

Деревянная резьба сельских строений, исполненная татарскими мастерами в конце XIX начале XX вв., раскрывает в символических образах жизнеутверждающие идеалы, указывает на преемственность, идущую из глубины столетий. Она, в частности, выявляет существенную связь с художественной культурой волжских булгар, восходящей к традициям салтово-маяцкого декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Artistic Features of the Wooden Carving Ornament in the Decor of the Tatar Rural Houses in the Middle Volga Region (based on the results of the 2013 expedition to Mamadyshskiy district, the Republic of Tatarstan)

Wooden carving of rural houses made by Tatar craftsmen at the end of the 19 th and the beginning of the 20 th centuries reveals life-asserting ideals through symbolic images and manifests the continuity coming from the depth of centuries. This, in particular, shows essential connection with artistic culture of the Volga Bulgars ascending to the Saltovo-Mayatskiy arts and crafts.

Текст научной работы на тему «О художественных особенностях орнамента деревянной резьбы в декоре сельских строений татар Среднего Поволжья (по результатам экспедиции 2013 года в Мамадышский район рт)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)

УДК 745, 511

О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРНАМЕНТА ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ В ДЕКОРЕ СЕЛЬСКИХ СТРОЕНИЙ ТАТАР СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕДИЦИИ 2013 ГОДА В МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН РТ)

© Л.М.Шкляева

Деревянная резьба сельских строений, исполненная татарскими мастерами в конце XIX - начале XX вв., раскрывает в символических образах жизнеутверждающие идеалы, указывает на преемственность, идущую из глубины столетий. Она, в частности, выявляет существенную связь с художественной культурой волжских булгар, восходящей к традициям салтово-маяцкого декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: резьба по дереву, декор сельских строений, татары Среднего Поволжья, растительный орнамент, мотивы лилии и трилистника, цветочная розетка, салтово-маяцкая культура.

Декоративно-прикладное искусство татар Среднего Поволжья и Приуралья и их средневековых предков достаточно хорошо изучено благодаря трудам Ф.Х.Валеева [1-3], Г.Ф.Сулейма-новой-Валеевой [4-6], С.М.Червонной [7], Д.К.Валеевой [8-9], Г.А.Федорова-Давыдова [10] и некоторых других исследователей. Наименее изученной областью декоративного искусства татар является, на наш взгляд, деревянная резьба в оформлении экстерьера сельского жилища. В предлагаемой статье мы рассматриваем лишь один аспект данной проблемы. Он связан с выявлением характерных особенностей растительного орнамента деревянной резьбы современных сельских строений татар Среднего Поволжья. Актуальность темы продиктована не только чисто научными задачами изучения национальных (этнических) традиций в современном искусстве, восходящих, как увидим ниже, к древнебулгар-ским предкам татар, но и необходимостью сохранения и популяризации образцов еще бытующих узоров орнамента, к сожалению, все реже используемых при жилищном строительстве, в частности, в оформлении наличников, карнизов, ворот.

Исследуемая территория располагается в пределах Мамадышского района Республики Татарстан, в экономике которого сельское хозяйство традиционно занимает значительное место. Следовательно, здесь много деревень. В составе экспедиции нами собран материал по 23 сельским населенным пунктам района. Время возведения изученных деревянных строений в основном определяется в хронологических рамках второй половины XX - начала XXI вв. Мастера-строители являются в основном представителями

татарской национальности, как правило, пожилого или предпенсионного возраста. Местные умельцы обладают достаточной квалификацией, чтобы самостоятельно исполнять узорную резьбу по дереву.

