Научная статья на тему 'Архитектурная резьба по дереву в декоре народного жилища Кубани конца 19-начала 20 века'

Архитектурная резьба по дереву в декоре народного жилища Кубани конца 19-начала 20 века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ / ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гангур Наталья Александровна

В статье на основе широкого натурного обследования и музейных фотоматериалов рассматриваются основные типы архитектурной резьбы, применявшейся в декоре жилых построек Кубани. Анализируется круг орнаментальных мотивов, их художественные особенности и стилевые черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гангур Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурная резьба по дереву в декоре народного жилища Кубани конца 19-начала 20 века»

3. Щербакова-Мнацаканян М. Н. Забытый русский композитор // Советская музыка. 1987. № 8. С. 107.

4. Савенкова А. С. А. Ф. Львов. Жизнь и творчество. Дипломная работа (выполнена на каф. истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в 2008 г. Науч. рук. - канд. искусствоведения, доц. В. П. Павлинова).

5. Ломтев Д. Г. Немецкий музыкальный театр в России. М., 2003.

6. Шольц Ф. Е. Волшебная роза. Героико-коми-ческая опера в 2 действиях с принадлежащими к ней хорами и балетами / пер. с нем. А. Ф. Томашевского // Отдел музыкальных нотных фондов Центральной музыкальной библиотеки Государственного академического Мариинского театра. Ед. хр. № 3734.

YE. V. SMAGINA. RUSSIAN OPERA SCHOOL IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY: THE FORGOTTEN NAMES

The article is dedicated to the problem of integrity in the musical-historical process, characterizing the development of Russian opera school in the first half of the XIX-th century. The author addresses to the little-known and almost forgotten today names of Russian and foreign composers who have ever worked in Russia.

Key words: problem of integrity, A. Lvov, D. Kashin, M. Bernard, V. Kashperov, V.-I. Kazhinskiy, Yu. Arnold, D. Struis-kiy, F. Tolstoy, K. Kavos, A. Sapientsa-junior, F. Sholts.

н. А. ГАНГУ Р

АРХИТЕКТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В ДЕКОРЕ НАРОДНОГО ЖИЛИЩА КУБАНИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

в статье на основе широкого натурного обследования и музейных фотоматериалов рассматриваются основные типы архитектурной резьбы, применявшейся в декоре жилых построек Кубани. Анализируется круг орнаментальных мотивов, их художественные особенности и стилевые черты.

Ключевые слова: архитектурный декор, резьба по дереву, традиционные мотивы, элементы классических стилей.

Развитие архитектурной резьбы в системе декора народного жилища Кубани во многом следует общим закономерностям. Здесь так же, как и в других регионах России, широкое распространение получает пропильная резьба. Новая техника не давала в своей массе высокохудожественных образцов, что и определило негативное отношение к ней некоторых исследователей народного искусства, считавших пропильную резьбу суррогатом народного искусства, «отвратительной прорезью городского типа» [1]. Примерно с середины ХХ столетия началась реабилитация этой резьбы и ее пристальное изучение [2].

Пропильная резьба, получившая широкое распространение в городах и прилегающих к ним селах, отличалась разнообразием композиционных решений, в которых использовались элементы, изготовленные в различных техниках. В основном применялась сквозная (ажурная) и накладная резьба, в то же время отмечены и промежуточные формы. При изготовлении последних узор выпиливался по наружному контуру, а затем на полученной основе производилась дополнительная резьба, уточнявшая детали рисунка. Готовый узор нашивался на доску, в результате чего создавалось впечатление барельефной резьбы. Плоскую пропилов-ку иногда комбинировали с точеными деталями, выполнявшимися на токарном станке. Колонки и полуколонки, кронштейны, полуцилиндрические

кружки, шарики и т. п. использовали преимущественно для украшения наличников. Точеные украшения распиливали вдоль и нашивали на плоскость подкарнизной доски. Пропильная резьба обладала большими возможностями создавать интенсивную игру светотени, образующуюся в сквозном узоре.

Пропильная резьба значительно упростила и стандартизировала процесс создания архитектурного деревянного декора. Печатные издания предлагали сравнительно широкий ассортимент мотивов и композиционных построений [3]. Однако известно, что и «рельефная резьба тоже, как правило, не выдумывалась, а бралась с каких-то образцов. Поэтому можно утверждать, что и в поздней резьбе конца XIX - начала ХХ века было и творчество, и ремесло» [4]. Требовались многие десятилетия развития, прежде чем техника про-пильной резьбы смогла найти свой специфический язык, свою меру реализации связи утилитарного с декоративным [5].