Изучаемый нами вид декоративно-прикладного искусства связан с оформлением наличников окон, заборов палисадников, калиток и ворот. Декор, украшающий дома и надворные строения, создает красоту экстерьера посредством орнамента, который не связан с реализацией утилитарно-практических целей, но является олицетворением сохранившейся исторической памяти. Это одна из немногих возможностей аграрной культуры проявить мироощущение народа через художественный образ, создаваемый самобытным обликом сельского строения. Рассматривая орнамент деревянной резьбы, «оберегающей» дом, мы выявляем символическое содержание его изобразительных составляющих, влияющих на формирование культурных ценностей сельских жителей, когда окружающее пространство воспринимается с позиций эстетического мироощущения. Результаты наблюдений свидетельствуют о широком применении искусства растительной орнаментации, пережившее, по-видимому, не одно столетие [6: 61]. Существуя как целостная структура, построенная на основе симметричных преобразований, орнамент строится на двухмерной плоскости, представляющей поверхности наличников, заборов, ворот и реже фронтонов (фасадная плоскость крыши). Декор создается приемами пропильной деревянной резьбы и накладывается на геометрическую поверхность евклидовой плоскости, что ведет к появлению третьего измерения, характеризую-

щего небольшую «толщину» растительного орнамента. Зрительное восприятие обогащается игрой светотени деревянного рельефа при изменчивом естественном освещении. Сам узор складывается из неделимых изобразительных элементов и представляет собой определенную, художественно законченную целостность. Можно выявить такие параллельно существующие группы неделимых единиц повторяемого ритма цветочных узоров, из которых можно выделить три геометрические фигуры. Основу первой из них составляет лотос1, другой - трилистник2, третьей - многолепестковая розетка3. Они различаются не только внешней формой, но и местом расположения, размерами и характером симметрии. У розетки с четным числом лепестков можно провести несколько плоскостей симметрии, делящих фигуры пополам (рис.1). Значительно уступающий ей по площади трилистник часто крупно изображается в центре верхней части наличника (рис.2). Симметрия трилистника выражается осью третьего порядка, также проходящей через центр симметрии последнего. Более мелкие трилистники, лотосы и шестилепестковые розетки мастера вводят в композицию декора по периметру наличников. Некоторые мастера сильно видоизменяли первоначальный мотив. Они дробили большой цветок на много мелких с ветвистым стеблем и изящными листьями, что нарушало симметрию исходных фигур, однако асимметрия усиливала изящность орнамента в целом. Можно выделить трилистник с ромбовидными лепестками, трилистник с двумя симметричными боковыми завитками и трилистник в виде «короны» (рис.3).

1 Наиболее часто изображения, напоминающие лотос, встречаются в д.Малая Сунь. Село ведет историю, согласно легендам, со времен Ивана Грозного. Здесь лотос, исполненный в технике накладной глухой и го-родковой резьбы, как правило, располагается в центральной части наличнико. Орнамент окрашен в белый цвет, контрастно выделяющийся на синем фоне основы. Фасады домов решены в гамме желто-оранжевых оттенков.

2 Мотив трилистника популярен в д.Малые Кирмени, основанной в XVII в. На старых домах начала XX в. белый трилистник накладной глухой резьбы изображен в центре верхней части голубого наличника.

3 Розетка - излюбленный элемент украшения ворот по всему Мамадышскому району, например, в дд. Ха-саншино, Яки, Кук Чишме.

Рис.1. Цветочная розетка-ромашка на воротах строения в д.Сертек Мамадышского района РТ

Рис.2. Трилистник на наличнике окна дома д.Кирмени Мамадышского района РТ

Рис.3. Узор, изображающий лотосы, трилистники и цветочные розетки, выполнил мастер Радонис Саид-галеев, 1948 г.р. на наличниках дома д.Кирмени Ма-мадышского района РТ

Цветок лотоса встречается реже, его изображения варьируются и представлены либо тремя сегментами округлой формы, тесно соединёнными на стебельке с двумя маленькими перпенди-

кулярными ему листочками; либо пятилепестко-вым веерообразным цветком (рис.4). Симметрия лотоса в своем изображении связывает нечетное число сегментов с четными парами перпендикулярных листочков. В многолепестковых розетках угадываются ромашки и васильки, шестилепест-ковые ассоциируются с цветами яблони и вишни. Розетки белого цвета украшают композицию узора верхней части наличников домов и в кря-шенской деревне Зюри (в щелевидной технике), а также в Малых Кирменях (глухая накладная резьба), где живут казанские татары._

Рис.4. Цветок лотоса с тремя округлыми сегментами выполнил мастер Ибрагимов в 1957 году на наличнике окна дома деревни Таканыш, Мамадышского рай-

она РТ

Проводя аналогии с изображениями цветов в деревянной резьбе современных татарских жилищ, рассмотрим сохранившиеся на территории Мамадышского района памятники XVIII-XIX столетий, лежащие за пределами деревянной резьбы. Прежде всего - это надгробия. Мотивы растительных узоров верхней части надгробий содержат образы тюльпанов и цветочных розеток, что указывает на традиционное предпочтение выбора символических знаков4 (рис.5). Представленные в сельских музеях и частных хранениях изделия местного производства XIX в. (калфаки, металлические браслеты, вышитый текстиль и кожаные ичиги) украшены стилизованными цветами, среди которых можно выявить и трилистник, и лотос, и лепестковые розетки (рис.6).

Традиционные цветочные узоры исполнялись мастерами Казанского ханства (1438/1445-1552 гг.) на дошедших до нас ювелирных украшениях казанских татарок [4: 88] и на резном декоре каменных надгробий [4: 76].

В государстве Волжская Булгария цветочные мотивы пользовались популярностью, о чем свидетельствует оформление парадных топориков и фигурных металлических накладок на конскую сбрую [4: 29].

Археологами, исследовавшими могильники большетархановского типа (середина VIII - пер-

4 Образы тюльпана и цветочной розетки на надгробиях д. Старая Ошма, Яки, Баскан, Усали.

вая половина IX вв.), отмечено воплощение в произведениях раннебулгарского декоративно-прикладного искусства трилистника (тюльпана), цветочной розетки и лотоса [4: 22]. Они сохранились в декоре отделки изделий из металла и керамики [4: 30]. Например, один из найденных флакончиков для благовоний был украшен изображением древа жизни с цветами тюльпана на ветках [4: 31].

Рис.6. Мотивы трилистника и лотоса в кожаной мозаике ичигов XIX века, из музея д.Таканыш Мама-дышского района РТ

Подобные узоры характерны для художественных традиций салтовских (болгаро-хазарских) мастеров, создававших произведения декоративно-прикладного искусства в VШ-X вв. Цветочный орнамент свидетельствует о трансляции эстетических, а значит, и мировоззренческих представлений народов стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Существовавшие контакты мастеров салтово-маяцкой культуры и Волжской Булгарии обусловили общие орнаментальные мотивы.

Изучая изделия салтовских мастеров, исследователи отмечали специфику искусства кочевников [11-13]. Многие ученые считают, что разнообразные растительные узоры, распространившиеся среди населения степной и лесостепной зоны европейской части современной России, были заимствованы [13: 50]. На Среднюю Волгу доходили образцы художественной культуры Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии и танского Китая реже в чистом, часто в трансформированном виде через посредство копий [12]. Выделяются три основные художественные традиции - переднеазиатская (сасанидская), ран-невизантийская (античной основы) и тюркская [14]. Н.А.Фонякова сопоставила растительные мотивы салтовского орнамента с орнаментами Китая, Ирана, Согда, Византии и определила те, которые могли быть прототипами степных (болгаро-хазарских) растительных орнаментов [13].

Древнейшие символические изображения лотоса, любимого мотива салтовских мастеров, отмечены в растительном орнаменте Индии и Египта. Стилизованные цветы лотоса наблюдаются в декоративных узорах раннесредневеково-го Ирана и Средней Азии, в разработанной форме лотос достигает Восточной Европы. Орнамент обнаружен на многочисленных изделиях салтово-маяцкой культуры VШ-X веков [13: 52]. Наблюдаются лотосообразные формы узора на татарских кожаных ичигах и подушках, что указывает на их близость к мотивам древнего горноалтайского орнамента [15: 61]. Поволжские современные мастера-татары используют мотив лотоса в декоре деревянных наличников, уменьшив его до одного из элементов композиции, без самостоятельной роли. Привнесенная традиция до сих пор существует в Мамадышском районе. Гораздо чаще, чем лотос, татарскими мастерами Мамадышского района применялся мотив трилистника. Во многих научных публикациях трилистник долгое время отождествляли с лотосом, определяя его принадлежность к «постсасанид-скому» стилю, который сложился на рубеже VII-VIII вв. и распространился на смежные с Ираном области в двух направлениях - на Кавказ и