Архитектурная резьба включала в свой арсенал традиционные мотивы народного искусства, сильно стилизовав и упростив их, и формы классических стилей. Выбор мотивов оставался традиционным: геометрические и растительные, но при этом не исключено обращение к орнитоморф-ным и зооморфным мотивам. Среди геометрических орнаментов обращают на себя внимание древние символы плодородия (ромб с его вариа-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

циями) и солярные знаки (розетка). Ромбический орнамент, характерный для южных и центральных губерний, выполнялся в основном в технике накладной резьбы - в виде косого ромба, ось которого расположена горизонтально. Такими фигурами, как правило, украшали наличники, причем встречались довольно крупные одиночные фигуры, вытянутые по длине надоконной доски.

Розетка как один из широко распространенных мотивов в резьбе по дереву представлена во всем многообразии стилистических и композиционных решений. Накладные розетки центрируют композицию наличника, вступая в формальное взаимодействие с другими элементами (или меньшими по размеру розетками) по принципу соподчинения, или образуют метрическую композицию ряда. В одних случаях розетка представляет собой геометризированное изображение цветка, лепестки которого располагаются по принципу радиальной симметрии. Разрежение лепестков и подчеркивание их диагонального ритма создают зрительный эффект движения. Встречается и мотив солярной розетки с радиально расходящимися лучами, размещенной посредине подкарниз-ной доски. Розетка вырезается в виде полукруга (полурозетки), который комбинируется с его сегментами (квадрантами) по углам. По характеру трактовки мотивов, техническим приемам исполнения (плоскорельефная резьба) наличники этой группы родственны южно- и среднерусским [6].

Солярные знаки в накладной пропильной резьбе составлялись из двух элементов - розетки и многоугольной звезды. Звездчатые розетки нередко украшают фронтоны крылец. В декоре наличников встречается в качестве центрирующей фигуры, помещенной между волютами, изображение «огненного колеса» (иконический знак солнца), в верхней части которого по ободу нанесены крупные «точки» - отверстия. С наружной стороны обод обрамлен мелкими зубчиками, которые увеличиваются в размерах и вытягиваются к центру. Схематизированные изображения солярного знака в виде небольшого круга с отходящими от него по диагонали тонкими длинными «лучами» зафиксированы на наличниках домов в различных районах Кубани. Тема «солнца» в разнообразных вариациях находит отражение и в декоре крылец. Пучки тонких лучей, выпущенных из углов кронштейна, заполняют и организуют пустое пространство. В монолитных надкрылечных навесах розетка прорезается в центре орнаментального поля кронштейнов и фронтона. Именно в ажурной резьбе этот мотив получает наиболее сложную разработку.

S-образные фигуры (сигмы) включаются в орнаментальную композицию наличников, подзоров надкрылечных навесов. Воссоздающий форму латинской буквы древний знак выглядит похожим на двойную спираль, состоящую из двух соединенных симметрично волют. Эти фигуры, организованные в вертикальный ритм и обращенные друг к другу, образуют метрическую композицию ряда.

Для украшения наличников широко применялись накладные элементы - круги, круговидные

и копьевидные фигуры, треугольники. Среди них встречаются и комбинированные мотивы, представляющие собой пример mixtum compositum («смешанного соединения») разных элементов - сердцевидная фигура («червонка») с трилистником, напоминающим «копьеобразную» лилию. Из геометрических фигур составляют простые трехчастные композиции (одна в центре и две по бокам), соединяют друг с другом путем наложения двух фигур (переплетенные кольца) и способом комбинаторного формосложения. В сквозной резьбе кронштейнов крылец круг мотивов расширяется (крестовидные фигуры), несколько смягчается жесткий геометризм их форм.

Природа растительных мотивов часто узнается с трудом: она скрыта за сложными переплетениями волнообразных линий с отходящими от них многочисленными отростками, имеющими отдаленное сходство со своим прототипом - мотивом в виде плавно завивающегося побега с листьями. Цветочные мотивы вплетаются в эту орнаментальную вязь или выступают в качестве элементов метрической композиции подзоров, украшающих карнизы оконных наличников, крылец, домов. Среди них вполне узнаваем распространенный в древнерусском искусстве мотив трилистника или трехлопастной розетки - крин, похожий иногда на трехлепестковый тюльпан или «копьеобразную» лилию. Некоторые фито-морфные мотивы воспроизводят в общих чертах цветок лотоса. Зооморфные мотивы (кони, драконы) нашли слабое отражение в архитектурной резьбе. Чаще всего они настолько стилизованы, что утрачивают сходство с объектом (аналогом), превращаясь в симулякр - чистую игру воображения.