Среднюю Азию, или связывая его происхождение с китайским искусством эпохи Тан. Н.А.Фо-някова высказывает предположение, что прототипом салтовского трилистника, вероятно, был цветок тюльпана, известный в серебряных изделиях среднеазиатского круга древностей, где он связан с доисламским культовым представлением и символизирует возрождение сил природы [13: 69]. Татарский народ сохранил позднее осмысление древних символических знаков, отражающих ассоциации с современными им явлениями. Так, в Мамадышском районе один из исполнителей изображения крупного трилистника в центре верхней части наличника своего дома, объяснял: «Цветок - это моя семья, центральный лепесток - это мы с женой, мы - одно целое; два лепестка по бокам - это наши дети»5.

Архитектурная резьба по дереву занимала сравнительно небольшое место в украшении татарского жилища в конце XVII - первой половине XIX века [15: 16]. На внешних стенах в незначительном количестве сохранившихся домов конца XIX столетия мы обнаруживаем следы исполненного красками растительного орнамента. В резном украшении жилища растительная орнаментация получила небольшое распространение лишь с конца XIX в., когда в деревнях получила известность пропильная резьба [15: 46]. По-видимому, первоначально салтовский орнаментальный ряд нашел воплощение в других видах народного искусства татар, где трилистник издревле занимал видное, но во многих случаях соподчиненное место. Ф.Х.Валеев различает орнаментальные изображения тюльпана и трилистника как самостоятельные [15: 48]. Нами установлено, что местные названия цветочных мотивов резьбы по дереву в пределах Мамадышского района совпадают, жители именуют их «чачак», что в переводе с татарского означает «цветок».

На Средней Волге за столетия были переработаны различные культурные влияния, сложился самобытный художественный стиль, возможно, его орнаментальное своеобразие идет со времен досалтовской культуры [4: 104].

Во второй половине XX века деревенские умельцы резного декора сельских строений выполняли несложные симметричные преобразования элементов растительного орнамента и украшали новым получившимся узором фасады своих и соседских жилищ. Мастера создавали собственный стиль деревянной резьбы в пределах традиционных форм, основу одной из которых составил лотос, другой - трилистник, а третьей -многолепестковые розетки, внеся свой вклад в

5 Д.Малые Кирмени, ул.Г.Нигматуллина, дом 27а.

традицию художественной резьбы по дереву народов Среднего Поволжья.

1. Бадеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1975. - 214 с.

2. Валеев Ф.Х. Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельские жилища. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1975. - 214 с.

3. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань: Таткнигоиздат, 1984. -171с.

4. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. - Казань: Таткнигоиздат, 1987. - 166 с.

5. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. - М.: Наука, 2001. - С. 437 - 465.

6. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. -М., 1990. - 215 с.

7. Червонная С.М. Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. - М.: Искусство, 1987. - 352 с.

8. Валеева Д. К. Искусство волжских булгар (Х - начало XIII вв.). - Казань: Таткнигоиздат, 1983. -132 с.

9. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII-XV вв.). - Казань: Фикер, 2003. - 240 с.

10. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. - М.: Искусство, 1976. - 228 с.

11. Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. - М.: Наука, 1971. - 191 с.

12. Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв.: произведения восточной торевтики на территории Европейской части СССР и Зауралья. - М.: Наука, 1976. - 200 с.

13. Фонякова (Чувило) Н.А. Прикладное искусство Хазарии второй половины VIII-X вв. по материалам художественной металлообработки. - Казань: Институт истории АН РТ, 2010. - 168 с.

14. Ваклинов Ст. Формиране на староболгарското култура VI-IX в. - София: Наука и изкуство, 1977. - 239 с.

15. Валеев Ф. Х. Татарский народный орнамент. - Казань: Таткнигоиздат, 2002. - 295 с.