В системе архитектурного декора кубанских домов пропильная резьба (ажурная и накладная) заняла довольно прочное место на рубеже XIX-XX веков, кардинально изменив их облик. Архитектурная резьба независимо от того, была ли она органически связана с конструкцией постройки или являлась лишь декорацией фасадов (поздний период), объективно выполняла определенную функцию - повышала жизненное значение и ценность жилища [7]. В деревянном декоре Кубани использовались мотивы, традиционные для русского орнаментального комплекса в целом. Однако «семантика их утрачена, символический элемент в них факультативен и играет лишь второстепенную роль, что говорит о десимволиза-ции и разложении традиционного орнамента и возможной чисто декоративной "самодостаточности" орнаментальных форм деревянного про-пильного декора» [8]. В целом народное зодчество региона следовало процессам, происходившим в архитектуре Центральной России.

Литература

1. ЗванцевМ. П. Домовая резьба. М., 1935. С. 24; Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 1934. С. 150.

2. Чижикова Л. Н. Декоративное искусство русских народных мастеров-строителей // Советская

этнография. 1953. № 3. С. 61-76; Вагнер Г. К. Древние мотивы в домовой резьбе Ростова Ярославского // Там же. 1962. № 4. С. 34-45; Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1972; Скворцов А. И. Русская народная пропильная резьба. Л., 1984.

3. Квашнин Н. Мотивы деталей разных частей деревянных построек: 333 рисунка с пояснительным текстом. М., 1910.

4. Булавин Е. Деревянное кружево Костромы. Ярославль, 1975. С. 17.

5. Ермаков А. М. Художественное функционирование декора в народном искусстве Удмуртии XIX

- начала ХХ в.: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1985. С. 82.

6. Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища // Русские. Исто-рико-этнографический атлас. М., 1970. С. 33; Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995. С. 22.

7. Вагнер Г. К. Древние мотивы в домовой резьбе Ростова Ярославского ... С. 34-45.

8. Личенко С. И. Народное искусство Калужского края Х1Х-ХХ вв.: архитектурная деревянная резьба, вышивка, кружево, игрушка: очерки. Калуга, 2001. С. 20.

N. A. GANGUR. ARCHITECTURAL WOOD CARVING IN THE DECORATION OF THE NATIONAL KUBAN DWELLING LATE XIX - EARLY XX CENTURY

In the article based on extensive surveys and museum photographs the main types of architectural carving that were used in the decoration of residential Kuban buildings are considered. The range of ornamental motives, their artistic peculiarities and style features are analyzed.

Key words: architectural decor, wood carving, traditional motives, elements of classical styles.

с. Р. ДАМАДАНОВА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ ДАГЕСТАНА: ВЫШИВКА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТРАДИЦИОННОГО ТЕКСТИЛЯ

в статье дается обзор художественного текстиля Дагестана, анализируются функциональные и художественно-эстетические характеристики традиционной вышивки.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство Дагестана, вышивка, текстиль, традиционные промыслы.

В искусстве художественного текстиля, получившего с древнейших времен широкое распространение в обиходе народов Дагестана, отражается специфика традиционной культуры горцев. На протяжении длительного исторического периода искусно декорированные текстильные изделия повседневного использования и ритуально-праздничного назначения выполняли как утилитарную, так и художественно-эстетическую функцию.

Самобытная система художественных образов декоративной отделки текстильных изделий, нередко обусловленная местным мифотворчеством, апотропейной символикой и религиозными представлениями, обнаруживает ярко выраженную связь как с древнейшими орнаментальными традициями язычества, так и с традициями христианского и мусульманского периодов. Вместе с тем производство продукции из шелка, льна, бархата, шерсти и других тканей испытало значительное влияние культур народов Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Переднего Востока, России, существенно обогатившее орнаментальную стилистику, переосмысленную умельцами на основе локальных традиций [1]. Художественная обработка текстильных изделий, входящих в оформление интерьера традиционного жилища, характеризуется единством стиля, гармоничным

сочетанием изящества, утилитарной целесообразности и художественно-образной цельности.

Традиционный художественный текстиль является наименее изученной отраслью ремесленного производства Дагестана. Специалисты выделяют следующие разновидности изделий:

- тканые ковровые (ворсовые ковры, безворсовые сумахи, паласы, дорожки);

- вязаные декоративные (джурабы, головные уборы, элементы традиционной одежды);

- войлочные (бурки, ковры-арбабаши, валики, подушки);

- золотое шитье, вышивка канителью, шелковой нитью (занавеси, покрывала, скатерти) и др.

По назначению изделий различают:

- декоративное оформление традиционного интерьера (ворсовые и безворсовые ковры, паласы, покрывала, занавеси);

- ритуально-праздничную и повседневную одежду (мужскую, женскую, детскую);

- бытовую утварь (хурджины, ремни для водоносных сосудов, мешки для сбора урожая, постельные принадлежности);

- аксессуары (чехлы для подушек, полотенца, сумочки для рукоделия, футляры для Корана);

- сувенирную продукцию, изделия, предназначенные для продажи, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.