ON ARTISTIC FEATURES OF THE WOODEN CARVING ORNAMENT IN THE DECOR OF THE TATAR RURAL HOUSES IN THE MIDDLE VOLGA REGION (BASED ON THE RESULTS OF THE 2013 EXPEDITION TO MAMADYSHSKIY DISTRICT, THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

L.M.Shklyaeva

Wooden carving of rural houses made by Tatar craftsmen at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries reveals life-asserting ideals through symbolic images and manifests the continuity coming from the depth of centuries. This, in particular, shows essential connection with artistic culture of the Volga Bulgars ascending to the Saltovo-Mayatskiy arts and crafts.

Key words: carving, rural houses decor, Tatars of the Middle Volga, plant ornament, motives of lily and trefoil, flower rosette, Saltovo-Mayatskiy culture.

1. Valeev F.H. Drevnee i srednevekovoe iskusstvo Srednego Povolzh'ja. - Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1975. - 214 s. (In Russian)

2. Valeev F.H. Arhitekturno-dekorativnoe iskusstvo ka-zanskih tatar. Sel'skie zhilishha. - Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1975. - 214 s. (In Russian)

3. Valeev F.H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo Tatar-stana. - Kazan': Tatknigoizdat, 1984. - 171s. (In Russian)

4. Valeev F.H., Valeeva-Sulejmanova G.F. Drevnee iskusstvo Tatarii. - Kazan': Tatknigoizdat, 1987. -166 s. (In Russian)

5. Valeeva-Sulejmanova G.F. Nacional'naja tradicija v dekorativnom iskusstve // Tatary. - M.: Nauka, 2001. - S. 437 - 465. (In Russian)

6. Valeeva-Sulejmanova G.F., Shageeva R.G. Dekora-tivno-prikladnoe iskusstvo kazanskih tatar. - M., 1990. - 215 s. (In Russian)

7. Chervonnaja S.M. Iskusstvo Tatarii. Istorija izobrazi-tel'nogo iskusstva i arhitektury s drevnejshih vremen do 1917 goda. - M.: Iskusstvo, 1987. - 352 s. (In Russian)

8. Valeeva D.K. Iskusstvo volzhskih bulgar (H - nacha-lo XIII vv.). - Kazan': Tatknigoizdat, 1983. - 132 s. (In Russian)

9. Valeeva D.K. Iskusstvo volzhskih bulgar perioda Zo-lotoj Ordy (XIII-XV vv.). - Kazan': Fiker, 2003. -240 s. (In Russian)

10. Fedorov-Davydov G.A. Iskusstvo kochevnikov i Zo-lotoj Ordy. Ocherki kul'tury i iskusstva narodov Ev-

razijskih stepej i zolotoordynskih gorodov. - M.: Iskusstvo, 1976. - 228 s. (In Russian)

11. Marshak B.I. Sogdijskoe serebro. Ocherki po vostochnoj torevtike. - M.: Nauka, 1971. - 191 s. (In Russian)

12. Darkevich V.P. Hudozhestvennyj metall Vostoka VIII-XIII vv.: proizvedenija vostochnoj torevtiki na territorii Evropejskoj chasti SSSR i Zaural'ja. - M.: Nauka, 1976. - 200 s. (In Russian)

13. Fonjakova (Chuvilo) N.A. Prikladnoe iskusstvo Hazarii vtoroj poloviny VIII-X vv. po materialam hudozhestvennoj metalloobrabotki. - Kazan': Institut istorii AN RT, 2010. - 168 s. (In Russian)

14. Vaklinov St. Formirane na starobolgarskoto kultura VI-IX v. - Sofija: Nauka i izkustvo, 1977. - 239 s. (In Russian)

15. Valeev F.H. Tatarskij narodnyj ornament. - Kazan': Tatknigoizdat, 2002. - 295 s. (In Russian)

Шкляева Людмила Михайловна - старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, аспирант Института языка, литературы и искусств им.Г.Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан.

420008, Россия, Казань, ул.Лобачевского 2/31. E-mail: Luda-next@yandex.ru.

Shklyaeva Ludmila Mikhailovna -senior researcher, the State Museum of the Republic of Tatar-stan, postgraduate student of G.Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, the Academy of Science of the Republic of Tatarstan.

2/31 Lobachevsky Str., Kazan ,420008, Russia. E-mail: Luda-next@yandex.ru.

Поступила в редакцию 03.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.